Министерство охраны природы



Скачать 336.63 Kb.
Дата06.05.2016
Размер336.63 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ

Республики Саха (Якутия)
протокол

расширенного заседания Коллегии



г.Якутск от 10 декабря 2014 г. № 4

Председательствующий: С.М.Афанасьев

Секретарь: Ю.Н. Прокопьева

Присутствовали: 22 чел. (список прилагается)

Приглашенные: 70 чел. (список прилагается)

Повестка



  1. Результаты выполнения работы по разработке проектно-сметной документации по очистке арктической зоны Республики Саха (Якутия) от накопленного металлолома

Доклад – Паревский Павел Александрович, главный инженер ООО «Строительное предприятие» (г.Уфа, Башкортостан)


  1. Развитие системы особо охраняемых природных территорий и проекты по сохранению биологического разнообразия в арктической зоне Республики Саха (Якутия)

Доклад – Терехов Семен Иннокентьевич, руководитель ГБУ РС(Я) «Дирекция биологических ресурсов и ООПТ»



  1.  Работа по сохранению и регулированию использования охотничьих ресурсов и среды их обитания в арктической зоне Республики Саха (Якутия)

Доклад – Сметанин Николай Николаевич, руководитель Департамента охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия)


  1. О проекте Концепции развития арктического туризма в Республике Саха (Якутия)

Доклад – Корякина Виктория Валерьевна, главный специалист отдела развития туризма Министерства по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия)
По вопросу «Результаты выполнения работы по разработке проектно-сметной документации по очистке арктической зоны Республики Саха (Якутия) от накопленного металлолома» слушали главного инженера ООО «Строительное предприятие» (г.Уфа, Башкортостан) Паревского П.А.:

Республика Саха (Якутия) расположена в северо-восточной части Евразийского материка и является самым большим регионом Российской Федерации. Площадь республики — более 3 млн. кв. км (1/6 часть территории России). Более 40 % территории Якутии находится за Северным полярным кругом.

На востоке граничит с Чукотским автономным округом и Магаданской областью, на юго-востоке – с Хабаровским краем, на юге – с Амурской областью и Забайкальским краем, на юго-западе – с Иркутской областью, на западе – с Красноярским краем. Столица – г. Якутск.

В Арктическую зону Республики Саха (Якутия) входят 13 национальных районов (улусов): Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский.

Якутия входит в таежно-тундровую зоогеографическую зону с необыкновенно богатой фауной. Здесь обитают: на островной территории - морж, нерпа, тюлень, белый медведь; на континентальной территории - лось, северный олень, кабарга, снежный баран, изюбрь, бурый медведь, волк, а также животные с ценным мехом - лисица красная, песец, соболь, горностай, колонок, американская норка и др.

Спецификой природной среды Севера является малая мощность биоты, слабая связь растительного покрова с минеральным субстратом, заторможенный биологический круговорот органического вещества, легкая разрушаемость при техногенных нагрузках и крайне слабая способность к самовосстановлению.

Растительность особо чувствительна к нарушениям окружающей среды и поэтому быстро и наглядно отражает изменение экологической обстановки территории. Таким образом, ее состояние можно рассматривать как индикатор уровня антропогенной нагрузки на природную среду обитания.

Одной из актуальных экологических проблем современности является загрязнение почвенного покрова металлами. Основными загрязняющими веществами почвы являются магний, марганец, железо, хром, алюминий, стронций, цинк, медь, никель, мышьяк, кобальт, свинец, никель, ванадий, титан и др.

На территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия) в 13 национальных районах (улусах) была проведена работа по определению местонахождения металлолома. Общий объем металлолома 4 979 487 тонн. Металлолом представлен в виде каркасов, кузова автомашин, кузова и двигателей автомашин, бочек, труб, арматуры, двигателей неэксплуатируемой ДЭС, буровых машин, цистерн, тракторов, пароходов, емкостей, остатков катеров и т.д.

Размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, осуществляется по формуле: УЩ = УЩзагр + УЩотх + УЩпорч, где:

УЩзагр - размер вреда при химическом загрязнении почв, (руб.);

УЩотх - размер вреда в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, (руб.);

УЩпорч - размер вреда при порче почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами, (руб.).

В рамках проведенной работы предложены также способы и пути транспортировки для вывоза металлолома.

Рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности, народнохозяйственной ценности нарушенных земель и улучшение условий окружающей среды.

Технический этап рекультивации предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

Биологический этап рекультивации включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. Биологический этап выполняется после завершения технического этапа и заключается в подготовке почвы, внесении удобрений, подборе трав и травосмесей, посеве, уходе за посевами.

Рекомендуемые виды растений для рекультивации нарушенных земель:

- Стланик стелющийся - сильно ветвистый хвойный кустарник или небольшое стелющееся дерево с широко раскинутыми ветвями, образующими, в зависимости от условий произрастания, различные по форме кроны: чашеобразные, распростертые низко над землей, древовидные или стелющиеся, состоящих из сильно изогнутых и переплетающихся с соседними экземплярами ветвей. Очень хорошо приспособлен к суровым климатическим условиям Дальнего Востока.

- Ель сибирская — крупное вечнозеленое дерево первой величины, достигающее 25-30 м., однодомное, анемофильное (ветроопыляемое) растение. Одна из основных лесообразующих древесных пород Сибири.

- Лиственница сибирская (Larix sibirica), род хвойных семейства сосновых. Крупные деревья, 30-35 м высотой со сбрасываемой на зиму хвоей. Лиственница вынослива, нетребовательна к почвам, светолюбива.

Таким образом, в результате проведенной работы:

- Определено негативное воздействие мест неорганизованного скопления металлолома на животный и растительный мир.

- Выявлена взаимосвязь с загрязнениями водных объектов, расположенных в зонах размещения неорганизованного скопления металлолома.

- Проведен анализ необходимости транспортировки металлолома с дальнейшей утилизацией.

- Выявлена необходимость рекультивации нарушенных земель.


Вопросы: Николаев А.Н., Кириллин Н.Д., Артамонов П.П., Алчин К.Е., Никулин И.Н., Сыромятников И.Е., Попов И.Н., Соковиков В.Ф.
Выступления:

Афанасьев С.М.: данная работа была проведена по заказу Министерства охраны природы РС(Я) в рамках Года Арктики с целью уточнения, инвентаризации объемов и точек нахождения металлолома, разработки ПСД, включая пути транспортировки. Данная работа проводится в целях подготовки бюджетной заявки республики в ФЦП по ликвидации накопленного экологического ущерба. Конкурс выиграло ООО «Строительное предприятие» (г.Уфа, Башкортостан). Сегодня мы заслушали информацию по проведенной работе. Вопросов много. Считаю необходимым, чтобы руководители улусных инспекций арктических, северных районов провели работу с подрядчиком, посмотрели итоги работы по своим муниципальным образованиям.


По второму вопросу «Развитие системы особо охраняемых природных территорий и проекты по сохранению биологического разнообразия в арктической зоне Республики Саха (Якутия)» слушали руководителя ГБУ РС(Я) «Дирекция биологических ресурсов и ООПТ» Терехова С.И.:

Основы формирования системы ООПТ РС(Я) были заложены Указом первого Президента республики М.Е. Николаева от 16 августа 1994 года № 837 «О мерах по развитию особо охраняемых территорий».

Площадь ООПТ РС(Я) республиканского значения в 13 арктических улусах равна 33 268620 га, что составляет около 30% арктической Якутии. В ведении Дирекции в арктической зоне: 37 ресурсных резерватов, 1 государственный природный заказник «Янские Мамонты», 5 памятников природы и 9 уникальных озер. Здесь также расположены 3 ПП, «Колыма», «Момский», «Усть-Вилюйский» и федеральный ГПЗ «Усть-Ленский».

В целях развития устойчивого туризма на территориях ООПТ Дирекцией разрабатывается проект Концепции развития экологического туризма на ООПТ РС(Я), в том числе в Арктической зоне. Данная Концепция призвана определить основные направления, принципы и механизмы развития экологического туризма на ООПТ РС(Я) до 2020 года, при этом будет учитывать приоритет природоохранных целей.

15 водно-болотных угодий Якутии включены в «теневой Список» водно-болотных угодий Рамсарской Конвенции, большая часть из которых находится в арктической географической зоне республики. В настоящий момент ведется работа по повышению статуса некоторых ВБУ, расположенных в четырех арктических ресурсных резерватах, до приданиям им международного статуса, охраняемых данной Международной Конвенцией.

Ресурсный резерват «Кыталык» входит в международную сеть охраняемых мест обитания журавлей Северо-Востока Азии. К концу 2013 года завершилась большая кропотливая совместная работа Дирекции с родовыми общинами, специалистами, депутатами, Главами Нижнеколымского и Булунского районов по созданию 3-х ООПТ местного значения общей площадью 886 309 га, что позволило создать единую систему ООПТ Арктики республики. Результатом этой работы является расширение территории ООПТ с 90946469,72 до 91832778,72 га, в процентом отношении земли ООПТ увеличились с 29,49% до 29,78% от общей площади республики.

Деятельность в области охраны природных ресурсов республики нацелена на поддержку повышения эффективности функционирования системы ООПТ.

Распоряжение Правительства РС(Я) от 29.07.2009 г. № 718 –р определило ГБУ РС(Я) «Дирекция биологических ресурсов и ООПТ Минприроды РС(Я)» правообладателем ООПТ республиканского значения на праве постоянного бессрочного пользования.

В 2014 году подготовлены проекты положений планируемых государственных природных заказников в Арктике: «Ундюлюнг» в Жиганском, «Ыгыанньа» в Усть-Янском, и «Медвежьи острова» в Нижнеколымском районах. Также продолжается работа по следующим направлениям: разработка проектов положений ресурсных резерватов республиканского значения, в т.ч. в арктических и северных улусах республики; разработка проекта типового положения «Об уникальных озерах»; оформление прав собственности на ООПТ республиканского значения; работа с пользователями ресурсов на ООПТ; методическая и организационная деятельность (проведение семинаров для госинспекторов, аттестация работников и т.д.).

Экологическое просвещение в арктических и северных улусах РС(Я). К наиболее значимому проекту в 2014 году относится экспедиция журнала «National Geographic Россия» в ресурсный резерват «Кыталык» при спонсорской поддержке авиакомпаний «Якутия» и «Полярные авиалинии», которая была организована силами Дирекции. Цель данного проекта - рассказать широкому кругу читателей о весомом успехе одного из природоохранных мероприятий, достигнутом за последнее время в Якутии, имеющем международное значение – о сохранении и восстановлении численности уникального вида – Стерха.

Арктическая зона Якутии характеризуется обилием озер и болот, занимающих местами до 50% площади суши, что играет важную роль в жизни многих обитателей водных экосистем. В приморском поясе дельт арктических рек, и в прибрежных тундрах сосредоточены крупные очаги воспроизводства и массовые скопления арктических гусей, гаг и морянок, а на крупных морских островах - птичьи базары, насчитывающие десятки тысяч птиц. В арктической зоне Якутии известны местообитания, вмещающие от 12 до 56% мировых популяций редких видов.

В якутском секторе Арктики обитает 24 вида редких птиц, из которых 10 занесены в Красную книгу Российской Федерации, 14 - в Красную книгу Республики Саха (Якутия).

Безусловное "лидерство" среди редких птиц принадлежит стерху - редчайшему краснокнижному виду мировой фауны. В Якутии обитает восточной популяция стерха, включающая 99% общей численности вида. Места гнездования восточной популяции сосредоточены в тундрах между реками Яна и Колыма. Благодаря усилиям природоохранных организаций России и Китая численность стерха увеличивается: по данным учетов на зимовках в 1985-1990 годах она составляла 1800-2000 особей, в настоящее время - около 4700 особей.

Необходимо отметить, что, в группе охраняемых птиц численность многих видов увеличивается. В течение последних десятилетий расширятся ареал и растет численность клоктуна, американской черной казарки,белого гуся, кликуна, тундрового лебедя, канадского журавля. В последних двух случаях эти процессы могут привести к обострению межвидовых отношений со стерхом и арктическими гусями.

Несмотря на меры, связанные с формированием территориальной системы охраны природы, экологическим воспитанием населения, состояние популяций ряда редких и хозяйственно важных видов птиц вызывает опасения, что обусловлено с растущими темпами хозяйственного освоения Арктики.

Особую тревогу вызывает рост нелегальной добычи в арктической зоне Якутии особо ценных видов арктических животных, к которым согласно постановлению Правительства РФ от 31 октября 2013 года №978 из животных, обитающих в Якутии, отнесены белый медведь, кречет и сапсан.

Арктика в настоящее время является самым наглядным показателем глобального изменения климата. Изменение арктических экосистем, основной составляющей которых является вода, касается в первую очередь уменьшения морского ледового покрова и, в этой связи, особого внимания заслуживает белый медведь – узкоспециализированный хищник арктических льдов.

Обитающих в пределах якутского сектора Арктики белых медведей, специалисты относят к лаптевской популяции, ареал которой, охватывает северо-восточную часть Карского моря, море Лаптевых и западную часть Восточно-Сибирского моря.В рамках выполнения мероприятий госпрограммы "Охрана окружающей среды РС(Я)" с 2007 года ежегодно проводятся весенние и осенние наблюдения за белыми медведями Нижнеколымском и Аллаиховском районах. С 2008 года WWF России подключил Якутию к проекту "Медвежий патруль", оказывая поддержку обеспечением мотоснегоходами, лодочным мотором, жилыми балками, ГСМ и т.д.

Проведенное в текущем году обследование позволило выявить 10 берлог, в том числе, одна берлога на материке в районе мыса Крестовый и 9 берлог на Медвежьих островах. Установлено, что родилось не менее 14 медвежат. Нынешняя весна характеризовалась малым количеством встреч следов пребывания белых медведей на акватории моря. В последние годы прослеживается картина отрицательного воздействия происходящих климатических изменений в Арктике на возможность белыми медведицами подбора подходящих мест для берлог.

В сентябре-ноябре 2014 года велись наблюдения за сезонным перемещением белых медведей в ресурсном резервате "Курдигино-Крестовая". Встреченные белые медведи были хорошо упитанными, исхудавшие особи встречались единично. В отличие от последних лет, присутствовали все половозрастные группы, включая медведиц с сеголетками и более старшего возраста. Проходящие звери, практически, не создавали проблем инспекторам, не подходили близко к жилым постройкам, старались дистанцироваться, что, возможно, объясняется приобретенным опытом общения с человеком.

В рамках государственных стратегических инициатив и обеспечения национальной безопасности России особое место занимает промышленное освоение Арктики и восстановление Северного морского пути. Реализация данных проектов влечет за собой развитие инфраструктуры и увеличения населения. На сегодняшний день, в целях обеспечения продовольственной безопасности арктических территорий России, реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, снабжения населения мясопродуктами наиболее перспективным видом охотничьих животных для расселения на Крайнем Севере России является овцебык. Кроме того, работы по заселению овцебыком приморской тундры и крупных арктических островов станут реальным подтверждением присутствия России в высоких широтах.

В мировой и отечественной практике проект восстановления ареала и численности овцебыка продемонстрировал свою состоятельность и экологическую безопасность. В Северной Америке и одном из регионов России – Таймыре - это теперь обычный промысловый вид. Республика Саха (Якутия) с 1996 года за счет своего государственного бюджета успешно ведет работы по реакклиматизации овцебыка в тундровой зоне. В результате нескольких этапов расселения этих животных в тундрах Якутии (в 1996-2002 годы завезено 94 овцебыка, в 2009-2010 годы – 49, в 2014 году – 25) численность овцебыков на сегодняшний день превысила 1500 особей.

Районы отлова овцебыков для расселения – это полуостров Таймыр и остров Большой Бегичев, на котором в начале 2000-х годов начали формировать островную популяцию для последующего расселения на территории республики. На острове в настоящее время численность вида превышает 200 особей, что позволяет проводить регулярное изъятие части молодняка путем живоотлова.

В августе-сентябре т.г. проведен очередной плановый отлов овцебыков на Таймыре и о. Большой Бегичев с последующим выпуском в Нижнеколымской тундре.

Для выпуска в ресурсном резервате "Курдигино-Крестовая" отловлено 25 овцебыков, в том числе 14 самцов и 11 самок, среди которых - 3 полуторогодовалые самки, а остальные - 4-5 месячные особи. Все животные благополучно доставлены к месту расселения и в настоящее время осваивают новые местообитания. Слежениев природе за выпущенными животными ведут госинспекторы ООПТ Нижнеколымского района. Для облегчения наблюдения и выявления пространственного освоения территории сотрудниками ИБПК СО РАН установлен спутниковый передатчик.

Кроме того, дополнительно отловлены 4 овцебыка для содержания и разведения в Природном парке "Живые алмазы Якутии".

Следует отметить, что руководство администраций Анабарского и Нижнеколымского районов, работники районных инспекций охраны природы, аэропортов «Анабар» и «Черский», экипажи воздушных судов авиакомпании «Полярные авиалинии» и СМИ оказали всестороннюю поддержку и приняли активное участие в мероприятии. Пользуясь моментом, хотел бы поблагодарить от имени Дирекции Глав муниципальных образований и инспекции охраны природы Анабарского и Нижнеколымского улусов, руководителей и работников предприятий, внесших свой вклад в осуществление работ по отлову и расселению овцебыков.

В процессе итоговой реализации проекта будут решены задачи по созданию сплошного ареала овцебыка за счет расселения животных из устойчивых группировок вида. Потенциальная емкость тундровых пастбищ Якутии позволяет увеличить поголовье овцебыков до 150 тысяч особей.

Учитывая высокий естественный годовой прирост (15-30%) и низкий годовой отход(5-10%), большую продолжительность жизни (в среднем 12-16, в благоприятных условиях до 20 и более лет), то промысел овцебыков может в будущем иметь стабильный характер. Рост численности вида обеспечит северян гарантированным источником мясной продукции, потребность в которой будет возрастать по мере освоения российской Арктики. При планомерном продолжении дальнейшего расселения животных, по оценочным расчетам, к 2020 году поголовье в Якутии может достичь 5000 особей, что позволит перевести вид в перечень объектов охоты и открыть лимитированную добычу.

Учитывая стратегическую важность и перспективность мероприятия по расселению овцебыка в обеспечении национальной безопасности, путем повышения продуктивности и устойчивости северных и арктических экосистем, а также как источника высококалорийного мяса и кожевенно-мехового сырья для населения арктической зоны России, необходимо участие федерального бюджета в софинансировании программы. Получено согласие Минприроды РФ о поддержке данного проекта.

Одним из резервов арктических биоресурсов, заслуживающих внимания, являются лекарственные растения. В тундровой зоне Республики Саха (Якутия) произрастают 20,4% (или 73 вида) от общего числа редких и исчезающих растений и грибов видов, занесенных в Красную книгу Якутии. Среди этих арктических растений выделяются такие лекарственные растения, как родиола северная и вздутоплодник мохнатый. Ценные лекарственные растения Севера растут очень медленно и их природные запасы восстанавливаются лишь через несколько десятков лет. Одними из основных лимитирующих факторов являются бесконтрольный сбор, крайне ограниченное распространение популяций, узкая экологическая амплитуда.

Специальных работ по оценке запасов лекарственных растений в арктической зоне республики никогда не проводилось.



Постановочные вопросы:

1.Разработка и утверждение проекта Плана мероприятий развития системы ООПТ на 2015-2020 годы в целях повышения природоохранной эффективности ООПТ Республики Саха (Якутия).

2. Ведение мониторинга популяций животных, состояния среды их обитания с использованием данных дистанционного зондирования поверхности Земли. Следует также возобновить практику авиационных учетов редких видов.

3. Активизация международного сотрудничества в области охраны мигрирующих видов арктических животных – стерх и водоплавающие птицы.

4. В целях ускорения естественного роста поголовья овцебыков требуется ежегодный плановый завоз животных до 2020 г. и их выпуск в равноудаленных точках тундровой зоны, что позволит существенно сократить сроки формирования сплошного ареала вида.

5. Включить в перечень госзаказа научно – исследовательских работ определение современного состояния и оценки ресурсов природных лекарственных растений Арктики.


Вопросы: Николаев А.Н., Афанасьев С.М., Сметанин Н.Н., Титов В.В.,
Выступления:

Черосов М.М.: предлагаю решение Коллегии дополнить пунктом о научных работах по исследованию состояния и оценке ресурсов природных популяций лекарственных видов растений.

Афанасьев С.М.: с учетом поступивших предложений, считаю целесообразным поддержать и внести для исполнения в рамках проведения работ по госзаказу на НИР.


По вопросу «Работа по сохранению и регулированию использования охотничьих ресурсов и среды их обитания в арктической зоне Республики Саха (Якутия)» слушали доклад руководителя Департамента охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) Сметанина Н.Н.:

В арктической зоне Республики Саха (Якутия), включающей 13 арктических и северных районов, охота до настоящего времени остается востребованным видом традиционной хозяйственной деятельности, обеспечивающей трудовую занятость местного населения в сфере производства мясной и пушной продукции, а также продовольственное обеспечение населения. Однако, по экологическим, экономическим причинам использование охотничьих ресурсов в последние десятилетия претерпела существенные изменения. Так в тундровой зоне пушная промысловая охота не является как раньше источником трудовой занятости населения. В Аллаиховском, Верхоянском, Момском, Усть-Янский улусах прекратилась промысловая охота на дикого северного оленя. Промысловая охота на дикого северного оленя в значимых объемах стабильно ведется в Анабарском, Булунском, Оленекском, Жиганском районах, на пушных зверей - в Абыйском, Верхнеколымском, Верхоянском, Жиганском, Момском, Среднеколымском районах. Недостаточно осваиваются ресурсы белого песца, ондатры.

В настоящее время в арктической зоне охотничий промысел на основании долгосрочной лицензии ведут 199 охотпользователей или 49% от общего количества охотпользователей республики, за которыми закреплены 218 охотничьих участков общей площадью 60млн. гектаров. Основными охотпользователями являются родовые общины коренных малочисленных народов Севера, наибольшее количество которых сосредоточено в национальных районах в Жиганском (55), Оленекском (35).В арктической зоне в данное время зарегистрировано охотников.

На современном этапе использование охотничьих ресурсов в данных улусах основано на изъятии естественного прироста популяций охотничьих животных и полностью зависит от их состояния.По данным государственного мониторинга современное состояние охотничьих ресурсов арктической зоны республики характеризуется следующим образом.

Основными объектами охоты являются дикий северный олень тундровых популяций, лось, снежный баран, кабарга, бурый медведь, волк, белый песец, соболь, ондатра и птицы семейства утиных. Наиболее значимыми в хозяйственном отношении видами охотничьих животных настоящего времени стали Лено-Оленекская, Сундрунская популяции диких северных оленей, соболь, ондатра и водоплавающие птицы.

В целях выявления динамики состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания департаментом сформирована система государственного мониторинга состояния охотничьих ресурсов и среды их обитания, являющейся частью государственного экологического мониторинга. Мониторинг ведется по результатам отчетности пользователей охотничьими ресурсами в Государственный охотхозяйственный реестр, по результатам учетов численности охотничьих ресурсов и научно-исследовательских работ на данную тематику.

Учетные работы проводятся систематически в пределах имеющихся возможностей. За последние годы в арктической зоне проведены авиаучет снежного барана (2010), авиаучет колымо-индигирской популяции лося (2011), авиаучет яно-индигирской и сундрунской поуляции дикого северного оленя (2012), авиаобследование лено-оленекской популяции (2013). Зимний маршрутный учет охотничьих животных, анкетно-опросный учет крупных хищников, боровой и водоплавающей дичи проводились ежегодно. Численность дикого северного оленя в арктической зоне оценивается около 127 тысяч голов, лосей – 23 тысячи голов, снежного барана – более 40 тысяч, соболя –58 тысяч голов. Из охотничьих птиц наиболее стабильно состояние гусиных, по утиным наблюдается тенденция общего сокращения численности. Масштабный учет численности птиц семейства утиных не проводится ввиду недостаточности технических и методологических возможностей.

Большой потерей для народного хозяйства республики стало катастрофическое сокращение численности Яно-Индигирской популяции диких северных оленей в 90-е годы ХХ-го века. В годы максимальной численности данная популяция насчитывала до 170 тысяч оленей и полностью удовлетворяла потребность в мясной продукции населения Абыйского, Аллаиховского, Верхоянского, Момского, Усть-Янского, Эвено-Бытантайского районов и частично Томпонского района. Данные авиаучета 2012 года, ежегодный мониторинг состояния охотничьих ресурсов показывают отсутствие видимых результатов восстановления их численности, несмотря на прекращение установления квот и выдачи разрешений на добычу диких оленей в зоне обитания Яно-Индигирской популяции.

Исходя из фактической численности лимитируемых видов охотничьих животных, за прошедшие три охотничьих сезона в арктической зоне установлены следующие лимиты добычи: ДСО – 55477 голов, лось – 1794 голов, снежный баран –432, соболь – 47006 голов. По не лимитируемым видам в арктической зоне утверждены нормы сезонной добычи. Коэффициент освоения лимитов добычи промысловых видов охотничьих животных не достиг оптимальных параметров, что говорит о наличии определенных проблем в организации промысловой охоты. По дикому северному оленю он составляет - 49%от лимита, по соболю – 49%. Не полностью осваиваются лимиты добычи снежного барана и бурого медведя.

Разработана и утверждена Государственная программа «Воспроизводство и сохранение охотничьих ресурсов Республики Саха (Якутия) на 2012 по 2017 годы» с общим объемом финансирования 854,27 млн. рублей, в тч. из федерального бюджета –432,41млн.рублей. Мероприятия программы направлены на усиление охраны и государственного охотничьего надзора, на улучшение качества учета численности охотничьих ресурсов, на внедрение биотехнических приемов воспроизводства охотничьих ресурсов, на регулирование численности крупных хищников и на разработку схемы размещения, охраны и использования охотничьих угодий.

Федеральный государственный охотничий надзор в арктической зоне осуществляют 13 госохотинспекторов департамента и 13 районных охотоведов ГКУ «Госохотохрана». По сравнению с центральными и южными районами организация контрольно-надзорных мероприятий в арктической зоне осложнена экстремальными природными условиями, но уровень и качество осуществления контроля из года в год усиливается. Особое внимание уделяется усилению надзора в зоне промысловой добычи диких северных оленей и в период весенней охоты на водоплавающую дичь. Ежегодно практикуется проведение специальных патрульных рейдов усиленными бригадами госохотинспекторов в местах массовой зимовки диких оленей, пресечение незаконного оборота мяса диких оленей. Оправдало себя создание межрайонной оперативной группы госохотнадзора и спецотряда по борьбе с браконьерством. С 2015 года планируется подбор производственных охотничьих инспекторов, уполномоченных осуществлять контроль соблюдения законодательства в каждом из 199 охотничьих хозяйств арктической зоны. В последующем планируется подбор и расстановка общественных охотничьих инспекторов с правом составления протоколов об административных правонарушениях. Таким образом, контроль соблюдения законодательства в области охоты в арктической зоне может стать повсеместным и намного эффективней.

Как отмечено, использование охотничьих ресурсов арктической зоны ведется экстенсивным путем, при котором инструменты регулирования воздействия на охотничьи ресурсы играют основную роль. Основу рационального использования и воспроизводства охотничьих ресурсов в этом случае составляют научно-обоснованное нормирование по объемам, способам и срокам добычи и жесткий контроль их соблюдения, поддержание оптимальной половозрастной структуры популяций, оптимальной численности хищников, максимальная охрана защитных зон осуществления жизненно важных циклов размножения, миграции и зимовки. Законодательство по этим вопросам до сих пор имеет правовые пробелы и недоработки.

Департамент охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия) активно работает с федеральными органами по наиболее важным вопросам совершенствования охраны, контроля и регулирования использования охотничьих ресурсов. Основные направления совершенствования законодательства были заложены в 2011 году на выездном совещании Минприроды России в г. Якутске с участием уполномоченных органов Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. На основе резолюции совещания на данный момент практически решены следующие вопросы:


  1. Полномочия и порядок осуществления производственного охотничьего контроля. На очереди внедрение общественного охотничьего контроля.

  2. Право применения ногозахватывающих капканов, петель при добыче волков в целях регулирования их численности.

  3. Право на применение традиционных орудий и способов охоты (петельный отлов зайца-беляка, деревянные самоловы, охота на турпана, применение малокалиберных винтовок при добыче боровой дичи).

  4. Право установления разрешенных видов и параметров осуществления охоты на территории субъектов.

На стадии рассмотрения и принятия решения находятся:

1) Изменение порядка установления лимитов и квот добычи дикого северного оленя тундровых популяций.

2) Установление прозрачных критериев предоставления гражданам прав на охоту в целях осуществления традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности.

3) Совершенствование порядка выдачи и налогообложения разрешений на право добычи охотничьих ресурсов.

4) Дальнейшее делегирование федеральных полномочий субъектам в области охраны и использования животного мира и среды их обитания.

В данный момент отсутствует определенность в решении следующих проблемных вопросов:

1) Освобождение охотпользователей Севера от единовременной платы за право заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона в связи отклонением соответствующего законопроекта Государственной Думой РФ.

2) Федеральное софинансирование мероприятий регулирования численности волков на территории Сибири и Дальнего Востока в связи отсутствием источников финансирования.

Наиболее важным событием проходящего года стало утверждение Правительством Российской Федерации Стратегии развития охотничьего хозяйства Российской Федерации до 2030 года. Значение данного документа для охотничьего хозяйства, в тч. арктической зоны трудно переоценить. Стратегия дает нам четкое определение современных целей и задач охотничьего хозяйства, способов и механизмов их достижения. Впервые в стратегическом документе развития охотничьего хозяйства придано должное значение развитию предпринимательства в сфере охоты, развитию биотехнологических методов увеличения численности охотничьих ресурсов. Учет специфики традиционного образа жизни коренных народов Севера, что очень актуально для арктической зоны, определен важнейшей задачей Стратегии. Надеюсь, что в ходе реализации Стратегии мы достигнем нового уровня плодотворного сотрудничества с заинтересованными органами власти. Исходя из вышеизложенного, предлагаем Министерству по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) рассмотреть целесообразность разработки в 2015 году совместной дорожной карты развития предпринимательства в сфере охотничьих услуг и охотничьего туризма. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) вносим предложение рассмотреть целесообразность принятия межведомственного плана по координации деятельности в области сохранения и увеличения численности охотничьих ресурсов, включая виды, занесенные в Красные книги РФ и Республики Саха (Якутия) до 2017 года.

Вопросы: Николаев А.Н., Мордосов И.И., Сивцев М.А., Соковиков В.Ф.
По вопросу «О проекте Концепции развития арктического туризма в Республике Саха (Якутия)» слушали гл. специалиста отдела развития туризма Министерства по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) Корякину В.В.:

1.Арктика является уникальной территорией Земли. В российской Арктике находится треть экологически чистых территорий Земли, проживает более 40 коренных малочисленных народов Севера, по территории арктических регионов проходит почти вся морская граница России. К Арктической экономико-географической зоне Российской Федерации относится и значительная часть Республики Саха (Якутия).

Арктика Якутии - одна из самых труднодоступных территорий, но именно в этом ее привлекательность. Красивейшая природа, наличие более 200 особо охраняемых природных территорий, свыше 471 тыс. рек, более 825 тыс. озер. За последние годы здесь найдено более 70% мировых находок мягких тканей мамонтов. Здесь сосредоточена значительная часть уникальных видов животных и растений Земли.

Именно в Арктике сохранились культура и традиции коренных народов Севера и традиционные виды хозяйствования. Все это является неоспоримым преимуществом для развития арктического туризма.

2. Туристский потенциал арктических и северных территорий РС (Я)

Арктика Якутии – это 5 прибрежных арктических (Анабарский, Булунский, Усть-Янский, Аллаиховский, Нижнеколымский) и 8 северных субарктических районов республики (Абыйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Оленекский, Среднеколымский, Эвено-Бытантайский).

В проект развития арктического туризма рассматриваются все территории 13 районов арктической и северной зоны республики, а также Оймяконский улус в силу наличия значительного накопленного потенциала в развитии туристских маршрутов, отражающих северную специфику.

К муниципальным районам с наибольшим туристско-рекреационным потенциалом из арктических и северных районов можно отнести Булунский, Жиганский, Верхоянский, Оймяконский улусы, где сосредоточено наибольшее количество объектов туристского показа и обеспечена их транспортная доступность. Имеется относительно удобная транспортная схема, включающая удобные стыковки при авиаперелете, наличие круглогодичного автодорожного сообщения. Имеются востребованные туристические маршруты:

- «Круиз по Лене до п.Тикси». Круиз «Якутск-Тикси-Якутск» в этом году занял 2 место вноминации "Лучший водный туристский маршрут" на прошедшем в городе Воронеж финале Всероссийской туристской премии «Маршрут года»;

- «Посещение священной горы Киhилээх»;

- Экспедиция на Полюс Холода. Фестиваль «Полюс Холода»;

- Рыбалка на тайменя в Жиганском улусе.

Районы с высоким туристским потенциалом, но с трудной транспортной доступностью: это Аллаиховский, Момский, Нижнеколымский, Усть-Янский районы.

В этих районах имеются интересные и уникальные объекты туристического интереса, включая залежи мамонтовой кости, потухшие вулканы Балаган-Тас и Урага-Тас, крупнейшую в мире наледь Улахан-Тарын, незамерзающее озеро Улахан-Кюель, Мраморная гора, медвежьи острова, исторические памятники эпохи советского строительства.



3. Целью развития Арктического туризма в Республике Саха (Якутия) является обеспечение роста занятости экономического активного населения арктических и северных улусов в сфере предпринимательства.

Задачи развития Арктического туризма в Республике Саха (Якутия): формирование у населения арктических и северных улусов РС(Я) компетенций, необходимых для предоставления услуг индустрии гостеприимства; содействие в организации и продвижении туристских маршрутов; развитие инфраструктуры индустрии гостеприимства.

Необходимо активное государственное участие в решении таких проблем туристской отрасли Республики Саха (Якутия) как:

1. Высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов;

2. Высокая доля транспортных издержек в стоимости туристических услуг;

3. Нехватка хорошо подготовленных кадров туристической отрасли и качества предоставляемых услуг;

4. Системное продвижение туристского потенциала на российском и мировом рынках.

В соответствии с Комплексной программой «Социально-экономическое развитие арктических и северных территорий РС (Я) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», развитие туризма в арктических и северных районах республики, развитие и расширение экологически безопасных видов туристской деятельности, создание системы его финансовой поддержки на принципах государственно-частного партнерства определено как способ сохранения и развития уникальных природных территорий Арктики. Ведь именно Север с его отличительными особенностями, уязвимой природой, требует особых подходов в развитии туристской индустрии. Однако эффективность управления и продвижения северных дестинаций с их особенностями и рисками требует инновационных подходов в русле современных тенденций туристского рынка.

Для реализации поставленных задач разработан проект Концепции развития туризма арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия) на период до 2025 года (Концепция), определяющий основные направления по повышению туристской привлекательности арктических и северных территорий Якутии.

Проект Концепции направлен на обеспечение организационной и экономической среды для формирования современной туристической отрасли. Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения республики.



4. Перспективные виды арктического туризма

К перспективным видам арктического туризма относятся экспедиционный туризм, этнографический туризм, событийный туризм, экологический туризм, историко-познавательный туризм, охотничий и рыболовный туризм, орнитологические туры, спортивный и водный туризм.

Наиболее перспективным является развитие экологического туризма на территории особо охраняемых природных территорий, которые занимают большую часть арктической и северной территории Якутии и формируют основной спрос на въездной туризм в арктическую зону Якутии.

К одним из перспективных туристских направлений арктического туризма, требующих развития относятся и мамонтовые туры: в частности, мамонтовые туры в Абыйский район, в местность Бадьяриха, Мылахчини Тирехтях; в Верхнеколымский район в местность Березовка, где был найдена целая туша мамонта в 1901 году.

А также, необходимо развитие орнитологических туров, а именно орнитологических наблюдений в дельте реки Лены – (доставка судном (катером) заповедника и моторными лодками. Проживание на Международной биологической станции «Лена-Норденшельд», кордонах заповедника и в палатках).

Возможно, также, развитие этнографического туризма в местах проживания коренных малочисленных народов Севера (в с.Оленегорск Аллаиховского района, с. Кебергене Абыйского района и с. Сасыр Момского района).



5. Направления государственного развития арктического туризма в Республике Саха (Якутия)

Развитие арктического туризма Республики Саха (Якутия) сегодня невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.

Необходимо решение вопросов транспортной доступности территорий, создания сети объектов индустрии гостеприимства в опорных пунктах. Формированию туристских кластеров и развитию туристских маршрутов будет способствовать и развитие навыков предпринимательства у населения арктических и северных территорий.

Необходимо активное межведомственное сотрудничество в решении особенно характерных для Арктики проблем. Развитие Арктики видится возможным не только за счет республиканского и федерального бюджета, но, главным образом, на основе государственно-частного партнерства.

Для привлечения инвестиций необходимо снизить административные барьеры и транспортные издержки.

Основными опорными точками для последующего развития Арктического туризма в республике по итогам проведенного анализа могут выступить:

- г.Тикси Булунского района (научная станция Лена-Норденшельд, заповедник «Усть-Ленский», с. Кюсюр, с.Сиктях (места компактного проживания малочисленных народов Севера), п. Джарджан, п.Мэнкере, п.Бэстээх (рыболовецкие поселки));

- п. Оймякон Оймяконского улуса (Колымский тракт, Полюс Холода, музей истории ГУЛАГа, пик «МуусХайа», );

- п.Усть-Куйга Усть-Янского улуса (п.Казачье – арктический транспортный узел, с.Тумат, п.Нижнеянск (мамонтовая кость), остров Ляховский, Новосибирские острова).

6. Ожидаемые результаты

В соответствии с проектом концепции развития туризма арктических и северных территорий РС (Я) планируется создание современной инфраструктуры гостеприимства, увеличение туристического потока в Арктическую зону республики в пределах до 20% от объемов всего въездного туризма в РС (Я) (в 2013 г. общий туристский поток по въездному туризму составил 145 тыс.чел.) и вследствие повышение уровня жизни населения арктических и северных территорий Якутии. Но достижение данных результатов возможно только при комплексном и целостном развитии территории, включая все сферы жизнедеятельности.

Проект Концепции был вынесен на обсуждение на официальном сайте министерства, были проведены консультации с представителями туристской общественности, органами исполнительной власти и местного самоуправления РС (Я). Проект былпредставлен, также, к обсуждению на круглом столе «Арктический туризм» с участием представителей зарубежных стран и регионов Российской Федерации, в рамках Международной научно-практической конференции «Арктика: перспективы устойчивого развития» 28 ноября т.г. Резолюцией конференции проект одобрен с учетом рекомендаций круглого стола и рекомендован стратегическим документом, определяющим основные направления межотраслевого взаимодействия развития арктического туризма с участием бюджетов всех уровней власти на основе государственно-частного партнерства.

Также, проект Концепции будет вынесен на рассмотрение Экономического Совета при Правительстве РС (Я) 18 декабря т.г.


Вопросы: Николаев А.Н., Черосов М.М.
Выступления:

Черосов М.М.: в концепции представлена «идеальная» картина, вместе с тем в республике есть туристические маршруты вне кураторства Министерства по делам предпринимательства и развития туризма РС(Я), есть неточности.

Охлопков И.М.: для Министерства охраны природы РС(Я) важен, прежде всего, раздел экологический туризм, необходимо по нему тщательно проработать, внести предложения.

Афанасьев С.М.: поддерживаю предложение, важно, чтобы специалисты министерства по особо охраняемым природным территориям, ГБУ «ДБР и ООПТ» еще раз проработали этот раздел. Впереди 2015год – год Предпринимательства. Вопрос развития туризма, в т.ч. экотуризма очень значим.

Приложение к протоколу Коллегии

от 10 декабря 2014г. № 4
Список присутствующих на Коллегии Министерства охраны природы РС(Я):

Члены Коллегии:

  1. Афанасьев Сахамин Миланович – министр охраны природы Республики Саха (Якутия), председатель коллегии

  2. Алчин Кирилл Евгеньевич - председатель Якутского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС (Я)

  3. Антонова У.А. – руководитель Департамента АПК и ООС Министерства экономики РС(Я)

  4. Артамонов Петр Петрович - руководитель Управления водных биологических ресурсов Министерства охраны природы РС(Я)

  5. Афанасьев Виктор Спиридонович - заместитель министра имущественных и земельных отношений РС(Я)

  6. Григорьев Василий Петрович - заместитель руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РС (Я)

  7. Додохов Николай Васильевич - первый заместитель руководителя Департамента охотничьего хозяйства РС (Я)

  8. Егорова Зинаида Ивановна - руководитель отдела экономики природопользования Министерства охраны природы РС(Я)

  9. Заровняев Яков Иванович-заместитель министра охраны природы РС(Я)

  10. Иванов Василий Васильевич – заместитель директора по научной работе, к.т.н. Института прикладной экологии Севера СВФУ

  11. Кириллин Николай Дмитриевич - заместитель председателя Государственного комитета по геологии и недропользованию РС (Я)

  12. Николаев Анатолий Николаевич - председатель Общественного экологического совета при Министерстве охраны природы РС(Я), декан Института естественных наук СВФУ

  13. Олесова Акулина Ивановна - заместитель директора ГБУ РС(Я) «Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга»

  14. Охлопков Иннокентий Михайлович – к.б.н., ученый секретарь Института биологических проблем криолитозоны СО РАН

  15. Порублев Вадим Николаевич - и.о. руководителя Управления лесопользования ДЛО РС (Я)

  16. Прокопьева Юлия Николаевна - руководитель отдела организационной работы и контроля Министерства охраны природы РС(Я), секретарь коллегии

  17. Семенов Виктор Рюрикович - руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РС(Я)

  18. Сивцев Яков Семенович-заместитель министра охраны природы РС(Я)

  19. Слободчиков Гаврил Егорович - руководитель Департамента по водным отношениям РС(Я)

  20. Степанова Вера Николаевна - руководитель отдела государственного экологического надзора, мониторинга и экологической экспертизы Министерства охраны природы РС (Я)

  21. Терехов Семен Иннокентьевич - руководитель ГБУ «Дирекция биологических ресурсов и ООПТ» МОП РС (Я)

  22. Трофимов Дмитрий Дмитриевич - заместитель генерального директора ОАО «Железные дороги Якутии»


Приглашенные:

  1. Егорова Ангелина Алексеевна – к.б.н., старший научный сотрудник ИБПК СО РАН

  2. Дмитриева Мария Артуровна – эксперт сектора исследования человеческого потенциала и развития территорий ГАУ «Центр стратегических исследований»

  3. Киселев Алексей Васильевич - председатель Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики

  4. Корякина В.В.–главный специалист Министерства по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия)

  5. Ноготков Виктор Алексеевич - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия)

  6. Паревский Павел Александрович – главный инженер ООО «Строительное предприятие» г. Уфа

  7. Сметанин Николай Николаевич - руководитель Департамента охотничьего хозяйства РС (Я)

  8. Федоров Иннокентий Апполонович – Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН

  9. Корякин Петр Иванович – руководитель Абыйской ИОП

  10. Колчанов Владислав Александрович – руководитель Алданского КОП

  11. Стрюкова Татьяна Гаврильевна – руководитель Аллаиховской ИОП

  12. Арьянова Лена Ивановна – руководитель Анабарской ИОП

  13. Стручков Иннокентий Иннокентьевич – руководитель Булунской ИОП

  14. Попов Илья Николаевич – руководитель Верхоянской ИОП

  15. Алексеев Анатолий Анатольевич – руководитель Вилюйского бассейнового КОП

  16. Титов Василий Васильевич – руководитель Верхневилюйской инспекции Вилюйского бассейнового КОП

  17. Евсеев Алексей Иванович – руководитель Вилюйской инспекции Вилюйского бассейнового комитета охраны природы

  18. Николаев Сергей Макарович – руководитель Сунтарской инспекции Вилюйского бассейнового КОП

  19. Андреев Михаил Семенович – госинспектор Сунтарской инспекции Вилюйского бассейнового комитета охраны природы

  20. Свинобоева Инесса Анатольевна – руководитель Верхнеколымской ИОП

  21. Сергеев Родион Владимирович – руководитель Горной ИОП

  22. Борисов Артем Харлампьевич – старший госинспектор Гороной ИОП

  23. Грузных Дмитрий Васильевич – руководитель Кобяйской ИОП

  24. Никитин Андрей Алексеевич – руководитель Мегино-Кангаласской ИОП

  25. Сидоров Анатолий Афанасьевич – руководитель Мирнинского КОП

  26. Васильев Юрий Дмитриевич – руководитель Момской ИОП

  27. Собакин Андрей Иванович – руководитель Намской ИОП

  28. Будуев Станислав Николаевич- руководитель Нерюнгриского КОП

  29. Соковиков Виталий Федорович – руководитель Нижнеколымской ИОП

  30. Кондаков Виталий Юрьевич – руководитель Оймяконской ИОП

  31. Николаев Василий Васильевич – руководитель Олекминского КОП

  32. Соломонов Спиридон Андреевич – руководитель Оленекской ИОП

  33. Белоногов Иван Семенович – руководитель Среднеколымской ИОП

  34. Николаев Георгий Клавдиевич – руководитель Таттинской ИОП

  35. Николаев Валентин Петрович – руководитель Томпонской ИОП

  36. Васильев Семен Сергеевич – руководитель Усть-Алданской ИОП

  37. Еремеева Лидия Григорьевна – руководитель Усть-Майской ИОП

  38. Никулин Иннокентий Иннокентьевич – врио руководителя УстьЯнской ИОП

  39. Догордуров Михаил Петрович – руководитель Чурапчинской ИОП

  40. Стручков Виктор Викторович – руководитель Эвено-Бытатанской ИОП

  41. Сафонов Лука Николаевич - директор Государственного бюджетного учреждения РС (Я) «Республиканский зоопарк «Орто Дойду»

  42. Слепцов Андрей Дмитриевич - директор ПП «Колыма»

  43. Симонов Сергей Семенович - директор ПП«Живые алмазы Якутии»

  44. Чемезов Алексей Еремеевич - руководитель отдела особо охраняемых природных территорий Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия)

  45. Афанасьева Анастасия Григорьевна - руководитель юридического отдела Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия)

  46. Фомичева Татьяна Максимовна - руководитель отдела экологического просвещения и информации Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия)

  47. Сыромятников Иван Егорович – главный специалист отдела ГЭН, М и ЭЭ Министерства охраны природы РС(Я)

  48. Петрова Марианна Васильевна - главный специалист отдела ГЭН, М и ЭЭ Министерства охраны природы РС(Я)

  49. Налимова Анна Валерьевна - пресс-служба Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия)

  50. Луковцева Александра Аркадьевна - ведущий специалист отдела организационной работы и контроля Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия)

  51. Ушницкая Наталья Михайловна – специалист Якутского комитета охраны природы Минприроды РС (Я)

  52. Корякин Дмитрий Панкратьевич - 1зам.руководителя ГБУ РС(Я) «ДБР и ООПТ Минприроды РС(Я)»

  53. Попов Андрей Леонидович – начальник управления биологических ресурсов ГБУ РС(Я) «ДБР и ООПТ Минприроды РС(Я)»

  54. Винокуров Дмитрий Дмитриевич – ведущий специалист отдела ООПТ ГБУ РС (Я) «ДБР и ООПТ»

  55. Шелоховская Лариса Васильевна – к.б.н. главный специалист отдела особо охраняемых природных территорий ГБУ РС(Я) «ДБР и ООПТ Минприроды РС(Я)»

  56. Тимофеев Семен Тимофеевич – начальник отдела ООПТ ГБУ РС(Я) «ДБР и ООПТ Минприроды РС(Я)»

  57. Егоров Анатолий Федорович – госинспектор ООПТ

  58. Кузнецов Александр Павлович – госинспектор ООПТ

  59. Кардашевский Алексей Николаевич– госинспектор ООПТ

  60. Сергеев Петр Сулусович-– госинспектор ООПТ

  61. Киприянова Саргылана Семеновна– госинспектор ООПТ

  62. Попов Ким Федосеевич – госинспектор ООПТ

  63. Бардеев Александр Николаевич – госинспектор ООПТ

  64. Трапезников Александр Петрович – госинспектор ООПТ

  65. Суздалов Иннокентий Иннокентьевич – госинспектор ООПТ

  66. Оконешников Герасим Иванович– госинспектор ООПТ

  67. Смородников Николай Георгиевич – госинспектор ООПТ

  68. Трифонов Петр Спиридонович – госинспектор ООПТ

  69. Алексеев Дмитрий Нестерович – госинспектор ООПТ

  70. Сивцев Михаил Алексеевич – госинспектор ООПТ








База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница