Муниципального образования брюховецкий район краснодарского края «История одной церкви»



Скачать 155.42 Kb.
Дата06.11.2016
Размер155.42 Kb.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«История одной церкви»

Работу выполнила Самойленко Мария Владимировна,

ученица 7 «А» класса МБОУ СОШ № 9

Научный руководитель – Чертова Галина Вячеславовна,

учитель географии МБОУ СОШ № 9

ст. Батуринская

2012 год

Введение

Вряд ли кто станет отрицать необходимость сохранения традиционной культуры, являющейся неотъемлемой частью духовной культуры любого народа. Но должна ли она органично входить в жизнь современного человека, или ее место – в этнографических музеях и на фольклорных фестивалях и ярмарках народных ремесел? И каково место традиционной культуры в современном русском православном укладе? Вся русская культура, русские традиции пронизаны православием, сама русская государственность оформилась благодаря участию церкви (1).

Сегодняшний мир полон противоречий, неравенства, половина населения находится на грани обнищания, тысячи маленьких детей гибнут от голода и болезней вследствие отсутствия полноценной медицинской помощи и достаточного количества еды. У людей возникают вопросы: почему я болен, а кто-то здоров? Появляются раздражение, злость, обиды, ненависть, зависть. Многие пытаются справиться с душевным смятением при помощи алкоголя и разных дурманящих веществ, другие впадают в уныние, растёт преступность, жестокость и насилие становятся нормой.

Коллизии XX века, гонения на церковь привели к духовному и нравственному опустошению народа; алкоголизм, наркомания, алчность, пошлость стали результатом исчезновения веры из душ людских. При этом XX век превзошёл все прочие по количеству войн, пролитой крови, жестокости, истерзанных и сломанных человеческих судеб, что также пошатнуло веру в Бога. Однако верующий человек понимает, что истинная причина гибели и страдания невинных – эпидемия бездуховности, поразившая человеческое общество; не будь этого, не было бы и войны.

Духовное состояние нации и всего человечества складывается из совокупности отдельных личностей. Духовность – синоним добра и залог праведных поступков.

К счастью, в последние десятилетия духовная жизнь оживляется, люди возвращаются в храм, растёт интерес к религии, православию. В большие религиозные праздники храмы переполнены, во многих городах и сельских районах открываются новые приходы. История церкви станицы Батуринской интересна. Моя работа проводилась в станице Батуринской. Станица Батуринская расположена в Брюховецком районе Краснодарского края. С одной стороны она примыкает к реке Бейсуг (среднем ее течении), а с трех других сторон окружена полями с тёмными черточками лесополос. Её территория как бы завершается тремя хуторами- Заря с населением 277человек. Зозова Балка-26 человек и Полтавский-380жителей. Население станицы, включая хуторское - 4331 человека.



Мы живем в станице, имеющей славные традиции и историю. Моя работа посвящена изучению истории церкви станицы Батуринской.

Актуальность работы

В нашем мире прослеживается угрожающая для духовности человечества тенденция угасания нравственности, появления разных иных верований и суеверий, не характерных для русской культуры.. Хотелось, чтобы русские люди помнили путь, который многие столетия назад выбрали наши предки, путь в православный храм.. к духовным истокам нашего общества.

Актуальность работы заключается в том. что в настоящее время в обществе повышается интерес к православным традициям, вводится новый курс по духовному воспитанию личности и , поэтому, изучение истории церкви на местном материале , считаю ,наиболее эффективным. Использование материалов работы поможет лучше понять народные традиции, людей старшего поколения

Цель работы - изучить историю церкви станицы Батуринской

Задачи:

1)Изучить исторические материалы. 2)Собрать материал об истории Свято- Никольского храма на территории станицы Батуринской 3)нарисовать храм станицы Батуринской в дореволюционный период на основе описания и фрагмента фильма.



1. Традиции и культура

Традиционная культура – это образ жизни, система ценностей, устные традиции, нормы и правила общения и поведения, верования, обычаи, обряды, празднества. Безусловно, народная традиционная культура русских формировалась под влиянием Православной Церкви. Это была православная культура. Народным сознанием дом без иконы сравнивался с сараем, а младенец до крещения – и вовсе с куском плоти, о нем и говорили в среднем роде, не обозначая пол ребенка: «Оно лежит на печке». Только после крещения его можно было целовать и показывать окружающим

У человека, живущего на земле и от земли, другие отношения с миром и Богом. Хлебороб, хозяин понимал, что от его нравственности зависит благополучие семьи. Так, по народным представлениям, засуха посылается за грехи. А молебен о дожде служили не только во время засухи, но в период от Пасхи до Троицы, когда активно велись полевые работы. Освящали скот не тогда, когда начинался падеж, а после зимы, когда начинали выгонять его в поле. То есть люди хорошо понимали, что без Бога шагу не ступить, и спешили заручиться благословением.

В народной культуре было очень чуткое, внимательное отношение к святыне. Вещи, которые освящались в обряде, изымались из повседневного обихода и использовались в особых случаях. Например, рушник, в который заворачивали продукты, освящаемые на Пасху, использовался только для этого и после праздника складывался в сундук – до следующей Пасхи. Икону никогда не брали голыми руками; рушник, который висел над иконами в святом углу, стирали отдельно от других вещей. А в наши дни у кого из православных не было карманного календарика с иконой? Но ведь для того, чтобы им



КФЭЭ-2002 Материал Татьяны Алексеевич "Они гремят из синевы" читайте

на сайте - www.krasrab.net в разделе "Статьи".

пользоваться по назначению, его необходимо перевернуть ликом вниз – ситуация, невозможная сто лет назад среди людей, считающих себя православными (2).

В середине прошлого столетия, несмотря на послевоенную оттепель, действующих приходов в станицах почти не осталось. Безусловно, это разрушало народную культуру. В настоящее время много уделяется внимания в прессе православным традициям, но затрагивают ли они душу человека и помогают ли найти свой путь в жизни.

В моей семье свято чтят одну книгу-Библию. Эта книга старинная, года издания., написана старославянским языком. Откуда она появилась в нашей семье, как? Как рассказал мой дедушка –Коваленко Николай Иванович, эту библию после разрушения Батуринской церкви сохранила его бабушка.

Библия старинная. Известно, что после разрушения церкви, вся утварь и иконы были зарыты в колодце на территории станицы батуринской. Этой книге пришлось очень много пережить , она стала свидетельницей тяжелых исторических событий. Итак, что же происходило с этой книгой. Попробуем восстановить исторический ход событий.



2. История Свято -Никольской церкви станицы Батуринской

Как известно , в 1793 году был основан Батуринский курень(3). Назван он был так потому. что сюда переселились казаки из города Батурин Черниговской губернии. В этом городе находился и существует сейчас женский Николо –Крупицкий монастырь

Главная святыня этого монастыря- икона Николая Чудотворца .

Через 5 лет после поселения на новом месте в Батуринском курене были построены общественные здания станичного правления и церкви . Их называли молитвенный дом. На постройку правления было истрачено 80 руб. серебром, а церковь во имя св.Николая, деревянная, с отдельной колокольней, оградой и часовней, обошлась в 4500 руб. серебром, собранных жителями в 1827 году (2). Сделанная из дерева, с отдельной колокольней и часовней эта церковь Святого Николая была одним из лучших сооружений станицы.

3 http//h.ua/story/157798/#ixzzltjmv3p5D

С открытием в станице прихода начала действовать церковно-приходская школа, где учителями были местные служители культа. Церковно –приходская школа существовала при церкви (первый- второй классы) и в здании бывшего детского сада по ул. Красной.

К 1861 в станице было 163 двора и 855 жителей, в т.ч. 9 иногородних. К концу века станичная церковь настолько обветшала, что в 19в. батуринцы построили новую кирпичную, тоже во имя Св.Николая, которая обошлась в 45 тыс.руб.. Кроме церковно-приходской школы в станице, церковь содержала и школу грамоты на Борзиковских хуторах. В Батуринской было также 2 казенных училища (мужское и женское) и иногороднее мужское училище.

К началу ХХ в. в Батуринской имелось 3 кирпичных завода, 4 маслобойных, один гончарный, 6 кузнечных и колесных, 10 сапожных мастерских, 7 портняжных, 8 веревочных, 2 печных, 1 кровельное, 14 ветряных мельниц,1 водяная и 2 паровые.

По переписи населения, проведенной накануне октября 1917, в Батуринской числилось 1387 дворов и 9792 жителя (3).

Построенная ещё в 1827 году деревянная церковь в Батуринской постепенно обветшала и на её месте началось строительство новой кирпичной церкви, которое закончилось в 1875 году. Обошлась церковь в 45 тысяч серебром. Правда часть суммы была накоплена за счёт сдачи в аренду 270 десятин церковной земли. Этот храм божий во имя Святого Николая был одним из лучших во всей округе. По рассказам очевидцев и передающихся из поколения в поколение воспоминаний храм был семикупольным, красного цвета, похож на храм Св.Георгия в г.Краснодаре, очень высоким. Настолько высоким, что у мужчин, смотревших на него падали шапки, а золотой купол с крестом в ясную солнечную погоду отражался в реке под Брюховецкой, Вот почему построенный через эту реку мост до сих пор называется Батуринским.. Звон колокола батуринского храма был слышен на десятки километров, даже жители соседних станиц: Березанской, Челбасской, Незайманской, Ирклиевской слышали его. О колокольном звоне говорили: "Да утолятся же и утишатся и престанут нападающие бури ветреные, грады же и вихри, и громы страшныя, и молния, и злорастворённые и вредныя воздухи гласом его". Столетия спустя, как христианский мир принял колокола, учёные подтвердили: акустическая волна при колокольном звоне распространяется в виде креста, и таким образом происходит стерилизация пространства. Не потому ли во время эпидемий звонили беспрерывно в "злорастворённом воздухе"?..

Наш современник и соотечественник Юрий Андреев утверждает, что колокольный звон восстанавливает энергетическое поле человека. К нему присоединяются многие, и при семейных неурядицах, если в доме кто-то болеет, рекомендуют включать аудиозапись колокольного звона. О том и молитва о благословляемом колоколе: "Гласом звона сего освященного, всякое уныние с ленивством от сердец верных Твоих отжени".

В России изначально отношение к колоколу было как к священному музыкальному орудию, способному чудодействием звона притягивать благодать Божию, ограждать от тёмных сил и "злорастворённых воздухов", противостоять врагам, дьявольским козням, природным стихиям. Колокольный звон сопровождал всю русскую жизнь. Он был частью больших народных торжеств и малых праздников, собирал народ на защиту Отечества, сообщал об опасности. Колокола звенели надеждой и призывом к отпору врага. Российские селения знали звоны метельные (звонили в пургу, давая знак потерявшим дорогу), осадные, ратные, позывные, вечевые. (4)

В непогоду (из воспоминаний Коваленко И.Г.), особенно в метель, в батуринский церковный колокол звонили каждые три минуты, чтобы путники не сбились с дороги Служители церкви занимались просветительской деятельностью: создавали церковно-приходские школы, в которых в основном бесплатно обучались дети иногородних.(2)

На большие церковные праздники в церкви собиралось очень много народа. Люди приезжали из соседних станиц и хуторов на подводах, приходили пешком.

Материал о старой церкви собирал учитель истории Куликов Дмитрий Иванович, из-за чего у него были неприятности. (Кстати, именно он точно определил местонахождение первого казачьего куреня в нашей Батуринской).

Когда на месте церкви собирались строить больницу, нашли огромный котлован со свежепогашенной известью. Оказалось, что известь эта пролежала со времён правления церкви. У некоторых станичников до сих пор есть небольшие запасы извести из того котлована.

Как-то раз на колхозном собрании, где присутствовало много станичников, их попросили принести фотографию церкви. Но на просьбу никто не отреагировал: то ли побоялись, время-то ведь какое было при Советской власти, то ли действительно её ни у кого не было. Многие хотели найти фотографию или какой-нибудь рисунок, но ничего найдено не было.»

В годы революции для церкви наступили тяжелые времена. Исторические документы говорят: «… во многих станицах Кубанской области во время двукратной оккупации их большевиками в первой половине 1918-го и в октябре того же года, красные разграбили большую часть церквей, монастыри, архиерейские дома, ризницы и духовные семинарии. Расхитили имущество, начиная с запасов продовольствия и кончая церковными облачениями, перешивавшимися на платье, женские юбки и попоны на лошадей;

драгоценные предметы церковной утвари. После отступления красноармейцев, возвращавшийся причт и прихожане находили в храмах разбросанные иконы и церковные книги, разбитые лампады, истоптанные свечи, изломанные и сваленные в кучи кресты и евангелия, выбитые ногами иконы в нижних ярусах иконостасов. Красноармейцы въезжали в церкви на лошадях, в шапках, с папиросами во рту; в станицах Батуринской, Кирпильской врывались в храмы с руганью, взламывали замки, похищали деньги и церковные ценности.»(5)

Рис.1 Разрушение церкви на Кубани.

Свято-Никольский храм просуществовал (по воспоминаниям Фарафоновой Н.В) до 1938 года, а затем была разобран, так как местным колхозам необходим был кирпич.

5АК 2703. Хутор Полтавский.
Голод на Кубани: 1932–1933 гг. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГНТУ «Кубанский казачий хор»

Рис 2.Разрушение церкви на Кубани

Для того. чтобы разобрать храм, была приглашена бригада подрывников, которой не удалось сразу ее разрушить. Довершили разрушение колхозники по указу администрации. Из рассказов местных жителей я узнала, что из кирпича разрушенной церкви были построены больница в селе Большой Бейсуг и школа им. Ленина в станице Батуринской на месте нынешнего Дома культуры. Оба здания сгорели. Школу сожгли немцы в период оккупации станицы, а в 1983_ году в больнице случился пожар, и большая часть здания была уничтожена огнём.

Кроме больницы и школы были из кирпича церкви построены также амбары в станице и на месте трудового лагеря Бригантина. По странному стечению обстоятельств, ни одно из зданий не уцелело. Больница в течение десяти лет простояла без крыши, потом у нее была плоская крыша, но функционировала она не долго - сгорела. А здания амбаров в течение трех лет разрушились сами собой.

Позднее было разрешено открыть церковь в ст.Батуринской и она была организована по ул. Красноармейской, где в настоящее время проживает семья Карнута, в 60-е годы ее вновь закрыли. В течение 30 лет станичники жили без храма ,и только лишь в 1991 году получили разрешение на открытие церкви в здании бывшей почты. Она существует и в настоящее время.

Глава 3. Свято –Никольский храм ст .Батуринской

Очевидцы рассказывают, что церковь в ст. Батуринской имела семь сияющих куполов, построена из красного кирпича и похожа на храм Св.Георгия в г.Краснодаре (район Сенного рынка). Я попыталась восстановить вид храма без претензий на абсолютную истину .

Издавна на Руси для возведения храмов подыскивали особенное место. Чаще всего православный храм строили на расположенных близ воды высоких живописных холмах, чтобы величественные золотые купола были видны издалека, а звон колоколов помогал уставшим путникам даже во время тумана или в сильную метель безошибочно найти дорогу к храму.

Храм станицы Батуринской был построен на самом высоком в то время месте-возвышении.

Символична и сама форма церкви. Как правило, храмы сооружали в виде креста, то есть в основании возлежал Крест Христов, который из орудия казни и позора (ведь распятие на кресте было самой позорной и мучительной смертью) стал символом спасения через смерть и кровь распятого на нем Богочеловека.

Воздвигали на Руси и храмы в форме корабля, представляющие собой продолговатые четырехугольные здания. Корабль считался символом спасения: в нем укрывается от гибели человек посреди бушующего житейского моря. Так же и в Церкви Христовой каждый желающий спасается от духовной смерти и царства тьмы...

Кроме того, корабль - это еще и символ Ноева ковчега, спасший во время потопа от физической смерти тех людей, которые не отступили от Бога. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так и церковь, ведомая Святым Духом. - надежное убежище. Кстати, именно поэтому до сих пор ее серединная часть носит название «корабль».

Иногда храм представлял собой круг, символизирующий вечность, так как он не имеет ни начала, ни конца. Ведь круг - вечность, и вера Христова вечна. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника - Вифлеемской звезды, которая привела волхвов к пещере и яслям, где родился Спаситель мира.

И если мы с вами далеко не всегда обращаем внимание на то. как построен храм - в форме креста, корабля, круга или звезды, - то пройти мимо церкви с золотыми куполами, устремленными ввысь, и не остановиться просто невозможно.

Церковный купол - это символ неба, его венчает глава с крестом - во славу Иисуса Христа, главы Церкви. Часто на храме строят не одну, а несколько куполов, которые называют главами. Их количество тоже всегда символично. Две главы означают два начала, соединившихся в Иисусе Христе - божественное и человеческое; три главы - три лика Святой Троицы; пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь глав - семь таинств и семь вселенских соборов; девять глав - девять чинов ангельских; тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Иногда строят и большее количество глав.





Заключение.

Изучив различные источники, мы узнали, что:



  • Первый молитвенный дом на территории Батуринского куреня был построен в 1798 году, спустя пять лет после заселения

  • Строительство новой кирпичной церкви закончилось в 1875 году. Обошлась церковь в 45 тысяч серебром.

  • Очевидцы рассказывают, что церковь в ст. Батуринской имела семь сияющих куполов, построена из красного кирпича и похожа на храм Св.Георгия в г.Краснодаре (район Сенного рынка).

  • Церковный купол - это символ неба, его венчает глава с крестом - во славу Иисуса Христа, главы Церкви. Две главы означают два начала, соединившихся в Иисусе Христе - божественное и человеческое; три главы - три лика Святой Троицы; пять глав символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь глав - семь таинств и семь вселенских соборов; девять глав - девять чинов ангельских; тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов

  • В годы революции для церкви наступили тяжелые времена. После отступления красноармейцев, возвращавшийся причт и прихожане находили в храмах разбросанные иконы и церковные книги, разбитые лампады, истоптанные свечи, изломанные и сваленные в кучи кресты и евангелия, выбитые ногами иконы в нижних ярусах иконостасов. Красноармейцы въезжали в церкви на лошадях, в шапках, с папиросами во рту, врывались в храмы с руганью, взламывали замки, похищали деньги и церковные ценности

  • Свято-Никольский храм просуществовал (по воспоминаниям Фарафоновой Н.В) до 1938 года, а затем была разобран.

  • Из кирпича разрушенной церкви были построены больница в селе Большой Бейсуг и школа им. Ленина в станице Батуринской на месте нынешнего Дома культуры. Оба здания сгорели. Школу сожгли немцы в период оккупации станицы, а в 1983_ году в больнице случился пожар, и большая часть здания была уничтожена огнём.

  • Кроме больницы и школы были из кирпича церкви построены также амбары в станице и на месте трудового лагеря Бригантина. По странному стечению обстоятельств, ни одно из зданий не уцелело.

  • Позднее было разрешено открыть церковь в ст.Батуринской и она была организована по ул. Красноармейской, где в настоящее время проживает семья Карнута, в 60-е годы ее вновь закрыли. В течение 30 лет станичники жили без храма ,и только лишь в 1991 году получили разрешение на открытие церкви в здании бывшей почты. Она существует и в настоящее время.

Содержание……………………………………………………………….…..стр.

Введение……………………………………………………………………….3

Методы исследования…………………………………………………………7

1.Традиции и культура………………………………………………………...8

2. История Свято -Никольской церкви станицы Батуринской……………..10

3. Свято –Никольский храм ст .Батуринской……………………………......17

Заключение……………………………………………………………………..20

Литература………………………………………………………………………22

Литература:

3 http//h.ua/story/157798/#ixzzltjmv3p5D

2 Ниматуллаева Т.И. «Батуринские корни»

3 .Печерица, Сербиненко

1http://www.krasrab.com/archive/2012/03/15/06/view_article



5.КФЭЭ-2002 Материал Татьяны Алексеевич "Они гремят из синевы" читайте

на сайте - www.krasrab.net в разделе "Статьи".



5АК 2703. Хутор Полтавский.
Голод на Кубани: 1932–1933 гг. Полевые материалы Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции Научно-исследовательского центра традиционной культуры ГНТУ «Кубанский казачий хор»


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница