Методические рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям по дисциплине «История отечественного государства и права»



страница1/6
Дата09.05.2016
Размер0.56 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Методические рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям

по дисциплине «История отечественного государства и права»
Практические занятия являются одной из наиболее эффективных форм обучения и системного усвоения правовых знаний. Потребность в данных занятиях особенно велика в ходе преподавания такого учебного курса, представляющего собой неотъемлемый элемент юридического образования, как «История отечественного государства и права». Предметом данного курса является процесс возникновения и развития государственных, юридических учреждений и институтов, на протяжении более чем тысячелетней истории России.

Трудности усвоения этой комплексной учебной дисциплины связаны со спецификой ее предмета и обилием исторических материалов, правовых документов, которые используются для обоснования общеисторических закономерностей и особенностей развития государственных и правовых явлений в отдельные исторические периоды.

Огромная информативность и политико-правовая значимость данного курса, дающего студентам знания основ многих отраслевых юридических дисциплин, определяют то обстоятельство, что «История отечественного государства и права» изучается на первом курсе. Именно в этот период у студентов начинают формироваться навыки юридического мышления, способности самостоятельного анализа правовых документов, объяснения смысла и содержания их правовых принципов, институтов, толкования правовых норм, т.е. те профессиональные качества, без которых немыслимо становление квалифицированного специалиста по специальности «Юриспруденция». Кроме того, изучение истории отечественного государства и права сопряжено с освоением студентами государственно-правового понятийного аппарата, приемов и способов систематизации правового материала, что предопределяет тесную взаимосвязь с другой фундаментальной дисциплиной – «Теорией государства и права».

Все это, вместе взятое, и объясняет необходимость специальных методических разделов, содержащих рекомендации студентам и позволяющих обеспечить более качественную подготовку к практическим занятиям. В соответствии с общей практикой высших учебных заведений, методика практических занятий по «Истории отечественного государства и права» определяет в качестве основной цели изучение исторически значимых правовых документов. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи, встающие перед студентами в ходе подготовки к практическому занятию: во-первых, выявление содержания наиболее значимых положений правового документа в контексте исторических условий его создания; во-вторых, общая оценка его социально-политической значимости для последующего государственно-правового развития России.

Содержание данного методического пособия определено выбором в качестве тем практических занятий наиболее значимых периодов в развитии отечественного государства и права и соответствующих этим периодам правовых документов.

Каждая тема сопровождается списком литературы и комплексом задач, в которых использован материал соответствующих исторических эпох. Решение таких задач способствует более углубленному изучению правовых документов, приобретению навыков толкования правовых норм и их применению.

Основными учебными изданиями для подготовки студентов к практическим занятиям являются: 1) История государства и права России: учебник / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2006 и последующих годов издания; 2) Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005 и последующих годов издания.


Планы практических занятий I семестр.




Тема №2. Государство и право Киевской Руси



2 часа

  1. Русская Правда – памятник древнерусского права.

  2. Регулирование гражданско-правовых отношений в русском праве.

  3. Преступление и наказание по Русской Правде.

  4. Суд и процесс по древнерусскому праву.



Цель занятия


Целью занятия является изучение одного из уникальных памятников отечественного права – Русской Правды. Анализ этого памятника позволяет студентам познакомиться с основными положениями и институтами древнерусского права, выявить относительно высокий уровень правового регулирования общественных отношений Киевской Руси, установить последующую преемственность в развитии отечественного законодательства.
Методические рекомендации

При ответе на первый вопрос необходимо охарактеризовать источники Русской Правды, проследить эволюцию этого памятника права через характеристику ее редакций: Краткой, Пространной и Сокращенной. Каждая из этих редакций отражала новый этап в развитии феодального права. При этом студенты должны обратить внимание, что Русская Правда – светский судебник. Она создана светской, государственной властью и охватывает дела, подведомственные государственным органам, не вторгаясь в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси. Русская Правда содержит нормы различных отраслей права и характеризуется такими чертами, как казуальность, формализм, сословное неравенство, отсутствие системности.

Рассматривая второй вопрос, студенты должны обратить внимание на то, что субъектами права выступали физические (все свободное население и иностранцы) и юридические лица (государство, церкви и монастыри, община). Кроме того, нужно обратить внимание на такие понятия, как правоспособность и дееспособность, знать круг лиц с ограниченной дееспособностью.

Объектами гражданско-правового регулирования выступали вещи и действия третьих лиц. Русская Правда еще не знает деление имущества на движимое и недвижимое. Следует обратить внимание, что вещное право включало в себя право владения, право пользования и право собственности. Студентам необходимо знать основные формы собственности, существовавшие в изучаемый период и основания приобретения частной собственности (наследование, договор, захват, находка до истребования законным владельцем).

Большое значение для изучения второго вопроса имеет анализ обязательственного права. Студенты должны уяснить, что обязательства возникают из договоров и из причинения вреда. В этой связи следует знать, что в данный период практически единственной формой заключения договоров была устная. Общие требования к договорам включали: 1) дееспособность участников; 2) наличие предмета договора; 3) наличие свидетелей; 4) добровольный характер договора. Студентам необходимо обратить внимание на систему договоров и особенности регулирования договора найма, поклажи (ст.49) и займа (ст.50 – 53), в том числе закупничества (ст.56 – 62, 64), комиссии (ст.54).

При изучении второго вопроса особое внимание следует уделить институту наследования. При этом необходимо обратить внимание на сословный характер наследования по закону (ст.90 – 91, 98), зачаточное состояние завещательного права, очередность наследования (ст.92 – 95, 99 – 106).

Изучая вопрос о преступлении и наказании, студенты должны обратить особое внимание на специфику уголовно-правового регулирования. Под преступлением понималась «обида», т.е. нанесение вреда личности и имуществу, субъектом преступления выступали только физические лица из свободного населения, формы вины еще не получили развития. Объективная сторона характеризовалась покушением и законченным деянием. Объектом преступления выступает только личность и имущество, это означало отсутствие государственных, должностных и иных групп преступлений. Студентам следует также усвоить характеристику отдельных видов преступлений и те уголовные институты, которые раскрывались в Русской Правде применительно к конкретным деяниям.

Целью наказания выступало возмещение вреда и возмездие. Система наказаний не отличалась сложностью и включала «поток и разграбление», «виру», «продажу», «головничество» (возмещение вреда семье убитого). До второй половины XI века допускалась кровная месть. Наказание носило сословный характер, не было индивидуализированным и строилось по принципу композиции.

Раскрывая вопрос о суде и процессе, студентам следует обратить внимание на отсутствие специальных судебных органов. Судебные функции выполняли князь и его должностные лица, существовал церковный суд, суд общины. Судебный процесс носил состязательный (обвинительный) характер. Он характеризовался следующими основными чертами: начинался по инициативе частного лица; стороны обладали равными правами; роль государства была незначительна, основным двигателем процесса выступали сами стороны; судопроизводство носило устный характер, было гласным (публичным); характеризовалось господством формальных доказательств; отсутствовало деление на уголовный и гражданский процесс. Тем не менее, Русская Правда знает такие процессуальные действия (стадии), присущие только уголовному процессу. К ним относятся «гонение следа» (ст.77), «заклич» (ст.32) и «свод» (ст.35, 36, 39). Раскрытие регламентации этих стадий выступает важной составляющей общей характеристики процесса.

Особое внимание студенты должны уделить характеристике системы доказательств. Им необходимо знать, какие виды доказательств содержит Русская Правда, как регламентировались свидетельские показания «видоков» и «послухов» и особенно такие формальные доказательства, как «рота» и «ордалии» (ст.22).

Следует обратить внимание, что решение суда носило окончательный характер и, следовательно, не существовало обжалования ни в кассационном, ни апелляционном порядке.
Источники

1. Русская Правда. Пространная редакция / Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005. С. 9 – 25.

2. Русская правда / Российское законодательство Х – ХХ веков. В 9 т. Т. I. Законодательство Древней Руси. – М.: Юрид. лит., 1984. С.64 – 79.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница