Московский исследовательский центр по проблемам организованной и куррупционной преступности организованная



страница1/12
Дата10.05.2016
Размер2.03 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

МОСКОВСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР

ПО ПРОБЛЕМАМ ОРГАНИЗОВАННОЙ

И КУРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
ОРГАНИЗОВАННАЯ

СЕКСУАЛЬНАЯ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛЮДЕЙ

В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ:

ХАРАКТЕРИСТИКА И ЛОКАЛИЗАЦИЯ
Руководители проекта:

доктор юридических наук, профессор В.В.Лунеев

доктор юридических наук, профессор М.П.Клейменов
Автор проекта:

адъюнкт кафедры криминологии

Омской академии МВД России

С.В.Шамков




ОМСК 2002


ПЛАН
Введение.

Часть 1. Методология исследования организованной сексуальной эксплуатации людей.

1.1 Понятие организованной сексуальной эксплуатации людей (ОСЭЛ).

1.2 Формы организованной сексуальной эксплуатации людей.

Часть 2. Состояние и тенденции организованной сексуальной эксплуатации людей в Омской области.

2.1 Краткая характеристика Омской области.

2.2 Состояние организованной сексуальной эксплуатации людей в Омской области.

2.3 Тенденции организованной сексуальной эксплуатации людей в Омской области.

Часть 3. Локализация организованной сексуальной эксплуатации женщин и детей в Омской области.

3.1 Стратегия борьбы с организованной сексуальной эксплуатацией женщин и детей.

3.2 Основные направления осуществления деятельности по локализации организованной сексуальной эксплуатации людей в Омской области.

Приложения.



Введение.

В современных условиях выходит на первый план необходимость борьбы с организованной преступностью и различными её проявлениями. Торговля людьми, и сопровождающая её организованная сексуальная эксплуатация людей стоит на третьем месте в рангах преступного бизнеса, после торговли оружием и наркотиками.

Омская область находится в выгодном социографическом положении в Сибирском регионе. Этот факт представляет интерес, как для национально-ориентированных, так и для антиобщественных федеральных и международных структур и от позиции местной власти зависит очень многое в развитии общей криминологической ситуации за Уралом страны.

По мнению полномочного представителя Президента РФ в Сибирском Федеральном округе Л.В.Драчевского, Омская область является в данный момент наиболее динамично развивающейся из всего Сибирского региона. По его словам, на её базе планируется опробовать передовые решения в области политики, экономики и права, которые в последующем будут внедрены на федеральном уровне1.

Эта позиция федеральной власти обязывает местные структуры более качественно подходить к принимаемым решениям в области социального, политического и экономического обустройства региона. Думается, что от состояния морально-нравственного облика населения также в немалой степени будет зависеть его будущее.

Проводимые исследования показывают, что, несмотря на внешне благополучные результаты статистических отчетов правоохранительных структур о динамике преступности и проводимых мероприятиях, моральное разложение общества продолжает усугубляться. Это, в свою очередь, угрожает безопасности, как Сибирского региона, так и государства в целом.

Таким образом, проведенное исследование призвано привлечь внимание общества к социальным проблемам в мире, Российской Федерации и Омской области в частности. Их игнорирование или разрешение, на наш взгляд, в немалой степени будут оказывать влияние на текущие и последующие события.

Помимо общей оценки ситуации с организованной сексуальной эксплуатацией людей, в работе предложен ряд нетрадиционных для криминологии подходов при осуществлении комплекса правоохранительных мероприятий.


Часть 1. Методология исследования организованной сексуальной эксплуатации людей.

Как известно, метод – способ познания; прием, способ или образ действия. А методология – учение о научном методе познания; упорядоченная совокупность применяемых методов.

Поскольку исследуемое социальное явление представляет из себя сложноструктурное общественное образование – последовательность его изучения также должна иметь многоэтапное, но лишенное излишней громоздкости построение. Селекция стадий, избираемых в ходе работы, целесообразна на основе многофакторного, но разумного рационализма2. Это общая идеология к текущим подходам.

Есть еще один поход – фидеизм3. Его использование позволило бы гораздо проще и доступнее построить работу, тем более, что постулаты, выводы, основные процедуры и предложения уже давно легализованы в соответствующей литературе. Но это требует определенного мировоззрения, которое только в последнее время начало отчетливо оформляться и получать признание в отечественном криминологическом обществе.

В то же время, это направление еще недостаточно закреплено в научной литературе. Также, не обладая ещё необходимым уровнем признания, мы избираем более традиционный путь, общее направление которого также, на наш взгляд, приведет к тем же результатам. Это, в свою очередь, представляется не менее ценным итогом исследования.

Работа построена таким образом, что на основе выработки понятийного аппарата, мы переходим к обрисовке характера явления, и, предполагая, что оно в какой-то части опасно для общества, пытаемся предложить некоторые практические мероприятия по его локализации4. Следовательно, отправной точкой является выработка понятия. На наш взгляд, на данном этапе наиболее целесообразным комплексом сформировавшихся суждений для выработки логичного понятийного аппарата является операционализм5.

Исследуемое понятие, как и само социальное явление, имеет сложную структуру. В международном уголовном праве, региональном и национальном законодательстве, работах большинства исследователей, как правило, встречается словосочетание «сексуальная эксплуатация», при этом речь идет, в основном, о проституции, о женщинах и детях.

Т.е., на наш взгляд, происходит процесс насаждения диссимилированного6 утверждения, что в сексуальном плане эксплуатируются исключительно женщины и дети, а из детей рассматриваются преимущественно девочки, сам же процесс видится в качестве сопутствия проституции.

Таким образом, своеобразные завуалирование7 и феминизация8 понятия придает ему вектор неверного социального осознания, что неуклонно влечет опасное дизажирование9 самого явления. Этот взаимоувязанный процесс обязывает нас, во-первых, начинать исследование не с однобоких позиций (т.е. только в отношении женщин, девушек и девочек), а брать комплексно – всех людей; во-вторых, следует подойти к понятийному аппарату более качественно, что может быть обеспечено только криминологическим синтезом части многогранных выводов из значимых подходов.

К таковым, в целях выработки понятийного аппарата, на наш взгляд, необходимо отнести логический, семиологический, философский, социологический и сравнительно-правовой. Каждый из названных, обладает такой спецификой частной методологии, именно которая дает возможность вырабатывать требуемые выводы. Их последующее комплексное рассмотрение в криминологическом ракурсе позволяет работать над конструированием цельного понимания сложного социального явления.

Получив операциональное толкование искомого социального явления, мы переходим к описанию его характеристик: форм, состояния и тенденций.

Выявление форм возможно на грани сочетания общенаучных методов с частнонаучными. К примеру, наложение результатов анализа нормативных правовых документов по различным критериям (исторический, политический, национальный, этнический, религиозный, региональный, международный) сразу дает перечень форм явления, закрепленных в ходе нормотворчества человечества. Вынесение же выявленного на суд общественного мнения, покажет лишь результат его конфабуляции10 в результате целевого программирования на протяжении десятков и сотен лет. Таким образом, для качественной реализации социологической части исследования в данном блоке, думается, что её целесообразно построить преимущественно на экспертных оценках.

Также представляется, что основополагающей характеристикой для концентрации форм, значимых для целей исследования, должен выступить признак опасности социального явления.

При описании состояния и тенденций социального явления, на первый план выходят криминологические (частнонаучные) методы: экспертные оценки, статистический, социологический, анализ документов, наблюдение. Эта часть, в методологическом плане, получила достаточное описание в криминологической и частнонаучной литературе, поэтому нам остается квалифицированно использовать эти наработки.

При выработке рекомендаций по локализации выявленных негативных социальных явлений, необходимо обратиться к методологическим наработкам в области управления социальными процессами, а также предупреждения и профилактики преступности.

1.1 Понятие организованной сексуальной эксплуатации людей (ОСЭЛ).

Понятийный аппарат является основополагающим для определения целей и задач исследования, поскольку в науковедении отмечено, что его разработка является начальной ступенью научного познания11. Более того, он обладает необходимым потенциалом для последующего сбора значимой информации, определения достаточного уровня исследовательских процедур, задания направления для качественного формирования и реализации научной работы.

Чрезвычайно важно изначально сформулировать четкие и однозначные термины, поскольку настоящее исследование ставит своей целью изучить область взаимодействия субъектов человеческого общества, которая представляет научный и практический интерес на протяжении всего его существования. Поэтому в исследуемом направлении наработано множество суждений и понятий. Нам же необходимо вычленить только ту часть знаний, которая представляет интерес для правоохранительной деятельности: квалификации деяний, выработки тактики расследования, привлечения к ответственности, организации предупредительных мероприятий.

Поскольку поиск в энциклопедиях, толковых, энциклопедических, философских, социологических и юридических словарях не дает полного раскрытия понятия даже наиболее распространенной в правовых документах части искомого социального явления "сексуальная эксплуатация проституции" необходимо, на наш взгляд, прибегнуть к сочетанию выводов следующих видов общественного знания: логике, семиотике12, философии и правоведению.



Логический подход. Процесс конструирования понятийного аппарата исследуемого социального явления, в первую очередь, следует обосновать на законах логики. Рабочие дефиниции (определения), его составляющие, должны отталкиваться от содержательной сущности определяемого явления в рамках достаточного объема уникальных характеристик. Этот подход позволит отличить исследуемое явление в общей массе универсума суждений13.

Безусловно, создание некого универсального понятия по обозначенной проблеме, изначально представляется невыполнимой задачей. Мы можем предложить лишь свою теорию, которая, при определенных обстоятельствах, может перерасти в концепцию. Думается, что итог этой работы может послужить лишь очередным кирпичиком при построении мировоззрения социума. При этом он может быть как забыт и заброшен на задворки общечеловеческого знания при соответствующих усилиях части властных лиц, так и востребован и положен в основание пьедестала.

Следуя постулатам логики, понятие «эксплуатация людей» (ЭЛ) является общим по объему и сравнимым по содержанию. Т.е. в данном понятии его объем равен более чем одному элементу – человеку, а эксплуатация сравнима с неэксплуатацией, предполагающей её отсутствие.

Но в то же время, этот подход дает нам основания делать вывод о том, что исследуемое понятие стремиться стать неопределенным, если углубиться в анализ эксплуатации. Что такое эксплуатация человека? Думается, что эксплуатация человека - когда один человек, хватает нечто, принадлежащее другому, удерживает в сфере своего влияния некоторое время, обращает это себе во благо (без учета мнений, претензий и пр. исходного владельца некой ценности). Непременным условием выступает осуществление процесса против воли или осознания эксплуатируемого.

Дальнейшее размышление над феноменом позволяет ставить новые вопросы. С какого момента наступает факт эксплуатации человека? С момента овладения чем-то, что принадлежит другому; или с момента использования полученного во владение; или с момента зарождения желания возвысится над другим человеком путем присовокупления части его прав; или с момента начала оказания воздействия (физического или психического) на другого человека с целью поэксплуатировать его свойства, возможности, права и т.д.

С какого момента заканчивается эксплуатация человека? Внешне может создаться впечатление, что поэксплуатировав, человека выбрасывают как использованный материал. Но, став однажды в положение эксплуатируемого, человек, в своем собственном мировосприятии и в отношении других к нему, остается в положении жертвы. Т.е. после отказа от его эксплуатации одним эксплуататором (смены личностей эксплуататоров), человек почти одновременно попадет во власть другого, а, по сути - остается во власти тех общественных отношений, которые позволили однажды сделать его эксплуатируемым. В этой части, на наш взгляд, необходимо учитывать момент психологической ломки человека в момент первоначальной эксплуатации, поскольку, таким образом, создается общество эксплуататоров и эксплуатируемых, в котором одна форма эксплуатации будет признана неопасной, а другая - опасной.

Таким образом, следует уже ставить вопрос об эксплуатационной сущности данного общественного миропостроения. По примеру рыбы в воде – человек в среде данных общественных отношений будет оставаться эксплуатируемым, вне зависимости от личности эксплуататора.

Но эксплуататор также не единичен в своем статусе – над ним высятся другие. Те же, можно сказать, в свою очередь чем-то эксплуатируемы самым нижним слоем эксплуатируемых. Думается, что критерий «кто – что получает» не решает проблему. Поскольку у людей могут быть разные ценностные ориентации. Можно сказать, что правитель получает больше (к примеру, в деньгах) по отношению к эксплуатируемому. Одновременно, можно противопоставить суждение, что эксплуатируемый получает от правителя неоценимую возможность оттачивать свое духовное совершенство в покорности трудностям – и, по его мнению, он получает гораздо больше эксплуататора. Поскольку, в этом месте обсуждение переходит в плоскость извечной дилеммы – единства и борьбы идеального и реального, её дальнейшее обсуждение мы предлагаем вынести в отдельную тему исследования.

Понятие «сексуальная» внешне как бы конкретизирует эксплуатацию, отделяет из всего поля эксплуатации человека лишь часть, которую можно отнести к сексуальной сфере жизнедеятельности человека (иными словами к сфере самовоспроизводства). Но этот процесс обладает потенциалом обратной связи – подобным дополнением мы наоборот размываем логическую структуру исследуемого понятия. Оно приобретает характер неопределенного многозначного. Поскольку речь идет о сексуальном явлении – оно не имеет четких границ. Сразу на первый план выходит множество вопросов. Где начинается и где заканчивается сексуальная часть социального явления? Начинается ли оно в момент рождения (или зачатия; или приближения сперматозоида к яйцеклетке и т.д.) человека или в момент возникновения побуждения (чувства) у особи любого пола к самовоспроизводству? Оканчивается ли в момент окончания акта совокупления особей или с момента утраты стремления особи к общению с противоположным полом (утраты чувственности)?

Вводя термин «организованная», внешне мы продолжаем заужать понятие – отделяем от всего объема сексуальной эксплуатации людей, часть, которой присущи признаки организованности. Но тут же следует поставить вопрос о том, какую сексуальную эксплуатацию людей необходимо признать «неорганизованной»? По каким критериям определить видовые отличия одной СЭЛ от другой? Думается, что одним из оснований, может выступить деление по степени организованности субъекта. Это может быть и один человек, который, возжелав поэксплуатировать особь противоположного пола, начал строить некие планы, как организовать свою деятельность по достижению намеченного. Эксплуатация получается спланированной. При невозможности самому реализовать намеченное, субъект эксплуатации может прибегнуть к помощи единомышленников. Образуется организованное сообщество по выполнению спланированной эксплуатации.

Момент построения в сознании второго пункта плана, видимо, и следует считать отправной точкой начала организационного фактора во всей структуре СЭЛ. Но где он закончится? Видимо необходимо признать, что осознание субъектом процесса хищнической сущности планируемого, состоящей в захвате (присовокуплении, и пр.) каких-то свойств другого человека, относящихся к сфере воспроизводства (сексуальной) против его воли и будет концом организационной части. Этот же момент явится разрушителем для сексуальной эксплуатации в целом.

Можно предположить, что, отказавшись от организации процесса сексуальной эксплуатации другой особи, субъект подумает о другом способе эксплуатации. Но также становится возможным исход, при котором сама идея эксплуатации другого человека окажется абсурдной, и это послужит отправной точкой для разрушения эксплуатации вообще.

Проблема встает в восприятии человеком всего, что с ним происходит: воспринимает ли он, что его кто-то эксплуатируют; осознает ли он при этом, что эксплуатация носит характер, имеющий отношение к сфере самовоспроизводства; насколько происходящее признаваемо людьми как результат чей-то организованной деятельности. В мировосприятии человека работает некая разнонаправленная линейка, сопоставление которой с реалиями мира (также и с социальными явлениями) дает ему видение и осознание проблемы (или отсутствие таковых). Так называемый порог восприятия зависит от многих факторов: интеллектуальных, социальных, личностных и т.п. Его можно повышать (совершенствуя, к примеру, духовное развитие) или снижать (к примеру, неоднократно показывая порнографические картинки).

Таким образом, можно сделать один промежуточный итог - сам человек является как заказчиком своих радостей и бед, так и исключительно ему принадлежит свойство по локализации замышленных (а тем более реализованных) негативных тенденций.

Подводя итоги логическому блоку рассуждений, необходимо отметить следующие выводы:

1. Схематически, логическую взаимосвязь понятий по их объему можно представить в виде следующей схемы:



2. Содержание понятий и процесс их взаимодействия представляется подобным образом:



3. Основанием, для выявления форм ОСЭЛ, следует признать наличие в содержании явления сочетание следующих признаков:



  • от одного человека к другому отделяется нечто одному из них принадлежащее;

  • этим "нечто" традиционно признаются права человека;

  • права относятся к области самовоспроизводства;

  • отделение прав происходит путем принуждения;

  • нарушаются права человека;

  • для отделения прав необходимо претворение двух- и более этапных последовательных действий.

Семантический подход. Лингвистическое направление14 семиологии позволяет сделать вывод о том, что термин представляет собой словосочетание, в котором ключевым словом необходимо признать «эксплуатацию»15. Далее следует поочередно вводить термины «людей», «сексуальная» и «организованная».

С семиологических позиций, словосочетание раскладывается следующим образом:

организованная (О) – согласование, выраженное прилагательным, зависимым от словосочетания "сексуальная эксплуатация людей";

сексуальная (С) - согласование, выраженное зависимым прилагательным от словосочетания "эксплуатация людей";

эксплуатация (Э) - существительное именительного падежа, главное слово, управляет словом "людей", образует словосочетание "эксплуатация людей";

людей (Л) - существительное винительного падежа, множественного числа.

Для лучшего понимания семантической структуры словосочетания, его можно выразить математическими символами, и, соответственно, получить следующую формулу:

ОСЭЛ=О(С(Э+Л)).

Этот подход позволяет сделать вывод, что словосочетание "эксплуатация людей" должно послужить отправной точкой в исследовании.

В обыденном понимании понятие эксплуатации (от франц. exploitation ― использование, извлечение выгоды) связано с пущением чего-л7ибо в ход, пользованием чем-либо, корыстованием, извлечением доходов, присвоением результатов чужого труда, использованием для каких-нибудь целей16. Также, с позиций семантики, можно сделать вывод, что термины "эксплуатация" и "использование" не имеют различий.

Продолжая раскрывать содержательное наполнение понятия, необходимо сказать, что собственно эксплуатация возможна лишь при наличии предварительных этапов, таких как процесс овладения чем-либо (завладения, вовлечения) и далее наступает владение (обладание, владычествование, властвование, полновластное управление). После возимения в свою собственность, хозяин (господин, правитель, обладатель) получает возможность использовать что-либо по своему усмотрению ― эксплуатировать.

В свою очередь овладение связано, во-первых, с процессом выявления (нахождения, поиска, изысканий) ценности, которой имеет смысл обладать для получения чего-либо от самого обладания, во-вторых, для будущего владетеля необходимо решить задачу о том, каким образом завладеть (захватить, подчинить), вовлечь что-либо в сферу своего господства (обладания, подчинения). Корень решения первой задачи необходимо искать в самих желаниях человека, поскольку только он является родителем, заказчиком и конечным потребителем ценностей. Решение второй, так или иначе, связано с борьбой, преодолением чужой воли, поскольку на выявленную ценность другие претенденты в господа также начинают заявлять права на обладание, высказывать желание подчинить её, осуществлять принуждение.

Члены общества, стремящиеся завладеть другим человеком, издревле решали эту проблему с помощью разрушения поля социальных связей вокруг жертвы, т.е. её стремились лишить привычного круга общения и проживания, когда "даже родные стены помогают". В этих целях эксплуатируемых вывозили в другие страны, перемещали внутри страны в чуждые условия пребывания, либо разрушали привычную среду обитания для создания таких принудительных условий, при которых жертва приводилась в зависимое или беспомощное состояние или положение.

Далее наступает владение, сопряженное с удержанием и эксплуатацией (использованием). Удержание может прекратиться, если уровень властвования перестанет превышать естественное стремление к высвобождению. Владение ценностью сопряжено с целым комплексом управленческих процедур, успешное исполнение и сочетание которых дает возможность её удерживать в пространстве и эксплуатировать во времени.

Вводя слово "людей" мы, безусловно, социализируем подходы. Практически все исследователи в этой области отмечали, что явление носит исключительно социальный характер, т.е. предполагает эксплуатацию людей со стороны другого человека или социальной группы17.

Исследуя эксплуатацию людей, мы подразумеваем, что эксплуатироваться будет каждый человек в отдельности. Но, при этом, некогда ставшая возможной эксплуатация отдельного человека, дает возможность использовать соответствующим образом уже сообщество (двух и более). Таким образом, в целях формирования правового подхода и используя семантические знания, необходимо признать, что словосочетания "эксплуатация людей" и "эксплуатация человека" различаются лишь масштабами эксплуатации.

Поскольку построение учения о человеке как творце есть творческая задача современной мысли18, мы обязаны поставить вопрос: Что же такое человек?

Человек – живое существо. Существо, обладающее способностью к объединению, образованию общества. Существо, обладающее некими уникальными свойствами, поскольку, на наш взгляд, для качественного исследования вопроса об эксплуатации человека изначально необходимо учитывать то объективное обстоятельство, что каждый человек является уникальным19.

Каждый человек уникален в своем праве жить, иметь исключительно свои чувства мироощущения, обладать неповторимым правом осуществлять деяния, на основе единственного в своем роде комплекса знаний, умений, навыков и устремлений, заложенных природой и воспитанных при жизни.

Подобное своеобразие (уникальность) каждого означает:

во-первых, что оно живет;

во-вторых, живя - отличается от других;

в третьих, отличаясь, является уникальным20.

Многочисленные исследования в области изучения детей-близнецов и людей-двойников также подтверждают наш тезис21.

Следует отметить, что неотъемлемость прав, свобод человека и уникальность его личности утверждается и традиционными религиозными конфессиями22.

Наличие прав, свобод и обязанностей у одного человека предполагает адекватность явления у другого. Побуждение же использовать блага объекта эксплуатации возникают при появлении идеи, что у субъекта чего-то не хватает, меньше чем у кого-то. Он начинает стремиться восстановить (возместить) пробел. Но воззрений на перечень прав, свобод, обязанностей членов сообщества, как и концепций их взаимодействия и защиты, в современном мире существует несколько. Такое положение вещей, по мнению ряда исследователей, как правило, ведет к обратному процессу - разрушению прав человека23. Для нашей работы, в этом плане, представляет интерес следующая упрощенная схема:



  1. человек "А" (будущий объект эксплуатации), обладает "чем-то для него ценным" (обозначим знаком "@");

  2. человек "Б" (будущий субъект эксплуатации), полагает, что у него "чего-то ценного" ("@"), меньше, чем у кого-то другого;

  3. или "Б" полагает, что он выше (лучше, значительней и т.п.), чем "А", и поэтому у "Б" "@" должно быть больше;

  4. у "Б" возникает потребность в удовлетворении своей похоти;

  5. "Б" начинает удовлетворять свои желания путем отнятия и присовокупления себе "@", принадлежащего "А";

  6. между "А" и "Б" возникают общественные отношения, в ходе которых "@" от "А" переходит к "Б", и которые мы понимаем как "эксплуатация человека".

Будет ли при этом все происходящее называться "нарушением прав человека" - зависит от ценностных ориентаций общества, складывающееся из мировоззрений его членов. Т.е. речь, по сути, опять идет о некой линейке в восприятии человека, по который он меряет (воспринимает), что опасно для него и общества, а что безвредно.

Далее необходимо выяснить, чем таким человек обладает, что можно использовать? Изучение прав и потребностей человека, дает основание предположить, что перечень его уникальных свойств, о которых пойдет речь в последствии, можно представить в следующем виде:



  1. Физиологические.

  2. Интеллектуальные.

  3. Социальные.

  4. Духовные.

  5. Временные.

  6. Пространственные.

Физиологические свойства. Это его тело и присущие ему свойства жить, выживать и размножаться. Тело человека, в криминальных целях, можно использовать в качестве материала для восстановления тела другого (трансплантации, пересадки органов и тканей, использования эмбрионов человека, его генного кода, проведения над человеческим материалом экспериментов, оценки результатов имплантации и воздействия чужеродных материалов, механизмов и существ).

Некоторые половые особенности тела человека, в зависимости от того мужчина это, женщина или гермафродит24, а также свойств тела (возраст, свежесть, рост и т.п.), используют в целях удовлетворения похотей всевозможного совокупления ― для этого нет надобности в каком-либо интеллекте.



Интеллектуальные свойства. Если тело человека физически развито, и обладает определенными знаниями, умениями и навыками (интеллектуальный момент) оно приобретает определенную повышенную ценность. Такое тело уже можно использовать более продолжительно. Жизнь, здоровье эксплуатируемого, и, как показывает многовековая практика, уровень развития общественных отношений, идут не в счет ― главное при этом, удовольствие, зрелищность публичных издевательств, калечения и т.п.

Человек обладает определенными социальными свойствами: положением в семье, коллективе, обществе, обладает правом на собственность и т.д. Так дети могут выступить в качестве объекта для торговли при усыновлении. Через различные угрозы в адрес ребенка, или одного из членов семьи, можно использовать политические, финансовые и социальные возможности остальных - здесь уже выступает эксплуатация семейных уз.

При обладании человеком определенного общественного положения (политический деятель, государственный служащий, предприниматель и т.д.), применение к нему достаточного принуждения может дать доступ к его возможностям и их использованию для своих потребностей.

К телу и собственности другого человека также можно получить доступ и использовать эти права человека по своему усмотрению. Такие примеры имеют место в случаях вовлечения людей в деятельность тоталитарных сект, когда её руководитель вовлекает будущих адептов путем различного принуждения (обман, угроза, зомбирование, кодирование, нейролингвистическое программирование и т.д.25) в зависимость, после чего вынуждает их участвовать в развратных сексомагических оргиях, передавать свое имущество в собственность секты. Нередко после этого, сколотив, таким образом, состояние, новоявленные "гуру" ведут своих подопечных к групповому суициду, а сами исчезают с собранными ценностями26. В этом случае имеет смысл говорить об эксплуатации духовной сферы жизнедеятельности человека.



Духовные свойства. Это направление всегда было основным полем битвы между деструктивными и созидательными силами. Сакральное происхождение современного политического мироустройства привело в свое время к "высвобождению совести" и отделению церкви от государства. В наши дни многочисленные секты, общее число которых уже приближается к 2000, заполонили весь мир27. Являя собой зло, насилие и принуждение, эти течения не гнушаются никакими средствами для закабаления людей28. Правоохранительные органы периодически выявляют секты, организаторы которых кодируют сознание своих прихожан злонамеренными фразами, к примеру: "Спи! Неси деньги!"29. Не является секретом и то обстоятельство, что во время ритуальных мероприятий тоталитарных сект происходят и сексомагические оргии, участие в которых принимают представители любых социальных групп населения, включая несовершеннолетних. Но законодательно закрепленная "свобода совести" не позволяет остановить напор духовного экстремизма, масштабность которого захлестнула человечество.

Временные и пространственные свойства. Человек обладает способностями существовать во времени и перемещаться в пространстве. Несомненно, этот момент также представляет интерес для исследования, но поскольку он далеко выходит за рамки работы, в дальнейшем мы его опустим.

Обобщив множество определений, предложенных В.Далем30 и многочисленными словарями Интернет-портала "Кирилл и Мефодий"31, мы позволили себе выработать следующее толкование понятия "человек".



Человек - прямоходящее общественное существо, обладающее уникальными свойствами (дарами осознания и изменения себя и окружающего мира, разумом, мышлением и членораздельной речью, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда), субъект общественно-исторической деятельности и культуры с неотъемлемыми правами до, во время и после жизни.

На данном этапе, мы уже можем формулировать содержание словосочетания "эксплуатация человека", но сделаем это в последующем, после описания других элементов искомого понятия.

Обратимся к этимологии слова "сексуальная". Словообразующим является корень слова "секс", который свидетельствует о происхождении прилагательного.

Изучив названные словари, мы получим следующую цепочку последовательных толкований терминов:

"СЕКС, а, м. Всё то, что относится к сфере половых отношений.

| прил. сексуальный, ая, ое.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница