«Мои родные и близкие»



Скачать 179.16 Kb.
Дата08.11.2016
Размер179.16 Kb.
ЧАС ОБЩЕНИЯ в 8 классе

Тема: «Мои родные и близкие»

Цели: прививать детям интерес к своей родословной, к своему происхождению, к истории своих семей; воспитывать уважение к членам своей семьи, способствовать стремлению поддерживать честь своей фамилии.

Оборудование: 1) фотографии из семейных альбомов

2) семейные реликвии

3) модель журнала (название и его страницы)

4) сочинения, альбомы, рефераты уч-ся на темы «История моей семьи в истории России», «Моя родословная», «Фотография из семейного альбома», «Вклад моей семьи в летопись Великой Отечественной войны»

Форма проведения: устный журнал

Подготовка к ЧО. После сообщения уч-ся темы предстоящего часа общения и выбора страницы журнала, из ребят формируются микрогруппы, которые собирают материал, оформляют свою страницу, распределяют обязанности, обсуждают каждое выступление. Учитель в ходе подготовки дает советы, рекомендует литературу, проверяет подготовленность как группы в целом, так и отдельных ребят, проводит встречу-собрание родителей, анкетирование детей, родителей, дедушек и бабушек, оказывает ребятам помощь.
Ход часа общения
Вступительное слово учителя
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, кто они, ваши далекие предки? С кого началась ваша родословная – ваш корень жизни?

В толковом словаре В.Даля «Родословие» разъясняется как «счет или роспись родового происхождения». А произошло это слово от «рождать» или «рождать, плодить, производить себе подобных». Вот и выходит, что люди, не знающие о своем родословном древе дальше мамы и папы, бабушки и дедушки вполне могут применить к себе давнюю поговорку о том, что он или она из породы тех, про кого говорят: «Иван, родства не помнящий!» Обидная поговорка, но, увы, справедливая.

Вы можете сказать: «Ну и что с того, если я буду знать, допустим, сотню моих предков? Что это изменит в моей жизни сегодня?» Да в том-то и дело, что эта череда пока еще вам неизвестных, ушедших в прошлое, предков во многом изменит ваш взгляд на настоящее и будущее. Сегодня, когда каждый из нас переживает утрату былого высокопатриотического национального духа и гордости за величие нашей Державы, так важно заглянуть поглубже в истоки своих корней, увидеть тех замечательных россиян, которые создали славу нашей земли! И вы узнаете, что многие в те далекие годы и грамоте не были обучены, но были отважными воинами, трудолюбивыми земледельцами, строителями, а самое главное – духовно сильными, крепко спаянными друг с другом, и потому, пережив так много исторических катаклизмов, каких на добрый десяток или сотню стран хватило бы с лихвой, Россия выжила и живет.

Сегодня мы лишь приоткроем завесу ваших родословий, переходя от одной семейной истории к другой, познакомим ваших друзей с тем, что дорого и близко каждому из вас. А впереди у каждого из вас большая работа по сбору и написанию родословий ваших семей.

Итак, мы начинаем.
1 стр. Моя семья.
1. У дошкольника Никиты спросили: «Кто живет в вашей семье?» Он показал фотографию и сказал:

«Посредине – это я,

Рядом вся моя семья:

Папа, мама, баба, кот

(Он давно у нас живет).

Еще Лена, еще дед

Ему 80 лет.»

2. Кого нужно назвать членами семьи? (группа родственников, живущих вместе)

3. Какую ошибку допустил Никита, рассказывая о членах семьи? (кот – не член семьи)

4. Как надо представлять членов семьи? (по степени родства: сестра Лена, ученица 1 кл., ей 7 лет и т.п.)

5. А сейчас мы расскажем вам о наших семьях (3 чел. – I группа)

6. А сейчас попробуйте дать своим семьям небольшую характеристику, ответив на вопрос: какая ваша семья? (работают все группы)


Учитель: Итак, мы познакомились с вашими семьями, подчеркнули характерную черту каждой из них. Они удивительно непохожи друг на друга. Вместе с тем у них очень много общих черт. Попробуйте их назвать.
2 стр. Мама и папа
1. Прежде чем открыть 2-ую страницу журнала, ответьте-ка мне, друзья:

Кто самый лучший на свете?

Кто пожалеет и приласкает?

Если заслужили – и поругает?

Переживает во всем вместе с вами?

Разговор пойдет …. (о папе и маме)

2. Почему мама и папа – самые близкие твои родственники? (это родители. Без них не было бы тебя)

3. Не зря издавна сложены пословицы об особом уважении детей к своим родителям. Я предлагаю вам игру «Составь пословицу». У вас – лишь части пословицы, попробуйте их соединить в одну. (1р. – начало, 2-ой р. – конец)

- Отец и мать – священные слова.

- Все купишь, только отца с матерью не купишь.

- Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

- От худого дитяти у отца с матушкой рано голова седеет.

- Кто родителей не почитает, тот вовеки погибает.
Анкета «Хорошо ли вы знаете своих родителей?»

4. Ребята, а хорошо ли вы знаете своих родителей? Я предлагаю вам заполнить анкету.



1- Имя

2- Отчество

3- Фамилия

4- Сколько лет

5- Кем работает

6- Любимое занятие

7- Любимый цвет
8- Любимая книга

9- Любимая телепередача

10- Любимый цветок

11- Любимый напиток

12- Любимое блюдо

13- За что я люблю ---

- Если бы я был (папой или мамой)




А теперь я раздам вам такие же анкеты, которые заполняли ваши мамы и папы. Сравните ответы и если ваши ответы совпали – поставьте рядом с ним знак +.

5. А я предлагаю вам назвать песни или прочитать стихи, посвященные папе и маме. Игра «Кто больше?»

(Звучит фонограмма)

6. В ходе подготовки к уроку мы писали сочинения о папе и маме. Вот отрывки из них.


3 стр. Моя родословная
1. У ваших пап и мам тоже есть папы и мамы. Это тоже ваши родственники, вы их называете дедушка и бабушка, а вы для них – внуки.

2. У мамы – работа,

У папы – работа,

У них для меня

Остается суббота.

А бабушка дома всегда.

Она не ругает меня никогда.

Усадит, накормит.

- Да ты не спеши,

Ну, что там стряслось у тебя –

Расскажи?

Я говорю, а бабушка

Не перебивает,

Нам хорошо,

Вот так вдвоем,

Без бабушки, какой же дом?

3. У меня есть дедушка,

Как зима седой.

У меня есть дедушка

С белой бородой.

Мы беремся за руки

С дедушкой моим

Вдоль аула нашего

Мы гуляем с ним.

Много знает дедушка

Былей - небылиц –

Про луну, про солнышко,

Про зверей и птиц.


4. У наших бабушек и дедушек тоже есть мамы и папы. Это ваши прадедушки и прабабушки, а вы им – правнуки. Таким образом, можно проследить свою родословную по материнской и по отцовской линии. Это и есть история вашего рода или генеалогия. Посмотрите, какие родословные древа составили ребята нашей группы, (выступления ребят)


Учитель: На протяжении многих лет в нашей школе ученики составляют родословные древа, пишут рефераты, сочинения. Посмотрите на стенд «Родословные древа» и укажите наиболее распространенные ошибки при их составлении. Расскажите, как правильно нарисовать «Родословное древо»?

- До какого колена вы знаете свою родословную? (работы Очкасовой Наташи, Назарова Павла, Самохиной Людмилы)


4 стр. Моя фамилия
Учитель: Было время, когда фамилией обзаводились по характеру, по внешности, по роду занятий, по именам. Наши фамилии многое могут рассказать о наших предках.

1. Кто был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси;

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцов.

2. У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дягтерева – деготь гнал,

В дягтерне горбил спину.

3. Быть может юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из столяров,

Он мастером был – прадед.

4. Звучат как музыка,

Как стих


Фамилии простые.

Вглядись, и ты увидишь в них

Историю России.



Учитель: А вот как пишет в своей работе о происхождении фамилий в нашем селе Гридасова Настя, ученица 10 кл. (читаю отрывок)
1. Да, действительно, фамилии многое могут рассказать нам о наших далеких предках. А знаете ли вы, почему у вас такая фамилия?

2. Многие фамилии хорошо известны в нашем селе. С ними связана история нашего края. Второвы и Даниловы, Котовы и Чугуновы, Никоновы и Ходаковы боролись за Советскую власть, воевали в Великую Отечественную войну, осваивали целину… Их имена увековечены на мемориале павшим в центре села. Фамилии ваших родителей можно прочесть на Доске почета, в районной газете. Это хорошие работники, они имеют грамоты и награды (подборка материалов из районной газеты о родителях ребят – в альбомах и на стенде)

3. Наш долг – поддерживать честь фамилии, чтобы родителям, дедушкам и бабушкам не было за нас стыдно. Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте, а не подведете ли вы честь своей семьи, своей фамилии. (отрывки из работ учащихся «Моя фамилия»)

5 стр. Семейные традиции и реликвии
1. В каждой семье есть традиции и реликвии, которые передаются из поколения в поколение:

- награды дедушки, прадедушки;

- фотографии;

- секреты какого-либо мастерства;

- умение лечить травами;

- даже черты характера и болезни могут передаваться по наследству.

Например, чистоплотность, порядок во всем бабушка – мама – дочка.

2. В нашей семье есть обычай – давать младенцу имя бабушки, дедушки в честь уважения к ним. Меня, например, назвали в честь погибшего на фронте в 1941г. Прадеда.

3. А в нашей семье есть реликвия – старинная икона. Ею благословляет мать свою старшую дочь, когда она выходит замуж. Этой иконе более 300 лет.

4. Знаете ли вы, что означают ваши имена?

А из какого языка они пришли к нам?



Петр – камень

Марина – морская

Константин – постоянный

Валерий – здоровый

Максим – наибольший

Антон – противник

Елена – солнечная

Тамара – финиковая пальма

Сергей – высокий, рослый

Евгений – благополучие

Учитель: Каждому человеку надо знать свою родословную. Это уважение к своим родным. Зная свою родословную, можно объяснить многое у себя: свою внешность, характер, привычки, способности, здоровье.

И пусть мы с вами сделали очередной шаг в изучении истории ваших семей, надеюсь, не последний, который изменит ваше отношение к вашим родным и близким людям; который убедит вас в необходимости дальнейших занятий генеалогией, изучением своих родословий.



«В разных странах побываем, много нового узнаем»
(игровая программа для учащихся среднего и старшего возраста)

Правила:
1. Из бумаги или картона изготовлена ромашка, на лепестках которой написаны названия секторов: «Назови страну», «Знатоки Великобритании», «Знатоки Греции», «Знатоки Египта», «Знатоки Испании», «Знатоки Италии», «Знатоки Индии», «Знатоки США», «Знатоки Японии»

2. Дети могут играть индивидуально или командой.

3. Участники поочередно тянут лепестки, определяя сектор, на вопрос которого им предстоит отвечать.

4. За правильный ответ участник получает жетон. Если участник ответить не может, то на вопрос отвечает любой другой участник или зритель.

5.Победитель игры определяется по количеству набранных жетонов.


Сектор «Назови страну»
Вопросы:
1. Какую страну называют Страной восходящего солнца? (Японию)

2. Страна, которую искал, да так и не нашел Христофор Колумб? (Индия)

3. Какую страну называют Страной утренней свежести? (Корею)

4. В каком городе и в какой стране появился первый светофор? (Берлин, Германия)

5. Назовите государство с самой большой численностью населения? (Китай, население- более 1 миллиарда)

6. В какой стране изобретен кинематограф? (Франция)

7. Назовите самое популярное транспортное средство Вьетнама. (Велосипед)

8. Самая большая гордость Китая, видимая даже из космоса невооруженным глазом? (Великая Китайская стена)

9. Что такое дилижанс, и в какой стране он появился? (Большая крытая повозка для перевоза багажа, почты и пассажиров. Появился в 16 веке в Англии)

10. Страна, занимающая первое место в мире по сбору чая? (Индия)



Сектор «Знатоки Великобритании»

1. Назовите самый известный музей восковых фигур. Где он находится? (Музей мадам Тюссо в столице Англии Лондоне)

2. Как называется денежная единица Великобритании? (Фунт стерлингов)

3. На какой реке стоит город Оксфорд? (Темза)

4. Назовите самые известные произведения В.Шекспира. («Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Двенадцатая ночь», «Король Лир»)

5. Назовите земли, входящие в состав Великобритании. (Англия, Шотландия, Уэльс, Северная Ирландия)

6. Английский писатель, автор романа «Собака Баскервилей». (Артур Конан Дойль)

7. Назовите всемирно известные английские учебные заведения. (Оксфорд, Кембридж)

8. Сказки каких английских писателей любят дети во всем мире? (А.Милн, Р.Киплинг, О.Уайльд, Д.Р.Толкиен)

9. В каком городе и в каком году появился первый метрополитен? (Лондон, 1863)

10. Назовите самую популярную английскую рок-группу. («Биттлз»)

Сектор «Знатоки Греции»

1. Как в мифологии называется священная гора, на которой жили греческие боги? (Олимп)

2. Мифический певец, спустившийся в Ад, чтобы вернуть свою жену Эвридику. (Орфей)

3. Назовите самый известный остров Греции. (Крит)

4. Как называется национальный танец Греции? (Сиртаки)

5. Столица Греции. (Афины)

6. Члены мифической команды, которая плавала за золотым руном к берегам Колхиды. (Аргонавты)

7. Пеннорожденная киприотка – покровительница влюбленных. (Афродита)

8. Как называется последняя буква греческого алфавита? (Омега)

9. Женщина – воительница Древней Греции, имя которой носит река в Америке. (Амазонка)

10. Юноша, который не мог наглядеться на самого себя, за что боги превратили его в цветок. (Нарцисс)

Сектор «Знатоки Египта»

1. Титул египетских царей. (Фараон)

2. Что является символом сотрудничества между нашей страной и Египтом? (Асуанская плотина)

3. Назовите столицу Египта. (Каир)

4. Где находится гробница фараона Тутанхамона? (В Луксоре)

5. Кто расшифровал древнеегипетские иероглифы? (Жан Франсуа Шампольон)

6. Где растет в Египте неопалимая купина? (В монастыре Святой Екатерины)

7. Какой композитор написал оперу по заказу египетского правительства? (Джузеппе Верди, «Аида»)

8. Какой русский художник долгое время жил в Египте? (Иван Билибин)

9. Растение, которое египтяне считали царским. (Папирус)

10. Назовите высоту пирамиды Хеопса. (Вначале – 146,6 метра, сейчас – 136 метров)

Сектор «Знатоки Испании»
1. Участник корриды, противник быка. (Тореадор)

2. Одна из самых известных картин Пабло Пикассо. ( «Девочка на шаре»)

3. Назовите один из основных источников дохода Испании. (Традиционное место отдыха туристов Канарские острова)

4. Имя дамы сердца Рыцаря Печального Образа – Дон Кихота. (Дульсинея Тобосская)

5. Песня на стихи М. Светлова об испанском городе. («Гренада»)

6. Столица Испании. (Мадрид)

7. Какому знаменитому путешественнику поставлен памятник в городе Барселоне? (Христофору Колумбу)

8. О каком известном художнике Испании написал свой роман Лион Фейхтвангер? (Франсиско Гойя)

9. Знаменитое испанское белое вино. (Херес)

10. Испанский живописец, один из основоположников сюрреализма. (Сальвадор Дали)




Сектор «Знатоки Италии»
1. Самый «музыкальный» римский император. (Нерон)

2. Вулкан, засыпавший пеплом Помпеи. (Везувий)

3. Государство в пределах Рима. (Ватикан)

4. Верховный бог римской мифологии. (Юпитер)

5. Автор книги «Приключения Чиполлино». (Джанни Родари)

6. Второе название картины «Джоконда». ( «Мона Лиза»)

7. В каком итальянском городе больше всего мостов? (Венеция)

8. Какой русский художник долгое время жил в Италии? (Карл Брюллов)

9. Назовите известного гладиатора, героя книги Раффаэло Джованьоли. (Спартак)

10. Великий итальянский скрипач. (Николо Паганини)



Сектор «Знатоки Индии»

1. Как называется традиционная одежда, которую носят индийские женщины? (Сари)

2. Чем славится Индия в области искусства? (Кино, музыка, танцы)

3. Священная река индусов, которая берет свое начало в Гималаях. (Ганг)

4. В 1466 – 1472 годах любознательный тверский купец совершил путешествие в Индию и страны Востока. Как называется книга, и как зовут ее автора? ( «Хождене за три моря», Афанасий Никитин)

5. Самый почитаемый цветок в Индии. (Лотос)

6. Как в Индии называют людей, которые ежедневно занимаются оздоровительной гимнастикой? (Йоги)

7. Какой индийский напиток любят пить в нашей стране? (Чай)

8. Каких индийских богов вы знаете? (Шива, Вишна, Кришна)

9. Как называется столица Индии? (Дели)

10. Какие животные в Индии считаются священными? (Корова, королевская кобра)

Сектор «Знатоки США»
1. Назовите разменную монету США. (Цент)

2. Как называется американская ферма? (Ранчо)

3. Назовите первого президента США. (Джордж Вашингтон)

4. Самый северный штат США .(Аляска)

5. Североамериканский медведь. (Гризли)

6. Назовите и покажите на карте самые крупные города США. (Нью – Йорк, Чикаго, Лос-Анжелес, Детройт, Филадельфия, Сан-Франциско)

7. Кто является автором книг «Американская трагедия», «Гений», «Финансист»,»Титан»? (Теодор Драйзер)

8. Что является символом США? (Статуя Свободы в Нью-Йорке)

9. Назовите самого знаменитого американского мышонка. (Микки Маус)

10. В каком городе находится Голливуд? (Лос-Анжелесе, штат Калифорния)




Сектор «Знатоки Японии»
1.Как называется национальное японское искусство конструирования из бумаги? (Оригами)

2. Как называется денежная единица Японии? (Йена)

3. Когда в Японии отмечают День мужчин? (14 февраля японки, признаваясь в любви, дарят мужчинам шоколад)

4. Древняя столица Японии, название которой можно составить из слогов современной столицы этой страны. (Киото)

5. Японская национальная одежда свободного покроя с очень широкими рукавами. (Кимоно)

6. Как называется японская вишня – символ Японии? (Сакура)

7. Когда в Японии начинается школьный год? (Весной)

8. Какие вы знаете восточные единоборства? (Каратэ, дзюдо, сумо)

9. Сколько ударов отбивает колокол в Японии в новогоднюю ночь? (108)

10. Что из себя представляет новогодняя елка в Японии ? (К веткам сосны присоединяют бамбук и ветки сливы)



Подведение итогов игры. Награждение.

Интеллектуальная программа «Вид, или все слова на букву В»


(для подростков 14 – 15 лет)

Звучит музыка.



Юноша: Добрый вечер, дорогие друзья! Приглашаем вас принять участие в программе «Вид»!
Девушка: В – вспоминаем!

И – интересуемся!

Д – думаем! (показывает большие буквы В И Д )

Юноша: Сегодня мы очень многое вспомним, но еще больше узнаем нового. И поможет нам в этом буква В. Она стоит во главе многих слов. Интересно, есть ли в зале ребята с именами на букву В? Если есть, то пожалуйста выйдите сюда на сцену. Представьтесь, пожалуйста. Думаю, никто из присутствующих не будет возражать, если эти ребята будут почетными членами нашего жюри.
Девушка: А сейчас я приглашаю на сцену участников нашей программы. Встречайте: команда «Веста»! Команда «Виктория»! Команда «Венера»!(Команды под аплодисменты зрителей выходят на сцену. Звучит песня с названием на букву В – «Вечер бродит по лесным дорожкам…»)
Юноша: Объясните названия ваших команд.
(Веста- в римской мифологии богиня домашнего очага. Виктория- в римской мифологии богиня победы. Венера- в римской мифологии первоначально богиня весны и садов, а затем отождествлялась с греческой богиней Афродитой и почиталась как богиня любви и красоты. Команды показывают зрителям изображение богинь)
Девушка: А я предлагаю вам объяснить название еще одного бога. В римской мифологии его звали Бахус, в греческой- Дионис или…(Вакх- бог виноградарства и виноделия. Можно показать репродукции картин Рубенса, Тициана, Веласкеса, статуи Микеланджело)
Юноша: Давайте из Греции и Рима перенесемся в Россию и поговорим о мерах длины и объема. Я предлагаю командам объяснить, что такое ведро, верста, вершок.

(Ведро – мера объема жидкости, равная 12,3 литра. Верста – русская мера длины, равная 500 саженям, то есть 1,0668 километра. Вершок – русская мера длины, равная 4,45 сантиметра; первоначально равная длине фаланги указательного пальца)


Девушка: Предлагаю всем немного отдохнуть, потанцевать и послушать музыку замечательного певца и композитора В.Высоцкого.
Юноша: Сейчас командам в течение трех минут предстоит написать

1- как можно больше женских имен

2 – мужских имен

3 – стран, начинающихся с буквы В .

Команды получают количество очков, равное количеству написанных слов

.

Девушка: Пока команды работают, предлагаю зрителям отгадать загадки. Напоминаю, что все слова в нашей программе начинаются на букву В. Зрители, готовы?

1. Три братца пошли на реку купаться: два братца купаются, третий на берегу валяется. (Ведра и коромысло)

2. Птица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

3. Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится. (Ветер)

4. Что острее меча? (Взгляд)

5.В потемках родился, с огнем помирает. (Воск)
Юноша: Продолжаем нашу программу «Вид».Сейчас для каждой команды прозвучит вальс. Посовещавшись в течение минуты, вы должны назвать композитора - автора этой музыки.

Задания:

1. Е. Дога, вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

2. П. Чайковский, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

3. И. Штраус, вальс из оперетты «Летучая мышь».



Ведущий. Кто может дать самое точное и краткое определение, что же такое «вальс»? Отвечает один представитель от команды.

(Вальс – бальный танец в трехдольном размере.)

Ведущий. А теперь «Марафон вопросов». Я задам каждой команде по 20 вопросов, а вы за короткое время должны ответить на них. Маленькая подсказка: все ответы должны начинаться на букву В.

Вопросы для 1-й команды:

1. Время года. (Весна.)

2. Самая крупная река Польши. (Висла.)

3. Автоматический 8-ми зарядный пистолет. (Вальтер.)

4. Вулкан на юге Италии, близ Неаполя. (Везувий.)

5. Театр эстрадных программ. (Варьете.)

6. Популярный революционный гимн польского и русского пролетариата. («Варшавянка».)

7. Река, в древности называвшаяся Ра, в средние века – Итиль. (Волга.)

8. Бумага для черчения тушью и рисования. (Ватман.)

9. Безвоздушное пространство. (Вакуум.)

10. Официальное посещение. (Визит.)

11. В древней Руси – отважный, доблестный воин, богатырь. (Витязь.)

12. Один из крупнейших водопадов. (Виктория.)

13. Народное собрание в древней и средневековой Руси. ( Вече.)

14. Английская писательница, автор романа «Овод». (Э.Л. Войнич.)

15. Княгиня, дочь генерала Раевского. (Волконская.)

16. Марка автомобилей и автобусов шведской фирмы. («Вольво».)

17. Правый приток Камы. (Вятка.)

18. Высокоодаренный ребенок. (Вундеркинд.)

19. Древнескандинавский морской разбойник. (Викинг.)

20. Начало многих сказок. («В некотором царстве…»)

Вопросы для 2-й команды:

1. Знаки зодиака. (Весы, Водолей.)

2. Северная полярная станция в Антарктиде. («Восток».)

3. Пушистый слой на поверхности ткани. ( Ворс.)

4. Крутой поворот. (Вираж.)

5. Автор сказки «Волшебник Изумрудного города». (А. Волков.)

6. Дерево рода ив. (Верба, ветла.)
7. Видимый просвет изображение на бумаге. (Водяной знак.)

8. Русский крейсер. («Варяг».)

9. Вид ценной бумаги, денежное обязательство. (Вексель.)

10. Старинное русское название кабана. (Вепрь.)

11. Высокая земляная насыпь. (Вал.)

12. Певчая птица семейства дроздовых. (Варакушка.)

13. Рыба семейства карповых. (Вобла.)

14. Парнокопытное животное. (Верблюд.)

15. Добровольно поступивший на военную службу. (Волонтер.)

16. Хлопчатобумажная ткань, похожая на бархат. (Вельвет.)

17. Советский бард. (Ю. Визбор.)

18. Декоративное письмо, при котором буквы соединяются в непрерывный орнамент. (Вязь.)

19. Остров на границе Восточно-Сибирского и Чукотского морей. (Остров Врангеля.)

20. Массовые кровопролитные столкновения гугенотов и католиков в ночь на 24 августа 1572 года в Париже. (Варфоломеевская ночь.)



Вопросы для 3-й команды:

1. Планета Солнечной системы. (Венера.)

2. Один из аэропортов Москвы. (Внуково.)

3. Предприятие для постройки и ремонта судов. (Верфь.)

4. Порода собак. (Волкодав.)

5. Жилище индейцев Северной Америки. (Вигвам.)

6. Название вооруженных сил фашистской Германии. (Вермахт.)

7. Французский писатель, один из создателей жанра научно-фантастического романа. (Ж. Верн.)

8. Персонаж многих русских народных сказок. (Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная.)

9. Итальянский композитор, дирижер, педагог, скрипач. (А. Вивальди.)

10. Историческая область на юго-востоке Испании. (Валенсия.)

11. Полости в животных и растительных клетках. (Вакуоль.)

12. Незанятая должность, свободное место в учреждении. (Вакансия.)

13. Видоизменение музыкальной темы. (Вариация.)

14. Весь существующий материальный мир. (Вселенная.)

15. Устаревшее восклицание «Да здравствует!». («Виват!)

16. Столица государства Сейшельские Острова. (Виктория.)

17. Варварское разрушение культурных ценностей. (Вандализм.)

18. Князь, русский поэт XIX века, литературный критик. (П. Вяземский.)

19. Денежная единица страны. (Валюта.)



20. Торжественное открытие художественной выставки. (Вернисаж.)





База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница