Многообразие и значение моллюсков



Скачать 93.37 Kb.
Дата11.11.2016
Размер93.37 Kb.
МКОУ ДЕРЯБКИНСКАЯ ООШ

http://bio.1september.ru/2003/15/14.gif

Дерябкино

МНОГООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ.

Задачи: обобщить и систематизировать знания об основных классах типа Моллюски. Обосновать значение моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека. Необходимость и основные меры охраны моллюсков.

Оборудование: раковины моллюсков; влажные препараты «Беззубка. Внутреннее строение моллюска», «Осьминог», изделия из раковин моллюсков, жемчуга. карточки с заданиями, книга «Жители моря»

Основное содержание урока:

  1. Общая характеристика типа Моллюски.

  2. Основные классы моллюсков: Брюхоногие; Двустворчатые; Головоногие.

  3. Многообразие моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Ход урока

  1. Актуализация знаний по теме. Постановка проблемных вопросов.

Сегодняшний урок, завершающий в изучении типа Моллюски. Моллюски – многочисленная группа, насчитывающая свыше 130 тыс. видов. Запись проблемных вопросов на доске:

    1. Чем можно объяснить причину того, что моллюски – одна из наиболее распространенных групп животных?

    2. Каково их значение в природе?

    3. Почему эти организмы так интересуют людей?

  1. Контроль знаний.

  1. Работа по карточкам (см. приложение)

  2. Работа у доски.

- зарисовать схему классификация типа Моллюски

  1. Фронтальный опрос.

  1. На основании, каких признаков организмы относят к Типу Моллюски или Мягкотелые?

  2. Что является средой их обитания? Какой образ жизни они ведут?

  3. Какой тип симметрии характерен для них?

  4. Каковы особенности строения раковины? Из чего она состоит? Каково ее значение?



  1. - Назовите особенности класса Брюхоногие моллюски

На какие отделы подразделяется их тело?

Выберите раковины, принадлежащие эти моллюскам.

Чем двустворчатые моллюски отличаются от остальных? На какие отделы подразделяется их тело?

Какие раковины могли бы принадлежать им?



  1. Почему головоногие – наиболее высокоорганизованные моллюски? Назовите представителей этого класса.



  1. Изучение нового материала

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы попытаемся обобщить и систематизировать знания об основных классах типа Моллюски. Познакомиться со значением моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека. Объясним, почему необходимо охранять моллюсков и, что для этого нужно делать.

  1. Ядовитая улитка – мечта коллекционера (сообщение учащегося)

  2. Европейская жемчужница.

  3. Брюхоногие воришки (сообщение учащегося).

  4. Гигантские кальмары – ужас морских просторов.

  5. Трофейное оружие моллюсков (сообщение учащегося).

  6. На доске (одновременно с сообщениями) заполнение схемы «Значение моллюсков».

Вывод о значении моллюсков в природе и жизни человека.

(Учащиеся выполняют в тетради)

ЗНАЧЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

Ответ на проблемные вопросы.


    1. Чем можно объяснить причину того, что моллюски – одна из наиболее распространенных групп животных?

    2. Каково их значение в природе?

    3. Почему эти организмы так интересуют людей?



  1. Необходимость охраны моллюсков.

Какие бы вы предложили меры для охраны моллюсков?

  1. Домашнее задание.

Записи в тетради.

Выполнить задание по карточкам (см. Приложение)



ПРИЛОЖЕНИЕ




Биологические кроссворды



Брюхоногие моллюски


http://bio.1september.ru/2003/15/15.gifhttp://bio.1september.ru/2003/15/14.gif

1. Пищеварительная железа.
2. «Язык» прудовика.
3. Чувствительный орган на голове прудовика.
4. Внутренний орган.
5. Наружный «скелет».
6. Часть тела.
7. Кожная складка.
8. Орган выделения.

Ответы. 1. Печень. 2. Радула. 3. Щупальце. 4. Сердце. 5. Раковина. 6. Голова. 7. Мантия. 8. Почка.

http://bio.1september.ru/2003/15/12.gif

Двустворчатые моллюски


http://bio.1september.ru/2003/15/16.gif

Используя начальные буквы, впишите названия моллюсков (по горизонтали).



Варианты ответов: мидия, устрица, тридакна, беззубка, перловица

Игровые задания по зоологии.
Тема «Моллюски»

Задание 10. «Осьминог» (рис. 10)


21.gif (4031 bytes)

1. К моллюскам, обитающим на суше, относится:

а) беззубка (41–37–22–2);


б) кальмар (35–4–33–1);
в) виноградная улитка (35–12–20–5).

2. Раковина моллюска образована:

а) выделениями мантии (33–39–42–34);


б) песком и другими частицами, приклеившимися к телу (21–5–31–27);
в) выделениями пищеварительных желез (52–6–34–8).

3. Мантийная полость – это:

а) внутреннее пространство в пищеварительном тракте (36–53–4–18);


б) пространство между мантией и телом (34–19–1–25);
в) пространство между раковиной и мантией (46–3–14–50).

4. У беззубки нет головы, так как:

а) у всех моллюсков вообще нет головного отдела (3–52–7–44);


б) головы нет у двустворчатых моллюсков, потому что они не ловят добычу, a питаются пассивно (8–31–27–41);
в) голова у беззубки имеется, но она скрыта под мантией (11–43–22–19).

5. Радула, или терка, имеется у:

а) рапаны (8–32–13–25);


б) перловицы (6–52–3–11);
в) дрейсены (46–32–14–5).

6. Легочное дыхание характерно для:

а) перловицы (47–41–35–4);


б) осьминога (43–7–38–4);
в) слизня (50–4–30–21).

7. К пищеварительным железам моллюсков относятся:

в) печень и поджелудочная железа (2–24–43–21);


б) только печень (2–36–18–22);
в) только поджелудочная железа (2–18–23–36).

8. Реактивный способ передвижения характерен для:

а) беззубки (45–54–5–32);


б) мидии (46–5–28–29);
в) кальмара (5–14–26–33).

9. Кровеносная система прудовика:

а) незамкнутая, сердца нет (14–19–50–1);


б) незамкнутая, сердце есть (41–11–38–50);
в) замкнутая, сердце есть (42–27–24–6).

10. Чернильной железы не имеют:

а) конусы (2–52–18–51);


в) кальмары (6–24–27–3);
б) каракатицы (7–49–22–27).

11. Гермафродитизм характерен для:

а) беззубки (43–48–26–24);


б) прудовика (51–17–44–10);
в) перловицы (25–29–46–4).

12. К классу двустворчатых моллюсков не относится:

а) дрейсена (21–31–7–44);


б) рапана (10–37–46–16);
в) гребешок (42–8–24–28).

13. В пресных водах встречается брюхоногий моллюск:

а) рапана (11–53–37–8);


б) конус (17–19–42–48);
в) катушка (3–47–36–16).

14. К классу головоногих моллюсков относится:

а) каракатица (3–22–48–29);


б) устрица (3–43–47–12);
в) тридакна (3–7–46–23).

15. Жемчуг образуется в раковинах двустворчатых моллюсков, обитающих:

а) только в морях и океанах (4–43–3–54);


в) только в пресных водоемах (23–4–27–46);
б) как в морях, так и в пресных водоемах (29–23–28–45).

16. Клюв головоногих моллюсков напоминает по форме клюв:

а) вороны (33–28–7–47);


б) попугая (54–49–9–45);
в) утки (46–47–31–6);

17. К двустворчатым моллюскам, обитающим среди коралловых рифов, относится:

а) гребешок исландский (21–40–36–53);


б) тридакна гигантская (54–6–53–7);
в) пандора холодноводная: (46–3–44–9).

18. История знает случаи нападения на парусные суда гигантских головоногих моллюсков. Известны случаи жестоких битв огромных китов – кашалотов – с этими существами. Моряки называют их кракенами, пульпами, полипусами. Речь идет о:

а) кальмарах-архитевтисах (35–40–15–7);


б) осьминогах-аргонавтах (25–39–16–4);
в) черном глубоководном осьминоге (адском вампире) (34–41–14–8).

(Правильные ответы: 35–12–20–5; 33–39–42–34; 34–19–1–25; 8–31–27–41; 8–32–13–25; 50–4–30–21; 2–24–43–21; 5–14–26–33; 41–11–38–50; 2–52–18–51; 51–17–44–10; 10–37–46–16; 3–47–36–16; 3–22–48–29; 29–23–28–45; 54–49–9–45; 54–6–53–7; 35–40–15–7.)



б. правильно выполненное задание 10
Б. Правильно выполненное задание 10

Задание 11. «Гребешок» (рис. 11)


http://bio.1september.ru/2002/19/23.gif

1. Кожная складка, которая покрывает тело моллюска, называется:

а) пелликулой (3–17–30–5);


б) кутикулой (8–1–33–6);
в) мантией (4–18–13–29);
г) плазмолеммой (30–12–7–15).

2. Твердое образование, защищающее тело моллюска, называется:

а) панцирем (31–1–20–6);


б) раковиной (29–32–7–19);
в) щитом (12–8–27–22);
г) камерой (5–29–4–22).

3. К типу моллюсков не относится:

а) каракатица (1–7–23–13–4);


б) живородка (1–9–32–13–4);
в) перловица (16–8–23–13–29);
г) планария (4–33–1–19–28).

4. К классу двустворчатых моллюсков относится:

а) рапана (25–7–33–1);


б) устрица (28–31–2–1);
в) большой слизень (25–3–16–1);
г) катушка (28–12–27–1).

5. К классу головоногих моллюсков не относится:

а) кальмар (22–7–5–16);


б) каракатица (5–24–22–7);
в) виноградная улитка (2–10–15–30);
г) осьминог (7–24–3–10).

6. В морях встречается двустворчатый моллюск:

а) перловица (6–16–26–1);


б) речная жемчужница (3–1–22–6);
в) гребешок (29–1–30–8);
г) шаровка (22–7–9–11).

7. Голова отсутствует у:

а) рапаны (15–4–22–7);


б) каракатицы (11–10–5–33);
в) большого слизня (23–4–24–2);
г) беззубки (8–24–17–5).

8. В пресной воде не встречаются:

а) головоногие моллюски (5–20–3–25);


б) двустворчатые моллюски (16–4–33–2);
в) брюхоногие моллюски (20–12–1–25).

9. При помощи секрета, выделяемого чернильной железой, защищаются:

а) гребешки (8–20–29–11);


б) устрицы (6–31–27–30);
в) виноградные улитки (6–1–22–25);
г) каракатицы (25–14–27–1).

10. Легочное дыхание характерно для:

а) беззубки (4–29–25–7);


б) перловицы (2–33–20);
в) прудовика (17–1–21);
г) осьминогов-аргонавтов (4–3–26).

11. К крупнейшим двустворчатым моллюскам относятся:

а) тридакны (27–9–16–21);


б) перловицы (3–26–1–12);
в) мидии (4–23–7–17);
г) беззубки (17–2–29–1).

12. К вымершим головоногим относятся:

а) каракатицы (24–7–6–21);


б) аммониты (21–26–11–23);
в) осьминоги (21–3–5–13);
г) кальмары (21–26–24–23).

13. Этих моллюсков образно называют «приматами моря». Их головной мозг заключен в специальную хрящевую капсулу. Речь идет о:

а) рапанах (20–11–23–17);


б) тридакнах (5–32–7–33);
в) осьминогах (3–1–6–23);
г) гребешках (6–5–1–30).

14. Каких головоногих моллюсков за их красивую перламутровую раковину называют «жемчужными корабликами»?

а) осьминогов-аргонавтов (7–26–14–6);


в) наутилусов (33–12–22–6);
б) каракатиц (33–13–23–2);
г) кальмаров (7–4–22–28).

(Правильные ответы: 4–18–13–29; 29–32–7–19; 4–33–1–19–28; 28–31–2–1; 2–10–15–30; 29–1–30–8; 8–24–17–5; 5–20–3–25; 25–14–27–1; 17–1–21; 27–9–16–21; 21–26–11–23; 3–1–6–23; 33–12–22–6.)



б. правильно выполненное задание 11
 Б. Правильно выполненное задание 11

Задание 12. «Кальмар» (рис. 12)


25.gif (3846 bytes)

Какие из названных моллюсков относятся к двустворчатым?



1. Перловица обыкновенная (9–24–15–37–23).

2. Европейская жемчужница (17–3–41–29–23).

3. Голый слизень (49–32–8–5–22).

4. Беззубка озерная (28–9–17–34–46–12).

5. Роговая катушка 29–3–19–41–15–23).

6. Черноморский гребешок (28–21–4–36).

7. Мидия гигантская (21–20–36–30–6–45).

8. Устрица адриатическая (10–2–7).

9. Большой прудовик (20–12–39–49–1–40).

10. Рапана (36–1–40–22–23).

11. Тридакна гигантская (25–38–13–48).

12. Дрейсена каспийская (16–22–43–48).

13. Конус (17–21–30).

14. Шашень, или корабельный червь (42–47–25–10–33–18).

15. Шаровка речная (6–11–18–45).

16. Морская жемчужница (49–39–26–12–39).

17. Сердцевидка ребристая (27–42–14–27–50).

18. Аргонавт (45–42–47–18–14).

19. Осьминог обыкновенный (10–14–35–5).

20. Горошина обыкновенная (1–50–35–44–5).

21. Кальмар-архитевтис (26–14–38).

22. Корабельный червь – торедо (1–49–19–32–8).

23. Каракатица, или сепия (1–27–13–38–50–49).

24. Мидия зеленая (44–40–5).

25. Беззубка сводчатая (8–40–32).

(Правильные ответы: 9–24–15–37–23; 17–3–41–29–23; 28–9–17–34–46–12; 28–21–4–36; 21–20–36–30–6–45; 10–2–7–31–16; 25–38–13–48; 16–22–43–48; 42–47–25–10–33–18; 6–11–18–45; 49–39–26–12–39; 27–42–14–27–50; 1–50–35–44–5; 1–49–19–32–8; 44–40–5; 8–40–32.)



б. правильно выполненное задание 12
Б. Правильно выполненное задание 11

 

 


Домашнее задание

Задание 1

Выпишите номера признаков, характерных для:

Осьминога__________________

Признаки: 1- тело разделено на голову, туловище, ногу; 2-раздельнполое животное; 3 – личинки паразитируют на теле рыб; 4- гермафродиты; 5- есть глаза; 6- головы нет; 7-раковина замыкается мускулами; 8- сердце двухкамерное;9 – кровеносная система незамкнутая; 10- дыхание жаберное; 11 –дыхание легочное; 12 – имеется радула; 13 – раковина редуцирована.

Задание 2

Выпишите номера признаков, характерных для:

Виноградной улитки _______________

Признаки: 1- тело разделено на голову, туловище, ногу; 2-раздельнполое животное; 3 – личинки паразитируют на теле рыб; 4- гермафродиты; 5- есть глаза; 6- головы нет; 7-раковина замыкается мускулами; 8- сердце двухкамерное;9 – кровеносная система незамкнутая; 10- дыхание жаберное; 11 –дыхание легочное; 12 – имеется радула; 13 – раковина редуцирована

Задание 3

Выпишите номера признаков, характерных для:

Беззубки__________________

Признаки: 1- тело разделено на голову, туловище, ногу; 2-раздельнполое животное; 3 – личинки паразитируют на теле рыб; 4- гермафродиты; 5- есть глаза; 6- головы нет; 7-раковина замыкается мускулами; 8- сердце двухкамерное;9 – кровеносная система незамкнутая; 10- дыхание жаберное; 11 –дыхание легочное; 12 – имеется радула; 13 – раковина редуцирована

Задание 4

Заполните пропуски в тексте.

Моллюски имеют …симметрию тела. Тело моллюсков можно разделить на отделы:… На щупальцах осьминогов и кальмаров расположены …. По способу питания беззубок и перловиц относят к …. Тело моллюсков покрыто кожной складкой…. Сердце моллюсков состоит из …. Между мантией и телом находится …. Основные классы типа Моллюски: ….


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница