Методические рекомендации по проведению в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики Урока мужества



Скачать 127.01 Kb.
Дата18.11.2016
Размер127.01 Kb.
Приложение №1

к письму МОН ЛНР

от 03.02.2016 №267
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению в образовательных учреждениях

Луганской Народной Республики Урока мужества

(разработаны методистами отдела управления объектами образования ГУ ЛНР «Научно-методический центр развития образования ЛНР» )

В рамках Программы « Патриотическое воспитание подрастающего поколения Луганской Народной Республики на 2015-2020 годы» в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики проводится Урок мужества, посвященный первой годовщине победы в «Дебальцевском котле».



Целью проведения урока мужества является историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание учащихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.

Задачи проведения урока мужества:

- воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Отчизне, гордости за Республику, уважительного отношения к государственным и общественным ценностям;

- формирование у учащихся личностных качеств и свойств патриотов своей страны на основе национальных, культурно-исторических и воинских традиций;

- сохранение памяти о воинской славе защитников Отчизны, ее героях, содействие проявлению учащимися заинтересованности в изучении исторического наследия своей Родины;

- побуждение учащихся к использованию в качестве примера для подражания в своей жизни дел и поступков героев былых времен и современности.

Методика проведения урока мужества, посвященного годовщине победы в «Дебальцевском котле».

Урок мужества, с учетом специфики содержания материала, рекомендуется проводить для обучающихся 5-11 классов.

Существуют несколько факторов, влияющих на успешность урока, которые необходимо учитывать при его планировании:

- возрастные особенности учащихся;

- особенности аудитории, в которой будет проходить мероприятие;

- построение сценарного плана.

Сценарий план урока мужества должен обладать следующими характеристиками: информативность (позитивная информация), эмоциональная насыщенность, ценностная и смысловая наполненность, «проживаемость» и «переживаемость» событий, возможность рефлексии.

Ход урока должен быть построен на основе постоянно работающей обратной связи учителя и обучающихся.

Урок предполагает комплексность воздействия на психический мир личности подростка, которая достигается сбалансированным воздействием информации, иллюстративного материала, непосредственного контакта с участниками событий «Дебальцевского котла», просмотром художественных и документальных фильмов, исполнением песен, стихотворений, отрывков из хроники событий. Урок может иметь дискуссионную часть, в процессе которой, например, обсуждается героический поступок, ход сражения, т.д.

При проведении урока находят применение практически все художественные средства, которые делают его ход выразительным, эмоционально-насыщенным, интересным и увлекательным, создают возможность для глубокого эмоционального переживания событий, о которых идет речь.

Художественное слово.

Один из самых доступных для восприятия видов художественного исполнительства – чтение стихотворений и прозы.

В ходе урока возможно использование разнообразных форм речевого исполнительства: монологи в стихах и прозе, парная и хоровая декламация, декламация в лицах.

Драматические фрагменты. Театрализация может использоваться в узловых моментах урока.

Музыка. Многочисленные способы использования музыкальных произведений в ходе урока могут быть сведены к следующим основным вариантам: музыка как средство создания и углубления у участников необходимого эмоционального состояния, либо музыка как средство привязки действия к определенному месту и времени. Музыка может иметь и вспомогательное значение, служить своеобразным фоном для рассказа или игрового эпизода.

Видеосюжеты. Использование видео открывает перед организаторами урока огромные возможности. Кроме высокой эмоциональной выразительности и убедительности фильмов, немаловажную роль играет простота применения кино-видеоматериалов, легкость введения кино-отрывков в смысловой ряд урока мужества любой

темы. Лучший и наиболее впечатляющий способ такого показа –демонстрация специально смонтированных непродолжительных эпизодов из киноматериалов.


Примерный алгоритм урока
Открытие урока, прослушивание государственного гимна;

Представление участников мероприятия.

Информация о событии «Дебальцевского котла» демонстрация слайдов, видеофрагментов.

Литературно-музыкальная композиция с участием обучающихся образовательного учреждения, защита проектов по теме урока и др.

Выступление гостей, ответы на вопросы обучающихся.

Подведение итогов урока.


Педагогические и методические условия успешного проведения урока мужества:

- раскрытие значимости событий «Дебальцевского котла» в развитии Республики;

- включение в содержание урока фактов участия в данных событиях земляков;

- организация встречи с участниками событий «Дебальцевского котла»

- опора на знания обучающихся по истории Отечества, литературе, краеведению, т.д.

- использование социокультурных возможностей территории при проведении занятия;

- использование наглядного материала, фонозаписей, видеоматериалов.

Дополнением к оформлению урока могут стать предварительно подготовленные учащимися информационные листы, стенды, стенные газеты, проекты и др.

Основным показателем результативности урока можно считать искренний интерес подростков к героическим событиям нашей Отчизны, активное участие в обсуждении. Мероприятие должно способствовать осознанию подростками себя частью Республики, выработке собственной активной жизненной позиции.

Подводя итоги урока, следует обратить внимание обучающихся на то, что признаком культуры и образованности человека является знание истории своего Отечества, его героев, стремление следовать историческим и воинским традициям, уважительное отношение к государственным и общественным ценностям. В заключение необходимо поблагодарить всех участников урока, особенно отметить приглашенных и по возможности вручить им памятные подарки.


Этапы подготовки и проведения урока мужества

Этапы

Содержание работы

Подготовительный этап

Подбор сюжетных материалов: стихотворения, рассказы о войне на Донбассе, песни в память погибшим воинам, отрывки из фильмов, т.д.

Работа с источниками информации: публицистические статьи, посвященные событиям «Дебальцевского котла»,

сборник стихотворений «Час мужества», сборник рассказов «Луганское направление», хроника борьбы за независимость ЛНР, т.д.



Организация конкурсов, акций: конкурс плакатов, конкурс «Письмо защитнику отечества», конкурс открыток «Открытка участнику событий «Дебальцевского котла», конкурс детских рисунков «Война глазами детей», конкурс стихов и рассказов, т.д.

Оформление кабинета, рекреаций, коридоров ОУ:

из собранных конкурсных работ можно оформить стендовые презентации, на базе которых организовать рассказ-экскурсию.



Основной этап

Встреча гостей – участников урока мужества.

Проведение урока мужества, организация показа кинофильмов по теме проводимого мероприятия. Выступление гостей, ответы на вопросы обучающихся.



Заключительный этап

Подведение итогов (рефлексия). Вручение памятных знаков, посвященных проводимому мероприятию всем приглашенным участникам.



Вспомогательные материалы для подготовки и проведения

урока мужества.

Дебальцево. Основано в 1878 году. Крупнейший железнодорожный узел, автотрасса Харьков-Ростов. Находится на стыке двух республик. Стратегический пункт в период боевых действий.

После провозглашения Донецкой Народной Республики Дебальцево перешло под контроль ополчения. Во второй половине июля 2014-го ВСУ предприняли наступление на Дебальцево со стороны Артемовска с целью отсечь ДНР от ЛНР.

Одновременно ВСУ стремится замкнуть кольцо вокруг Луганска.

Дабы лишить республики автомобильного сообщения по трассе Луганск-Донецк, враг перерезает в августе трассу у поселка Белое. Железнодорожное сообщение становится невозможным после взятия Дебальцево.

В августе части ВСУ прорываются на территорию ЛНР в граничащий с ДНР Перевальский район. Захвачен поселок Чернухино.

После захвата Чернухино враг взял село Адрианополь. С его территории обстреливал, в том числе РСЗО, расположенные в окрестностях Перевальска поселки Ящиково, Селезневка...

Со второй половины августа подразделения ЛНР наносят удары по противнику. Деблокирован Луганск, враг выбит с ряда населенных пунктов Лутугинского, Славяносербского, Перевальского районов.

Чернухино, которое Киев, исключив из состава Перевальского района, включил в состав Попаснянского района, освободить не удалось. 5 сентября 2014г. подписано первое соглашение о прекращении огня в г. Минске. Наступило перемирие.

Перемирие не мир. Обстрелы территорий республик продолжались ежедневно. Особенно они активизировались после проведения выборов в ноябре.

Оставалась угроза рассечения республик – Дебальцевский выступ («карман») - почти 30-километровое вклинение украинских войск, создававшее предпосылки для наступления с той же целью, что и летом-14 – рассечь республики и задавить по частям.

Для этого сразу после Минска-1 вплоть до января 2015 года здесь формируется группировка ВСУ примерно в 8 тысяч человек, включавшая в себя не менее 6 дивизионов РСЗО «Град», не менее 6 дивизионов буксируемых и самоходных гаубиц, противотанковую артиллерию, минометы, бронетехнику.

В целом же общая численность ВСУ, Нацгвардии, добровольческих батальонов, МВД и СБУ в районе зоны АТО по разным источникам составляла на январь 2015 года 30 - 40 тысяч человек.

Враг наращивает мощь артударов по Донецку, Горловке…Тяжелая обстановка по аэропорту Донецка. Киев поставил задачу – любой ценой оставить аэропорт за собой. Рождается миф о непобедимых «киборгах».

Противник обстреливает населенные пункты ЛНР – артудары по Луганску, Славяносербску, Стаханову, Первомайску, Кировску… по большим и малым населенным пунктам вдоль линии разграничения. Активизировались диверсионные группы. Практически ежедневно вдоль Бахмутской трассы идут бои за господствующие высоты, номерные блок-посты.

Местами противник предпринимает попытки перехода к действиям наступательного характера. В бой вводятся резервы, подкрепляются пошатнувшиеся участки.

На начало февраля противник достаточно прочно держит позиции в пригородах Дебальцево и отбивает атаки на Чернухино. Потеря Чернухино означала бы откат фронта, уменьшение Дебальцевского выступа.

Бои за Чернухино. Ожесточенные, многодневные. Подразделения ЛНР, в том числе Алексея Мозгового и Павла Дремова, буквально «прогрызая» оборону противника, продвигаются вперед, сжимая Дебальцевский выступ.

И вот, совместными усилиями подразделений ДНР и ЛНР выступ замкнут – «котел». Не сталось у генштаба ВСУ, как планировалось рассечь республики. Не рассекли, а сами угодили в «котел».

Из «котла» ВСУ «планово» бежали, бросая убитых, раненых, технику.

18 февраля 2015 года над Дебальцево поднят флаг Новороссии.

Непосредственно после завершения боевых действий в города оставалось около 5 тысяч человек. До войны проживало свыше 25 тысяч. Разрушено 80 процентов зданий и жилых домов, не работали все учреждения. Сразу после освобождения начались восстановительные работы. Будет установлена мемориальная доска. Надпись гласит:

«Вечная память братьям и сестрам, отдавшим свою жизнь за освобождение

Дебальцево от украинских карателей. 2014-2015».

18 февраля 2015 года Председатель Совета Министров ЛНР Геннадий Цыпкалов заявил, что военные подразделения республики полностью овладели поселком Чернухино, интенсивные бои за который шли последние две недели. В штурме были задействованы силы МВД, Народной Милиции. Над поссоветом флаг ЛНР подняли бойцы 3-го мотострелкового батальона 2-й бригады Народной Милиции.

Правительство республики приняло решение об отправке в поселок, в котором оставалось около 300 жителей, гуманитарного груза и специалистов по восстановлению электросетей и газопровода. Жители получили продовольствие: хлеб, консервы, муку, крупы…



Лишь некоторые имена

Войн без потерь не бывает. Лишь некоторые имена, павших в ходе Дебальцевской операции.



Максим Мартаков («105-й»). Во время летнего (2014) наступления ВСУ к Изварино рвались с севера и юга механизированные клещи, которые должны были замкнуть кольцо вокруг республик, перекрыв им снабжение. «105» и его бойцы сыграли важную роль в обороне Изварино. Когда 5 февраля из Чернухино эвакуировались жители, живым щитом стали бойцы Краснодонской военной полиции под командованием Максима Мартакова. Он был смертельно ранен в бою под Чернухино.

Всеволод Петровский. Входил в состав Политотдела бригады «Призрак» Алексея Мозгового. Занимался информационным обеспечением, снимал репортажи для телевидения. Смертельно ранен при артобстреле под поселком Комиссаровка.

Валерий Липицкий. Командир 2-го танкового батальона. Погиб в районе населенного пункта Смелое (31 блокпост) Славяносербского района. 7 августа 2015 года в Ленинском РОВД МВД ЛНР открыли мемориальную доску в память о бывшем сотруднике Луганской милиции, герое-танкисте, подполковнике Валерии Липицком.

Виктор Коваленко. Прапорщик военной комендатуры Перевальска. Получил осколочное ранение в голову. Пять суток находился в коме, и умер 6 февраля, не приходя в сознание.

Во время боев за Чернухино погиб и военный комендант Перевальска Геннадий Ширко.



Михаил Савчин. Командир танкового взвода отдельного механизированного батальона Народной Милиции ЛНР (его еще называют им. Александра Невского или «Август»). Погиб 25 января в бою за высоту 307,9 на юго-западе от села Санжаровка.
Материалы для обучающихся
М. Исаковский
Мы здесь не потому, что дата.

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад,

И имя есть у этого героя-

Великой Армии простой солдат.


И. Быковская (Вязовая)

Укутайте Донбасс мой в тишину.

Укройте мирным небом, словно пледом.

Пусть отдохнет он, вопреки всем бедам,

Пусть станет детский плач ему неведом.

Не возвращайте на Донбасс войну.

Зажгите в храмах тысячи свечей.

За всех, в подвалах стывших до рассвета.

За претерпевших скорби без ответа.

За деток, ставших Ангелами света

И не проклявших нас и палачей.

Всем нам нести и память, и вину.

Сквозь слезы, пустоту, дымы пожарищ.

Сквозь кладбища, где каждый холм товарищ.

Сквозь боль, руины, шрамы черных сгарищ

За тех, кто не прорвался сквозь войну.


***
На войне, с глазами скорбными,

С горькой складочкой у рта,

По руинам и убежищам

Пробиралась Доброта.

Шла тихонько меж обстрелами

От дверей идо дверей

И несла кому-то яблочек,

А кому-то сухарей.

Мужикам чаек и курево,

Кашу, теплые носки,

Леденцы в ладошки детские,

Бабам – слово от тоски.

И усталые, чумазые –

Никола и ни двора –

Открывали люди души ей.

Улыбалась детвора.

Друг об друга, как у печечки,

Грелись теплотой речей.

И делились хлебной корочкой

И огарками свечей.

И под «Градами» и пулями,

За терпения чертой

Мой Донбасс роднился душами.

И спасался Добротой.


И. Белоколос
Ускользающий образ мира.

Отражения вечных истин.

Отскребем зеркала, очистим.

И посадим кусты жасмина,

И построим мосты и башни,

Автобаны, заводы, парки.

Но запомним, как было жарко,

Как дышалось порою страшно.

Раскаленной печатью – память,

В ткани жизни – черные дыры…

Так хотелось всего лишь мира!

Так безжалостно правда ранит.




Список рекомендуемой литературы

  1. Андреева Е. Армейское ассорти: игровая конкурсная программа для старшеклассников / Е. Андреева // Классное руководство и воспитание школьников. – 2010. - № 2. – С. 22-24.

  2. Бовт Г., Клокова Л., Сухова Т., Шурыгин С. Час мужества. Гражданская поэзия Донбасса 2014 – 2015 годов. Сборник стихов / Г. Бовт, Л. Клокова, Т. Сухова, С. Шурыгин - М.: Издательство «Перо», 2015г. – 112стр.

  3. Воробьева Н. День защитника Отечества: мероприятие / Н. Воробьева // Воспитание школьников. – 2003. - № 1. – С. 64-65.

  4. Голенкова Н.В. Привет, солдат!: военно-патриотическая игра для старшеклассников / Н.В. Голенкова // Читаем, учимся, играем. –2005. - № 12. – С. 11-15.

  5. Дегтярева О.В., Колесникова Л.А. Поклонись, Россия!: вечер, посвященный Дню защитника Отечества / О.В. Дегтярева О.В., Л.А. Колесникова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 11. – С. 4-13.

  6. Луганская Народная Республика: факты, события, судьбы: Общественно – политическое издание/ Министерство информации, печати и массовых коммуникаций ЛНР под руководством министра Столяренко В.И.: Луганск: ООО «Пресс-Экспресс», 2015. – 128 с.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница