Методические рекомендации по популяризации знаний об истории и культуре народов России, проживающих на территории Кольского полуострова



Скачать 131.22 Kb.
Дата06.05.2016
Размер131.22 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГАУДПО МО «ИРО»)

Методические рекомендации

по популяризации знаний об истории и культуре народов России, проживающих на территории Кольского полуострова
Нефедова О.В., доцент кафедры

преподавания общеобразовательных предметов

ГАУДПО МО «ИРО», к.п.н.


  1. Нормативно-правовое обеспечение работы по популяризации знаний об истории и культуре народов России, проживающих на территории Кольского полуострова

  2. Мурманская область как территория компактного проживания коренных малочисленных народов Севера

  3. Учебная и внеклассная работа по популяризации знаний об истории и культуре народов России, проживающих на территории Кольского полуострова

    1. В начальной школе

    2. В основной и старшей школе

  4. Интернет-источники и литература



  1. Нормативно-правовое обеспечение работы по популяризации знаний об истории и культуре народов России, проживающих на территории Кольского полуострова

В Федеральном законе РФ от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" (Статья 3. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования) говорится о «единстве образовательного пространства на территории Российской Федерации, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (п. 4). В соответствии с названным принципом в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в части 9 определены «личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования», к которым, в частности, относятся следующие: «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества». Предметные результаты общественно-научных дисциплин по ФГОС ООО содержат более конкретные позиции: «формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур».

Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в качестве принципа преподавания школьного курса называет «многоуровневое представление истории», заключающееся в том, что «курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села)», утверждая, что «такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи».


  1. Мурманская область как территория компактного проживания коренных малочисленных народов Севера

Мурманская область рассматривается как территория компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, к которым относятся саами, ненцы и коми (хотя последние и не являются коренным народом региона). Старожильческое русское население области — поморы — проживает в Кандалакшском и Терском районах. Основными отличительными признаками, с точки зрения жителей, являются говор, факт рождения/проживания на Терском берегу и особенности традиционно-бытовой культуры, связанной с рыболовческим комплексом. Терский берег является единственным в области ареалом традиционной русской культуры.

До 1950—1960-х определенные особенности уклада жизни сохраняли компактно проживавшие на территории области группы карельского населения, которые появились на Кольском Севере после выселения их из приграничных с Финляндией районов в центр полуострова для лесозаготовительных работ. Затем карелы переселились в города области, большей частью в Кировск и Апатиты, и за ее пределы, где ассимилировались с другими группами.

Урбанизация и сопутствующие ей социально-экономические изменения на территории проживания поморов, саамов и коми повлекли за собой дестабилизацию традиционных систем жизнеобеспечения, включавших хозяйственный, экологический, соционормативный, социально-психологический и другие культурные компоненты. Специфика урбанизационного процесса сказалась на известной культурной дистанцированности горожан-мигрантов от субстратного населения. Потомки саамских, поморских, коми-ижемских, карельских семей, проживающие в городах, вполне адаптированы к городскому образу жизни, и для большинства из них, как и остального населения области, культура предков представляет в лучшем случае историческую ценность.

В то же время Мурманская область характеризуется высоким уровнем этнической толерантности, в ней не зафиксировано каких-либо этнических или этнорелигиозных конфликтов. Причины подобной стабильности лежат в сложившихся традициях и тенденциях межкультурных взаимодействий в регионе. Социокультурная адаптация населения к Крайнему Северу в качестве необходимого условия включает в себя межэтническую интеграцию в региональное сообщество и соответственно интенсивные процессы аккультурации.

Региональная культура Мурманской области, сформировавшаяся в советский период, с 1990-х подвергается влиянию комплекса внешних факторов и культур, среди которых важнейшим является возросшее международное сотрудничество в различных сферах с западными странами в условиях процессов глобализации. Большое значение в этом отношении имели Киркенесская декларация (1993) и деятельность БЕАР. Укрепление и развитие культурных связей между народами Баренц-региона и комплексное решение проблем его коренных народов — важнейшие цели сотрудничества. Опыт Баренцева сотрудничества оказывает существенное влияние на этнокультурную ситуацию в Мурманской области. Что, в частности, проявляется в значительно возросшей образовательно-просветительской, культуротворческой и иногда политической активности различных общественных организаций, создаваемых по этническим и национальным признакам1.



В понимании и значении человеческой культуры, важнейшую часть занимает культура того региона, где живёт человек или того народа, среди которого он живёт. То есть особенности культуры региона и являются составляющей национально-регионального компонента образовательного процесса школьников. В Мурманской области составляющей такого компонента является ознакомление с культурой, бытом, традициями и образом жизни саамского народа - коренных жителях края. С 2006 с целью сохранения традиций и обычаев, популяризации самобытной национальной культуры коренных малочисленных народов Севера саамов в Мурманской области организуются различные культурно-массовые мероприятия: национальные праздники, фестивали, выставки, «круглые столы», семинары, конференции, творческие встречи и вечера. 
Основными культурными мероприятиями являются празднование Национального дня саамов - 6 февраля на территориях традиционного проживания коренных народов, ежегодный фестиваль саамской музыки и фестиваль детских и молодежных театрализованных постановок на саамском языке «Моайнас лань - Сказочный город» в г. Оленегорске, День коренных народов мира – 9 августа, районный Праздник Севера и День оленевода, традиционные летние и осенние саамские игры. 

Также, представители коренного народа по сложившейся традиции принимают активное участие в организации встречи саамского Мунь Каллса в празднике «Три Мороза. Встреча на Высшем Морозном Уровне», областного и районного праздника национальных культур «Фестиваль дружбы», Дня саамского слова, Медвежьих игрищах,Мурманском городском краеведческом фестивале детского творчества «Чахкли», выставке-ярмарке «Золотые руки мастеров, творческих вечеров на базе Мурманского областного краеведческого музея и Мурманской областной государственной научной универсальной библиотеки. 



По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Мурманской области проживало 1825 представителей 17 национальностей, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации. Из них 149 человек указали свою национальную принадлежность как ненцы, 82 – вепсы, 9 – ханты, по 7 – абазины и нагайбаки, по 5 – шорцы и эвенки, 4 – ижорцы, по 3 – манси, чукчи и эвены, по 2 – бессермяне, кеты, коряки, кумандинцы. 

Самыми малочисленными являлись эскимосы: на территории Мурманской области в 2010 году проживал только один представитель этого народа. Самыми многочисленными в этой группе народностей стали саамы – коренные жители Кольского полуострова, которых по итогам переписи насчитывалось 1599 человек (0,2 % от общего числа лиц, указавших свою национальную принадлежность). По сравнению с итогами переписи населдения 2002 года их численность уменьшилась на 170 человек на 9,6 %). 
В соответствии со статьей 21 Устава Мурманской области и распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2006 № 536-р «О едином перечне коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» саамы являются коренным малочисленным народом Мурманской области. 

В Мурманской области действуют 32 общины коренных малочисленных народов Севера, 8 общественных объединений и 3 некоммерческих объединения. Основными видами деятельности родовых и территориально-соседских общин народа саами являются: рыболовство и добыча водных биоресурсов в Баренцевом море и во внутренних водоемах области; оленеводство; промысел морских животных; охота; сбор дикорастущих растений; бортничество; переработка продукции указанных видов хозяйствования; изготовление предметов быта и культуры народа саами.



Общественные объединения коренных народов Севера созданы с целью защиты прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера. Организациями проводятся мероприятия по защите мест проживания и хозяйственной деятельности коренных народов, при их непосредственном участии реализуются культурные и экологические проекты. Осуществляется совместная деятельность представителей саами, направленная на развитие национального самосознания, а также на социальное, культурное и экономическое развитие саамского народа, налаживание деловых контактов с саами Финляндии, Норвегии и Швеции, а также с другими народами и государствами. Осуществляется широкая пропаганда истории, искусства, культуры и языка саамского народа2.


  1. Учебная и внеклассная работа по популяризации знаний об истории и культуре народов России, проживающих на территории Кольского полуострова




    1. В начальной школе

Включение тем, посвященных истории и культуре народов России, проживающих на территории Кольского полуострова, в рабочие программы курсов: «Ознакомление с окружающим миром» (темы: Мой дом. Родословная семьи. Родная школа: её история и традиции. Мое село (город). История родного края), «Литературное чтение», «Основы религиозных культур и светской этики».



Во внеклассной работе: проведение краеведческих викторин «Знаешь ли ты историю Кольского края»; концертов художественной самодеятельности, мастер-классов по саамскому рукоделию; народных игр и др.

В рамках урочной и внеурочной работы рекомендуется уделить внимание мероприятиям, которые проводят учреждения дополнительного образования и культуры. Например:

- Мурманский областной краеведческий музей: 1 февраля 2015 г. – открытие выставки «Саамские узоры»;

- Мурманская областная детско-юношеская библиотека: 24, 25 марта 2015 года - областной марафон педагогического опыта «Литературное чтение школьников: развитие и поддержка интереса»; с ноября 2014 г. - XVIII Международный конкурс детской рукописной книги «Нам не нужна война» (номинация: Мой сильный маленький народ: коренные народы Севера).





    1. В основной и старшей школе

Включение в курс истории (синхронно с изучением отечественной истории) таких тем, как «Приход русского населения в Беломорье. Возникновение русских поселений, промыслов. Взаимоотношения поморов с терской лопью (саами). Христианизация саами, ее значение. Культура и быт населения края в XVI-XVII вв. Культура и быт населения в XVIII-XIX вв. Научное изучение Кольского Севера. Общественно-политическая и культурная жизнь Мурманской области в ХХ веке. Культура Мурманской области и развитие национальных отношений в начале XXI века».

Изучение региональной тематики в курсе обществознания при изучении тем: «Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Общество – необходимое условие человеческого существования. Россия – многонациональное государство. Современное общество: ведущие тенденции, особенности развития. Человечество в XXI в. Многообразие и диалог культур. Межнациональные и межконфессиональные отношения».

Изучение региональной тематики рекомендуется строить в соответствии с системно-деятельностным подходом, широко используя проектную и научно-исследовательскую технологии.

Во внеклассной работе рекомендуется продолжить работу, начатую в начальной школе, кроме этого уделить значительное внимание поисковой, музейной работе, созданию краеведческих страниц на школьных сайтах, используя материал региональных краеведческих порталов и сайтов, например:

- электронная библиотека «Кольский Север», которая содержит такие разделы, как «новые поступления; авторы Мурмана; периодика, медиатека; исследования Мурмана: коллекция изданий по истории коренного народа Кольского Севера; коллекция изданий XIX – XX вв. по истории освоения и развития северных территорий России; произведения саамских литераторов;

- электронный альманах «Живая Арктика»;

- национально-культурные объединения Мурманской области и др.

Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека не только обладает богатой коллекцией научных и художественно-литературных изданий по истории и культуре народов России, проживающих на Кольском полуострове, собранной в краеведческом отделе, но и проводит большое количество мероприятий, посвященных этой теме. 07.02.2015 МГОУНБ приглашает на заседание Клуба краеведов, посвященного творчеству Александры Андреевны Антоновой – литератора, поэта, фольклориста, филолога, почетного гражданина Ловозерского района, которая всю свою жизнь посвятила сохранению культуры и языка коренного народа Кольского Севера. Она является автором саамского букваря, учебных и методических изданий по родному языку. Ее перу принадлежат поэтические сборники, переводы на язык коренных жителей области  творчества литераторов Мурмана,  стихотворений Сергея Есенина. Участники Клуба краеведов познакомятся  с выставкой изданий, посвященных деятельности Антоновой. Вниманию собравшихся будет представлена коллекция «Кольские саамы» электронной библиотеки «Кольский Север», одним из авторов которой является Александра Андреевна.

В марте в МГОУНБ пройдут мероприятия, посвященные 150-летию со дня рождения Николая Николаевича Харузина (1865-25(7).03.1900), этнографа, историка, археолога. В 1987 г. вместе с сестрой Верой Николаевной совершил поездку по маршруту Кандалакша–Кола–Нотозеро. Автор фундаментального труда «Русские лопари» (1890), удостоенного золотой медали Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, статей «О лопарской бывальщине и песне», «О нойдах у древних и современных лопарей» и др. Опубликовал Писцовую книгу Кольского острога и уезда, составленной в 1608–1611 гг., и Грамоты 1697  (в приложении к книге «Русские лопари»).





  1. Интернет-источники и литература




  1. Декоративно-прикладное искусство кольских саамов // Культура Мурманской области. Народное творчество / Кольская энциклопедия. – Электронный ресурс: http://ke.culture51.ru/content.php?id=18

  2. Декоративно-прикладное искусство поморов // Культура Мурманской области. Народное творчество / Кольская энциклопедия. – Электронный ресурс: http://ke.culture51.ru/content.php?id=18

  3. Демографическое развитие и этнические процессы // Кольская энциклопедия. – Электронный ресурс: http://ke.culture51.ru/content.php?id=10#nasel

  4. Живая Арктика: альманах // http://arctic.org.ru/new/shev.htm

  5. Календарный план мероприятий государственного областного бюджетного учреждения «Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера» на 2015 год // http://new.gov-murman.ru/region/saami/calendar/2015.pdf

  6. Коллекция изданий по истории коренного народа Кольского Севера. Произведения саамских литераторов // Кольский Север: электронная библиотека / http://kolanord.ru/index.php/kolskie-saamy

  7. Коллекция изданий XIX – XX вв. по истории освоения и развития северных территорий России // Кольский Север: электронная библиотека / http://kolanord.ru/index.php/kolskie-saamy

  8. Национально-культурные объединения // http://new.gov-murman.ru/region/society/unions/

  9. Алымов, В. К. Лопари / Алымов В. К. – Москва : Крестьянская газета, 1930. – 63 с. : ил.

  10. Библиотека как социальный институт сохранения и устойчивого развития культур и культурного самовыражения коренных народов Севера = Library as a social institution for conservation and sustainable development of cultures and cultural expressions of the North indigenous peoples : международная научно-практическая конференция, 20-23 ноября 2012 г. : сборник материалов / сост.: Михайлова Е. Р., Иванова С. В. – Мурманск : МГОУНБ, 2013. - 226 с.

  11. Воронова, О.В. Лапландия – любовь моя…: избранное / Октябрина Воронова: [перевод с саам. В. Смирнова]. – Мурманск: Фонд сохранения и поддержки культуры Севера «Варзуга». - 2014. – 31 с.

  12. Иванищева, О. Н. Словарь лексики духовной культуры Кольских саами / авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула. – Мурманск : [б. и.] , 2012. – 146 с. – Библиогр. в подстроч. примеч.

  13. Иванищева, О. Н. Язык и духовная культура кольских саамов / О. Н. Иванищева,  В. Б. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 90 с. 

  14. Иванищева, О. Н. Язык и культура малочисленных народов Севера: история и перспективы : учебное пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т ; [авт.-сост. О. Н. Иванищева, В. Б. Бакула]. – Мурманск : МГГУ, 2012. – 83, [10] с. : табл. 

  15. Игнатов, М.Т. Поцелуй росомахи: рассказы и стихи. – Мурманск: Союз российских писателей. – 2014. – 219 с.

  16. Живущие на Севере / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. –  Мурманск: МГПУ, 2005. 

  17. Культурологический альманах АСТЭС  / Ассоц. творч. Союзов. – № 1 (2002) –    . – Мурманск: АСТЭС, 2002  – (По 4-й № выходил под загл.: Мурманский берег: культурологический выпуск).

  18. Масловские чтения / Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. –  с 2005. – Мурманск: МГПУ, 2005.

  19. Ушаковские чтения  / Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. – с 2004. –  Мурманск: МГПУ, 2004.

  20. Мурманский берег / Мурм. орг. Союза рос. писателей.  – Вып. 1 (с 1993) –     .    Мурманск, 1993.


1 Национальный состав мигрантов Мурманской области // http://ke.culture51.ru/content.php?id=10#nasel

2 Деятельность национальных предприятий и родовых общин коренных малочисленных народов Севера // http://new.gov-murman.ru/region/saami/short_info/


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница