Методика использования словарей на уроках русского языка



Скачать 42.14 Kb.
Дата10.11.2016
Размер42.14 Kb.
МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВАРЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Еникеева Н.К. Учитель русского языка и литературы, ГОУ СОШ № 781, г. Москва

Учитель русского языка, работающий в современной общеобразовательной школе, обучает одновременно как русских детей, так и детей-мигрантов, слабо или вовсе не владеющих русским языком. Дети из классов с многонациональным контингентом (например, мой 6 класс – это русские, узбек, татарин, грузинка, азербайджанец, украинец, молдаванин, еврей, турок) плохо читают, у них бедный словарь, они не воспринимают переносное значение слов, затрудняются в пересказе текста своими словами, то есть у этих детей не сформированы общеучебные умения в силу низкого уровня владения русским языком. Однако минимум содержания по русскому языку ими должен быть усвоен в достаточной мере для дальнейшего успешного обучения в общеобразовательной школе.

Остановимся подробнее на 2х аспектах работы в многонациональном классе. Это лексическая работа на уроке и формирование орфографической грамотности.

Начиная с 5 –го класса, следуя программе, учителя знакомят учащихся с различными видами словарей, объясняют их назначение, используют на уроках. С различными видами словарей знакомлю не только учащихся, но и родителей, объясняя их важность и нужность.

Среди лексических ошибок особо выделяется группа, связанная с незнанием точного значения слова, с неправильным или неточным названием предмета. Также ошибки (смешение антонимов, синонимов, паронимов) нарушают требования точности речи. Поэтому лексическая работа должна проводиться систематически, начиная с 5 класса и до итоговой аттестации. Задания ЕГЭ по русскому языку включают в себя и правильное употребление того или иного слова, умение находить в тексте антонимы, синонимы, фразеологизмы. К сожалению, не только дети – мигранты, но и дети, для которых русский язык является родным, подчас плохо понимают, а порой и вовсе не знают значения слова.

Поэтому считаю очень важным использование словарей на уроках русского языка. Если спросить у школьников, есть ли у них любимый словарь? Любят ли они читать словари? Ответы, конечно, будут самые разные, ведь многое зависит не только от учителя, но и от культурного уровня семьи, где растет ребенок. А ведь все это достаточно серьезно. В литературе остались свидетельства того, что многие известные люди читали словари запоем, предпочитая другому виду чтения.

Известный французский писатель А. Франс назвал словарь «вселенной, расположенной в алфавитном порядке». С. Я. Маршак оставил поэтическое свидетельство необходимости словаря.
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.


Читаю: Век, От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…

В словах звучат укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.


Разумеется, значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Словари обогащают лексический запас, учат правильному произношению, пониманию фразеологизмов. Задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать современных детей, для которых на первом месте стоит компьютер, чтением словарей. Как же это сделать?

Во-первых, необходимо на уроках пользоваться при каждом удобном случае словарями. Эта работа очень важна как в младших классах, так и старших. Изучая тему «Лесика» проводить специальные уроки, посвященные словарям. Например, можно провести знакомство со словарями в нетрадиционной форме. Привлечь старшеклассников, которые в интересной форме познакомят и расскажут о различных видах словарей: Толкового, Синонимов, Антонимов, Фразеологизмов, Орфоэпического, Заимствованных слов, Этимологического.

Довольно часто приходится обращаться помощи Толкового словаря, в котором значение слова раскрывается с помощью краткого определения. Если значений несколько, то они даются под порядковым номером. Обязательно даются примеры употребления слов в каждом значении. Помощь Толкового словаря неоценима для людей, слабо владеющих русским языком. Очень хорошие результаты, если учитель сумел привить интерес к работе со словарем.

Фразеологизмы вызывают достаточно большие затруднения у учащихся. Дети-мигранты часто вообще не понимают, что такое фразеологизмы. Есть замечательные иллюстрированные словари фразеологизмов, которые в доступной форме объясняют значение того или иного выражения. Тема очень интересная, живая, но вызывающая много затруднений.

Словарная статья включает в себя заголовок, грамматические и стилистические пометы, иллюстрированный материал, справочную часть. Приводятся фразеологизмы, наиболее часто используемые в устной литературной и художественной, а также научно-популярной литературе.

Большой интерес вызывает у учащихся Словарь иностранных слов, в котором объясняются значения слов и терминов иноязычного происхождения, усвоенных русским языком. Если учесть, что в современном русском языке постоянно появляются слова из других языков, обозначающие научно-технические достижения, то работа с таким словарем просто необходима.



В рабочих тетрадях Г.А. Богдановой по русскому языку с 5 по 9 класс систематически даются задания, подразумевающие работу со словарями. Например, в 6 классе определить значения слов дельфинарий, гербарий и т д., написать как можно больше слов, содержащих греческие и латинские корни: гидро-вода, термо-тепло, вита-жизнь и т др. Объяснить значения фразеологизмов. Многие задания даны в игровой форме и легко усваиваются учащимися.

Если учесть, что в последнее время усиливается приток нерусского населения в мегаполисы, а для детей-мигрантов русский язык не является родным, однако обучение в полиэтических классах русскому языку осуществляется по программе «русский язык как родной». Для таких учащихся не существует льготных требований к знанию русского языка, они должны быть подготовлены к сдаче ЕГЭ наравне с другими учащимися, для которых русский язык является родным. Всё это вызывает большие трудности в обучении детей- мигрантов, и одним из способов улучшить словарный запас этих детей, заинтересовать историей языка, научить правильно произносить русские слова является систематическая работа со словарями на уроках.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница