Многообразие млекопитающих. Значение и охрана



Скачать 59.38 Kb.
Дата18.11.2016
Размер59.38 Kb.
Открытый урок

на тему: «Многообразие млекопитающих. Значение и охрана».

«Братья наши меньшие»

Девиз урока: «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не

бей по голове». С.Есенин

«Не допускай бессмысленной гибели живого».

«Человек, будь – человек».

«Берегите Землю, берегите!»

Цель урока: Раскрыть многообразие млекопитающих, систематизировать знания об охране животного мира.

Музыка из передачи «В мире животных»

Учитель: Сегодня мы с вами совершим удивительные путешествия по стране братьев наших меньших – млекопитающих. А путешествовать будем с остановками о видовом многообразии млекопитающих, значении их в природе и жизни человека, о редких исчезающих видах, о Красной книге Чувашии. У нас в гостях биологи нашего района, они тоже хотят с нами отправиться в путешествие. Оценки вы будете зарабатывать в течение урока.

Оценки: «5» - красная карточка;

«4» - синяя карточка;

«3» - желтая карточка.



1 СТАНЦИЯ – Аукцион терминов

Дайте определение словам: -вибриссы, диафрагма, плацента, миграция

линька, спячка.

Вибриссы – длинные жесткие чувствительные волосы, которые ощущают соприкосновения с окружающей средой.

Диафрагма – плоская куполообразная мышца, отделяет брюшную полость от грудной.

Плацента – место соприкосновения оболочки зародыша со стенкой матки.

Миграция – перемещение млекопитающих из одной местности в другую, где лучше условия.

Линька – периодическая смена волосяного покрова.

Спячка – сезонное приспособление, при котором животные находятся в состоянии оцепенения, резко падает температура тела, замедляется обмен веществ.

2 СТАНЦИЯ – «Самый, самый, самый»

В этой рубрике мы будем говорить о млекопитающих, которые ставят рекорды в мире животных.

Самое быстрое животное? (Гепард 105-115км/ч)

Самый дальний прыгун? (Кенгуру 10-15м ,рост 1,8м, длина с хвостом 2,85м)

Самое когтистое млекопитающее? (Гигантский броненосец, когти длиной с ладонь и такой же ширины).

Самое крупное млекопитающее на Земле? (Синий кит, 33м и 150т)

Самое крупное сухопутное животное? (Африканский слон)

Самое маленький зверек на планете? (Карликовая белозубка 3-4см и 1-1,5г)

Самое разборчивое в еде млекопитающее? (Коала – питается листьями эвкалипта. Выбирает отдельные самые вкусные деревья и ест листья только с этого дерева. Перебирает до 9кг листьев в день, чтобы отыскать нужные ему 0,5кг, которые придутся по вкусу.)

Самая маленькая обезьяна? (Чичико, ростом с крысу, умещается на ладони)

Самый опасный млекопитающий хищник на Земле? (Человек)

3 СТАНЦИЯЗнатоки.

Учитель: Класс млекопитающих, в который входят 20 отрядов и более 4012 видов, занимает особое место в мире животных. Млекопитающие или звери приспособились жить везде – на земле, в почве, в воде, под землей, в воздухе, во влажных жарких тропиках, в холодной Арктике и Антарктиде, знойной сухой пустыне, высоко в горах.

Наши знатоки расскажут об интересных животных: ехидна, белый медведь, выхухоль.



4 СТАНЦИЯ – Физкультминутка

1.По 2 наклона головой вперед, вправо, влево.

2.Сведение и разведение носков.

3.Попеременный подъем носков правой и левой ноги.

4.Сжимание и разжимание в кулак.

5.Глубокий вдох и выдох.



5 СТАНЦИЯЗначение млекопитающих

Ответы учеников.



  1. Распространение семян и спор растений

  2. Опылители растений

  3. Обогащение почвы органическими и минеральными веществами, кислородом

  4. Служат кормом для многих животных

  5. Хищные регулируют численность других животных

  6. Растительноядные влияют на рост и развитие растений

  7. Являются промысловыми животными

  8. Пушное звероводство

  9. С/х животные дают продукты питания

  10. Спортивная охота

  11. Уничтожают различных вредителей

  12. Хранители и передатчики опасных вредителей

  13. Вредители сельского хозяйства

Класс млекопитающих – огромное природное богатство, заслуживает бережного отношения.

6 СТАНЦИЯИнтервью

Послушаем прямое включение из академии наук. На вопросы наших корреспондентов отвечают научные деятели.

Вопрос: Как влияет человек на биологическое разнообразие планеты?

Ответ: В среднем ежедневно с лица нашей планеты исчезает один вид растений. Это ведет к исчезновению десятков и сотен видов низших животных, связанных с ним в процессе питания. Всего с 1600 года исчезло 63 вида млекопитающих и 74 вида птиц. В числе исчезнувших –тур, тарпан, сумчатый волк, корова Стеллерова. Недавно были опубликованы данные о количестве исчезающих видов позвоночных животных в разных странах: США – 281 вид, Индонезия – 242 вида, Бразилия – 167 видов, в России – 59 видов позвоночных животных.

Вопрос: Я корреспондент газеты «Жизнь». У меня вопрос ведущему программы «В мире животных», Н.Н.Дроздову. Как можно улучшить фауну на земле?

Ответ: В короткое время охарактеризовать последствия попыток человека «улучшить» фауну невозможно. Приведу несколько примеров. Для «обогащения» природы в Новую Зеландию было завезено около 600 видов животных, из которых прижились 40 видов млекопитающих и 25 видов птиц. Это привело к исчезновению многих местных видов животных и растений. Особенно большой ущерб нанесли опоссум и европейский олень.

Вопрос: Существуют ли кроме запретов какие-либо специальные формы сохранения видов?

Ответ: В мире накоплен опыт разведения видов под контролем человека. Животных разводят в зоопарках. Существуют и специальные центры размножения редких видов. В нашей стране Приокско-Террасный зубровый питомник и др. Для охраны видов создаются генные банки, там хранят замороженные культуры тканей или половые клетки, из которых можно получить животных. В нашей стране банк замороженных клеток исчезающих видов животных создан в Пущино-на-Оке.



7 СТАНЦИЯКрасная книга Чувашии

Экологическая агитбригада.

Ведущий: Зачем природу мне беречь

Мои поля, луга и степи

Озера, реки и моря

И птичье пенье для меня.

Природа – это жизнь моя

И воздух чист в нем и вода

Без птиц, без леса, без воды

Не проживешь на свете ты.

Мы расскажем вам о редких и исчезающих видах птиц Чувашии.

1 Ученик: Я – черный аист. Мы любим гнездиться в одиночку, забираясь в самые глухие места в лесу. Мы – птицы крупные на высоких ногах, с длинным клювом. Мы издаем звуки, щелкая клювом. Нас осталось очень мало и мы находимся под угрозой исчезновения.

2 Ученик: Я – беркут – самый крупный из орлов. Мы хорошо летаем и обладаем прекрасным зрением, клюв – крепкий, загнутый на конце. Ноги с острыми загнутыми когтями - орудия нападения и защиты.

3 Ученик: Я – сапсан или настоящий сокол (размах крыльев 120 см, вес 700 – 1300г) с длинными острыми крыльями, довольно коротким хвостом и очень длинными пальцами с острыми когтями. Мы можем хватать добычу на лету лапами, пикируя развиваем огромную скорость.

4 Ученик: Я – лебедь-шипун. Красивая, белоснежная, красноносая птица с изогнутой шеей. Пальцы на ногах соединены плавательной перепонкой. Шея длинная, чтобы легче было доставать корм из-под воды. Мы- прекрасные пловцы.

5 Ученик: Я – скопа, птица средней величины, питающаяся рыбой. Летая высоко над водой, мы высматриваем добычу. Увидев ее, складываем крылья, падаем в воду и хватаем рыбу вытянутыми лапами. Нас осталось мало и нас нужно охранять!

Ведущий: Зачем природу мне беречь

Зачем природу мне стеречь

Зачем природу охранять

Причина в этом велика

Природа – дом ты наш родной

Ты наш кормилец дорогой.

Ты наша гордость и краса,

Но надо охранять тебя!

А теперь послушайте про охраняемых животных Чувашии.

1 Ученик: Я - выхухоль. Мы ведем скрытый образ жизни, поселяемся в водоемах. Между пальцами задних ног есть плавательные перепонки, волосяной покров очень густой.

2 Ученик: Я - сурок. Мы живем в степях, полупустынях. Тело на коротких ногах, можем стоять и на двух ногах. Питаемся травой и семенами - мы грызуны.

3 Ученик: Я – тушканчик. Мы ночные обитатели пустынь, скачем на задних лапах, словно кенгуру. Большие глаза, огромные уши помогают прекрасно ориентироваться в темноте.

4 Ученик: Я – гигантская вечерница, летучая мышь. Кожистая перепонка соединяет пальцы передних конечностей, бока тела и задние конечности. Зрение слабое, хорошо развитый слух и осязание. Мы уничтожаем вредителей и приносим большую пользу.

5 Ученик: Я – выдра. Крупный коротконогий зверек, вес до 10 кг. Я – рыболов, но питаюсь и моллюсками и раками. В воде нет мне равных в ловкости и стремительности.



Ведущий: Природа нуждается в охране. Давайте сопоставим Красной книге свою Зеленую книгу.

Учитель: В завершение нашего урока прозвучит песня «Не дразните собак».


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница