Музыкальная гостиная «Дело композитора П. И. Чайковского» Вед



Скачать 80.55 Kb.
Дата06.05.2016
Размер80.55 Kb.
Музыкальная гостиная - «Дело композитора П. И. Чайковского»
Вед: Музыка Чайковского занимает очень большое место в духовной жизни людей нашего времени. 20 век взглянул на творчество Чайковского под иным углом зрения, чем критики его времени. Время расставляет все на свои места, и к его знаменательной дате мы обсудим личность и музыку Чайковского. Встать, суд идёт!

Судья: Прошу садиться! Слушается дело о русском композиторе 19 века. На скамье подсудимых Петр Ильич Чайковский. Подсудимый, встаньте! Современники обвиняют вас в измене традициям Глинки, отсутствии русского народного элемента в творчестве и создании собственного стиля композиторского письма. В компетенции суда:
1. Признать, либо не признать правомерность действий композитора Чайковского по формированию собственного стиля в русской музыкальной культуре и не участия в собраниях кружка «Могучая кучка».
2. Выявить отличительные особенности музыкального стиля на примере творчества композитора.
3. Определить уровень композиторской плодотворности.
4. Вынести приговор, решающий его дальнейшую судьбу в истории русской музыкальной культуры. Защиту подсудимого осуществляет меценат Надежда Филаретовна фон Мекк, обвинение представляет – критик, композитор и представитель «Могучей кучки» Цезарь Антонович Кюи, секретарь суда Кононенко Юлия. Прошу доложить секретаря о готовности.

Секретарь: Проходящие по данному делу свидетели находятся в зале суда. Все аудио и видеоматериалы следствия переданы суду.

Судья: Заседание суда прошу считать открытым. Начнем с допроса потерпевшей стороны. Господа современники, проясните ситуацию и объясните нам, в чем вы обвиняете композитора Петра Чайковского?
Современник: Во второй половине 19 века русская музыкальная культура в основном развивалась в рамках «новой русской школы», она же – Балакиревский кружок, она же – «Могучая кучка», она же – «пятерка» - Балакирев, Кюи, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков. Декларацией кружка стало создание нового национального музыкального искусства на основе «русского народного элемента». Что происходит: реалистические традиции основоположника русской музыкальной классики Глинки находят многообразное преломление в их творчестве, крестьянскую песню они сохраняют в неприкосновенности с ее ладовыми особенностями. Чайковский же, напротив, народные песни воспринимал в городском варианте, в его мелодику вошла бытующая музыка города – романс и танцы, особенно вальс. Обвиняю Чайковского в измене традициям Глинки.

Судья: Назовите, конкретно, чем отличается музыкальный почерк Чайковского на примере его творчества?

Современник: Он глубоко заглянул в душевный мир простых людей, уделил пристальное внимание чувствам и эмоциям человека.

Судья: Мы можем услышать конкретный пример того, о чем вы говорите? Представьте суду музыкальный пример.

Современник: Барташевич Анастасия представит «Сладкую грёзу» из Детского альбома.

Защита: По-нашему мнению, блестяще найдены специфические средства воплощения и формы для выражения подобных чувств.

Обвинение: Банальность, рутинёрство, шаблонные решения, заигрывание с дешевыми вкусами публики. Даже критик, любимец публики Серов вздумал чудить, защищая Чайковского!

Серов (с места): Я не чудил! Я уверен - Чайковский открыл новые горизонты!

Судья: Тише, г-н Серов, вам дадут слово! И последний вопрос потерпевшей стороне. Вы хотите сказать, что композиторская фантазия г-на Чайковского не знает границ, что он заимствовал зарубежные интонации?

Современник: Вы можете сами убедиться, послушав пьесу «Старинная французская песенка» из Детского альбома в исполнении Шаромовой Анастасии.

Судья: Прошу садиться. Г-н Чайковский, пройдите для допроса.

Защита: Вы позволите, ваша честь! Где простите, готовят такие таланты?

Чайк.: Я родился в небольшом уральском городке Воткинске в дворянской семье. Была жизнь как жизнь: сад, беседка, романсы, музицирование в 4 руки. Была государственная служба после Училища правоведения. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории.

Серов (с места): Заметьте, композиторы «Могучей кучки» не получили профессионального музыкального образования.

Обвинение: Правильно, они опасались заимствования зарубежного образования, вырабатывали свои взгляды и мастерство в дискуссиях и спорах.

Судья: Господа, прошу внимания! Продолжайте, подсудимый.

Чайк.: Было предложение переехать в Москву, где стал сначала преподавателем консерватории с окладом 47 рублей в месяц, а потом и профессором. Нет сомнений, что если бы судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то не сделал бы всего того, что сделал.

Защита: Ваша честь, вы позволите приобщить к делу список самых известных произведений этого периода жизни? Оперы «Воевода», «Ундина», «Кузнец Вакула», 3 симфонии, 1-ый фортепианный концерт, балет «Лебединое озеро», увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», цикл фортепианных пьес «Времена года».

Судья: Прошу пояснить суду о замысле цикла «Времена года».

Чайк.: В декабре 1875 года издатель Бернар обратился ко мне с предложением написать 12 пьес для ежемесячного журнала «Нувелист». Я с большим удовольствием приступил к работе.

Защита: Ваша честь, позвольте представить доказательство мастерства композитора на примере пьесы «Подснежник» в исполнении Михальцовой Яны. Послушайте музыку апреля, которая похожа на вальс. Мелодия стремится вверх, растет, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь. Предлагаю закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

Чайк.: Я люблю весну. В пьесе «Май» не рассказывается ни о чем, главное в ней – настроение восхищения, которое вызывают белые ночи. Послушайте, пожайлуста, в исполнении Фирсановой Татьяны.

Судья: Обвинение, у вас есть вопросы к г-ну Чайковскому?

Обвинение: Нет, ваша честь, но в зале находится свидетель по делу Чайковского г-н Стасов. Вы позволите его пригласить?

Судья: Вызывается свидетель Владимир Стасов – критик и идейный вдохновитель «Могучей кучки». Вы подтверждаете, что упомянутый ранее список произведений – дело рук Чайковского?

Стасов: Ваша честь, помимо перечисленного создания, а так же ста пьес для фортепиано г-н Чайковский создал 6 симфоний. Я обвиняю подсудимого за использование практически во всех своих созданиях, начиная с 1877 года, трагических интонаций. Обвиняю за пошлую кантилену, ложную притворную горячность.

Судья: Встаньте, г-н Чайковский. Современники обвиняют Вас в создании нового типа симфонии, которую можно назвать симфонией-драмой и симфонией - трагедией. Вы признаете свою вину?

Чайк.: Признаю!

Современники: (выкрикивают) Вы потеряли вкус! Музыка плоская и тривиальная. Ваши симфонии - «вопли горести и отчаяния»!

Защита: Разрешите взять слово, ваша честь? Его симфонии - это отклик на события российской истории: сначала покушение на царя, потом русско-турецкая война и, наконец, цареубийство в 1881 году. Атмосфера очень мрачная в России.

Чайк.: Но это не мешает мне любить ее страстной любовью. Приобщаю к делу 4 симфонию – это исповедь моей души. Финал симфонии с таким смыслом: если ты в себе не находишь радости - ступай в народ, смотри, как он умеет веселиться. Здесь вы услышите всем известную подлинную народную песню. (фрагмент симфонии)

Судья: Защита, у вас есть вопросы?

Защита: Позвольте, ваша честь, пригласить свидетеля - композитора и публициста г-на Серова.

Серов: Творческое наследие Чайковского поистине ошеломляюще! Чувствуется непревзойденный талант!

Судья: О каком таланте идет речь?

Серов: Все свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью. В его музыке - вся жизнь человека, с ее радостью, скорбью, надеждами и борьбой. О чем бы ни говорил Чайковский – он всегда правдив и искренен. Он – певец красоты. Его музыка любима не только в России. Он первый русский композитор, которого увидела и полюбила Америка. Музыка Чайковского способна дарить счастье!

Судья: Я попрошу защиту прокомментировать ответ конкретно на фактах.

Защита: Ваша честь, помимо создания 6 симфоний г-н Чайковский сочинил 100 романсов и песен. Одна из них «Мой Лизочек» прозвучит в исполнении Бурдаковой А. Концертмейстер Марущак Артем Сергеевич.

Судья: Еще имеются доказательства мелодичности и напевности музыкального языка г-на Чайковского?

Защита: Да, ваша честь. Предлагаем суду романс «Легенда» в исполнении Лихановой.

Судья: Обвинение, у вас есть вопросы к свидетелю?

Обвинение: Да. Не кажется ли вам, г-н Серов, что красота мелодий Чайковского это не что иное, как подражание Моцарту?

Серов: Моцарт – любимый композитор Чайковского, но ни одну ноту у него не заимствовал.

Обвинение: В ходе следствия выявились такие факты: опера стала ведущим жанром творчества Чайковского. С чем связан выбор сюжетов его 10 опер?

Серов: Подсудимый выбирал сюжеты, соответствующие своему музыкальному языку, в котором преобладал любовный драматический мотив, а не историческая драма.

Обвинение: А что он сделал с музыкой в своих трех балетах? Ведь раньше музыка подчинялась хореографии.

Чайк.: Разрешите ответить? Мои реформаторские стремления проявились в том, что музыка в балете стала равноправной участницей спектакля. Балет – это та же симфония, основанная на сквозном тематическом развитии. Прокладывая собственную дорогу в этом жанре, я всё же продолжил традиции Глинки, включив в действие национальные жанровые танцы и сюиты.

Судья: Г-н, Серов, вы можете это подтвердить фактами?

Серов: Предлагаю посмотреть арабский танец из балета «Щелкунчик», поставленный в Мариинском театре.

Судья: Спасибо, свидетель, садитесь. Обвинение, что вы хотите добавить?

Обвинение: Мы вызываем современника нынешнего поколения, фаната рок - музыки.

Современник 2: Мы живем в век атома, электроники и компьютеров. Рок - музыка и рэп – вот, что нам надо! А Чайковский - это же 19 век, он не в моде. Зачем его слушать? Подавай нам хлеба, зрелищ, масскультуру и попсуру.(читать, как рэп 2 раза)

Защита: Обращаясь к новому поколению, напомню слова Ф.Листа: «Есть музыка, которая сама идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли». Не пройдите мимо великой музыки! В какофонии мира не потеряйте свое «я». Мода – это что-то постоянно меняющееся, а великая музыка, просеянная через сито времени, всегда современна. Музыку Чайковского мы можем услышать в обработке Марущак А. С. на современном синтезаторе.

Судья: Г- н Чайковский, вам предоставляется последнее слово.

Чайк.: Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору.

Судья: Заслушав обе стороны, для вынесения приговора прошу всех встать. Приговор: Внимательно изучив обстоятельства дела, рассмотрев представленные доказательства и заслушав показания свидетелей, суд приговорил:

1. Г-на Чайковского Петра Ильича признать виновным в создании собственного стиля в русской музыкальной культуре. По характеру дарования признать его лириком и драматургом – психологом, великим композитором – мелодистом.


2. Постановить, что традиции Глинки нашли свое продолжение не только у композиторов Могучей кучки, но и в творчестве Чайковского.

3. Высоко оценить музыку г-на Чайковского и рекомендовать современникам слушать её, исполнять и делиться своими впечатлениями.



Судья: Завершит наше заседание хор из оперы «Евгений Онегин».


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница