Мой город Гянджа



Скачать 314.02 Kb.
Дата01.05.2016
Размер314.02 Kb.
НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ НАУК УКРАЇНИ 
КИЇВСЬКИЙ УНІВЕРСИТЕТ ПРАВА

Кафедра гуманітарних дисциплин

Тема: Мой город Гянджа

Сделал :  студент 2 курсу
група МПз-21

Заманов Искандер

Київ-2011

План:
1 География

2 Население

3 История

3.1 Первые века существования города

3.2 От сельджукского завоевания до татарского нашестия

3.3 Взятие города татаро-монголами

3.4 В составе Сефевидского Ирана. Гянджинское ханство

4 В составе России

4.1 XX век

5 Климат

6 Наука и образование

7 Международные отношения

7.1 Города-побратимы

7.2 Консульство

8 Известные люди

8.1 Уроженцы

8.2 Жители

9 Фотогалерея

10 Примечания

11 Ссылки



1.География

Расположен на Гянджинско-Казахской низменности у северо-восточного подножия Малого Кавказа, на реке Гянджачай (бассейн Куры). Центр исторической области Арран. Железнодорожная станция на линии Баку — Тбилиси; аэропорт.



Гянджа как административная территория включает в себя два городских района (Кяпазский — 178 500 жителей, Низаминский[1] — 164 500 жит.) и посёлок городского типа Аджикент с соответствующими органами местного самоуправления.

2.Население

Численность населения по годам

1825

1833

1840

1856

1897

1915

1920

1923

1926

1939

1959

1970

1979

1989

2003

2004

10,8

11,1

7,8

10,9

33,6

63,4

40,7

38,9

57,4

98,9

116,1

189,5

231,9

278,0

302

320

(Тыс. чел.)

История

Первые века существования города


Гянджа возникла как поселение благодаря своему благоприятному географическому расположению на Великом шёлковом пути. Послемонгольский историк Хамд-Аллах Моставфи свидетельствует, что арабский город Ганджа был основан в 39/659-60 гг. (то есть во времена первых арабских нашествий на восточное Закавказье), но не приводит деталей[2]. Согласно анонимной «Истории Дербента», Гянджа была основана в 859 году Мохаммадом бен Халедом бен Йазидом бен Мазьядом из рода Йазидидов Ширвана, управлявших Адурбадганом, Арраном и Арменией во времена халифа аль-Мутавакиля, и так назван из-за обнаруженной там сокровищницы. Роль Мохаммада бен Халеда в качестве основателя (который, скорее, повторно основал город) подтверждена армянским историком Мовсесом Дасхуранци, который пишет, что сын Хазра[3] Патгоса построил Ганджак в округе Аршакашен в 295 (846—847 гг. н. э.) году согласно армянскому летоисчислению[2]

Moḥammad b. Ḵāled’s role as founder (or rather, as re-founder, see below) of Ganja is confirmed by the Armenian historian Movsēs Dasxurancʿi, where he says that the son of Xazr (for Xald, as explained by Marquart, p. 462) Patgos built Ganjak in the canton of Aršakašēn, with the date given in one manuscript as Armenian era 295/846-47 (bk. 3, ch. 20, tr. Dowsett, p. 218).

Происхождения исламского названия города связано с пехлевийским словом «гандз» («джанза» — у арабов, «гяндза» — у грузин, «гандз» — у армян), что обозначало «клад, сокровище», «место хранения урожая». Персидское название «Ганза» указывает на существование там когда-то более древнего, доисламского города[2]

The Persian name Ganja/Ganza (

Отсюда Гянджа и носит прозвище "Город Сокровищ"[2]

The Persian name Ganja/Ganza (

Одним из свидетельств возраста Гянджи можно считать мавзолей Джомард Гассаба, жившего в период правления четвёртого Халифа Али ибн Абу Талиба (656—661). На древней территории города (Старая Гянджа) обнаружены остатки крепостных стен, башен, мостов (XII — начала XIII вв.). К северо-востоку от Старой Гянджи находится культовый комплекс Гёй-Имам (или Имамзаде: мавзолей XIV—XVII вв., обстроенный в XVII в. зданиями мечетей и гробниц). На территории города сохранились Джума-мечеть (1606, зодчий Бахааддин), купольные жилые дома (XVII—XVIII вв.). Гянджа начинает играть важную роль в международной торговле, общественно-экономической и культурной жизни страны. В жизни города торговля и ремесло занимали важное место. Для развития ремесла здесь имелся экономический потенциал. Железные, медные, квасцовые и другие рудники, находящиеся недалеко от Гянджи, снабжали ремесленников сырьём. По мере формирования Гянджи как столицы страны особое внимание уделяли и укреплению военной мощи города. Уже в этот период были построены крепостные стены, вырыты рвы. В IX—X вв. в связи с ослаблением арабского халифата территория современного Азербайджана входила в феодальные государства Ширваншахов, Саджидов, Салларидов, Раввадидов.

В середине X века Гянджа, находившаяся под властью Саларидов, стала столицей курдской династии Шеддадидов. Во времена правления Фадлуна I (895—1030) Гянджа окрепла ещё больше. Шеддадиды построили здесь крепость, дворцы, мосты, караван-сараи и начали чеканить деньги. Вокруг города построили новую, более прочную крепость. В 1063 году были созданы знаменитые врата Гянджи. По мере превращения Гянджи в крупный центр расширялась и её территория, строились новые торгово-промышленные кварталы. Шёлк и изделия из него завоевали симпатии покупателей не только местных базаров, но и зарубежных.


От сельджукского завоевания до татарского нашестия






Ворота Гянджи, снятые после взятия города войском грузин. Ныне хранятся в монастыре Гелати, близ Кутаиси

В середине XI века Карабах подвергся нашествиям сельджуков. После захвата Тебриза Тогрул I в 1054 году двинулся в сторону Гянджи. Повелитель Гянджи Шавир согласился стать вассалом Тогрул-бека. Однако нашествия сельджуков не прекращались. В 70-е годы XI века Фадлун III, правитель из рода Шеддадидов, видя бессмысленность войны, сдался, однако через некоторое время, воспользовавшись удобным моментом, вновь вернулся к власти. В 1086 году сельджукский правитель Малик-шах послал своего полководца Бугая на Гянджу. Несмотря на ожесточённое сопротивление местного населения, сельджуки захватили город. Во время войны правитель Гянджи Фадлун III был пленён и, таким образом, был положен конец царствованию династии Шаддадитов, которые правили более 100 лет. Правление Гянджой Малик-шах возложил на своего сына Гияса ад-дина Тапара. Гияс ад-дин Мухаммед Тапар и после избрания его султаном всё ещё оставался одним из основных резидентов сельджукских правителей Гянджи.

В первой половине XII в. Гянджа несколько раз подвергалась нашествиям грузин, Гянджа стала вассалам Грузии и была ею до вторжение монголов. Другим событием, связанным с Гянджой, было огромной силы землетрясение, которое произошло 30 сентября 1139 года и разрушило город, который в связи с этим был перенесён в другое место. В результате землетрясения в этом районе образовался ряд завальных озёр — Гёйгёль, Маралгёль, Джейрангёль, Ордекгёль, Залигелю, Аггёль, Гарагёль и Шамлыгёль. Развалины древней Гянджи находятся в семи километрах от современного города, ниже по течению реки. Воспользовавшись разрушением города и отсутствием правителя, грузинский царь Деметре I напал на город, захватил много трофеев и забрал с собой знаменитые врата Гянджи, которые и поныне хранятся во дворе Гелатского монастыря в Грузии. С образованием государства Ильдегизидов (Атабеков Азербайджана) Гянджа стала резиденцией ильдегизидского правителя Аррана. В 1225 году Гянджу захватывает у Ильдегизидов хорезмшах Джелал ад-Дин и правит ею до своей гибели в 1231 году. Люди Джелаледдина творили всевозможный произвол и насилие, что же до христиан, то был отдан приказ о насильственном переводе их в ислам. Результатом этих насилий стало восстание 1231 г. под предводительством ремесленника Бендера. Восставшие перебили гарнизон Джелаладдина, но в конце концов восстание было подавлено, 30 его руководителей казнены, сам Бендер четвертован.

XII—XIII вв. можно назвать периодом расцвета Гянджи — второй столицы государства Атабеков. Ткань, которая изготовлялась здесь и называлась «гянджинский шёлк», получила высокую оценку на рынках соседних стран и Среднего Востока. Гянджа в это время сохраняла свое прежнее преимущественно иранское население[4] и являлась одним из центров персидской культуры: здесь творили такие выдающиеся классики персидской поэзии[5][6] как Низами Гянджеви и Мехсети Гянджеви.

По словам Киракоса Гандзакеци, „этот многолюдный город был полон персов, а христиан там было мало. [Персы] крайне враждебно относились к Христу и его поклонникам, презирали и хулили крест и церковь, унижали и поносили священников и церковнослужителей“[7]. Именно этим армянский историк объясняет постигшую город катастрофу — татарское нашествие.

Взятие города татаро-монголами


Вскоре после гибели Джалалэддина, в 1235 году, Гянджа была взята татаро-монголами. Согласно Гандзакеци, монголы в разных местах разрушили машинами стену.

Но никто из врагов [сразу] не вошёл в город, в полном вооружении они осаждали его в течение недели. Когда жители увидели, что город захвачен врагом, заперлись каждый в своём доме и подожгли свои жилища вместе с собой, чтобы только не попасть в руки врага; другие сожгли все, что можно было сжечь, оставшись сами [в живых]. При виде этого враги ещё более разъярились, пустили в ход мечи и всех предали мечу: и мужчин, и женщин, и детей. И никто из них не спасся, за исключением небольшого отряда хорошо вооружённых воинов в полном снаряжении, которые ночью пробили часть стены и убежали, и небольшой группы черни, которую задержали и подвергли пыткам, дабы они показали, где спрятаны сокровища. Позже кое-кого [из них] убили, часть угнали в плен, а сами стали рыться в пепелищах домов и взяли все, что нашли из спрятанного. (…)И таким безлюдным и разрушенным оставался город в течение четырёх лет, потом был дан приказ о его восстановлении. И начали понемногу собираться в нём [люди] и стали строиться, но городской стены не возвели[7].


В составе Сефевидского Ирана. Гянджинское ханство

В XVI—XVIII вв., Гянджа входила в состав Сефевидского Ирана, будучи центром Карабахского бейлербекства. Первым бейлербеком шах Исмаил I Сефеви назначил Шахверди-султана из племени каджаров, и представители этого рода — династия Зияд-оглу, правили Гянджой все время царствования Сефевидов. Шахверди правил не только Гянджой и Карабахом, но и в числе его владений были Шамшадиль и Казах[8]. В конце XVII в. Эвлия Челеби насчитывал в городе 6000 домов. Население города было пестрым в этническом и религиозном смыслах: если в пределах городских стен большинство составляли азербайджанские тюрки и персы, то за стенами располагались обширные армянские предместья (faubourg des Armeniens по словам французского источника, „армянские слободы за городом“ — по русскому)[9][10] Количество армян было столь велико, что в планах восстановления Армении Исраэля Ории предполагалось набрать в Гяндже 15.000 армянских солдат [11]

В 1723 г. к Гяндже подошла османская армия и в октябре предприняла её штурм, закончившийся неудачей. Однако при этом были уничтожены армянские предместья. Уцелевшие армяне бежали под защиту армянского войска в Нагорный Карабах.[12] Гянджа опустела: в начале 1726 г. русский шпион докладывал, что «Ныне в Генже находитца генжинских жителей басурманов семей 5 или 6, да армян с 50 семей, а протчие басурманы ушли в Ардевиль и в разные города, а армяне — в Согнаги (то есть в Карабах)».[9].

Впоследствии Гянджа вновь вернула свое население, и после смерти Надир-шаха превратилась в столицу полусамостоятельного Гянджинского ханства. Представитель долго правившего в Гяндже рода Зиядоглы Шахверди-хан стал ханом Гянджи. Центром ханства стала Гянджа. В 80-х годах XVIII века во время правления Джавад-хана, Гянджинское ханство значительно укрепилось. Оно проводило самостоятельную внешнюю политику. Ханство имело в Гяндже собственный монетный двор.





Гянджинская крепость. Литография XIX в.

Однако в 1803 году он столкнулся с Россией, которая в это время вступила в войну с Персией и войска которой вторглись в Восточное Закавказье. Командование русской армии считало Гянджу «ключом к северным провинциям Персии». Генерал Цицианов писал, что Гянджинская крепость из-за благоприятного географического положения занимала важное место в Азербайджане и поэтому первостепенной задачей России было захват этой крепости. Цицианов несколько раз предлагал Джавад-хану добровольно сдаться и каждый раз получал отказ.

В составе России




Торговля коврами в Елисаветполе. Конец XIX в.







Мастера-вышивальщики, Елисаветпольская губерния. Конец XIX в.



Вокзал в Елисаветполе. 1891

20 ноября 1803 года Цицианов через Тифлис направился в сторону Гянджи с относительно небольшим отрядом (немногим более 2 тыс. чел.), в декабре приблизился к крепости. После соответствующей подготовки, 3 января 1804 года в 5 часов утра он дал приказ атаковать её. Войска Цицианова двумя колоннами пошли на приступ Гянджи. В штурме, помимо русских, участвовало до 700 азербайджанских ополченцев и добровольцев из других ханств — противников Джавад-хана. Гянджу окружали двойные стены (внешняя — глинобитная и внутренняя — каменная), высота которых достигала 8 метров. Стены были усилены 6 башнями. С третьей попытки русским удалось преодолеть стены и ворваться в крепость, при чём в бою на стенах погиб Джавад-хан. К полудню Гянджа была взята. Гянджинское ханство было присоединено к России, а сама Гянджа переименована в Елизаветполь (в честь императрицы Елизаветы Алексеевны — супруги Александра I). Со временем город начали произносить, как Елисаветполь. В октябре 1813 года Персия был вынужден заключить Гюлистанский мирный договор, по которому признала присоединение к России Гянджинского ханства.

После завоевания ханства в нём было введено комендантское управление: вся власть, как военная, так и гражданская, была сосредоточена в руках коменданта. В 1806 году в Елизаветполе был создан окружной суд, в 1824 году — полицейское ведомство. Последнее вызвало недовольство населения, из-за произвола и вымогательств полиции. В 1840 году комендантская система была ликвидирована, Елизаветполь стал центром уезда и в этом качестве вошёл в состав Грузинско-Имеретийской губернии; была введена должность главы уезда. В 1868 Елизаветполь стал центром вновь образованной Елисаветпольской губернии. В 1883 году связан железной дорогой с Баку, Тифлисом и Батумом.

По данным на 1892 год, в Елисаветполе насчитывалось 25 758 жителей (из них татар-мусульман (азербайджанцев) 13 392, армян 10 524. В городе функционировали 13 мечетей, 6 армянских церквей и 2 русские православные церкви[13]. Главная Мечеть Джума (Джаами Гянджи), построенная шахом Аббасом I в 1620 году, увенчана огромным куполом и окружена многими кельями и помещениями для учащихся мусульман.

XX век




Здание Азербайджанского Национального Совета в 1918 г.





Здание городской администрации.

Гянджа первой половины XX века — город с широкими распланированными улицами, осеняемыми известными на всем Кавказе гянджинскими чинарами. Из-за развесистых многовековых гигантов со стволами в несколько человеческих обхватов выглядывала своеобразная архитектура домов. Дома в Гяндже были преимущественно двухэтажные, с обязательными арочными воротами, в которых вырезана арочной же формы калитка. Наличие приусадебных двориков также являлось обязательным атрибутом гянджинских домов. В садах росли практически все известные на Кавказе виды фруктов, но особенной славой пользовались гянджинские хурма и гранат.

Осенью 1905 года в городе произошли кровавые столкновения между армянами и татарами, в результате которых население разделилось: мусульмане сосредоточились на левом, армяне — на правом берегу реки. Межэтнические столкновения были и в 19181920 гг. В июне 1918 года в Гянджу переехало из Тифлиса первое мусаватистское правительство Азербайджана, в частности, восстановившее историческое название города; оно находилось в Гяндже до сентября, когда переместилось во взятый турками Баку. 1 мая 1920 года в город вошли части 11-й Красной Армии. В ночь с 25 на 26 мая в городе вспыхнуло антисоветское восстание, которое было подавлено в течение недели.



В советское время Гянджа (Кировабад) превратилась во второй после Баку промышленный и культурный центр Азербайджана. После начала конфликта вокруг Нагорного Карабаха 21 ноября 1988 года в городе имели место попытки устроить армянские погромы[14][15][16][17], которые были предотвращены усилиями советской армии и местной милиции. Однако ввиду напряжённой межэтнической атмосферы армянское население было вынуждено покинуть город[18].

Климат


  • Среднегодовая температура — +13,4 C°

  • Среднегодовая скорость ветра — 2,5 м/с

  • Среднегодовая влажность воздуха — 68 %

Климат Гянджи

Показатель

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Год

Абсолютный максимум, °C

23

25

28

33

38

39

43

40

37

33

28

23

43

Средний максимум, °C

6

8

12

18

24

29

32

31

26

20

13

8

19

Средняя температура, °C

2

3

7

13

18

22

25

24

20

14

7

4

13

Средний минимум, °C

2

1

2

7

13

16

19

19

15

10

5

0

9

Абсолютный минимум, °C

18

15

12

4

2

6

11

11

2

1

8

19

19

Норма осадков, мм

10

15

19

32

45

48

24

18

18

30

14

13

286

Источник: Погода и климат

5 Наука и образование

Гянджа является одним из основных центров науки и образования в Азербайджане. В городе действуют 4 государственных высших учебных заведения — Азербайджанская государственная сельскохозяйственная академия, Гянджинский государственный университет (бывший Педагогический институт), Азербайджанский Государственный Технологический Университет и Гянджинское отделение Азербайджанского института учителей [19].


Международные отношения

Города-побратимы


Дербент (Российская Федерация)

Карс (Турция)[20]

Измир (Турция)[21]

Анкара (Турция)

Бурса (Турция)[22]

Елазыг (Турция)[22]

Москва (Российская Федерация)

Ньюарк, Нью Джерси (США)

Рустави (Грузия)

Днепропетровск (Украина)

Душанбе (Таджикистан)

Консульство


В 2010 году в городе открылось генеральное консульство Турецкой Республики[23

Известные люди

6 Уроженцы


  • Аббасов, Аббас Айдын оглы — азербайджанский государственный, политический деятель.

  • Аббасов, Айдын Аббас оглы — депутат Милли Меджлиса — парламента Азербайджана третьего и четвёртого созывов.

  • Абдуллаев, Махмуд Абдулла оглы — азербайджанский ученый, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, действительный член НАНА.

  • Агаларов, Ильяс-бек — российский военный деятель, полковник.

  • Акопян, Акоп — армянский советский писатель, народный поэт Армянской ССР и Грузинской ССР.

  • Алиханов, Абрам Исаакович — армянский советский физик, академик АН СССР.

  • Аллахвердиев, Эльбрус — национальный герой Азербайджана.

  • Амиров, Фикрет (1922—1984) — азербайджанский советский композитор, Народный артист СССР (1965), Герой Социалистического Труда.

  • Аразов, Энвер — Национальный герой Азербайджана.

  • Арутюнян, Юрий Аркадьевич (род. 25 марта 1944 г.) — армянский советский композитор, Народный артист СССР (1970)[24].

  • Асадов, Рафаэль — Национальный герой Азербайджана.

  • Багиров, Мусеиб Багир оглы — Герой Советского Союза.

  • Блажеевский, Евгений Иванович (19471999) — русский поэт

  • Вазех, Мирза Шафи — классик азербайджанской поэзии.

  • Воробьёв, Всеволод Михайлович — выдающийся советский и украинский пианист-педагог.

  • Гаджиев, Асеф Гаджи оглы — член-корреспондент Национальной Академии наук Азербайджана, депутат Милли Меджлиса (парламента) Азербайджанской Республики.

  • Гончаров, Виктор Иванович (род. 29 ноября 1951) — заслуженный тренер России по шахматам, международный арбитр ФИДЕ, академик Международной гуманитарной академии.

  • Гулиев, Мадат Газанфар оглы — национальный герой Азербайджана.

  • Гусейнли, Гамбар Мухтар оглы — композитор, заслуженный деятель искусств Азербайджана.

  • Гянджеви, Мехсети — выдающаяся поэтесса XII в.

  • Гянджеви, Низами — выдающийся поэт XII в., классик персидской поэзии.

  • Зиятханов, Исмаил Хан Абульфат Хан оглы — российский и азербайджанский государственный и политический деятель.

  • Зиятханов, Шахверди Хан Абульфат Хан оглы — российский и азербайджанский военный деятель, полковник.

  • Зиятханов, Адиль Хан Абульфат Хан оглы — азербайджанский государственный и политический деятель.

  • Искендеров, Адиль (1912—1978) — театральный актёр и режиссёр, Народный артист СССР (1959).

  • Исмаилов Миршахин — маршал Слобожанского казачества, вице-президент (МАК) Международной академии казачества, член Национального союза журналистов Украины[26].

  • Кашкай, Мир-Али — геолог, академик Академии наук Азербайджанской ССР.

  • Кеворков, Сергей Никитич — армянский советский артист балета и балетмейстер, заслуженный артист РСФСР (1936), заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1943).

  • Курбанов Рауф Муслим оглы — председатель ЦК Коммунистической Партии Азербайджана, депутат Милли Меджлиса (парламента) Азербайджанской Республики II созыва. (2000—2005).

  • Крамаренко, Сергей Сергеевич — футболист, рекордсмен азербайджанского футбола по количеству игр в высшей лиге чемпионата СССР, мастер спорта СССР.

  • Макеев, Игорь Владимирович — Национальный герой Азербайджана.

  • Мартиросян, Вилен Арутюнович — армянский советский военный и государственный деятель, генерал-майор ВС Украины народный депутат СССР (от Ровненского избирательного округа, 1989—1991), председатель партии «Отчизна» (Украина).

  • Мамедов, Алтай Юсиф оглы — (1930—2003) прозаик-публицист, драматург.

  • Мелик-Шахназарян, Левон Грантович — армянский публицист, редактор, политолог.

  • Пишнамаззаде, Мухаммед — шейх-уль-ислам Закавказья до 1918 г., лидер партии «Дифаи» (1906 г.), председатель Елизаветпольского комитета, законоучитель Елизаветпольской мужской гимназии.

  • Расизаде, Артур — премьер-министр Азербайджана в 19962003 и с 2003.

  • Рафибейли, Нигяр Худадат кызы — азербайджанская поэтесса.

  • Самедов, Парвиз — национальный герой Азербайджана.

  • Сафикюрдский, Аслан-бек — министр труда, почт и телеграфа (19181919), юстиции и труда (1919) Азербайджанской Демократической Республики (АДР).

  • Топчибашев, Мирза Джафар — российский учёный-востоковед, тайный советник.

  • Усуббеков, Насиб-бек Юсиф оглы — председатель Совета Министров АДР (19191920).

  • Ханбудагов, Эйюб — председатель Азербайджанской чрезвычайной комиссии (19201921).

  • Хасмамедов, Халил-бек — министр юстиции (1918), внутренних дел (19181919) и путей сообщения (1920) АДР.

  • Шейхзаманлы, Мамедбагир — 1-й начальник организации по борьбе с контрреволюцией (1919).

  • Шейхзаманлы, Наги Салех оглы — начальник организации по борьбе с контрреволюцией (19191920).

  • Шейхзаманов, Мамедрза — актёр театра и кино, Народный артист Азербайджанской ССР (1974).

  • Шейхзаманов, Намиг Наджаф оглы — хирург, кандидат медицинских наук.

  • Шейхзаманов, Тамерлан Намиг оглы — юрист-политолог, сотрудник аппарата Милли Меджлиса.

  • Щекочихин, Юрий Петрович (1950—2003) — российский журналист и писатель, народный депутат СССР от Луганской области (1990), депутат Государственной Думы Российской Федерации 2, 3 созывов.

  • Российской Федерации 2, 3 созывов.


7 Жители


  • Дашкевич, Лев Урбанович — белорусский фотохудожник и исследователь, преподаватель в гимназии Гянджи, в 1918 — государственный фотограф правительства Азербайджана.

  • Мамедов, Айдын Исрафил оглы — советский и азербайджанский ученый, член-корреспондент НАНА, РАСХН (ВАСХНИЛ).

  • Мамедов, Исрафил Магерам оглы — Герой Советского Союза (первый из азербайджанцев). Во время Великой Отечественной войны 25643 гянджинца пошли на фронт. Необыкновенный подвиг старшего сержанта И. Мамедова недалеко от Новгорода в боях за д. Пустынька принёс ему славу, и он был удостоен звания Героя.

  • Сейфи, Алекпер Сейфулла оглы — актёр театра и кино и театральный режиссёр, народный артист Азербайджана, один из основателей азербайджанского советского театрального искусства.

  • Сулькевич, Матвей Александрович — генерал-лейтенант, командир 1-го корпуса в Гяндже (1918—19 гг.), начальник Генерального штаба Министерства обороны АДР


8 Фотогалерея


Мечеть Шаха Аббаса и Мавзолей Джавад Хана

Археологический музей



Мавзолей Низами Гянджеви



Администрация города



Филиал Академии наук



Один из памятников Низами Гянджеви





Центр города



Дом из бутылок в Гяндже







Фотографии парка Хан багы











Фотографии озера Гей-гел

9 Примечания


  1. Гянджа. Низаминский муниципалитет.  (азерб.)  (англ.)  (рус.)

  2. 1 2 3 4 C. Edmund Bosworth GANJA  (англ.). Iranica (December 15, 2000). Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 5 сентября 2010.

The post-Mongol historian Ḥamd-Allāh Mostawfī says that the Arab town of Ganja was founded in 39/659-60 (i.e., at the time of the first Arab incursions into eastern Transcaucasia) but gives no details (Nozhat al-qolūb, p. 91, tr. p. 93).

  1. Хазр — согласно Маркарту от Халд (J. Marquart, Osteuropäische und ostasiatische Streifzüge, Leipzig, 1903, стр. 462)

  2. Charles Ambrose Storey Poetry of the Pre-Mongol Period / François de Blois — 2nd revised edition. — RoutledgeCurzon, 2004. — Vol. V. — P. 363. — 544 p. — (Persian Literature - A Biobibliographical Survey). — ISBN 0947593470.

«Nizami Ganja’i, whose personal name was Ilyas, is the most celebrated native poet of the Persians after Firdausi. His nisbah designates him as a native of Ganja (Elizavetpol, Kirovabad) in Azerbaijan, then still a country with an Iranian population… .»

  1. О Низами как о персидском поэте:

    • Энциклопедия Британника, статья «Neẓāmī»: «Neẓāmī — Persian poet — greatest romantic epic poet in Persian literature, who brought a colloquial and realistic style to the Persian epic.»

    • Энциклопедия Брокгауз (сайт), статья Nisami: «Nisami, Nezami, eigentlich Abu Mohammed Iljas Ibn Jusuf, persischer Dichter, * vermutlich Gäncä (Aserbaidschan) 1141»

    • Энциклопедия Ларусс (сайт): «Ilyas ibn Yusuf Nezami ou Ilyas ibn Yusuf Nizami — Poète persan (Gandja, vers 1140-Gandja, vers 1209)»

    • Энциклопедия Ираника (сайт), статья «PERSIAN LITERATURE»: «Neẓāmi’s Five Treasures (Panj ganj). Eliās Abu Mo-ḥammad Neẓāmi of Ganja was born around 1141 of a Kurdish mother and a father named Yusof»

    • Chelkowski, P. "Nizami Gandjawi, jamal al-Din Abu Muhammad Ilyas b. Yusuf b. Zaki Muayyad . Encyclopaedia of Islam. Edited by: P. Bearman, Th. Bianquis, C.E. Bosworth, E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill, 2008. Brill Online. Excerpt one:"Nizami Gandjawi, Djamal al-Din Abu Muhammad Ilyas b. Yusuf b. Zaki Muʾayyad, one of the greatest Persian poets and thinkers."

    • Encyclopedia of Literary Translation Into English, Taylor & Francis, 2000, ISBN 1-884964-36-2, стр. 1005: «Nizami 0.1141-0.1209 Persian poet»

    • Persian Literature: A Bio-Bibliographical Survey, C.A. Storey, Francois De Blois(Professor School of Oriental and African Studies, University of London), Routledge, 2004, ISBN 0-947593-47-0, стр. 408: «Memoir of the life and writings of the Persian poet Nizami»

    • The Arabian Nights Encyclopedia, Ulrich Marzolph (Akademie der Wissenschaften, Göttingen), Richard van Leeuwen, Hassan Wassouf, ABC-CLIO, 2004, ISBN 1-57607-204-5, Стр. 225: «Persian poet Nezami (d. 1209)»

    • Encyclopedia of Arabic Literature, Julie Scott Meisami (Lecturer in Persian, University of Oxford, Oriental Institute, Editor «The Journal of Middle Eastern Literatures»), Paul Starkey. Автор статьи Gregor Schoeler (Базельский университет). Стр. 69: «Persian poet Nizami»

    • The Oxford Dictionary of Islam, John L. Esposito, Oxford University Press US, 2003, ISBN 0-19-512559-2, Стр. 235: «Nizami, Jamal al-Din Abu Muhammad II- yas ibn Yusuf ibn Zaki Muayyad (d. ca. 1209) Persian poet. Author of the Khamsa»

    • Encyclopedia of Asian History: Vols 1-4. Ainslie Thomas Embree (Professor Emeritus of History Columbia University), Robin Jeanne Lewis, Asia Society, Richard W. Bulliet. Scribner, 1988. Стр.55: «..five historical idylls (1299—1302) as a rejoinder to the Khamsa of the Persian poet Nizami…»

    • New Encyclopedia of Islam: A Revised Edition of the Concise Encyclopedia of Islam. Cyril Glasse (Columbia university), Huston Smith. Rowman Altamira, 2003. ISBN 0-7591-0190-6. «NizamI (Abu Yusuf Muhammad Ilyas ibn Yusuf Nizam ad-Dîn) (535-598l\ 141—1202). A Persian poet and mystic, he was born in Ganja in Azerbaijan.»

Кроме того эта характеристика Низами явно повторена в следующих современных монографиях (приведены в обратном хронологическом порядке):

    • Christine van Ruymbeke (University of Cambridge, Doctorat en Iranologie, Université Libre de Bruxelles, Belgium). Science and Poetry in Medieval Persia: The Botany of Nizami’s Khamsa. Cambridge University Press, 2007. ISBN 0-521-87364-9. Стр. 8. «Nizami is one of the main representatives of Persian poetry at the time»

    • A History of Literary Criticism in Iran, 1866—1951: Literary Criticism in the Works of Enlightened Thinkers of Iran--Akhundzadeh, Kermani, Malkom, Talebof, Maragheʼi, Kasravi, and Hedayat, Iraj Parsinejad (Tokio University of Foreigh Studies), Ibex Publishers, Inc., 2003, ISBN 1-58814-016-4, Стр. 225: «This is a critique of a new edition of Persian poet Nezami…»

    • Kamran Talattof (Associate Professor, Near Eastern Studies at the University of Arizona, Tucson), Jerome W. Clinton (professor emeritus of Near Eastern studies and a scholar of Iranian culture and society), K. Allin Luthe. The Poetry of Nizami Ganjavi: Knowledge, Love, and Rhetoric. Palgrave, 2001 ISBN 0-312-22810-4. Стр.2: "…and blameless character in a degree unequaled by any other Persian poet… "

    • Ronald Grigor Suny (редактор), Kennan Institute for Advanced Russian Studies, American Association for the Advancement of Slavic Studies. Nationalism and Social Change: Essays in the History of Armenia, Azerbaijan, and Georgia. University of Michigan Press, 1996. ISBN 0-472-09617-6. Стр. 20. «…the great Persian poet Nizam ud-Dih Abu Muhammad Ilyas…»

    • History of Muslim Philosophy, M. M. SHARIF (Director of the Institute of Islamic Culture, Lahore Pakistan). 1963. Глава 54: «The most important classical poet of this period is Shaikhi. His version of IChusrau we Shirin of the Persian poet Nizami is more than a mere translation»

    • Johan Christoph Burgel (Editor), Christine van Ruymbeke (Editor), Nizami: A Key to the Treasure of the Hakim (ISS), Leiden University Press (2010) «This „Key“ to the Khamsa consists of thirteen essays by eminent scholars in the field of Persian Studies, each focusing on different aspects of the Khamsa, which is a collection of five long poems written by the Persian poet Nizami of Ganja. Nizami (1141—1209) lived and worked in Ganja in present-day Azerbaijan. He is widely recognized as one of the main poets of Medieval Persia, a towering figure who produced outstanding poetry, straddling mysticism, romances and epics.»

    • Gülru Necipoğlu Julia Bailey. Muqarnas: An Annual on the Visual Culture of the Islamic World. BRILL, 2005, ISBN 90-04-14702-0. Глава написана Aysin Yoltar-Yildirim (Ph.D. in Art History and Archeology). Стр. 99. «Trying to emulate another great Persian poet, Nizami, Hatifi attempted to write…»

    • Walter G. Andrews, Mehmet Kalpakli. The Age of Beloveds: Love and the Beloved in Early-modern Ottoman and European Culture and Society. Duke University Press, 2005, ISBN 0-8223-3424-0. Стр. 59. «the fourth in a series of five mesnevi poems (a hamse or „pentad“) intended to match the famed thirteenth-century hamse of the Persian poet Nizami of Ganja.»

О мнении исследователей по персидской идентичности Низами говорят следующие источники:

    • C. A. (Charles Ambrose) Storey and Franço de Blois (2004), «Persian Literature — A Biobibliographical Survey: Volume V Poetry of the Pre-Mongol Period.», RoutledgeCurzon; 2nd revised edition (June 21, 2004). Pg 363: «Nizami Ganja’i, whose personal name was Ilyas, is the most celebrated native poet of the Persians after Firdausi. His nisbah designates him as a native of Ganja (Elizavetpol, Kirovabad) in Azerbaijan, then still a country with an Iranian population..»

    • Латиф Сингха отмечает, что исследователи персидской литературы считают Низами величайшим представителем персидской лиртературы. Dr. Lalita Sinha (Universiti Sains Malaysia, Senior Lecturer in Comparative Literature and Comparative Religion). Garden of Love. World Wisdom, Inc, 2008. ISBN 1-933316-63-2. Стр. 24. «Hailed by scholars of Persian literature as the greatest exponent of romantic epic poetry in Persian literature (Levy 1969, XI), Nizami is also referred….»

    • Annemarie Schimmel, «And Muhammad Is His Messenger: The Veneration of the Prophet in Islamic Piety (Studies in Religion)»,The University of North Carolina Press (November 30, 1985) . pg 18: "In Persian sources, his search for knowledge takes precedence over world conquest. In the Iskandar-namah (Book of Alexander) by the Persian poet Nizami, Alexander is depicted as the half-brother of the conquered King "

    • Richard N. Frye Reviewed work(s): The Turkic Languages and Literatures of Central Asia: A Bibliography by Rudolf Loewenthal. Harvard Journal of Asiatic Studies, Vol. 21, (Dec., 1958), p. 186. excerpt: "Many works that appear in this bibliography have no proper place in it; for example, publications on the Persian poet, Nizami (page 73), as well as articles on such political matters as pan-Turkism "

    • Yo’av Karny, «Highlanders : A Journey to the Caucasus in Quest of Memory», Published by Macmillan, 2000. Pg 124: «In 1991 he published a translation into Khynalug of the famous medieval poet Nezami, who is known as Persian but is claimed by Azeri nationalists as their own.»

  1. О Мехсети как о персидской поэтессе:

    • Encyclopedia Britannica Persian literature

    • Bruijn, J.T.P. de. «Mahsatī.» Encyclopaedia of Islam, Second Edition. Edited by: P. Bearman , Th. Bianquis , C.E. Bosworth , E. van Donzel and W.P. Heinrichs. Brill, 2009. excerpt: «a Persian female poet whose historical personality is difficult to ascertain. *Edward Brown, A literary History of Persia in Four Volumes. Cambridge university Press 1969.

    • Суфизм.ру“

  2. 1 2 Киракос Гандзакеци КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПЕРИОДА, ПРОШЕДШЕГО СО ВРЕМЕНИ СВЯТОГО ГРИГОРА ДО ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ, ИЗЛОЖЕННАЯ ВАРДАПЕТОМ КИРАКОСОМ В ПРОСЛАВЛЕННОЙ ОБИТЕЛИ ГЕТИК

  3. М.М. Альтман "Исторический очерк города Ганджи" — Академия Наук Азербайджанской ССР, 1949. — С. 41.

„Беглярбеком Ганджи Тахмасп I назначил Шахверди-султана, который начал собою целую династию беглярбеков Карабаха и Ганджи — династию Зияд-оглу из племен Каджар. Шахверди. кроме Ганджи и Карабаха, были подчинены Шамшадиль и Казах.“

  1. 1 2 Армен Айвазян ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КАРАБАХЕ В 1710-1720-Х ГОДАХ Armen Aivazian, Demographic Situation in Karabakh in the 1710-1720s, Armenian Mind, Vol. V, No. 1-2, 2001, pp. 67-74

  2. И. М. Табагуа, Материалы для истории Грузии первой четверти XVIIIвека, Тбилиси, 1982, с. 304.

  3. Г. А. Эзов, Сношения Петра Великого с Армянским народом. Документы. С. Петербург: Тип. Имп. Академии Наук, 1898, док. 9, с. 33, 36.

  4. 20 декабря 1723 г. в письме из Шемахи армянский священник Александр писал: »60 тысяч войска турецкого с 12-ю пашами пришли, с воинскими приуготовлениями к Ганже. . . и того города взяли половину, а армян наших пожитки все разграбили и многих из них поруб[и]ли, а иных в полон побрали, и которые армяне имели денги, те своих детей выкупали, а 60 дворов отослали в Турецкую землю, а досталные армяне из города для спасения своего ушед, пришли к армянскому войску (то есть в Карабах) босы и наги. — Армен Айвазян ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КАРАБАХЕ В 1710-1720-Х ГОДАХ Armen Aivazian, Demographic Situation in Karabakh in the 1710-1720s, Armenian Mind, Vol. V, No. 1-2, 2001, pp. 67-74 .

  5. Елисаветополь в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона

Жителей в Елизаветполе в 1892 году насчитывалось 25 758 (татар-мусульман 13 392, армян 10 524), домов 4053, лавок 1000. Православных церквей 2, армяно-григорианских — 6, мечетей — 13; учебных заведений — 10 (в том числе гимназия), караван-сараев — 7; аптека — 1, типографий — 2, гостиниц — 4, клубов — 2 и бань — 7.

  1. Modern Hatreds: The Symbolic Politics of Ethnic War By Stuart J. Kaufman — Page 77

  2. Divided Europeans: Understanding Ethnicities in Conflict, by Tim Allen, Tim Allen John Eade, John Eade — 1999, p. 64

  3. Imogen Gladman Eastern Europe, Russia and Central Asia — Taylor & Francis Group. — P. Page 131.

  4. After Communism: From the Atlantic to the Urals, by Jacques Lesourne, Bernard Lecomte, 1991, p. 52

  5. Modern Hatreds: The Symbolic Politics of Ethnic War, by Stuart J. Kaufman, Cornell University Press, 2001, ISBN 0-8014-8736-6, p. 77: "The Soviet troops apparently tried to defend Armenians during the Kirovabad pogrom November 1988 but the task was in one sense hopeless: while the troops saved lives, the Armenians had to leave their homes and possessions anyway — the atmosphere made it impossible for them to live in Azerbaijan any longer.

  6. Гянджа сегодня

  7. Генконсул Азербайджана: «Делегация Гянджи посетит Карс»

  8. İZMİR YG-21 - İzmir Kardeş Şehirler

  9. 1 2 АЗЕРБАЙДЖАН В МЕЖДУНАРОДНЫХ КУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЯХ (1946-1990 гг.)

  10. МИД Азербайджана обнародовало приоритеты на 2011 год — Vesti.Az

  11. [1], [2]

  12. История средних веков. Европа и Азия. Бадак А. Н., Войнич И. Е., Волчёк Н. М. и др. Минск. «Харвест». 2000. С. 275.

  13. УНIАН - Харків - Мусульмани святкують завершення священного місяця Рамазан

  14. Армянская бизнес-элита России

  15. НАЗИРЛИ Ш. Служение Отечеству


10 Ссылки


  • Гянджа. Из глубины веков…  (азерб.)  (англ.)  (рус.)

  • Гянджа. Низаминский муниципалитет.  (азерб.)  (англ.)  (рус.)

  • Гянджа / alltravels.com.ua

  • Поход на Гянджу / Хронос.

  • Ganja / Emporis.  (англ.)


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница