Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь



Скачать 358.8 Kb.
Дата03.05.2016
Размер358.8 Kb.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


КАФЕДРА ФИТОПАТОЛОГИИ И


ХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ

Р А Б О Ч А Я Т Е Т Р А Д Ь


для лабораторно-практических занятий

по фитопатологии

для студентов заочного факультета

агрономического отделения

Составители:

Зезюлина Г.А. – доцент кафедры фитопатологии и химической защиты растений

Лукашик Н.Н. - доцент кафедры фитопатологии и химической защиты растений

Леонов Ф.Н. – доцент кафедры агрохимии, почвоведения и с.х. экологии

Пикалович Н.С. – ассистент кафедры фитопатологии и химической защиты растений

Рецензент: Михальчик В.Т. – доцент кафедры фитопатологии и химической

защиты растений

Одобрено методической комиссией факультета защиты растений


Протокол № от 2002 года

Гродно, 2002 г.

ВВЕДЕНИЕ

Фитопатология – наука о болезнях растений и мерах борьбы с ними. Курс фитопатологии делится на две части: общую и специальную (сельскохозяйственную).


В общей части дается понятие о больном растении, приводятся принципы классификации болезней, факторы, определяющие развитие и распространение заболеваний, иммунитет растений к инфекционным заболеваниям и основные методы защиты растений от болезней.

В специальной части фитопатологии рассматриваются заболевания отдельных сельскохозяйственных культур и принципы построения системы мероприятий против болезней.

На лабораторно-практических занятиях студентам предлагается выполнить задания по 6 темам, 5 из которых посвящены изучению грибов, как наиболее обширной и сложной для усвоения группе микроорганизмов - возбудителей болезней растений и одно занятие – актиномицетам, бактериям, вирусам и микоплазмам – возбудителям болезней сельскохозяйственных растений.

Изучение морфологических, биоэкологических особенностей микроорганизмов и принципов построения интегрированных мероприятий против вызываемых ими болезней проводится на примерах наиболее распространенных и вредоносных в условиях Беларуси заболеваний сельскохозяйственных культур.

Записи и рисунки оформляются в виде таблиц, предлагаемых в настоящей рабочей тетради.

Лабораторные занятия по фитопатологии рассчитаны на то, что студенты-заочники самостоятельно проработали и усвоили материал учебника в межсессионный период.

Основная задача данного методического пособия – обеспечение более рационального использования учебного времени на лабораторных занятиях по закреплению знаний по общей и специальной части фитопатологии.

Освоение курса фитопатологии поможет будущему агроному в его работе по эффективному использованию всех резервов, направленных на увеличение производства и улучшение качества сельскохозяйственной продукции.




ЗАНЯТИЕ 1

ТЕМА: БОЛЕЗНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ГРИБАМИ ИЗ КЛАССА ХИТРИДИОМИЦЕТЫ И ООМИЦЕТЫ


Цель занятия : Изучить морфологические признаки грибов классов Хитридиомицеты и Оомицеты, и типы, болезней сельскохозяйственных культур, вызываемых ими.

Материал для изучения : рак картофеля, кила капусты; черная ножка капусты; фитофтороз на листьях и клубнях картофеля, плодах томатов; корнеед свеклы; ложная мучнистая роса (пероноспороз) свеклы, капусты, лука , огурца. Постоянные препараты: цисты рака картофеля, ооспоры пероноспоровых грибов.

План выполнения работы:



  1. Ознакомиться с типами болезней, вызываемых грибами из класса Хитридиомицеты (опухоли, гнили).

  2. Изучить морфологические признаки грибов класса Хитридиомицеты на примере возбудителя рака картофеля и килы капусты (+++).

  3. С целью систематизации знаний по болезням, вызываемым грибами класса Хитридиомицеты и облегчения усвоения учебного материала заполнить таблицу 1.

  4. Изучить типы поражения, вызываемые грибами из класса Оомицеты (гнили, пятнистости с налетом).

  5. Изучить морфологические признаки грибов класса Оомицеты порядка Пероноспоровые на примере возбудителя фитофтороза картофеля и ложной мучнистой росы свеклы.

  6. С целью систематизации знаний по болезням, вызываемым грибами класса Оомицеты и облегчения усвоения учебного материала заполнить таблицу 2.

+++ - для удобства изучения в этот класс включены патогены из отдела слизевики, порядок Плазмодиофоровые, вызывающие килу капусты и порошистую паршу картофеля
Для самоконтроля степени усвоения учебного материала темы 1 ответьте

на следующие вопросы:



  1. Что представляет собой вегетативное тело грибов кл. Хитридиомицеты

  2. Перечислите и охарактеризуйте способы размножения грибов кл. Хитридиомицеты

  3. Какие типы болезней вызывают грибы кл. Хитридиомицеты. Приведите конкретные примеры..

  4. Где и в какой стадии сохраняются возбудители килы капусты, рака картофеля, черной ножки капусты.

  5. Каковы основные направления защитных мероприятий против болезней с.-х. культур, вызываемых грибами кл. Хитридиомицеты.

  6. Дайте общую характеристику грибов кл. Оомицеты (вегетативное тело, способы размножения, требования к окружающей среде, способы прорастания зооспорангиев, места и стадии сохранения и т.д.).

  7. Перечислите наиболее распространенные заболевания с.-х культур, вызываемые грибами класса Оомицеты.

  8. Назовите характерные особенности проявления ложных мучнистых рос.

  9. Перечислите фунгициды контактного и системного действия против болезней с.-х. культур, вызываемых грибами кл. Оомицеты.



Таблица 1

Характеристика грибов класса Хитридиомицеты и вызываемых ими болезней




№ п/п

Отличительные признаки




Порядок


Плазмодиофоровые

Хитридиевые


Кила капусты

Рак картофеля

Черная ножка капусты

1.

Латинское название

Возбудителя













2.

Вегетативное тело (рисунок)










3.

Тип полового размножения и морфологические признаки его спороношения (рисунок)











4.

Бесполое размножение

(рисунок)













5.

Цикл развития:

зимующая стадия

стадия первичного

заражения

стадия вторичного

заражения













6.

Поражаемые органы.

Симптомы болезни

(рисунок)











7.

Защитные мероприятия











Таблица 2

Характеристика грибов класса Оомицеты порядка Пероноспоровые и вызываемых ими болезней


№ п/п

Отличительные признаки

Корнеед

Свеклы


Фитофтороз картофеля

Ложная мучнистая роса свеклы

Ложная мучнистая роса лука

Ложная мучнистая роса капусты

Ложная мучнистая роса огурца

1.

Латинское название

возбудителя и тип паразитизма





















2.

Поражаемые органы.

Симптомы болезни

(рисунок)




















3.

Вегетативное тело





















4.


Тип полового размножения и

его спороношение (рисунок)





















5.

Бесполое размножение

(рисунок)

способ прорастания

зооспорангиев






















6.

Цикл развития:

зимующая стадия


стадия первичного заражения

стадия вторичного заражения






















7.

Защитные мероприятия



















ЗАНЯТИЕ 2

ТЕМА: БОЛЕЗНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР, ВЫЗЫВАЕМЫЕ СУМЧАТЫМИ ГРИБАМИ - АСКОМИЦЕТАМИ.


Цель занятия: Изучить морфологические особенности плодосумчатых и полостносумчатых грибов и типы болезней сельскохозяйственных культур, вызываемых ими
Материал для изучения: мучнистая роса злаков, крыжовника, огурцов; обыкновенный рак семечковых; спорынья злаков (пораженные колосья и проросшие склероции); коккомикоз вишни (листья и плоды); бурая пятнистость клевера; белая гниль моркови; офиоболез на пшенице, парша яблони и груши (листья, плоды, побеги). Постоянные препараты: спорынья злаков, парша яблони, бурая пятнистость клевера.
План выполнения работы:


  1. Изучить отличительные особенности грибов группы порядков Пиреномицеты подкласса Плодосумчатые:

  • Рассмотреть строение закрытого плодового тела (клейстотеция) на примере возбудителя мучнистой росы злаков и крыжовника

  • Изучить морфологические особенности представителей порядка мучнисторосяных грибов.

  • Ознакомиться с типом болезни, вызываемом мучнисторосяными грибами.(отличие от ложных мучнистых рос).

  • Рассмотреть строение полуоткрытого плодового тела (перитеция) на примере возбудителя спорыньи злаков (постоянный препарат) и обыкновенного рака плодовых.

  • Обратить внимание на формирование стромы.

  • Изучить типы заболеваний.

  1. Изучить отличительные особенности грибов группы порядков Дискомицеты подкласса Плодосумчатые:

  • Рассмотреть строение открытого плодового тела (апотеция) на постоянных препаратах коккомикоза косточковых, бурой пятнистости клевера.

  • Ознакомиться с типами болезней, вызываемых Дискомицетами на вишне (коккомикоз), моркови (белая гниль), клевера (бурая пятнистость).

  1. Ознакомиться с представителями Полостносумчатых (Локулоаскомицетов). Изучить их морфологические особенности на примере возбудителя парши яблони (постоянный препарат) и типы болезней, вызываемые полостносумчатыми грибами.

  2. С целью систематизации знаний по болезням, вызываемым грибами класса Аскомицеты и облегчения усвоенияия учебного материала заполнить таблицу 3.

Для самоконтроля степени усвоения учебного материала темы 2 ответьте

на следующие вопросы:


  1. Дайте общую характеристику грибов класса Сумчатые.

  2. На чем основана систематика грибов этого класса. Назовите важнейшие группы порядков и порядки. Приведите примеры заболеваний, вызываемых представителями грибов класса сумчатые.

  3. Какие типы болезней вызывают сумчатые грибы. Приведите примеры.

  4. Назовите характерные особенности проявления настоящих мучнистых рос. В чем их отличие от ложных мучнистых рос.

  5. Назовите стадии сохранения сумчатых грибов, стадии первичного и вторичного заражения ими растений.

  6. Назовите фунгициды контактного и системного действия применяемые против настоящей мучнистой росы.

Таблица 3

Характеристика грибов класса Аскомицеты и вызываемых ими болезней




№ п/п


Отличительные особенности

Подкласс Плодосумчатые





Подкласс Полостносумчатые

Гр.пор. Пиреномицеты

Гр.пор. Дискомицеты

Пор.Дотидиевые



Порядок

Эризифовые


Гипокрейные

Клавицепсовые

Фацидиевые

Гелотиевые

Пецицевые

Муч.роса злаков

Муч.роса крыжовника

Обыкнов.рак семечков.

Спорынья злаков

Коккомикоз вишни

Белая гниль моркови

Бурая пятнис. Клевера

Парша яблони

Офиоболез злаков

1.

Латинское название возбудителя и тип паразитизма




























2.

Поражаемые органы. Симптомы болезни (рисунок)





























3.

Вегетативное тело






























4.

Тип плодового тела (рисунок





























5.

Бесполое размножение (рисунок)





























6.

Цикл развития:

зимующая стадия

стадия первичного заражения

стадия вторичного заражения






























7.

Защитные мероприятия




























ЗАНЯТИЕ 3

ТЕМА: БОЛЕЗНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР, ВЫЗЫВАЕМЫЕ


БАЗИДИАЛЬНЫМИ ГРИБАМИ

Цель занятия: Изучить морфологические особенности базидиальных грибов и заболевания сельскохозяйственных культур, вызываемые грибами подкласса Телиобазидиомицеты.

Материал для изучения: твердая головня пшеницы; пыльная головня пшеницы; твердая (каменная) головня ячменя; пыльная головня ячменя; пыльная и покрытая головня овса; стеблевая головня ржи; пузырчатая головня кукурузы.Стеблевая ржавчина (линейная) злаков (эцио, уредо, телиостадии на основном и промежуточном хозяине); бурая ржавчина ржи (на основном и промежуточном растении-хозяине); бурая ржавчина пшеницы ( на основном растении и промежуточнике); желтая ржавчина злаков на основном растении-хозяине; корончатая ржавчина овса ( на основном и промежуточном хозяине); ржавчина гороха (на основном и промежуточном хозяине); ржавчина льна; столбчатая ржавчина смородины (уредо и телиостадии на листьях смородины).

Постоянные препараты: возбудителя ржавчины льна, столбчатой ржавчины смородины.


План выполнения работы:

  1. Изучить отличительные особенности грибов порядка Головневые:

  • Рассмотреть признаки поражения зерновых культур головневыми грибами.

  • Рассмотреть морфологические особенности телиоспор важнейших родов головневых грибов и основы их систематики на примере возбудителей твердой головни пшеницы, стеблевой головни ржи, пыльной головни ячменя.

  • Определить и изучить признаки других головневых болезней на зерновых культурах (Определитель болезней растений. Хохряков М.К. и др., 1988 г).

  • Перечислить типы заражения головневыми грибами и назвать их представителей.

  • С целью систематизации знаний по болезням, вызываемым головневыми грибами и облегчения усвоения учебного материала заполнить таблицу 4.

  1. Изучить отличительные особенности грибов порядка Ржавчинные.

  • Изучить особенности различных типов спороношения ржавчинных грибов на примере представителя рода Пукциния.

  • Рассмотреть морфологические особенности телиоспор важнейших родов ржавчинных грибов семейства Пукциниевые и признаки проявления болезней, вызываемых ими.

  • Рассмотреть морфологические особенности важнейших родов ржавчинных грибов семейства Мелампсоровые и признаки проявления болезней, вызываемых ими.

  • Определить и изучить по внешним признакам ржавчинные болезни зерновых культур, льна, люпина, гороха, клевера, смородины, их стадии и соответствующий тип спороношения на основном и промежуточном хозяине.

  • С целью систематизации знаний по болезням, вызываемым ржавчинными грибами и облегчения усвоения учебного материала заполнить таблицу 5.

Для самоконтроля степени усвоения учебного материала темы 3 ответьте

на следующие вопросы:


  1. Дайте характеристику грибов класса Базидиомицеты.

  2. На какие порядки и по каким признакам делится п/кл Телиобазидиомицеты.

  3. Перечислите типы заражения головневыми грибами и назовите представителей.

  4. Укажите место и стадию сохранения возбудителей твердой головни пшеницы, твердой головни ячменя и стеблевой головни ржи.

  5. Где и в какой стадии сохраняются возбудители пыльной головни пшеницы, пыльной головни ячменя, пыльной и покрытой головни овса.

  6. Каковы основные направления защитных мероприятий против болезней, вызываемых головневыми грибами.

  7. Какой тип болезни вызывают ржавчинные грибы.

  8. Какие типы спороношений и в какой последовательности формируют ржавчинные грибы.

  9. На чем основана систематика ржавчинных грибов. Приведите примеры заболеваний, вызванных грибами сем. Пукциниевые и сем. Мелампсоровые.

  10. Что означают понятия «однодомные и двудомные» виды ржавчинных грибов и виды « с полным и неполныи циклом развития». Приведите примеры.

  11. Укажите стадию сохранения, стадии первичного и вторичного заражения основного растения хозяина двудомными ржавчинными грибами при полном и неполном цикле их развития. Приведите примеры.

  12. Назовите зимующую стадию, стадию первичного и вторичного заражения однодомных ржавчинных грибов.

  13. К какой категории по степени паразитизма относятся головневые и ржавчинные грибы.

  14. Назовите радикальные меры борьбы с ржавчинными грибами на посевах с.-х. культур.

Таблица 4

Характеристика головневых грибов и вызываемых ими болезней





№ п/п

Отличительные

Особенности


Сем.Тилетиевые

Сем. Устилаговые


Твердая

головня


пшеницы

Стеблевая головня ржи

Пыльная

головня


ячменя

Каменная

головня


ячменя.

Пыльная

Головня пшеницы



Пыльная

головня овса



Пузырчатая головня

Кукурузы


1.

Латинское название возбудителя
























2.

Особенности проявления болезни

(рисунок)


























3.

Период проявления болезни
























4.

Стадия и место

зимовки (сохранения)


























5.

Время заражения
























6.

Защитные

мероприятия


























Тип паразитизма головневых грибов_________________________________________________________

Таблица 5

Характеристика ржавчинных грибов и вызываемых ими болезней





№ п/п

Отличительные особенности

сем.Пукциниевые

сем.Мелампсоровые


Линейная ржавчина злаков

Бурая ржавчина ржи

Бурая ржавчина пшеницы

Желтая ржавчина злаков

Корончатая ржавчина овса

Ржавчина гороха

Ржавчина льна

Стеблевая ржавчина смородины

1.

Латинское название возбудителя

























2.

Симптомы болезни. Стадии развития на культурном растении.


























3.

Телиоспоры (рисунок)

























4.

Цикл развития:

стадии и место

зимовки

стадия первичного заражения



стадия вторичного заражения



























5.

Промежуточный

хозяин (стадии на промежуточнике)




























6.

Защитные

мероприятия




























Тип паразитизма ржавчинных грибов ------------------------------------------------------------------


ЗАНЯТИЕ 4

ТЕМА: БОЛЕЗНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР, ВЫЗЫВАЕМЫЕ


ГРИБАМИ ИЗ КЛАССА ДЕЙТЕРОМИЦЕТЫ (НЕСОВЕРШЕННЫЕ ГРИБЫ)
Цель занятия: Изучить морфологические особенности грибов порядка Гифомицеты и Меланкониевые и типы болезней, вызываемых им.

Материал для изучения: Монилиоз семечковых (плоды яблони и груши). Серая гниль лука. Гельминтоспориозы: листья ячменя, пораженные сетчатой и полосатой пятнистостью; листья злаков, пораженные темно-бурой пятнистостью, овса красно-бурой; обычная корневая гниль злаков. Альтернариоз картофеля (листья) и томатов (листья и плоды). Церкоспороз свеклы (листья). Фузариозы: снежная плесень озимых; фузариоз колоса; фузариозное увядание льна. Коккомикоз вишни (листья и плоды); антракноз льна ( на стеблях, всходах, коробочках); полиспороз льна (на стеблях); антракноз клевера (на стеблях), антракноз огурцов (на листьях, плодах).

Постоянные препараты: конидиальное ложе возбудителя коккомикоза вишни и антракноза льна.



План выполнения работы


1. Перечислить типы спороношений и соответствующие им порядки несовершенных грибов.

2. Изучить морфологические особенности конидиеносцев и конидий важнейших представителей различных семейств грибов порядка Гифомицеты.

3. Рассмотреть типы болезней, вызываемых грибами порядка Гифомицеты.

4. С целью систематизации знаний по Гифомицетам и облегчения усвоения учебного материала заполните таблицу 6.

5. Изучить морфологические особенности конидиального спороношения меланкониевых грибов на примере возбудителя коккомикоза вишни, антракноза льна (постоянные препараты).

6. Ознакомиться с типами болезней, вызываемых меланкониевыми грибами.



  1. С целью систематизации знаний по Меланкониевым грибам и облегчения усвоения учебного материала заполнить таблицу 7.

Для самоконтроля степени усвоения учебного материала темы 4 ответьте

на следующие вопросы:


  1. В чем заключаются признаки «несовершенства» несовершенных грибов (дейтеромицетов)

  2. Что представляет собой вегетативное тело несовершенных грибов. Какие видоизменения мицелия известны у грибов этого класса.

  3. На чем основана систематика несовершенных грибов. Назовите порядки грибов этого класса и их отличительные особенности.

  4. Как осуществляется перезимовка большинства представителей грибов порядка Гифомицеты и порядка Меланкониевые.

  5. Назовите типы болезней, вызываемые Гифомицетами. Примеры заболеваний.

  6. Грибы какого порядка вызывают «антракнозы» растений и каковы особенности проявления этих болезней.

  7. Назовите стадии сохранения, стадии первичного и вторичного заражения грибов порядка Гифомицеты и порядка Меланкониевые.

  8. Назовите основные направления защитных мероприятий против болезней растений, вызываемых Гифомицетами и Меланкониевыми грибами.

Таблица 6

Характеристика грибов порядка Гифомицеты класса Несовершенные грибы и вызываемых ими болезней

№ п/п

Отличительные

Особенности



сем.Монилиевые

сем.Дематиевые

сем.Туберкуляриевые

Монилиоз

семечковых



Серая гниль лука

Сетчатый

гельминтоспориоз ячменя



Гельминто

спориозная корневая гниль злаков



Альтернариоз картофеля

Снежная плесень

Фузариоз

Колоса


1.

Латинское название

возбудителя и тип паразитизма

























2.

Симптомы болезни

(рисунок)


























3.

Морфологические

особенности конидиального спороношения

(рисунок)
























4.

Цикл развития:

стадии и место зимовки.

стадии первичного

заражения

стадии вторичного

заражения
























5.

Защитные

мероприятия

























Таблица 7

Характеристика грибов порядка Меланкониевые класса Несовершенные и вызываемых ими болезней



№ п/п

Отличительные

Особенности



сем.Меланкониевые

Антракноз

льна


Антракноз

Клевера


Полиспороз

Льна


Антракноз

Огурцов


Коккомикоз вишни

1.

Латинское название

возбудителя




















2.

Поражаемые органы.

Симптомы болезни (рисунок)



















3.

Морфологические особенности конидиального спороношения (рисунок)
















4.

Цикл развития:

стадии и место зимовки:


стадии первичного заражения
стадии вторичного заражения

















5.

Защитные мероприятия
















ЗАНЯТИЕ 5
ТЕМА: БОЛЕЗНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР, ВЫЗЫВАЕМЫЕ ГРИБАМИ ИЗ КЛАССА ДЕЙТЕРОМИЦЕТЫ
Цель занятия: Изучить морфологические особенности грибов порядка Сферопсидальные и Мицелиальные и типы болезней, вызываемых ими.
Материал для изучения: Черный рак семечковых (ветви, листья). Аскохитозы: гороха (листья, бобы), клевера (листья), льна (стебли). Септориозы: пшеницы (листья, колосья), льна (стебли, коробочки), груши (листья), томатов (листья). Фомозы: свеклы (листья), капустных (листья). Ризоктониоз картофеля (стебли, клубни).


План выполнения работы





  1. Изучить морфологические особенности конидиального спороношения важнейших грибов порядка и семейства Сферопсидальные.

  2. Определить и изучить симптомы поражения растений, вызванные сферопсидальными грибами.

  3. Познакомиться с морфологическими особенностями грибов порядка Мицелиальные и внешними признаками проявления вызываемых ими болезней.

  4. С целью систематизации знаний по Сферопсидальным и Мицелиальным грибам и облегчения усвоения учебного материала заполнить таблицу 8.

Для самоконтроля степени усвоения учебного материала темы 5 ответьте

на следующие вопросы:


  1. Какие типы болезней вызывают грибы пор. Сферопсидальные.

  2. Какой диагностический признак пятнистостей указывает на принадлежность возбудителя заболевания к пор. Сферопсидальные.

  3. Приведите примеры септориозов, аскохотозов, фомозов с.-х культур и укажите отличительные особенности их проявления

  4. Как осуществляется перезимовка грибов порядка сферопсидальные, первичное и вторичное заражение ими растений.

  5. Каковы основные направления защитных мероприятий против болезней, вызываемых сферопсидальными грибами.

  6. Дайте характеристику мицелиальных грибов на примере возбудителя ризоктониоза картофеля.

  7. Опишите формы проявляется ризоктониоз на картофеле.

  8. Какие агротехнические приемы ограничивают распространение ризоктониоза на картофеле. Назовите радикальные меры борьбы с данным заболеванием.



Таблица 8

Характеристика грибов порядка Сферопсидальные и Мицелиальные из класса Несовершенных грибов и вызываемых ими болезней




№ п/п

Отличительные

Особенности



Пор. Сферопсидальные

пор.Мицелиальные

Черный рак

Семечковых



Аскохитоз гороха

Септориоз пшеницы

Септориоз томатов

Пасмо льна

Фомоз

свеклы


Ризоктониоз картофеля

1.

Латинское название возбудителя, тип паразитизма.























2.

Симптомы болезни

(рисунок)
























3.

Морфологические особенности конидиального спороношения (рисунок)























4.

Цикл развития:

стадии и место зимовки


стадии первичного

заражения


стадии вторичного

заражения

























5.

Защитные мероприятия


























ЗАНЯТИЕ 6

ТЕМА: БОЛЕЗНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР, ВЫЗЫВАЕМЫЕ БАКТЕРИЯМИ,


АКТИНОМИЦЕТАМИ, ВИРУСАМИ И МИКОПЛАЗМАМИ
Цель занятия: Изучить морфологические особенности бактерий, актиномицетов, вирусов, и микоплазменных организмов и типы болезней, вызываемых ими.

Материал для изучения: Обыкновенная парша картофеля ( клубни), черная ножка картофеля (стебли, клубни), кольцевая гниль картофеля (клубни), корневой рак семечковых. Крапчатая, морщинистая и полосчатая мозаики картофеля, желтуха свеклы, мозаика огурца, свеклы, закукливание овса, махровость смородины, стрик томатов, столбур пасленовых.

План выполнения работы:



  1. Изучить строение и биологические свойства актиномицетов и симптомы болезней, вызываемых ими на примере обыкновенной парши картофеля и парши свеклы.

  2. Ознакомиться с морфологическими признаками фитопатогенных бактерий и путями проникновения их в растения.

  3. Изучить симптомы важнейших бактериальных заболеваний сельскохозяйственных растений по типам проявления.

  4. С целью систематизации знаний по актиномицетам и фитопатогенным бактериям для облегчения усвоения учебного материала заполнить таблицу 9.

  5. Изучить морфологические особенности вируса и микоплазменных организмов – возбудителей болезней растений.

  6. Ознакомиться с заболеваниями типа мозаики и желтухи и методами диагностики вирусных и микоплазменных болезней.

  7. С целью систематизации знаний по вирусам и микоплазмам для облегчения усвоения учебного материала заполнить таблицу 10.

Для самоконтроля степени усвоения учебного материала темы 6 ответьте

на следующие вопросы:


  1. Перечислите известные типы проявления бактериозов на растениях.

  2. Как отличить пятнистость и гниль, вызванную бактериями, от грибной.

  3. Приведите примеры важнейших заболеваний сельскохозяйственных культур, вызванных бактериями

  4. Укажите места сохранения фитопатогенных бактерий.

  5. Как осуществляется передача бактерий от растения к растению и проникновение их в растительную ткань.

  6. Каковы основные направления защитных мероприятий против бактериозов.

  7. Что представляют собой актиномицеты (вегетативное тело, способы размножения, отношение к условиям окружающей среды, их вредоносность и полезные свойства). Приведите примеры.

  8. Каковы особенности микоплазменных организмов и симптомов, вызываемых ими болезней растений. Приведите примеры наиболее распространенных микоплазмозов с.-х культур.

  9. Какова природа вирусов, их строение, биологические свойства.

  10. В чем сущность вредоносного воздействия вирусов на растения.

  11. Назовите типы вирусных болезней растений и приведите примеры наиболее распространенных вирусных болезней с.-х культур.

  12. Как сохраняются и распространяются фитопатогенные вирусы.

  13. Назовите способы проникновения вирусов в растения.

  14. Охарактеризуйте вироиды и симптомы поражения растений вироидозами. Приведите примеры.

  15. Укажите основные направления защиты растений от вирусов и микоплазменных организмов.

Таблица 9

Характеристика актиномицетов и фитопатогенных бактерий и вызываемых ими болезней




№ п/п

Отличительные особенности


Бактерии

Актиномицеты

Черная ножка картофеля

Кольцевая гниль картофеля

Корневой рак семечковых

Слизистый бактериоз капусты

Обыкновенная парша картофеля

1.

Латинское название

возбудителя и тип паразитизма



















2.

Тип поражения (паренхиматозный, сосудистый, смешанный)

















3.

Симптомы заболевания

(рисунок)



















4.

Морфологические

особенности


















5.

Способ проникновения

возбудителя в растение



















6.

Источники инфекции.

Пути передачи от растения к растению в полевых условиях



















7.

Защитные мероприятия















Таблица 10

Характеристика заболеваний, вызываемых вирусами и микоплазменными организмами

№ п/п

Отличительные особенности

Крапчатая мозаика

картофеля



Морщинистая мозаика картофеля

Мозаика свеклы

Желтуха свеклы

Закукливание овса

Махровость смородины

Столбур

пасленовых



1.

Название возбудителя























2.

Группа (тип) заболевания (мозаика или желтуха)

Симптомы (рисунок)
























3.

Место перезимовки























4.

Способы передачи от растения к растению в полевых условиях
























5.

Защитные

мероприятия


























Тип паразитизма вирусов и микоплазм _______________________________________________________


Для заметок:



База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница