Музейная композиция «Здесь родины моей начало»



Скачать 193.35 Kb.
Дата04.11.2016
Размер193.35 Kb.




Музейная композиция «Здесь родины моей начало».

Цели:

План:

    1. Страницы истории школы

    2. Учитель и война

    3. Путь к медали

    4. Выпускники – участники локальных войн и конфликтов

      • В. Свинин;

      • С. Бастраков;

      • В. Царегородцев.

Ведущая:

Мы с вами учимся в Новоторъяльской средней школе. А кто из вас знает, сколько лет нашей школе? (ответ учеников) Правильно, нашей школе 139 лет. Послушайте, какой была школа более ста лет назад.

1 Экскурсовод: В 1868 году открыли земскую школу, которая называлась народным училищем. Школа находилась на юго-западной окраине села. Одноэтажный дом, в нем три помещения. У среднего помещения небольшое крыльцо и входная дверь. Это первая земская школа. Такой была школа сто лет назад, до революции.

2 экскурсовод: В 1918-19 годах сложилась система единой трудовой советской школы. Вместо ранее существовавших гимназий, церковно-приходских и земских школ была создана единая трудовая школа двух ступеней: первая для детей 8-13 лет, вторая для юношей и девушек до 17 лет. Это было



  • В двадцатые годы наша школа называлась Школой крестьянской молодежи

  • А в 1930-31 годы был сделан переход к обязательному начальному образованию.

  • В 1933-37 годы наша школа стала семилетней.

Ведущая: Статус средней школы Новоторъяльская средняя школа получила в 1940 году. Через год началась Великая Отечественная война. Не остались в стороне и учителя нашей школы.

Учитель и война. Кажется, нет понятий более далеких друг от друга. Учитель – это самая мирная профессия, главная задача его – готовить детей к жизни, созиданию. Когда произносят это слово, мы сразу подразумеваем школу, классы и любознательных учеников. А война за короткий срок уничтожает все то светлое, созданное веками и несколькими поколениями. Этому страшному событию скоро исполниться уже 60 лет.

3 экскурсовод: В те тяжелые годины спасать нашу Отчизну, за идеалы, которым учили детей, около двухсот учителей Новоторъяльского района покинули классы и ушли в бой с немецкими захватчиками. Наши учителя сражались на всех фронтах, принимали участие во многих крупнейших боевых операциях, проявляли мужество и отвагу. Первая мысль в дни преддверия 60-летия Великой Победы о тех, кто не вернулся с войны, чьи жизни стали светом победы. Мы не знаем, каким бы новым светом озарили они землю, если бы остались живыми, если бы не вона, вставшая на их пути. Мы не знаем, какие открытия совершили бы они, каких высот достигли бы на педагогическом поприще. А погибли лучшие из лучших педагогов, преданные своей Родине, влюбленные в педагогический труд, в жизнь. Только из Новоторъяльской школы ушли на защиту родины, и не вернулось 9 учителей.
4 экскурсовод: Веселов Павел Ильич после окончания в 1937 году учительского института был назначен директором Новоторъяльской школы и учителем физики. В должности директора работал с 15 августа 1937 года по октябрь 1939 года. Как учитель математики Павел Ильич отлично знал свой предмет и методику его преподавания. Как директор школы умело руководил учебно-воспитательным процессом. Пользовался большим уважением среди учителей. Ученики его любили и ходили за ним гурьбой. В октябре 1939 года был призван в ряды Советской Армии, провожала его вся школа. Был участником войны с белофиннами и Великой Отечественной. Погиб в бою 7 августа 1944 года на Украине.

Блинов Ипат Семенович – директор Новоторъяльской школы. Призван на фронт 1 июля 1941 года, был политруком роты погиб в бою 5 марта 1943 года на Смоленском направлении.

Лебедев Василий Тимофеевич, умер в плену в июле 1945 года в Германии. Мамаев Андрей Романович пропал без вести в сентябре 1941г. Дубровин Лев Ильич погиб во время войны с белофиннами. Волков Викентий Федорович, учитель физики, ушел на фронт в январе 1942 года, пропал без вести в январе 1943г. Купсольцев Серафим Федорович, учитель родного языка и физкультуры, погиб в бою в августе 1942 года в Калининской (Тверской) области.

Лебедев Леонид Павлович – пропал без вести. Лебедев Яков Васильевич – погиб в бою в январе 1945 года в Латвии.


3 экскурсовод: Из стен Новоторъяльской школы в военные годы ушли на фронт учитель биологии Полушин Степан Васильевич в августе 1941г., учитель истории Ковалев Федор Андреевич в ноябре 1941года, учитель математики и физики Болтянский Герц Абрамович в апреле 1942 года, военрук Бирюков Александр Романович в июне 1942 года, учитель физики Терехов Петр Нестерович в ноябре 1942 года и директор Лебедев Михаил Павлович – 7 мая1942г. Об этом остались записи в книге приказов. Особенно сильное впечатление производит запись оставленная директором о своем уходе на фронт:

« Приказ № 76 от 7 мая 1942 года по Ново-Торъяльской средн.шк.

1. С 7 мая выбываю в ряды РККА

2.В связи с отъездом в Красную Армию исполняющим обязанности директора оставляю

Ешмекову Марию Васильевну.»

После окончания Кировского пединститута Михаил Павлович был направлен директором Новоторъяльской средней школы, где проработал до ухода на фронт. Был участников боев за освобождение Бердичева, Проскурова, Польши, взятия Берлина, освобождения Праги. Награжден орденами «Боевого Красного Знамени», «Отечественной войны 2 степени», «Красной звезды», 11 медалями, среди них: «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги». Был дважды ранен. После войны в нашу школу не вернулся, с 1946 по1961 год был преподавателем математики Казанского Суворовского военного училища, с 1961 года в Казанском электротехникуме.


4 экскурсовод: Те, кто остался жив, вновь пришли в классы, чтобы учить детей не только истории, физике, литературе, но и любви к Родине, мужеству, верности. Чепайкин Алексей Павлович, завуч и учитель истории 1938 года не успел сменить после службы в армии солдатскую форму на гражданскую, как грянула война. Ушел вместе с женой на фронт. Порой его жизнь висела на волоске, но он выдержал самые тяжкие испытания. Несколько раз был ранен. Последнее ранение было тяжелым , но он каким-то чудом остался жив. В сентябре 1945 года вернулся в родные края. Не отдохнув, сразу приступил к заведованию РОНО, где проработал 6 лет. Это были самые трудные послевоенные годы: многие школьные здания пришли в ветхость, слаба была материальная база, не хватало учителей. Раны давали о себе знать, в феврале 1951 года после одной из командировок по школам района Алексей Павлович тяжело заболел. В возрасте 35 лет он умер в Москве, будучи на лечении.

Соколов Федор Поликарпович воспитывался в детдоме. После окончания Сернурского педтехникума работал учителем в Новоторъяльской школе. С 1939 года служил в рядах Советской Армии. Прошел всю тяжесть военных дорог. Боевой путь закончил в Берлине.


3 экскурсовод: Появились новые учителя – учителя-фронтовики в Новоторъяльской школе и в годы войны и после нее. Военное дело в 1944 году вели два сержанта Шишкин Василий Яковлевич и Кошкин П.Е.

Мосунов Михаил Петрович в начале войны учился на последнем курсе Новоторъяльского педучилища, закончив которое был призван в Армию. Воевал на Курской Дуге, был дважды ранен. После чего был демобилизован, вернулся домой на костылях. Первое время работал в военкомате, затем в сельское профтехучилище. Как перспективного педагога рекомендовали преподавателем географии в среднюю школу райцентра. Никогда не останавливался на достигнутом. Поступил в Казанский университет, чтобы получить специальность географа. Шесть заочных учебных лет. Последняя весенняя сессия, последний экзамен, и, вдруг, прямо на экзамене не выдержало сердце бывшего воина. Он умер, а было ему 45 лет.

Много в истории нашей школы учителей-фронтовиков, о каждом из них можно писать очерки и рассказы. Сабанцев Иван Павлович, Соколов Алексей Павлович, Целищев Виталий Павлович, Чегаев Анатолий Гаврилович, Сушенцов Павел Иванович, Бирюков Платон Михайлович, Лебедев Виктор Васильевич, Сидоркин Николай Васильевич, Сидоркин Сергей Иванович - они были учителями после войны. Много лет отдавали свои знания, весь жар души подрастающему поколению. В молодые годы на их долю выпало тяжелое испытание – с оружием в руках защищать Родину.
4 экскурсовод: Бывший моряк историк Бастраков Анистифор Алексеевич 7 лет руководил Новоторъяльской средней школой. А до этого прошел через всю войну, участвовал в сложных боевых операциях. Не раз смотрел смерти в лицо. В составе бригады морской пехоты принимал участие в ожесточенных боях по защите Москвы, воевал на Северном флоте, защищая легендарный полуостров Рыбачий, страшная битва в горах Муста- Тунтури, освобождение норвежских городов Петсамо и Киркинес. На завершающем этапе боевых действий А.А. Бастраков воевал в Пруссии, на 3-м Белорусском фронте, принимал участие в штурме крепости-порта Кенигсберга (Калининград) и Пиллау (Балтийск). Здесь и встретил долгожданную победу. За мужество, стойкость, исполнительность североморец награжден орденом «Отечественной войны», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией».

Бастраков Анистифор Алексеевич и учитель математики Садовин Степан Михайлович – последние учителя-фронтовики, которые могут поведать новому поколению о тяготах и подвигах Великой Отечественной войны. Анистифор Алексеевич живет в г.Йошкар-Ола, а Степан Михайлович в п. Новый Торъял.

Ведущая:

Давно восстановлены разрушенные во время войны города и села. Но еще не исчезли следы войны с нашей земли. До сих пор умирают от ран бывшие солдаты, до сих пор стоят в лесах израненные деревья и напоминают о войне заросшие травой окопы. Откройте любой семейный альбом, посмотрите на фотографии на стенах крестьянских домов. С этих фотографий на своих внуков и правнуков глядят их молодые деды, чьи жизни оборвала война. Наверно нет, семьи, не потерявшей во время войны близкого человека, война ни одну семью не обошла стороной. Кто из вас смог бы рассказать о своем дедушке или прадедушке?

Какова история школы в послевоенное время?

2 экскурсовод: До 1959-60 учебного года школа размещалась в двух деревянных зданиях на 18 классных комнат, число учащихся с каждым годом росло, школа работала в две смены. Начали строить новое двухэтажное здание из бутового камня на улице Советской (сегодня там музей). Строили ученики-старшеклассники, родители, учителя. И в 1959 году к 1 сентября в этом здании начали учиться. А в 1962 году было построено еще одно здание для начальной школы (сейчас там учительское общежитие, между районной администрацией и ПМК)


1 экскурсовод: Разрастался поселок Новый Торъял, увеличивалось число учащихся. Так в 1968 году обучалось 1113 человек. На этот год насчитывалось 7 зданий, принадлежащих Новоторъяльской средней школе в которых 63 учителя и воспитателя занимались обучением и воспитанием детей. А 23 сентября 1975 года торжественно были заложены первые плиты фундамента типового здания на 1176 мест Новоторъяльской средней школы. Это было действо, достойное описания. К 11 часам дня под дробь барабана и звуки горна к месту закладки прибыли ученики и учителя. Замолкли на время экскаватор и бульдозер. Заработал автокран. Он берет на стропы первую плиту и кладет ее в предназначенное место. Слышится громогласное «Ура!», дробь барабанов сопровождается рукоплесканиями. И по сей день под этой плитой лежит капсула с фотографией коллектива и письмом с надписью «вскрыть в 2000 году». А 4 ноября 1977 года состоялся митинг по случаю открытия красавицы школы, в которой все мы сейчас находимся. Сосчитайте, сколько лет назад построено это здание? (27).

Ведущая: За годы существования наша родная школа добилась многих успехов. Вот некоторые их них:


2 экскурсовод: В 1992 году впервые в республике проводится конкурс «Школа года». В памяти компьютера, который обрабатывал данные конкурсы, хранится информация по более чем четыремстам школам. Машина проанализировала результаты работы, сравнила уровень учебных умений и навыков учеников, поступление выпускников в Вузы. Каждая школа представляла свои традиции, выставки творческих работ учеников, художественную самодеятельность. И в итоге Новоторъяльская средняя школа заняла второе место.

Ведущая:


За последние годы возросло число выпускников, окончивших школу с медалью.

Всего за время существования школы с медалью окончили 67 учеников.

5 экскурсовод: Медаль выпускника – это результат работы всей школы, семьи и самого ученика, первая крупная победа в жизни молодого человека.
6 экскурсовод: В истории школы шесть золотых медалистов.

Первую золотую медаль получил в 1955 году Смирнов Вилен Федорович.

Веденкин Владимир Васильевич стал золотым медалистом в 1972 году.

Андрей Рудольфович Сазонов получил золотую медаль в 1996 году.

А вот в 1997 году было 2 золотые медали: у Бурковой Юлии Владимировны и Филык Ольги Владимировны.

В 2004 году золотой медалисткой стала Загвоздкина Катя.

Несмотря на разницу в датах, строки приказов о вручении таких медалей одинаковы – у этих учащихся нет ни одной четвертки в аттестатах и в классном журнале. Это огромный труд, старание, участие в олимпиадах, конкурсах, активная жизненная позиция .
5 экскурсовод: Например, медалист Володя Веденкин – лучший ученик в классе Егошина Александра Федоровича, лучший физик. Он же – секретарь школьной комсомольской организации, участник школьного вокально-инструментального ансамбля, интересный человек. Будучи студентом Горьковского политехнического института, он обратился к участникам школьного слета отличников 1974 года со словами: « и только став взрослыми людьми, вы сможете до конца понять, как много значат для вас эти 10 школьных лет! Как много самых важных открытий . самых радостных побед и самых горьких поражений происходит именно в эти годы… учитесь постоянно, каждый день открывайте для себя что-то новое…»

6 экскурсовод: А Юля Буркова стала воистину золотой студенткой юридического факультета МарГу. Круглая отличница, она стала лучшей и на Всероссийской олимпиаде среди студентов-юристов крупнейших ВУЗов страны.

Андрей Сазонов, абсолютный победитель всех состязаний , какие были возможны по физике, сегодня аспирант и преподаватель физико-математического факультета МарГУ.

Надеемся, что и наша шестая золотая медалистка добьется в жизни всего, что задумала, ее медаль – это результат большого ежедневного труда в течение всех школьных лет.

5 экскурсовод: А порядковые номера серебряных медалей выпуска 2004 года – Лебедь Наташи и Пажбековой Оли – 63 и 64.

64 серебряные медали получили наши самые лучшие выпускники. В списке этом – люди достойные, с благодарностью вспоминающие учителей и школу.

Первую серебряную, и вообще первую медаль в истории нашей школы получил в 1951 году Мухин Валерий Васильевич.

А сколько у нас серебряных династий:



  • Это сестры Рыбаковы – Светлана (1964), Татьяна (1957) и Таисия (1958);

  • Это братья и сестры Новоселовы – Нина (1960) и Вячеслав (1965);

  • Тютеевы – Владимир (1965) и Галина (1967);

  • Сидоркины – Наташа (1999) и Андрей (2001).

6 экскурсовод: С какой теплотой пишет о школе медалист, студент юрфака МарГу Гребнев Константин: «Я окончил школу в 2003 году, уже забылись все трудности в учебе и помнятся только хорошие моменты. Кажется , что было все легко и просто, хотя были и бессонные ночи, и нехватка времени и сил. Сегодни я понимаю, что во время учебы недооценил школу. Именно здесь я нашел настоящих друзей, получил знания, повзрослел и сформировался как личность. И сейчас, учась в ВУЗе, я понимаю, что школьные годы – самые лучшие, это самая лучшая пора


5 экскурсовод: А вот каков был путь к медали медалистки 2003 года Петуховой Екатерины: «Во – первых, это огромное желание достичь своей цели; во-вторых, упорный труд на протяжении всех лет учебы в школе, а это и регулярное выполнение домашних заданий, и добросовестная работа на уроках, а еще понимание того, что это нужно именно тебе, а не кому-то другому. А самое главное, что необходимо для устойчивых знаний – это упорная работа, терпение, и наверное, нужно просто любить учиться» сейчас катя учится в МарГУ на факультете международных отношений по специальностью «связи с общественностью. И опять у нее есть цель, к которой она целенаправленно идет – успешно закончить университет, добиться чего-то в жизни, работать по своей специальности и заниматься любимым делом.
6 экскурсовод: Серебряная медалистка 2004 года Лебедь Наташа в настоящее время учится на факультете международных отношений МарГУ. Вот ее слова: «Школа помогла найти мне найти себя, оценить и понять, что же я могу. Школа – сильная подготовка к настоящей взрослой жизни, как и каждая жизненная ступенька, которая подготавливает к следующей. А ученикам Наташа пожелала следующее: девчонки и мальчишки! Ищите в себе индивидуальность, раскрывайтесь и становитесь звездочками. Никогда не унывайте – знайте, что все быть может и должно быть хорошо. И так и будет! Это не пустые слова, оптимистом быть классно. Идите к своей цели, не отступая от главной тропинки ни на шаг. Жизнь прекрасна! Если вы еще этого не поняли, то знайте. Что обязательно наступит момент. Когда вы это в полной мере ощутите.

ВЕДУЩАЯ:Какие замечательные наши выпускника, они становятся учителями, врачами, юристами и другими специалистами. И разъехались наши выпускники не только по республике Марий Эл, не только по огромной матушке России, но за ее пределы – за рубеж. А выпускники – это главная гордость школы.

Особое внимание хочется уделить выпускникам, ставших офицерами и принявшими участие в локальных войнах и конфликтах.
7 экскурсовод: Мы долго воевали в Афганистане, если точно 9 лет, 1 месяц, 21 день. Мы всю жизнь будем помнить эту «помощь братскому народу». Сотни человек до сих пор остаются «За речкой» военнопленными, около 14 тысяч «шурави» покоятся на кладбищах бывшего союза. Среди них наш выпускник Валерий Александрович Свинин. Родился в 1954 году, все десять лет учился в нашей школе. Был веселый, очень честный, отзывчивый юноша. Мечтал о военной профессии офицера. Стал им. военное училище закончил с отличием. Родина посылала его туда, где трудно. Он был замполитом. Служил в советской армии, был направлен в Танзанию – Африку, а потом Афганистан. Он с честью выполнял интернациональный долг перед народом Афганистана и перед своей Родиной. Погиб 22 октября 1987 года. Это был хороший офицер, прекрасный сын, отец, муж, друг. Вечная память выпускнику нашей школы.

8 экскурсовод: Капитан Бастраков Сергей Леонидович

Родился в 1964г. в деревне Малый Вильял.

В Новоторъяльской средней школе учился 9-10 класс.

Выбор профессии офицера – пограничника не был случайным. Сильная воля и рассудительность- это неотъемлемое качество воина границы. И нет случайности, когда в тот трагический день он решительно пошел на опасное задание, на встречу с коварным неприятелем. Риск был очевидным. Шли боевые действия. Враги не раз проявляли нечеловеческие отношения к нашим вонам. Но нужны были разведданные, требовались контакты. Кажется, все было учтено и предусмотрено. Но совершилось самое худшее – трагедия. На войне – как на войне.

7 экскурсовод: Капитан С.Л. Бастраков в назначенном месте встречи вышел из машины, осмотрелся. Наметанный глаз и чутье разведчика не подвели. Из укрытия появляется автоматчик. В обычное мирное время на всех участках границы многочисленные подобные мероприятия проводятся сторонами предельно четко и взаимно корректно. Но это было не разумное отношение. Только успев крикнуть сопровождающим его бойцам: «Нас убивают!» - он получил удар автоматной очереди в спину. Бандитский почерк. Смертельно раненый, Сергей залег за скат своего «Газика» и произвел несколько выстрелов по душманам. Потерял сознание.

Шофер – переводчик скрылся, оказался на стороне противника. Семь пулевых отверстий насчитали на безжизненном теле. Так погиб совсем молодой офицер.

8 экскурсовод: 17.06.93 года от смертельных ран, нанесенных оружием подлого врага при выполнении служебного задания, перестало биться сердце офицера, который прибыл на афганскую границу в мае 1986 года, и все эти годы постоянно находился на переднем крае, обеспечивая мирный труд нашего народа и покой родной земли.

За мужество и героизм, проявленные в деле охраны и защиты государственной границы, при выполнении интернационального долга, Сергей награжден орденами «Красной Звезды», «За личное мужество», «За службу Родине в Вооруженных силах» 3 степени, медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «Воину-интернационалисту», «За отличие в охране государственной границы СССР».

7 экскурсовод: За время службы капитан Бастраков Сергей Леонидович проявил себя как жизнерадостный, жизнелюбивый, общительный, доброжелательный человек, исполнительный и исключительно порядочный офицер – пользовался заслуженным авторитетом у товарищей, сослуживцев и подлинным уважением командиров и начальников. Сергей погиб, не успев полностью раскрыться. Оборвалась перспектива серьезного будущего.

И еще одна существенная деталь. Капитан С.Л. Бастраков – родственник Героя Советского Союза Г.Ф. Бастракова. И подвиг Бастракова младшего, совершенный через полвека, не только преемственность поколений, но и родовая традиция.

Ведущая:


Первая и вторая чеченские войны. И нас по-прежнему защищают наши храбрые ребята. Солдат войну не выбирает. Когда в большой политике исчерпаны слова, в ход идет последний довод - пушки. У солдата не остается выбора - лишь священный долг защитника: испить горькую чашу войны, от первой и до последней капли, и закончить ее во имя победы, во имя настоящего и будущего своего Отечества, своего народа.

Да, солдатами не рождаются, ими становятся в результате тяжелого ратного труда, чтобы в час суровых испытаний и смертельной опасности не потерять веру в свои силы, не дрогнуть и до конца исполнить свой долг защитника Родины.


9 экскурсовод: В конце октября 2002 года информационные агентства разнесли по стране и по миру очередную скорбную весть из Чечни: в Грозном на подлете к аэродрому «Ханкала» был подбит вертолет российской армии. Погиб весь экипаж. Среди погибших наш выпускник старший лейтенант Владимир Царегородцев.

Произошло это 29 октября, вскоре после кармадонской трагедии. Сообщение о боевой потере затерялась в потоке скорбной информации с места стихийного бедствия…

9 экскурсовод:

Из официального документа:


«Старший бортовой авиационный техник вертолета МИ-8 старший лейтенант Царегородцев Владимир Витальевич, 1976 года рождения, выполняя боевое задание, верный воинской присяге, погиб при исполнении обязанностей военной службы, показав героические качества, присущие воинам России».
10 экскурсовод: Это скорбные строки из официального документа. В более подробном изложении случилось следующее. Экипаж, в состав которого входили командир майор Александр Володин, летчик-штурман капитан Павел Бородин и бортовой техник старший лейтенант Владимир Царегородцев, должен был перебросить группу спецназа в горный район Чечни. При заходе на посадку в районе Ханкалы вертолет был обстрелян со стороны дороги Аргун – Грозный. В заднюю ее полусферу попала ракета ПЗРК типа «Игла». Боевая машина получила значительные повреждения задней балки рулевого винта и в неуправляемом вращении начала падать в сторону склада боеприпасов. Жилые помещения располагались поблизости. Экипаж имел возможность покинуть машину, но ценой собственных жизней летчики постарались увести вертолет в сторону зданий. При соприкосновении с землей он взорвался. Погиб один из лучших экипажей авиации ВВ МВД РФ и находившийся на борту пассажир…
9 экскурсовод: Как вооруженный переносным зенитным ракетным комплексом боевик проник на аэродром в Ханкале, уже не узнает никто. После взрыва он сел в белую «семерку» и уехал. Через несколько минут шесть вертушек накрыли окрестности аэродрома ракетами. Шансов у террориста на спасение не было.

Рассказывают друзья-сослуживцы Владимира:

- Территория не контролируется. Вертолеты летят на предельно низкой высоте , что бы не стать легкой мишенью. Самый опасный участок вертолет преодолел успешно. Еще несколько минут, и он должен был сесть на землю.

- Они уже садились. До земли оставалось всего 20 метров, как вдруг раздался взрыв. На часах было 16:08. Уклониться от ракеты при взлете и посадке вертолет не может. Именно такой момент и выбрал боевик. Ракета угодила в заднюю часть машины. Вертолет потерял управление. В баках МИ-8 2,5 тонны керосина, на борту полный боекомплект. Была опасность, что вертолет рухнет на здания, где находились сотни людей. Случись это, многие бы из них погибли.

- Ребята направили горящий вертолет в безопасное место. Вертолет падал хвостом вниз. Спасти свои жизни экипаж не смог.

10 экскурсовод:

Жил обычный торъяльский мальчишка

Дружелюбен, сметлив, быстроног,

Среди сверстников он выделялся не слишком

Только стал офицером и уехал в Моздок.

Здравствуй, синее небо Кавказа

Я тебя полюбил, как родную страну.

Я читал о тебе все стихи и рассказы,

Я тебе принесу тишину.

Трудный путь позади, приземление скоро

Но ракета ударила нас по винтам…

А вокруг всюду люди, шумит мирный город.

И всем хочется жить, как и нам.

Здравствуй синее небо Кавказа,

Мы не сами спешили сюда

Разве мог я представить - я не думал ни разу,

Что останусь в тебе навсегда.

Что сейчас происходит на милой сторонке,

Бабья осень и шелест берез злотых.

Я оставил в России жену и ребенка,

Позаботься, Россия, о них…

Здравствуй …

Офицерская честь – это ум и отвага.

Глядя смерти в лицо, не отводим мы глаз.

Если нужно, то жизнь отдадим мы на благо

Тебе моя Русь, и тебе мой Кавказ.

Здравствуй …

9 экскурсовод: Верность, доблесть, отвага и честь были главными в жизни Владимира Царегородцева.

Он любил жену, сына, мать, родных .

И это нежное слово «Небо»

Что ни говори, профессия авиатора было и остается делом людей мужественных и романтичных. Тот особый ореол, которым всегда окружены «летуны», присущ и вертолетчикам в/ч 5592, дислоцировавшейся в Моздоке. 31 декабря 2004 года эта авиационная эскадрилья отметит 10-летие со времени формирования.

Дислокация части именно в Моздоке не случайна, и уже не секретна: это воинское подразделение призвано решать задачи по наведению конституционного порядка в Чеченской Республике.

А сколько у экипажа подполковника Володина было успешных вылетов!

Так 19 мая 2002 года этот экипаж обнаружил группу из трех десятков боевиков в районе Дарго при проведении ночной воздушной разведки. Благодаря точному указанию цели по бандитам был нанесен артиллерийский удар. Боевики отступили в горы, понеся значительные потери…

А 16 августа 2002 года МИ-8 сопровождал колонну ВВ МВД РФ, следовавшую по маршруту Чири-Юрт – Шатой – Итум-Кала. Штурман заметил засаду из 10-15 боевиков, а командир отдал приказ доложить тут же обстановку старшему офицеру колонны и передать координаты на командный пункт. При проходе вертолета бандиты поняли, что обнаружены, и открыли по нему огонь из крупнокалиберного пулемета. Ответным ударом НУРСов и бортового пулемета противник был подавлен…


10 экскурсовод: При выполнении боевых заданий неизбежно происходят столкновения с противником, нередко вертолеты попадают под обстрелы. Глубокой болью для части стала гибель экипажа вертолета МИ-8.

За время прохождения службы старший бортовой авиационный техник Владимир Царегородцев выполнил 2205 боевых вылетов, общий налет составил 2000 часов. Дисциплинированный и инициативный офицер, отмечен в служебной характеристике: «в экстремальных ситуациях он действовал смело и решительно, всегда был готов прийти на помощь товарищам, не избегал трудностей, общественные интересы ставил выше личных, к выполнению своего воинского долга относился с чувством высокой ответственности».

Владимиру были вручены Награды:

2 нагрудных знака «За отличие в службе» ,медаль Нестерова – самая авиационная медаль, медаль «за ратную доблесть» , которая дается всероссийским общественным движением ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» под подписью президента движения Б.В.Громова.

Гибель Владимира навсегда останется примером мужества, отваги и бесстрашия российских офицеров. Владимир был награжден орденом мужества -посмертно.

9 экскурсовод: На службе В. Царегородцев был грамотным и исполнительным офицером. Он не мог уклоняться от полетов. Совесть не позволяла. Иногда уходил дежурить на сутки, а задерживался на неделю. Друзья передавали от него весточку: улетел на «северный». Ирине оставалось терпеливо ждать мужа. Красавица – жена осталась вдовой в 26 лет. У Ирины много забот – нужно поднимать на ноги сына, который будет очень похож на отца.


10 экскурсовод: А в памяти учителей и одноклассников Володя навсегда останется скромным, надежным, ответственным, верным данному слову и дружбе, порядочным человеком, любящим технику, походы, спорт.
9 экскурсовод: Безмерно горе родителей Людмилы Игоревны и Виталия Ивановича, жены Ирины. Горечь утраты скрашивает лишь подрастающий сынишки Максимка.
10 экскурсовод: И только память, скорбь и печаль,

Щемящая боль о сыне, о муже и отце

Будет вечно в сердцах родных, друзей, жены, сына… всех, кто знал этого удивительного мужественного человека.

Ведущая:

Владимир Царегородцев, честно исполнив свой долг, навечно останется в строю защитников Родины.

Россия еще не скоро сможет обойтись без своих вооруженных защитников, и как во все времена, их имена были, есть и будут эталоном мужества и высокой гражданственности. Они не должны бесследно кануть в Лету, исчезнуть из памяти народной, как бы ни было быстротечно наше время.

Черное крыло потерь коснулось и нашего района, нашей школы. 7 июля 2004 года в Чечне погиб еще один наш выпускник Денис Орлов.

Молодые люди ушли в расцвете сил и никогда не вернутся к своим матерям, семьям, друзьям...

Кто знает, как сложилась бы судьба нашей страны, если бы не они, эти люди, чьи имена навечно вписаны в героическую летопись России! А сейчас я попрошу встать и минутой молчания почтить память тех, кто погиб, или умер от ран, тех, кто не дожил до сегодняшнего дня.

Ребята, а как мы с вами можем быть достойны памяти тех, кто погиб, сражаясь за то, что бы мы сейчас жили в мире, учились, играли?

(ответы детей)

С чего начинается родина? Родина начинается со школы, нужно любить школу, знать ее историю, уважать тех, кто в ней работал и работает. Знать и гордиться теми, кто учился в ней до вас и чье имя вписано не только в страницы истории школы, но и на страницы книги с названием «Жизнь». Прочитайте стихи и каждый

повторите их про себя:

я вырасту, уеду

в далекие края,

но то, что я отсюда,



навек запомню я!


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница