Методическое пособие проектирование уроков литературы



Скачать 476.21 Kb.
страница1/2
Дата27.10.2016
Размер476.21 Kb.
  1   2


Северо-Казахстанская область

Аккайынский район

ГУ «Чаглинская школа-агролицей»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Проектирование уроков литературы

а. Шагалалы, 2012 год

Автор: Мартьянова С.С., учитель русского языка и литературы, первой категории, Чаглинской школы-агролицея

Проектирование уроков литературы. Чаглинская школа-агролицей, 2012 – 36 с.

В воспитании души, пробуждении духовности не случайно главная роль принадлежит предметам гуманитарного цикла, а среди них особая – литературе – виду искусства, в котором слово отражает мир: внешний, окружающий человека, и внутренний, живущий в нем самом. И поэтому главная задача учителя-словесника состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В данном методическом пособии рассматривается одна из самых актуальных проблем современности – развитие духовно-нравственных качеств школьников на примере произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Данное пособие адресовано учителям русского языка и литературы и поможет им в организации работы по воспитанию чувства долга, ответственности, патриотизма, доброты, милосердия у учащихся.

Предложенные разработки уроков автором практически апробированы, дали положительный эффект, в связи с чем и включены в настоящее пособие.

Рецензент: Шурр А. П., учитель русского языка и литературы, высшей категории, Киялинской средней школы Аккайынского района Северо-Казахстанской области



Введение


В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда романтизм не в моде, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны.

Именно поэтому на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином своей страны – Республики Казахстан.

Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. В художественных произведениях русской литературы поднимаются вопросы этики, эстетики, политики. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа.

Доверимся для начала взгляду со стороны, вдумаемся: как иностранные литераторы воспринимали создания писателей русских.

Стефан Цвейг: «Раскройте любую из пятидесяти тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой ребятишек, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. И, если мы оглянемся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах – чего хотят там люди? – быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? – Никто. Ни один».

Украинский писатель Иван Франко: «…если произведения литератур европейских нам нравились, волновали наш эстетический вкус и фантазию, то произведения русских мучили нас, задевали нашу совесть, пробуждали в нас человека…»

У русского же писателя А. Солженицына это выражено еще определеннее: «Чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои – он ищет справедливости и добра».

Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей. Не частные вопросы, но важнейшие, всеобщие – волновали сознание и душу творцов русской литературы.

Опору для осмысления русской литературы находим в Нагорной проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут…» (Мф. 6, 19-20).

Вот главная тема русской литературы – противоборство двух раздирающих душу и сердце наших стремлений – к сокровищам небесным и сокровищам земным.

Человек обречен на выбор между добром и злом, но он усугубляет заключенный в этом трагизм своего существования еще и метаниями между различными пониманиями добра и зла. Вот эту-то смятенность души высветила русская литература. Западный человек может, разумеется, страдать, но от отсутствия миллиона, титула, коттеджа и т. д. И только в русской литературе возможно появление героя, который страдает, обладая всеми подобными благами в переизбытке.

Поэтому так важно, чтобы урок литературы приблизил современного школьника к тем духовным высотам, которые выработала русская литература, основанная на христианских, православных традициях.

Сегодня, когда одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литературы уроками нравственности, добра и красоты. Уроки литературы должны стать поистине уроками «нравственного прозрения».

Основой нравственного воспитания школьников в старших классах является чтение и изучение русской классики, степень эмоционального воздействия которой на читателя безгранична, а нравственно-эстетический потенциал неисчерпаем. Уроки литературы должны помочь оформлению духовно-нравственных принципов в сознании учащихся, укрепить их национальное самосознание, патриотические чувства.

Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Русская классика – это проповедь человечности, добра и поиски путей, ведущих к нему.

Говоря о нравственном воспитании, следует четко представить его содержание.

До недавнего времени нравственное воспитание сводилось обычно к воспитанию патриотизма, интернационализма, трудолюбия, коллективизма, дисциплины, честности.

Теперь многие стороны понятия морали приобретают еще более глубокое содержание. В содержание морали включаются и такие понятия, как гуманизм, долг, благородство и порядочность, достоинство и добросовестность, сердечность и вежливость, гордость и мужество. С нравственным воспитанием учащихся связано и рассмотрение вопросов о личном и общественном, о цели и смысле человеческой жизни, о счастье, дружбе, любви.

Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, гуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Главная цель уроков литературы – обеспечить специальное литературное развитие школьников, без которого никогда не произойдет настоящей встречи с искусством слова, не появится подлинный читатель, человек высокой духовности. Именно к русской литературе как средоточию гуманизма и гармонии, обращаемся мы в поисках духовных ориентиров и ценностей.

В образовательном Госстандарте по литературе значительно усилена духовно-нравственная функция предмета и определены цели изучения литературы: воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Нравственно-эстетический потенциал древнерусской культуры и литературы, творчества Пушкина, Некрасова, Толстого, Чехова очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема. Это воистину – «неупиваемая чаша» нашей духовности.

Итак, размышляя о духовно-нравственном потенциале русской литературы и культуры в целом, о воздействии – интеллектуальном, духовном и нравственном – русской словесности на умы, сердца и души наших воспитанников, хочется обратиться к воистину «неупиваемой чаше» нашей духовности – к духовному наследию подлинно русского интеллигента, Человека высокой духовности и нравственности – Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, который дал в конце прошлого века очень точную оценку веку грядущему: «XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, или его не будет совсем…»

«Духовность есть определяющее, светоносное значение человека, главенствующая его сущность, источник, где он сообщается с собой – каким он должен быть. Духовность – это соединение в одном понятии красоты, любви, долга и истины, ради чего когда-то был создан человек и во имя чего определились его пути. Можно отделить церковь от государства, но отделить человека от духовности, значит полностью извратить его назначение и суть». (В. Распутин).

Программный материал 8-11 классов представляет для духовно-нравственного воспитания старшеклассников большие возможности. Произведения классической литературы прославляют глубокую веру народа, его нравственные силы, любовь к родной земле, глубокую человечность, вопросы морали: чести, долга, совести, нравственного выбора человека. Примером тому является, несомненно, повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

В данном методическом пособии предлагается система уроков по изучению повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В них учитель сможет найти как теоретические опоры, так и конкретные примеры, позволяющие ему:

- точно сформулировать цели урока;

- определить несколько возможных учебных задач;

- оптимально спроектировать каждый этап урока в зависимости от поставленных целей и варианта учебной задачи;

- выбрать формы диагностического контроля, соотнося их с целями уроков.

В настоящем пособии я решила также поделиться опытом с коллегами, как при изучении повести А. С. Пушкина воспитывать у школьников духовно-нравственные, моральные качества: чувство патриотизма, долг, ответственность, гуманизм, благородство и порядочность, достоинство и добросовестность, сердечность и вежливость, гордость и мужество.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница