Методика проведения экскурсий (на примере приморского края и г. Владивостока)



Скачать 85.59 Kb.
Дата11.05.2016
Размер85.59 Kb.


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ И Г. ВЛАДИВОСТОКА)

Авдуевская И.А.

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Греческое слово «метод» в буквальном переводе означает: «путь к чему-либо». Методика, в широком смысле слова – совокупность способов эффективного проведения той или иной работы, а в более узком конкретном смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения экскурсий на определенную тему и для определенной группы.

Основные задачи экскурсионной методики:

– помочь экскурсоводу установить прочные контакты с экскурсионной группой;

– добиться устойчивого внимания экскурсантов к объекту;

– закрепить внимание к рассказу, который вызывает у экскурсантов интерес к темам и объектам экскурсионного маршрута.

В методике проведения экскурсий выделяется две части: методические приемы показа и методические приемы рассказа.



Методические приемы показа

Приемы показа позволяют конкретизировать наблюдение экскурсионных объектов; выделить те их особенности, которые незаметны при общем осмотре; дать возможность экскурсантам мысленно восстановить утраченные детали разрушенных объектов; помочь «увидеть» не существующие объекты в их первоначальном виде или исторические события, которые произошли много лет назад.

В классификации методических приемов показа основными являются следующие [емельянов 2008]:

1. Предварительный осмотр

С помощью этого приема производится ориентация экскурсантов в пространстве и дается при этом обобщенное представление комплекса окружающих объектов перед показом главного объекта.

Задача приема – помочь экскурсоводу выделить посредством общего показа определенный объект и сосредоточить на нем внимание экскурсантов.

Примеры возможного использования приема:



а) Экскурсия «Огни вечернего города». На видовой площадке в районе мыса Чуркина перед показом панорамы бухты Золотой Рог.

б) Обзорная экскурсия «Знакомство с Владивостоком». На Вокзальной площади перед показом здания железнодорожного вокзала.

в) Экскурсия «Исторические некрополи Владивостока». На Морском кладбище перед началом планового осмотра мемориального участка.

2.Экскурсионный анализ

С помощью этого приема производится детальное наблюдение объекта для изучения его сущности в целом, или отдельных его частей.

В зависимости от типа и вида экскурсии экскурсионный анализ может быть:

– искусствоведческим,

– историческим,

– естественнонаучным (природоведческим),

– производственно-экономическим.

Примеры возможного использования приема экскурсионного анализа:



а) Экскурсия «Театральная жизнь старого Владивостока».

При посещении театра им. М. Горького дается искусствоведческий экскурсионный анализ фрески-триптиха в фойе (паркетном зале) и при этом выявляется идея произведения – развитие театрального искусства со времен древней Греции.

б) Экскурсия «Исторические памятники Владивостока».

Приемом исторического экскурсионного анализа памятника адмиралу Г.И. Невельскому (всех его частей) выявляется идейное содержание объекта.

в) Экскурсия «Потухшие вулканы Приморья».

Приемом естественнонаучного экскурсионного анализа, с показом сохранившихся частей вулкана, представляется деятельность Барановского вулкана.

г) Экскурсия «Уссурийский бальзам»

Приемом анализа заводского производства представляется технологическая схема выпуска продукции АО «Уссурийский бальзам».

3. Панорамный показ

Прием панорамного показа позволяет производить знакомство с совокупностью экскурсионных объектов с определенной точки. Прием используется при посещении видовых площадок на сопках Орлиное гнездо, Алексеевская, Крестовая и др.



4. Прием абстрагирования

Этот прием позволяет «не видеть» то, что для данной экскурсии является несущественным. Прием используется часто и почти во всех городских экскурсиях.



5. Локализация событий

Это прием привязки события к определенному месту, местности. При использовании этого приема необходимо пространственно ограничить место: «топнуть ногой», использовать указательный жест. Этот прием вызывает чувство сопричастности.

С помощью слов: «здесь», «с этого места», «отсюда», «в этом здании» и т.д. происходит «привязка» события к месту, создается «эффект присутствия» – «вживание» в эпоху или событие. Прием используется во многих экскурсиях.

Пример возможного использования приема:



Экскурсия «Южный рубеж» (о. Русский, мыс Поспелова)

а) При показе остатков палаточного городка воспроизводится жизнь гарнизона острова.

б) При посещении фундамента церкви Спаса Нерукотворного воспроизводятся торжественные и исторические события военной жизни острова в конце 19 века.

6. Зрительное сравнение. Прием используется при сравнении нескольких объектов или деталей одного объекта (внешнее сходство, единство места или действия, или единство по функциям). В экскурсионной методике используются разные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом мысленно реконструированным или показанным ранее.

Примеры возможного использования приема:



а) Экскурсия «Архитектура старого города».

Сравнивая здания лютеранской церкви и католического костела, экскурсовод помогает увидеть особенности готического архитектурного стиля и его развитие во времени.

б) Путевая информация при поездке по проспекту Столетия Владивостока.

Сравнительная характеристика с показом зданий, построенных в 60-е, 70-е, 80-е годы ХХ века дает конкретную информацию о развитии строительной индустрии Владивостока.

в) Экскурсия «Средневековое городище Уссурийской тайги».

На маршруте вдоль берега Уссурийского залива представляется сравнение экологического состояния разных частей побережья.

7. Зрительная реконструкция

С помощью приема зрительной реконструкции воссоздаются путем образного рассказа и наглядных пособий: определенная историческая эпоха, событие, памятное место, несохранившийся или частично сохранившийся экскурсионный объект.

Примеры возможного использования приема зрительной реконструкции:

а) Экскурсия Революция во Владивостоке».



Реконструкция события – расстрела на Вокзальной площади 10 января 1906 года.

б) Экскурсия «Православные храмы Владивостока».

Реконструкция объектов – церковь иконы Божией матери Всех Скорбящих Радость на ул. Махалина, церковь Успения Пресвятой Богородицы в районе остановки транспорта «Лазо».

в) Экскурсия «Новый Валаам».

Реконструкция места, событий – при посещении бывшей территории Свято-Троицкого Николаевского монастыря в поселке Горные Ключи.

8. Показ с выделением опознавательных признаков объекта

Прием используется в транспортной экскурсии, когда объект виден короткое время. Он дает возможность заранее подготовить экскурсантов к восприятию конкретного объекта.

Показ не существует отдельно от рассказа. Рассказ – это индивидуальный текст экскурсовода. Рассказ ведется только о том, что уже было показано, показывается или обязательно будет показываться. Он должен длиться столько времени, сколько объект приковывает к себе внимание.

Рассказ выполняет следующие задачи:



  1. комментирует, поясняет, дополняет увиденное;

  2. реконструирует, восстанавливает то, что экскурсант не может увидеть в данный момент;

  3. создает необходимое впечатление, вызывает определенные чувства.

Рассказ помогает правильно увидеть и оценить объект, прийти к нужным выводам. Начинать рассказ об объекте надо лишь после того, как экскурсовод убеждается, что все понимают о каком объекте идет речь, хорошо видят его.

В классификации методических приемов рассказа основными являются следующие:



1. Экскурсионная справка – дается при осмотре объекта, к которому не будет выхода (в путевой информации). В справке сообщаются только основные данные.

2. Описание – изложение в определенной последовательности характерных черт, примет, особенностей объекта. Описание события вызывает зрительные образы, позволяет стать как бы его очевидцем.

3. Объяснение – сообщение о событии (более подробно, чем в справке), изложение причин, по которым оно произошло. Объяснение должно носить доказательный характер.

4. Характеристика – выявление наиболее существенных сторон объекта и связанных с ним процессов, событий, явлений. Этот прием используется, если объект не виден, как правило, в салоне автобуса, без выхода.

5. Репортаж – краткое сообщение о событии или явлении, которое наблюдается в данный момент.

6. Комментарий – пояснения или замечания по поводу наблюдаемого события или явления.

7. Цитирование – точная цитата, наизусть или с использованием карточки. Задача – вызвать зрительный образ.

8. Литературный монтаж. В исторических, исскуствоведческих и литературных экскурсиях – использование отрывков из литературных произведений и документов, которые дают возможность все описанное представить зрительно.

Средством объединения многопланового содержания экскурсии в единое целое являются логические переходы (логические мостики).

В профессиональных экскурсиях не должно быть фраз: «Пойдемте дальше», «Посмотрите налево», «А сейчас мы увидим» и т.п.

Материал по отдельным объектам должен быть соединен в подтемы, которые с помощью логических переходов образуют единый текст экскурсии. Логические переходы могут быть выводом, обобщением, сравнением, дополнением; и они всегда должны вытекать из содержания рассказа у отдельного объекта.

Логические переходы должны быть содержательными. Рекомендуются следующие их варианты, построенные с помощью понятий:

1. Тождественных

В обзорной экскурсии «Здравствуй, Владивосток» – между показом причалов торгового и рыбного портов:

Как у северного, так и у южного берега бухты Золотой Рог расположены причалы. Это рыбный порт Владивостока.

В экскурсии «Исторические места Владивостока» – между памятниками морякам торгового флота и адмиралу Г.И. Невельскому:



Памятник морякам торгового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны,–- один из самых известных в городе, а первый памятник Владивостока был установлен тоже в честь моряка – адмирала Г.И. Невельского.

2. Противоположных

В экскурсии «Театры старого Владивостока» – между первой театральной постановкой в «театре Мэри Купер» и театром «Тихий океан»:

До наших дней не сохранилось помещение, где был показан первый спектакль во Владивостоке, но здание первого театра «Тихий океан» мы можем видеть на улице Светланской.

В экскурсии «Огни вечернего города» – между панорамами в районе Спортивной гавани и с полуострова Шкота:



Если в районе Спортивной гавани не наблюдается ярко освещенных объектов и панорам – это место отдыха, то за полуостровом Шкота много ярких огней, наблюдается световая динамика – это рабочее сердце города – бухта Золотой Рог.

3. Соотносительных

В экскурсии «Огни вечернего города» – между панорамами с мыса Чуркина и сопки Орлиное гнездо:



Если с видовой площадки на мысе Чуркина видна только часть бухты Золотой Рог и панорама прилегающих районов, так как высота здесь 80 метров, то с сопки Орлиное гнездо (193 м) можно будет увидеть всю бухту.

В качестве логического перехода рекомендуется использовать вопросно-ответный прием. Начиная изложение очередной подтемы, экскурсовод обращается к аудитории с вопросом и сам дает на него ответ.

Разработанные логические переходы являются активным элементом экскурсии.

Показателем удачно найденных логических переходов в экскурсии является отсутствие видимой усталости экскурсантов и, как следствие этого, неослабное внимание на всем маршруте.


Литература
1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник по туристским специальностям. М.: Советский спорт , 2008. – 214 с.




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница