Методика I и организация работы по ее использованию



Скачать 195.88 Kb.
Дата19.11.2016
Размер195.88 Kb.
Методика I и организация работы по ее использованию:
В заданиях методики I используются:

Понятия (слова-термины), которые разделяются на учебные и внеучебные.



Внеучебные понятия отражают абстрактные фило­софские категории (пространство, время, движение, развитие) и составляющие среды обитания (вода, земля, воздух, огонь, чело­век).

Учебные понятия - берутся из пройденного материала по курсам 9-го класса.

Рисунки и реальные предметы представляют объекты живой и неживой природы, продукты культуры и искусства.

К примеру, в виде ри­сунков можно дать:


  • пейзажи

  • жанровые картинки

  • репродукции картин и т.д.

В виде реальных предметов можно дать различные предметы.

К примеру. Слова – термины:



  • Учебные угол, модуль, озеро, горный хребет, коллективизация, рыночное хозяйство, колониализм.

  • Внеучебные:

      • Философские категории : пространство, время, движение, развитие.

      • Среда обитания вода, земля, воздух, огонь, человек.

Рисунки:

    • горный пейсаж с рекой;

    • деревенский пейсаж с людьми, работающими в поле;

    • жанровая картинка в «Библиотеке»;

    • жанровая картинка «В мастерской»;

    • репродукция картины «Гибель Помпеи».

Реальные предметы: камень, картофелина, молоток, книга, статуэтка,
В заданиях требуется изложить ту информацию о заданных объектах, которой располагает учащийся.

Организация работы с эти­ми заданиями предполагала свободную интерпретацию школьниками предложенных объектов в виде письменных работ.

Ученикам предлагается написать все, что они знают про за­данный объект. Перед началом работы дается следующая инструкция: «Ребята! В процессе общения, при разговоре друг с другом лю­ди вкладывают в одни и те же слова разный смысл, поэтому они иногда не понимают друг друга и между ними возникают разного ро­да недоразумения. Мы хотим узнать, какие же значения вкладывают люди в одно и то же слово. Сейчас мы предлагаем вам написать на отдельных листочках все известное вам про то, что мы напишем на доске (вам покажем). На каждое слово (рисунок) дается по 5 минут.

Если вы захотите что-то добавить, то сможете это сделать в конце урока, у вас будет на это время. Оценки за работу ста­виться не будут, т.к. мы считаем, что все ваши ответы - пра­вильные. Предварительно напишите на своих листках фамилию, имя, класс и дату. Итак, что вы можете сказать про...". (На доске пишется слово ПРОСТРАНСТВО, через пять минут слово стирается и пишется другое и т.д.).

Работа проводится в классных условиях или индивидуально (в тех случаях, когда кто-то из учеников отсутствовал во время классного эксперимента). Чтобы учащиеся могли наиболее полно проявить свою индивидуальность, нужно создавать непринужденную обстановку, что достигается, в частности, свободной формой инструкции, которая обеспечивает максимальную самостоятельность и свободу выбора способа описа­ния объекта при выполнении заданий каждым учеником.



При проведении методики I необходимо соблюдать следу­ющие требования:

1) не сковывать свободу ученика: давать ему возможность ис­пользовать те средства работы с объектами и форму их интерпрета­ции, которые более всего ему удобны;

2) обеспечить каждому ученику оптимальный для него темп выполнения заданий, не торопить его фразами: "Работай быстрее!", "Время кончается" и т.п.;

3) не создавать у учащихся установку на определенную тему или учебный предмет;


При обработке ответов учитывается:

  1. на какие формально-логические признаки опирается ученик: указывает ли он и родовые, и видовые или только видовые (отдельные) признаки, описывая тем самым единичный объект; только родовые признаки, описывая не данный объект как таковой, а некоторые собиратель­ные сведения о группе однородных объектов, фиксируемых словом (понятием);

  2. в какой взаимосвязи употребляет ученик выбранные признаки:

    • рядоположенно или в какой-либо другой системе (функциональной);

    • как ученик характеризует данный объект: с точки зрения его происхождения (генетически), использования (функционально) или как-либо еще;

    • отвечают ли используемые учеником признаки содержанию какой-нибудь одной или нескольких областей знаний (если да, то какой или каких именно);

    • носят они интегральный, общенаучный характер или основаны на житейских (обыденных) знаниях о данном объекте.

Анализ высказывания по форме репрезентации ответа проводит­ся по следующим показателям:

  1. в каком виде - определения или описания - излагает ученик имеющиеся у него сведения о за­данном объекте;

  2. использует (или нет) яркие образные выраже­ния, оценочные суждения (эмоциональные или прагматические), вы­сказывания типа "социальных клише" (экологических, публицисти­ческих, литературных, штампов обыденной речи).

База данных по данной методике следующая:



Ф.И. ученика

Научность формулировок

Исп. яркие образн. выражения

Оценочные

суждения

Использ. социаль-ные клише

Ср. пок. (в %)

Дает определения

Только описывает

Эмоцио-нальные

Прагма-тические

1



















































Общ. показат. (в %)























Методика II и организация работы с ней.

Цель заданий этой методики: выявить, какие признаки, специфичные или неспецифичные для той или иной области знаний, выделяет ученик при рассмотрении заданного объекта. В соответ­ствии с этой целью задания, используемые в методике П, строятся только на учебном материале и требуют (в отличие от заданий методики I) некоторых ограничений свободы высказываний школьни­ков при характеристике объектов. Этим обеспечивается возможность более или менее однозначной интерпретации признаков, использу­емых учащимися, разведения их на специфичные и неспецифичные для той области знаний, которой принадлежит заданный объект-понятие.

Вместе с тем нужно стремиться так конструировать задания, что­бы была возможность сопоставления результатов по I и II методике.

Важно проверить, насколько устойчивы используемые учеником способы проработки, меняются ли они при выполнении учеником заданий, построенных на учебном материале, или остаются неизменными.

В заданиях методики II можно использовать до 20 объектов. Все они представляют собой учебные понятия, взятые из школьных кур­сов физики, ботаники, математики, географии, истории (жидкость, тело, испарение, цветковое растение, треугольник, функция, па­раллелограмм, металл, элемент, река, животное, растение, прямая, вулкан, пустыня, мореплавание, город, государство, за­висимый крестьянин и т.п. ). Все понятия задаются в словесной форме. Требуется охарактеризовать заданный объект, выбрав необходи­мые признаки из предложенного набора.

Три типа заданий, с помощью которых можно определить:


    1. какой предметной области отвечают по своему содержанию признаки, используемые учеником для характеристики объекта;

    2. какие стороны объекта выделяет ученик при его ха­рактеристике;

    3. какого типа связи он при этом вычленяет.

К каждому из понятий составляется набор слов (словосоче­таний), связанных с исходным. Набор содержит ряд слов или сло­восочетаний, разбитых на 4-6 групп (по три слова в каждой). Сло­ва, входящие в одну группу, связаны между собой принадлеж­ностью к какой-либо одной предметной области.

Приведем пример такого набора слов к понятию "испарение". Каждая группа слов реализует рассмотрение этого понятия (оно включено для наглядности во все группы и выделено рамочкой) с точки зрения какой-либо одной области знаний, название которой указано в скобках над каждой группой слов. Слова подбираются так, что исходное понятие можно включить в любую группу, не нарушая ее единства по указанному принципу. Так, по­нятие "тело" можно раскрыть в своем содержании как с пози­ции математики, физики, биологии, лингвистики (русского языка) , так и с позиций житейских представлений; понятие "город" - с позиции истории, географии, лингвистики, житейских представлений; понятие "испарение" - с позиции математики, физики, биологии, географии, лингвистики, житейских представлений; понятие "мореплавание" - с позиции истории, географии, лингвистики, житей­ских представлений.

ОБРАЗЕЦ.

Инструкция: Прочти внимательно приведенные ниже слова, Выпиши из них три слова или словосочетания так, чтобы все они были определен­ным образом связаны со словом ИСПАРЕНИЕ и составляли целостную группу.



Похолодание, водоем, температура, пароход, болото, листопад, жидкость, топкий, интенсивность, пар, туча, парное, нагревание, гнилостный дождь, поверхность, пропорциональность, испарина.

Напиши, почему ты выбрал именно эти слова.

Анализ выполнения заданий проводится с помощью заранее составленного "ключа" По тому, в какую группу слов включил уче­ник исходное понятие (в данном случае - ''испарение"), можно су­дить, с позиции какой предметной области он рассматривает соот­ветствующий объект. Кроме этого, можно получить информацию о том, функциональные или генетические признаки предпочитает ученик при характеристике объекта, склонен ли он к использованию образных выражений или "социальных клише». Это дает возможность соотно­сить полученные данные с результатами методики I по соответству­ющим показателям.

Наборы заданий составляются таким образом, чтобы в них входили признаки, характеризующие объект:



  • абстрактно (например: "Это фигура, имеющая три стороны") или конкретно ("Голубой тре­угольник с нарисованным в середине белым человечком означает: "Переход");

  • функционально ("Бумажный треугольник можно исполь­зовать для изготовления "змея") и генетически ("Он образуется при попарном пересечении трех прямых");

  • образно ("Он похож на крышу дома");

  • эстетически ("С помощью треугольников можно сос­тавить красивый орнамент");

  • с позиций лингвистики ("Он произо­шел от слов "три" и "угол");

  • с помощью "клише" ("Иногда говорят: "Любовный треугольник").

Работа организуется следующим образом. Учащимся раздаются листы с наборами предложений-характеристик, следующих друг за другом в случайном порядке, и бланк с письменной инструкцией, на котором оставляется место для выполнения задания.

Образцы такого листа и бланка :

Выбери из предложенных на листе признаков не менее 12 таких, которые, по твоему мнению лучше всего характеризуют ТРЕУГОЛЬНИК. Выпиши на бланке ответов номера выбранных признаков. Если ты считаешь, что что-то пропущено, можешь добавить на бланке ответов.

1. Про него много теорем.

2. Вокруг него можно описать окружность.

3. Он похож на крышу дома.

4. Сумма длин двух любых его сторон больше третьей.

5. С помощью треугольников можно составить красивый орнамент.

6. Это фигура, имеющая три стороны.

7. От слова "треугольник" произошло название шляпы "треуголка".

8. Точка пересечения его биссектрис есть центр вписанной окруж­ности.

9. Иногда говорят: "Любовный треугольник".

10. Сумма его углов составляет 180°.

11. Его можно нарисовать.

12 Он образуется при попарном пересечении трех прямых.

1З. У него можно найти центр тяжести.

14. Его медианы в точке пересечения разбиваются в отношении 1:2.

15. Его можно изготовить из бумаги и из картона.

16. Его высоты пересекаются в одной точке.

17. Голубой треугольник с нарисованным в середине белым человечком означает: "Переход");

18. Это фигура, имеющая три вершины.

29. Это Бермудский треугольник.

20. Его высоты пересекаются в одной точке.

21. Он произошел от слов "три" и "угол".

22. Это Фигура, имеющая три угла.

23. Бумажный треугольник можно использовать для изготовления "змея".

24. Его биссектрисы пересекаются в одной точке.

25. Его изучают в школе.

26. Точка пересечения срединных перпендикуляров его сторон есть центр описанной окружности.

37. Треугольником иногда называют линейку.


Бланк ответов:

Фамилия, имя: класс дата







































Какие из выписанных тобой признаков являются, на твой взгляд, самыми главными? Обведи соответствующие номера кружком. Попытайся разбить выписанные тобой признаки на группы и объясни, почему ты сгруппировал их именно таким образом.
Анализ работ учащихся осуществляется с помощью "ключа", который составляет сам учитель. В зависимости от того, какие предложения использу­ет ученик для характеристики объекта (в данном случае - треуголь­ника) и какие из них он считает самыми существенными, можно су­дить:

  • во-первых, выделяет ли он признаки, адекватные, неадекват­ные той области знаний, из которой взято соответствующее понятие;

  • во-вторых, соответствует или не соответствует система призна­ков, выделенная учеником, той, которая принята в данной науке.

  • В – третьих, какие признаки он выделяет: абстрактные или конкретные, функциональные или генетические, образно-эмоциональные, социальные (бытовые) "клише".

Полученные данные необходимо соотнес­ти с теми, которые получены на основе данных методики I.

Т.е. в первой методике дана форма диагностического задания, предусматривавщая целые наборы слов предметного содержания. Во второй методике дается одно слово – понятие и огромный набор различных признаков – проявлений данного понятия в различных классификациях.

Т.е. форму первой методики желательно использовать профконсультанту. Вторую же форму - учителю элективного курса.

РЕЗУЛЬТАТЫ НЕОБХОДИМО СООТНЕСТИ МЕЖДУ СОБОЙ ПО ТОМУ, НА КАКИЕ ГРУППЫ ПРИЗНАКОВ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОРИЕНТИРУЕТСЯ УЧЕНИК.

Это и есть выражение склонности ученика к тому или иному предметному содержанию и способам проработки учебной информации.

Для уточнения «диагноза» склонности ученика желательно проведение методики № 3.


Описание методики Ш.

Цель - выявление предпочтений школьников к работе с определенным предметным содержанием. Важно определить, с каким предметным материалом легче и успешнее ра­ботает ученик.

Выявление индивидуальных различий учащихся в оперировании учебным материалом разного предметного содержания осуществляется через анализ способов их работы со специально разработанными текстами, которые составляются либо на материале одно одной дисциплины или нес­кольких учебных дисциплин. Это позволяет вводить ученика в раз­ное содержание и выявлять его избирательное отношение к этому содержанию.

При работе с готовыми текстами учащимся предлагается выя­вить скрытые в тексте проблемы, отмечать имеющиеся в нем несо­ответствия (противоречия), письменно исправлять неструктурирован­ный текст по памяти.

Тексты желательно составлять на материале элективных курсов.
Приведем содержание ряда текстов:


  1. однопредметного - ге­ографического содержания;

  2. двухпредметного - историко-математического содержания;

  3. трехпредметного - географо-биолого-исторического содержания.


Пример однопредметного текста - географическое содержание.

Детям раздаются сами тексты и чистые бланки ответов. Уст­но дается инструкция: «Ребята! Прочтите внимательно текст, ко­торый вам дали, и запишите на бланке все вопросы, которые у вас возникли при чтении этого текста. Если у вас самих никаких вопросов не возникло, то запишите вопросы, которые, по вашему мнению, могут появиться у других людей: у ваших друзей, сверст­ников, товарищей по классу и т.д. Текст можно читать столько раз, сколько потребуется. Он будет у вас в течение всего вре­мени работы с ним. Вопросы можно задавать любые. Если вам кажет­ся, что данный текст ни у кого не вызовет никаких вопросов, то напишите на бланке: "Вопросов нет". Работа будет оцениваться в зависимости не только от количества, а главное - от качества поставленных вопросов (ведь можно придумать сотню "дурацких" вопросов, но от этого ваша работа лучше не станет). В журнал бу­дут проставляться только хорошие отметки, так что у каждого есть возможность получить "пятерку" в журнале и при этом никакого риска получить "тройку" или "двойку". Когда закончите работу, поднимите руку. Итак, напишите на бланке свою фамилию, имя, класс, дату и приступайте к работе».



На выполнение задания отводится 20 минут.
Разнообразна природа Африки. Сплошная стена тропического леса, бурная зелень травянистых равнин с громадными приземисты­ми деревьями - баобабами, огромные пространства пустынь. Пусты­ни в Африке занимают весь север материка, за изключением северо-западной горной части, а в юго-западной Африке - узкую береговую полоску (nустыня Намиб). В северной части пустыня тянется на тысячи километров с запада на восток. Это величайшая пустыня мира - пустыня Сахара. Нa западе она подходит к самому берегу Ат­лантического океана. Растительность здесь очень бедная: лишай­ник, верблюжья колючка да безлистый кустарник.
В этом тексте содержится противоречие, которое состоит в том, что в части материка с достаточным количеством тепла (се­вер Африки) и влаги (побережье океана) расположена пустыня с крайне скудной растительностью. Учащиеся должны вычленить это противоречие по мере чтения текста.
Текст историко-математического содержания.

Организация работы с такого рода текстами . Детям раздавали тексты и чистые бланки. Устно дается следующая инструкция: «Ребята! Вы должны внимательно прочитать полученный текст и коротко записать на бланке то, что в этом тексте кажет­ся вам противоречивым. Если никаких противоречий или несоответ­ствий в тексте вы не обнаружите, то на бланке напишите одно слово: "Нет". На всю работу дается 5 минут. Ровно через 5 минут мы соберем тексты и бланки. Итак, напишите на бланке свою фамилию, имя, класс и дату. Приступайте к работе. Время пошло».


В 1804 году Наполеон провозглашает себя императором Франции. Он начинает войны в Европе. В 1812 году Наполеон нападает на Россию. Отечественная война I812 года закончилась победой России, а вскоре русские войска входили в Париж как победители и триум­фаторы. В 1815 году, пробыв у власти всего 16 лет, Наполеон был свергнут и сослан на остров Эльба. Это было в январе, а спустя полгода французская армия под командованием Наполеона была разбита при Ватерлоо англичанами.
Для обработки:

В этом тексте содержится два противоречив: одно математи­ческого характера, другое - исторического. Первое состоит в том, что с 1804 года (год провозглашения Наполеона императором) по 1815 г. (год свержения Наполеона) прошло не 16, а только 11 лет . Противоречие исторического характера состоит в том, что Наполе­он, будучи сосланным на остров Эльба, командовал армией в битве при Ватерлоо.



Ограничение времени при работе с такими текстами определяется потому, что задачей является потребность зафиксировать не все противоречия, ко­торые сможет отыскать ученик в тексте, а только те, которые он обнаружит в первую очередь, на что он прежде всего обратит вни­мание, каким будет ого подход к анализу заданного текста -математически или исторический.
Подобную методику могли бы разработать несколько учителей - авторов элективных курсов, интегрировав содержание нескольких учебных дисциплин.
Текст географо-биолого-исторического содержания.
Перед началом работы ученик, ассистент экспериментатора, раздает чистые двойные листы, на которых ученики пишут свою фамилию, имя, класс, дату. После этого учащимся дается экспе­риментатором следующая инструкция: "Ребята! Сейчас я прочитаю вам текст. Он довольно длинный. Вам нужно его прослушать очень внимательно, т.к. читать я его буду только один раз, а вам придется с ним работать. (После этого в обычном темпе, но вырази­тельно зачитывался текст). А теперь изложите, пожалуйста, пись­менно прослушанный текст так, как он вам запомнился. Понятно, что задание трудное, т.к. текст очень длинный, и сначала вам будет казаться, что вы ничего не помните. Но это только ка­жется. Через 1-2 минуты у вас в памяти начнут всплывать куски текста. Записывайте их. Неважно, если порядок изложения будет не таким, как в тексте. Главное - пишите все, что помните. Если вы забудете какое-нибудь название или не будете знать, как пи­шется какое-либо слово, поднимите руку и вам будет оказана помощь. Те, кто вспомнит очень мало, не отчаивайтесь. Если вы запомните и запишете хотя бы небольшую часть текста, - это хорошо, ведь текст длинный и трудный. Оценки в журнал за эту работу мы будем ста­вить только тем ребятам, кто сам этого захочет, и, конечно, толь­ко хорошие и отличные. За грамотность оценки снижаться не будут. Работайте спокойно, впереди почти целый урок. Если будет нужно, вы сможете задержаться еще на 10-15 минут. Приступайте к рабо­те".
От северного побережья острова Новая Гвинея в Океании через три ряда горных хребтов до травянистых равнин и болот реки Сепик протянулась территория, которую населяют арапеши.

Прибрежные арапеши селятся большими деревнями. Каждое ут­ро все уходят работать на огороды или саговые поля, расположен­ные недалеко от деревни. У порога хижин дремлют старухи. Они уже не ходят на огороды и целыми днями сидят в деревне. На огородах выращивают таро и батат, ямс и бананы. Стебли бананов огорожены ветками, чтобы не подрыли свиньи.

Здесь очень сухо, дожди бывают редко. Дождевую воду береж­но собирают в специальные резервуары. Побережье покрыто буйной тропической зеленью. Сразу за узкой полоской коралловой кромки пляжа высятся стройные рощи кокосовых пальм. Влажные леса чере­дуются с участками травянистой пустоши - саванны, - которые об­разовались в результате тысячелетней деятельности людей, выру­бавших леса под огороды.

Люди, поселившиеся на побережье, остались по духу жителями леса. На соседних островах они позаимствовали искусство стро­ить каноэ, но в открытое море они выходят редко. Арапеши чув­ствуют себя увереннее, занимаясь рыбацким промыслом во внутрен­них озерах или на мелководье, в лагуне.

В лагуне нет течений. Прозрачность воды удивительная. По дну лагуны медленно передвигаются морские звезды, мелькают быст­рые серебряные рыбки. Здесь живет единственный ядовитый вид мор­ских звезд - "терновый венец". Нечаянный укол причиняет мучительную боль и вызывает общее отравление.

Лагуна отделена от моря колоссальными коралловыми рифами, площадь которых в 20 раз больше Европы.

Прибрежные арапеши -полные, медлительные люди. Они ведут размеренный образ жизни, где работа на огороде сменяется рыбной ловлей, рыбная ловля - охотой, а будни - красочными праздниками.

Но как только мы начинаем подниматься по узким скользким тропам в горы, весь стиль жизни резко меняется. Мы уже не встре­чаем больших поселений. Деревни объединяют не больше 3-4 семейств. Почва здесь неплодородна. Саго мало, т.к. нет больших естествен­ных болот, где оно бы росло в диком виде. В горных потоках нет почти ничего, кроме креветок, но и их очень мало. В этой гористой, покрытой ущельями местности почти любой кусок ровной земли называется хорошим местом, а все крутые, каменистые места - "пло­хими".

Все жители деревни работают вместе, земля у них общая. Сна­чала они обрабатывают один огород, потом другой, затем третий и так все по очереди. Урожай делится поровну. Жизнь деревни так проста, что арапешам не нужны ни вожди, ни старейшины. Все во­просы решают сообща, медленно и спокойно обсуждая их у общего костра. Жизнь горных арапешей более сурова, чем жителей побе­режья. Мужчины занимаются охотой. Они приносят добычу в деревню и раздают ее всем желающим. Самый низкий человек в общине, человек настолько безнравственный, что с ни даже говорить бесполезно, для арапешей тот , кто сам съедает дичь, убитую им, будь это даже крохотная птаха.

Птиц на острове вообще очень много. Большинство из них гнез­дится на побережье. Жизнь других тесно связана с морем. Над лагу­ной всегда кружатся белые крачки - близкие родственницы чаек. Насытившись мелкой рыбешкой, они летят домой, но гнезд у них нет. Самка откладывает яйцо прямо на толстую горизонтальную ветку и, придерживая черными лапками, насиживает его. Вылупившийся птенец сразу впивается в свою ветку острыми коготками, да так и сидит на ней, поджидая родителей с кормом. Животный мир Новой Гвинеи менее богат, чем мир птиц. В нем насчитывается несколько видов кенгуру, сумчатые барсуки, из морских животных выделяется дюгонь - крупное млекопитающее из отряда сирен. Очень ценится арапешами из-за вкусного мяса и жира.

Морской промысел не очень развит у арапешей, но иногда они выменивают мясо и жир морских животных у жителей соседних остро­вов.

Острова в Океании разбросаны неравномерно, особенно много их в ее западной части. Океания - крупнейший островной мир, рас­положенный в центральной и юго-западной части Тихого океана, ко­торый занимает более трети поверхности нашей планеты. Большин­ство островов Тихого океана - вулканического происхождения, но острова, близкие к Новой Гвинее, сложены из осадочных пород. Ко­ралловые рифы, мелководье, частые штормы представляют большую опасность для мореплавания в этом районе.
Этот текст, представляющий собой достаточное объемное науч­но-популярное описание, сконструирован специальным образом. Текст разбит на абзацы, описывающие жизнь племен, населяющих остров Новая Гвинея, с точки зрения различных областей знаний. Так, три абзаца этого текста посвящены характеристике местоположения, про­исхождения и климата острова, три абзаца - его растительности и животному миру и три абзаца - занятиям, обычаям, общественным отношениям племен, живущих на острове.

Суммарный объем "геогра­фических", "биологических" и "исторических" абзацев приблизи­тельно одинаков. В одном из каждых трех абзацев содержатся осо­бенно интересные сведения об описываемом объекте (удивительные факты, необычные явления, яркие черты). Абзацы следуют, один за другим в случайном порядке, и логическая взаимосвязь между ними отсутствует. Это сделано, чтобы затруднить построение логической схемы текста и тем самым усложнить его запоминание.

Обычно на проведение диагностики отводился целый урок, а при необходимости дети могут задержать­ся и на перемену.

Выписывать трудные слова и незнакомые названия на доске не следует, чтобы не наталкивать учащихся на использование связанных с ними фрагментов текста.


В данном тексте интересно, какой пред­метный материал лучше и легче всего запоминает и воспроизводит ученик. Поэтому в инструкции перед прочтением текста наме­ренно не даются установки на его подробное изложение, не требуется от учащихся полноты и последовательности его воспроизведе­ния.

При анализе работы учащихся с такими текстами выявляется:



  • во-первых, обнаруживает ли ученик проблемы (противоречия), содержащиеся в тексте, и если да, то в каком предметном содер­жании он вычленяет их успешнее и легче;

  • во-вторых, какое пред­метное содержание он легче и лучше запоминает, полнее воспроиз­водит.

Эти данные позволяют судить о предпочтениях ученика к работе с материалом, относящимся к определенной области зна­ний, что и является основной целью разработки методики III.

Работа каждого ученика с заданиями всех трех методик (все­го было разработано свыше 50 заданий) позволяют выявить:



  • характер выполнения заданий;

  • способы проработки учебного материала раз­ного содержания, вида и формы;

  • динамику этих способов в зависи­мости от предъявляемого материала или, наоборот, их устойчивость у одного и того же ученика применительно к работе с разным учеб­ным содержанием.

Сравнительные данные, полученные на каждого ученика при работе с заданиями всех трех методик , позволяют достаточ­но полно составить "профиль" ученика по целому ряду показателей.

В заключение следует подчеркнуть, что все три методики не являются обучающими. Их скорее можно отнести к проективным методикам. Они преследуют иные цели, чем обучаю­щие методики. С их помощью удается выявить:



  1. какие признаки заданных объектов-понятий использует ученик;

  2. соответствуют (и в какой мере) или не соответствуют эти признаки тем, которые задаются учебным предметом;

  3. насколько устойчиво используются учеником те или иные признаки;

  4. каковы предпочтения ученика в работе с разным учебным содержанием,

  5. в чем они проявляются.


Работа ученика в системе этих заданий (не отни­мающих ни у учителя, ни у ученика много времени.) дает определен­ное представление о "стиле" его познавательной деятельности, а главное - раскрывает источники его индивидуальных предпочтений в работе с учебным материалом определенного содержания, вида и формы. С помощью данных методик удается выявить и описать эти предпочтения, проверить устойчивость их проявления, проследить становление на их основе учебных интересов, которые к 9 классу определяют ориентацию ученика на выбор соот­ветствующего профиля обучения в старших классах.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница