Морфемика (morphemics)



Скачать 86.68 Kb.
Дата07.05.2016
Размер86.68 Kb.
РАЗДЕЛ 2

МОРФЕМИКА (MORPHEMICS)


Задание 1. Выделите в однокоренных словах свободную корневую морфему. Определите частеречную принадлежность слова, с которым она материально совпадает и его буквальное значение.


  1. famous adj, unfamed adj, fameless adj, famously adv, famed adj;

  2. disfavour n, favourite adj, favouritism n, unfavourable adj, favourable adj favourably adv;

  3. employee n, employer n, employed adj, unemployed adj;

  4. elector n, elective adj, election n, reelect v;

  5. underestimate v, estimable adj, esteemed adj, estimation n; overestimate

  6. fanciful adj, fancifully adv, fancifulness n;

Каково лексическое значение выделенных корневых морфем?

Задание 2. Выделите в однокоренных словах связанную корневую морфему. (Она может иметь варианты написания и/или произношения, как в примере). Сравните значение однокоренных слов и определите, какое обобщенное лексическое значение можно приписать выделенной морфеме.


Например (курсивом дано значение слова):

fluctuate v flow like a wave;

fluent adjready with a lot of words; speaking or writing easily;

fluxncontinuous flow or changing;

influxn- inflow;



fluidadjnot rigid; changing easily;

fluid n substance that flows;

связанная корневая морфема в данных словах – -flu-, -fluc-, -flux-, -fluct-. Её обобщенное лексическое значение - “flow”.



  1. detect v, detection n, detectable adj, protect v, protection n, protective adj;

  2. horrible adj, horrid adj, horror n;

  3. vision n, visible adj, invisible adj, visual adj, visualize v;

  4. educate v, conduct v, product n, produce v;

  5. manual adj, manual n, manipulate v, emancipate v

  6. support v, import v, export t v, transport v, portable adj;


Задание 3. Изучите строение и значение слов со связанным корнем. Значение этих корней помогает понять значение других слов с этим же корнем.

1 AM-, AMOR-: love, liking, friendliness

word

meaning

typical use


amateur n

literally, “lover”


1/person who does smth because he likes it but it’s

not his professional line;

2/inexperienced person


Lora didn’t study drama art, she’s an amateur but I like her playing.

When it comes to baking a cake Mom is the expert, I’m only an amateur.



amiable adj

lovable; good-natured; pleasant and agreeable

Charlotte is an amiable child and everybody loves her.

amicable adj

friendly, neighbourly; not quarrelsome

They have reached an amicable settlement of the dispute.

amity n

friendship; goodwill; friendly relations very formal

A spirit of perfect amity between countries should be a constant goal of politicians.

amorous adj

having to do with love; loving; inclined to love

In the famous balcony scene, the amorous Romeo expresses his undying love for Juliet.

Заполните пропуски словами из вышеприведенной таблицы.

1. After his first success as a screen lover, the actor was invited only to play ____ parts. 2. Bob won his first golf tournament while still an _____ . 3. She was in an _____ mood.



2 SCRIB-, SCRIPT- write

prescribe

(literally, “write before)

1/order, dictate, direct

2/order as a remedy


The law prescribes that aliens may not vote.

His doctor prescribed Harry a diet.



conscript v


to make smb join the armed forces;


The government conscripted additional men to continue the war.

script

Written text of a play, film, etc

Actors often have to memorize long scripts.

subscriber

1/ someone who signs their name on a document formal

2/ someone who pays money to receive something regularly.



The petition to nominate Sue for president of the freshman class has 43 subscribers.

He is a subscriber of five newspapers!



Приведите свои примеры слов с такой же корневой морфемой.
3 POSE-, PONE- place, put

postpone v

change to a later date

The meeting has been postponed until next week

depose v

put off the throne

The king was deposed by his own son.

impose v

to force smb, smth

I don’t want to impose my views on you.

Приведите свои примеры слов с такой же корневой морфемой.


4 LITER- letter

alliteration n

repetition of the same consonant at the beginning of neighbouring words or accented syllables

Note the alliteration in the line “Sing the song of sixpence”

literary adj

having to do with letters or literature

Edwin is a literary critic.

Literate adj

1/able to read and write;

2/having a good knowledge of literature;

3/having a good understanding of a particular subject


The first school grade’s main aim is to make pupils literate. To enter this college you have to be mathematically literate.

Illiterate adj

1/not being able to read or write;

2/lacking knowledge in a particular subject



Jack can’t sign the paper because he is illiterate.

Elderly people are often technologically illiterate.



literacy n

ability to read and write

Tom attends an adult literacy class.

illiteracy n

The state of being unable to read or write

African countries have to face problems of illiteracy and poverty.

Literal adj

following exact words of the original

We translate ‘laissez-faire” as ‘absence of government control” but its literal meaning is “let do”.

Укажите слова-антонимы с корневой морфемой –liter-

SIMIL-, SIMUL- same, like



similar adj

sharing some qualities but not exactly the same

The brother and sister have similar hobbies.

dissimilar adj

Different from

English and Chinese are two very dissimilar languages.

Similarity n

likeness, resemblance

The similarity between the two stories makes us think that they were written by the same author.

simulate v

imitate

Classroom games simulate real communication.

simultaneousadj

happening or done at the same time

In simultaneous announcements, the two men resigned from their jobs.

assimilate v

make alike

In the “congress” [n] assimilates to [g] and is replaced by [n].

Приведите свои примеры слов с такой же корневой морфемой.
Задание 4.

А/ Все слова в заданиях1-2 помимо корневой морфемы имеют одну или две аффиксальных. Выпишите слова, содержащие одну и ту же cуффиксальную морфему, и укажите их часть речи. Например:

famously, favourably, correctly – морфема –ly; наречия (adverbs);

famous – морфема –ous; имя прилагательное (adjective);

Б/ Заполните таблицу суффиксальными морфемами из части А.

Суффиксы в составе имен существительных

1/-er


2/…

3/…


4/

5/…


6/…

7/…


8/…

Суффиксы в составе имен прилагательных

1/…


2/…

3/…


4/…

5/…


6/…

7/…


8/…

9/…


10/…

11/…


Суффиксы в составе глаголов
1/…

2/…


Суффиксы в составе наречий
1/…


В/ Суффиксы, входящие в состав имен существительных, по своей семантике распадаются на три подгруппы: три суффикса обозначают одушевленные лица, один – конкретный предмет, остальные входят в состав абстрактных имен существительных. Распределите суффиксы по подгруппам.

суффикс в составе предметного имени сущ.

суффиксы в составе имен сущ., обозначающих лица.

суффиксы в составе абстрактных имен сущ.

Какие суффиксальные морфемы входят в состав слов из задания 3? Какие другие суффиксальные морфемы входят в состав этих слов? Каково их значение

Задание 5. Составьте список префиксов, которые входят в состав слов из задания 1. Какое значение им можно приписать? Например:


1/Underestimate – префиксальная морфема under- имеет значение «недовыполнить действие».

Слова в заданиях 2 и 3 были заимствованы из латинского языка непосредственно или через французский язык. Помимо латинских связанных корней они содержат латинские приставки. Изучите их значение:

sup- (вариант приставки sub-) “lower position”

im- (вариант приставки in-) – “in, into, inside, over”

ex- “out, outside”

trans- “across, beyond”

pre- “before”

con- (вариант приставки com-) “with, together, jointly”

post- “after”

de- “down”

al-, as- (варианты приставки ad-) “change”

il- (вариант приставки in-) “negative”; absence of quality”

dis- “not alike”

Лексическое значение приставочного слова складывается из лексического значения корня и значения приставки. Прокомментируйте это положение, используя слова из задания 4 и значения приставок из задания 5.



Задание 6. В состав следующих слов входят суффиксы и приставки.

суффиксальные слова:

nouns: management, building, freedom, artist, friendship, childhood;

adjectives: cloudy, boyish, blackish, thoughtful, jobless;

verbs: terrify, purify, gasify;

префиксальные слова:

nouns: self-deception;

adjectives: self-governing, self-made, well-meaning, well-known;

verbs: overeat, misplace, rewrite, unbend;



А/ Как известно, суффикс может иметь несколько значений, а одно и то же значение может быть выражено разными суффиксами. Выделите суффиксы из состава выше приведенных слов, проанализируйте значение слов и поместите выделенные суффиксы в соответствующие графы таблицы.

Суффиксы в составе имен существительных

  • «процесс»

  • «лицо»

  • «состояние»

  • «предмет как результат действия»

Суффиксы в составе имен прилагательных

  • «такой, как то, на что указывает производящее слово»

  • «присущий тому, на кого указывает производящее слово»

  • «с неполным признаком»

  • не имеющий того, что обозначено производящим словом»

  • «обладающий полнотой признака»
Суффикс в составе глаголов



  • «делать то, на что указывает производящее слово»

  • превращать в то, на что указывает производящее слово»

  • «делать таким, как на то указывает производящее слово»

Б/ Выделите префиксы из состава слов, проанализируйте значение слов и поместите выделенные префиксы в соответствующие графы таблицы.

Префикс в составе имени существительных

Префиксы в составе имен прилагательных

Префиксы в составе глаголов

- «действие, направленное на самого себя»

  • «действующий сам по себе»

  • «с высокой степенью качества»

  • «повторное действие»

  • «противоположное /обратное действие»

  • «избыточное действие»
Задание 7

Морфемный анализ слов по конечным составляющим проводится подбором однокоренных слов и слов, содержащих аналогичные аффиксы (т.е. со схожей формой и значением). Знание наборов аффиксов, характерных для английского языка, помогает правильно осуществить морфемный анализ.

Пример разбора:

amazement


    1. частеречная принадлежность – имя существительное, лексическое значение a feeling of being very surprised;

    2. сегмент -ment – это суффикс, который входит в состав таких слов как astonishment, bewilderment,embarrassment и т.д. в значении state, quality (состояние, качество);

    3. сегмент amaze- это корневая морфема, входит в состав глагола amaze, лексическое значение acute surprise;

    4. корневая морфема свободная, т.к. материально совпадает с глаголом amaze.

devolution


  1. частеречная принадлежность - имя существительное, лексическое значение transference, retrograde evolution;

  2. сегмент (u)tion – суффикс со значением process, action (процесс, действие) входит в состав таких слов как revolution, solution, evolution;

  3. сегмент –devol- состоит из de- и -vol- , т.к. в английском языке есть приставка de- со значением обратного действия (она входит в состав таких глаголов как dehumanize, defrost), а –vоl- входит в состав однокоренных слов evolution, to envolve, to devolve, to involve и имеет значение transference (движение, перемещение, изменение)

  4. корневая морфема –vol- связанная.

Таким образом, разбор осуществляется по следующей схеме:

  1. определяется частеречная принадлежность слова (по контексту или по словарю) и его лексическое значение (в многозначных словах обычно достаточно определить буквальное значение слова);

  2. в слове выделяются все суффиксы и/или приставки на основе того, что этот же сегмент с таким же значением встречается в других словах, т.е. подбираются слова с аналогичным аффиксом;

  3. оставшийся сегмент слова является корневой морфемой. Определяется ее лексическое значение на основе анализа однокоренных слов, т.е. необходимо найти такие слова;

  4. определяется статус корневой морфемы – свободная или связанная.

Можно выделить сначала корневую морфему, а затем аффиксальную/ные, т.е. сначала выполнить операцию № 3, а затем №2.

Oдноморфемное слово всегда состоит из свободной корневой морфемы, например: sister n, состоит из -sister -; cool adj, состоит из –cool; -collide v состоит из -collide-; once adv состоит из -once-; this pr состоит из -this-; three num состоит из -three-.

Проведите морфемный анализ слов по конечным составляющим по вышеуказанной схеме и образцам.

Boned adj, breakage n captious adj, collectively adv expose v, girlhood n, glibness n, glorious adj, intensive adj, lifeless adj, suppress v, uneasiness n, wavy adj


Задание 8. Ознакомьтесь с классификацией английских слов по их морфемному составу (Приложение 3).

Распределите данные слова по группам, согласно классификации. Воспользуйтесь словарем, чтобы уточнить наличие аффиксальных морфем.



Antirealist n, blazing adj, broad-minded adj, cautious adj, circle n, depth n, detect v, discouragement n, dishwasher n, high-powered adj ,ironically adv, kingdom n, lifeline n, mark v, temptation n, tree-lined adj, undesirable adj, waterish adj, workplace n,


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница