Методические рекомендации по музыке (1 2 классы) Педагог дополнительного образования ддт: Фёдорова Галина Юрьевна



Скачать 256.6 Kb.
Дата10.05.2016
Размер256.6 Kb.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Солигаличского муниципального района Костромской области

Выступление на МО учителей музыки и начальных классов




Программа и методические рекомендации

по музыке (1 – 2 классы)
Педагог дополнительного образования ДДТ:

Фёдорова Галина Юрьевна

Фольклорные произведения никогда не исполняются просто так, для развлечения; каждое соответствует определённому времени, среде, пространству, тенденции. Поэтому разучивать с детьми фольклорную песню без определённых этнографических сведений о ней нельзя. Включение в программу материала народных обычаев, праздников, обрядов, позволяет учителю наиболее точно познакомить детей с местными песенными традициями.

Эту задачу творческого развития учащихся можно успешно решить через приобщение детей к миру фольклора. Ведь сама природа музыкального фольклора предполагает его импровизационную основу, которая развивает фантазию ребёнка, художественно – образное, ассоциативное мышление, способствует гармоничному сочетанию интонационно – выразительного пения с движением. Образно – смысловое «видение» песни помогает найти наиболее подходящие средства для её исполнения, пластические движения, жесты, мимику, необходимые элементы интонационно – речевой выразительности.

Дошедшие до нас простейшие напевы – жеребьёвки, считалки, игровые припевки и т.д.- несут в себе следы древних обрядов, культа солнца, огня, преемственность творчества взрослых.

Обычаи, обряды, поверья, заговоры – одна из первых звучащих страниц прошлого России. Именно с этими первыми проявлениями народного творчества пришло к людям искусство, выраженное в театрализованных действиях, в поэтическом слове, в инструментальной музыке, в коллективном пении.

Издавна на Руси любили водить хороводы. Генетически хороводные песни вышли из обрядовых.

Тематический диапазон хороводных песен был очень широк. В рекомендуемом нами списке песенного материала есть и хороводные: «Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу», «Утка луговая», «Долина – долинушка», «Лён зелёной» и др.

Народную песню можно назвать летописью народной жизни. Перед глазами как бы встают люди в разных условиях и состоянии души. Одновременно песни – это и своеобразная поэтическая история того или иного края.
Содержание программы
1 класс

Включение местного фольклорного материала в программу первого класса должно представлять собой преемственную связь с музыкальными занятиями в детском саду, т.е. в виде песен – игр. Игра может быть организована в независимости от имеющихся в классе возможностей (деление класса на две или три группы, хоровод в свободной части класса – всё это характерно для народно – песенного склада).

Песни – игры, песни – считалки можно использовать в четвёртой четверти в теме «Что такое музыкальная речь» /они прилагаются к программе/.

На примере этих песен – игр, песен – считалок дать первоклассникам простейшее понятие «фольклора» как «искусство особого рода», музыкально – поэтическое творчество, пришедшее к нам из далёкого прошлого.

Кроме образцов музыкально – поэтического фольклора, прилагаемых к программе, учитель может использовать и местный фольклорный материал, распространенный в районе, где расположена школа.

Одной из важных задач учителя является пополнение песенно – фольклорного материала, и дети могут стать помощниками. Для этого можно применять домашние задания.

Это несложное домашнее задание можно назвать «экспедиция за песнями» к своим бабушкам. Лучшие домашние задания должны прозвучать на уроке, а учитель обязан помочь их исполнить.

Такой вид работы желательно продолжить в последующих класса, постоянно усложняя.

Один из последних уроков года может быть своеобразным уроком – праздником, построенным в русском народном духе. На этом уроке могут прозвучать русские народные песни и в исполнении ребят, и в грамзаписи /как музыкальное оформление/, могут быть исполнены все те песни – игры, с которыми дети познакомились ранее на уроках, могут звучать считалки, заклички, скороговорки. Хорошо оформить класс элементами русского фольклора, надеть костюмы, пригласить бабушек.

2 класс

Тема 2 класса «Интонация» даёт возможность шире и ближе использовать фольклорный материал Костромской области на уроках музыки.

В начале учебного года, расспрашивая детей о летних впечатлениях, уместно вспомнить и музыкально – поэтический материал, с которым дети познакомились в 1 классе.

Во второй четверти при знакомстве с разными интонациями можно использовать песни-заклички Костромской области «Чивили, чивили», «Жаворонок – жаворонок» Начало третьей четверти совпадает в народном быту со «Святками» (25 декабря – 6 января). Продолжая разговор об интонациях, уместно познакомить ребят с песенной формой калядок «Калега, калега», «Королю-королюшечке» и др. возможны местные песни-колядки.

На этом уроке надо рассказывать об этом зимнем празднике, который бытовал на Руси, о его обрядах и традициях, дать послушать в записи песни-колядки в исполнении фольклорных коллективов Костромы и Костромской области.

В 3 четверти в теме «Развитие музыки» можно включить песни Костромского края, связанные с весенними обрядами – это весенние заклички «Чивили, чивили»,«Жаворонок-жаворонок», «Жаворонки прилетели» и др.

Эти песни желательно исполнять с использованием «барабанки» - пастушьего барабана (в разных районах Костромской области их называли по-своему: «бряколка», «брякоталка», «стукоталка», «пастухалка»).

В конце учебного года в обобщающий урок или урок-концерт уместно включить наиболее онравившиеся детям песни как исполнительский номер, ещё лучше, если песня будет «сыграна» или «обыграна».

Надо детям сказать, что многие фольклорные песни в старину исполнялись, как правило, детьми, во многих обрядах участвовали чаще всего дети.

3 класс.


Не нарушая концепции Д.Б.Кабалевского в области музыкального воспитания и образования школьников, мы предполагаем следующую корректировку тематики уроков музыки 3 класса:



Предлагаемая нами тематика

Тематика программы Кабалевского


1 полугодие – Музыка моего народа

1 четверть – Музыка моего народа

2 четверь – Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ.

2 полугодие – Между музыкой разных народов мира нт непереходимых границ.

3 четверть – Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.

4 четверь – Композитор. Исполнитель. Слушатель.

Данное корректирование тематики вызвано не только изменением политической обстановки в нашей стране, но и глубокой необходимостью уделить большое внимание русским народным традициям, краеведческому музыкальному материалу. В этой связи мы расширили изучение темы «Музыка моего народа», а некоторый интересный, на наш взгляд, музыкальный материал темы «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» включён в содержание темы второго полугодия.

Мы не видим искажений концепции Кабалевского Д.Б. и в исключении нами темы 4 четверти 3 класса – «Композитор. Исполнитель. Слушатель», так как это одна из немногих линий в концепции проходит поурочно с 1 по 8 класс включительно (даже 1 урок в 1 классе начинается с беседы на эту тему).

Особенностью принципа построения уроков 2 полугодия 3 класса является принцип сопоставления музыкального языка народов мира с музыкальным языком русского народа. Это сопоставление может быть жанрового (музыкального) плана или содержательного (текстового), если речь идёт о вокальной музыке. Например: русскую народную песню «Эй, ухнем» ,можно сравнить с негритянской трудовой песней; польскую нарожную песню «Жаворонок» с костромской песней «Утка луговая»; французскую народную «пастушью песню» с песней «Пастушок» Костромской области и т.д. Мы считаем, что этот принцип созвучен гуманистической идее – и её возрастающей ценности человека в планетарном сознании людей на планете Земля. Пара разбудить вселенское сознание в ребёнке – в этом предназначение школы.

Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Интересен факт, что уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами». Историки музыки утверждают, что уже на ранних этапах своего развития славянские песни оказывали влияние на музыку соседних народов и становились фактором мировой музыкальной культуры. То, что русская народная музыка является частью мировой музыкальной культуры, - это очень важно донести до сознания школьников. Искусство нам представляет, что ведущей деятельностью ребёнка на уроке музыки будет игра в жизнь, игра в человека, в постижении себя в себе и себя в людях других национальностей.

В настоящее время чрезвычайно остро стоит вопрос межнационального общения людей. Оно значительно облегчается при условии значения и понимания национальных культур народов, что возможно только на основе постижения своих собственных народных культурных традиций. Как-то В.Г.Белинский в беседе с педагогом-художником заметил: «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через народные и национальные явления».

Нам близка эта мысль великого просветителя. Уроки всего третьего года обучения музыке насыщены русской народной песней, песнями Костромского края. На протяжении всего года учащиеся знакомятся с жанрами народных песен, с традиционными праздниками русского народа.

Третьеклассники с интересом узнают на уроках о том, что большинство обрядов, поверий уходит корнями в глубь веков, в языческую Русь, поклонявшуюся Солнцу и Земле, Ветру и Дождю, растениям и животным, что особенно много обрядов и обычаев было связано со сменой времён года, с крестьянским земледельческим календарём. В обрядах и обычаях отражались почти все стадии полевых работ. зимние, весенние, летние, осенние обряды вносили в обыденную жизнь яркость праздника , красоту искусства.

Разрабатывая данные методические рекомендации для учителей музыки, преподающих в 3 классах, мы старались придерживаться в планировании уроков праздников крестьянского земледельческого календаря. Например, в конце декабря, когда зима лютовала с особой силой, люди с надеждой смотрели на солнце, ожидая того момента, когда животворное солнце светило после дней зимнего солнцестояния повернёт на лето. «Солнце на лето – зима на мороз», - говорили в народе, устраивая в канун «поворота» большой зимний праздник Коляды. Так, третьеклассники на уроках 2 четверти знакомятся со святочными колядками, в основе которых пожелание благополучия и хорошего урожая в наступающем году. В 3 четверти учащиеся знакомятся с Масленицей – с праздником нарядным и весёлым, с блинами и обильными угощениями. В 4 четверти происходит знакомство ребят с праздниками: Егорьева дня, Семик, Ивана Купалы.

Благодаря ритуальной обязанности календарно-обрядовые песни пронесли через завесу молчания веков далёкий голос наших предков, сохранив почти без изменения свой, завещанный обрядом, облик. Костромская земля сохранила много интересных образцов календарно-обрядовых песен, с которыми вы можете познакомиться в данной программе.



1 полугодие: «Музыка моего народа»

1 четверть


1 урок

Музыкальный материал



- «Мы – третьеклассники» - исполнение;

- «Вниз по матушке по Волге» - разучивание;

- Песня, написанная композитором (по выбору учителя);

- Рыбников «Песня о Костроме» - разучивание.



2 урок

«Костроме посвящается». Муз. материал.



-«Песня о Костроме» Рыбников – исполнение;

- «Вниз по матушке по Волге» - исполнение;

- Ария Сусанина из оперы М.Г.Глинки «Иван Сусанин» - слушание;

- Хор «Славься» из оперы Глинки – слушание;

- «Светит месяц» - слушание, музицирование.


3 урок

Муз. материал



- «Песня о Костроме» - исполнение;

- Тонкая рябина» - слушание;

- Песня «Тонкая рябина» - разучивание, исполнение;

- Третий концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова – слушание;

- Романс в исполнении Н.А.Обуховой (по выбору учителя).


4 урок

Муз.материал



- «Плясовые наигрыши» - слушание;

- Наигрышы в исполнении ансамбля «Нерехтские рожечники» - слушание;

- «Частушки» сл. Викторова, муз. народная – разучивание;

- «Озорные частушки» Р.Щедрина – слушание;

- Песня «Тонкая рябина» - исполнение.


5 урок

Муз. материал.



- «Солдатушки, бравы ребятушки» - разучивание;

- Рекрутская песня Костромской области «Как во Галиче горка крута» - разучивание;

- «Ой, да ты, калинушка» русская народная песня – слушание;

- «Частушки» - исполнение.



6 урок

Муз. материал



- «Солдатушки, бравы ребятушки» - исполнение;

- «Шёл ленинградский паренёк», современная народная песня – разучивание;

- «Как во Галиче горка крута» - исполнение;

- «Частушки» в исполнении Руслановой.



7 урок

Муз. материал



- «Шёл ленинградский паренёк» - исполнение;

- «Как во Галиче горка крута» - исполнение;

- М.Блантер «Как служил солдат» в исполнении Ж.Бичевской;

- Фрагмент из поэмы «Василий Тёркин», Твардовский.



8 урок

Муз. материал



- «Ах, вы сени…», рус. нар. песня – разучивание;

- вариации на тему рус.нар.песни «Ах, вы сени…» - слушание;

- «Долина, долинушка», песня Костромской области нерехтский вариант – разучивание;

- Песня «Кадриль» - слушание.


Осенью, когда заканчивались полевые работы, в деревнях начинались посиделки. Назывались они по-разному: беседы, вечерины, посиделки, супрядки, но суть их везде одинакова: девушки собирались в каком-либо доме для совместной работы и общения. Беседы различались по возрасту участников: младшие девочки, которые только недавно научились прясть, девушки постарше и, наконец, взрослые девушки-невесты. Проводя долгие зимние вечера за прялкой или рукоделием не забывали и попеть, и поиграть, послушать сказки. Песни пели разные: «долгие» (протяжные) и «быстрые» (игровые). С конца 9 века на беседах стали играть «кадриль» и петь частушки. Кадриль танцевали парами. В неё включалось несколько фигур, для каждой из которых пелась своя песня.

В Костромской губернии часто встречалась кадриль «Сени». Существует несколько вариантов кадрили, в ряде которых включены фрагменты песен: «Во саду ли, в огороде»,

« под горку шла» и др.

Будничные посиделки проводили за работой, а в праздничные вечера собиралась молодёжь из разных деревень для весёлого времяпровождения, знакомства и выбора невест. Девушки приходили с нарядами, чтобы несколько раз переодеться, показав гостям богатое приданое и все свои достоинства. Здесь уже не было числа песням и танцам, играм и забавам, шуткам и прибауткам.

9 урок. ОБОБЩЕНИЕ ( по пройденному материалу).



2 четверть Продолжение темы : «Музыка моего народа»


1 урок.

Муз. материал



- «Эх, ухнем» рус.нар.песня в исполнеии Ф.И.Шаляпина - слушание;

- «Урожайная» песня з к/ф «Кубанские казаки» муз. Дунаевского – слушание;

- Лён зеленой» рус.нар.песня – разучивание.


2 урок

Муз.материал



- «Дубинушка» рус.нар.песня в исполнении Ф.И.Шаляпина – слушание;

- «Лён зеленой» рус.нар.песня – разучивание, исполнение;

- «Во кузнице» рус.нар.песня- разучивание;

- Вариации на тему рус.нар.песни «Во кузнице» - слушание.



3 урок

Муз. материал



- «Во кузнице» рус.нар.песня – исполнение;

- «Дуня – тонкопряха» рус.нар.песня – слушание;

- «Дуня тонкопряха» рус.нар.песня – разучивание, исполнение;

- Песня, написанная композитором (по выбору учителя).



4 урок

Муз. материал



- Дуня тонкопряха» рус.нар.песня – исполнение;

- Сюита для женского вокального ансамбля

А Ларин – сл. народные (в исп. анс. «Русская песни» п/у Н.Бабкиной – слушание;

- Песня ( по выбору учителя);

- «Эй да вы любезные мои, мои подруженьки», свадебный причет с плачем невесты, русская песня Южного Алтая - слушание в записи.


5 урок

Муз. материал



Обобщение темы: «Жанры русской народной песни».

6 урок

Муз. материал «Святки».



- «Ходит Илья по полю», песня Костромской области - слушание и разучивание (Павинский район);

- «Подблюдная» из оперы Римского – Корсакова «Царская невеста».



7 урок.


Обобщение темы: «Жанры русской народной песни».

В народном быту отрезок времени, начинающий солнечный год, называли СВЯТКАМИ (25 декабря – 6 января по старому стилю). Это праздник, связанный с мифом об умирающем и воскресающем божестве растительности с повериями о борьбе добра и зла, светлых и тёмных силах, о торжестве добра и света. Зимнее солнцестояние отделяло один годичный жизненный цикл от другого, а началу нового периода всегда приписывались особенные чудесные свойства. Чтобы будущий год был счастливым, старались сделать стол обильным, людей весёлыми, желали друг другу добра и здоровья. Песенной формой таких благожеланий были КОЛЯДКИ. Колядованием начинались святочные празднества, - так назывались обходы домов с пением (окликанием) колядок, за которые хозяева одаривали колядовщиков печением, орехами, деньгами и прочим угощением. Скупым хозяевам могли спеть корительные колядки – песенки с шуточными угрозами. Святки – очень важный период народного календаря, насыщенный разнообразными действами: колядование, ритуальная трапеза, ряженье, магические действа, обеспечивающие благополучие, гадания, игры, забавы, песни, шутки, гуляния и т.д.

О предстоящих событиях в году должны были поведать различные приметы, ворожба, гадания. Особенно выделялись среди них подблюдные гадания. Это очень красивая церемония, где каждому гадающему пелась короткая песенка, припевка – предсказание. В блюдо клали какую-то вещицу мелкую: кольцо, серьгу, бусинку…,покрывали его платком, полотенцем или скатертью и, вынимая чью – либо вещь, припевали пожелания. Что в песне споют – то и сбудется.
3 четверть

1 урок

Муз. материал.

- «Колыбельная» из оперы Дж. Верди «Порги и Бесс»;

- «Колыбельная» Костромской области;

- Песня Р.Бойко и В.Викторова «Дело было в Каролине»,

На примере 2 песен («Колыбельной» из оперы Гершвина и «Колыбельной» Костромской области) можно раскрыть общность музыкального языка этого песенного жанра у многих народов мира. Песня «Дело было в Каролине» - пример «кампозиторской в народном стиле» (песня написана в стиле «кантри»).



2 урок

Муз. материал.

- «Эй, ухнем», рус. Нар. Песня – слушание;

- Негритянская трудовая песня – слушание;

- «Тяжёлый молот» Мерл. Тревис – слушание;

- «Дело было в Каролине» Р.Бойко – разучивание, исполнение.

Негритянская трудовая песня в исполнении японского квартета «Ройял Найтс» и русская народная песня «Эй, ухнем» в исполнении Ф.И.Шаляпина – яркие примеры народной музыки, раскрывающей историческое прошлое двух народов, неразрывно связанное с их трудовыми традициями.

Американская песня «Тяжёлый молот» в исполнении автора – образец музыки в стиле «кантри» - созвучно песне Р.Бойко «Дело было в Каролине», «Этот молот для меня слишком тяжёл…», «Брошу всё, поеду к своей милой в горы», - поёт Мерл.Тревис.



3 урок

Муз. материал.

- «Вишня» японская нар. Песня – разучивание;

- Вариации на тему японской нар. песни «Вишня». Д.Кабалевский – слушание;

- «Катюша» М.Блантер.

4 урок

Муз материал.

- «Вишня», японская нар. песня – исполнение;

- масляничные песни Костромской области: «Уж ты масленка», «Масленка, масленка», «Здорова наша масленка», - слушание, разучивание.;

- Песня Ерёмки из оперы «Вражья сила» А. Серова, «Проводы масленицы» из оперы «Снегурочка» Римского – Корсакова. «Проводы масленицы» Чайковского из музыки к спектаклю «Снегурочка», русская нар. песня «Вдоль по Питерской», «Петрушка» Стравинского (по выбору учителя).

В древности на Руси Новый год отмечался в начале весны, поэтому цикл праздников, которые мы знаем как Масленица, имеет основу Новогодних. К календарно - обрядовым праздникам в Японии относится праздник цветения сакуры вишни). Сакура – это священное дерево для японцев.



5 урок «Масленица»
Муз. материал.

Масленица – цикл обрядов и обычаев, связанных со встречей весны и прощанием с зимой. Масленица славилась весельем, гуляньем, гостеприимством, обильным застольем. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы масленицы, которую праздновали целую неделю: зажигали огни, пекли блины, поминали усопших, катались с гор и на лошадях, славили молодожёнов, ходили друг к другу в гости, желали тёплого лета, хорошего урожая. Для проводов Масленицы делали чучело, которое сжигали в костре.



6 урок
Муз. материал.

- «Веснянка» - песни-заклички Костромской области: «Жаворонок, жаворонок», «Жаворонки прилетели» - разучивание, исполнение;

- Две украинские «Веснянки»: «Выйди, выйди Иванку» и «Ой, бежит ручьём вода» - разучивание;

- фрагмент из Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского – слушание.

В самом начале весны ребятишки забирались повыше: на пригорки, на крыши домов – и кричали весенние оклички (веснянки), в которых призывали птиц, а с ними и весну. Веснянки, как правило, сопровождались обрядами с выпеченными из теста птицами. Например, ребята подбрасывали печёных птичек вверх и кричали «Жаворонок, жаворонок!». Эту песню-окличку «Жаворонок, жаворонок», а так же песню «Жаворонки прилетели» Галичского района мы предлагаем для разучивания на этом уроке.

7 урок

Муз.материал.

- «Внснянка», укр.нар.песня – исполнение;

- «Жаворонки прилетели», песня-окличка Костромской области – исполнение;

- Вариации на тему белорусской нар.песни – слушание;

- «Бульба», белорус.нар.песня – слушание;

- «Утка луговая», рус.нар.песня – разучивание.

8 урок

Муз. материал.

- «Утка луговая», рус.нар.песня – исполнение;

- «Утка луговая», песня Костромской области – слушание;

- «Жаворонок», польская нар. песня – разучивание;

- «Мазурка» Ф.Шопен – слушание.

Этот урок, как и предыдущий, посвящён музыке славянских народов. Песня «Жаворонок» польского народа, 2 варианта песни «Утка луговая», один из которых записан в Костромской области, - исполнялись весной и летом, когда девушки выходили гулять на улицу, водить хороводы.

9 урок ОБОБЩЕНИЕ

Муз. материал – по выбору учителя.


В этот урок по желанию учителя может быть включён и новый музыкальный материал (например: грузинская «Лезгинка», песня композитора Гусейнли «Цыплята» и др.

4 четверть

Продолжение темы: «Между музыкой народов разных стран мира нет непереходимых границ».



1 урок

Муз. материал.

- Григ «Заход солнца» - разучивание;

- Григ «В пещере горного короля», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» - слушание;

- Лядов «кикимора» - слушание;

- Чайковский «Осенняя песня» - слушание.

Сказок на свете великое множество. В них происходят самые невероятные приключения и действуют удивительные герои: Иван-Царевич, Баба-Яга, Русалка, Леший, гномы, Кикимора, тролли, кобольды… На этом уроке ребята знакомятся со сказочными персонажами в музыке норвежского композитора Э.Грига и русского композитора Лядова.

2 урок

Муз. материал.

- Григ «Заход солнца» - исполнение;

- «Как под лесом» песня Костромской области – слушание;

- «Песня Варяжского гостя» из оперы «Садко» Римского-Корсакова – слушание.
Важно, чтобы на этом уроке ребята сумели определить сходство и различие Костромской песни «Как под лесом» и песни композитора Э.Грига «Заход солнца».

Композитору Римскому-Корсакову в «Песне Варяжского гостя» удалось передать суровую природу северного края, омываемого холодным Северным морем. Это произведение рассказывает о сильных, мужественных, закалённых в борьбе с грозной стихией людях: «Мы в море родились, умрём на море». Какой бы ни была суровой природа, человек любит её, предан ей. Суровый характер песни подчёркивается коротким оркестровым вступлением, напоминающим удары волн о скалы.



3 урок

Муз. материал.

- «Пастушок», песня Костромской области –разучивание;

- «Пастушья песня», французская нар. песня – разучивание;

- Моцарт «Вариации на тему французской народной песни» - слушание;

- Наигрыши в исполнении Нерехтских рожечников – слушание.

Среди весенних праздников и обрядов, которые должны были способствовать удачному севу, плодородию земли, приплоду скота, выделяется Егорьев день (23 апреля по старому стилю) – день первого выгона скота. Ранним утром скотину кормили обрядовым хлебом и ветками вербы и выгоняли на пастбище, чтобы напилась целебной егорьевской росы. Это был праздник пастухов, которые собирались группами, проводили свои обряды, играли на рожках. Крестьяне выбирали такого пастуха, который лучше всех знал наигрыши и сигналы.

Нерехтские пастухи в этот день готовили для совместной трапезы яичницу, собравшись вместе, проводили своеобразную «рожечную перекличку», причём каждый старался показать своё умение играть на рожке.

На этом уроке ребятам можно дать послушать различные наигрышы в исполнении ансамбля «Нерехтские рожечники».

4 урок

Муз. материал.

- «Со вьюном я хожу», рус.нар.песня – исполнение;

- «Со вьюном я хожу», песня Костромской области – слушание;

- «Во Оле берёза стояла», рус.нар.песня – исполнение;

- Молдавская «Сырба», болгарская «Хора» или греческая «Сиртаки» (по выбору учителя) – слушание.

Учитель на этом уроке может рассказать ребятам о традициях, связанных с хоровыми песнями Молдавии, Греции, Болгарии.

Зелёные Святки, Семик, Троица.

«Зелёные Святки», «Семик» - так называлась последняя, седьмая после Пасхи неделя перед Троицей. Этот праздник отмечал конец весны, начало лета и был связан с представлением о расцветающей природе. в это время украшали зеленью и цветами дома и улицы, завивали берёзку, украшали её ветки лентами и венками. Под берёзой проводили совместную трапезу, гадали, водили хороводы, играли, пели песни. Цикл семицко-троицких песен очень богат и разнообразен. Характерная особенность этих песен в припеве: люли, лели, ладо. Возможно такой припев восходит к древним заклинаниям, в которых приветствовался дух расцветающей растительности.

5 урок

Муз. материал.

- «А мы просо сеяли», песня Костромской области – слушание;

- «А мы просо сеяли», рус.нар.песня – разучивание, исполнение;

- Хор «А мы просо сеяли», из оперы «Снегурочка» Римского –Корсакова или из музыки к спектаклю «Снегурочка» П.И.Чайковского – слушание (по выбору учителя);

- Чайковский «Снегурочка», 4 акт спектакля. Хор в честь бога Солнца – Ярилы. («Бог Ярило – свет и сила»).

Один из важнейших народных годовых праздников – праздник летнего солнцеворота – Ярилин День (день Ивана Купалы или Иванов день). В это время природа достигала полного расцвета. Ярило – Бог Солнца – податель жизни и плодородия отдавал свою силу земле. Повсюду жгли костры, плели венки, собирали травы, купались или обливались водой, встречали восход солнца. Это был праздник летнего солнца и созревания плодов. Праздник продолжался несколько дней. Песни этого периода связаны с песенной традицией Семика, Троицы и примыкают к числу жатвенных песен. В них поётся о лете, об урожае, о любви, о тайнах и благодати природы. Это песни, в большинстве своём, повествовательные, иллюстрирующие обряд и песни-заклинания.

6 урок

Муз. материал.

- «Санта Лючия», песня в исполнении Р.Лоретти – слушание;

- «Венецианская ночь» М.И.Глинка – слушание;

- «Песни итальянских ребят» - разучивание.

7 и 8 уроки ОБОБЩЕНИЕ темы полугодия
Во-первых, это может быть урок, который будет посвящён новой теме обобщающего плана (например: «Музыкальные инструменты разных стран мира», «Музыкальные традиции, обряды у народов разных стран мира», «Музыкальный фольклор» и др.)

Во-вторых, это может быть урок – ретроспектива по пройденному материалу (урок-концерт, урок-викторина, урок-игра и др.).




ПРИЛОЖЕНИЕ
Считалки, скороговорки игры для уроков музыки в 1 классе
Скороговорки

1. Сыворотка из-под простокваши.

2. Добры бобры идут в боры.

3.От топота копыт пыль по полю летит.

4. На горе, на пригорке стоят двадцать два Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…и т.д.

5. Стоит поп на копне, колпак на попе,

Копна под попом, поп под колпаком.

6. Идёт козёл с косой козой, идёт козёл с босой козой

Идёт коза с косым козлом, идёт коза с босым козлом.

7. Стоит гора посреди двора, на дворе - трава, на траве – дрова.

8. Шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича,

Говорили про попа, про Прокопия попа, про Прокопьевича.

9. Осип орёт, Архип не отстаёт – кто кого переорёт;

Осип осип, Архип охрип.

10.Карл у Клары украл кораллы, а

Клара у карла украла кларнет.
Считалки

1. На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей.

2. Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружево, ботинки,-

Что угодно для души?

Что хотите, то берите,

Губки бантиком держите.

(т.е. нельзя смеяться)



Игры
«Бояре»

Бояре, мы к Вам пришли

Молодые мы к Вам пришли - 1 группа.
Бояре, Вы зачем пришли?

Молодые, Вы зачем пришли? - 2 группа.


Бояре, мы невест выбирать,

Молодые, мы невест выбирать. - 1 группа.

Бояре, Вам которая нужна,

Молодые, Вам которая нужна? - 2 группа.


Бояре, нам вот эта нужна,

Молодые, нам от эта нужна. - 1 группа.


«Как у дяди Трифона»
Как у дяди Трифона было семеро детей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга всё глядели,

Разом делали вот так.

(Водящий показывает какое-то движение, которое должны повторить все играющие, здесь может быть и слово, и шутка, и скороговорки.)
«Колечко»
Колечко, колечко выйди на крылечко…

(Водящий оставляет «колечко» в чьих-то ладонях и второй водящий угадывает у кого «колечко»).

Выступление на совещании заместителей директоров школ района

«Особенности технологии проекта «Гражданин»».

педагог дополнительного образования ДДТ Фёдорова Г.Ю.

Современная модернизация российского государства, становление гражданского общества требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе. В решении этой задачи приоритетным ориентиром для образования личности становится способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей страны.

В этих условиях образование берёт на себя решение задач адаптации молодёжи в рыночной среде.

Данный круг проблем может успешно решить правильно организованное и дидактически гибкое гражданское образование.

Широкую известность ныне приобрели такие социальные проекты как «новая цивилизация», «Гражданский форум», «Я, ты и общество». Их главная задача – передать детям те сведения о жизни человека в современном обществе и развивать умения, которые являются условиями и предпосылками успешной самореализации личности после окончания школы, её социализации.

Решая эту непростую задачу, сотрудники Самарского Центра гражданского образования в 1998 г. решили апробировать на российской почве, активно применяющийся в американских школах социально – образовательный проект «Гражданин», разработчиками которого являлись учёные калифорнийского Центра гражданского образования.

Однако его решили внедрить, несколько изменив технологию, приведя в соответствие с российскими особенностями социально- экономической сферы и тенденциями развития системы образования.

Проект «Гражданин» знакомит школьников с методами и процедурами, принятыми в общественно – политической деятельности и даёт практические навыки участия в общественной жизни района, города, страны в целом.

Этот проект является практически первым знакомством учащихся с элементами гражданского общества, когда небольшое сообщество сознательных молодых людей может реализовать свой патриотический потенциал по улучшению дел на своей малой» и большой Родине.

Данный проект состоит из восьми стадий.

Методика работы над проектом.


1 стадия. Подготовка учащихся к работе над проектом.

На первом этапе педагогу предстоит рассказать о специфике проекта «гражданин», его возможностях решения важных проблем в своей местности. Стоит выяснить желание ребят участвовать в проекте, в какой роли они видят себя (аналитиков, социологов, редакторов, оформителей и др.).

В ходе беседы, организованной учителем на занятии, актуализируются знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти, проводится анализ нынешней ситуации на данной территории, рассматриваются вопросы влияния общественности, средств массовой информации на политику администрации.

Итогом работы на этой стадии должны быть чётко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы.

Как показывает практика, в проекте достигаются лучшие результаты, когда над ним работает весь класс. Возраст участников может колебаться от 11 до 16 лет. Чтобы сохранить динамизм работы над проектом его сроки не должны превышать трёх месяцев.
2 стадия. Выбор проблемы.

Здесь учащимся предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.

Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестки которой будут актуальные проблемы села, района, города, региона и школьники, перебирая каждый из них (экономическое развитие, экология, демография, социальная незащищённость различных групп населения, благоустройство и инфраструктура, образование и т.д.) обсуждают их, осознавая сложность окружающего мира. Большинством голосов учащимися выбирается наиболее понравившаяся проблема для дальнейшей работы над проектом.
3 стадия. Сбор информации.

После того, как коллектив класса выбрал проблему для изучения, встаёт задача собрать исчерпывающую информацию.

В рамках этой деятельности учащимся предстоит собрать и проанализировать довольно пёстрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.

Коллектив разделить на исследовательские группы: одна – социологи, другая – изучает СМИ по этой проблеме, третья – законодатели.


4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы.

Главной задачей этого этапа деятельности является обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.

Этот трудоёмкий этап работы. Учащиеся должны просчитать, каким образом можно сдвинуть с «мёртвой точки» нерешённую пока проблему.

На этой стадии школьники дают представителям органов управления данной территории свою версию, свой проект преодоления трудного вопроса.

Здесь могут быть петиции граждан, варианты технико – экономического обоснования.
5 стадия. Реализация плана действий команды учащихся.

Данная стадия предполагает, что школьники сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения проблемы.

Возможны самые различные акции учащихся. Школьники могут осуществлять реализацию проекта через своё практическое участие.
6 стадия. Подготовка к защите проекта.

Для того, чтобы компетентно оценить качество подготовленных проектов следует проработать документальную базу.

Весь собранный материал надо сгруппировать в два блока: демонстрационный и документальный, каждый из которых является воплощением деятельности четырёх творческих групп команды.

Демонстрационный раздел. Он состоит из четырёх раздвижных стендов 80х100. Стенды нужно сделать так, чтобы их можно было поставить на стол.

В это же время тщательно готовиться папка документов (портфолио) в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно.

Параллельно ведётся работа по подготовке устного выступления команды из 4 – 5 человек, которые, используя материалы стендов для показа и видеоматериалы, представят свой взгляд на злободневную проблему.


7 стадия. Презентация проекта.

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, по форме напоминающая процедуру слушания в структурах власти, где учащиеся представляют и обосновывают логику и эффективность своего проекта.

Данная часть работы организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри.

На презентации жюри суммарно оценивает как папку документов, так и устное выступление команды.


8 стадия. Рефлексия.

Главная цель этого этапа – анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представление на конкурсе. Возможен вариант проведения анкетирования участников по поводу их отношения к организации и презентации проекта.



Практика показала, что реализация проектов выводит учащихся на решение насущных проблем различными «этажами» власти, они реально знакомятся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия с экспертными структурами, средствами массовой информации, что несомненно сказывается на повышении уровня их гражданской зрелости.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница