Методика воспитания и развития учащихся образовательных учреждений VIII вида на основе работы со сверхтекстом



Скачать 68.03 Kb.
Дата09.05.2016
Размер68.03 Kb.
А.Н. Полежаева

г. Тейково, ОКГОУ «Тейковская школа-интернат VIII вида»



nata418325@yandex.ru
Методика воспитания и развития учащихся образовательных

учреждений VIII вида на основе работы со сверхтекстом
В основе методики – система специально подобранных фактов мировой культуры (музыкальных, живописных, литературных и др. произведений, фильмов), заданий и смоделированных бесед, что в комплексе эффективно воздействует на учащихся, показывает им положительные стереотипы поведения, способствует снижению уровня стресса и гармонично развивает личность.
Известно, что осмысление тех или иных процессов, усвоение информации, понимание у учащихся образовательных учреждений VIII вида являются неполными. Но, на наш взгляд, возможно найти такие подходы в работе с воспитанниками, которые позволят максимально использовать имеющийся у них потенциал. Для этого нами создана специальная методика, фундамент которой базируется на трех основных положениях. Первое: широко известен эксперимент, когда педагогам, не знавшим заранее учащихся, сообщают, что в группу отобраны исключительно талантливые и гениальные дети; результаты обучения таких детей поражают. Отношение учителей к ним как априори к талантливым позволяет детям максимально раскрывать заложенные природой данные и показывать высочайшие успехи в обучении. И наоборот, принятие педагогами мысли о том, что они работают с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном развитии, неизбежно ведет к возникновению «усредненного образа ученика» и снижению результатов. Поэтому мы исходим из того, что не нужно бояться учащимся образовательного учреждения особого вида давать такую информацию, которую способны освоить образованные и талантливые дети.

Но, безусловно, необходимо учитывать определенные особенности наших учащихся, а именно то, что информацию они часто воспринимают и усваивают в не разобранном на смысловые компоненты виде, или усваивают её фрагментарно. И из этого вытекает второе положение нашей методики.

Известно, что дети познают образ человека, его жизнь, «присваивают социальные образцы и создают самостоятельно собственную картину мира» с помощью «знаков и символов культуры», которые «являются понятийной основой становления феноменов сознания» и «помогают познать предметы и явления мира, их взаимосвязь друг с другом, целостность мироздания» (об этом, в частности, пишет исследователь И.Э. Куликовская) [5]. А это значит, что чем больше этих «знаков и символов культуры» будет присутствовать в жизни ребенка, тем больше будет сформировано его сознание. И так как дети, обучающиеся в учреждениях образования VIII вида, имеют сложности с формированием сознания, то для них, на наш взгляд, особенно важно каждодневное присутствие разнообразных знаков и символов культуры. Здесь возникает вопрос: как именно знаки и символы культуры преподнести учащимся, – ответ на который дает третье положение нашей методики.

Исследователь Н.А. Белова, занимающаяся вопросами воспитания русской языковой личности, заявляет, что «особенно продуктивной является работа со сверхтекстом – совокупностью текстов со смысловой, композиционной и тематической связанностью, что располагает к активному и полному его восприятию, осмыслению и оценочной характеристике» [1, c. 555]. А как утверждает Л.Н. Мурзин, культура вообще существует в форме текстов – знаковых произведений духовной деятельности человека [7, с. 61]. То есть к текстам помимо словесных текстов относятся и кинофильмы, и музыкальные произведения, и картины, иллюстрации и др.. И максимально эффективно для развития сознания учащихся использовать совокупность текстов по определенной тематике, воздействующих как единое целое. То есть какую-то информацию дети усвоят из словесного текста, что-то уловят из визуального образа, что-то отпечатается в них на эмоциональном уровне через музыку. Действительно, исследователями доказано, что эмоциональный фактор является мощным инструментом самореализации личности, влияет на получение и усвоение новой информации, и даже способен компенсировать отсутствие информации, полученной на основе интеллектуальной деятельности (Новлянская З.Н.) [8, c. 185].Это, на наш взгляд, особенно важно при работе с детьми с отклонениями в интеллектуальной сфере, ведь необходимо использовать все компенсаторные возможности имеющихся у них интеллектуальных пробелов. Как отмечает Т. В. Лазутина: «Музыкальный язык – особая знаковая система, несущая эмоциональный и семантический типы информации, которой присуща многозначность, так как воспринимаемая музыка пропускается через душу слушателя, его жизненный опыт и преобразуется в его внутреннем мире» [6, с. 76]. С точки зрения Т. А. Потапенко, небольшие по объёму и обычно несложные по содержанию, сопровождаемые музыкой тексты, во время слушания и разучивания которых действуют психологические механизмы как произвольного, так и непроизвольного запоминания, являются одними из лучших учебных текстов [9, с. 170-171].

Но здесь надо быть очень осторожными в выборе текстов, потому что далеко не каждый текст несет в себе положительные знаки и символы. Существует, например, специальное направление в лингвистике – лингвоэкология, которое утверждает, что определенные тексты способны «загрязнять» речь и мышление, прививать разрушительные установки (языковые манипуляции и языковые преступления в типологии Ю.А. Золотаревой) [4, с. 12]. Кроме того преобладающие на телеэкране, в зверских компьютерных играх, молодёжных журналах образы и слова часто навязывают юношам и девушкам негативные стереотипы поведения. «Стереотип – информационный образ социально значимого предмета, зафиксированный в сознании с помощью эмоций и реализуемый в поведении» (Ж. Карбовский) [2, c. 16]. К. В. Чистов утверждает, что в широком смысле «...существование... стереотипов связано с регулярной повторяемостью сходных (типовых) ситуаций и сходных потребностей», при этом «стереотипы являются традиционными способами решения типовых ситуаций» [11, с. 109]. Решение типовых ситуаций подростками сегодня зачастую происходит с использованием насилия. Это им в качестве нормы преподносят телепередачи о терроре и преступлениях, компьютерные игры-убивалки, массовые песни. Например: Ловите тачку/ Максу всадили нож в живот// Юля дай платок/ не ори/ закрой рот// (Группа «Каста», песня «Про Макса»). Заслуженный артист Виктор Проскурин высказал возмущение подобными текстами массовой культуры: «Именно под влиянием негативных примеров… наше общество перестает воспринимать факт насильственного лишения человека жизни как нечто из ряда вон выходящее» [10, с. 23]. Современная массовая культура часто отражает и употребление молодежью алкоголя, сигарет и наркотиков, дает разрушительные стереотипы поведения подростков: Что ни день попойки/ что ни день гулянки/ (Группа «Банда четырех» песня «Резервация здесь») Травят миллиграммы яда никотина/ (МаССква «Я тебе тут рассказываю») Наркостадо стало пополняться нашими рядами/ (Группа «Многоточие» песня «Скажи мне, брат») Детка/ стань в эту ночку конфеткой/ <…> Я секс-машина/ ты в ней пружина/(Группа «Игра слов» песня «Маски») Будущие мамы/ хвастайте телами// (Группа «Лигалайз» «Будущие мамы»)

Исходя из вышесказанного отбор текстов для воспитания и развития надо проводить очень тщательно. Как заявляет ректор гуманитарного университета профсоюзов А.С. Запесоцкий, «любые сильнодействующие выразительные средства, в особенности апеллирующие к инстинктам аудитории, должны вы­зывать в итоге нравственные переживания, возвышающие человека, взращивающие в нем гуманистическое начало. На подобном подходе собственно и должна быть основана воспитательная функция и ис­кусства, и СМИ» [3], однако тексты современной массовой культуры такую роль не выполняют. Поэтому мы убеждены, что необходимо сводить к минимуму возможность прослушивания подобных текстов учащимися, а также участие их в компьютерных играх с использованием оружия и убийствами персонажей, когда тщательно прорисованные текстуры крови заливают всю сцену.

В нашей методике мы предлагаем использовать только тексты, рассказывающие о высоких идеалах, повествующие о реальных героических событиях, светлых чувствах, взращивающие образ человека и образ мира как гармоничные и благожелательные, используя при этом помимо словесных музыкальные произведения, картины и иллюстрации, коллажи, складывающиеся в единый воспитательный и развивающий сверхтекст.
Литература
1.  Белова Н. А. Роль интегративного подхода в воспитании русской языковой личности / Н. А. Белова // Русский язык: исторические судьбы и современность. Труды и материалы II Международного конгресса исследователей русского языка (18-21 марта 2004 г.). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – С. 555.

2. Григорьева Т. А. Стереотипность шлягера как текста массовой культуры: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Григорьева Татьяна Александровна. – СПб., 2003. – С. 16.

3.  Запесоцкий А. С. О современной поп-культуре / А.С. Запесоцкий / Интервью в эфире т/к «Россия 24», 05.10.2010.

4.  Золотарёва Ю.А. Языковые преступления и языковые манипуляции в аспекте отношений субординации и суперординации // Язык и мышление: психологические и лингвистические аспекты: Материалы X-й Международной научной конференции. – М.; Ульяновск: Ин-т языкознания РАН; Ульяновский гос. ун-т, 2010. – С.12.

5.  Куликовская И. Э. Становление феноменов сознания ребенка средствами народного искусства // Мир на СК. сим. №13. Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование, 2004 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pn.pglu.ru.

6.  Лазутина Т. В. Язык музыки как сложная иерархическая система  / Т.В. Лазутина // Славянские духовные ценности на рубеже веков: сборник статей. – Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2001. – С. 76.

7.  Мурзин Л. Н. Язык, текст и культура / Л.Н. Мурзин / Человек – текст – культура. – Екатеринбург, 1994. – С. 61.

8.  Новлянская З. Н. Почему дети фантазируют / З.Н. Новлянская. – М.: Знание, 1978. – С. 185.

9.   Потапенко Т. А. О некоторых результатах отбора песен для преподавания РКИ методом опроса / Т. А. Потапенко // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ.ред. К. Р. Галиуллина.– Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2004. – С. 170-171.

10. Проскурин В. Казнить нельзя помиловать / В. Проскурин / Антидоза, 2008. – № 3 (46). – С. 23.



11. Чистов К. В. Народные традиции и фольклор / К.В. Чистов. – Л.,  1986. – С. 109.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница