Методические указания и контрольные задания по направлению 040400. 62 «Социальная работа» заочной формы обучения Мурманск 2013



страница1/5
Дата10.05.2016
Размер0.75 Mb.
  1   2   3   4   5




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГОУ ВПО «МГТУ»)

Кафедра философии



РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Методические указания и контрольные задания по направлению

040400.62 «Социальная работа» заочной формы обучения

Мурманск

2013


УДК 2 (076.5)

ББК 86.2 (я 73)

Р 36

Составитель: Келлер Галина Степановна, канд. филос. наук, доцент кафедры философии МГТУ


Методические указания рассмотрено и одобрено кафедрой философии ___________________г., протокол № __.

Рецензент: Наталья Николаевна Никулина, канд. филос. наук, доцент кафедры философии МГТУ

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4

Тематическое планирование курса

Рекомендуемая литература

Модуль 1. Религия и религиоведение 5

Тема 1. Сущность и составные части религии 8

Тема 2. Основные теории происхождения религии 12

Тема 3. Классификация религий 14

Тема 4. Предмет и структура религиоведения. Религиоведение

и богословие 18



Модуль 2. История религий. Религия как социальное явление

Тема 5. Предмет истории религий. Религия как социальное явление 22

Тема 6. Первобытные формы религии и религии Древнего мира 25

Тема 7. Этно-национальные религии 27

Тема 8. Мировые религии. Религия в современном мире 30

Тема 9. История и современное состояние религии в России 36

Тема 10. Новые религиозные движения 38

Тема 11. Межрелигиозная толерантность 43

Тема 12. Свобода совести как духовная ценность и право личности 44

Тема 13. Современное сотрудничество церкви, государства

и общества

Вопросы для обсуждения на семинарах 47

Рекомендации к выполнению и темы контрольных работ 55

Тестовые задания 58

Контрольные вопросы для оценки качества знаний 60
ВВЕДЕНИЕ
Целями и задачами курса религиоведения является усвоение студентами знаний по следующим вопросам: предмет, цели, задачи и структура курса, религиоведение и богословие (теология), основные разделы религиоведения, сущность и составные части религии, основные теории происхождения религии, функции религии, классификация религий, религия как социальное явление, национальные религии, мировые религии, религия в современном мире, современные нетрадиционные культы, проблематика межрелигиозной толерантности, основные направления, структура и организация межрелигиозного диалога, основные направления, структура и организация межхристианского диалога, роль религиозных представлений в жизни человека, религия как сакрализация культуры, свобода совести и свободомыслие, законодательное обеспечение свободы совести в России, основные документы ООН.

Курс позволит студентам овладеть системой знаний по истории вероучения, культовой практике, религиозной организации первобытных, этнических и региональных, мировых религий и новых религиозных движений, а также по языческим верованиям древних славян и христианской религии и Церкви в России.

Религиоведение – это наука о религии. Актуальность данного предмета очевидна. Эта очевидность подтверждается как сложившейся в нашем обществе религиозной ситуацией, так и теми духовными и нравственными проблемами, которые остро поставила перед нами жизнь.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие общекультурных компетенций (ОК), предусмотренных ГОС ВПО третьего поколения, образовательных программ:

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способностью учитывать специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры общественной, государственной и личной жизни (ОК-17);

- способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности, современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18);

- способностью использовать специфику этнокультурного развития своей страны для формирования и эффективного использования социоинженерных и социально-технологических практик обеспечения психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы (ОК-19)

В результате изучения дисциплины студент должен:


  • знать: основы философии, всеобщей и отечественной истории, истории религий, способствующие развитию общей культуры и приверженности системе ценностей российского общества ;

содержание учений и практик основных религий – прежде всего распространённых в современном мире – и их историю и основные моменты их эволюции в современном мире;

  • уметь: использовать в профессиональной деятельности базовые представления о философском, историческом и культурном контекстах развития теологических исследований;

отличать религиозные и нерелигиозные социально-культурные и психологические моменты;

  • владеть: навыком деловой коммуникации в профессиональной сфере и применения полученных знаний к решению задач профессиональной деятельности выпускника;

навыками сравнительного, антропологического и политологического анализа религий; информацией о числе последователей религий в современном мире и нашей стране, об уровне активности последователей различных религий

навыками работы с первоисточниками;



  • демонстрировать: потребность самостоятельному, свободному, творчески активному подходу к осмыслению системы гуманитарных знаний;

самостоятельная работа студента направлена на:

  1. выработку навыков анализа данной темы, учитывая, исключительную широту, многозначность проблематики;

  2. формирование навыков профессиональной коммуникации, учитывая социально-политическую и духовную ситуацию;

  3. развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

  4. развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельной работе по проблемам дисциплины.

Данные методические материалы включают в себя: тематическое планирование и программу курса, краткое содержание каждой темы с указанием необходимых для усвоения источников и списка дополнительной литературы, перечень вопросов для самопроверки, тем контрольных работ, тестовые задания.


Значение дисциплины в подготовке специалиста

Изучение дисциплины «Религиоведение» позволит выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного саморазвития и самосовершенствования; способностью использовать знания в области истории, типологии и актуальных проблем взаимоотношений в религиозной организации, в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте.



Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо студентам для усвоения данной дисциплины


  1. Отечественная история – знание основных этапов истории России, особенностей российской цивилизации;

  2. Философия – понимание диалектики случайного и закономерного, общего, особенного, единичного, стихийного и сознательного; знание философских воззрений в историческом развитии;

  3. Культурология – знание сущности и структуры культуры; ценностные и коммуникативные измерения культуры; культурные взаимодействия в условиях глобализации; место религии в мире духовной культуры; наука и религия – их познавательное и идеологическое значение, сферы взаимодействия в современном мире.

По окончании курса студенты сдают зачёт.

Методические указания составлены в соответствии с примерной программой дисциплины «Религиоведение», учебным планом утверждённым Учёным советом МГТУ, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВПО третьего поколения по направлению подготовки бакалавров.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Номер и наименование темы



Количество часов по учебному плану

Напр. бакалавриата «Соц. работа»

Лекц.

Практ..

Инд.

Сам.

Модуль 1. Религия и религиоведение

1. Сущность и составные части религии

1







2

2. Основные теории происхождения религии




1




2

3. Предмет и структура религиоведения. Религиоведение и богословие










2

4. Классификация религий










2

Модуль 2. История религий. Религия как социальное явление

5. Предмет истории религий. Религия как социальное явление

1







2

6. Первобытные формы религии










3

7. Этно-национальные религии










3

8. Мировые религии. Религия в современном мире




1




3

9. История и современное состояние религии в России










3

10. Новые религиозные движения










3

11. Межрелигиозная толерантность










3

12. Свобода совести как духовная ценность и право личности










2

13. Современное сотрудничество церкви, государства и общества










2

Итого (час.)

2 2 32

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



Основная

  1. Кислюк, К.В. Религиоведение: учеб. пособие для вузов / К.В. Кислюк, О.Н. Кучер. – 3-е изд., доп. – Ростов-н/Д.: Феникс; Харьков: Торсинг, 2010. – 512 с. (Темы 1-4. С. 6-48; темы 6-10. С. 98-459; тема 11. С. 428-459).

  2. Религиоведение: учеб. пособие для вузов / науч. ред. А.В. Солдатов. – 5-е изд., стереотип. – СПб.: Лань, 2010. – 850 с.

  3. Шелковая, Н.В. Введение в религиоведение: учеб. пособие для вузов / Н.В. Шелковая. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 416 с.

Электронный ресурс

  1. Лобазова, О.Ф. Религиоведение: учебник для вузов /О.Ф. Лобозова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. – 411 с.

  2. Религии мира: электронный ресурс. – М.: ООО «Меридиан», 2004.

  3. Торгашов, Г.А. Основы религиоведения: электронный ресурс / Г.А. Торгашов. – М.: Директ Медиа Паблишинг, 2004. – 1000 с.: ил.

Дополнительная литература

  1. Армур, Р. Христианство и ислам: непростая история /Роллин Армур. – М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2004. – 336 с. (Тема 11. С. 158-170; С. 271-294. Тема 8. С. 25-72).

  2. Гараджа, В.И. Религиоведение: учеб. пособие для вузов / В.И. Гараджа. – 2-е изд. доп. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 351 с. (Тема 1. С. 6-12; тема 3. С. 213-254; тема 5. С. 163-212)

  3. Данильян, О.Г. Религиоведение: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. – М.: Эксмо, 2005. -480 с. – (Образовательный стандарт ХХI). (Тема. 1. С. 10-39; тема 2. С. 72-86; тема 3. 10-39; тема 5. С. 10-39; тема 8. С. 113-244; тема 9. С. 288-326; тема 10. С. 245-270)

  4. Дворкин, А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования / А.Л. Дворкин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2006. – 814 с. (Тема 10).

  5. История религий: в 2 т.: учебник для вузов / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. шк., 2002. (Тема 2. Кн. 1. С. 46-55; тема 7. кн.1. С. 300-450; тема 8. кн.2. С.5-604; тема 10. кн.2. С. 608-635).

  6. Кудрявцев, В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия: учеб. пособие для вузов / В.В. Кудрявцев. – Минск: Тетра Системс, 1997. – 208 с. (Тема 12. С 27-42).

  7. Петрово служение. Диалог католиков и православных / под ред. В. Каспера. – М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2006. – 284 с. (Тема 11).

  8. Религиоведение: хрестоматия / авт.-сост. П.И. Костюкевич. – Минск: Новое знание, 2000. – 480 с. (Тема 1. С. 5-81; С. 150- 183)

  9. Религиоведение: учеб. пособие для вузов / М.Я. Ленсу, Я.С. Яскевич, В.В. Кудрявцев и др.; под ред. М.Я. Ленсу. – Минск: Новое знание, 2003. – 446 с. (Тема 6. С.23-48; тема 7. С. 49-78)

  10. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / под ред. М.Г. Писманика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 591 с. (Тема 6. С. 188-196; тема 7. 197-228; тема 8. С. 229-322)

  11. Христиане и мусульмане: проблемы диалога: хрестоматия / сост. А. Журавский. - М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2004. – 558 с. (Тема 11).

  12. Христианство, иудаизм и ислам. Верность и открытость / под ред. Ж. Доре. - М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2004. – 264 с. (Тема 11)


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ РЕЛИГИИ

Многозначность определения религии, её отличительные признаки и функции. Мировоззренческая, смыслообразующая функция, регулятивная, легитимирующая и другие функции. Религиозное мировоззрение. Основные части религии: религия и вера, вероучение, культ и организация. Особенности веры. Вера и знание. Вера религиозная и нерелигиозная. Вероучение и сакральные тексты. Религия и культ.Культ как упорядоченная совокупность определённых, установленных в деталях индивидуальных и коллективных обрядов. Понятие религиозного опыта. Этапы развития религиозной организации: религиозная группа, религиозная община, деноминация, Церковь, секта, «тайные общества». Религиозное сознание. Религиозная деятельность.



Изучив данную тему, студент должен

знать:

  • слагаемые компоненты религии как предмета познания;

  • сущностные определения и понятия религии;

уметь:

  • пользоваться понятийным аппаратом по данной теме

Методические рекомендации

Начиная изучение дисциплины «Религиоведение», студентам необходимо понять слагаемые компоненты религии, выявить существующие определения, понятия религии; её отличительные признаки и функции; понятие религиозного опыта; этапы развития религиозной организации.


Литература: [1], [2], [ 3], [9]
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

Вера – 1. в некоторых религиозных системах – центральная мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, включающая: а) принятие определённых утверждений (догм) и решимость придерживаться их вопреки всем сомнениям; б) личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю, помощнику и спасителю; в) личную верность богу, на служение которому верующий отдаёт себя. В философии Канта вера, оторванная от религиозно-конфессиональной традиции, переосмысливается как позиция разума, принимающего то,
что логически недоказуемо, но необходимо для обоснования морального императива. 2. в гносеологии и методологии науки – принятие какого-либо знания без непосредственных эмпирических и рациональных обоснований. Признание веры как основы или важного элемента познания;

Деноминация – религиозное объединение, находящееся в стадии организационного оформления. Этот термин употребляется также как синоним слов вероисповедания, конфессия, означающих принадлежность к определённой религии.

Догмат – утверждёние высшим религиозным институтом положения вероучения в качестве непреложно истинного.

Знание – отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Знание – идеально, потому для всякого бытия оно нуждается в объективации, которая осуществляется в продуктах труда, технологии, социальных институтах, предметах культуры.

Канон – свод религиозных положений, имеющий Догматический характер.

Клир (греч. «жребий», христианское духовенство первоначально избиралось по жребию) – в христианской Церкви обобщённое название священнослужителей.

Конфессия – вероисповедание, направление в религии.

Культ – система (упорядоченная совокупность) определённых, установленных в деталях индивидуальных и коллективных обрядов, с помощью которых человек мистическим образом общается с Богом.

Религиозная организация – оформленное объединение верующих одной религии, возглавляемое чаще всего служителями культа.

Религиозная группа – сравнительно небольшой коллектив людей, совместно отправляющий религиозные обряды.

Религиозная община представляет собой первичное территориальное объединение верующих, принадлежащих к определённому религиозному направлению. Другими её признаками являются: добровольное контролируемое членство (законодательно не менее 10 человек); высокая степень регулярности культа; отсутствие централизованного руководства при наличии среди верующих лиц, наделённых функциями священнослужителей.

Религиозное сознание – образ действительности, складывающийся в сознании религиозного человека.

Религиозность – определённое состояние отдельного человека или социальной группы, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему. Американский социолог Ч. Глок выделяет пять основных измерений религиозности: религиозный опыт (виды мистических и экстатических состояний), религиозную веру; формы культового поведения (богослужения, исповеди, причастия), уровень религиозных знаний, степень мотивирующего воздействия религии на поведение индивида или социальной группы в других сферах общественной жизни.

Религия (лат. благочестие, святыня) – это единство мировоззрения (миропонимания и мироощущения), соответствующего поведения и специфического действия (культа), которое основывается на вере в существование духовного мира и Духовных Сущностей (Бога, богов, Духа, Абсолюта, Дао и т.д.).

Секта – религиозное объединение с самобытным вероучением и культом, которое, как правило, откололось от более крупной организации и характеризуется сравнительной немногочисленностью, замкнутостью, изолированностью от мира и от других религий, претензиями на исключительность взглядов, исповедуемых его приверженцами.

«Тайные общества» - это ассоциации, цель, порядок членства, ритуалы, даже само их существование является тайным и открывается только узкому кругу посвящённых. Религиозный характер имеет лишь незначительная часть известных из истории тайных объединений.

Церковь (с греч. «Господний дом») представляет собой централизованное, многочисленное самоуправляемое объединение верующих, которое сложилось на основе общности религиозных представлений и особенностей культовой деятельности. Характерны следующие признаки: централизованное иерархическое управление; наличие профессиональных служителей (клира), чётко отделённых от простых верующих (мирян); внешнее формальное членство вместо фиксированного. Церковь является высшей формой религиозной организацией.

Язык религии – знаковая система естественных и искусственных языков, элементы которой имеют религиозные значения и смыслы. Пласты естественных языков (племенных, народных, национальных) первичны по отношению к искусственному языку религии – языку сакральных (священных) предметов, символов, религиозной живописи, скульптуры, архитектуры, культовых одеяний, действий, танцев, поз, жестов и т.д. Язык религии является средством религиозного общения, выражением религиозного сознания.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Какие точки зрения на структуру религии Вам известны?

  2. Какая из известных Вам составляющих религии является определяющей? Почему Вы так считаете?

  3. В чём заключается развитие вероучения, культовой практики и религиозной организации в истории религии?

  4. Что такое религиозное сознание и какова его роль в жизни верующего человека и религии вообще?

  5. Назовите общие особенности религиозного мировосприятия.

  6. Какие функции выполняет религия относительно человека и общества? В чём заключается существенная разница в осуществлении этих функций в прошлом и в наше время?



ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РЕЛИГИИ

Основные подходы относительно проблемы сущности и происхождения религии: религиозный (богословский) и светский (религиоведческий).



Изучив данную тему, студент должен

знать:

  • основные подходы относительно проблемы происхождения религии;

  • сущностные определения и понятия религии;

уметь:

  • пользоваться понятийным аппаратом по данной теме;

  • анализировать религиозный и светский подходы в теории происхождения религии

Методические рекомендации

Начиная изучение данной темы, студентам необходимо понять проблемы сущности и происхождения религии, выявить онтологическое, космологическое телеологическое, моральное, историческое, психологическое доказательства бытия Бога с точки зрения религиозного подхода. Рассмотреть наиболее распространённые и известные научные объяснения происхождения и сущности религии.


Литература: [ 1], [ 2], [ 3], [9]

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

Религиозный подход утверждает, что появление идеи Бога в человеческом сознании и возникновение религии обусловлено тем, что есть Бог, который сотворил мир (мир имеет начало и конец), природу, человека. Приводятся и доказательства бытия Бога: 1) онтологическое доказательство было сформулировано Августином Блаженным (V в.) и теологом Ансельмом Кентерберийским (ХIв.); 2) космологическое доказательство, намеченное античными философами Платоном и Аристотелем и сформулированное Фомой Аквинским (ХIII в.); 3) телеологическое доказательство утверждает наличие в мире целесообразности, порождённой Богом; 4) моральное доказательство утверждает наличие абсолютного и вечного морального закона, как проявления божественного начала в мире; 5) историческое доказательство – древнее, поскольку на факт всеобщности веры в Бога (богов) указывали ещё античные авторы (например, Цицерон); 6) психологическое доказательство – наличие у человека религиозного чувства должно вызываться внешней причиной, которая и есть Бог. Религиозный подход всегда конфессионален, т.е. стоит на позициях какой-либо определённой религии.

Прамонотеизм – теория, обоснованная католическим священником

В. Шмидтом (1868-1954) в фундаментальной работе «Происхождение идеи Бога». Согласно этой теории вера во многих богов, легенды и мифы о героях и царях являются лишь позднейшими искажениями веры в единого Бога, Творца всего сущего.



Светский подход не даёт однозначного ответа о сущности и возникновении религии. Наиболее распространённые и известные научные объяснения происхождения и сущности религии: 1) натуралистическое – религия происходит от изначального бессилия человека перед господствующими над ним природными и социальными силами (французские просветители, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс); 2) социологический подход определяет религию как социальный институт (берёт своё начало в работах О. Конта, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса); 3) этнологический подход – Э. Тайлор, Дж. Фрейзер, Б. Малиновский видели в религии, вместе с искусством и моралью, естественно сформировавшийся первичный элемент человеческой культуры и способ её нормального функционирования; 4) биологические и психологические концепции объясняли существование религии присутствием в человеке могущественного «религиозного чувства» или модификациями различных эмоционально-психических состояний – зависти и страха, любви и стыда (У. Джеймс, В. Дильтей, Л. Леви-Брюль, З. Фрейд). Сегодня в науке укрепляется комплексное видение рассматриваемой проблемы: происхождение религии есть следствие взаимодействия многих факторов – материальных, социально-экономических и духовных.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. В чём заключается разница между теологическим и светским подходами?

  2. Какая принципиальная разница во взглядах на происхождение религии представителей светской науки и верующих людей?



  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница