Методическое пособие Москва 2009 ббк 74. 4 Б32 Бачина О. В., Загребельная св., Кожевникова И. В



страница1/8
Дата08.11.2016
Размер0.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8






О.В. Бачина, СВ. Загребельная, И.В. Кожевникова

АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ

Методическое пособие

Москва 2009

УДК 373 ББК 74.4 Б32

Бачина О.В., Загребельная СВ., Кожевникова И.В.

Б32 Аттестация учителей-логопедов. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед») (8). ISBN 978-5-9949-0249-3

Пособие предназначено для педагогов, аттестующихся на вторую, первую и высшую квалификационную категории. Содержит нормативные акты, регламентирующие процесс аттестации, а также обстоятельные методические рекомендации по формам и процедуре ее проведения с учетом специфики деятельности учителей-логопедов образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности. Может быть использовано специалистами системы дополнительного профессионального образования, отделов управления образованием для объективной и эффективной работы по проведению аттестационных процедур.

Преподаватели и студенты педагогических высших и средних учебных заведений найдут здесь ответы на вопросы, связанные с аттестацией учителей-логопедов.

УДК 373 ББК 74.4



Бачина Ольга Викторовна, Загребельная Светлана Викторовна, Кожевникова Ирина Владимировна

АТТЕСТАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ Методическое пособие

Главный редактор Т.В. Цвешкова Научный редактор ОЛ. Степанова

Редактор JJ.C. Киммель Дизайнер обложки О.В. Максимова

Корректор Л.Б. Успенская Компьютерная верстка Г.В. Калининой

Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»

Библиотека журнала «Логопед» зарегистрирована в Федеральной службе

по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций

и охране культурного наследия 12.07.07. Свидетельство ПИ № ФС-28843.

Подписной индекс (в комплекте) в каталогах: «Роспечать» — 18036, «Пресса России» — 39756

Подписано в печать 19.10.09. Формат 60 х 9О'/16-Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 4,0. Тираж 6000 экз. Заказ № 2611.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета.

Смоленской областной типографии им. В.И. Смирпонн.

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

ISBN 978-5-9949-0249-3 © 000 «TI I, ('Ф"1'» •. 2009


Введение*

В настоящее время в российской системе образования все заметнее тенденции возврата интереса к общечеловеческим ценностям, утверждение гуманных идеалов как высших уровней развития личности, возрастание значимости личностно-ориентированного подхода и социализации в обучении и воспитании подрастающего поколения. Большое внимание уделяется проблемам специального обучения детей с отклонениями в развитии: раннему выявлению нарушений в развитии, ранней комплексной реабилитации детей; проектированию нового содержания образования применительно к разным категориям детей с особыми образовательными потребностями; реализации идей социального согласия, толерантности к различиям между людьми, политкорректности, признания самоценности каждого человека.

Требования сегодняшнего дня, связанные с реформированием образования, заставляют по-новому взглянуть на роль педагога в образовательном процессе, и прежде всего на повышение его социального статуса, материального состояния и профессионального уровня.

Многолетний опыт свидетельствует о том, что человек обладает исключительной способностью к обучению и умению выбрать адекватную форму поведения, но эти его потенциальные качества реализуются только при наличии давления извне, стимулирующего соответствующую перемену.



Аттестация (от лат. attestatio — свидетельство) — комплексная оценка профессиональной деятельности учителя, цель которой — стимулирование роста квалификации посредством оценки знаний преподаваемого предмета, методики обучения и воспитания детей.

* В пособии использованы материалы, подготовленные в рамках проекта «Разработка концептуальных основ проектирования модели аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений и ее апробация в субъектах Российской Федерации в условиях введения новой системы оплаты труда» (государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд № П42 от 19 мая 2006 г.). Научный руководитель — д-р эконом, наук, д-р пед. наук, проф. А.Л. Денисова.

В современных условиях аттестация рассматривается как процесс, необходимый для создания в системе образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирования его творческого поиска, утверждения перспективных подходов, технологий, систем отношений в педагогическом процессе.

Задачи аттестации:



  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;

  • установление соответствия между качеством предоставляемых образовательных услуг, результатами профессиональной деятельности и оплатой труда;

  • управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности.

Основным объектом аттестации становится установление соответствия уровня профессиональной компетентности специалиста заявленной квалификационной категории.

Профессиональная компетентность рассматривается, с одной стороны, как критерий качества профессионального обучения и профессиональной деятельности, с другой — как оценка качества выполнения трудовых функций, соблюдения культуры труда и межличностных коммуникаций, умения инициативно и творчески решать профессиональные проблемы, готовность к принятию решений, адаптивной устойчивости к динамике внешней среды.

Квалификационная категория — соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности (устойчивых результатов деятельности) педагогического и управленческого труда, обеспечивающего работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Комплексная экспертиза (квалификационные испытания) — комплекс мероприятий по подготовке, проведению оценки уровня квалификации, профессиональных знаний и уровня продуктивности (результативности) практической деятельности, а также выявлению условий для перевода педагогического работника на более высокий уровень деятельности в результате оценки степени соответствия достигнутого уровня нормативному и требованиям времени.

Нормативно-правовое обеспечение аттестации учителей-логопедов образовательных учреждений

При подготовке данного пособия авторы руководствовались федеральными документами, регламентирующими процесс и процедуры аттестации педагогических работников. В конкретных регионах на основании общефедеральных нормативных актов могут быть разработаны и реализованы локальные нормативные акты, регулирующие аттестационные процедуры с учетом специфики образовательной политики на местах и не противоречащие основным положениям федеральных документов.

К ним могут быть отнесены:


  • положение о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

  • положение о главной аттестационной комиссии по аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

  • положение об экспертной комиссии при аттестационной комиссии;

  • методические рекомендации по практической реализации положения о формах и процедурах аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

  • технологии оценки профессионального потенциала и продуктивности деятельности педагогических и руководящих работников образовательных учреждений для аттестации данных работников.

Должностные обязанности учителя-логопеда и требования к его квалификации по разрядам оплаты утверждены в Постановлении Министерства труда Российской Федерации от 17 августа 1995 г. № 46 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации» (с изменениями, внесенными постановлением Минтруда России от 22 ноября 1995 г. № 65 «О согласовании изменений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации»*).

Учитель-логопед должен знать: Конституцию и законы РФ; решения правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности, программно-методическую литературу по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к квалификации по разрядам оплаты:

8-й — высшее дефектологическое образование без предъявления требований к стажу работы;

9-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

12-й — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет, или II квалификационная категория, или высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для работающих в этих учреждениях);

13-й — I квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для работающих в этих учреждениях);

14-й — высшая квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в этих учреждениях).

Квалификация руководящих и педагогических работников (определение уровня образования и стажа работы) при установлении разрядов оплаты труда на основе


* Образование в документах. 2001. № 12. С. 4—25.


Единой тарифной сетки и уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории определяются по показателям, предусмотренным нижеприведенными требованиями по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам).

Определение уровня образования*

Уровень образования работников образовательных учреждений определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании.

Специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявляются по должностям учителя-логопеда, учителя-дефектолога, логопеда (о наличии высшего дефектологического образования), педагога-психолога.

Высшее дефектологическое образование определяет диплом государственного образца об окончании педагогических институтов (университетов) по специальностям:



  • тифлопедагогика;

  • сурдопедагогика;

  • олигофренопедагогика;

  • логопедия;

  • специальная психология;

  • коррекционная педагогика и специальная психология
    (дошкольная);

  • дефектология (логопедия, тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика), а также диплом государственного образца, полученный лицами с высшим профессиональным образованием по окончании спецфакультета с объемом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 ч.


Определение уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории**

Уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений определяется при их

* Временные требования по оценке квалификации и уровня профессиональной компетентности при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам). Приложение № 3 к письму Минобразования РФ от 29 марта 2001 г. № 20-52-1350/20-5.

** Там же.

аттестации в порядке, установленном Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных образовательных учреждений, утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня 2000 г. № 1908, зарегистрированным в Минюсте России 24 июля 2000 г., регистрационный номер № 2322 (далее — Положение о порядке аттестации).

Педагогические работники имеют право претендовать на любую (вторую, первую, высшую) квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Как правило, педагогические работники должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года — для II квалификационной категории, не менее 2 лет — для I квалификационной категории и не менее 3 лет — для высшей квалификационной категории, отвечать требованиям предыдущей квалификационной категории и раздела ТКХ «Должен знать».



В ходе аттестации при присвоении квалификационной категории определяется соответствие уровня профессиональной компетентности работников образования (показателям) к их квалификации, профессионализму и продуктивности (устойчивым результатам деятельности).

Уровень профессиональной компетентности педагогических работников для присвоения II квалификационной категории подтверждается показателями:

квалификация — знаниями и умениями, превышающими требования стандартов педагогического или другого профессионального образования в области основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии, содержания базового компонента преподаваемого предмета, методик обучения и воспитания;

профессионализм — умением создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе, применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения (воспитания), обеспечивающих вариативность образовательного процесса; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся (воспитанников); основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся (воспитанников);

продуктивность практикой работы, способствующей сохранению контингента обучающихся (воспитанников), с которым непосредственно взаимодействует педагог; обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме воспитанников ДОУ), соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов и рассматриваемого как высокий в данном образовательном учреждении.

Уровень профессиональной компетентности педагогических работников при присвоении I квалификационной категории подтверждается показателями:

квалификация знаниями и умениями, превышающими требования стандартов педагогического или другого профессионального образования, в области технологий индивидуализации образовательного процесса, современных методов психолого-педагогической диагностики; владением в совершенстве базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, знаниями по смежным дисциплинам; уровнем теоретических знаний, позволяющим педагогу вести преподавание на различных уровнях;

профессионализм — умением учитывать психологические особенности обучающихся (воспитанников) при отборе содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса; способностью решать педагогические задачи с различными по уровню развития, склонностей, способностей, интересов и состояния здоровья категориями обучающихся (воспитанников), в том числе путем применения профильных и разноуровневых программ; применением в практической деятельности современных педагогических технологий, элементов технологий педагогики развития личности, методик анализа учебно-методической работы по предмету;

продуктивность — обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников) (кроме ДОУ), являющегося высоким по профилю в муниципальной системе образования (районе, городе).

Уровень профессиональной компетентности педагогических работников при присвоении высшей квалификационной категории подтверждается показателями:

квалификация — освоением новейших достижений педагогической науки и практики, профильной области знаний; творческим решением практических задач;

профессионализм — умением осуществлять оптимальный отбор методов, средств, форм обучения и воспитания или (и) самостоятельно разрабатывать, апробировать и успешно применять педагогические технологии или их элементы, которые могут быть рекомендованы к распространению; созданием условий для peализации креативных (творческих) возможностей обучающимися (воспитанниками); применением в практической деятельности исследовательских и опытно-экспериментальных методов обучения и воспитания, методик управления и прогнозирования педагогического процесса, приемов планирования и организации самообразования обучающихся (воспитанников);

продуктивность — обеспечением уровня подготовки обучающихся (воспитанников), являющегося высоким по профилю в системе образования субъекта Российской Федерации, федерального ведомственного органа управления образованием.

Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

Письмо Минобразования России от 22 апреля 1997 г. № 23/146.



(извлечение)

2. Организация и сроки проведения аттестации

2.1. Основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационную категории является заявление работника.

Представление иных документов не требуется.

Заявление по установленной форме подается работником в соответствующую аттестационную комиссию в срок с 15 апреля по 30 июня.

2.2. Аттестация работников осуществляется в период с


1 октября по 30 апреля.

Сроки прохождения аттестации для каждого педагогического и руководящего работника (далее — аттестуемый) устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее чем за две недели до начала аттестации.

Продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения.

2.3. Аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур.

2.6. Работники, выполняющие педагогическую работу в государственных и муниципальных образовательных учреждениях на условиях совместительства, имеют право проходить аттестацию в соответствии с настоящим Положением.

4. Реализация решений аттестационной комиссии


  1. Руководитель органа управления образованием, образовательного учреждения на основании решения аттестационной комиссии в месячный срок издает приказ о присвоении
    работнику квалификационной категории, которая присваивается со дня принятия решения аттестационной комиссии.

  2. В случае признания педагогического или руководящего работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией в по рядке и сроки, установленные настоящим Положением.

Трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном законодательством РФ о труде.

Отдельным педагогическим работникам оплата труда на разных педагогических должностях может осуществляться с учетом полученной по одной из них квалификационной категории, если совпадают по этим должностям их должностные обязанности, программы, профили работы. В данном случае вопрос должен быть рассмотрен соответствующей аттестационной комиссией на основании письменного заявления аттестуемого.


Формы аттестации учителей-логопедов
Руководствуясь ст. 2.3 Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, гласящей, что «аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур», целесообразно представить различные формы и процедуры аттестации, сопровождая их конкретными рекомендациями по разработке, подготовке к презентации и защите с учетом специфики деятельности учителя-логопеда детских учреждений.

Обязательные формы прохождения аттестации для всех педагогических работников определяются на местах в соответствии с локальными нормативными актами.

Вариативными формами прохождения аттестации для педагогических работников могут быть:


  • защита научно-методической разработки, опытно-экспериментальной работы, собеседование, творческий отчет;

  • анализ результативности деятельности (самоанализ, экспертиза документации); посещение и анализ учебных занятий, мероприятий, проводимых аттестуемым; анкетирование коллег и родителей.

Подготовка и защита научно-методической разработки

Научно-методическая разработка представляет собой аналитическое описание эффективного педагогического опыта, сопровождаемого его теоретическим обоснованием (условно говоря — самоэкспертиза собственного опыта). Она должна соответствовать содержанию образовательной программы, выбранной специалистом педагогической технологии, конкретным условиям реализации и возможностям аттестуемого.

Научно-методическая разработка может быть представлена в форме:


  • учебно-программной документации;

  • методических материалов и методических пособий;

♦ пакета диагностических материалов, позволяющих доказать результативность деятельности.
Учебно-программная документация

Рабочие программы корректируются с учетом направлений обучения, особенностей детского контингента. В литературе их называют модернизированными, адаптированными. Программа может быть компилятивной, основой ее, как правило, являются две (или более) программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ.

К авторским относятся программы кружковых, факультативных занятий, элективных курсов, а также программы дополнительного образования.



Учебно-тематические, календарные, перспективные (годовые) планы, планы индивидуалъно-подгрупповой работы.

Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.

Программно-методическое обеспечение занятий (групповых, подгрупповых, индивидуальных).

Модель технологии обучения, т.е. описание авторской методической системы учителя-логопеда.

Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, сценарии праздников, турнирных, конкурсных форм, работы с родителями.

Индивидуальные программы для отдельных учащихся (групп учащихся); программы дополнительных занятий, консультаций.

Программа обучения, воспитания или развития имеет определенную структуру и включает пояснительную записку и основную часть (учебно-тематический план, содержание курса, требования к уровню компетенций учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, список рекомендованной литературы).

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница