«Модель понятия Россия в русском языковом пространстве»



Скачать 44.65 Kb.
Дата19.11.2016
Размер44.65 Kb.
Урок русского языка в 10 классе.

Тема: «Модель понятия Россия в русском языковом пространстве».

Цель урока – построить модель понятия Россия в русском языковом пространстве как одного из ключевых, определяющих самосознание народа.

Оборудование: компьютер и проектор, презентация к уроку, материалы для анализа, отрывок из кинофильма «Белые росы», бланки для исследования, бланки для ассоциаций, листы А3 со схематическим изображением семантического поля, маркеры.
Ход урока.


Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащегося.

1. Мотивация.

3 мин.


Тема сегодняшнего урока русского языка звучит так: «Модель понятия Россия в русском языковом пространстве», а эпиграфом к уроку взяты слова О. Кюлпе «Мир существует так, как мы его устраиваем и определяем».

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа.

- Почему, как вы думаете, для анализа на уроке выбрано именно слово «Россия»?

Безусловно, слово Россия не может быть просто названием государства, это знаковое слово для всех, живущих в это стране.


Фронтальный опрос:

- Будем говорить о понятии Россия.

- Разберемся в том, что россияне вкладывают в понятие Россия.

- Мы живем в мире, где всему дано наименование с помощью слов, поэтому эти слова и определяют наше восприятие этого мира.

- Это слово определяет национальное самосознание.


2. Целеполагание.

3 мин.


- Исходя из всего сказанного, сформулируйте цель сегодняшнего урока.

- А что такое модель?

Модель – это форма наглядности, позволяющая мысленно или материально представить изучаемый объект.

- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы построить модель понятия «Россия»?


Другими словами, необходимо рассмотреть употребление слова Россия в различных сферах: политической, культурной, социальной, поэтической и др.


- Создать модель понятия Россия, показав все смыслы этого слова.
-…

-…

-…



- Провести анкетирование.

- Посмотреть в словарях.

- Проанализировать различные тексты

со словом Россия.



3. Моделирование понятия.

1) ассоциограмма

2 мин


2) анализ эпизода кинофильма «Белые росы»

4 мин.

3) анализ контекстов

10 мин.


4) создание модели

5 мин.

Прежде, чем мы начнем изучение слова в разных контекстах, давайте проведем один эксперимент. На листе бумаги напишите 4 слова, с которым у вас ассоциируется слово Россия.
Сейчас вы посмотрите отрывок из фильма «Белые росы». Белые росы – это название деревни, которая доживает последние дни: старые дома сносят, а жителям дают квартиры в новых домах. Посмотрите эпизод и ответьте на вопрос:

- Что значит название деревни для героев этого эпизода и как это их характеризует?

Действительно, каждый человек, произнося слово, вкладывает интонацией и контекстом свое особое значение.
Сейчас вам предстоит по группам провести семантический анализ слова Россия в разных контекстах.

1 группа: работа со словарями;

2 группа: политические контексты;

3 группа: публицистические контексты;

4 группа: поэтические контексты;

5 группа: ассоциации учащихся.

Задание для групп:


  1. выделить смысловые единицы понятия Россия;

  2. ранжировать эти единицы в порядке убывания их употребления в контекстах.

Разбор примера на слайде.
Сейчас, опираясь на результаты, полученные в группах, нам необходимо создать модель понятии «Россия». Модель понятия можно изобразить в виде семантического поля, у которого есть ядро и периферия. Чтобы заполнить это поле, необходимо суммировать полученные результаты групп. Поэтому при ответе групп вам нужно дополнить информацию либо новыми значениями, либо новыми количественными данными.
- Теперь создайте модель понятия «Россия», заполнив семантическое поле.

Индивидуальная работа: каждый записывает свои ассоциации со словом Россия.


Фронтальный опрос:

- Один герой видит в этом названии связь с предками, историю, уходящую корнями далеко в прошлое, а другой не придает особого значения этому слову.

- Один герой чувствует себя частью непрерывной истории, а другой живет «здесь и сейчас».

Работа в группах

Ответы групп.

В это время учащиеся при прослушивании ответа записывают новые данные себе в бланки.

Учащиеся создают модель и представляют ее классу. Одна группа по желанию комментирует получившуюся модель.



4. Рефлексия.

- Совпало ли ваше представление о понятии Россия и получившейся модели? Почему?

- Как вы считаете, о чем свидетельствует получившееся семантическое поле?

- Что на данном уроке было для вас значимым?

Действительно, в наше время, когда границы между государствами постепенно стираются, происходит массовая урбанизация и модернизация, необходимо заново открывать для себя такие вечные понятия, как Родина. И этому, надеюсь, способствовал сегодняшний урок, на котором каждый смог распознать и понять те чувства к Родине, которые наполняют его.



Ответы учащихся


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница