Мультимедиа и Интернет технологии в детской библиотеке Максим Гольбрайхт, зав сектором автоматизации библиотечных процессов Государственной детской библиотеки им. С. Бегалина, Алматы, Казахстан



Скачать 141.9 Kb.
Дата09.11.2016
Размер141.9 Kb.
Мультимедиа и Интернет технологии в детской библиотеке
Максим Гольбрайхт,

зав. сектором автоматизации библиотечных процессов

Государственной детской библиотеки им. С. Бегалина,

Алматы, Казахстан
Кто-то из мудрых сказал: «Счастье - это когда утром с удовольствием идешь на работу, а вечером с удовольствием возвращаешься домой». А другой прибавил до анекдота: «Когда на работе тебя ждет квартальная премия и халявный Интернет, а дома – футбол, пиво из холодильника и теща с больным зубом». Шутка-шуткой, но первую часть могу отнести к себе, ведь я работаю в детской библиотеке. За что я люблю свою работу, так это за то, что каждый день это что-то новое, непохожее на вчерашнее, не что-то устоявшееся и не закостеневшее. Я, правда, не совсем классический библиотекарь – не выдаю книги, не расставляю по полкам и не расписываю газеты и журналы, сфера моих занятий – немного другая – информационные технологии. Ничуть не умаляя своих коллег – в библиотеке и то, и другое очень важно, в том числе и идти в ногу со временем. Большую поддержку нашей работе оказывает директор библиотеки – София Кумаровна Раева.
Библиотека имени Бегалина - теплый дом для детей

В городе Алматы – южной столице Казахстана, культурном и финансовом центре, на пересечении улиц Толе би и Достык расположено старинное здание историко-архитектурный памятник XIX века (постройка 1877 года). Начиная с самого утра, уже не одно поколение мальчишек и девчонок каждый день прибегают сюда, чтобы поменять очередную книгу, написать реферат, поработать на компьютере или просто пообщаться. Что же это за здание? Почему оно столь притягательно для многих тысяч ребят?

Это строение примечательно уже тем, что, находясь в сейсмоопасном районе, оно выстояло все землетрясения, выпавшие на долю г. Алматы. Поначалу в нем располагался пансион Верненской мужской гимназии, среди воспитанников которого были и такие известные в будущем люди Семиречья как Д.Барибаев, Т. Бокин, У. Жандосов, А. Розыбакиев и многие другие1.

В 1930 году здание было отдано Семиреченской публичной библиотеке им. 10-летия Казахской ССР, организатором и первым директором, которой был Ураз Жандосов. Сейчас это Национальная библиотека, которая в 1971 году переехала на проспект Абая.

С 1971 года по сегодняшний день здесь располагается Государственная республиканская детская библиотека Казахстана. Читатели «Бегалинки» гордятся тем, что здание их любимой библиотеки вошло в городской историко-архитектурный ансамбль «Астана». В «Бегалинке» царит культ ребенка. Здесь все для него и так, как удобнее ему.

День рождения детской библиотеки — 10 мая 1951 года. Именно в этот день был подписан приказ о её создании, а 31 декабря библиотека приняла своих первых читателей.

Начиналась библиотека с 16 тысяч книг и пяти отделов.

За более чем полувековую историю своего существования она постоянно расширялась, крепла, совершенствовалась.

В 1971 году, одновременно с переездом, библиотека получила статус Государственной республиканской. В 1996 году ей было присвоено имя классика казахской детской литературы Сапаргали Бегалина 2.

На сегодняшний день Государственная республиканская детская библиотека им. С.Бегалина главная детская библиотека страны, осуществляющая методическое руководство всеми библиотеками республики, работающими с детьми; информационный центр; национальное книгохранилище детской литературы.

В библиотеке 11 отделов, 6 из которых занимаются непосредственно обслуживанием пользователей.

Ежегодно сюда приходят читать более 15-20 тыс. человек, в основном это ребята от 2-х до 16 лет, их родители, а также все, кто заинтересован в том, чтобы дети читали — педагоги, воспитатели, библиотечные работники.

Это настоящий Книгоград со своим микроклиматом, правилами и законами. А самый главный закон гласит - «Библиотека — теплый дом для детей».

***


Что такое «Бегалинка»? Уютные залы, квалифицированные библиотекари, электронный каталог, открытый доступ к любому виду информации.

Полумиллионный фонд на казахском, русском и иностранных языках: научная и справочная литература в помощь учебному процессу, классическая мировая и современная детская художественная литература, аудио- и видеоиздания, материалы на электронных носителях.

Более 250 наименований газет и журналов, которые библиотека получает ежегодно. К услугам пользователей современная видео- и аудиоаппаратура, компьютеры, ксероксы.

Что можно делать в библиотеке? Каждый скажет — читать. А ещё?

Ещё в «Бегалинке» можно найти любую информацию, пообщаться с друзьями, встретиться с интересными людьми, «сходить» в Интернет, поучаствовать в различных конкурсах, библиотечных мероприятиях и праздниках, освоить компьютер, посмотреть видеофильмы, послушать музыку, научиться рисовать и мастерить различные поделки, стать актером кукольного театра и просто отдохнуть.

Во время летних каникул библиотека приглашает включиться в веселую и познавательную программу «Летнее чтение» и, возможно, выиграть приз.

В любой день, когда бы Вы ни пришли в библиотеку, Вас ожидает увлекательная встреча с новыми книгами.
Основные показатели на 2007/8 гг.:

Читатели - 15325

Фонд – 461356 книг

За 2007 год – проведено 154 выставки

В 2007 г. приобретено 9031 книг 3

Количество компьютеров с 1 (в 2000 г.) выросло до 40 (2008 г.), библиотека имеет свой интернет-класс с бесплатным доступом для пользователей. Более 100 человек в день пользуются его услугами.


До работы в библиотеке, моя жизнь так или иначе была связана с книгами – я работал в книжном обозрении «Книголюб», всегда много читал, писал и пишу стихи, делаю альманах «Литературная Алма-Ата», веду интернет-портал «Южная столица».

В детской библиотеке им. С. Бегалина я, возглавляя сектор автоматизации библиотечных процессов при отделе развития и внедрения новых технологий, занимаюсь несколькими проектами:


Сайт библиотеки «Родник» (www.spring.kz)

В 2001 г. библиотека выиграла грант на создание детского сайта « Родник» по программе малых грантов расширенного доступа и обучения Интернет IATP/IREX. Это был первый опыт подготовки ресурсов для Интернет в детской библиотеке. В 2002 – еще один грант - на создание казахской версии сайта. На сегодняшний день сайт “Родник” – единственный детский библиотечный сайт в Казахстане, поддерживающий казахскую, русскую и английскую версии. Как редактору, мне приходится регулярно собирать и обновлять материалы. У сайта множество рубрик, поэтому в поиске и подготовке материалов мне помогают несколько отделов. Среди рубрик можно отметить такие:

«Юбилейная дорожка» - возможность узнать о писателях и книгах-юбилярах месяца и года.

«Информбюро» - жизнь библиотеки

«Библиотечный гид», «Своя компания», «Запишись» - информация о деятельности библиотеки, отделах, услугах, клубах.

«Прочитай» - рекомендации библиотекарей что выбрать почитать

«Журнальная тусовка» - обзор детских журналов за последний месяц

«Портрет писателя» - биографии писателей, лауреатов Международной детской премии им. Г.Х. Андерсена

«Писатели Казахстана» - биографии казахстанских детских писателей

«Засветись!» - информация о проводимых конкурсах.

«Культура, обычаи и традиции»

«Права детей» - Конвенция о правах ребенка, сведения о детских организациях Казахстана, о печатных и электронных публикациях по этому вопросу.

«Детское творчество» – рисунки, сочинения, стихи юных читателей. Эту страничку готовят сами дети!

«Копилка сайтов» – ссылки на самые интересные детские сайты

«Для пап и мам» - советы для родителей о воспитании детей.

«Издания библиотеки» - полнотекстовая база методических и библиографических пособий, выпускаемых библиотекой.

На сайте реализован впервые тематический иллюстрированный каталог книг и журналов на казахском и русском языках.

Сайт стал обладателем наград «Лучший детский сайт Казахстана», «Лучший сайт на казахском языке», «Круг чтения» Казахстанского web-парада молодежных сайтов 2007 г. Материалы сайта постоянно пополняются 4.

Размер сайта в настоящее время – 37 мегабайт, т.к. мы делаем облегченную версию. Более 1200 страниц.
Сайт библиотеки «Тарих» (www.traih.spring.kz)

Создан в 2005 году. Тема ресурса – история Казахстана: календарь исторических дат, личности, карты, символы, книги, затрагивающие исторические периоды. Поддерживает два языка – казахский и русский. Сайт также обновляется. Основная масса посетителей – школьники, студенты, учителя истории.

Основные рубрики:

- Символы

- Календарь событий

- Личности

- Карты

К 10-летию Астаны в 2008 году была открыта рубрика «Столицы Казахстана» с информацией об Астане, Алматы, Кызылорде и Оренбурге.



Размер сайта в настоящее время – 3 мегабайта. Более 900 страниц.
Электронная детская библиотека «Весь мир в детской книжке» (http://www.odb-abai.freenet.kz/edb.htm)

В 2008 году в г. Караганде на пробеге «Библиотечный салют Астане» ГДБ им. С. Бегалина совместно с Карагандинской ОДБ им. Абая представила новый совместный проект «Электронную детскую библиотеку (ЭДБ) «Весь мир в детской книжке». Со временем проект будет выделен в отдельный сайт. В данное время мы собираем электронные версии редких, давно изданных книг, книг, имеющихся в ограниченном количестве экземпляров. Презентация проекта прошла в сентябре 2008 года в г. Оскемен. На конференции «Читающие дети – будущее страны», которая состоялась 9-11 октября 2008 года в Алматы ЭДБ была представлена широкой общественности – педагогам, библиотекарям, писателям. Уже сейчас размешены тематичесакие пособия и 11 электронных книг таких авторов как Герольд Бельгер, Уильям Сароян, Сапаргали Бегалин, Оралхан Бокеев и др.


Интернет-лагерь

В связи с активным использованием Интернет, мы увидели главные проблемы, которые тормозят его развитие в библиотеках 5:

- проблема правовой и информационной культуры, технологической грамотности читателей. Ее решение впрямую связано со статусом детской библиотеки. С одной стороны, как любая информационная служба библиотека обязана предоставлять доступ ко всем богатствам человеческой мысли на любых носителях. С другой - систематизированное библиотечное пространство должно оставаться библиотечным по отношению к ребенку, миру детства и чтения, что означает поиск адаптированной информации. Чем активнее юный пользователь будет работать в организованном информационном пространстве библиотеки, тем меньше на него будет влиять информационная стихия 6.

- отсутствие знаний, навыков и умений у библиотекарей, что играет огромную роль для развития Интернет в библиотеках. Их информационная культура предполагает хорошую ориентацию в современных информационных ресурсах, умение быть навигаторами для детей в существующей информационной среде, интенсивно использовать возможности новых информационных технологий для удовлетворения запросов пользователей, приходящих в библиотеку

Что же такое информационная культура? Это умение ответить на вопросы:

Что я должен сделать? (формулировка и анализ потребностей)

Куда мне обратиться? (выявление и оценка вероятных источников)

Как получить информацию? (поиск и обнаружение конкретных ресурсов)

Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов)

Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов)

Что и как следует записать? (фиксация и сортировка информации)

Получил ли я важную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка)

Как ее представить? (представление)

Каков результат? (оценка)

Персонал библиотек сегодня слабо подготовлен для работы с современными информационными технологиями. Моя задача, как сотрудника отдела развития и внедрения новых технологий, обучить как использовать эти средства своих коллег.

Имеется ряд факторов, который мешает осуществлению этой работы:

- отсутствие у библиотекарей знаний в области информационных и коммуникационных технологий

- недостаточно развитые умения и навыки пользования ИКТ

- невладение современной методикой передачи этих знаний, умений и навыков детям.

- отсутствие в Казахстане структур, занимающихся повышением квалификации, подготовкой и переподготовкой библиотекарей, как специалистов обеспечивающих использование мировых информационных ресурсов

- низкая заработная плата библиотекарей, которая не может обеспечить их обучение на платных курсах любого уровня

Многие сотни читателей, в силу географических, социальных и прочих причин, не имеют доступа к полноценным фондам, не могут посещать большие «реальные» библиотеки. Именно поэтому так важно, осуществляя права ребенка на доступ к информации, самообразование, самосовершенствование и становление своей личности, создавать условия для развития Интернет в библиотеках для детей. Если библиотека исполняет функции информационного центра, то за библиотекарем должен быть признан статус специалиста с квалификацией в области информации, который не отправит посетителя библиотеки в свободное плавание в Интернет.

С этой целью при библиотеке был открыт Интернет-лагерь.

Первая реакция на внедрение Интернет в библиотеках вообще и в детских библиотеках, в частности, у библиотекарей, как людей читающих, рефлекторно следующая: как изменился мир, с тех пор как мы начинали свою карьеру 7! Но это чувство резких перемен - обманчиво. Давайте посмотрим на цели и задачи, которые ставит перед собой библиотека. Они выражаются в следующем: «стимулировать потребность в чтении», «повышать уровень информационного сервиса», «отвечать потребностям детей в предоставлении образовательной информации», « повышать уровень информационной культуры». Такие слова и выражения, как: веб-сайт, видео – конференция, локальная сеть, может и внове для нас, но это просто очередной инструмент, который помогает нам решать прежние проблемы новыми методами. Интернет очень хорошо может быть использован, как средство дополнительной информации для выполнения домашних заданий, развития читательских навыков, знакомства с новинками литературы и т.д. 8 Детская библиотека никогда не была, и, надеюсь, не будет « служебным вагончиком», который привязан только к нуждам учебного процесса. Именно она первая может обеспечить возможность получения информации из других источников, которые привносят в наш мир новые технологии. И, размышляя над вопросами: «Интернет–собеседник? волшебник, исполняющий желания? коварный утешитель? виртуальная супер–библиотека?», «Интернет - это выставка или витрина современного мира?», я отвечаю: «Библиотека, особенно детская, всегда должна использовать Интернет выборочно, и пользоваться только теми его возможностями, которые совершенствуют, дополняют, упрощают библиотечные формы и привлекают ребенка к дальнейшему чтению» 9.

В Интернет-лагере дети и родители, педагоги и библиотекари осваивают умение владеть компьютером, пользоваться возможностями Интернет – работать с электронной почтой, находить информацию по запросам, создавать свои Интернет-ресурсы. Подобные семинары мы проводим и в областных центрах 10. Интернет-лагерь перешагнул стены библиотеки. Только в 2008 году я побывал с консультациями и семинарами в Караганде, Усть-Каменогорске, Шымкенте, Талдыкоргане, Бишкеке. Я, как один из тренеров, закончил курсы IATP, получил два диплома и преподаю в лагере уже 4 года. Совместно с Гете-Институом по материалам Интернет-грамотности была издана книга на казахском и русском языках11. Темы моих семинаров - «Знакомство и Интернет», «Интернет в детской библиотеке», «Профессиональные графические программы», «Создание презентаций» и другие. Отзывы выпускников курсов – лучшая благодарность за труд 12. Знакомим детей и взрослых с казахсатснкими ресурсами Интернета 13, образовательными сайтами14.
Ежемесячная газета «Бегалинка»

С 2003 года библиотека для своих читателей выпускает собственную иллюстрированную газету объемом 8 полос. Первонаально газета была на 4 полосах, но через год печатного пространства нам показалось мало. Моей задачей, как редактора, журналиста и верстальщика газеты, является координация всего процесса подготовки номера. Жизнь библиотеки, различные советы (от того что почитать, до как написать сочинение или реферат), биографии различных людей, праздники – все это и многое другое – на ее страницах. Это издание – и площадка для ребят: возможность напечатать свои стихи, рассказы, сочинения, отзывы, рисунки. В этом году мы отмечаем – 5 лет!!! А в прошлом году мы выпустили и отпраздновали всей библиотекой и читателями 50 номер.



Основные рубрики газеты:

- Портер писателя!

- Советует библиотекарь

- Прочитай!

- Журнальная тусовка!

- Библиотечная жизнь

- Творчество юных

- Это интересно!

- Книжкины юбилеи!

- Внимание! Конкурс!


Продукция библиотеки

Книги, методические и библиографические пособия требуют уже не только хорошего насыщенного внутреннего содержания, но и достойной обложки и полиграфического исполнения. Эмблемы и логотипы для семинаров и конференций, корпоративные открытки, презентации, оформление стендов – все это перестало быть заоблачной мечтой. Мне, как дизайнеру, приятно видеть те преобразования и изменения, которые произошли – яркие обложки, собственные открытки, оформление стендов и отделов, сувенирная продукция и многое-другое.

Мы создаем презентации, поддерживаем электронный каталог библиотеки «КАБИС», которым можно воспользоваться в любом из отделов и на сайте «Родник», иллюстрированный каталог детских книг.
Мультимедийные продукты

Библиотека создает и свои программные продукты.


Подари свое сердце книгам: «Писатели Казахстана – детям и взрослым»

В 2008 году мы выпустили СД-энциклопедию «Писатели Казахстана», куда вошли биографии более 250 казахстанских писателей, портреты, литература по жизни и творчеству, списки изданных произведений. Над этим трудом библиотека кропотливо работала более 3,5 лет. Несмотря на имеющиеся биографические справочники, библиотекари тем не менее испытывают потребность в таком издании. Тем более, удобным оказался электронный вариант – фото и текст можно скопировать, распечатать, дополнить, при необходимости спроецировать на экран. Удобство диска и в том, что он не требует установки и автоматически загружается при помещении в CD-ROM. Диск был представлен на конкурс «Слета молодых библиотекарей, который проводился в мае 20008 года в Астане НАБ РК и занял первое место в номинации «Проект».


«Своя игра»

Литературный аналог популярной игровой передачи на телеканале «НТВ» был создан в 2007 году, но нашел свое воплощение как диск в 2008. Игра собрала литературные вопросы разной сложности и разной тематики «Сказки», «Герои», «Мифы», «Приключения», «Батыры», «Крылатые слова» и другие. Играть можно как 3-5 игрокам, так и командой. Игра состоит из двух раундов и суперигры. Есть и «Кот в мешке» и «Аукцион». И самим библиотекарям будет интересно проверить свои знания в литературе.


«Литературное созвездие»

Электронная энциклопедия «Литературное созвездие» - уникальное издание, аналогов которому ни в печатном, нив электронном виде нет. В нем собраны более чем 450 памятников 150 героям мировой литературы, сказок, эпоса, мифов. Информация диска поможет библиотекарям и преподавателям интересно провести и проиллюстрировать урок или любое мероприятие по литературе, искусству, истории, оформить выставку и сделать презентацию. А детям – лучше понять и прочувствовать характер того или иного литературного персонажа, по-новому взглянуть на него и, может быть, обнаружить его черты в своих друзьях и знакомых.


«Родная земля – молодая и древняя»

Электронная энциклопедия «Родная земля молодая и древняя» - издание, собравшее в себе аннотации к художественным книгам, историческое действие которых разворачивается в ту или иную эпоху.


В подготовке находится еще одно издание «Родители и дети в художественной литературе и мировом изобразительном искусстве».

Заниматься этими и многими другими проектами очень интересно для меня, иногда даже не замечаешь насколько быстро пролетел рабочий день.



В общем, я живу по девизу библиотеки: «Радуйся жизни и читай!»



1Раим С. Айда в «Бегалинку!» // Дружные ребята, 2001

2Лукзен Л. Носящая имя национального классика. // Библиотека. - 2001. - № 12.

3Тихий островок в бурном мире // Я покупатель и собственник. - 2005. - 28 октября.

4 Аскарбеков Е. Дети в Интернете (о детских сайтах) // Мир дества. – 2002. - № 5-6. – с. 54-57.

5Лукзен Л. Детские проблемы взрослой сети // Интернет и я. - 2001. - № 9.

6Раева С.К. Ключевая роль книги и чтения в информационном обществе // Кітапхана әлемі / Мир библиотеки. - 2003. - № 4.

7Гольбрайхт М.А. Интернет в детской библиотеке // Бегалинские чтения: Библиотека, книга и чтение в образовании детей. Алматы, ГРДБ им С. Бегалина, 2004. С. 67-71.

8Интернет-технологии в библиотеке // Бегалинские чтения: Дети как читатели». Алматы, ГРДБ им. С. Бегалина, 2003. С. 29-35.

9Лукзен Л.Н., Гольбрайхт М.А. Интернет в детской библиотеке // Кітапхана әлемі / Мир библиотеки. - 2004. - № 3.

10Кудинова Е. Каждому «чайнику» по Интернету! Дружные ребята. - 2006. - 22 августа.

11 Гольбрайхт М., Конарова А., Кенесары Т. Интернетпен дос бол. Интернет и я – лучшие друзья. Алматы: Гете Инстиутт Алматы, ГДБ им. С. Бегалина, 2004. – 168 с.

12Борисова Л. Интересно летом в Интернете! - Огни Алатау. - 2003. - 26 июня.

13 Сарсембинова А. Казахстанские ресурсы Интернета // Интернет и Я. – 2003. - № 6. – с. 34-37.

14 Сарсембинова А. Образовательные ресурсы Интернета // Интернет и Я. – 2002. - № 4. – с. 30-31.



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница