Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории



Скачать 213.25 Kb.
Дата06.05.2016
Размер213.25 Kb.



Биография


Дягилевы — русские дворянские роды.

Дворянский род этой фамилии был внесен герольдией во II часть родословной книги Курской губернии Российской империи[1][2]. Предки Дягилевых владели поместьями в середине XVI века[2].

На протяжении трех десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.

После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории.


Жизнь в искусстве


В 1896 году Дягилев окончил университет, но вместо того чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства. Спустя несколько лет после получения диплома создал совместно с А. Н. Бенуа объединение «Мир искусства», редактировал одноимённый журнал (с 1898 по 1904) и сам писал искусствоведческие статьи. Организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс: в 1897 — Выставку английских и немецких акварелистов, знакомившую русскую публику с рядом крупных мастеров этих стран и современными тенденциями в изобразительном искусстве, затем Выставку скандинавских художников в залах Общества поощрения художеств, Выставку русских и финляндских художников в музее Штиглица (1898) сами мирискусники считали своим первым выступлением (Дягилеву удалось привлечь к участию в выставке, помимо основной группы первоначального дружеского кружка, из которого возникло объединение «Мир искусства», других крупнейших представителей молодого искусства — Врубеля, Серова, Левитана и др.), Историко-художественную выставку русских портретов в Петербурге (1905); Выставку русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского (1906) и др.

«Ежегодник Императорских Театров»


В 1899 году князь Сергей Волконский, ставший директором Императорских театров, назначил Дягилева чиновником по особым поручениям, дал ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров». Дягилев превратил ежегодник из сухого издания в художественный журнал[1].

Вместе с Дягилевым пришли в Императорские театры многие художники (Ап. М.Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Е. Лансере).

В сезон 19001901 годах Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия». Дягилев привлек к постановке художников группы «Мир искусства», но дело сорвалось из-за протеста чиновников дирекции. Дягилев не подчинился распоряжению директора Волконского, демонстративно отказался от редактирования «Ежегодника», и дело кончилось увольнением Дягилева.

Русские сезоны


1907 года Дягилев организовывает ежегодные зарубежные выступления русских артистов, получившие название «Русские сезоны». В 1907 году в рамках «сезонов» были проведены вступления музыкантов — «Исторические русские концерты». В них участвовали Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И. Шаляпин и др. В 1908 году состоялись сезоны русской оперы. Несмотря на успех, сезон принёс Дягилеву убытки, поэтому на следующий год он, зная вкусы публики, решил везти в Париж и балет[1]. При этом, в тот момент Дягилев относился к балету пренебрежительно:

смотреть его с одинаковым успехом могут как умные, так и глупые - все равно никакого содержания и смысла в нем нет; да и для исполнения его не требуется напрягать даже маленькие умственные способности

М. В. Борисоглебский. Материалы по истории русского балета, т. II. Л., 1939,стр. 135.

Балетные сезоны затем продолжались до 1913 г. Для гастролей балета Дягилев пригласил ряд знаменитых артистов, в том числе М. М. Фокина, А. П. Павлову, В. Ф. Нижинского, Т. П. Карсавину, Е. В. Гельцер.

С этой труппой он гастролировал в Лондоне, Риме, а также в США. В оформлении балетов участвовали выдающиеся художники, входившие в «Мир искусства», в частности А. Н. Бенуа, Л. Бакст, А. Я. Головин, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова. «Сезоны» были средством пропаганды русского балетного и изобразительного искусства и способствовали расцвету балета в странах, где этот жанр не был развит.

Труппа


В 1911 году Дягилев организовал балетную труппу «Русский балет Дягилева». Труппа начала выступления в 1913 году и просуществовала до 1929 года, то есть до смерти её организатора.

Смерть


Могила Дягилева на Сан-Микеле, православная часть кладбища.

Дягилев скончался 19 августа 1929 года в Венеции, по слухам, от фурункулёза. Похоронен на расположенном неподалеку острове Сан-Микеле. По традиции, на его могилу приносят балетные туфли.


Значение имени Дягилева в настоящее время


  • Гимназия в Перми, в которой учился Дягилев, с 1992 года носит его имя. В этой гимназии № 11 был открыт музей имени С. П. Дягилева.

  • В 2007 году в концертном зале Дома Дягилева был установлен памятник Дягилеву работы скульптора Эрнста Неизвестного.

  • В Перми до сих пор проводятся ежегодные международные культурные фестивали имени С. Дягилева — «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж». Инициатором первого дягилевского фестиваля в России выступил Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского, здание которого было сооружено благодаря значительной финансовой поддержке Дягилевых и по мнению многих пермяков является красивейшим в городе.

  • В год столетия «Русских сезонов» интерес к личности С. П. Дягилева снова возрос. В 2008 году Аукционный дом Sotheby’s организовал выставку «Танцевать по направлению к славе: Золотой век „Русских балетов“» в честь 100-летия «Русских балетов» Дягилева, которая прошла в Париже. На ней можно было увидеть около 150 картин, эскизов, костюмов, декораций, рисунков, скульптур, фотографий, рукописей и программок. Организаторы выставки отобразили ключевые моменты в развитии «Русских балетов», которые за двадцать лет своего существования полностью изменила традиционные представления о театре и танце. Среди экспонатов выставки были костюмы, эскизы для которых делали французские художники Андре Дерен («Волшебная лавка», 1919) и Анри Матисс («Песнь соловья», 1920). Отдельно стоит сказать о костюмах, придуманных Львом Бакстом. Бакст — первый сценограф, ставший всемирной знаменитостью. Создавая эскизы балетных костюмов, он вдохновлялся восточными и древнегреческими нарядами. Модели, которые он разрабатывал, не только восхищали зрителей в театре, но и влияли на модные тренды. Из современных художников, вдохновляющихся наследием Дягилева, важное место занала бумажная инсталляция известного бельгийского скульптора Изабель де Боршграв (Isabelle de Borchgrave).[2]

  • В мае 2009 года в Монако выпущены две почтовые марки «Столетие Русского балета Дягилева»[1], созданные русским художником Георгием Шишкиным.

  • В 2009 году в Перми началось обсуждение создания в городе целого ряда памятников С. П. Дягилеву, показывающих его в разные годы жизни.

  • В 2009 году в Париже началась подготовка проекта памятника Дягилеву. Макет скульптора Виктора Митрошина стал победителем международного конкурса. Его Дягилев стоит в полный рост в цилиндре, фраке и с тростью в руке, на высоком постаменте, на котором Петрушка открывает занавес. Вероятно, памятник будет поставлен при поддержке меценатов, на пожертвования, силами русской диаспоры. В момент проведения конкурса проект поддержал президент Жак Ширак, а его супруга Бернадетт выразила желание курировать работы по осуществлению проекта. Бывший мэр Парижа Жан Тибери был против, но возведение памятника удалось начать только после того, как его сменил Бертран Деланоэ. В данный момент работы ведутся под патронатом Пьера Кардена. Памятник Дягилеву установят на площади перед зданием Гранд-Опера в Париже.

  • В сентябре 2011 года министр культуры Пермского края Николай Новичков предложил назвать новый аэропорт Перми «Международный аэропорт „Сергей Дягилев“».[3]

Адреса в Санкт-Петербурге


  • 1899 — осень 1900 года — доходный дом — Литейный проспект, 45;

  • осень 1900—1913 — доходный дом Н. И. Хмельницкого — набережная реки Фонтанки, 11.

Судьба Дягилевых в СССР


  • Судьбы двух братьев Сергея Дягилева — Юрия и Валентина трагичны. Юрий Павлович был репрессирован, а Валентина расстреляли на Соловках в 1929 году по сфабрикованному уголовному делу.

  • Старший племянник Дягилев Сергей Валентинович был симфоническим дирижером. Репрессирован в 1937 году как и его отец Валентин Павлович по сфабрикованной политической статье. Отсидел 10 лет в лагерях и 5 лет в ссылке. После реабилитации вернулся в Ленинград, где продолжил творческую деятельность. Скончался 13.08.1967.

  • Его внук Дягилев Сергей Александрович (Сергей Дягилев мл.) — композитор и дирижёр. Проживает в Санкт-Петербурге.

  • Младший племянник Василий Валентинович Дягилев был вынужден скрывать в СССР родство со знаменитым дядей.

Память

Дягилев как символ в культуре


  • Весной 2006 года в здании Щукинской сцены на территории известного московского сада «Эрмитаж» открылся самый известный клуб России, вместимостью 1500 человек — «Дягилев» (также известный как «Dяgilev proжект»). Логотипом клуба стал чёрно-белый рисунок, изображающий усатого мужчину во фраке, цилиндре и бабочке с явным намёком на образ Сергея Павловича Дягилева.

  • В среде хореографов и танцовщиков существует традиция — при посещении могилы Сергея Дягилева в Венеции ставить свою обувь на мраморный постамент. Практически всегда на его могиле лежат кем-то оставленные пуанты и различная театральная атрибутика. На том же греческом кладбище острова Сан-Микеле, рядом с могилой Дягилева находится могила другого великого деятеля русской сцены — Игоря Стравинского, а также поэта Иосифа Бродского, который назвал Дягилева «Гражданином Перми». Для «театральных» посетителей на кладбище установлен специальный указатель «Diaghilew Strawinski».

  • На самой могиле выбита эпитафия: «Венеция — постоянная вдохновительница наших успокоений». Эта фраза, написанная Дягилевым незадолго до смерти в дарственной надписи Сержу Лифарю, стала крылатой в кругу деятелей культуры.

В бонистике


  • Дягилев изображён на лицевой стороне купюры номиналом 500 уральских франков 1991 года выпуска.

С чего начались «Русские сезоны» Сергея Дягилева в Париже?


19 мая 1908 года, ровно столетие назад, французская столица замерла в напряжении: вечером должна была состояться парижская премьера оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в постановке Сергея Дягилева. Тогда мало кто мог предположить, что эта постановка станет прологом большого ежегодного эстетического празднества, которое продлится до самой смерти маэстро в 1929 году.

Почтенная публика вряд ли задумывалась над тем, какие муки творчества испытывал Сергей Павлович, и чего ему стоила эта постановка. По тогдашним меркам Дягилев был относительно молод: в марте ему исполнилось всего-то 36 лет. Но парижане уже встречались с этим русским талантом: годом ранее, в 1907-м, он уже устроил сезон «Исторических русских концертов», в которых выступили Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Ф. И.Шаляпин совместно с артистами и хором Большого театра.



Приманка сработала

Но и французы, и сам Дягилев оценили те концерты, говоря военным языком, разведкой боем. Обе стороны остались довольны друг другом. И прекрасно понимали, что русские своего последнего слова еще не сказали. Но больше всего ожидали французы приезда Федора Шаляпина, которым были очарованы в 1907 году. И когда в газеты просочилась информация о том, что Шаляпин в Париж приедет, ликованию меломанов не было предела.

Конечно, творческая кухня Дягилева была надежно скрыта от обывателей. А поработать ему пришлось изрядно. Было, по меньшей мере, две редакции оперы. Первая – оригинальная, написанная Мусоргским и увидевшая свет в 1874 году, а вторая – «адаптированная» под ХХ век Римским-Корсаковым. Кстати в Мариинском театре шла отнюдь не авторская редакция. И хотя автором по-прежнему числился Модест Петрович, но редактура есть редактура. Какие-то сцены «выпали», какие-то были переосмыслены.

Как поступил Дягилев? Во-первых, он очень внимательно изучил оба варианта. И, как водится в таких случаях, предложил свое видение оперы, которое несколько отличалось от обоих вариантов. Особую роль в опере он отводил «венчанию на царство» Бориса Годунова. «Сцену венчания надо поставить так, чтобы французы рехнулись от ее величия», – написал Дягилев Римскому-Корсакову. И даже попросил композитора дописать сорок тактов в партитуре, чтобы продлить сцену шествия бояр и духовенства. На этом торжественном, праздничном фоне особенно пронзительно и одиноко должен был прозвучать скорбный монолог царя Бориса.

Но «рехнуться» французы должны были не столько от богатого убранства русского народного платья, сколько оттого, что постановщик задумал привлечь к этому действию, по крайней мере, три сотни артистов и статистов. Чем не 300 спартанцев?! И представьте, что вся это армада не просто стоит на сцене, а куда-то движется, что-то голосит – зрелище невообразимое!

Ни денег, ни времени не жалко

Французы не могли взять в толк: каким образом можно руководить такой большой массой исполнителей, как добиться голосовой гармонии, а не разобщенности. И этот секрет хитрющий Дягилев решил не раскрывать. А дело в том, что постановщик ввел дирижера хора Санина непосредственно на сцену, постоянно перепоручая ему разные роли. Вначале он спрятался в образ пристава, потом – знатного дворянина, но из зрительного зала такие нюансы, естественно, не просматривались. Но публика настолько завелась, что после каждой массовой сцены награждала исполнителей шквалом аплодисментов.

Но вернемся к организации действа: пока костюмеры, не покладая рук, трудились над пошивом одежды, Сергей Павлович «занялся» художниками. Задники ему рисовали не художники масштаба а-ля Остап Бендер, а лучшие театральные оформители того времени – Юон, Головин, Бенуа, Яремич! И они выдали такой продукт, что парижане потеряли дар речи еще не услышав первых сольных партий – все было расписано так, что можно было смело снимать шляпу.

И еще одно интересное наблюдение, скрытое от любопытных глаз: Дягилев с особой скрупулезностью высчитывал хронометраж каждого спектакля, точно расписав до минуты, сколько времени понадобится для перемены декораций и мизансцен. Ни одна из опер в его антрепризе не должна была, начинаясь в восемь вечера, заканчиваться позднее четверти двенадцатого. Поистине: точность – вежливость королей!



Победная поступь Шаляпина

Вне всяких сомнений, сразил наповал французов Федор Шаляпин, который одинаково фантастически и пел, и играл. Фактически именно с этой оперы, Федор Иванович стал любимцем Европы, а потом и США. И здесь нельзя не сказать следующее: крайне мало иметь талант, даже великий талант, его еще нужно реализовать, чем ярче, тем лучше. Но без человека поверившего в этот талант, и доверяющего место на сцене, вряд ли удастся завоевать любовь миллионов людей.

И как сильно были ошарашены французы, когда узнали, что это великое действо (опера «Борис Годунов») стало первым в творческой биографии Сергея Дягилева, как постановщика! Да не оскуднеет наша страна талантами!

…А потом были очередные «Русские сезоны в Париже» (в 1909 году Дягилев привез балет), которые продолжались до 1929 года, многочисленные постановки в турне по Европе и США, где за 15 лет Сергей Павлович организовал порядка 70 спектаклей от русской классики до современных авторов, причем значительная часть из них были музыкальными новинками. Поговаривали, что за Дягилевым «вечно следовали восемь вагонов декораций и три тысячи костюмов».

Вся эта фантасмагория продолжалось чуть более 20 лет. Какой, даже самый талантливый человек это выдержит?! Тем более что на фоне обострения болезни сахарного диабета у Дягилева случился инсульт. Впрочем, о Сергее Павловиче мы как-нибудь поговорим отдельно. А пока можно вспомнить слова одного из французов: «Русские дважды брали Париж. Один раз в марте 1814 года, и несколько раз начиная с мая 1908 года»…

Балет Дягилева


Сегодня, спустя 100 лет, трудно понять масштабы такого события, как русские сезоны Дягилева в Париже. Даже сейчас, когда всеобщая интеграция и современные средства связи сделали границы прозрачнее, а расстояния – ближе, событие такого масштаба вызывает восхищение, – а в начале века Сергей Дягилев произвел настоящий фурор.

Биография Дягилева весьма противоречива. Сергей Павлович Дягилев родился 19 (31) марта 1872 в Селищах Новгородской губернии, в семье кадрового военного, потомственного дворянина, кавалергарда. Его мать рано умерла, и воспитанием мальчика занималась его мачеха. В детстве Сергей Дягилев жил в Петербурге, однако позднее его отец получил назначение в Пермь и Дягилев переехал туда. В 1890 году Сергей Дягилев окончил гимназию в Перми и вернулся в Петербург, где поступил на юридический факультет университета. При этом он параллельно учился музыке у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. В 1896 Сергей Павлович Дягилев окончил университет, но вместо того чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства.

Сразу после окончание университета он, совместно с Александром Бенуа, основал объединение «Мир Искусства», и начал выпуск одноименного журнала. В это же время произошел его дебют в роли организатора – в 1897 он организовал выставку английских и немецких акварелистов, а позднее – выставку скандинавских художников и выставку русских и финских художников в музее Штиглица.

1. Портрет Сергея Дягилева, Валентин Серов.

Несомненный талант Дягилева, как организатора и антрепренера, проявился на организованной им выставке русского искусства в Осеннем салоне Парижа в 1906 году, где он представил произведения Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского и других. Именно с этого события началась история знаменитых русских сезонов Дягилева в Париже. В 1907 годы сезоны Дягилева продолжились – начиная с этого времени, Дягилев стал организовывать ежегодные зарубежные выступления русских артистов. В рамках сезонов Дягилева в 1907 году были проведены выступления музыкантов – «исторические русские концерты». Музыка Дягилева была представлена такими именитыми композиторами и певцами, как Н.А. Римский-Корсаков , В.С. Рахманинов, А.К. Глазунов, Ф.И. Шаляпин и многими другими.

В 1908 году для Дягилева произошло большое событие– в Париже состоялась премьера оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Уже знакомые с музыкой Дягилева, французы благосклонно восприняли премьеру. Однако не многие знают, какая поистине титаническая работа стоит за этим успехом. Дело в том, что знаменитая опера до этого существовала в двух редакциях – оригинальная, написанная Мусоргским в 1874 году и адаптированная в XX веке Римским-Корсаковым. Дягилев, приступая к постановке, внимательно изучил оба варианта, и, как и следовало ожидать, предложил свой вариант видения оперы, которое немного отличалось от обоих вариантов. По мнению Дягилева, наибольшее значение в опере имеет сцена венчания на царство Бориса Годунова. В музыке Дягилева даже была переписана партитура таким образом, чтобы продлить сцену шествия бояр и духовенства, которая должна была стать торжественным и праздничным фоном для пронзительного скорбного монолога царя Бориса.

Помимо музыки, Сергей Дягилев надеялся завоевать признание французской публики еще и размахом действия на сцене. Так, помимо богатого убранства и русского народного платья, в разное время на сцене присутствовало не менее трех сотен артистов и статистов. И его надежды оправдались – постановку сопровождал поистине грандиозный успех.



2. Плакат для «Русских сезонов», Тамара Карсавина в партии Девушки в балете «Призрак Розы», Ж. Кокто.

Другой интересной находкой Сергея Дягилева, которая позволила добиться потрясающей голосовой гармонии и слаженности, стала весьма оригинальная идея. Хитрый постановщик придумал ввести дирижера хора непосредственно на сцену, постоянно перепоручая ему разные роли. Его непосредственное присутствие позволило более точно и четко управлять хором, и это послужило причиной шквала аплодисментов после каждой массовой сцены.

Вернувшись в 1909 году в Санкт-Петербург, Дягилев занялся подготовкой нового сезона. На этот раз для того, чтобы поразить французов, помимо оперы, Дягилев выбрал русский балет. При содействии балерины Матильды Кшесинской, которая была приближена к императорскому двору, Сергею Дягилеву была обещана крупная субсидия в размере 25000 рублей, а также была предоставлена возможность проводить репетиции в Эрмитаже.

Подобно тому, какое оригинальное и новое прочтение постановки «Бориса Годунова» было представлено в 1908 году, в 1909 Сергей Дягилев хотел создать совершенно иной тип русского балета. Русский балет Дягилева – это «единство художественного замысла и исполнения». Для достижения этой цели Дягилев задействовал при обсуждении будущего спектакля всех задействованных в нем лиц – хореографов, художников и композиторов – для того, чтобы сообща разрабатывать сюжет, придумывать характер музыки и танца, костюмов и декораций.



3. Эскиз костюма к балету «Парад», Пабло Пикассо.

В разгар подготовки правительство неожиданно прекратило поддержку сезонов, отняло субсидию и запретило репетировать в Эрмитаже, отказавшись, в довершение всего, предоставить костюмы и декорации Мариинского театра. Дягилев чудом избежал провала благодаря своим друзьям– князю Аргутинскому-Долгорукову, Мисе Серт и графине Греффюль, которые помогли собрать необходимые для организации сезонов средства. Собранные средства позволили организовать репертуар из пяти балетов, которые поставил Михаил Фокин. Премьера русского балета Дягилева обернулась настоящим триумфом. Публика восторженно встретила русских танцовщиков. Французам особенно понравились Нижинский, Павлова и Карсавина, а также уникальные декорации и костюмы.



4. Портрет Георгия Баланчивадзе, Зинаида Серебрякова.

Русские балетные сезоны Дягилева продлились до 1929 года и прекратились из-за смерти Сергея Павловича Дягилева. Все это время балетные постановки встречали неизменный успех в Париже и Лондоне, и эта деятельность Дягилева внесла большой вклад в развитие русской культуры в Европе, послужили причиной большого интереса к ней. Популярность сезонов Дягилева привела к увлечению традиционным русским костюмом и породила новую моду.



Интересное по теме:

Сергей Павлович Дягилев (1872 - 1929) - критик, театральный и художественный деятель, антрепренер-авангардист, главный редактор и создатель журнала "Мир искусства", один из основоположников группы "Мир Искусства", организатор "Русских сезонов" в Париже и труппы "Русский балет Дягилева". Всю свою энергию и талант Дягилев сфокусировал на пропаганде русского балета в Западной Европе.

Дягилев подарил миру искусства новые имена талантливых хореографов: Фокина, Мясина, Нижинской, Баланчина, танцовщиков: Нижинского, Вильтзака, Войциховского, Долина, Лифаря, Павловой, Карсавиной, Рубинштейн, Спесивцевой, Немчиновой, Даниловой.

Столетие "Русских сезонов" праздновали 2009 году. На самом деле все обстоит по-другому. Первое выступление в Париже труппы "Русских балетов", состоялось в 1909 году. Труппа состояла из танцоров Мариинского театра. В 1906 году в Париже прошла выставка русской живописи "Русских сезонов". Очень плодотворным был 1907 год - прошло пять "Русских исторических концертов". 1908 год был посвящен показам русских опер, так что согласно хронологии 1909 год был уже четвертым сезоном. Имеется еще одно свидетельство тому, программка "Русских балетов" 1912 года, где был указан, номер сезона, а именно: седьмой!

Сергей Дягилев имел тяжелый характер, из-за чего постоянно ссорился с людьми и создавал атмосферу скандалов. Действительно Дягилев от природы был несдержанным, грубоватым, взрывным, и этим страдал не только он один, но и окружающие его люди. (вспомнить хотя бы шумную ссору Александра Николаевича Бенуа и Льва Самойловича Бакста из-за декорации "Петрушки"). У Дягилева были непростые отношения с Михаилом Михайловичем Фокиным, знаменитым русским хореографом. Фокин предъявлял Дягилеву много претензий, как личного, так и финансового порядка. Так что в постоянных ссорах и скандалах не стоит винить лишь Дягилева.

Дягилев был гомосексуалистом. Да это так. В 1890г. во время поездки по Италии Дягилев и его кузен Дмитрий Философов стали любовниками. Их связь продлилась десять лет. Благодаря кузену у Дягилева формируются свои художественные вкусы. В 1908г. Дягилев знакомится с Вацлавом Нижинским. Эта встреча была в чем-то роковой. Она связала Дягилева с балетом чрезвычайно глубокими чувствами. Через пять лет их совместной деятельности Нижинский становится всемирно известным танцовщиком. Следующим любовником Дягилева стал Леонид Мясин. Он стал любовником во имя карьеры. И надежды Мясина оправдались. В последнее десятилетие своей жизни у Дягилева были романы с красивыми молодыми людьми, которым он помогал сделать блестящую карьеру.

Дягилев довел Вацлава Фомича Нижинского до психической болезни. Поводом для разрыва стала свадьба Нижинского. Неправда, заболел Нижинский задолго до свадьбы. И болезнь его носила необратимый характер и была результатом многих причин. Но ссора с Дягилевым внесла свою лепту. Это были очень тесные любовно-творческие отношения. Сергей Павлович выгнал Нижинского в 1913 из труппы, когда тот внезапно женился на Ромоле де Пульски. Кроме того, он выгнал и Леонида Федоровича Мясина после его женитьбы на Вере Савиной в 1921 году. Но разрыв с Нижинским был временным и Дягилев вскорости вернул его в труппу.

Судьба его любовников после разрыва с Дягилевым складывалась печально. Да это так. Зинаида Гиппиус, разлучив Дмитрия Философова с Дягилевым, не получила ожидаемого счастья. Философов чувствовал себя пленником "роковых чувств" и не мог даже дотронуться до нее. Ромоле де Пульски пришлось всю жизнь ухаживать за мужем Нижинским. Вскорости после свадьбы болезнь мужа начала прогрессировать, он стал безумным и беспомощным, как ребенок. Английская танцовщица Вера Савина, которая вышла замуж за Мясина, была им брошена и зачахла в безвестности.

Дягилев был неаккуратен в финансовых вопросах и предпочитал по возможности скорее не платить, чем платить. Дягилев всегда и со всеми сотрудниками составлял подробные контракты, где все права и обязанности были четко прописаны. И до 1913 года считался одним из самых ответственных импресарио. Но в 1914 году из-за войны он не смог выполнить ряд финансовых обязательств. Решив, что все поймут объективность причин, Дягилев отказался платить по некоторым контрактам. Но не все разделили его мнение. Например, Фокин отказался от дальнейшего сотрудничества с ним.

После Первой мировой войны Дягилев настолько увлекся скандальными постановками, работой на публику, что можно говорить о закате "Русских сезонов". Действительно, в 1913 году премьера "Весны священной" принесла скандальную славу Дягилеву (зрители освистали балет, так как им не понравилась музыка Стравинского, и не обратили никакого внимания на оригинальную и сложную хореографию постановки). Поводом для скандала в 1917 году стал красный флаг, который появился на сцене. Это вызвало негодование у зрителей. Хотя Дягилев не интересовался политикой, но пытался идти в ногу со временем. Мужчины-танцовщики стали иметь равные права с женщинами, все стало претерпевать изменения: музыка, декорации, хореография. У Дягилева особое чутье на людей и искусство балета, он пригласил в труппу "передовых" людей. Дягилев отыскивает новые таланты.

Пикассо получил европейскую известность благодаря дягилевской премьере "Треуголки". Известность Пабло Пикассо обрел после скандальной премьеры пьесы "Парад", которая состоялась в 1917 году, а не "Треуголки" (авторское название - "Трикорд").

Дягилев не интересовался современностью. До 1920 года Дягилев отдавал предпочтение фольклорным и сказочным сюжетам. Но постепенно в либретто все чаще стали проникали веяния нового времени. В 1927 году Дягилев даже планировал балет на тему советской жизни. Он много раз пытался установить контакты с СССР.



Выступлений "Русских балетов" ни разу и не было в России, потому что Дягилев с пренебрежением относился к собственной Родине. Это не совсем так. Ни одной дягилевской постановки в России не было, однако Дягилев мечтал о выступлениях на родине. Но в 1911 году, когда, казалось, мечте дано осуществиться, все рухнуло. Народный дом сгорел еще до начала проведения гастролей. А Владимир Аркадьевич Теляковский, работавший в дирекции императорских театров, отказал в аренде Михайловского театра. Дягилеву не смогла помочь даже известная балерина Матильда Кшесинская. Поэтому он обсуждал проекты с Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом (актер, режиссер, педагог, один из реформаторов театра) о совместном сезоне в Париже. Предлагал сотрудничество Касьяну Голейзовскому (балетмейстер, признанный мастер, создавший шедевры хореографии, заслуженный артист БССР (1940), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954)), Александру Яковлевичу Таирову (актёр, великий режиссёр, народный артист РСФСР (1935)), но те отказались. В советское время возможность возвращения Дягилева на родину была больше гипотетической, хотя он не раз пытался посетить СССР. В 1925 году в шестом номере журнала "Жизнь искусства" даже появилась заметка, в которой говорилось о том, что въезд в СССР директора русского балета С.П. Дягилева нежелателен. Приезд Дягилева не приветствовался, так как он был неординарной личностью, не вписывающейся в рамки представлений о добропорядочном гражданине, принятые в советском обществе.

После смерти Дягилева многие сожалели о том, что никогда не видели его выступления. Дягилев никогда сам не выступал на сцене, не танцевал, он сам никогда ничего не творил. Дягилев был талантливейшим из руководителей, организатором, первооткрывателем талантов.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница