Методика преподавания психологии. Предмет, цели и задачи курса методики преподавания психологии



Скачать 440.13 Kb.
страница1/2
Дата04.05.2016
Размер440.13 Kb.
  1   2





Методика преподавания психологии.
1 .Предмет, цели и задачи курса методики преподавания психологии.
МПП - это наука о том. как заинтересовать учёбой, увлечь и научить учиться самостоятельно и творчески. Опирается на психологическую теорию учения.

Предметом курса являются методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности. Цель курса - повышение качества обучения психологии, развитие мировоззрения людей, принятие общественных ценностей, повышение уровня псих. культуры.

Задачи МПП: 1) рассмотреть псих. условия эффективности учебной деятельности;

  1. раскрытие псих. механизмов усвоения знаний, умений, навыков;

  2. раскрытие методов, средств и форм обучения психологии;

  3. изучение деятельности преподавателя и студента в процессе изучения психологии.




  1. Дидактические функции таблиц, схем и графиков в обучении психологии.

Принцип наглядности один из важнейших в дидактике - "Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала" Ян Амос Коменский (основатель дидактики - науки об обучении).

Таблицы, схемы и графики относятся к знаковым наглядным пособиям:

- это средства обобщения учебного материала и выделение его структуры,


  1. служат иллюстрацией изучаемых понятий и законов (схема строения анализатора, модель интеллекта);

  1. помогают обобщать материал, снижая единицы текста, выделяют структуру;

  1. служат для осмысления учебного материала, являются основой анализа психологических явлений;

  1. используются для демонстрации эксперимента, иллюстрируют теоретические положения и законы;


3.Лекция: виды, содержание, особенности подготовки для различных категорий обучающихся.
Лекция появилась в средние века, когда книги были редкостью. Занимает ведущее место в учебном процессе старших классов, колледжей, институтов. Считается самой трудной формой преподавания. Дословно обозначает «чтение». В России появилась со времён Ломоносова. Лекция сопровождается демонстрацией опытов, иллюстрацией.

Функции лекции:

Информационная -сообщение научных, практических знаний.

Стимулирующая - побуждение интереса развиваться в этом направлении

Воспитательная - авторитарный момент.

Познавательно-развивающая .

Виды лекций:

1.Повествовательно-описательная - сплошное чтение без разъяснения материала.

2.Объяснительная - по ходу лекции выделяются основные теоретические положения, понятия иллюстрируются примерами из жизни, теоретическими экспериментами, материал разъясняется с помощью вопросов и заданий.

3. Проблемная - включает в познавательный процесс слушателя, чтобы он сам пришел к выводу.



Эффективность лекции зависит от:

1.Содержания.



  1. Методики изложения материала.

  2. Личности лектора.

Содержание обеспечивает интерес и полноценное восприятие материала. Содержание предполагает:

  1. научность (опора на современное состояние научных знаний);

  1. доступность (зависит от уровня знаний аудитории, владения понятийным аппаратом и обоснованности выводов).

  1. занимательность обеспечивает интерес (подбор примеров, иллюстраций, новых фактов).

В процессе подготовки лекции для различных категорий учащихся важно учитывать возрастные особенности аудитории и уровень знаний от этого зависит содержание лекции, форма ее проведения, средства и методы используемые в процессе чтения лекции, а так же количество часов.
4. Проблемная лекция, цели, содержание, особенности подготовки и проведения.

Проблемная лекция трудна, требует от преподавателя отличного знания учебного материала, научно-методической подготовки, опыта. Главное в ПЛ включение в познавательный процесс слушателя. чтобы он сам пришёл к выводу.



Структура ПЛ:

1) выдвигается проблема, вопрос, идея или положение, которое надо решить или объяснить.

2) выдвигается гипотеза, а также предположительные догадки и ходы решения.


  1. Доказательства, т.е. приводятся объяснения, примеры, опыты, эксперимент.

Методически проблемную лекцию можно провести по-разному:

  1. преподаватель выдвигает проблему и сам её решает;

  1. преподаватель выдвигает проблему и рассказывает, как её решали другие учёные;

  1. метод Сократа - диалог;

  1. преподаватель объявляет проблему и подключает слушателей к исследованию;

  1. комбинированный метод.

Приемы организации проблемной ситуации:

  1. включение того или иного типа противоречий (опыт и теория);

  1. изменения позиций лектора по отношению к аудитории на разных этапах решения;

  1. изменение позиции аудитории с целью организации перехода от одного этапа решения проблемы к другому.

Дидактическая ценность ПЛ: стимулирует познавательную активность обучающихся, организует познавательную деятельность по овладению ЗУН, развивает мышление, память, творческие способности, вырабатывает научное мировозрение.


  1. Реализация принципа наглядности в обучении психологии.

Наглядность - один из старейших и важнейших принципов в дидактике. Эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

В процессе обучения важно давать возможность студентам наблюдать, измерять, проводить опыты, но если нет возможности показать реальные предметы и процессы, то используются наглядные средства: модели,

рисунки, лабораторное исследование. Наглядность формирует знания, умения, навыки, развивает мышление, стимулирует переход от конкретно-образного к абстрактно-логическому.

Методы обучения бывают наглядные, практические и словесные.

Наглядные методы можно разделить на две группы: 1) методы демонстраций; 2) методы иллюстраций.

Метод иллюстрации - предполагает показ иллюстрированных пособий: плакаты, таблицы, картины, карты, зарисовки на доске.

Метод демонстрации - связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов.

При использовании наглядных методов необходимо соблюдать ряд условий: соответствие возрасту, использовать в меру, изображение должно быть видно всем, чётко выделять главное при показе иллюстраций, соответствие

содержанию, привлекать учащихся к нахождению наглядной информации.

Учебно-наглядные пособия бывают: натуральные (редко применимы в психологии, т.к. много абстрактных понятий), изобразительно-наглядные (плакаты, рисунки, фотографии отеч и зарубежных психологов), знаковые (таблицы, схемы, графики, планы), учебная литература, матрицы, бланки ответов, тесты, формулы, лабораторные (для изучения и осмысления материала после определённого количества лекций), технические средства (магнитофон, камера, слайды), словесная наглядность.




  1. Учебные задачи, особенности их использования в процессе обучения психологии.

Учебные задачи ставятся в определённых ситуациях и в различной форме заданий. По мере выполнения уч. мд. Происходит изменение самого учебного действия. Учебная задача даётся в определённой учебной ситуации. Существует два основных подхода к учебной задаче:

1) проблемный подход

-анализируется проблемная ситуация

-формулируется проблема

-происходит поиск недостающей информации

-выдвигается и проверяется гипотеза

-происходит получение нового знания.

2) задачный поход

-анализ условий готовой задачи

-припоминание способа решения

-выбор способа решения

-проверка, сверка с эталоном.



Виды учебных задач:

1. набор специальных вопросов /прямых и косвенных/ для осмысления учебного материала;

2. требующие специального анализа и специальной литературы;

3. профессионального характера, запроса;

4. диагностические задачи /тестовые задачи/

Требования к учебным задачам:


  1. Должны охватывать все понятия темы;

  1. Разнообразны по форме;

  1. Привлекательная и краткая формулировка;

  1. Учитывать возрастные особенности.



7. Методика подготовки и проведения практических занятий.

Цель - контроль за усвоением знаний и отработка практических навыков умения решать задачи и применять теорию на практике.

Формы практических занятий:

- деловые игры

- семинары

- экскурсии

- практикумы

- практика на рабочем месте

- лабораторные занятия

- тесты


- семинар-практикум

- практикум-дискуссия.



Задачи практических занятий:

1 Объяснить и пополнить теоретический материал.

2. Отработать практическое применение.

3. Дать навыки психологического анализа и осмысления различных понятий и методов.

4. Стимулировать интерес.

Цель практических занятий: осмысление учебного материала. Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

- подбор и составление вопросов

- подбор задач, требующих анализа специальной литературы

- подбор задач профессионального характера (запросы)

- диагностические задачи

- тестовые задачи

- средства наглядности (раздаточный материал, карточки, видеофильмы, аудиокассеты. слайды. фотографии).


8. Методика подготовки и проведения семинарских занятий.

Семинар в переводе с латинского "рассадник" - групповая форма обучения, используется для изучения сложных тем, углубляет и расширяет теорию.



Методические приемы:

  1. включение противоречий между новыми фактами и прежними, между разными аспектами описания одного и того же явления;

  1. перестройка смысла хорошо известных фактов, за счет введения их в новый контекст;

  1. конкретизация решения проблемы;

  1. изменение позиции лектора по отношению к аудитории;

  1. изменение позиции аудитории.

Эффективность зависит от уровня специальной подготовки преподавателя, от выбора вида семинара, приемов, средств преподавания, степени подготовки слушателей и от умения преподавателя организо­вывать ход семинара, активизировать слушателей.

Важны тема, ее обоснование, определение ее места в программе курса, цель занятия, задачи, литература. Важно учитывать сложность литературы и ее объем. Составляется план с методическими указаниями, готовятся раздаточные и наглядные материалы. Работа со слушателями.



Структура семинара:

I Введение - организационные вопросы, тема, цели, установка на активную работу, порядок выступлений, регламент.



  1. Основная часть - организовать выступления слушателей, пре­подаватель осуществляет руководство методами проведения семинара и применяет различные методи­ческие приемы и средства для поддержания активности.

  2. Итог - заключение, преподаватель подводит итог, дает оценку прошедшему семинару, в какой степени достигнуты цели; дает задания к следующему семинару, указания на доработку.

Рекомендации для проведения семинаров: 1. Вовлекать каждого, задавая вопросы. 2. Добиваться логичного и точного изложения мыслей. 3. Учить ведению дискуссии. 4. Добиваться, чтобы каждый высказывал свое мнение. 5. Работать со всей группой б. Такт в общении 7. Использование наглядных пособий.

Виды семинаров:

  1. семинар - беседа;

  1. развернутая эвристическая беседа;

  1. тематический;

  1. реферативный;

  1. с докладом;

  1. семинар-практикум;

  1. монографический семинар;

  1. проблемный семинар.


9. Игра, как форма и метод активного обучения в курсе психологии.
Игра - это уникальный, свойственный не только человеку, но и высшим животным, механизм аккомуляции и передачи коллективного опыта. В игре приобретается опыт практической и этической деятельности, овладение способами решения профессиональных задач, усвоение образцов, правил и норм поведения.

Игра как метод построения учебного процесса включает следующие компоненты:

- игровые роли и их принятие (это некий комплекс социальных требований, предъявляемых человеку. Роль принимается на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне):

- игровые действия (определяются целью игры, задаются сценарием, ведущим, нормами или самими игроками):



  1. моделирование в игре (это создание неких макетов, замещающих реальную ситуацию. Модель игры реализуется с помощью правил. Правила могут быть перенесены в реальную жизнь и наоборот).

Игру можно рассматривать как форму и способ обучения. Игра как форма - это репетиция дея­тельности, а как метод - обучающийся играя получает новую информацию. Игра - эффективный и активный способ обучения.

Цели:

1.освоить учебной материал



  1. достичь личной причастности к материалу

  2. предвидеть путем воображения будущую деятельность

  3. выработать определенные навыки.

  4. отработать коммуникативные навыки.

Игра не должна заменить другие виды учебной деятельности.

Учебные деловые игры (цель которых сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на разновидности:

1) имитационные упражнения — они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач (например, кто лучше может пользоваться едиными нормами и расценками?) Цель имитационных упражнений — предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.

2) "анализ конкретных производственных ситуаций" — обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения, учащиеся предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.

3) "разыгрывание ролей" — учащиеся получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других членов учебной группы, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т.е. при разигрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель. Этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.

4) полномасшабная деловая игра, имитирующая комплексно профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений (часто с использованием ЭВМ для расчета и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений).

Выводы:

1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.



2. К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.

3. В деловой игре нужны предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ДИ с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии.

4. Структурные компоненты ДИ должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой

5. Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.

6. Режим работы студентов в процессе ДИ не укладывается в рамки традиционного поведения их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производственного процесса.

7. В вузе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая их эмоциональный заряд.




  1. Виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологии.

Пед. контроль - это система проверки результатов обучения и воспитания. С псих. точки зрения контроль за учебной деятельностью - это самоконтроль.

Методы контроля - это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Данная информация обрабатывается и анализируется, в результате чего делаются выводы.

-о корректировке процесса обучения

-о продвижении учащихся на следующую ступень обучения

-об эффективности работы учителей и ВУЗа .



Принципы контроля:

-объективность - критериев,систематичность, наглядность, всесторонность,

-разнообразие форм контроля, ифференцированный подход, индивидуальный характер контроля.
Виды контроля:

-предварительный (исходный уровень знаний студента):

-текущий (в процессе обучения);

-тематический (после темы или раздела);

-рубежный (зачёт или курсовая);

-итоговый контроль (экзамен в устной или письменной форме (диплом)).



Формы контроля:

-наблюдение - в процессе ежедневной работы. Результаты официально не фиксируются, но учитываются при итоговой оценке;

-устный контроль - это оценка ответов на семинарах, зачётах, коллоквиумах. экзаменах. Бывает индивидуальный, групповой, фронтальный;

-комбинированный опрос;

- письменный контроль - экономичен, объективен и очень эффективен. Можно проводить с помощью дидактических карточек или использовать ТСО;

-практический контроль -цель - проверить практические умения. Проведение эксперимента, решение проблемных ситуаций и задач, отчёты по пед. и псих. практике, курсовые, дипломные.

-дидактические тесты - возникли на основе псих. тестирования и программированного обучения, это набор стандартизированных заданий по определённому материалу, в результате чего определяется степень усвоения:

1) тесты на умение производить стандартные мыслительные действия на основе знаний;



  1. умение дать самостоятельную критическую оценку на основе знаний;

  2. умение решать новые проблемные ситуации.


11. Самостоятельная работа студента в структуре его учебной деятельности.

Руководство самостоятельной работой студентов



I. Самостоятельная работа на лекции

1. Работа с опорным конспектом, использование логических схем, тезисы, графические схемы. Важно научить выполнять опорный конспект, пользоваться им на экзамене. провести анализ 2-3 работ.

2. Работа на лекции предполагает соотношение полученной научной информации с реальной жизнью. Приучает самостоятельно думать

3. Фрагмент лекции. Студенты должны найти позиции других ученых, новые исследования. Важно соблюдать очередность.

4. Вопросы, заданные преподавателем в конце лекции. Ответы студентов с опорой на конспект.

5. При чтении проблемной лекции преподавателем. Варианты:

А) самостоятельно решить проблему:

Б) выделить существенные признаки данного явления



II. Самостоятельная внеаудиторная работа

1. Специальные задания, задания на дом.

2. Изучение отдельных тем или вопросов.

3. Мини-исследование проверка, осмысление методов или теоретических положений:

4. Описание эксперимента (практические задания).

5. Конспектирование первоисточников или составление тезисов.

6 Описание и оформление курсовых и дипломных работ.

7. Самостоятельная работа в процессе подготовки к практическим занятиям.



3.Дистанционное обучение

Студентам высылается программа курса, список литературы, вопросы к зачетам, экзаменам, методические рекомендации. Кратко изложим методику управления самостоятельной учебной деятельности студента:

• Главное требование - самостоятельное изучение научной и учебной литературы с обязательным сопоставлением теоретических положений с реальными психологическими явлениями, наблюдаемыми \ себя и вокруг себя.

• Вся остальная учебная работа (написание курсовой или контрольной работы (реферата), подготовка к экзаменам и зачетам) должна осуществляться одновременно и параллельно с изучением рекомендованной литературы, и только ее успешное выполнение может гарантировать усвоение содержания изученного

• Самостоятельная учебная работа может быть успешной, если студенту будет интересно получать новые и полезные лично для себя знания. Поэтому постоянной заботой преподавателя становится формирование и поддержание возникшего интереса студента к познанию психологии как действенного мотива его деятельности, благодаря которому студент будет увлеченно читать литературу и чувствовать радость познания нового. При наличии такого мотива самостоятельная учеба перестанет быть для студента тяжким бременем, а приносит ощущение морального удовлетворения, которое человек испытывает, когда он занят творческим трудом.

12.Популярная лекция в просветительской деятельности психологов.
В ходе чтения лекции психолог работает с целью удовлетворения имеющегося у людей интереса к психологии вообще и рассказывает о возможностях практической психологии относительно решения проблем в частности.

Методика разработки популярной лекции:

1.Аудитория - родители, школьники, студенты, люди любого возраста.

2.Цель.

3.Тема.


4.Привлечение специалистов.

5.ТСО.


  1. Сбор информации о том что интересно.

7. Анализ результатов.

Цель: развитие мировоззрения людей (понимание собственной жизни и самоценности), принятие общественных ценностей, понимание других людей и окружающего мира, умение выстраивать с ними гармоничные отношения, повышение уровня психологической культуры, формирование у учащихся умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики с целью развития личности.

Где читаются популярные лекции: школы, ВУЗы, колледжи, различные организации, женские консультации, психологические консультации, детские комнаты милиции...

13.Место и роль технических средств в преподавании психологии.
ТСО - это источник получения знаний и формирования умений.

Функции - информационная, дидактическая, контрольная.

Виды - механические визуальные приборы (диаскоп. микроскоп, кодоскоп); аудиальные (проигрыватель, магнитофон, радио): аудио-визуальные (звуковые фильмы): средства, автоматизирующие процесс обучения, электронные устройства (компьютеры, телекоммуникационные сети).

ТСО в психологии:

Магнитофон, камера, видеомагнитофон, слайды, секундомер.. Тех ср-во может использоваться как метод ( просмотр фильма целиком «Человек дождя - аутизм») и как прием (кусок из фильма с демонстрацией аффекта, изучение продуктов культуры - «Кавказская пленница»). С помощью видео можно изучать приемы НЛП, консультативный процесс, поведение ч-ка, использовать его с целью воздействия на испытуемого. Магнитофон тоже используется в тех же целях, а так же как обязательный компонент при медитации и аутотренинге.




  1. Требования к разработке учебных программ по психологии.


При разработке важно учитывать:

1 Определение названия курса, аудиторию, кол-во часов.

2.0предеяить предмет курса, цели и задачи.


  1. Необходимость и возможность реализации — объяснительная записка, в ней — цель, задачи, для кого, ЗУН которыми должен овладеть уч-к. 4.Структура курса: "Примерный тематический план". В графах: Разделы, темы, кол-во лаб, практ, лекц, и самост часов. Учитывать повторение изученного, использовать межпредметные связи .

5 Содержание курса: основные положения, понятия, тезисы т.е. то что рассматривается в данной теме.

6.Методические приемы для разработки каждой темы (дискуссии, проблемные ситуации, задачи, упраж, тренинга, наглядность, вопросы.



  1. Общий список литературы.

  2. Форма отчетности.

  3. Программа может содержать темы курс работ, контрольные.

  4. Можно вынести темы для самостоятельного обучения, для практических исследований.

  5. Если есть доп. занятия -темы факультативных занятий.



  1. Психолого-педагогические требования к изложению содержания лекций.

Л остается - самой трудной формой преподавания.

Педагог-преподаватель здесь выступает в 4-х ролях:

  1. ученого - анализирует явления и факты;

  1. педагога - воспитывает мировоззрение и нравственное отношение к делу.

  1. оратора - убеждающего слушателей

  1. психолога - устанавливает контакт со всеми слушателями и с каждым в отдельности.

Функции Л:

  1. Информационная.

  2. Стимулирующая (побуждение интереса).

  3. Воспитательная.

  4. Познавательно-развивающая.

Формы изложения материала.

  1. Повествовательно-описательная - сплошное чтение без разъяснения материала.

  2. Объяснительная - по ходу Л выделяются основные теоретические положения, понятия, иллюстрируются примерами из жизни, теоретическими эксперементами, разъясняются с помощью вопросов и заданий.

  3. Проблемный харрактер изложения - труден, он требует от преподавателя блестящего знания учебного материала, хорошей научно-методической подготовки, опыта и специальной подготовки.

Главное в проблемной Л - включение в познавательный процесс слушателя, чтобы он сам пришел к выводу.

Эффективность Л зависит от:

1.Содержания.

2.Методики изложения.


  1. Личности лектора.


Содержание - обеспечивает интерес и полноценное восприятие.

  1. научность - опора на современное состояние научных знаний

  1. доступность - зависит от уровня знаний аудитории (понятийный аппарат, обоснование).

  1. занимательность - интерес ( подбор примеров, иллюстраций, новых фактов).


Методика изложения. Л - процесс всегда творческий, имея одно содержание лекторы приподносят его по разному. Есть особенности которые присущи любой хорошей лекции и не зависят от личности преподавателя:

  1. стуктурность

  1. логичность

  1. доходчивость

  1. интенсивность

  1. обеспечение наглядности

  1. обеспечение осмысленности

  1. оценка усвоения.




  1. структурность.

  1. выделяются главные ведущие положения.

  1. подбор для каждого положения доказательсв, примеров, подтверждений.

  1. тезисы легче запоминаются и помогают понять и усвоить учебный материал.


В структуре лекции 3 части:

1.Вводная.



  1. называется тема, ее связь с предметом.

  1. формируются задачи, проблемы, состояние вопроса.

  1. называется литература.

  1. Основная.

  1. приводится теоретическая и практическая информация.

  1. анализируется сложившийся опыт.

  1. даются исторические справки.

  1. определяется позиция лектора.

  1. развиваются перспективы развития.

  1. Заключение.

  1. даются формулировки основных выводов.

  1. указываются советы к дальнейшей самостоятельной работе.



  1. Логичность изложения. Слушатель идет за логикой лектора и нелогичность и перескоки раздражают и мешают восприятию.

  2. Доходчивость зависит от уровня аудитории и от логичности изложения.

  3. Интенсивность

  1. она позволяет дать большую информацию за тоже время.

  1. сохраняет энергию воспринимаемого.

  1. на позволяет отвлекаться не по делу.




  1. Использование наглядных пособий, материала.

  2. Обеспечение активного осмысления материала.

  1. сопровождать примерами.

  1. иллюстрациями.

  1. теоретическими положениями



  1. Занимательная психология в просветительской деятельности.

Элементы занимательности должны сопровождать любые формы преподавания психологии. Особенно в школах, гимназиях, колледжах.

Важно не ограничиваться только аудиторной работой. Огромным познавательным потенциалом обладают внеаудиторные формы занятий.

Формы:

1. Л с занимательной тематикой.(Сновидения и их задачи. Экстрасенсорные способности человека. Занимательная психология - одно из эффективных средств привлечения внимания и интереса к психологической науки, повышающее мотивацию учения.

Цвет в жизни человека).



2. Научно-познавательные лекции. Содержание такой лекции д.б. наполнено многочисленными интересными примерами, опирающимися на научные исследования. Продолжительность такой лекции 45 минут.

3. Психологические вечера.

И загадки памяти.

- знакомая незнакомка (о психологической науке).

- вечер цвета.

- Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики (о психологии пола).

4. Вечера вопросов и ответов.

- заранее получить вопрос в письменном виде, ответы на простые вопросы можно получить студентам.



5. Вечера встреч.

•Можно пригласить практикующего психолога, который расскажет о положительных и отрицательных сторонах профессии.

И приглашенными м.б.режессеры, работники прокуратуры, следователи, учителя, писатели, журналисты. Этих специалистов надо просить рассказать о том, как психологические знания помогают 1ям в профессии. К такой встрече надо готовиться заранее:

-заранее наметить вопросы которые могут заинтересовать учащихся.

- подготовить слушателей к беседе.

- подготовить выступающих.



6.Организация факультативных кружковых занятий, а также студенческих обществ со своими программами и организационными формами. Программы таких форм не должны дублировать психологические курсы, а выделять мало изучаемые и наиболее интересные темы. Если такие курсы проводятся в школе. То следует учитывать возрастные особенности слушателей.

- для старшеклассников (Внушение, самовнушение и гипноз. Любовь и ум).

- для младших школьников (Таинственные явления психики, ум животных)

- для подростков (Проблемы межличностного общения, формирование воли, характера).



7. Небольшие экспериментальные исследования.

• подготовка и демонстрация экспериментов и опытов для лекций, и практических занятий силами студентов.

- в рамках школы может быть проведено диагностическое исследование в помощь школьному психологу.

- старшим школьникам, студентам, можно поручить диагностику самооценки, познавательных процессов, межличностных отношений под руководством учителя.

- при этом учитель психологии должен предоставить соответствующую литературу, просмотреть подготовленные планы, проконсультировать, а при необходимости прорецензировать.

8. Психологическая газета.

- печатный орган психологического факультатива или научного студенческого общества.

- газета может быть стенная, при оформлении учитывать психологические особенности стенной печати в учебном заведении

- рубрики должны быть многообразны, но кратки по содержанию. Т.к. читают в основном на переменах.

- теоретические положения желательно отделять друг от друга пространственно и сопровождать иллюстрациями.

9. Неделя психологии.

- м.б. эффективной формой популяризации как самой науки, так и профессии психолога.

- в эту неделю проводится во всех группах, классах коллективные беседы, демонстрация, научные конференции, встречи, вечера.

-в конце недели проводится конкурс стенных газет.




  1. Педагогические технологии контекстного обучения в преподавании психологии.

Информация - это некоторая объективно заданная знаковая система, то знание - отражение челове­ком той реальности, о которой эта информация что-то сообщает, субъективный смысл для него данного сообщения. Чтобы стать теоретически и практически компетентным, студенту нужно совершить в своем сознании двойной переход - от знака (информации) к мысли, а от нее к действию и поступку. Только в этом случае информация становится осмысленным знанием. Чтобы получить статус профессионального знания, информация с самого начала должна усваиваться студентом в контексте его собственного прак­тического действия и поступка приближенного к предметно-технологическим и социокультурным си­туациям предстоящей профессиональной деятельности. Эти учебные ситуации должны быть проблем­ными. Контекст - это система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, ко­торая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам., внутренним контекстом являются ин­дивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешним - предметные, социо-культурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действу-ет. Понимание смыслообразующего влияния предметного и социального контекстов будущей профес­сиональной деятельности студента на процесс и результаты его учебной деятельности стало одним из оснований разработки теории и технологий контекстного обучения (А.А.Вербицкий), другим - теорети­ческое обобщение многообразного опыта использования форм и методов так называемого активного обучения, и главным - деятельностная теория учения, развития в отечественной психологии. Цель сту­дента состоит не в усвоении ЗУН ,а в овладении целостной профессиональной деятельностью специа­листа. Общая психологическая структура деятельности (учебной, профессиональной или любой другой) схема. (1). Знания составляют ориентировочную основу деятельности, представленную в каждом блоке ее структуры, все звенья деятельности взаимосвязаны; изменение, скажем цели приведет к определен­ным изменениям и во всех других звеньях, к системному эффекту. Это позволяет преподавателю по­средством прямых или косвенных воздействий на эти блоки, создания соответствующих психолого-педагогических условий помогать обучающемуся в овладении целостной профессиональной деятельно­стью, трансформации уч в проф деятельн, сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступ­ков), средств, предмета и результатов, последовательно моделировать в формах деятельности студентов содержание профессиональной деятельности специалистов со стороны ее предметно-технологических (предметный контекст) и социальных составляющих (социальный контекст). Содержание контекстного обучения отбирается в двух логиках: 1) логике учебного предмета в 2) логике будущей профессиональ­ной деятельности , представленной в виде дифференциальной модели специалиста (менеджер, эксплуа­тационник, технолог, конструктор и т.п.), в которой дано описание системы его основных профессио­нальных функций, проблем и задач. Это напоминает его познавательную деятельность личностным смыслом, создает возможности для собственных целеобразования и целеосуществления. В КО теорети­ческое знание становится для студента осмысленным, превращаясь из "культурных консервов", при­годных лишь для сдачи экзаменов, в основу предстоящей профессиональной деятельности, которая формируется "здесь и теперь" Тем самым студент действует в целостном пространственно-временном контексте "прошлое-настоящее-будущее". Он понимает, что было ("ставшие" образцы теории и практи­ки), что есть (выполняемая им познавательная деятельность) и что будет (моделируемые ситуации про­фессиональной деятельности). Все это мотивирует его учебную деятельность. Основной единицей со­держания - проблемная ситуация позволяет превратить статичное содержание образования в динамич­ное, студент развивается и как специалист, и как член общества.. Предметное содержание деятельности - система учебных проблемных ситуаций постепенно приближающихся к профессиональным, задан­ным в модели деятельности специалиста. Социальное содержание "втягивается" в учебный процесс че­рез формы совместной деятельности студентов, предполагающие учет личностных особенностей каж­дого, его интересов и предпочтений, следование нравственным нормам учебного и будущего профес­сионального коллектива, общества. Педагогические технологии КО обеспечивают личностное включе­ние студента в освоение профессиональной деятельности и обогащение за счет творческого развития личности будущего специалиста.


  1. Психологический тренинг: цели, технологии проведения.

История создания тренинговых групп (Т-групп) тесно свя­зана с именем К. Левина. Работая сначала в лаборатории, затем в полевых условиях, К. Левин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обу­чения, и основными задачами групп тренинга, или групп тренинга базовых умений, было обучение участников основ­ным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях.

Группа — это реальный мир в миниатюре. В ней суще­ствуют те же, что и в жизни проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений и т.д. Тем не менее от реального мира эта искусственно созданная лабо­ратория отличается тем, что в тренинговой группе каждый может быть и экспериментатором и предметом эксперимен­та. Здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни.

Занятие в группе предполагает психологическую безо­пасность. Чем ближе задачи тренинговой группы к реше­нию вопросов роста личности, межличностных отношений и чем успешнее авторитарные методы руководства заменя­ются неавторитарными, тем больше Т-группа (особенно ее сензитивный тип) приближается к группе встреч. И все же между Т-группой и группой встреч существует разница. Прежде всего Т-группа учит, как учиться. Поскольку все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообуче­ния, они в большей мере полагаются на руководителя. Та­ким образом, обучение является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и рекомендаций руко­водителя. Обучение тому, как учиться, включает в себя от­дельные этапы: представление самого себя, обратная связь, экспериментирование. Конечная цель тренинговой группы — научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни.

Хороший руководитель — тот, кто верит в групповую мудрость и способность участников самостоятельно выбраться из трудных ситуаций, которые они сами себе создают. Роль руководителя состоит в том, чтобы вовлечь участников в совместную работу по исследованию их взаимоотношений и поведения, организовать групповой процесс, а потом неза­метно устраниться от директивного руководства. Общая ошибка всех руководителей тренинговых групп заключает­ся в стремлении активно включиться в групповой процесс, «вытянуть» группу из тупиковой ситуации. В действитель­ности такие действия руководителя только мешают группе реализовать свои резервные возможности. Однако устраниться от руководства — не значит утратить контроль над ситуаци­ей. Опытный руководитель, избегая очевидного руковод­ства группой, всегда тем не менее остается центральной фигурой, тонко, ненавязчиво направляя процесс в нужное русло.

В тех случаях, когда работа в тренинговой группе огра­ничена во времени, меняется и роль наставника. Руководи­тель такой краткосрочной группы должен быть более акти­вен, чаще вступать в конфронтацию с участниками, обес­печивая обратную связь. Группа с укороченным сроком действия чаще всего бывает структурированной: руководи­тель задает тон занятия, дает конкретные задания, форми­рует ситуации, а группа вырабатывает свой вариант реше­ния. Запланированность действий хорошо зарекомендовала себя при решении различного рода конфликтных ситуаций.

Противоположностью структурированной группе может служить так называемая Тэвистокская группа. Она была пред­ложена У. Байеном в 1959 г., а название группы происходит от Тэвистокской клиники и Тэвистокского института чело­веческих отношений в Лондоне, где У. Байен занимался ис­следованием так называемых малых учебных групп.

Основное внимание в этих группах сосредоточивается на индивидуальном развитии и уникальности каждой лич­ности. В Тэвистокской группе в качестве допущения прини­мается, что высказывания Одного участника, его поведе­ние, отраженное в групповом зеркале, разделяется другими участниками, а сама группа ведет себя как взаимосвязан­ная система, в которой целое оказывается чем-то боль­шим, нежели сумма его частей. Руководителю в такой груп­пе отводится пассивная роль, в то время как члены груп­пы исследуют особенности собственного поведения — руководитель группы остается в тени.

Т-группа в психокоррекционном плане имеет две основ­ные цели: 1. Самосовершенствование личности. 2. Обучение навыкам межличностного общения.

Т-группа, кроме функции научения, выполняет еще и функцию психического выздоровления. Это означает, что занятия в Т-группе делают ее участников более воспри­имчивыми к чужим чувствам и потребностям, позволяют глубже осознать себя и свое собственное поведение, по­могают наладить адекватные межличностные отношения, повысить свою коммуникабельность, открытость, укре­пить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства.

Позже Т-группы по своему целевому назначению стали подразделяться на:



  1. группы развития коммуникативных на­выков и умений (подготовка руководителей, деловых лю­дей);

  1. группы межличностных отношений (проблемысемьи, брака);

  1. группы сензитивности (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование линности).

Родоначальники Т-групп в основе своего (как они счи­тали) обучающего метода выделили следующие позитив­ные начала: применение психологических знаний в практи­ческой жизни, ориентация на демократические (в противо­вес авторитарным) методы обучения, способность в процессе обучения устанавливать отношения взаимопонимания и вза­имопомощи, готовность вникнуть в проблему другого чле­на группы.

Т-группы, или группы социально-психологического тренинга, большей частью создаются и используются для обу­чения правильному поведению в различных ситуациях меж­личностного общения. В них обсуждаются проблемы, с ко­торыми участники сталкиваются в повседневной жизни, ведется поиск их решения.

Основная задача, которую решают Т-группы, — обуче­ние деловому и личностному взаимодействию, руководству людьми и организации совместной деятельности.

Иногда Т-группы применяются для изменения инди­видуальной психологии клиентов. Особое значение при­дается непосредственным переживаниям участников, их самосознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Конкретные цели этой группы, направленность ее дея­тельности в основном определяются самими участниками групп.

В Т-группах поощряется исследовательское, заинтересо­ванное отношение к действительности, а также способность быть и оставаться самим собой во взаимодействии с людь­ми. Особая роль отводится сотрудничеству и этому специ­ально обучают участников таких групп. Работа Т-групп на­правлена на то, чтобы в атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый из участни­ков смог лучше познать самого себя, выработать умения и навыки познания других людей, установления с ними до­верительных отношений. Развитие процессов в Т-группах идет поэтапно.

19.Игровые формы контекстного обучения (деловая игра).
Сущность деловой игры

Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.

ДИ воссоздает предметный контекст-обстановку будущей профессиональной деятельности (условной практики) и социальный контекст, в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте — на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.

В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, налагаясь на канву профессионального труда. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную .компетенцию — навыки специального взаимодействия и управления людьми; умение руководить и подчиняться, следовательно, ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. Но эта "серьезная" профессиональная деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально "раскрепоститься", проявлять творческую инициативу.

В процессе игры осваиваются:

нормы профессиональных действий;

нормы социальных действий — т. е. отношений в коллективе производственников. При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя.

Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и отношения специалистов, ДИ служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций. Деловая игра реализуется на имитационной модели, как совместная деятельность по постановке и решению игровых учебных задач, подготовке и применению индивидуальных и совместных решений. Правила и нормы совместной деятельности, язык имитации и связи задаются заранее или вырабатываются в процессе игры. ДИ проводится в режиме диалогического общения, она является двуплановой деятельностью, поскольку направлена на достижение двух целей;

игровой и педагогической, которая, будучи приоритетной, не должна довлеть над первой.




  1. Влияние личности преподавателя на эффективность учебных занятий.

Есть факторы, влияющие на эффективность лекции, которые зависят от лектора.



  1. культура речи (локус-контроль)

  1. эмоциональность - устная речь богата интонациями, словами, которые мы долго помним, она дополняется мимикой,пантомимикой. Эмоциональность лекции- это великая сила. Равнодушие обижает и потому не нравится.

  1. контакт с аудиторией

  1. лектору можно задать вопрос

  1. высказать свое мнение

  1. он понимает студента (слушает)

  1. считает себя равным слушателям.

  1. индивидуальность, характер лектора.

Ценность темперамента преподавателя определяется его соответствием деятельности:

  1. Холерик - быстрота реакции.

  2. Сангвиник -общительность.

  3. Флегматик - тщательность.

  4. Меланхолик - чувственность -артистичность.

Стимулы:


1.Мои Л нельзя пропускать, будут проверки из ректората.

  1. Мой курс недооценили, дали мало часов - нельзя пропускать.

  2. Я строг на экзаменах.

  3. Где найдете материал, учебников нет.

  4. Отмечать всех не явившихся.

  5. Материал сложен для понимания, я объясняю легко.




  1. демонстратизм, эгоцентризм.

  1. индивидуальность лектора - такой лектор пытается стимулировать восприятие искусственным способом. Это стимул палка-поганялка. Попытка удивить аудиторию цифрами, фактами, историей, играми, но интерес быстро угасает.

  1. в общении могут быть недостатки

  1. заискивание

  1. грубость

  1. возвышение себя

  1. нет темы для общения

  1. к чему надо стремиться

  1. знание предмета

  1. мастерство преподавания

  1. умение руководить работой студентов

  1. требовательность

  1. увлеченность и умение ее передать другим

  1. юмор

  1. опрятная внешность.

Методика подготовки к лекции, этапы:



  1. изучение программы.

  2. составление списка литературы.

  3. изучение литературы, отбор содержания

  4. выбор типа лекции

  5. составление, написание плана лекции

  6. подбор наглядных примеров

  7. проговоривание содержания в целях репитиции.


21. Содержание и методика организации психологического лектория для родителей.
Методика подготовки к лекции, этапы:

  1. изучение программы.

  2. составление списка литературы.

  3. изучение литературы, отбор содержания

  4. выбор типа лекции

  5. составление, написание плана лекции

  6. подбор наглядных примеров

  7. проговоривание содержания в целях репитиции.


Методика организации:

1.Аудитория - родители. (место, время, кол-во часов)

2.Цель.

3.Тема.


4.Привлечение специалистов.

5.ТСО.


  1. Сбор информации о том что интересно.

7. Анализ результатов.
Цель: побудить родителей внимательно относиться к детям.

Возможные темы: дать знания о психоческих законах формирования личности ребенка, научить приемам общения с ребенком.

22. Содержание и методика организации психологического лектория для учителей.
Методика подготовки к лекции, этапы:

  1. изучение программы.

  2. составление списка литературы.

  3. изучение литературы, отбор содержания

  4. выбор типа лекции

  5. составление, написание плана лекции

  6. подбор наглядных примеров

  7. проговоривание содержания в целях репитиции.


Методика организации:

1.Аудитория - учителя. (место, время, кол-во часов)

2.Цель.

3.Тема.


4.Привлечение специалистов.

5.ТСО.


  1. Сбор информации о том что интересно.

7. Анализ результатов.


Темы: позитивное отношение к себе, развитие уверенности, трудности подросткового возраста, индивидуальный подход.


  1. Содержание и методика организации психологического лектория для школьников.

Методика подготовки к лекции, этапы:



  1. изучение программы.

  2. составление списка литературы.

  3. изучение литературы, отбор содержания

  4. выбор типа лекции

  5. составление, написание плана лекции

  6. подбор наглядных примеров

  7. проговоривание содержания в целях репитиции.


Методика организации:

1.Аудитория - школьники. (место, время, кол-во часов)

2.Цель.

3.Тема.


4.Привлечение специалистов.

5.ТСО.


  1. Сбор информации о том что интересно.

7. Анализ результатов.

Л с занимательной тематикой.(Сновидения и их задачи. Экстрасенсорные способности человека. Занимательная психология - одно из эффективных средств привлечения внимания и интереса к психологической науки, повышающее мотивацию учения. Цвет в жизни человека).

Научно-познавательные лекции. Содержание такой лекции д.б. наполнено многочисленными интересными примерами, опирающимися на научные исследования. Продолжительность такой лекции 45 минут.
  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница