Методическое пособие для учителей и родителей. Учебно-методическое пособие. Н. Н. Титаренко, В. Н. Ашмарина, С. В. Пинженина Екатеринбург: ано «Центр Развития Молодёжи»



страница1/4
Дата07.05.2016
Размер0.78 Mb.
  1   2   3   4


Методическое пособие

для учителей и родителей

Комплексные работы

Н.Н.Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В.Пинженина

Екатеринбург, 2013 год

УДК 371.01

ББК 74.26-7

Т 45

Комплексные работы. Методическое пособие для учителей и родителей. Учебно-методическое пособие. Н.Н.Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В.Пинженина – Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2013 г. – 25 с.

Авторы:
Титаренко Н.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и естествознания факультета подготовки учителей начальных классов Челябинского Государственного Педагогического Университета;



Ашмарина В.Н. – учитель начальных классов высшей категории муниципального образовательного учреждения средней образовательной школы № 148 г. Челябинска;

Пинженина С.В. – директор по научно-методической работе АНО «Центр Развития Молодёжи»

г. Екатеринбурга.


Рецензенты:
Волчегорская Е.Ю. – д.п.н., заведующая кафедрой педагогики, психологии и предметных методик факультета подготовки учителей начальных классов Челябинского Государственного Педагогического Университета;

Метелева Л.П. – заслуженный учитель России, учитель начальных классов НОУ НОШ «Альтернатива» г. Челябинска.

В пособии представлено 10 проверочных и тренировочных комплексных работ нового поколения для определения метапредметных результатов образования у учеников 3 и 4 классов. Комплексная работа состоит из текста и 16-18 заданий, содержательно связанных с текстом. Выполнение заданий, в основе которых использованы сюжеты ситуаций из реальной жизни, поможет ребенку определить, насколько эффективно он умеет учиться. Информационное пространство каждой работы организовано так, чтобы ученик приобретал опыт не только самостоятельного выполнения заданий, но и контрольно-оценочной деятельности, что обеспечено наличием ответов к заданиям.

В помощь завучу, учителю и родителям в пособии помещены планы всех работ с указанием объекта оценивания для каждого задания, рекомендациями по оценке выполнения заданий. Материалы, предложенные в пособии, могут служить содержанием мониторинга метапредметных результатов образования у учеников 3 и 4 классов.





Контактная информация:
Тел: (343) 219-41-48, 219-41-58

E-mail: marafon@cerm.ru, erudit-marafon@mail.ru

Сайт: www.cerm.ru

Адрес: 620034, г. Екатеринбург, ул. Марата, д.17, офис 5


Уважаемый коллега!

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения обозначено, что одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учено - практические и учебно – познавательные задачи на основе:

- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

- умений учебно - познавательной и предметно-практической деятельности;

- обобщенных способов деятельности;

- коммуникативных и информационных умений.

Образование в условиях реализации стандарта второго поколения предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных предметных знаний и умений, но и становление их учебной самостоятельности.

Новой формой проверочных работ в начальной школе является комплексная проверочная работа. Цель комплексной проверочной работы - оценка достижения планируемых результатов выпускников начальной школы по междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий. Эта программа впервые вводится в практику работы начальной школы.

Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда у школьников происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для комплексной работы являются тексты разного содержания.

Мы предлагаем девять комплексных проверочных работ для учеников третьих и четвертых классов. Структура комплексной работы включает один текст и 20 заданий к нему на межпредметной основе. В пособии помещены рекомендации по оценке выполнения заданий, план комплексной работы с указанием объекта оценки проверяемого умения, типа задания и баллов за его выполнение.

Содержание текстов и заданий компетентностно-ориентированного типа комплексных работ не выходит за пределы жизненного опыта выпускников начальной школы, с одной стороны, а с другой - выполнение разнообразных заданий позволяет приобретать новый опыт, который пригодится не только для дальнейшего образования, но и реальной социальной среде.

Практически все предлагаемые нами задания можно разделить на три группы по форме требуемого ответа:

- задания (ВО) с выбором ответа (где требуется отметить верный ответ из нескольких предложенных);

- задания (КО) с кратким ответом (где самостоятельно найденный ответ или вывод требуется записать в краткой форме в предложенном месте);

- задания (РО) с развернутым ответом (где требуется записать решение задачи или обоснование выбора одного из вариантов решения задачи или разворачивающихся в задаче событий).

Объектом оценки в заданиях выступают умения и универсальные учебные способы действий, полный перечень которых мы поместили в приложении. Время выполнения каждой комплексной работы - два урока. Работа выполняется в два дня.

Выполнение заданий оценивается в баллах (от 0 до 2) в зависимости от структуры задания, уровня его сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Учитывается полнота и правильность выполнения задания.

Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение всей работы. Минимальный критерий в 50% от максимального балла означает, что ученик имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. У такого ученика можно прогнозировать возникновение трудностей в изучении отдельных предметов в основной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными универсальными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.

Таким образом, информация таблиц «Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы» и «План комплексной работы», позволит учителю начальных классов проанализировать выполненные учениками задания комплексных работ и на основании этого:

выявить несоответствия в качестве освоения каждого универсального действия метапредметного уровня у каждого ученика;

получить количественную оценку не только уровня сформированности отдельный действий, но и степень развития метапредметный результатов каждого ученика в течение двух лет обучения;

реализовать индивидуальный подход в организации процесса освоения метапредметный результатов на уроках и во внеурочной деятельности;

добиться достижения требуемого результата за счёт своевременной коррекции.



Основные документы и материалы, на которых основывается данная работа:

1). ФГОС: начальное общее образование.

2). Планируемые результаты начального общего образования.

3). Программа развития универсальных учебных действий для начального общего образования.
Комплексная работа № 1 «Обувь для бега»

Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы № 1

задания

Правильный ответ

1

1 балл – написаны 4 пункта: 1. Должны амортизировать. 2. Быть лёгкими. 3. Быть удобными. 4. Иметь шнуровку.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

2

2 балла - записан ответ словами из текста: Если выбраны неправильные кроссовки, то суставы и кости могут медленно разрушаться.

1 балл - записан ответ своими словами. Смысл сохраняется.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла и на 1 балл.

3

1 балл – выбран ответ:  Это качество, которое помогает отталкиванию и снижает ударные нагрузки на тело

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

4

1 балл - стрелкой указаны амортизаторы на обуви.

Амортизаторы



0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

5

2 балла – выбран ответ:



0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла.

6

1 балл - обведен ответ: Б

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

7

2 балла – записан ответ 23.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла.

8

1 балл - подчеркнут вариант: в зоне 4.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

9

2 балла - выполнено соответствие:

412 635

1 балл - допущено не более двух ошибок.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла.

10

2 балла - сделаны записи: Мама – бег на длинные дистанции. Папа – борьба. Дети Оля и Олег – бег по грунту и футбол.

1 балл - допущена одна ошибка.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла и на 1 балл.

11

2 балла - заполнены пропуски в предложениях: Ребята 3А класса ездили на соревнования 22 октября. Они ехали из г. Москвы в г. Тамбов. Прибыли поездом № 652 в 9 часов 47 минут. Соревнования по бегу прошли на следующий день после прибытия - 24 октября.

1 балл - допущено не более двух ошибок.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла и на 1 балл.

12

1 балл – обведена буква: В.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

13

2 балла - обведены буквы: Б В Г.

1 балл – обведено два из трёх правильных вариантов.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла и на 1 балл.

14

2 балла - заполнены пропуски в ответе: … меньшеуровень опасности роликовых кроссовок ниже, чем у велосипеда.

1 балл – указано, что мама будет переживать меньше, но объяснение не убедительное.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

15

2 балла - обведены буквы: Б Г Д .

1 балл - обведено два из трёх правильных вариантов.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла и на 1 балл.


План комплексной работы № 1

задания

Объект оценки (умения)



Тип

задания



Макси-

мальный

балл

1

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

ро

1 балл

2

Находить в тексте конкретные сведения, заданные в явном виде.

ро

2 балла

3

Находить в тексте конкретные сведения, заданные в явном виде.

во

1 балл

4

Сопоставлять содержащуюся в разных частях текста информацию.

ко

1 балл

5

Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

во

1 балл

6

Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

во

1 балл

7

Понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

ко

2 балла

8

Понимать информацию, представленную в виде схемы.

во

1 балл

9

Сопоставлять содержащуюся в разных частях текста информацию.

во

1 балл

10

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.

ко

1 балл

11

Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.

ко

2 балла

12

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

во

2 балла

13

Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

во

1 балл

14

Участвовать в учебном диалоге при обсуждении информации, извлечённой из диаграммы.

ро

2 балла

15

Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

во

2 балла



Комплексная работа № 2 «Карамба!!!» или «Всех за борт!»

Рекомендации по оценке выполнения заданий комплексной работы № 2

задания

Правильный ответ

1

1 балл - подчеркнут ответ: в) реклама развлекательной программы.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

2

2 балла - подчеркнут ответ: а) День рождения твой или твоих друзей.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла.

3

1 балл - написано название корабля «Чёрная Жемчужина».

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

4

1 балл - в контуре снизу вверх записано название моря «Синие волны».

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

5

2 балла - записаны имена: Джек, Семён. Прозвища: Хромая нога, Воробей, Батон.

1 балл – имена и прозвища выписаны правильно, но одно пропущено.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла и на 1 балл.

6

2 балла - обведена буква: а

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла.

7

1 балл - выбран ответы: «Школа добрословия» или начинающим ведьмочкам! 

«Королевишны и принцесски» или Бал в Тридевятом! .



0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

8

1 балл - сделана запись: «Королевишны и принцесски» или Бал в Тридевятом!

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1 балл.

9

2 балла - поздравление правильно сформулировано, содержит обращение к имениннику, подписано.

1 балл - допущена одна ошибка в одном из элементов или пропущен один элемент.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла и на 1 балл.

10

2 балла - записан ответ: вытирать руки (принимаются другие подходящие ответы).

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла.

11

2 балла - обведена буква: а

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла.

12

2 балла - подчеркнуты следующие советы: В тексте 1: - разговаривать во время еды естественно и прилично, особенно во время праздничного застолья, но не с полным ртом.

В тексте 2: - В разговоры не вступай.



0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла.

13

2 балла - записан ответ 3.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла.

14

2 балла - записано название рукописи: Правила поведения за столом (принимается другой подходящий ответ).

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла.

15

2 балла - выбран вариант: 16+8.

0 баллов - все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 2 балла.


План комплексной работы № 2

задания

Объект оценки (умения)



Тип

задания



Макси-

мальный

балл

1

Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.

во

1 балл

2

Находить в тексте конкретные сведения, заданные в явном виде.

во

1 балл

3

Находить в тексте конкретные сведения, заданные в явном виде.

ко

1 балл

4

Находить в тексте конкретные сведения, заданные в явном виде.

ко

1 балл

5

Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на выразительные средства текста.

ко

1 балл

6

Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

во

2 балла

7

Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

во

1 балл

8

Сопоставлять содержащуюся в разных частях текста информацию.

ко

2 балла

9

Составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

ро

1 балл

10

На основе жизненного опыта обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.

ро

2 балла

11

Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения.

во

2 балла

12

Сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию.

во

1 балл

13

Вычленять содержащиеся в тексте основные события.

ко

2 балла

14

Определять тему и главную мысль текста.

ко

1 балл

15

Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую.

во

1 балл

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница