Мкоу павловская сош с углубленным изучением отдельных предметов



Скачать 106.71 Kb.
Дата30.04.2016
Размер106.71 Kb.
МКОУ Павловская СОШ

с углубленным изучением отдельных предметов

Павловского муниципального района

Воронежской области


Исследовательский проект

«Образ Бабы Яги в русских народных и

современных авторских сказках»

Выполнила уч-ся 1 класса

Гвоздева Софья

Руководитель: учитель начальных классов

Алехина Ольга Ивановна

г. Павловск


2016 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Из истории образа Бабы Яги……………………………………………………...4

Баба Яга в русских народных сказках………………………………………….. 5

Современные писатели о Бабе Яге……………………………………………….7

Баба Яга и мои ровесники……………………………………………………… 9

Заключение……………………………………………………………………… 10

Список использованной литературы…………………………………………….12



Введение
С раннего детства я люблю читать сказки. И у меня, конечно, есть любимый сказочный герой. Наверное, вы подумали, что я восхищаюсь мужеством Ивана-царевича или находчивостью Иванушки - дурака? Считаете, что мечтаю встретиться с Сивкой-буркой или Жар-птицей? Нет! И даже Василисы, ни Прекрасная, ни Премудрая, не стали моими кумирами. Я – поклонница Бабы Яги.

Все привыкли думать, что Баба Яга – злая коварная колдунья, а мне очень нравится этот персонаж. Именно поэтому я решила исследовать образ Бабы Яги в русских народных сказках и сказках современных писателей.



Цели моей работы:

1.Сравнить образы Бабы Яги в русских народных и современных

авторских сказках.

2. Выяснить, как относятся к Бабе Яге ребята моего возраста.



Предмет исследования: русские народные сказки и современные

авторские сказки.



Объект исследования: образ Бабы Яги.

Задачи исследования:

  1. Изучить доступную мне энциклопедическую литературу.

  2. Прочитать ряд различных сказок.

  3. Выявить особенности образа в каждой сказке.

  4. Найти общие и различные черты образа Бабы Яги в русских народных и современных авторских сказках.

  5. Провести анкетирование для выявления отношения ребят к образу Бабы Яги.

Гипотеза: я предполагаю, что образ Бабы Яги в сказках менялся с течением времени.

В ходе исследования я буду работать в библиотеке с энциклопедиями, читать художественные книги, наблюдать за изменениями в образе героя, размышлять, проводить анкетирование. Это методы моего исследования.


3

Из истории образа Бабы Яги
«Баба Яга – костяная нога (в славянских сказаниях), злая безобразная старуха, живущая в избушке на курьих ножках, летает в ступе, владеет ковром-самолётом». Так написано в иллюстрированном энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза, Е.А.Ефрона.

Баба, бабка, бабушка – это женщина, старшая по возрасту, опыту, родоначальница, которую у древних славян почитали и чествовали, как человека, наделённого особыми умениями, силами, опытом. Почти повсеместно в России глагол «бабкать» означал нашёптывать, ворожить, заниматься знахарством.

По всей видимости, Баба Яга – изначально прародительница, очень древнее положительное божество древних славян, хранительница рода и традиций, детей и околодомашнего пространства

Живёт баба в красивой избушке, только стоит та посередине леса не на обычном фундаменте, а на высоких и крепких курьих ножках. Откуда взялись в лесу «курьи ножки»? Часто вокруг векового дерева змеятся по земле корни. Они цепко держатся за землю и не дают дереву упасть даже в сильный ветер. В древности охотники, бортники старались использовать такие пни как основание для небольших домиков-заимок. А народная фантазия превратила их в «курьи ножки».

Передвигается по белу свету колдунья не на своих двоих, а в самокатной железной ступе, подгоняя её пестом или железной палицей. Когда Баба Яга дома, большую часть времени она проводит, сидя на печи. Домовитая хозяйка Яга имеет кота, хранит у себя различные волшебные предметы, живую и мёртвую воду.

Называют Ягу «костяной ногою». В некоторых славянских языках слово «ягая» обозначает человека с больной ногой. В лругих – «ягая» означает «злая». Интересно, что уже в 1200 году одного новгородского посадника прозвали «ягиницей» за склочный и сварливый характер. Но в литературе Баба Яга упоминается совсем недавно – первую сказку о ней любитель-фольклорист М.Н.Макаров опубликовал лишь в 1820 году.


4

Баба Яга в русских народных сказках

Впервые я «познакомилась» с Бабой Ягой в раннем детстве, когда мама прочитала мне русскую народную сказку «Гуси – лебеди». Я поняла, что Яга крадёт детей, ей служат верные гуси-лебеди, а живёт она в избушке на курьих ножках. Страшно!

Когда я научилась читать сама, мои познания об этом персонаже расширились. Больше всего сказок о Бабе Яге в сборниках известного Воронежского историка, литературоведа А.Н.Афанасьева.

В сказке «Марья Моревна» Иван-царевич пасёт у Яги волшебных кобылиц, чтобы раздобыть богатырского коня. Кругом её дома двенадцать шестов, на одиннадцати – по человечьей голове, а последняя – пустая. Интересно говорится в этой сказке о том, как догоняла Баба Яга царевича - «во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает». Здесь Баба Яга – противница положительного героя.

Подробно описана избушка колдуньи в сказке «Василиса Прекрасная». «Изба стоит на курьих ногах. Забор вокруг из людских костей. На заборе черепа человеческие, вместо ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – острые зубы». На службе у Яги чёрный кот. Он караулит пленницу, пока хозяйка отдыхает. «Легла Баба Яга на лавку, положила губы на полку, ступнёй закрылась, захрапела на весь лес». Злодейка в этой сказке Яга, она хочет съесть Василису.

Из сказки «Царевна-лягушка» можно узнать, как попасть в избушку лесной ведьмы. «Говорит Иван-царевич: Избушка, избушка! Встань по-старому, как мать поставила, - ко мне передом, к лесу задом». Хозяйка избы «лежит на печи, на девятом кирпичи, нос в потолок врос, сама зубы точит». Но нрав у этой Бабы Яги не такой, как в других сказках. Она гостя накормила, напоила, в бане выпарила, а самое главное – рассказала, как с Кощеем сладить. Главной помощницей и мудрой советчицей становится Яга для Ивана-царевича.

Чудесная сказка «Пёрышко Финиста Ясна Сокола» показала мне «новую» Бабу Ягу – щедрую дарительницу. Девушке, которая ищет суженого, помогают целых три Яги. Старшая дарит ей «серебряное донце, золотое веретёнце; станешь кудель прясть – золотая нитка потянется» и награждает путеводным клубочком. Средняя даёт «серебряное блюдо и золотое яичко», а младшая – «золотое пялечко да иголочку». Волшебные предметы помогают Маше вернуть Финиста Ясна Сокола.

Прочитав множество русских народных сказок с участием Бабы Яги, я поняла, что образ её менялся. Из злой колдуньи, людоедки она постепенно превращается в помощницу, советчицу, наставницу.

Современные писатели о Бабе Яге
Много внимания уделяют образу Бабы Яги и современные детские писатели. Я прочитала четыре произведения: повесть-сказку немецкого писателя Отфрида Пройслера «Маленькая Баба Яга», сказочную повесть Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке» и две книги Михаила Мокиенко – «Как Бабы Яги сказку спасали» и «Как Бабы Яги Новый год встречали». Каждое из них помогло мне узнать много нового о лесной волшебнице.

Немецкий писатель Отфрид Пройслер написал в 1963 году повесть-сказку о маленькой Бабе Яге. Было ей всего сто двадцать семь лет. Для настоящей Бабы Яги это, конечно, не возраст! «Жила она в крохотной избушке, одиноко стоявшей в лесу. Крыша избушки покривилась от ветра, труба скрючилась, ставни дребезжали на разные голоса... Снаружи к избе была пристроена огромная печь». У этой волшебницы был помощник – ворон Абрахас и новая метла. Очень интересно рассказывает писатель о том, как Баба Яга укрощала молодую метлу. «Метла изо всех сил старалась сбросить наездницу. Она делала сумасшедшие прыжки в сторону, вверх, вставала на дыбы, падала». Маленькая Баба Яга совершала только хорошие поступки: помогала старушкам, собиравшим хворост; наказала злого лесничего, мальчишек, воровавших птичьи яйца, возчика, избивающего лошадей; сохранила жизнь быку Корбиниану; защитила малышей от хулиганов; лишила всех злых ведьм их колдовских книг.

В сказочной повести Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке» Бабу Ягу зовут Егоровна. Избушка у неё на курьих ножках, в доме чисто и прохладно, хозяйка нарядная и причёсанная, всегда рада гостям. Егоровна с Митей изобрели новый способ передвижения. По сказочным дорогам они путешествуют прямо в избушке, с помощью её курьих ног. Баба Яга, придуманная Э. Успенским, дружит с Василисой Премудрой, Домовым, Емелюшкой-дурачком и другими положительным сказочными героями. У неё есть и волшебное блюдечко с наливным яблочком, и скатерть-самобранка. Вместе с главным героем произведения, мальчиком Митей, Егоровна спасает государство царя Макара от власти Кощея.

Самые современные сказки о Бабе Яге написал Михаил Мокиенко. Первая книга называется «Как Бабы Яги сказку спасали», а вторая – «Как Бабы Яги Новый год встречали». Главные героини его книг – три Бабы Яги, три неразлучные сестрицы. Старшая, как и положено в сказках, – самая серьёзная и умная. Средняя – самая бестолковая. «Пойдёт за водой – обязательно в колодец свалится, кашу сварит, так на себя

6

её и выльет». Младшая Баба Яга в душе была романтиком. Она любила уходить в лес и слушать, о чём щебечут птицы, любила собирать цветы и лекарственные растения. В их избушке на курьих ножках, « как и положено, был полный беспорядок. В углу стояла треснувшая ступа, совершенно непригодная для полётов. На ржавом гвозде висела шапка-невидимка, старательно обглоданная молью. Потолок покосился, и казалось, что он держится на одной паутине». Старшая Баба Яга держала для связи гусей-лебедей. У средней филин в советниках состоял». Передвигаются сестрицы по старинке на мётлах или в ступах. В обеих книгах три Бабы Яги совершают только добрые дела: возвращают в волшебный лес сказку и спасают Новый год от коварного Кощея. Сказки о трёх современных сестрицах- колдуньях и их приключениях весёлые и смешные, такие же, как и сами бабуси.



Выходит, современные писатели представляют своим читателям Бабу Ягу не только добрую, но и немного смешную, умеющую своим колдовством помогать положительным героям сказок.

7

Баба Яга и мои ровесники

Я очень люблю забавную старушку, образ которой исследую, и, конечно же, мне захотелось узнать, как относятся к ней мои друзья, знакомые, одноклассники? Для того чтобы это выяснить, я провела анкетирование. В анкете было четыре вопроса:

1) В каких почитанных произведениях ты встречался с Бабой Ягой?

2) В каких художественных или мультипликационных фильмах ты её

видел?


3) Нравится ли тебе Баба Яга?

4) Почему?

На вопросы анкеты отвечали учащиеся первых и вторых классов. Всего опрошено 60 человек.

Анкетирование показало, что ребята встречаются с Бабой Ягой на экране чаще, чем читают о ней. Из прочитанных произведений почти все опрошенные назвали сказку «Гуси-лебеди», многие вспомнили начало поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» - «У Лукоморья дуб зелёный». Но, к сожалению, с этими произведениями дети знакомятся в школе на уроках чтения, а не самостоятельно. Другие книги назывались достаточно редко.

Нравится ли моим ровесникам Баба Яга? На этот вопрос 27 человек ответили положительно, остальные 33 сказали: «Нет!». Ребята, которые любят Бабу Ягу, объяснили это тем, что она часто помогает героям сказок, дарит им волшебные вещи. А не любят Ягу за её зло и коварство.

8
Заключение


В результате исследования я узнала много нового об образе Бабы Яги. Я поняла, что у этого образа в русских народных и современных авторских сказках есть общие и различные черты.

Бабы Яги во всех сказках живут в избушках на курьих ножках, летают в ступе или на метле, держат животных-помощников, хранят волшебные предметы. Жизненный уклад лесных колдуний практически одинаков и не зависит от того, кто сочинил сказку: народ или автор.

Совсем иное можно сказать о характере Бабы Яги. В более древних народных сказках Яга - резко отрицательный персонаж. Она или противница положительного героя, или похитительница, или даже людоедка. Со временем образ Яги изменяется, и всё чаще она выступает в народных сказках как помощница и мудрая советчица, наставница и дарительница. В сказках современных детских писателей Баба Яга стала только положительным героем, доброй и заботливой бабушкой, а зачастую персонажем весёлым и забавным. Но при этом Яга не растеряла своей воинственности, и, если необходимо, она умеет постоять и за себя, и за любого другого героя сказки, и за саму сказку.

На основе исследования можно сделать следующие выводы:



  1. Образ Бабы Яги менялся с течением времени: от злой

коварной колдуньи в древних народных сказках до доброй весёлой хранительницы сказки в современных произведениях.

2. Ребята 8 – 10 лет не очень любят образ Бабы Яги и чаще

встречаются с ним на экране.

Сделанные выводы подтверждают гипотезу, выдвинутую в начале исследования.

Я не согласна со своими друзьями и считаю, что без Бабы Яги не были бы сказки так интересны, напали бы на них скука и безразличие. А какой Новый год без Бабы Яги? Именно с её появлением начинается настоящее веселье. Новый год без Яги – это всё равно, что ёлка без игрушек!

Сколько прожила на свете Баба Яга, я не знаю, а вот, сколько проживёт, догадываюсь. Она будет жить до тех пор, пока про неё читают и рассказывают. Давайте вместе поможем ей жить вечно! Читайте сказки и восхищайтесь их геро


9

Список использованной литературы





  1. Волшебные сказки А.Н.Афанасьева. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2008.




  1. Волшебные сказки о Бабе Яге. - Москва: Астрель. АСТ, 2008.




  1. Всё обо всём. Т. 9. - Москва: АСТ, 1997.




  1. Мокиенко М.Ю. Как Бабы Яги Новый год встречали. - Москва: Самовар, 1999.




  1. Мокиенко М.Ю. Как Бабы Яги сказку спасали. - Москва: Самовар, 1997.




  1. Пройслер Отфрид. Маленький Водяной и другие сказки. - Москва: Детская литература, 1985.




  1. Славянская мифология. Словарь-справочник. - Москва: Линор. Совершенство, 1998.




  1. Успенский Э.Н. Сказочные повести. - Москва: Эксмо-пресс, 2002.




  1. Я познаю мир. Мифология. - Москва: АСТ, 1999.


10


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница