«методический центр народного творчества и культпросветработы»



страница1/3
Дата02.05.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

И КУЛЬТПРОСВЕТРАБОТЫ»

Азбука танца
Методические рекомендации

в помощь руководителям

хореографических школ, студий, коллективов

Нальчик 2013
Автор и составитель:

заведующий отделом народного творчества «РМЦ НТ»,

заслуженный работник культуры КБР

А.С. Беказиев
Редактор: З.Б. Саральпова

Ответственные за выпуск:

А.Т. Жилов, С.Ж. Темирканова, Л.П. Кербиева

АЗБУКА ТАНЦА


Введение

Адыгский народ на протяжении тысячелетней истории создавал свою самобытную хореографию. В силу особых условий своего развития, адыгская хореография ограничивалась только народными танцами, передававшимися от поколения к поколению. Большой интерес представляет метроритмичес­кое начало в танцах, имитирующее характер трудового процесса. Ведущая роль ритма в них свидетельствует о наличии игровых элементов изобразительно-выразительного характера, воспроизводящих трудовой процесс.

Ряд сказаний о нартах Сосруко, Бадыноко свидетельствует о том, что танец у нартов являлся в известной мере средством физического воспитания и закалки. Мастерство, изобретательность и ловкость в танце ценились адыгами не менее, чем мужество и отвага в бою. «... состязаясь в пляске с нартами, Бадыноко вскочил на трехногий круглый столик (1энэ) и пустился в пляс не пролив даже капли приправы. После пляски Батраза и Сосруко на лезвиях мечей, Бадыноко показывает невозможное: он вбивает свой меч рукоятью в землю и на острие лезвия пляшет на носках».

На протяжении длительного исторического периода танцы адыгов выполняли целый комплекс функций в жизни общества. В играх и состязаниях они служили средством физического воспитания и закалки, готовили юношей к походам и подвигам, в праздники и торжества – эстетической формой развлечения. Разнообразие движений на «носках», прыжки, повороты и вращения требуют не только силы, ловкости и изобретательности, но и строгой манеры исполнения. Состязания в танце требовали от участников отваги и мужества, ловкости и находчивости, о чем свидетельствуют и строки древних нартских сказаний.

И сегодня адыгские танцы отличаются от танцев других народов Северного Кавказа сдержанностью, строгостью, своеобразной манерой исполнения, величавостью, достоинством и грациозностью женского танца. В них нет разудалости, грубых выкриков. Даже в быстрых, темпераментных танцах сохраняется традиционная строгость рисунка, законченность поз и движений.

Система хореографического обучения и нравственного воспитания средствами хореографии требуют новых, подсказанных жизнью форм, подходов к процессу воспитания. Необходимо перестраивать подход к воспитанию детей и молодежи в кружках, студиях и коллективах, используя богатейший опыт системы хореографического образования и лучших государственных коллективов республики, Северного Кавказа.

Непременным условием адыгского танца является подтянутость, грациозность, легкие стремительные ходы, свободное и выразительное владение корпусом, легкий и высокий прыжок, четкая координация всех движений, мягкое или резкое, но пластичное владение руками.

Предлагаемый вариант урока построен на выработанных и свято оберегаемых, постоянно развивающихся традициях в системе хореографического воспитания. У каждого народа существует отшлифованная веками своеобразная «система» танца, строящаяся на подлинно народных приемах, движениях, элементах.

Педагог может полностью использовать данный урок – облегчить или усложнить упражнения, развить их, дополнить созданием новых, строить исходя из физических и технических возможностей своих воспитанников. Прививаемые на уроках навыки усваиваются исполнителями и изменяются в процессе обучения.

Основная задача педагога-хореографа, руководителя студии, кружка, коллектива – строгая продуманность учебного процесса, значительная усложненность экзерсиса, направленные на выработку виртуозной техники, а главное – стремление научить воспитанников сознательному подходу к каждому движению.


Вводная часть:

Экзерсис (тренаж) у станка и на середине – классический,

Экзерсис (тренаж) у станка народный,

Середина – основные ходы танцев, технические упражнения, вращения, прыжки, общепринятые позиции и положения пар в традиционных адыгских танцах, взаимоотношения в парах.


Цели урока:

– развитие двигательного аппарата всего организма обучаемого;

– развитие подвижности суставов, эластичности и укрепление связок, формирование мышц, их силы и выносливости;

– физическое развитие и художественное воспитание участников, повышение техники исполняемых упражнений, развитие выразительности, привитие навыков исполнения характерных особенностей танца.

Предлагаемое учебное пособие включает в себя два раздела:

– экзерсис у «станка» и упражнения на середине зала,

– упражнения, включающие в себя элементы танцев народностей Кавказа.

Порядок упражнений у «станка» составлен по принципу чередования движений, последовательно вводящих в действие и тренирующих различные группы мышц в порядке возрастающей сложности и постепенно увеличивающейся мышечной нагрузки. Каждому упражнению у «станка» предшествует подготовительное упражнение на два такта. Свободная рука открывается в сторону на первый такт, на второй – закладывается за спину, подводится к газырям или открывается во вторую позицию – в характере предлагаемого музыкального материала.

На середине изучаются основные положения корпуса, плеч, головы, рук, взаимоположений, встречающихся в народных танцах. Они изучаются на основе мужских и женских ходов по кругу и в различных этюдах. «Выпады», «ковырялки», «закладки», «заноски» изучаются в элементах, затем в комбинациях на месте и в продвижении. Технически сложные элементы вращений на коленях, движений на пальцах требуют особого подхода к исполнителям, с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки.

Для обучения национальным танцам и техническому их освоению рекомендуется использование общепринятых позиций рук и ног.

В данной методической разработке предлагается изучение движений классического танца в их общепринятой последовательности.

Упражнения начинают разучивать, стоя лицом к станку (палке), держась за него двумя свободно лежащими ненапряженными руками. Потом постепенно переходят к тем же упражнениям, стоя к станку боком и держась за него одной рукой, в то время как другая рука открыта во вторую позицию. Далее перенос упражнений на середину зала с последующими усложнениями: прыжками, пальцами, вращениями.

Программа для подготовительной группы

Занятия с детьми в подготовительной группе проводятся два раза в неделю по 45 минут. Дети семилетнего возраста отличаются неустойчивостью внимания, большой подвижностью и выполнять одни и те же упражнения представляет для них большую трудность. Необходимо ограничить занятия у станка только основными упражнениями, которые поставят корпус, дадут правильное положение рук и ног, а в остальное время нужно проводить ритмические упражнения и музыкальные игры, в которых дети могут проявить свою непосредственность и эмоциональность:

маршировка.

построение детей в шеренгу, в колонну, в круг.




Упражнения у станка

Позиции ног: I, II, III.

Деми плие – полуприседания в I, И, III поз.

Батман тандю – выдвижение ноги в сторону, с I-й и III-й позиции позднее вперед и назад.

Батман тандю с деми плие – в сторону и вперед из I-й поз.

Деми рон де жамб пар тер – (круг ногой по полу) четверть круга из I-й поз, с остановками вперед, в сторону и возвращением в I-ю поз.

Релеве – поднимание на полупальцы из I-й поз.

Сотэ – прыжки по I-й и II-й позициям.


Упражнения на середине зала

Позиции рук: подготовительное положение, 1-я, II-я, III-я поз.

Port de bras (Пор де бра) – это наиболее трудная часть танца, которая требует большой работы. Умение управлять руками сразу обнаруживает хорошую школу. Нужно следить за руками. Обдуманно управляя ими, можно добиться красоты движений. Нужно, чтобы руки с подготовительного положения были закруглены так, чтобы точка локтей была невидима. Локти нужно поддерживать, а пальцы держать соединенными в группировке. Не следует допускать оттягивания большого пальца. Плечи держать опущенными и неподвижными. Необходимо добиваться того, чтобы позиции рук в port de bras казались непринужденными.

Как только приступают к изучению port de bras, исполнению сразу же придается более артистичный характер. Виды port de bras разнообразны и многочисленны. В кружках, студиях и коллективах рекомендуется изучение общепринятых видов: I-е, II-е, III-е, IV-e, V-e port de bras. Подробное описание видов port de bras дается в книге А.Я.Вагановой «Основы классического танца».

Варианты пор де бра: из подготовительного положения руки поднимаются в I-ю поз., затем в III-ю, из III-й в I-ю и в подготовительное положение. Позднее из подготовительного положения в 1-ю поз., во II-ю и опускаются в исходное положение и т.д.

Поклон: 1-я поз., шаг вправо в сторону, приставить левую ногу и наклон головы.

Шаг с подскоком.

Па галопа (боковое).

Па польки.

Элементы художественной гимнастики и ритмики.

Шаг с носка.

Шаги на полупальцах.

Шаги на пятках.

Наклоны и повороты головы: вперед, назад, вправо, влево.

Наклоны корпуса стоя и сидя.

Прогибы спины: лежа на животе с помощью рук.

Упражнения со скакалками.


Упражнения с мячом

Броски мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками.

Удар мячом о пол и ловля двумя руками.

Соединение двух элементов – броска мяча вверх, удар о пол и ловля двумя руками.

Те же упражнения с хлопками в ладоши после броска или удара о пол.

Музыкальные игры, простейшие танцевальные этюды.




КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Первый год обучения (три часа в неделю)

Основной задачей первого года обучения является усвоение правильной постановки ног, рук, головы. Усвоение навыков координации движений, танцевальности и музыкальности.

Все упражнения у станка делаются по I-й и II-й позициям. V-я позиция изучается во второй половине года.


Упражнения у станка

Позиция ног – (I)V-я.

Деми – плие по (I) V-й позиции.

Батман тандю в сторону, вперед, назад.

Батман тандю с деми – плие по II-й позиции, без перехода с опорной ноги.

Батман тандю с опусканием стопы на пол (пур ле пье) на II-ю позицию.

Пассе пар тер (проведение ноги вперед и назад через I-ю поз.). Понятие ан деор и ан дедан:

а) полный круг по трем точкам – вперед, в сторону, назад и в исходное положение.

б) по двум точкам с остановками спереди и сзади. Батман тандю жете в сторону, вперед, назад.

Положение ног сюр ле ку – де – пье вперед и назад (обхватное для батман фраппе)

Батман фраппе в сторону без акцента (вторая половина года). Релеве на полупальцы по I-й, II-й и V-й позициям с прямых ног и с деми-плие.

Релеве лян в сторону и вперед на 45 градусов.

Положение сюр ле ку-де-пье («условное») для батман фондю.

Перегибание корпуса вперед и назад.

Па де буре сюиви на полупальцах на месте (в конце года).

Па де буре семпль с переменой ног (в конце года).

Батман тандю плие – сутеню в сторону, вперед, назад.
Прыжки (лицом к станку)

Тан леве соте по V-позиции.

Па эшаппе на II-ю позицию с I-й и V-й позиций.

Шанжман де пье.



Упражнения на середине зала

Положение эпольман круазе и эфасе. Упражнения для рук:

I-е, II-е, III-е пор де бра (III-е пор де бра к концу года) Поклоны:

а) с деми плие по Ш-й позиции (для девочек)

б) деми плие, нога сзади на носке (для девочек)

Деми плие по I-й, II-й, и V позициям, анфас, руки в подготовительном положений (в конце года'с эпольман, руки во II-й позиции).

Батман тандю по 1-й позиции анфас, в сторону, вперед (руки в подготовительном положении, в конце года во II-й позиции).

Релеве на полупальцы по 1-й позиции анфас, с вытянутых ног и с деми плие.

Деми-рон де жамб пар тер, ан деор и ан дедан по точкам: вперед, в сторону, в I-ю позицию. Назад, в сторону, в I-ю позицию. Тан леве соте по I-й, II-й позициям, анфас.
РИТМИКА

Знакомство с понятиями: интервал, дистанция.

Повороты направо, налево, кругом: в колонне, в шеренге.

Марш:


а) на месте с высоко поднятым коленом и вытянутым носком;

б) по кругу танцевальным шагом (с носка);

в) построение на марше в колонну, в шеренгу, круг, парами, четверками. Змейка продольная и поперечная.

Знакомство с понятием музыкальных размеров: 2/4, 3/4, 4/4. Знакомство с длительностями: целая нота, 1/2, 1/4, 1/8 Знакомство с темпами: медленный, умеренный, быстрый. Динамические оттенки в музыке: форте, пиано, легато, стаккато, и их отображение движениями: хлопками, прыжками, бегом, плавными и резкими движениями рук, головы.

Марш с последовательным началом движения: на целую ноту. На 1/2, на 1/4.

Тактирование музыкальных примеров.

Этюды: передача характера произведения и отображение его в движении.

ИГРЫ

«Горячо-холодно», (форте-пиано,легато-стаккато)



В этих видах упражнений-игр детей лучше всего делить на две группы для того, чтобы они сами могли следить за исполнением своих «соперников» и давать им оценку, называть лучшего)

«Третий-лишний», (на окончание музыкальной фразы),

«Дети и медведь», «Дети в лесу» – игры, развивающие фантазию.

Игры и этюды, развивающие актерские навыки: «Не пролить полной чаши», «Перейти ручей», «Пройти по канату», «Убрать комнату» и т.п.



ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Прежде чем ученики начнут изучение народно-сцени­че­ско­го танца, они должны усвоить простейшие элементы народ­ного танца. Эти элементы впоследствии станут необходимым материалом для постановочной работы.

Выставление ноги на каблук вперед.

Ковырялочка.

Галоп с поворотами (вторая половина года).

Полька вперед и вокруг себя по 3-й позиции.

Вальсовая дорожка.

Па вальса с остановками (вторая половина года).

Прыжки по 6-й позиции с вытянутым подъемом и коленями.

Переменный ход.

Присядка с ногой, открывающейся в сторону на каблук

(мальчики).


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(5 часов в неделю)

Основными задачами второго года обучения являются дальнейшее укрепление силы ног, путем увеличения количества упражнений и их усложнения, изучение поворотов эпольман, принятых в классическом танце; первоначальное знакомство с техникой полуповоротов на двух ногах в экзерсисе у станка и на середине. Введение экзерсиса на середине зала. Изучение прыжков с приземлением на одну ногу. Начальное изучение пальцев (пуанты) у девочек.
Упражнения у станка

Позиция ног – 6-я (вводится изучение упражнений).


Гран – плие по 1-й, 2-й и 5-й позициям.

Деми – плие по 4-й позиции.

Батман тандю с деми – плие в 4-ю позицию вперед и назад без перехода и с переходом с опорной ноги.

Препарасьон к рон де жамб пар тер андеор и андедан. Батман тандю дубль (с двойным опусканием стопы на пол во вторую позицию).

Батман тандю жете из 1-й и 5-й позиций в сторону, вперед, назад.

Батман тандю жете пике из 1-й и 5-й позиций во всех направлениях.

Роде жамб пар тер ан деор и ан дедан (слитно).

Батман фраппе во всех направлениях, носком в пол и на 30 0 (вторая половина года).

Батман фондю в сторону, вперед, назад (вначале изучается носком в пол, к концу года на 45 о).

Пти батман сюр ле ку-де-пье (равномерный перенос ноги).

Деми-ренде жамб ан деор и ан дедан на 45 о (провести вперед, в сторону, закрыть. Провести назад, в сторону, закрыть).

Батман релеве лян на 45 о вперед, в сторону, назад (в конце года на 90 о).

Батман девелеппе и батман девлеппе пассе во всех направлениях (вторая половина года).

Гран батман жете из 1-й и 5-й позиций вперед, в сторону, назад.

Рон де жамб ан леер на 45 о (только сгибать и разгибать):

Рон де жамб пар тер на деми плие ан деор, ан дедан (по точкам).

Релеве на полупальцы в 5-ю позицию с вытянутых ног и с деми плие. Наклоны корпуса в сторону.

Полуповороты по 5-й позиции на двух ногах и на полупальцах с переменой ног.


Упражнения на середине зала

Деми плие по 1-й, 2-й и 5-й позициям анфас и эпольман

Батман тандю:

а) из 1-й, 2-й и 5-й позиций в сторону, вперед, назад;

б) с деми плие из 1-й и 5-й позиций вперед, в сторону, назад;

в) с деми плие на 2-ю позицию без перехода и с переходом с опорной ноги.

Батман тандю жете:

а) из 1-й и 5-й позиций в сторону, вперед, позднее назад;

б) деми плие из 1-й и 5-й позиций в сторону:

Рон де жамб партер ан деор и ан дедан по точкам и слитно.

Препарасьон к рон де жамб пар тер ан деор.

Гран плие по 1-й, 2-й. и 5-й позициям (к концу года).

Батман фраппе носком в пол в сторону (к концу года во всех направлениях).

Батман тандю плие сутеню во всех направлениях (к концу года).

Батман фондю анфас носком в пол в сторону, вперед, назад.

Батман релеве лян анфас во всех направлениях.

Гран батман жете из 1-й и 5-й позиций анфас в сторону, вперед, назад (вторая половина года).

Релеве на полупальцы анфас по 1-й, 2-й и 5-й позициям с вытянутых ног и с деми плие.

Тан лие пар тер анфас вперед и назад.

Реверанс (к концу тода – девочки).

Па де бурре семпль анфас.

Па де бурре сюиви анфас на полупальцы (на месте).


ПРЫЖКИ

Тан леве сотэ по 1-й, 2-й и 5-й позициям.

Па эшапе на 2-ю позицию из 1 -й и 5-й позиций.

Шанжман де пье анфас (к концу года эпольман).

Па ассамблее (с открыванием ноги в сторону), изучается в начале у станка.

Па глиссад (с продвижением в сторону), изучается в начале у станка.

Па балянсе (изучается в начале у станка).

Па шассе анфас вперед.

Па де баск (простейшая форма).

Сиссон семпль у станка (к концу года).

Сиссон ферме в сторону (только лицом к станку к концу года).
УПРАЖНЕНИЯ НА ПАЛЬЦАХ

(лицом к станку)

Релеве по 1-й, 2-й и 5-й позициям,

Па эшаппе на 2-ю позицию из 1-й и 5-й позиций.

Па глиссад в сторону.

Па де буре сюиви на месте.

Па де буре семпль.



ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(три раза в неделю по 2 часа)

Основными задачами третьего года обучения является: введение полупальцев у станка, маленького адажио на середине зала, построенного на позах пройденных и в сочетании с изученными движениями, исполнение средних прыжков на середине зала, начальное изучение пируэтов.


УПРАЖНЕНИЯ У СТАНКА

Гран плие по 4-й позиции.

Батман тандю – во все маленькие позы (большие позы в конце года).

Батман тандю тур баттери (заноска).

Батман тандю жете – во все маленькие позы (в большие позы в конце года).

Батман тандю жете балянсуар.

Деми рон де жамб на 45 о ан деор и ан дедан (на полупальцах в конце года).

Батман фондю во всех направлениях на 45 о и на полупальцах (в конце года).

Батман сутеню вперед, в сторону, назад носком в пол и на 45 о (вторая половина года).

Батман фраппе во всех направлениях на полупальцах.

Батман дубль фраппе в сторону, вперед, назад (в начале изучается носком в пол, позднее на 30 градусов).

Батман девлеппэ на деми плие во всех направлениях.

Пти батман сюр ле ку де пье с акцентом спереди и сзади и на полупальцах (вторая половина года).

Флик спереди и сзади на всей стопе и на полупальцах.

Па купэ на всей ступне и на полупальцах.

Пти тан релеве на 45 о (препарасьон к рон де жамб ан лер) в конце года на полупальцах.

Рон де жамб ан леер ан деор и ан дедан на 45 о (в конце года на полупальцах).

Деми рон де жамб девлеппэ на 90 о ан деор и ан дедан.

Гран батман жете во все маленькие и большие(в конце года) позы.

Гран батман жете пуанте (на носок) во всех направлениях и позах (в конце года).

Релевен – а полупальцы в IV-ю позицию с вытянутых ног и с деми плие.

Повороты фуэте (повороты корпуса с оставлением вытянутой ноги в той же точке), с носком на полу и на 45 о ан деор и ан дедан на 1/4 и а 1/2 круга. С носком на полу на вытянутой ноге и на деми-плие из позы в позу.

Препарасьон к пируэту сюр лек у де пье из V-й позиции.

Пируэт сюр лек у де пье ан деор из V позиции 1/2 оборота (вторая половина года).

Полуповороты приемом сутеню на полупальцах по V-й позиции.

УПРАЖНЕНИЯ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА

Гран плие по I, II, V-й позициям анфас и эпольман круазе и эфасе.

Деми плие по IV-й позиции анфас и эпольман круазе и эфасе.

Поза экартэ маленькая и большая вперед и назад носком в пол и на деми плие.

Батман тандю:

а) маленькие и бальшие позы (в конце года);

б) плие сутеню анфас и в маленькие позы;

Батман тандю жете:

а) анфас вперед, в сторону, назад;

б) пике анфас;

в) в маленькие и большие позы (в конце года).

Деми рон де жамб ан деор и ан дедан на 45 о приемом релеве лян.

Батман фондю в маленькие и большие позы носком в пол и на 45 о – (большие позы и на 45 о в конце года).

Пор де бра с наклоном корпуса в сторону.

Батман фраппе анфас носком в пол и на 30 о (вторая половина года).

Батман дубль фраппе анфас в сторону носком в пол.

Пти батман сюр лек у де'пье равномерно.

Батман девлеппэ вперед, в сторону, назад на 45 о.

Батман релеве лян и девлеппэ на 45 о в позах круазе, эфасе, экарте I, II, III-го арабесков.

Батман девлеппэ анфас и в позах.

Деми рон де жамб девлеппэ ан деор и ан дедан.

Гран батман жете во всех направлениях и позах (вторая половина года).

Поза IV арабеска носком в пол.

Тан лие с перегибанием корпуса.

IV, V-e пор де бра.

Рон де жамб анлер (сгибать и разгибать ногу).

Релеве на полупальцы в IV-ю позицию на круазе и эфасе,

Па де буре сюиви на полупальцах с продвижением в сторону, назад.

Па де буре баллете носком в пол (изучение начинается у станка).

Повороты из V-й в V-ю позицию с переменой ног. На вытянутых ногах, с деми плие и приемом сутеню.

Препарасьон к пируэту сюр ле ку де пье с V-й позиции (во второй половине года изучается препарасьон с IV-й позиции).

Поза аттитюд вперед, назад, круазе, эфасе на 45 о.

Па вальса (сценическая форма).

ПРЫЖКИ

Ассамбле с открыванием ноги вперед и назад.

Пти жете анфас (изучение начинается у станка).

Глиссад анфас без перемены ног и с переменной (в конце года).

Тан леве соттэ по IV-й позиции.

Шанжман де пье с эпольман.

Па эшаппе:

а) в IV-ю позицию;

б) в II-ю позицию с эпольман;

в) с окончанием на одну ногу, другая – в положении сюр ле ку де пье спереди или сзади (изучение начинается у станка).

Шанжман де пье и турнан на 1/4 и 1/2 оборота (вторая половина года).

Тан леве с ногой в положении сюр лек у де пье.

Сиссон уверт па девлеппэ,

Па де ша.

Сиссон ферме во всех направлениях и маленьких позах.

Сиссон уверт на 45 о вперед и в сторону анфас (изучается в начале у станка).

Па балянсе ан турнан на 1/4-ю круга.

Тан леве в позы 1-го, 2-го арабесков (сценический сиссон).


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница