Мошенничество в сотовых сетях



Скачать 82.11 Kb.
Дата11.11.2016
Размер82.11 Kb.
МОШЕННИЧЕСТВО В СОТОВЫХ СЕТЯХ

О. В. Генне

научный редактор журнала «Защита информации. Конфидент»

olesya@confident.spb.ru

Темпы роста популярности сотовой связи значительно выше, чем у всех прочих ее «собратьев» по hi-tech. Из года в год число обладателей сотовых трубок увеличивается на миллионы абонентов и скоро превысит количество пользователей обычных проводных телефонов: исследование, проведенное The Carmel Group, показало, что к 2006 году в мире будет использоваться 1,6 млрд мобильных телефонов и всего 963 млн стационарных. По мнению специалистов компании, данная тенденция объясняется тем, что мобильные телефоны позволяют «оставаться на связи» всегда и в любой точке мира. К этому можно добавить еще одно соображение. Если другие современные виды связи могут отпугивать потенциальных пользователей своей новизной и связанными с этим реальными или мнимыми сложностями их освоения, то телефон – вещь обыденная, а потому абсолютно не пугающая.

Однако жизнь операторов и пользователей мобильной связи далеко не безоблачна. Известно, что за удовольствия надо платить. В нашем случае за возможность беспрепятственного общения приходится расплачиваться не только дополнительными счетами, но и мириться с существованием определенных рисков. Не касаясь такой популярной стороны вопроса, как нелегальное прослушивание, остановимся на другой: каждый абонент и каждая компания-оператор сотовой связи находятся в зоне интересов разнообразных мошенников. По оценкам специалистов от 10 до 30 % трафика компаний-операторов приходится на нелегальные звонки. Причем, что не удивительно, 80 % приходится на долю более дорогостоящего международного трафика и 20 % – на локального (местного).

Количество преступлений, связанных с мошенничеством в телефонных сетях, в последние два-три года увеличивается стремительно. В 1998 году во всем мире ущерб от деятельности телефонных жуликов составил 13 млрд долларов, а в 1999 эта цифра увеличилась еще на 4 млрд.



Фрод в сетях связи

Фрод (Fraud (англ.) – мошенничество, обман) – неправомочный и преднамеренный доступ абонента к услугам связи с целью личной или коллективной выгоды.

Формы проявления фрода могут быть разнообразны. Это и злоупотребление доверием компании-оператора, в том числе с перепродажей эфирного времени, различного рода переделки сотовых трубок, подделки идентификаторов, кражи трубок с последующей их переделкой и т. п.



Основные виды фрода

Мошеннический доступ (Access Fraud) – несанкционированное использование услуг сотовой связи за счет умышленного или неумышленного вмешательства, манипулирования или перепрограммирования серийных или идентификационных номеров сотовых аппаратов. В AMPS эти номера могут быть перехвачены при помощи сканера и использованы для программирования других телефонов (метод создания нелегального «двойника»). Применение этого способа мошенничества возможно в сетях, где отсутствует процедура аутентификации пользователей. Защита основана на проверке записей звонков на предмет обнаружения близких по времени соединений с одного и того же номера, проверка с использованием «черных списков», а также анализ статистики на подозрительные события, прежде всего резкий рост трафика абонента.

Техническое мошенничество (Technical Fraud) – неправомочное изготовление (клонирование) телефонных трубок или платежных телефонных карт с фальшивыми идентификаторами абонентов, номеров и платежных отметок.

Наиболее лакомым кусочком являются сотовые телефоны стандарта GSM (Groupe Speciale Mobile), разработанного Европейским институтом телекоммуникационных стандартов (European Telecommunications Standard institute), на который сегодня приходится 65 % всех сотовых телефонов в мире.

До сих пор считалось, что телефоны стандарта GSM обладают столь надежной защитой, что их нельзя не только прослушать, но и размножить, то есть сделать несколько аппаратов, одновременно пользующихся одним и тем же номером. Однако, как показали ученые из Вайцмановского университета (Израиль), клонировать телефоны стандарта GSM все-таки можно. Система безопасности GSM построена следующим образом. SIMкарта хранит секретный ключ, используемый для аутентификации клиента (Ki). Обладания этим ключом достаточно для того, чтобы совершать звонки за счет его действительного владельца. Предполагалось, что узнать ключ невозможно, так как, во-первых, ключ Ki вычисляется по определенному алгоритму при каждом звонке, а, во-вторых, SIM-карта снабжена защитой от несанкционированного доступа, благодаря чему получить ключ невозможно, даже держа карту в руках. Однако в алгоритме COMP128 (один из вариантов алгоритма А3/А8, реализованного в GSM) существует «ахиллесова пята», приложив к которой несложный математический аппарат можно получить искомый ключ. Справедливости ради следует заметить, что для производства вычислений необходимо получить некоторое количество ответов SIM-карты. В общей сложности для получения конкретного аутентификационного ключа потребуется 8–10 часов (при вычислительной мощности техники образца 1998 года). Остается только получить физический доступ к трубке или карте.

Однако это не проблема, если сообщник работает, например, в компании-операторе сотовой связи. Например, подобный случай произошел в Москве. Молодой человек предлагал услуги по изготовлению сотовых телефонов, работающих исключительно в режиме исходящих звонков. Стоило это удовольствие 350 долларов, но зато говорить можно было сколько душе угодно. Бесплатно. Впоследствии выяснилось, что у мошенника был сообщник в одной из компаний-операторов сотовой связи, который «сдавал» ему электронные номера, «зашиваемые» в трубки телефонов. С помощью специальной программы фрикер вшивал «нужный» номер в трубку и даже обещал покупателям ее починить в случае ее поломки.



Мошенничество с украденным телефоном (Stolen Phone Froud) – несанкционированное использование украденного или потерянного сотового телефона.

Кражи сотовых телефонов, прежде всего, неприятны для непосредственно пострадавших. Размер неприятности измеряется стоимостью самой трубки, наиболее дорогие модели которых сегодня стоят порядка 400–500 долларов, и суммой, зачисленной на текущий счет на момент кражи. Вот, собственно, и все. Поскольку сотовые телефоны, как правило, защищены PINкодом как раз на случай хищения, бесплатное пользование украденной трубкой возможно только до того, как сумма на счете пересечет черту порога отключения, предусмотренного данным оператором. Кроме того, срок безвозмездного пользования украденным телефоном легко сократить до минимума, известив своего оператора о хищении, и тот заблокирует номер. Еще один способ защиты – блокировка клавиатуры паролем.

Для компаний-операторов несанкционированное использование украденных телефонов – это увеличение неоплачиваемого трафика и пополнение так называемого «черного списка».

Несмотря на это, число краж сотовых трубок на убыль не идет, а, напротив, даже имеет тенденцию к увеличению. Наверное, многим доводилось видеть в людных местах дядечек с объявлениями «куплю пейджеры, телефоны и т. д.». Вызывает сомнения, что клиентуру этих скупщиков составляют легальные владельцы мобильных телефонов, решивших поменять устаревшую модель или избавиться от трубки за ненадобностью. Столь же сомнительно, чтобы хоть один из них смог внятно объяснить, для каких таких нужд ему понадобился купленный товар. А переходит он, скорее всего, в руки уже упоминавшихся шустрых умельцев, в свою очередь сбывающих «прошитые» по новой аппараты нашим «экономным» гражданам. Впрочем, не только нашим.

Интересно, что страсть к экономии присуща не только людям из стран со средним или низким уровнем жизни, но и для таких государств, как США или Великобритания. В последней, к примеру, жертвами воров становятся около 3 % абонентов сотовых сетей и примерно 40 % взломов автомобилей также совершается с целью похищения сотового телефона.

Мошенничество с контрактом (Subscription Fraud) – указание неверных данных при заключении контракта, использование услуг в кредит с намерением не оплачивать их. Иначе этот вид мошенничества называют подписным фродом, предусматривающим две различные тактики, используемые мошенником: он либо сразу же будет интенсивно использовать связь, а также перепродавать эфирное время, либо, если оператор имеет обыкновение следить за новыми абонентами, выждет некоторое время, а затем в течение месяца наверстает упущенное. Этот вид мошенничества, как правило, осуществим при слабой постановке работы с клиентами. Меры защиты – строгий кредитный контроль, введение предоплаты, «горячий биллинг» или «онлайн биллинг», создание базы данных клиентов и контроль заявленной информации, ведение «черных списков» недобросовестных клиентов.

Хакерское мошенничество (Hakcing Fraud) – проникновение хакеров в компьютерную систему защиты для удаления механизмов защиты или переконфигурирования системы в своих целях. В качестве примера можно привести следующий случай, хотя и относящийся к проводной связи, но верный по сути.

Злоумышленник-фрикер К., используя телефон с тоновым набором, подобрал код доступа к офисной станции «Меридиан-1», позволяющий выходить на междугородную и международную линии. Полученной информацией он поделился со своими знакомыми, которые решили использовать информацию для личного обогащения, предоставляя возможность ведения междугородных и международных переговоров случайным лицам. В результате преступных действий группы организациям, чьи коды скомпрометировал фрикер, был нанесен ущерб в размере 30 000 долларов.



Процедурное мошенничество (Procedural Fraud) – неправомочное использование роуминга и других бизнес-процедур (например, биллинга) с целью уменьшения оплаты услуг связи.
Кому закон писан

Четкое, разностороннее и действенное законодательство – залог успешной борьбы с фродом. Однако не все, в том числе и наиболее развитые страны, имеют законы, позволяющие бороться с телефонным мошенничеством.

В настоящее время, пожалуй, только Соединенные Штаты обладают набором законодательных актов, более или менее соответствующих современному положению дел. Например, в главе 47 18-го свода законов США есть 1029 статья «Мошенничество по отношению к средствам доступа», которая запрещает мошенническое использование поддельных средств доступа (идентификационных номеров, кредитных карт, номеров учетных записей, различных электронных идентификаторов). Под эту статью подпадают, в том числе, нарушения, связанные с использованием, производством, продажей или владением телекоммуникационным оборудованием, модифицированным или измененным для несанкционированного использования телекоммуникационных услуг, а также действия со сканирующими приемниками, оборудованием или программным обеспечением для модификации телекоммуникационной аппаратуры, направленные на достижение той же цели. Оба типа правонарушений караются штрафом в размере 50 000 долларов, или в размере двукратной стоимости причиненного ущерба и/или до 15 лет тюремного заключения. При повторном совершении преступления наказание возрастает до 100 000 долл. и/или до 20 лет за решеткой.

Соответствующие законодательные акты есть, например, в Германии и Великобритании. В Уголовном кодексе Российской Федерации, статей, четко определяющих наказания за фрод в сотовых сетях, нет.

В 1997 году в УК РФ были введены три статьи: статья 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации», статья 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» и статья 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети», определяющие наказания за различные правонарушения в сфере компьютерной информации и применении компьютерных систем.

Например, в статье 272 сказано, что неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронновычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до 2 лет.



Однако для применения этой статьи, например к упоминавшемуся случаю с московским фрикером, правоохранительным органам пришлось провести лингвистически-смысловую экспертизу с целью доказательства, что сотовый телефон является мини-ЭВМ. А с учетом того, что в России прецедентное право не работает (то есть экспертизу придется проводить вновь в каждом конкретном случае), фрикеры могут спать спокойно. Хотелось бы думать, что пока...

Литература

1.Ратынский М. В. Основы сотовой связи – М.: Радио и связь, 2000.

2.Мотуз О. Алло! Вы безопасность гарантируете? – журнал «Защита информации. Конфидент», № 5, 1998. С.47–51.

3.Материалы сайтов www.sotovik.ru, www.cnews.ru, www.infoart.ru
Автор выражает благодарность за предоставленные материалы Михаилу Чеславовичу Юревичу, старшему менеджеру по фроду компании ОАО «Санкт-Петербург Телеком».


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница