«Многообразие рептилий»



Скачать 68.67 Kb.
Дата11.11.2016
Размер68.67 Kb.
Брагина Г.С.

Биология 7 класс

Тема урока: «Многообразие рептилий»

АННОТАЦИЯ Урок предназначен для учащихся 7 класса. На уроке предполагается вспомнить особенности внешнего и внутреннего строения рептилий, повторить значение пресмыкающихся в природе и для жизни человека. Этот урок позволит достичь следующие результаты.


  1. Личностный результат:

    • Чувство ответственности за выполнение своей части работы

    • Положительное отношение и интерес к изучению живых организмов

  2. Метапредметные результаты:

  • Личностные: сформировать свое отношение к значению рептилий для жизни человека;

    • Регулятивные: планировать действия с поставленной целью;

    • Познавательные: находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы.

    • Коммуникативные: сформулировать собственное мнение

  1. Предметные результаты:

    • Проводить самостоятельные наблюдения, фиксировать результаты;

    • Устанавливать связи между растительными и животными организмами.

Цель: повторение и систематизация знания по классу Пресмыкающиеся;

Задачи:

  1. Образовательная:

Закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся; жизнедеятельности рептилий, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли в природе и жизни человека; познакомить учащихся с представителями рептилий занесенных в красную книгу.

II . Воспитательная:

обосновать необходимость охраны пресмыкающихся; воспитать бережное отношение к природе;

III. Развивающая:

способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, речи, навыков выразительного чтения; продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, взаимоконтроль, работа в парах).

Тип урока: повторительно – обобщающий урок

Методы и приемы: словестный (беседа, рассказ учителя, индивидуальный и фронтальный опрос), самостоятельная работа с учебником и рабочей тетрадью, наглядный (рассмотрение рисунков учебника; таблицы, изображающие рептилий), практический (письменная работа).

Оборудование: таблицы, изображающие рептилий, проектор, ПК.

Литература:


  1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.. Биология. 7 класс. Вентана – Граф. 2010 г.

  2. Рабочая тетрадь к учебнику Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С.. Биология. 7 класс. Вентана – Граф. 2010 г.

  3. Пименов А. В. Уроки биологии в 7 классе. Развернутое планирование. Академия Развития. 2006г.

  4. З.А. Власова. Справочник школьника. Биология. Филологическое общество «Слово». 1995г

  5. Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. Биология. В 3 томах. Мир. 2010г.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Систематизация и обобщение знаний.

Наш сегодняшний урок посвящен повторению пройденного. Мы поговорим о рептилиях. Но начать я хотела бы с этого слайда. Что на нем изображено? (На слайде изображение красной книги).

Почему эта книга красная? Как же она работает? (Ответы учеников).

В красную книгу внесены и пресмыкающиеся. Они попали туда из – за перепромысла. Их численность резко сократилась. Это такие животные как: слоновая черепаха, зеленая черепаха, комодский варан, кубинский крокодил, гаттерия.

Так же для редких видов создаются заповедники, где рептилии восстанавливают свою численность.

К нам в гости пришел Незнайка. Хочет, что то спросить. Ответим ему?

Вопросы от Незнайки:

1. О каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (О змеях, когда они линяют).

2. Какие ядовитые змеи вам известны? (Кобра, гадюка, щитомордник).

3. Глаза, какого животного могут смотреть в разные стороны, независимо друг от друга? (Глаза хамелеона).

Давайте посмотрим видеофрагмент и узнаем, правы мы или нет.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b16fc01-0a01-022a-01eb-7d259237d4a9/view/

4. Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы – у них нет век, змеи – веки у них срослись).

5. Каких ящериц часто принимают за змей? (Безногих ящериц – желтопузика и веретеницу.)

6. Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, так как для того, чтобы спастись, ящерица отбрасывает хвост – явление аутотомии, или самокалечения)

7. Как отличить змей от безногих ящериц? (У змей верхнее и нижнее веки срослись и стали прозрачными, а у ящериц они подвижные).

Проверим себя, так ли это? (Видеофрагмент о змеях и ящерицах).



http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b16fa82-0a01-022a-016a-b2e8e608fb14/view/

8. Какие змеи душат свою жертву, а затем глотают? (Удавы, питоны).

9. Какие змеи глотают добычу живьём? (Ужи).

10.Какой тип оплодотворения у рептилий? (У рептилий внутреннее оплодотворение).

Ребята, вы любите играть? Мы поиграем в игру, которая называется «Третий лишний». Вы должны выбрать то, что из трех предложенных слов является лишним и аргументировать свой ответ.

Начинаем:

1. Гадюка, варан, крокодил;

2. Желтопузик, варан, кобра;

3. Черепаха, уж, ящерица;

4. Желтопузик, уж, прыткая ящерица;

5. Бедро, голень, кисть;

6. Кишечник, желудок, легкие;

7. Глаза, язык, сердце;

8. Плечо; предплечье; стопа;

9. Аорта, сердце, почки;

10. Трахея, бронхи, семенники.

Совсем недавно завершились олимпийские игры, которые так долго ждали мы и вся страна. Но я предлагаю провести свои игры – олимпийские игры среди животных. Давайте подумаем, в каких состязаниях могли бы принять участие животные, относящиеся к классу пресмыкающиеся. На листочках, которые лежат перед вами, работая в паре, перечислить, что это могут быть за соревнования.

Дети придумывают и записывают разные виды спортивных состязаний.

1. Бег на короткие дистанции (могут развивать скорость 8 м/сек или 30 км/час, но устают метров через 20).

2. Барьерный бег (многие ящерицы мчаться не по прямой, с виражами).

3. Прыжки в высоту и длину (мелкие ящерки прыгают в высоту до 40см, а в длину-60см).

4. Борьба (здесь могут отличиться вараны).

5. Плавание (ящерицы с аутомированными хвостами не допускаются, могут утонуть).

6. Альпинизм (лазание по деревьям и скалам) и т.д.

Вспоминаются такие строки:

“Так вот где таилась погибель моя!

Мне смертию кость угрожала!

Из мертвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала,

Как черная лента, вкруг ног обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь”.

Кто автор этого стихотворения? Как оно называется? Почему змея шипит?

Трение, возникающее главным образом между чешуйками брюха, обусловливает шипение змеи. Змеи шипят, когда раздражены.

Видеофрагмент раздраженной змеи.



http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7b16f91c-0a01-022a-016f-3619bf9e266d/view/

Может ли змея ужалить человека? Почему?

Нет, не может. Змея не имеет жала. Люди неправильно называют жалом раздвоенный на конце язык змеи, который служит органом обоняния, осязания и вкуса.

А теперь подведем итог тому, чему мы научились. Проведем письменную работу.

Задание №1. Тест с одним правильным ответом.

1) Современные рептилии свободно перемещаются:

А) только по земле

Б) по земле и по снегу

В) по земле, по деревьям и в воде

Г) по земле, по деревьям, в воде и в воздухе

2) Зубы отсутствуют:

А) у ящериц

Б) у змей

В) у крокодилов

Г) у черепах

3) Крокодилы не питаются:

А) рыбой

Б) птицами

В) млекопитающими

Г) водорослями

4) Рептилии распространены:

А) на всех материках и островах Земли

Б) на всех островах, кроме Антарктиды

В) по всей поверхности Земли

Г) по всей поверхности Земли, кроме Антарктиды

5) К безногим ящерицам относятся:

А) желтопузик и гадюка

Б) желтопузик и веретеница

В) веретеница и агама

Г) агама и уж

Задание № 2. Вставьте слово.


    1. Больше всего видов рептилий в отряде……………………………

    2. По своим размерам древние динозавры были ……………………... всех современных видов.

    3. Многие ядовитые змеи ярко и пестро окрашены, они как бы ……………………………. потенциальных врагов о своей опасности для них.

    4. У водных черепах конечности превратились в …………………….

    5. Сухопутные черепахи защищены крепким…………………………

Задание № 3. Дайте развернутый ответ.

1.Некоторые люди ошибочно считают раздвоенный язык змей ядовитым «жалом». Какова реальная функция языка змей?

2.Почему одна из самых крупных морских черепах называется «суповая»?

3.Каким образом живущие в России рептилии переживают зиму?

III. Рефлексия

Ребята, а теперь оцените сами, на сколько вы знаете пройденную тему по классу Рептилии в системе от 1 до 5. Напишите это там, где выполняли задание теста.



IV. Домашнее задание.

Открываем дневники и записываем домашнее задание: §40 – 43 повторить.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница