На обложке – репродукция картины Дмитрия Бирюкова «Под сенью креста»



страница1/6
Дата09.05.2016
Размер0.95 Mb.
  1   2   3   4   5   6

На обложке – репродукция картины Дмитрия Бирюкова «Под сенью креста».


Эта же картина – на внутренней стороне обложки в конце книги, и на ее фоне прописным шрифтом стихи:

Здесь образ гибнущего мира,

Пустыня сухости и зла,

Греха безмерная долина

Нам жизни нить оборвала.

Но двери вечность нам открыла

Под сенью вечного креста,

И милость нам свою явила

Любовь Спасителя – Христа!

------------------------------------------------------------------------------------


НАЗВАНИЕ КНИГИ

БУДЁННОВСКИЙ КРЕСТ

_________________________________________________


АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ СВЕТЛАНА БИРЮКОВА


КНИГА ВЫШЛА В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ
На обложке картина и стихи Дмитрия Бирюкова «Под сенью креста»
Консультанты:

подполковник милиции Драган Андрей Пантелеевич

подполковник милиции Галенов Юрий Иванович

-----------------------------------------------------------------------------------------



НИКТО НЕ МОГ ДАЖЕ ПОДУМАТЬ…

Шестьдесят лет прошло с тех пор, как закончилась последняя война. Несколько поколений россиян, родившихся в мирное время, даже подумать не могли, что однажды война придет прямо к порогу их дома. Если наша армия уже в семидесятые годы была заражена инфекцией разложения, за исключением разве что элитных частей, а в восьмидесятые перестала быть боеспособной, то что говорить про мирных граждан. Кто готовил нас к нападению бандитов среди белого дня? Кто учил нас выживать без еды и воды? Кто подготавливал нашу психику к ужасам расправы над беззащитными женщинами и детьми? И кто из нас до 1995 года мог представить, как глубоко безразлична для нашей власти наша судьба? Все это мы вынуждены были познавать уже, когда окунули нас с головой в водоворот событий, и мы, как щенки, которых бросили в воду, утопая, барахтались и выплывали, как могли.

Десять лет прошло с тех страшных июньских дней. Сколько страстей отбурлило за эти годы?! Что-то унесла река времени, что – то отболело и осело на дно души, но есть такие раны, которые не заживают. Боль лишь притупилась. И стоит слегка коснуться их, боль оживает с новой силой.

Спустя десять лет многое видится по-другому, и многие из нас даже готовы простить тех, кто повинен в наших бедах. Есть такое в российской душе – махнуть рукой на недругов, мол, Бог им судья. Особенно если в недруги попало собственное правительство. Ну что ж, может, и пора простить и отпустить боль, по крайней мере, стоит попробовать.

Но прежде так хочется, наконец, знать, кто же те недруги. Чеченцы? Милиция? Военные? Краевая власть? Федеральные спецслужбы? Министры? Депутаты? Черномырдин? Ельцин? Американцы?.. Вопросов у буденовцев много, и на них за десять лет так никто и не сумел дать ответ. Ничего не понявшие, исстрадавшиеся люди и спустя десятилетие клянут всех подряд и думают только об одном: как забыть июньский кошмар. Но мы, те, кто рядом, кто ежедневно видит страдания близких людей, имеем ли мы право - забывать? Нет!

Память должна жить! Память о тех, кто навсегда остался лежать на городских улицах, в окровавленных коридорах и лифтовых шахтах расстрелянной больницы, кто остался жить с незаживающей раной, в городе Святого Креста, распятом за чужие грехи.

Память о Буденновске должна остаться, как осталась память о Бресте, первым принявшем удар фашистских захватчиков. Буденновск стал «Брестом» в новой войне, в войне против общепланетного Зла, в войне, у которой нет линии фронта, нет тыла. Передний край сражения повсюду: на каждой улице, в каждом доме, в каждой душе. И покой нам только снится…


ГДЕ БЕДА БЕРЕТ СВОЕ НАЧАЛО?
Есть в природе закон, объясняющий, почему происходит то или иное событие, закон о причинах и следствии. А в Библии говорится: «…и воздам каждому из вас по делам вашим».

«За все платить придется в этом мире» – этот стих пришел однажды мне, человеку еще не познавшему веру, и стал для меня открытием. С тех пор множество раз убеждалась, что платим мы за всё и все. За корысть, зависть, злобу получаем душевную маяту, за доброту, милосердие, щедрость – душевный покой. А бывает, одни своими страданиями оплачивают жизнь, успех и счастье множества других.

За что же заплатил Буденновск?

Чтобы это понять, нам надо заглянуть назад и вниз по лестнице времени, пролистать историю войн, отыскать истоки терроризма, понять причины пренебрежительного отношения власти к собственному народу, к самой главной ценности – Жизни, и к жизни человека в частности. Но не думайте, что сейчас, в этой книге, вы прочитаете готовые ответы, такие ответы, которые предстанут истиной для вас. Вашу истину вы должны найти сами. А я могу представить вашему вниманию только свои размышления. Вы можете принять к сведению, можете со мной согласиться, поверить мне, а можете начать свои поиски.

У каждого города, как и у человека, своя судьба. Счастливая или трагическая, незаметная или яркая. Нашему городу по велению рока испокон веков суждено, время от времени, переживать страшные потрясения, весть о которых разносится по всему миру. Обитатели нашего города, как в глубокой древности, так и ныне, испытывают на себе действие мощных злых сил. Зло не всегда исходит извне. Оно живет и внутри, и совершает свои черные дела в те моменты, когда мы, ослабев, теряем бдительность.

Снова птица ночи прокричала.

Силы зла она сейчас разбудит,

И пойдут они гулять по людям,

Зарождая в душах тьмы начало.

Где от крика разум не проснется,

Там наивность растворяет двери,

Под «овечьей шкурой» тьма вольется

В наши души, полные доверья.

Ты твердишь: «Как много злобы в душах!

Где она берет свое начало?»

Помнишь? Птица ночи прокричала…

Так за что же заплатил Буденновск? На мой взгляд, за то, что вовремя не услышали мы тревожный крик «птицы ночи», за то, что мы, рядовые горожане, как обычно слишком доверились «батюшке царю», надеясь, что нас защитят наши «защитники отечества». Поплатились мы и за то, что допустили в свои души посланников тьмы. Наша Судьба слита с Судьбой города, роковой Судьбой нашего города, которую можно проследить, если внимательно всмотреться в страницы истории, вслушаться в голоса времен. Все, что случалось и случается с нами - это наш Крест, и нести его нам и нашему Городу, лучше, если с достоинством и смирением. И тогда, возможно, мы заслужим в награду МИР и ЛЮБОВЬ.
СУДЬБА МОЕГО ГОРОДА

На том месте, где стоит современный город под именем Буденновск, еще в глубокой древности образовалось крупное поселение. И все вокруг, и сама Природа помогала человеку закрепиться на прикумских землях. Богатый растительный мир, множество животных, полноводная река, плодородная долина, природные строительные материалы – эти непреходящие сокровища издревле ценил человек.

А появился человек на Прикумье примерно миллион лет назад, когда оно, как и все Предкавказье, освободилось от моря, и Кавказский остров соединился с Малой и Передней Азией. Древние люди архантропы селились в неглубоких гротах, пещерах, а, расселяясь на равнину, рыли себе углубления в земле и перекрывали его ветками, камышом, сухой травой. Кочевые племена для жилища использовали легкие переносные палатки (юрты, чумы).

Именно в долине реки древние кочевые племена оседали, начинали строить постоянные жилища, сначала глиняные землянки, глинобитные хаты, потом дома из обожженного глиняного кирпича, камня-ракушечника, залежи которого имелись недалеко от долины.

Были времена, когда Прикумье входило в состав Хазарского царства. Тогда в долине и родился большой богатый город, с христианскими церквями, мусульманскими мечетями, иудейскими храмами.

«Судя по всем имеющимся о Мажарах писаным свидетельствам, необходимо прийти к заключению, что это был хозарский город. Так он назывался в истории г. Дербента, где упоминаются (8 в. до Р.Х.) Большие и Малые Мажары…», - писал в своем историческом труде в 1910 году «Мажары один из древнейших городов Северного Кавказа» Н.Г. Прозрителев, один из самых самоотверженных сторонников Мажар. А в другом научном документе автора Проценко (материалы археологического съезда в Тифлисе 1879г. Т-1 стр. 152) писалось,«…что Маджары, – или чаще в грузинской форме этого имени Самандар(потому что арабы в первый раз познакомились с этим городом, идя походом, при Мурване в 60-х годах У/// столетия в Казарию через Грузию)– был городом казарским».

Позже, когда на Северный Кавказ пришли монголо-татарские завоеватели, культура хазар была уничтожена, погиб народ, просуществовавший на западном побережье Каспия 700 лет. Завоеватели постарались уничтожить саму память о том, что было до них, не думая о том, что воздастся им по делам их. Однако совсем уничтожить не удалось. Память осталась жить. Сама Земля до сих пор хранит бесценные свидетельства, которые не раз открывались, и еще будут открываться «копателям», ищущим истину.

Историки Прозрителев и Проценко, а также Караулов, Миллер, Волкова утверждают, что великолепный город, оставшийся в истории под названием Маджары стал преемником древнехазарского города. Расцвет города приходится на 14 век.

Письменные и археологические источники дают возможность представить облик этого средневекового города. «Он разделялся Кумой на две большие части: верхнюю, находившуюся по левому берегу реки, и нижнюю, занимавшую ее правобережье. На левом, более высоком берегу, территория Маджар составляла 3 км в длину и около 1км в ширину. Как рассказывали Г.Н. Прозрителеву старожилы – жители местных селений, в нижнюю часть города вела широкая лестница из белых и изразцовых плит. Именно в нижней части города находились ремесленные кварталы, что подтверждается находками здесь обогатительных печей и различного ремесленного брака: стекловидных шлаков, глиняных трубок с застывшей в них глазурью и т.п. На плане Маджар, составленном в 1850-х годах А.Архиповым, было обозначено 43 полных квартала и 7 кварталов, вошедших в этот план не полностью. Неправильная планировка кварталов, узкие улицы создают картину типичного средневекового города с поквартальным поселением жителей одной национальности или одной профессии…

Ибн Батута упоминает в Маджарах большой базар, джума, т.е. соборную мечеть, скит, где жили разных национальностей факиры. Находки монет маджарского чекана указывают на существование в городе монетного двора и мастеров-чеканщиков. В 1840г. в Маджарах местными крестьянами были открыты остатки городского водопровода, четыре линии которого шли с северо-запада на юго-восток и имели протяженность около 324 саженей…

Часть города, судя по сохранившимся в 18 и начале 19 веков развалинам, занимали мавзолеи, архитектурный стиль которых был аналогичен мавзолеям Передней и Средней Азии…», – так описывала Маджары Н.Г. Волкова, советский историк, в 1962 году.

Но, как пишет Г.Н. Прозрителев: «Этот загадочный город положительно обречен судьбой на то, чтобы окончательно исчезнуть с лица земли и унести с собой истину о существовании его и тех, кто в нем жил и его построил».

Гибель Маджар осталась тайной до сего дня. О причинах гибели древнего города ходят легенды. Одна из самых вероятных рассказывает о нападении на город войск Тамерлана (Тимура). Однако есть и другие версии, среди которых землетрясение, наводнение, нашествие пауков тарантулов. Рок висит над самой памятью о Маджарах. Все, что напоминает о старине, методично и упорно уничтожается. И не берется в расчет, что о Маджарах говорили такие древние писатели, как Магаммедъ-Аваби-Акраши в своей «Истории Дербента», Абулгази-Баядуръ-Ханъ в «Истории татар», Абдулъ-Феда в «Географии», оконченной в 1321 году, а также в древних русских летописях. И оттого нам, потомкам, становится еще досаднее, что мы не знаем почти ничего о Маджарах.


Заметьте, история повторяется. Золотая Орда для придания своей большей значимости уничтожила память о предшествующей культуре хазар.

Культура Золотой Орды была разрушена последующими завоевателями.

Когда на Кавказ пришли россияне в период правления Екатерины -//, развалины Маджар еще щедро рассказывали о былых временах. Но поселенцы беспощадно, с молчаливого согласия царского правительства, грабили исторический памятник, разорили еще целые мавзолеи, растащили кирпич и плиты по своим постройкам. Неужели российские ученые не понимали значения памятника древности? Наверняка понимали. И свидетельство тому мы находим в работах Н.Г. Прозрителева, 1902 г., 1906 г., 1910г., пронизанных болью за исчезающий памятник. Но не в его силах было предотвратить наступающее забвение. Оно было неминуемо.

Подписание Грамоты Павлом -1 о выделении земли армянским и грузинским беженцам в том месте, где были развалины Маджар, лишь ускорило разграбление исторического памятника. Из маджарских кирпичей было построено не одно здание в селении Армянском, в дальнейшем названном г. Святой Крест, в окрестных селах, из них же был возведен Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь.

А когда пришли к власти Советы, был разрушен монастырь, город потерял свое имя Святой Крест, которое получил при возрождении, и, видимо, таково было Божье наказание. Творить неправедные дела под Святым Крестом – это кощунство. А роковая цепочка продолжает плестись.

Воля рока исполняется по сегодняшний день.

Из биографии современного города словно вычеркнута тысячелетняя история. Те места, где могли бы вестись раскопки, во времена советской власти просто запаханы. О древней истории города Буденновска и Прикумья стараются не говорить, а если упоминается на уроках истории, то вскользь, не придавая особого значения. В угоду каким-то силам, которые противятся возрождению гордости у горожан за выдающееся прошлое, был отменен проект по возрождению туристического маршрута по «Великому шелковому пути». А как было бы здорово воссоздать исторические уголки по сохранившимся пока описаниям и чертежам, великолепную лестницу, спускающуюся к берегу реки в районе больничного городка!

Но кто-то сумел доказать, что Маджары вовсе не стояли на перекрестке торговых путей. Исчезают в неизвестность и так очень скупые археологические находки, найденные на развалинах Маджар, даже из краевого музея.

Тем, кто задумывается над этим вопросом, приходится гадать о причинах. В угоду политикам, которые вольно или не вольно действуют по воле рока, навевается страх перед прошлым, забываются уроки истории, рушатся исторические и культурные памятники. Уже на нашей памяти канули в неизвестность красивейшие памятники А.С. Пушкину с улицы Пушкинской, Гагарину из парка культуры и отдыха им. Гагарина, их заменили на каких-то «уродцев». Уничтожена скульптурная группа по мотивам произведений М.Ю. Лермонтова в сквере им. Лермонтова.

А разве случайно нам внушается теперь, что на наши земли претендуют некие народы, обитавшие ранее в прикумских степях? Слух этот тревожит, прежде всего, русских, да и армян не в меньшей степени. Многие покидают город. А почему? Если у нас мирные помыслы, если мы чтим историю, традиции, веру свою и всех, кто живет с нами рядом, почему мы должны тревожиться? Ведь сосуществовали мирно в древнем городе Маджары христиане, мусульмане, иудеи, ходили друг другу в храмы. Русские и армяне по численности сейчас превосходят другие национальности в городе. Однако страх не покидает нас. Почему? Почему мы боимся возведения мечети в городе? Ведь страх- это удел слабых. Неужели мы готовы признать себя слабыми?!

Главная причина того, что мы чувствуем себя неуверенными, незащищенными в том, что мы позволили разделить нас и властвовать над нами. Не пора ли нам объединиться? В единении сила, а сильные духом всегда были великодушны, щедры и справедливы.

А если от своей слабости, когда у «страха глаза велики», мы наделаем бед, допустим несправедливость, где гарантия, что завтра не изменится обстановка? И нас станет меньше? Ведь тогда нам припомнят все. Пусть это не случится при нашей памяти, но может произойти при жизни наших правнуков.

Нас много. Пока. Но мы разрозненны, мы каждый сам за себя, оттого наши беды, оттого наши страхи.

В этом и заключаются уроки истории, чтобы помнить, кто мы есть, чтить память о том, что было до нас, заботиться о том, что останется после нас, и молиться о том, чтобы не случилось так, что однажды от нашего города останутся руины, которые покроются новой тайной.

КОМУ НУЖНА ВОЙНА ?
Вы спросите: а какое отношение все выше сказанное имеет к Буденновской трагедии? А такое, что Буденновская трагедия имеет прямое отношение к войне в Чечне. А война в Чечне имеет прямое отношение к тем силам, КОТОРЫЕ ХОТЕЛИ БЫ ВЗОРВАТЬ КАВКАЗ, которые не учитывают уроки прошлого, стремятся в угоду сиюминутной выгоде переписать историю.

Эти силы во все времена развязывали войны, чтобы поживиться богатствами за счет жизни самых наивных и чистых, самых честных и смелых людей, не важно какой национальности. Они погибали, а темные силы пользовались благами.

Эти силы уже в новейшей истории разжигали «горячие точки», они способствовали рождению в Чечне бандитского анклава, которому стало тесно в своем «котле», и он выплеснулся на соседние территории, затягивая в свое мутное и разрушительное течение ранее совершенно мирных людей. (Известно, что среди боевиков, захвативших Буденновскую больницу, был чеченец, работавший ранее завклубом). Примеров можно привести много.

И тут рок, висящий над нашим городом, опять сыграл свою роль. Пятьсот сорок километров проехали боевики по Дагестану, Нефтекумскому, Левокумскому районам беспрепятственно, и надо же было именно в Буденновске свершиться трагедии!

«И никто, конечно, не мог дать ответа на самый главный вопрос: как сотня до зубов вооруженных боевиков смогла проникнуть из неприступных гор южной Чечни, якобы контролируемой федеральными войсками, и добрых полторы сотни километров двигаться по Ставропольскому краю, где блок -посты ОМОНа стояли в визуальной близости друг от друга; а затем фактически захватить русский город и несколько часов держать его под своим контролем; захватить, как тогда еще считали, несколько сотен заложников и забаррикадироваться с ними в городской больнице. Было совершенно очевидно, что все многочисленные спецслужбы были полностью захвачены врасплох, несмотря на то, что сам генерал Дудаев много раз предупреждал, что намерен перенести войну на территорию России. Казалось бы, бесчисленные сотрудники ФСБ, МВД, военной разведки и контрразведки, затопившие, по их собственным уверениям всю Чечню, отслеживают каждый шаг дудаевских боевиков по мере «медленного победного шествия» федеральных войск по территории усмиряемой Чечни и регулярных спектаклей с водружением российского флага над обугленными руинами очередного села. Налицо был очередной провал спецслужб вообще, в Чечне– в частности», - писал в своей книге «Хроника чеченской войны. Шесть дней в Буденновске» Игорь Бунич.
А ведь за месяц до буденновских событий по территории Ставропольского и Краснодарского краев распространялись листовки, подписанные аббревиатурой НОРДОС («Независимый особый разведывательно-диверсионный отряд смертников»). В листовке говорилось: «Мы - воины Аллаха. И прежде, чем начать боевые действия, мы решили обратиться к народу России и довести до него наши цели и задачи…проведение терактов на территории России, подрывная деятельность, уничтожение стратегических объектов, живой силы и военной техники; а также есть план по ведению бактериологической войны: отравление водоемов, пастбищ. Если погибнет Чечня, то мы готовы погубить и Россию. Сегодня в Чечне убивают наших матерей, отцов, братьев и сестер ваши отцы и сыновья. И если они не остановятся, то и они узнают чувство, когда гибнут их близкие, ни в чем не повинные люди. Одумайтесь! Остановите эту войну и надвигающийся массовый террор…». Хотя эти листовки на протяжении месяца уже гуляли по южным окраинам, ни Степашин, ни Ерин, ни Егоров о них не знали, и ознакомились с ними только в Буденновске, что очередной раз подчеркнуло «блестящую» работу наших спецслужб.
И странно: вопреки всякой логике, те, кто столкнулся с невиданным в мире до этих пор масштабом терроризма, оказался еще и под общественным «обстрелом». Прошедшие сквозь огонь, измученные болью, жаждой и голодом, эти люди оказались виновниками в глазах общественности за свершившееся злодеяние.

Работники Буденновской милиции, принявшие на себя самый первый удар, мало того, что были наказаны по служебной линии, но оказались главными «злодеями» и в глазах земляков. (Я не беру в расчет «уродов», без которых не одна семья не обходится). Кто-то упорно распускал в те дни самые невероятные слухи: о пьянке на Волчьих Воротах, об отсутствии в отделе оружия, об отсутствии начальника милиции на рабочем месте, о связи с чеченскими боевиками, о любовницах чеченской национальности.

Медиков, пробывших под дулами автоматов шесть долгих суток, медиков, которые, забывая о себе, поддерживали раненых, больных и слабых, на митинге после освобождения какие-то бабушки обзывали «чеченскими подстилками». Кому-то надо было наполненным болью людям, сделать еще больней.

Заложников, невинно заточенных за чьи-то грехи, стоявших под дулами бандитских автоматов с одной стороны и пулями своих же «защитников» с другой стороны, прокуратура, не дав даже опомниться, с усердием допрашивала так, будто это они ради своего удовольствия пошли в заложники.

Кто это делал? А те, у кого замараны руки в этом «военном дерьме». Для чего? А для того, чтобы отвлечь народ от главных виновников. Есть соблазн немедленно назвать их по именам. Некоторые фамилии уже названы еще в 1995 году в президентских указах, отстранивших от занимаемых должностей министра по делам национальностей Н.Д.Егорова, директора ФСБ С.В.Степашина, министра внутренних дел В.Ф.Ерина, главу администрации Ставропольского края Кузнецова. От должностей освобождены многие, а вот под суд не отправлен никто. Значит и виноватых пока по закону мы назвать не можем. Хотя виновников вы сможете вычислить и сами, ответив себе на вопросы: «Кому было выгодно ослабление нашей страны? Кому было выгодно создание напряженности на Кавказе? Кому нужно было превратить Чечню сначала в рассадник зла, а потом бездумно, вредительски, предательски превратить наших солдат в «пушечное мясо», в упор расстрелять мирных и чеченцев, и русских? Кому было выгодно требовать новых и новых миллионов для восстановления Чечни, чтобы снова ее разрушать? Кто рапортовал перед новым 1995-м годом, что боевики заперты наглухо в тройном кольце, и беспрепятственно выпустил их в июне 95-го? Кто позволил им спокойно проехать 570 километров? Наконец, кто, посадив журналистов, приехавших в Буденновск со всего мира, под охрану, врал миру, что заложников в больнице несколько десятков вместо нескольких тысяч? И последнее. Кто предлагал заложникам написать заявления о добровольном вступлении в банду Басаева, передав образец его через переговорщиков? У заложников не было сомнения, что их готовы были уничтожить. А некоторые политики, приехавшие «поглазеть», даже не скрывали своего желания «взорвать Басаева вместе с больницей», а это значит и с тысячами ни в чем неповинных людей.

При желании можно составить поименную цепочку виновников Буденновской трагедии, а это, значит, назвать активистов, вожаков так называемой мировой «партии войны». А потом решить, как жить дальше. Мстить или прощать, требовать законного расследования и наказания виновников или все забыть. Прошло десять лет. Пора решить и подвести какую-то черту.

А пока давайте вспомним, как все было и с чего все начиналось.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
«А В БУДЕННОВСКЕ СТРЕЛЯЮТ
Тот день, 14 июня 1995 года, был с самого утра жарким. Работая в огороде, я пыталась понять, отчего на душе неспокойно. К полудню палящее солнце загнало меня в дом, но уснуть, как обычно я делала в самую жару, не смогла. Беспокойно себя вел и годовалый сын. С трудом укачав ребенка, я взялась просматривать старые рукописи, пытаясь выбрать стихи для книги, готовящейся к изданию. Обычно, работа с бумагами меня успокаивала. Но не в тот раз. Так и не сумев сосредоточиться, я отложила рукописи и взялась готовить обед. Но и тут меня ждала неудача. Сначала я обрезала палец, когда чистила картошку, потом, задумавшись над сковородкой, сожгла лук, и, в конце концов, еще и борщ оказался пересоленным.

После трех часов дня я вновь вышла во двор. Раньше обычного с работы вернулся муж, и в то время, когда он, присев на лавочку во дворе, рассказывал, почему его отпустили с работы, резко открылась калитка, и во дворе показались мои родители. В первую очередь мне бросился в глаза их изможденный вид. Они буквально валились с ног.



  • Вы откуда такие измученные? – спросила я.

  • Мы к вам прямо с дачи пешком пришли. В городе война.

  • Какая война? Что это вы придумали?

  • Да ничего мы не придумали! – Мать от обиды повысила голос.- Мы стояли на остановке, ждали автобус, чтобы домой уехать. Он пришел переполненный. Люди все перепуганные, плачут. Сказали нам, чтоб мы в город не ездили. Там стреляют. Банда чеченцев напала на город. Ну, мы и пошли к вам пешком. Правда, попутная машина от Орловки нас немного подвезла.

Я завела уставших стариков в дом, напоила, предложила поесть, а сама ринулась на трассу. Ведь в городе остались сын и младший брат с семьей. Мне не терпелось узнать, что с ними. Но на перекрестке стояла милицейская машина, и находящиеся около нее милиционеры велели мне вернуться домой:

  • В город вас все равно не пустят, все въезды перекрыты.

Делать было нечего, я вернулась. Но на утро вновь помчалась в город. На этот раз сами милиционеры подвезли меня до улицы Кочубея. Идя по улице Ставропольской в сторону милиции, я то и дело встречала дома с пробитыми окнами, исцарапанными стенами. Далее по улице Пушкинской встретились несколько сгоревших машин. Дом детского творчества пугал чернотой оконных проемов и обгоревшей крышей. Пробитые пулей ворота медвытрезвителя и засохшая лужица крови рядом кричали о случившейся на этом месте трагедии.

Сын, брат и племянницы не пострадали, а вот жена брата оказалась в заложниках. Долгие шесть суток, без пищи и воды провела она вместе с другими жертвами захвата в расстрелянной больнице. А мы все это время дежурили то около захваченной больницы, то у телевизора в ожидании новостей.


Я не была свидетелем нападения, и чтобы понять, как все происходило, начала с воспоминаний тех, кто видел своими глазами, кто стал непосредственным участником буденновской трагедии. У меня не было какой-то системы отбора. Собирала материал по крупицам на улицах города, останавливала случайных прохожих, стучалась во дворы знакомых и незнакомых земляков. Героями книги стали те люди, которых, как говорится, мне Бог послал. По их рассказам постепенно передо мной предстала общая картина. В этой главе я представляю вам то, что рассказали очевидцы.
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница