Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий, посвященных 70-летию



страница1/4
Дата09.11.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4
Отдел образования Ядринской районной администрации

МБОУ ДОД «Ядринский районный Дом детского творчества»



Методические рекомендации

к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Составитель: методист МБОУ ДОД

«Ядринский районный ДДТ»

Семенова Вероника Владимировна


г.Ядрин- 2015 г.

Методические рекомендации

по организации и проведению мероприятий, посвященных 70-летию

Победы в Великой Отечественной войне.

Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.



А.Н. Толстой

С каждым годом всё дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны. Отношение к прошлому своей страны ярко показывает нравственную сторону нации. Память о стойкости и мужестве людей, которые отдали свое здоровье и жизнь за освобождение Родины от фашистского ига должна остаться навечно в сердцах и душах нынешнего и будущего поколения. Воспитание патриотических чувств сегодня является социальной потребностью и проблемой российского общества, решением которой призваны заниматься как государство, так и регионы, районы.

В 2015 году патриотическое направление деятельности образовательных учреждений станет приоритетным, но патриотизму нельзя научить. Его надо воспитывать в полном смысле этого слова с ранних лет жизни, когда образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум.

В последние годы в стране успешно реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы». Программа опирается на «Концепцию патриотического воспитания граждан РФ» 2003 года.



Актуальные направления Государственной программы:

-формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга;

- воспитание активной гражданской позиции личности.

Особое место в системе военно-патриотического воспитания молодежи занимает кадетское движение. Участие в нем помогает нашим мальчишкам и девчонкам воспитать в себе силу воли, дисциплинированность, высокую ответственность, чувство локтя, готовность к самопожертвованию. Выпускники кадетских классов – это уже сформировавшиеся личности, готовые реализовать свой потенциал, добиться в жизни успеха и принести пользу государству и обществу. Проект «Кадетство» является одним из девяти общественно значимых проектов, которые реализуются по инициативе полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича.

В настоящее время в районе действуют 4 кадетских класса в МБОУ «СОШ №3 г.Ядрина» и «МБОУ №2 г.Ядрин» , в них  обучается 105 детей. Утверждена «дорожная карта» развития кадетского образования в Чувашской Республике на 2014–2017 годы. Одним из главных событий в жизни наших кадетов станет введение в эксплуатацию нового здания республиканской кадетской школы. Будет также продолжена работа по дальнейшему развитию кадетских классов в общеобразовательных организациях района

Десятым станет проект «Победа», приуроченный к 70-й годовщине празднования Победы в Великой Отечественной войне. В его рамках пройдут конкурсы на лучший школьный музей, лучший региональный музей, лучшие журналистские работы, посвященные Великой Отечественной войне. Особенно приятно, что о начале реализации проекта «Победа» Михаил Викторович Бабич объявил на чувашской земле в г. Чебоксары после заседания Общественного совета ПФО по развитию институтов гражданского общества.»( из послания Главы Республики Государственному Совету ЧР)

Опыт работы показывает, что образовательные учреждения активно работают в данном направлении, используя современные формы и методы педагогической и воспитательной деятельности. Патриотическое воспитание в современных условиях требует поиска и применения новых подходов работе образовательных учреждений. В связи с этим в школах разрабатываются целые проекты и программы, в рамках которых проходит цикл логически выстроенных, взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий. МБОУ ДОД «Ядринский районный Дом детского творчества» создана программа «Равнение на Победу», мероприятия проводимые в рамках которого можно разделить на пять основных направлений:


  1. гражданско- патриотическое воспитание;

  2. духовно- нравственное воспитание;

  3. историко- краеведческое воспитание;

  4. военно- патриотическое воспитание;

  5. спортивно- патриотическое воспитание.

Педагоги и работники образования района проводят огромную работу по патриотическому воспитанию, связанную с этой датой. И хочется видеть живой отклик в глазах и душах детей и молодёжи. Как этого добиться? Как достучаться до их сердец? Как сделать так, чтобы пробудить интерес в их душах?

Цель методических рекомендаций:

показать учителям всё многообразие форм и методов работы школ к 70-летию Великой Победе; оказание методической помощи педагогам, организаторам воспитательной работы с детьми; составление алгоритма подготовки и проведения школьных мероприятий с использованием современных нетрадиционных форм и методов работы.

Данные методические рекомендации помогут в работе по патриотическому воспитанию детей, показать события Великой отечественной войны. Материал включает:

-комплекс мер патриотического воспитания подрастающего поколения, предлагаемые Министерством образования и молодёжной политики ЧР

- приемлемые формы работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи:

- рекомендации по проведению уроков Мужества;

- рекомендации по организации и проведении акции

- рекомендации по организации выставок;

В приложении даны:


  1. Краткая история Второй мировой войны (в цифрах

  2. Интересные факты о Великой Отечественной войне

  3. Пословицы и поговорки о мире и войне

  4. «Страницы Великой Отечественной...» Исторический турнир для старшеклассников, посвящённый Великой Отечественной войне

  5. Использование информационных ресурсов сети Интернет и мультимедийных изданий в подготовке и проведении мероприятий

ко Дню Победы

  1. Сборники методических рекомендаций и сценариев по патриотическому воспитанию обучающихся

Сроки и место проведения, ответственного педагога за организацию работы в данном направлении определяет администрация образовательного учреждения.

Целесообразно провести совещание с педагогическим коллективом и обсудить данные методические рекомендации, принять к сведению и использовать предлагаемые формы и методы в своей педагогической деятельности.

Итоги работы рекомендуется отразить на официальном сайте образовательного учреждения и на сайте районной администрации.

От использования данных методических рекомендаций педагоги овладеют опытом организации мероприятий, осваивают нетрадиционные формы и методы работы в воспитательном пространстве, повышается мотивация школьников к изучению конкретных произведений литературы и искусства.



В этом году рекомендуем школам провести 9 общешкольных массовых мероприятий (9 мая), 70 добрых дел (юбилейная дата) ко Дню Победы. В их число могут войти концерты, исторические конференции, круглые столы, благотворительные акции помощи ветеранам Вов, уроки мужества, выставки, торжественные линейки. Особое внимание необходимо уделить информационно- воспитательной работе с привлечением местного материала, включая дебаты на тему Великой Отечественной войны, патриотические часы, поэтические конкурсы и посещение военно- исторических памятников и т.д. Отправной точкой мероприятий, посвященных победе над фашизмом должен стать День защитника отечества. Мероприятия и добрые дела ко Дню Победы предлагаем провести под общим лозунгом, например: «За Родину!», «Спасибо за Победу!», «Салют Победе!», «Пусть всегда будет МИР!»,
Комплекс мер патриотического воспитания подрастающего поколения, предлагаемые Министерством образования и молодёжной политики ЧР

  • Интеграция видеоматериалов, собранных в рамках реализации проекта «Наша общая Победа», в школьную образовательную программу в дополнение к изучению истории. Проект представляет собой самый масштабный в мире видеоархив, насчитывающий 21100 интервью с ветеранами, более чем из 25 стран мира. Данные интервью содержат уникальные факты из истории страны и судеб людей, непосредственных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

  • Изменение традиционных звонков «С урока на урок» на мелодии из наиболее известных патриотических песен военных лет

  • Введение обязательного изучения Гимна России для учащихся первых классов школ, а также исполнение Гимна России всеми учащимися на официальных школьных мероприятиях, линейках.

  • Регулярное проведение открытых лекций и встреч с участием ветеранов войны.

  • Организация презентаций Всероссийского Волонтёрского корпуса 70-летия Победы для учащихся 9-11 классов

Предлагаем вам названия предполагаемых мероприятий:

  1. "Ода солдатскому треугольнику"

  2. "Песни военных лет"

  3. "Он вчера не вернулся из боя"

  4. "Бессмертен спасший отечество"

  5. "У войны не женское лицо"

  6. "Они защищали Родину"

  7. "Я помню - значит я живу"

  8. "Жди меня...И я вернусь"

  9. "Поклонимся великим тем годам"

  10. "Солдатами спасенная весна"

  11. «Женское лицо Победы»

  12. ”Победа советского народа в Великой Отечественной войне“,

  13. ”Наш вклад в Победу“,

  14. ”Есть такая профессия — Родину защищать“;

  15. ”Поэзия войны священной“,

  16. ”Ради мира на земле“;

  17. «Отечества славные сыны»

  18. «Два Георгия и победа в Великой Отечественной войне»,

  19. «Многое забудется, такое – никогда»

  20. «Время выбрало их»

  21. «В сердце ты у каждого, Победа!»

  22. « Солдаты Победы!»

  23. «Дорогами войны»

  24. « Никто не забыт, ничто не забыто»;

  25. «Остался в сердце вечный след войны»;

  26. «Слава тебе, солдат!»

  27. «Эта память всей земле нужна»;

  28. «Священная война»

  29. «Это надо живым»

  30. « Ваша Победа – наша жизнь»

  31. «Мы будем чтить ваш подвиг вечно»

  32. «Ты выстоял, мой край родной!»

  33. «Неугасима память поколений»

  34. « Бессмертен тот, кто Отечество спас»

  35. «И помнит мир спасенный»

  36. «Я из войны Отечественной родом…»

  37. «Грядущего в жизни не будет, коль прошлого помнить невмочь»

  38. «Лишь об Отчизне думали солдаты»

  39. «Поклонитесь солдату, люди!»

  40. «Нет, не ушла война в преданье…»

  41. «Через все прошли и победили»

  42. «Священна память о защитниках Родины»

  43. « Вечная слава, вечная память!»

  44. «Ратному подвигу жить в веках»

  45. «Склоняя голову перед подвигом солдат»

  46. «Войны священные страницы навеки в памяти людской»

  47. «Великая Победа, добытая единством!»


Приемлемые формы работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи:

    • Вечера-встречи «Сражаюсь, верую, люблю»

    • уроки мужества

    • часы  истории «Не помнить о прошлом нельзя»

    • Неделя, День памяти;

    • Час- размышления по фильму

    • Тематический суд «Антифасистский процесс»

    • Виртуальные экскурсии по Музеям воинской Славы

    • Музыкальный конкурс «Угадай мелодию военных лет»

    • Громкие чтения книг фронтовиков

    • Урок памяти «Война глазами художников»

    • Поэтическая эстафета «Далёкому мужеству верность храня»

    • викторины «Слава тебе, победитель солдат!», «Есть такая профессия – Родину защищать»; ”Солдатскому долгу остались верны... “;

    • Конкурс рисунков  «Я помню! Я горжусь!» «Война глазами детей»

    • Литературно- музыкальная композиция

 

Также предлагаем вам такие интересные формы, которые можно использовать в работе с детьми:

  • Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Цель такого мероприятия – привлечения внимания к тайнам великой отечественной войны, раскрытие неизвестных фактов.

  • Военный «огонек» под названием «Герои живут рядом», «От сердца к сердцу» (встреча с ветеранами и участниками войны, которые делятся своими воспоминаниями за чашкой чая, живое общение, концертные номера.)

  • Флешбук - презентация или знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.

  • Литературный десант, например по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Рассматривая конкретные примеры из этих произведений, провести опрос ребят по следующим вопросам: «Согласны ли вы с мнением некоторых военных историков, что у Великой Отечественной войны «женское лицо»?»; «Как проявили себя девушки в боевых условиях?»; «Можно ли назвать героической гибель этих девушек?» и другие.

  • Вечер воспоминаний «Я расскажу вам о войне», основанный на семейных рассказах ребят и взрослых о своих родственниках- участниках войны и тружениках тыла. Проведению этого мероприятия должна способствовать поисковая работа в семейных архивах- сбор информации, сведений, фотоматериалов о своих прадедах – участниках Вов. Необходимо предоставить возможность самим ребятам рассказать о военных судьбах родных, показать слайд- презентацию, продемонстрировать письма и награды фронтовиков, прочитать стихи собственного сочинения.

  • акции: «Солдатские письма» (сбор треугольных писем), «Спасибо деду за Победу!» (конкурс листовок, открыток), благотворительные акция «Ветеран живет рядом», «Забота», акция «Георгиевская ленточка», акция «Письмо в 45-й», «Послание потомкам», акция «Сирень Победы», акция «Бессмертный полк», акция реконструкторов «Солдатская каша», акция «Стена памяти», акция «Свеча памяти», флешмоб «День Победы»

  • Проект-голосование «Лучшая книга о войне» - это голосование учащихся конкретной школы за лучшие произведения, рассказывающие о тяжелых судьбах людей военного времени, о битвах за жизнь и свободу, о героизме людей, о великой победе нашего народа. Участники голосования сами решают, что понимать под словом «лучшие». Можно проголосовать как за наиболее значимое с художественной точки зрения литературное произведение, так и просто за любимое произведение, которое запечатлелось в вашей памяти, оказало влияние на становление характера и жизненных принципов. Детям можно предложить выставку лучших книг о Великой Отечественной войне в фое или в библиотеке школы. Около каждой книги повесить бумагу или кармашек для голосования. Если дети сочтут какую-либо книгу лучшей, пусть отметят ее. Единовременно разрешается проголосовать за 3-5 наименований изданий.

  • открытый микрофон - изящная и красивая форма публицистической деятельности детей в школе. Суть ее состоит в выступлении учащихся перед школьным коллективом с каким-либо вопросом, имеющим отношение к Великой Победе, к страницам истории Великой страны. «Микрофон «открыт» для всех. Общая тема может быть сформулирована так: «Что я хочу сказать», «О чем у меня болит душа», «Прошу слова». Тексты выступлений должны готовить заранее. «Открытый микрофон» ограничен во времени. В такой работе непременно должны принимать участие учителя.

  • «Уроки замечательных людей»:

Такие мероприятия можно проводить, используя художественное наследие, биографию великих людей.

  • «Пять минут с искусством»:

Такая форма воспитательной работы родилась как насущная необходимость сегодняшнего дня. Нетрудно организовать это мероприятие, но требует эта форма тонкой педагогической инструментовки. Эта форма дает ознакомиться с конкретными произведениями искусства военных лет. Наглядно это: а) слушание музыкальных произведений военных лет (символически гася поочередно свечи), б) инсценировка стихотворений фронтовиков или песен военных лет

  • День гения:

Данная форма родилась в поисках способов расширения жизненных представлений о человеке, достигшем maxc уровня развития. Ученики знакомятся с широкой палитрой персонажей великих полководцев, поэтов, писателей. День гения – это серия красивых содержательных актов, проводимых в течение всего дня и посвященных одной личности великого человека чаще всего связанных со страницами Великой Отечественной войны.

День совмещает несколько форм:

Например: утром – публичная лекция, затем – «5 минут с Великим» (его стихи, письма, фото, статьи), позже – гостиная..

День гения – это акт памяти.


  • «Сюрпризы дружбы»:

Укрепление межличностных отношений между учащимися, развитие дружбы детей. Индивидуальное исполнение песен, танца, стихотворений, вручение подарков, угощения.

  • «Пироговое чаепитие» - организация неформального общения. Чтобы сведать пироги, каждый должен принять участие в одном из 3 конкурсов.

    1. Интересные факты Великой Отечественной войны

    2. Исполнение понравившихся стихов о войне;

    3. Убедительный рассказ о прочитанной книге, которую рекомендую всем;;

  • «Фотокамера смотрит в мир»:

Под руководством ведущего все учащиеся поочередно демонстрируют приготовленные фотографии из периодики и доказательно комментируют их, после чего прикрепляют в соответствующей раздел на доску, таким образом, смонтированы обзор событий остается на 3-4 для всеобщего обозрения.

  • Суд над равнодушием:

Предполагает наличие ролей, игровое действие, как средство реализации этих ролей; реальное отношение между играющими; наличие определенных установленных норм и правил поведения.

  • «Школьный патриотический Арбат»:

Московский Арбат стал для ребят символом вольной, творческой территории. По стране пошла практика, проводить свои школьные «Арбаты». Это может быть школьный двор, коридоры, просто улица, примыкающая к школе. На «Арбате» действуют: патриотический салон (дети рисуют или георгиевскую ленту, или медаль героя Советского союза., или солнце из песни «Пусть всегда будет солнце»), «Лавка военных песен», «Прокат военной формы», «Бар вопросов и ответов», «Комната ветерана», «Трибуна лучших чтецов», и т.д.

  • Конкурсе на лучшую книжку- самоделку о ветеранах Вов «Победы родное лицо» В конкурсе могут участвовать работы с рассказами о дедушках, прадедушках, бабушках, прабабушках- ветеранах Великой Отечественной войны, о жизни и деятельности, о военных годах с указанием боевого пути (маршрут от начала войны до конца войны). Работы могут быть представлены в любой форме: рассказ, поэзия, эссе и др


Рекомендации по проведению урока мужества

Урок мужества проводится накануне или в дни праздников, а также накануне важных военно-исторических дат - Дня Победы, Дня защитника Отечества, Дня воинской славы России и др.



Целью проведения урока мужества является историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны, способных встать на защиту Отечества.

Задачи проведения урока мужества:

  1. воспитание у подрастающего поколения чувства любви к Ро­дине, гордости

за свою страну, уважительного отношения к государственным и общественным ценностям;

  1. формирование у учащихся личностных качеств и свойств патриотов,

защитников Отечества на основе национальных, культурно-исторических и воинских традиций;

  1. формирование глубокого осознания учащимися граждан­ского и воинского

долга перед своим Отечеством, воспитание готовности к службе в Вооруженных силах Российской Федерации;

  1. сохранение памяти о воинской славе России, ее героях, со­действие

проявлению учащимися заинтересованности в из­учении исторического наследия своей Родины;

  1. побуждение учащихся к использованию в качестве примера для

подражания в своей жизни дел и поступков героев бы­лых времен;

  1. популяризация интеллектуального, духовно-нравственного и физического

развития, необходимого для службы в рядах Вооруженных сил.

Подготовительный этап

Для успешного проведения урока мужества прежде всего не­обходимо собрать как можно больше информации о событии или герое, которым посвящено данное мероприятие. По возможности целесообразно сделать выставку по теме уро­ка мужества в классе, музее или комнате Боевой славы. Неплохо разместить анонс о проведении урока мужества в общедоступном месте. Это может быть короткое радиосообщение по школьному радио, новостная строка на школьном телевидении, информация на школьном сайте или доске объявлений.

Для того чтобы в уроке мужества обучающиеся приняли активное участие, целесообразно дать им задание на подготовку рефератов (сочинений) по тематике проводимого урока, а также коротких сообщений по отдельным вопросам. Кроме написания рефератов и подготовки сообщений жела­тельно предложить обучающимся изготовить разнообразные поделки изобразительного творчества (рисунок, графика, чеканка, мозаик лепка, резьба по дереву и др.) и компьютерные проекты (презен­тация, сайт и т. п.).

Для проведения урока мужества можно также подготовить кинофильм, аудиозапись.

Если урок мужества посвящен живому герою или событию участниками которого являются живые люди, то целесообразно связаться с ними и. по возможности, обеспечить их прибытие на проводимое мероприятие, организовать аудио-, видеозапись или просто запись воспоминаний о памятном дне, с тем чтобы потом использовать этот материал во время урока.

Организованное и содержательное проведение урока мужества невозможно без тщательного и продуманного плана. Необходимо тщательно распределить роли для каждого обучающегося, поминутно рассчитать время на все акты и мероприятия (построение, сообще­ния, выступления, просмотр фильма, прослушивание аудиозаписи т. п.), предусмотреть и проверить все необходимое оборудование и оснащение проводимого мероприятия.



Методика проведения

Урок мужества целесообразно начинать с прослушивания госу­дарственного гимна. Затем в кратком вступлении зачитать обраще­ние к участникам от имени представителей государственных органи­заций или общественных объединений и дать краткую историческую справку о той дате или героях, которым посвящен урок.

Во вступительном слове можно напомнить обучающим­ся о том, что теме мужества и героизма посвятили свои мысли и размышления выдающиеся политические и государственные деятели, писатели и поэты нашего Отечества (привести примеры и несколько высказываний).

После вступительного слова необходимо представить обучающим­ся приглашенных на урок героев, представителей государствен­ных организаций, общественных объединений, предложить им рассказать о примерах проявления мужества и героизма. Затем дают возможность обучающимся задать вопросы участникам встречи и самим выступить по тематике проводимого урока, используя при этом домашние заготовки.

Целесообразно организовать просмотр кинофильмов (видеофильмов) или прослушивание аудиозаписей по теме проводимого урока. Для закрепления информации возможно проведение викторин. Опросов с использованием интерактивной доски.

Подводя итоги проведения урока мужества, следует обратить внимание обучающихся на то, что признаком культуры и образован­ности человека является знание истории своего Отечества, его героев, стремление следовать историческим и воинским традици­ям, уважительное отношение к государственным и общественным ценностям.

В заключение необходимо поблагодарить всех участников уро­ка, особенно отметить приглашенных и по возможности вручить им памятные знаки, посвященные проводимому мероприятию.

Заканчивать урок мужества целесообразно государственным гимном или гимном республики, города, образовательного учреж­дения.

Урок мужества только тогда достигнет своей цели, если в ходе его проведения каждый обучающийся почувствует себя наследником и про­должателями культурно-исторических и воинских традиций своего Отечества, своего народа.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница