Методические рекомендации по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования



страница1/20
Дата06.05.2016
Размер3.86 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Министерство образования Пензенской области Пензенский институт развития образования

Методические рекомендации

по разработке основной

общеобразовательной программы

дошкольного образования

(в помощь руководителям образовательных учреждений)

Пенза 2010


ИЗДАТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОГО

ББК 74.10

М 54

Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального обра­зования «Пензенский институт развития образования» (ГБОУ ДПО ПИРО)



Автор-составитель Е.Ф. Купецкова, кандидат педагогических наук, доцент, проректор по организаци­онно-методической работе, заведующая кафедрой дошкольного и предшкольного обра­зования ГБОУ ДПО ПИРО, заслуженный учитель РФ

Рецензенты:



О.В. Калинина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой управления и экономики образования ГБОУ ДПО ПИРО;

Т.Н. Оноприенко, директор научно-методического центра развития содержания образования ГБОУ ДПО ПИРО

Под общей редакцией профессора Г.Н. Белорыбкина



В данных методических рекомендациях предлагаются алгоритм для самостоятель­ной разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования, её примерное содержание для базовой части, а также методические рекомендации по разработке вариативной части программы. В рекомендациях представлены материалы для системы мониторинга реализации программы и вариативные модели выбора и комплексирования программ воспитания, образования и развития детей раннего и до­школьного возраста.

Методические рекомендации можно использовать в каждом образовательном уч­реждении, где осуществляется дошкольный уровень образования.

© Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Пензенский институт развития образования», 2010
ВВЕДЕНИЕ

В Законе Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реа­лизуемой этим образовательным учреждением самостоятельно (п^Н2т. 14). В соответ­ствии со ст. 9 указанного Закона образовательная программа определяет содержание образования определённых уровней и направленности..

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые под­разделяются на:


  1. общеобразовательные (основные и дополнительные),

  2. профессиональные (основные и дополнительные).

Программы дошкольного образования относятся к общеобразовательным про­граммам, направленным на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ (п.1 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»).

Образовательная программа наряду с Уставом дошкольного образовательного уч­реждения служит основанием для лицензирования, сертификации, изменения парамет­ров бюджетного финансирования и введения при необходимости платных образова­тельных услуг в соответствии с социальным заказом родителей. Поэтому основные её положения должны быть разработаны в соответствии с Конституцией Российской Фе­дерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительст­ва Российской Федерации от 12 сентября 2008 года № 666), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 «Об утвер­ждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования - документ, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы) с учётом государственных требований к дошкольному уровню образования. Основная общеобразовательная программа ДОУ в отличие от школьной должна охватывать все основные моменты жизнедеятельности детей (а не только обучение) с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

Алгоритм разработки основной общеобразовательной программы ДОУ

(по О.А. Скоролуповой):


  1. Проанализируйте организацию воспитательно-образовательного процесса в до­школьном образовательном учреждении.

  2. Попробуйте выделить наиболее важные, актуальные проблемы, которые реша­ются слабо или вообще не решаются.

  3. Изучите опыт работы по воспитанию и обучению дошкольников, представлен-

ный в периодической печати, ознакомьтесь с опытом работы других образовательных учреждений (вашего муниципалитета, городского округа, субъекта Российской Феде­рации).



  1. Обсудите с коллективом, какие инновации, опыт работы других детских садов можно использовать в работе.

  2. Изучите нормативные правовые документы по организации дошкольного обра­зования (федерального значения, принятые органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления).

  3. На основании указанных нормативных правовых актов попробуйте чётко сфор­мулировать цели и задачи вашего дошкольного образовательного учреждения, опреде­лить их приоритетность.

  4. Проведите педагогический совет, на котором должны быть обсуждены вопросы выбора программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Подготовьте для этого педсовета ретроспективу программ дошкольного образования -комплексных и парциальных; расскажите педагогам об их особенностях, условиях их реализации, методическом обеспечении. При необходимости пригласите для участия в заседании педсовета методистов муниципальной методической службы, сотрудников регионального института развития образования.

  5. Предложите наиболее опытным педагогам, специалистам изобразить в виде схе­мы педагогическую работу по каждому из направлений развития детей, используя сле­дующий алгоритм: основная цель развития детей (физического, социального, речевого, познавательного, художественно-эстетического); система задач, решение которых ве­дёт к реализации цели; основные составные части или направления работы по разви­тию детей (физическому, речевому, социальному, познавательному, художественно-эстетическому); принципы организации педагогической работы по данному направле­нию развития детей; методы и приёмы, позволяющие наиболее эффективно осущест­влять развитие детей по указанному направлению. Организуйте обсуждение получив­шихся схем на педагогических совещаниях, заседаниях творческих групп, дополните и подкорректируйте их. Расскажите о результатах работы на заседании педагогического совета. Включите разработанные схемы в образовательную программу.

  6. Введите в образовательную программу все методики обследования уровня раз­вития детей и критерии оценки достигнутого уровня развития, которые рекомендуют авторы используемых в образовательном процессе комплексных и парциальных про­грамм. Разработайте форму диагностической карты или карты обследования уровня развития ребёнка, в которую необходимо заложить показатели развития, зафиксиро­ванные в выбранных программах. Ознакомьте педагогов с особенностями указанных методик, последовательностью заполнения диагностических карт.

10. Продумайте, какие условия необходимо создать в дошкольном обра­
зовательном учреждении для реализации программных задач. Попробуйте изобразить
эти условия схематически. Определите, взаимодействие с какими учреждениями и ор­
ганизациями поможет в реализации целей Образовательной программы. Совместно
с представителями данных учреждений составьте план общих мероприятий, определи­те механизмы взаимодействия, полезного для всех участников.

В данных методических рекомендациях предлагается Примерная основная обще­образовательная программа дошкольного образования (обязательная часть), которая построена с учётом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Ею можно воспользовать­ся при условиях:



  • соответствия вашего учреждения виду «детский сад» (полностью);

  • соответствия вашего учреждения видам «комбинированный», «компенсирую­щий», «присмотра и оздоровления» (при самостоятельной доработке обязательной час­ти за счёт мероприятий коррекционной работы, которые изложены в рекомендациях в разделе «Содержание коррекционной работы»);

  • соответствия вашего учреждения видам «общеразвивающий с приоритетными направлениями развития» (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетические), «центр развития ребёнка» (при самостоятельной дора­ботке вариативной части по тому или иному приоритетному направлению, которые также предложены в данных методических рекомендациях);

  • соответствия вашего учреждения виду «детский сад для детей раннего возраста» (из обязательной части взять только программу для детей от 1 года до 2 лет и от 2 до 3 лет);

  • соответствия вашего учреждения виду «детский сад предшкольной подготовки» (из обязательной части можно взять программу только для детей старшей и подготови­тельной группы).

Данные методические рекомендации можно использовать для всех видов дошколь­ных образовательных учреждений. Кроме того, ими можно воспользоваться, если до­школьные группы созданы на базе образовательных учреждений иных типов: общеоб­разовательных школ, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования де­тей (выбрав соответствующее содержание работы).

На самостоятельно разработанную основную- общеобразовательную программу дошкольного образования необходимо получить рецензии (не менее двух) и в даль­нейшем можно предлагать её к лицензированию.

В методических рекомендациях имеются все необходимые для разработки про­граммы компоненты:


  • примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образова­ния;

  • планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразова­тельной программы дошкольного образования в виде интегральных показателей разви­тия детей раннего, младшего дошкольного и старшего дошкольного возраста;

  • система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы;

  • содержание коррекционной работы;




  • методические рекомендации по разработке вариативной части программы, фор­мируемой участниками образовательного процесса: структуры разработки вариативной части программы для детского сада общеразвивающего вида с приоритетными направ­лениями физического, познавательно-речевого, социально-личностного и художествен­но-эстетического развития;

  • методические рекомендации по выбору и комплексированию программ воспита­ния, образования и развития детей раннего и дошкольного возраста.

Жирным шрифтом в тексте пояснительной записки примерной программы выделен материал, который уместно использовать только для учреждений комбинированного, компенсирующего видов и детских садов присмотра и оздоровления.

При условии соответствующей курсовой подготовки руководителей дошкольных образовательных учреждений вполне возможно, используя данные методические реко­мендации, самостоятельно, всем коллективом, разработать основную общеобразова­тельную программу детского сада.

Желаю успеха!

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пояснительная записка

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей раннего и дошкольного возраста и направлена на формирование общей культу­ры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохра­нение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста, коррекцию недос­татков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Содержание программы включает совокупность образовательных областей, кото­рые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивиду­альных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-лич­ностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Содержание программы представлено в образовательных областях: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Ком­муникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Программа приближена к «разумному минимуму», обеспечивает единство воспи­тательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей ран­него и дошкольного возраста.

Программа состоит из двух частей: обязательной и вариативной.

Обязательная часть обеспечивает достижение детьми готовности к школе, а имен­но: необходимый и достаточный уровень развития ребёнка для успешного освоения им

основных общеобразовательных программ начального общего образования.


В группах компенсирующей и комбинированной направленности, а также в группах присмотра и оздоровления обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вариативная часть отражает видовое разнообразие дошкольных образова­тельных учреждений, наличие приоритетных направлений их деятельности, про­ведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных меро­приятий и процедур, а также специфику национально-культурных, региональ­ных и климатических условий.

Программа обеспечивает равные стартовые возможности для дальнейшего обуче­ния детей в общеобразовательных учреждениях.

Программа рассчитана на 6 лет обучения: дети раннего, младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста. Содержание программы распределено по шести возрастным группам:

ранний возраст - первая группа детей раннего возраста (второй год жизни), первая младшая группа (третий год жизни);

младший дошкольный возраст - вторая младшая группа (четвёртый год жизни), средняя группа (пятый год жизни);

старший дошкольный возраст - старшая группа (шестой год жизни) и подготови­тельная группа (седьмой год жизни).

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении

Ранний возраст

Характеристика возраста

В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) ребёнок при помощи взрослого усваивает основные способы использования предметов. У него начинает активно развиваться предметная деятельность.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребёнок становится более подвижным и самостоятельным («Я сам»), что тре­бует от взрослого особого внимания к обеспечению его безопасности. Расширяется круг общения ребёнка за счёт менее знакомых взрослых и сверстников. Общение, овладение предметными действиями приводит ребёнка к активному освоению языка, подготавливает его к игре. Под влиянием предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы.



Младший дошкольный возраст

Характеристика возраста В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) происходят дальнейший рост и разви­тие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Ак­тивно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимы длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов.


Происходит дальнейшее расширение круга общения ребёнка с миром взрослых людей и детей. Взрослый воспринимается им как образец, он берёт с него пример, хочет быть во всём похожим на него.

В результате возникает противоречие между желаниями ребёнка и его возможно­стями. Разрешение этого противоречия происходит в игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребёнок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности.

Возникает и развивается новая форма общения со взрослым - общение на познава­тельные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность. На основе совместной деятельности, - в первую очередь игры, - форми­руется детское общество. На пятом году жизни ребёнок постепенно начинает осозна­вать своё положение среди сверстников.

Возраст от 3 до 5 лет уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смы­словой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключи­тельного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуа­ции) речи.

Познавательное развитие в младшем дошкольном возрасте продолжается по сле­дующим основным направлениям:


  • расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ре­бёнка в окружающей обстановке;

  • содержательно обогащаются представления и знания ребёнка о мире.

Формирование символической функции способствует становлению у детей внут­реннего плана мышления. При активном взаимодействии и экспериментировании дети начинают познавать новые свойства природных объектов и отдельных явлений, что по­зволяет им каждый день делать удивительные «открытия».

К пяти годам начинает формироваться произвольность - в игре, рисовании, конст­руировании и др. (деятельность по замыслу).

В младшем дошкольном возрасте развиваются начала эстетического отношения к ми­ру (к природе, окружающей предметной среде, людям). Ребёнка отличают целостность и эмоциональность восприятия образов искусства, попытки понять их содержание.

Старший дошкольный возраст

Характеристика возраста В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребёнка: улучшается подвижность, уравновешен­ность, устойчивость нервных процессов. Однако дети всё ещё быстро устают, «исто­щаются», при перегрузках возникает охранительное торможение. Старшие дошкольни­ки отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока ещё невелики.


Кроме сюжетно-ролевых игр дети интенсивно используют и другие формы игры: режиссёрские, игры-фантазии, игры с правилами.

После пяти лет резко возрастает потребность ребёнка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информаци­ей, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается дос­таточно сплочённое детское общество, существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической ре­чи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий.

Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логи­ческого мышления. Начинают формироваться общие категории мышления (часть - це­лое, причинность, пространство, время, предмет - система предметов и т.д.).

Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к пе­чатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овла­девают звуковым анализом слова, счётом и пересчётом отдельных предметов.

Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осоз­нанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в ка­кой-то мере создавать её.

Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литера­турным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения деко­ративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета: формы, пропорции, цвет; замысел ста­новится более устойчивым.

Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появля­ется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обо­гащается индивидуальная интерпретация музыки.

Приоритетные направления деятельности

образовательного учреждения по реализации основной

общеобразовательной программы дошкольного образования

Программа имеет яркую воспитывающую направленность, содержание которой представлено практически во всех разделах. Современная социальная ситуация опреде­лила постановку новых задач личностно ориентированного воспитания: формирование толерантности, чувства собственного достоинства, первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважения к традициям своего народа и других народов, культур­ного и экологически грамотного поведения и др.


Реализация деятельностного подхода в программе определяется изменением на­правленности воспитателей и ребёнка в организации разных видов деятельности. Глав­ным становится не только результат (правильный рисунок, точная конструкция, близ­кий к образцу пересказ и др.), но и увлечённость самим процессом деятельности: ак­тивная эмоциональная включённость ребёнка, поиск средств и способов исполнения, позволяющих ребёнку использовать их самостоятельно и творчески, что приводит к развитию самой деятельности, а значит - к развитию ребёнка.

Программа позволяет оптимально сочетать базовое содержание образования, заданное в ней, и приоритетные направления в работе дошкольных образователь­ных учреждений различных видов. При этом приоритет в работе выступает не как «профориентирующая» надстройка, а как фактор обогащения общего разви­тия ребёнка.

Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы

дошкольного образования

Ранний возраст

Главными целями взрослого в отношении ребёнка раннего возраста являются:



  • организация предметной деятельности;

  • обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного, развития;

  • формирование речи. Младший дошкольный возраст

Основными целями взрослых, воспитывающих детей младшего дошкольного воз­раста, являются:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, дозиро­вание мышечных нагрузок; забота об эмоциональном комфорте;

  • создание условий для развития сюжетно-ролевой игры;

  • доброжелательное и продолжительное общение с ребёнком на познавательные темы, создание условий для практического экспериментирования, обеспечение разви­тия речи, любознательности и инициативности;

• формирование у детей интереса к художественным видам деятельности.
Старший дошкольный возраст

Основные цели, которые ставятся педагогами в отношении старших дошкольников, следующие:



  • охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физического развития (при этом следует избегать нервных и физических перегрузок);

  • создание условий для реализации всех видов игры;

  • внимательное отношение и терпеливая поддержка формирующегося детского сообщества;

  • формирование основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе);




  • обеспечение развития у детей диалогической и монологической речи во всех ви­дах деятельности и общения;

  • развитие у детей познавательных интересов, сенсорных и интеллектуальных способностей;

  • поддержка экспериментирования с материалами, словом, движением и др., мо­делирование; развитие воображения и творческого начала;

  • формирование у детей эстетического отношения к окружающему и художест­венных способностей.

В каждой возрастной группе выделены приоритетные задачи, решаемые в процессе ведущей деятельности: предметной деятельности (ранний возраст), игре во всех её ви­дах (дошкольный возраст).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница