Методические рекомендации по применению дорожных ограждений различного типа на автомобильных дорогах федерального значения



Скачать 461.17 Kb.
страница1/3
Дата02.11.2016
Размер461.17 Kb.
  1   2   3

ОДМ 218.6.017-2015

__________________________________________________________

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ


__________________________________________________________




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДОРОЖНЫХ ОГРАЖДЕНИЙ

РАЗЛИЧНОГО ТИПА НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ

__________________________________________________________________



Федеральное дорожное агентство

осавтодор)

МОСКВА 2013

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения стандартов – ГОСТ Р 1.0 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».
Сведения об отраслевом дорожном методическом документе

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГУП «РОСДОРНИИ»)

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования, Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 23.12.2015 г. № 2489-р

4 имеет рекомендательный характер

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Содержание

1

Область применения……………………………………………………

1

2

Нормативные ссылки…………………………………………………...

1

3

Термины и определения……………………………………………..…

3

4

Обозначения и сокращения…………………………………………….

5

5

Основные положения…………………………………………………...

6

6

Применение дорожных ограждений для автомобилей……………….

9

7

Дорожные ограждения различного типа для автомобилей ………….

16




7.1

Металлические барьерные дорожные ограждения…..………….

16




7.2

Парапетные дорожные ограждения……………………................

19




7.3

Тросовые дорожные ограждения…………………………………

22




7.4

Фронтальные дорожные ограждения…………………………….

24




7.5

Бордюрные дорожные ограждения………………………………

27

8

Дорожные ограждения для пешеходов………………………..………

29

9

Дорожные ограждения для животных…………………………...........

33

10

Повышение безопасности движения в тёмное время суток………….

36

Библиография………………………………………………...………………

40


ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ


__________________________________________________________________
Методические рекомендации по применению дорожных ограждений различного типа на автомобильных дорогах федерального значения

__________________________________________________________________
1 Область применения

Настоящий отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по применению дорожных ограждений различного типа на автомобильных дорогах федерального значения» является документом рекомендательного характера.

Методические рекомендации предназначены для органов управления дорожным хозяйством, проектных, научных и подрядных предприятий и организации, занятых проектированием, устройством и эксплуатацией дорожных ограждений на автомобильных дорогах федерального значения.

Настоящие методические рекомендации распространяются на проектирование, устройство новых и совершенствование дорожных ограждений.


2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог»

ГОСТ 6665-91 Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия

ГОСТ 26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия

ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила примененияна

ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

ГОСТ Р 52606-2006 Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений

ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 52721-2007 Технические средства организации дорожного движения. Методы испытаний дорожных ограждений

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ Р 52767-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров



3 Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:



1 аварийность: Показатель безопасности движения в виде абсолютного числа дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых или в виде отношения количества ДТП к числу транспортных средств, численности населения или пробегу автомобилей за определенный промежуток времени.

2 высота ограждения: Расстояние в вертикальной плоскости от наиболее высокой точки ограждения до уровня обочины на дороге, покрытия на мостовом сооружении или разделительной полосе, измеренное у края ограждения со стороны проезжей части.

3 динамический прогиб ограждения (далее - прогиб): Наибольшее горизонтальное смещение продольной оси ограждения в поперечном направлении относительно оси недеформированного ограждения при наезде автомобиля на ограждение.

4 дорожно-транспортное происшествие: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

5 дорожные ограничивающие ограждения: Устройства, предназначенные для упорядочения движения пешеходов (ограничивающее ограждение для пешеходов) и предотвращения выхода животных на проезжую часть или в полосу отвода дороги (ограничивающее ограждение для животных).

6 дорожные удерживающие ограждения: Устройства, предназначенные для предотвращения съезда транспортного средства с земляного полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), выезда на разделительную полосу, а также переезда через неё, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на разделительной полосе, обочине и в полосе отвода дороги (удерживание автомобиля), а также устройства, предназначенные для предотвращения падения пешеходов с мостового сооружения и земляного полотна дороги (удерживание пешехода).

7 ограждение дорожное: Устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).

8 ограждение пешеходное удерживающее: Ограждение для пешеходов, предназначенное для организации пешеходного движения через автомобильную дорогу, а также для предотвращения случайного падения пешеходов с мостового сооружения, высокой насыпи.

9 ограждение пешеходное ограничивающее: Ограждение, предназначенное для предотвращения перехода пешеходами автомобильных дорог в неустановленных местах.

10 рабочая ширина: Максимальное динамическое боковое смещение кузова автомобиля, находящегося в нем груза или фрагмента ограждения (в зависимости от места установки ограждения) относительно лицевой поверхности недеформированного ограждения.

11 тяжесть последствий ДТП: Комплексный показатель обеспечения уровня безопасности дорожного движения, определяется отношением количества погибших в ДТП к общему числу пострадавших в ДТП.
12 удерживающая способность ограждения: Способность ограждения удерживать транспортные средства на дороге и мостовом сооружении, предотвращая их опрокидывание или переезд через ограждение.

13 участок ограждения рабочий: Основная часть барьерных ограждений, предназначенная для принятия ударных нагрузок и передачи усилий на начальный и концевой участки.

14 участок ограждения начальный: Дополнительная часть барьерных ограждений, расположенная перед рабочим участком ограждения (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для принятия продольного усилия при наезде автомобиля на рабочий участок ограждения.

15 участок ограждения концевой: Дополнительная часть барьерных ограждений, расположенная после рабочего участка ограждения (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для принятия продольного усилия, действующего при наезде автомобиля на рабочий участок ограждения.

16 участок концентрации ДТП: Ограниченный по длине участок автомобильной дороги, характеризующийся устойчивым и неслучайным совершением ДТП.

17 экодуки: Наземные переходы в разных уровнях для животных.
4 Обозначения и сокращения

В настоящем ОДМ применены следующие обозначения и сокращения:



1 ДТП: Дорожно-транспортное происшествие.

2 КД: Световозвращатель (катафот) дорожный.

3 КД-3: Световозвращатель для разделения транспортных потоков противоположных и попутных направлений движения, обозначения пешеходных переходов и искусственных неровностей.

4 КД-5: Световозвращатель для обозначения дорожных ограждений.

5 КД-6: Световозвращатель для обозначения двусторонних дорожных ограждений на разделительной полосе.
5 Основные положения

5.1 Применение на участках автомобильных дорогах дорожного ограждения различного типа позволяет снизить тяжесть последствий ДТП при опрокидывании и столкновении, а также влияет на снижение числа и тяжести ДТП при наезде на пешехода, велосипедиста и на диких животных.

5.2 Требования по применению дорожных ограждений определяются рядом действующих нормативно-технических документов, в том числе: СНиП 2.05.02 «Автомобильные дороги» [1], ГОСТ Р 52289 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», ГОСТ Р 52607 «Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования», ГОСТ Р 52606 «Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений», Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог, ОДМ 218.6.004-2011 «Методические рекомендации по устройству тросовых дорожных ограждений для обеспечения безопасности на автомобильных дорогах».

5.3 Необходимость оборудования участков автомобильных дорог находящихся в эксплуатации устанавливается на основе: анализа аварийности, оценки тяжести последствий ДТП, наличия участков концентрации ДТП.

5.4 Дорожные ограждения по своему назначению в соответствии с ГОСТ Р 52606 подразделяются на два основных класса - удерживающие (предназначен в основном для обеспечения безопасности водителей и пассажиров автомобилей) и ограничивающие (для пешеходов и животных).

Применяются также комбинированные дорожные ограждения, сочетающие в себе два указанных класса.

По принципу работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на типы: боковые ограждения для автомобилей (барьерные, бордюрные, парапетные, тросовые); фронтальные ограждения для автомобилей (телескопические, упругопластические, наливные); удерживающие ограждения для пешеходов (перила).

По принципу работы дорожные ограничивающие ограждения подразделяют на типы: ограничивающие ограждения для пешеходов (направляющие, защитные, предупреждающие) и ограничивающие ограждения для животных.

На рисунке 1 представлена классификационная схема существующих дорожных ограждений.

5.5 Дорожные ограждения для автомобилей, устанавливаемые на автомобильных дорогах:

-удерживают транспортное средство от съезда с дороги, мостового сооружения, наезда на препятствие, выезда на полосу встречного движения;

-плавно изменяют траекторию движения транспортного средства после наезда на ограждение, что могло бы исключить резкое перестроение других транспортных средств и не создать препятствий на пути их движения;

-обеспечивают минимальное замедление транспортного средства, наехавшего на ограждение;

-не допускают опрокидывания транспортного средства;

-поглощают энергию удара при сохранении целостности конструкции ограждения.

Дорожные ограждения для автомобилей предназначены для снижения тяжести последствий от ДТП путём предотвращения съезда транспортного средства за пределы земляного полотна и мостового сооружения или столкновения со встречными транспортными средствами.


Рисунок 1 – Классификационная схема существующих дорожных ограждений


Дорожные ограждения предотвращают переезд транспортных средств через разделительную полосу, наезд на массивные препятствия, расположенные на обочине и в полосе отвода.

5.6 Удерживающие и направляющие пешеходные ограждения рекомендуется применять для предотвращения выхода пешеходов на проезжую часть автомобильных дорог при отсутствии разделительных полос между тротуаром и проезжей частью.

5.7 Наличие удерживающих и направляющих пешеходные ограждения кроме обеспечения безопасности дорожного движения, способствует повышению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог: повышению скорости движения транспортных средств и их пропускной способности.

5.8 Ограничивающие ограждения для животных устраивают в целях предотвращения их внезапного появления на участках автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, заповедники, что приводит к возникновению различных аварийных ситуаций и ДТП. Особенно тяжелые ДТП возникают при наезде на крупных лесных животных: лосей, кабанов и др.


6 Применение дорожных ограждений для автомобилей

6.1 При проектировании автомобильных дорог действующими нормативными документами предусматривается установка удерживающих дорожных ограждений для автомобилей:

-на участках автомобильной дороги, с высокими насыпями и (или) крутыми откосами земляного полотна, а также при близком расположении железных дорог, болот, оврагов, водных потоков, горных ущелий и склонов;

-на автомагистралях и скоростных дорогах, а также разделительной полосе многополосных автомобильных дорог, транспортных развязках, кривых в плане с недостаточной видимостью;

-на участках, проходящих по мостам, путепроводам, эстакадам и иным специальным дорожным сооружениям;

-у опор путепроводов, линий электропередач, связи, освещения, отдельных дорожных знаков индивидуального исполнения, а также иных коммуникаций и сооружений, расположенных в непосредственной близости от проезжей части.

6.2 В зависимости от степени сложности дорожных условий участки автомобильных дорог разделены на две группы: А и Б.

Группа А включает участки автомобильных дорог со следующими дорожными условиями:

-ширина разделительной полосы до 6 м с односторонним поперечным уклоном круче 1:10;

-с массивными препятствиями, расположенными на разделительной полосе или сбоку от проезжей части на расстоянии 4 м и менее от ее кромки;

-высота насыпей более 5 м;

-участки, расположенные на склоне местности круче 1:4 или проложенные вдоль болот, водных потоков или водоемов глубиной более 1 м, оврагов и горных ущелий, находящихся на расстоянии менее 15 м от края проезжей части, железнодорожных путей.

Группа Б включает участки автомобильных дорог со следующими дорожными условиями:

-ширина разделительной полосы до 6 м без массивных препятствий;

-проложенные вдоль болот, водотоков или водоемов глубиной более 1 м, оврагов и горных ущелий, находящихся на расстоянии от 15 до 25 м от края проезжей части, железнодорожных путей;

-насыпи с откосами круче 1:4, а также подходы к мостовым сооружениям на автомобильных дорогах IV и V, II и III, I категорий протяженностью 12, 18 и 24 м соответственно без учета концевых участков при следующих дорожных условиях и перспективной интенсивностью движения менее 2000 авт/сут;

-при высоте насыпи 3 – 4 м на прямолинейных и с кривыми в плане радиусом более 600 м или на внутренней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м с продольным уклоном до 40‰;

-при высоте насыпи 2,5 – 3,5 м на прямолинейных и с кривыми в плане радиусом более 600 м или на внутренней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м с продольным уклоном свыше 40‰;

-при высоте насыпи 2,5 – 3,5 м на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м с продольным уклоном до 40‰ или на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов не менее 50‰;

-при высоте насыпи 2 – 3 м на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м с продольным уклоном свыше 40‰.

6.3 Выбор дорожных ограждений и установление требуемого минимального уровня удерживающей способности выполняется в зависимости от сложности дорожных условий на рассматриваемом участке дороги.

6.4 Рекомендации по установке дорожных ограждений с учетом уровня их удерживающей способности и условий движения, отнесенных к группе А представлены в таблице 1, а к группе Б в таблице 2.


Таблица 1 – Рекомендации по установке дорожных ограждений с учетом уровня их удерживающей способности и условий движения, отнесенных к группе А



Категория автомобильной дороги

(число полос движения)



Интенсивность движения, прив. ед./сут

Минимальные уровни удерживающей способности (кДж)

при различных дорожных условиях



Продольный уклон дороги, ‰

до 40

более 40

до 40

более 40

любой

любой

на прямолинейных участках дорог и с кривыми в плане радиусом более 600 м

на внутренней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м

на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м

на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов 50 ‰ и более

на разделительной полосе

I (6 и более)

св. 14000

350

400

400

450

400

400

I (4)

св. 14000

300

350

350

400

350

350

II (2 - 3)

св. 6000

250

300

300

350

300



III (2)

св. 2000 до 6000

250

250

250

300

250



IV (2)

св. 200 до 2000

250

250

250

250

250



V (1)

до 200

190

190

190

250

190



Таблица 2 – Рекомендации по установке дорожных ограждений с учетом уровня их удерживающей способности и условий движения, отнесенных к группе Б



Категория автомобильной дороги

(число полос движения)



Интенсивность движения, прив. ед./сут

Минимальные уровни удерживающей способности (кДж)

при различных дорожных условиях



Продольный уклон дороги, ‰

до 40

более 40

до 40

более 40

любой

любой

на прямолинейных участках дорог и с кривыми в плане радиусом более 600 м

на внутренней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м

на внешней стороне кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м

на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов 50 ‰ и более

на разделительной полосе

I (6 и более)

св. 14000

300

350

350

400

350

350

I (4)

св. 14000

250

300

300

350

300

300

II (2 - 3)

св. 6000

190

250

250

300

250



III (2)

св. 2000 до 6000

190

190

190

250

190



IV (2)

св. 200 до 2000

190

190

190

190

190



V (1)

до 200

130

130

130

190

130


6.5 Минимальные уровни удерживающей способности барьерных ограждений, устанавливаемых на съездах пересечений и примыканий в разных уровнях автомобильных дорог, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289 принимают равными:

-для ограждений, устанавливаемых на правоповоротных съездах с одной полосой движения - 250 кДж;

-для ограждений, устанавливаемых на правоповоротных съездах с двумя полосами движения и на левоповоротных съездах – 300 кДж;

-для ограждений, устанавливаемых на мостовых сооружениях съездов - 350 кДж.

6.6 Минимальные уровни удерживающей способности ограждений для мостовых сооружений и группы дорожных условий автомобильных дорог представлены в таблицах 3 и 4.

Если интенсивность движения автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу не менее 30 т, составляет не менее 1000 авт./сут, вместо значений уровней 450 – 550 кДж принимают соответственно значения уровней 500 – 600 кДж.
Таблица 3 – Минимальные уровни удерживающей способности ограждений на мостовых сооружениях


Категория автомобильной дороги

(число полос движения)



Уровень удерживающей способности ограждений на мостовых сооружениях (кДж)

с тротуарами или служебными проходами

без тротуаров или служебных проходов

Группа сложности дорожных условий

В

Г

Д

В

Г

Д

I A, I Б, I В (6 и более)

450

400

350

550

500

450

I A, I Б, I В (4)

400

350

300

500

450

400

II (4)

350

300

250

400

350

300

II и III (2)

300

250

190

350

300

250

IV(2)

V(1)


250

190

130

300

250

190

Таблица 4 - Группы дорожных условий для мостовых сооружений автомобильных дорог



Категория автомобильной дороги (число полос движения)

Значения радиуса кривой в плане и продольного уклона

для различных групп дорожных условий



В

Г

Д

R, м, менее

i, ‰, более

R, м

i, ‰

R, м, более

i, ‰, менее

I (6 и более)

1500

30

1500-3000

20-30

3000

20

I (4) - II (4)

1000

1000-2500

2500

II (2)

800

40

800-2000

30-40

2000

30

III (2)

600

50

600-1500

40-50

1500

40

IV (2), V (1)

500

60

500-1000

50-60

1000

50

Примечания

1 На мостовом сооружении и примыкающих к нему участках подходов протяженностью 100 м выбирают наименьшее значение радиуса кривой в плане R и наибольшее значение продольного уклона i.

2 Если значения радиуса и уклона окажутся в разных группах, принимают группу с более сложными условиями движения.

6.7 При выборе конструкции ограждения предварительно определяют допустимый в рассматриваемых дорожных условиях прогиб ограждения и рабочую ширину.

Зная допустимый в рассматриваемых дорожных условиях прогиб ограждения (или рабочую ширину) и минимальный уровень удерживающей способности ограждения, выбирают приемлемую конструкцию ограждения.

6.8 Выбор конструкции дорожного ограждения рекомендуется осуществлять в соответствии с ОДМ 218.4.005-2010 с учетом минимально допустимой высоты ограждения. В таблице 5 представлена минимальная высота ограждения в соответствии с ГОСТ Р 52289.

6.9 Во избежание наездов автомобилей на торцевые части дорожных ограждений, следует предусматривать устройство начальных и концевых участков дорожных ограждений. Для их устройства верхние части ограждений опускаются до уровня земли. При расположении ограждений на обочине, начальные и конечные участки ограждений отводятся в сторону к бровке земляного полотна.

Таблица 5 - Минимальная высота ограждения



Место установки ограждения

Наличие и ширина тротуаров и служебных проходов

Уровень удерживающей способности, кДж

130

190

250

300

350

400

450

500-600

Высота ограждения

Автомобильные дороги, городские дороги и улицы

Разделительная полоса мостового сооружения



-

0,75

1,10

-

Мостовые сооружения на автомобильных дорогах, городских дорогах и улицах

Без тротуаров и служебных проходов

1,10

1,30

1,50

Служебные проходы шириной 0,75

0,6

0,75

0,75

0,90

0,90

1,10

1,1

1,3

Тротуары шириной более 1,00




0,60




0,75




0,90




1,1

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница