Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак Безопасность жизнедеятельности



страница1/6
Дата24.04.2016
Размер0.86 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак

Безопасность жизнедеятельности

(???)Издание двенадцатое, исправленное и дополненное

(???)Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»


ББК 20 (???)

Р 88 (???)

Занько Н. Г., Малаян К. Р., Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 11-е изд., испр. и доп. / Под ред. О. Н. Русака. — СПб.: Издательство «Лань», 2007. — (???) с., ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература).

ISBN (???)

В книге системно изложены основные положения развивающейся научной и учебной дисциплины, именуемой безопасностью жизнедеятельности (БЖД). Рассматриваются теоретические и медико-биологические основы БЖД, принципы обеспечения безопасности, идентификация опасностей, окружающих и сопровождающих человека на протяжении всей жизни, меры защиты от них. Раскрываются особенности защитных действий в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Отдельно рассматривается безопасность деятельности в условиях производства.

Для студентов, изучающих БЖД, научных и практических работников, работающих в различных областях безопасности.

ББК 20 (???)

Рецензенты: кафедра «Безопасность жизнедеятельности» Санкт-Петербургского государственного аграрного университета; заслуженный деятель науки и техники РФ, д. т. н., профессор В. С. Шкрабак (???)

Под редакцией заслуженного деятеля науки и техники РФ, д. т. н., профессора О. Н. Русака (???)
Для выходных данных:

Наталья Георгиевна Занько

Карпуш Рубенович Малаян

Олег Николаевич Русак


Предисловие


Любой вид деятельности человека сопряжен с определенными потенциальными опасностями. Для защиты от этих опасностей применяются соответствующие методы и средства защиты.

Таким образом, в каждом виде деятельности формируется определенная система безопасности жизнедеятельности (СБЖ), отличающаяся характером опасностей и способами защиты от них. Сколько видов деятельности — столько СБЖ. Примерами СБЖ являются: охрана труда, промышленная безопасность, экологическая безопасность, национальная безопасность и многие другие. Несмотря на наличие у всех СБЖ ряда общих закономерностей, наблюдаемое иногда их эклектическое объединение недопустимо. Попытки создания некоторой единой СБЖ контрпродуктивны.

В данной книге изложен курс безопасности жизнедеятельности (БЖД), в котором реализуется антропоцентрический подход, исключающий смешение СБЖ различных иерархических уровней и выделяющий приоритет человека.

Особенность данной версии курса заключается в том, что в нем рассматриваются в качестве основы непосредственные опасности (для человека) непреднамеренного характера. Другие опасности (опосредованные и преднамеренного характера) приводятся в данной книге по сугубо методическим соображениям с целью системного представления изучаемой области знаний. Объектом изучения БЖД является деятельность, а предметом — присущие этой деятельности опасности в системе «человек – опасность».


Введение


Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Только в дорожно-транспортных происшествиях в России ежегодно погибает более 30 тыс. человек. Десятки тысяч людей становятся ежегодно жертвами алкоголя. Тысячи человек погибают на производстве.

Статистические данные свидетельствуют о том, что люди погибают, становятся инвалидами и больными от опасностей различного происхождения: природного, техногенного, антропогенного, биологического, экологического, социального.

Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности.

Аристотель (384–322 до н. э.), Гиппократ (460–377 до н. э.) в своих трактатах рассматривали условия труда.

Парацельс (1493–1541) изучал опасности, связанные с горным делом. Ему принадлежит изречение: «Все есть яд, и все есть лекарство. Только одна доза делает вещество ядом или лекарством» (идея принципа нормирования!).

Агрикола (1494–1555) изложил вопросы охраны труда в работе «О горном деле».

Рамаццини (1633–1714) заложил основы профессиональной гигиены, написал книгу «О болезнях ремесленников».

М. В. Ломоносов (1711–1765) написал основополагающие работы по безопасности труда в горном деле.

К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895) исследовали условия труда и безопасности человека как фактор социально-экономического развития капитализма. «Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем как производится».

В. И. Ленин (1870–1924) изучал условия труда как фактор роста революционного настроения масс. В таких произведениях, как «Развитие капитализма в России», «Научная система выжимания пота», «Закон о вознаграждении рабочих от несчастных случаев» и других, содержатся основополагающие идеи, которые составляли фундамент советской системы охраны и безопасности труда. Например, «Труд должен быть организован без всякого вреда для рабочего человека» (Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 36. С. 141).

Значительный вклад в развитие теории безопасности внесли русские ученые: В. Л. Кирпичев (1845–1913), А. А. Пресс (1857–1930), Д. П. Никольский (1855–1918), В. А. Левицкий (1867–1936), А. А. Скочинский (1874–1960), С. И. Каплун (1897–1943) и др.

Проблемам безопасности развития техносферы посвящены труды академика В. А. Легасова («Коммунист», 1987, № 8; газета «Правда», 20 мая 1988 г.; «Безопасность труда в промышленности», 1988, № 1). История научных исследований в области безопасности почти не изучена, а без истории не может быть и полноценных знаний.

Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Комплексной научной дисциплиной, изучающей опасности и защиту от них человека, является безопасность жизнедеятельности (БЖД).



Основные положения учебной дисциплины БЖД:

1. С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей. Сказанное позволяет сформулировать аксиому о том, что деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них — актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

3. Обеспечение безопасности деятельности — приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск.

Как достичь этой цели? Первейший и главнейший способ состоит в образовании народа. Другого пути просто нет. И вот почему.

Опасности по своей природе вероятностны (случайны), потенциальны (скрыты), перманентны (постоянны, непрерывны) и тотальны (всеобщи, всеобъемлющи). Следовательно, нет на Земле человека, которому не угрожают опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают. Их сознание работает в режиме отчуждения от реальной жизни.

Одна из особенностей человеческого сознания состоит в том, что оно не придает приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.

Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения и была предложена новая учебная дисциплина — безопасность жизнедеятельности. Можно дать такое определение этой дисциплины: безопасность жизнедеятельности (БЖД) — это область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие каждому человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

БЖД не решает специальных проблем безопасности: они — удел специальных дисциплин (отраслевой безопасности труда, радиационной безопасности, электробезопасности, космической безопасности и т. д.). Но БЖД обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший БЖД, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности. БЖД — это не средство личной защиты, как полагают некоторые. БЖД — это защита личности, общества и государства. Введение БЖД в вузах (1990) и ОБЖ в школах (1991) — величайшее достижение советской образовательной системы в области безопасности.

4. БЖД решает три группы учебных задач: а) идентификация (распознавание) опасностей — рассмотрение вида опасности, пространственных и временных координат, уровня (интенсивности) опасности, возможного ущерба, вероятности и др.; б) профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод; в) действия в условиях чрезвычайных ситуаций, так как часть идентифицированных опасностей в соответствии с концепцией остаточного риска может с определенной вероятностью реализоваться.

5. БЖД рассматривает опасности, с которыми может столкнуться человек в процессе своей жизни и деятельности. Их можно разделить по происхождению на 6 групп: природные, антропогенные, биологические, техногенные, социальные, экологические.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1) БЖД — неотъемлемая составная часть и обязательная образовательная компонента подготовки всесторонне развитой личности;

2) этот предмет должен входить в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения в интересах личности, общества, государства.

Раздел первый

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Л. Больцман

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница