Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для специальности переподготовки 01-93 01 79 «Организационно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения»



Скачать 499.67 Kb.
страница1/2
Дата31.10.2016
Размер499.67 Kb.
  1   2


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

«Психология служебной деятельности»

методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для

специальности переподготовки 01-93 01 79 «Организационно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения»

(специалист по обеспечению безопасности дорожного движения) факультета повышения квалификации и переподготовки кадров

Разработчик:

профессор кафедры

Выборный В.Д.
Допущены к использованию в образовательном процессе кафедрой социально-гуманитарных дисциплин 30.10.2015 г. протокол № 3

Начальник кафедры

майор милиции

С. И.Даниленко



2015

ВВЕДЕНИЕ
Программа дисциплины предназначена для переподготовки лиц, имеющих среднее специальное образование. Она предусматривает изучение учебного курса «Психология служебной деятельности». Рассматриваемые в данной программе вопросы отвечают требованиям к деятельности правоохранительных органов, направлены на формирование у обучаемых перечня социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, культурных ценностях и принципах гуманизации образования, способствуют формированию активной жизненной позиции.

Программа разработана на основе современных положений в сфере организации образовательного процесса, а также требований нормативных правовых актов в сфере образования. Изучение предусмотренных программой вопросов ориентировано на формирование прочных знаний и умений, необходимых для служебной деятельности.

Целью изучения дисциплины является овладение слушателями навыков решения психологических проблем в профессиональной деятельности, психологическими знаниями и умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности, позволяющих на более качественном уровне обеспечить выполнение должностных обязанностей.

Задачами изучения дисциплины является:

- овладение основными методиками изучения личности, групп и коллективов;

- развитие профессионально-значимых качеств: профессиональной наблюдательности, внимания, памяти, психологической устойчивости в экстремальных ситуациях и т.д.;

- выработка и совершенствование навыков профессионального общения.

Методами изучения дисциплины являются: проведение лекционных, семинарских и практических занятий; самостоятельная работа обучаемых с рекомендованными преподавателем литературными источниками; консультирование; устный контроль хода усвоения обучаемыми учебного материала.

Средствами реализации учебной программы дисциплины являются: учебники и учебные пособия, рекомендованные преподавателем в процессе проведения учебных занятий, набор дидактических материалов, компьютерные презентации, статистические данные, дидактические и раздаточные материалы.

Результатами изучения дисциплины должны стать умения устанавливать психологический контакт и осуществлять общение с представителями различных социальных категорий; использовать приемы и методы правомерного психологического воздействия при осуществлении профессиональной деятельности; контролировать собственное психическое состояние и владеть приемами саморегуляции поведения в процессе профессиональной деятельности; предупреждать и разрешать психологические конфликты.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Номер и наименование темы



Количество учебных часов

Всего

Распределение по видам занятий

Аудиторные занятия

самостоятельная работа







лекции

практические

занятия


семинарские

занятия


круглые столы,

тематические

дискуссии


лабораторные

занятия


деловые

игры


тренинги

конференции

1. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о личности в практической деятельности сотрудников ОВД

8

2

2



















4

2. Криминальная психология.

8

2

2



















4

3. Криминалистическая психология

8

2

2



















4

4. Психологические основы контактного и конфликтного взаимодействия в практике сотрудников ОВД

8

2

2



















4

Зачет































Всего

32

8

8



















16

Тема 1. Индивидуально-психологические особенности личности. Использование знаний о личности в практической деятельности сотрудников ОВД


Лекция 2 часа

Практическое занятие 2 часа

Самостоятельная работа 4 часа
Понятие личности и ее основные свойства. Понятия «индивид» и «индивидуальность». Характеристика видов темперамента, направленности, способностях, характере. Понятие профессиональной деформации личности, причины ее возникновения и формы проявления. Пути преодоления профессиональной деформации. Методы психологического изучения личности, возможности их использования в деятельности сотрудников ОВД.
Лекция:

1. Понятие личности. Характеристика основных свойств личности. Методы психологического изучения личности.

2. Профессиональная деформация личности сотрудника, пути ее преодоления.

Практическое занятие:

1. Личность и индивид.

2. Виды темперамента.

3. Профессиональная деформация личности.

4. Методы психологического изучения личности.


Изучив тему, курсант должен:

Знать


- методы изучения личности в процессе профессиональной деятельности;

- причины профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел;

- формы проявления и пути преодоления профессиональной деформации;

Иметь представление

- об основных психологических свойствах личности;

Иметь навыки

- определять виды темперамента;

- определять основные черты характера человека, его социальную направленность;

- составлять психологическую характеристику личности преступника;

- распознавать эмоциональное состояние человека в момент его визуального изучения либо по характеру его поступков.

На занятии курсанты решают задачи по общей психологии, производят анализ типов темперамента и выявление черт характера личности.
К практическому занятию необходимо проанализировать следующие вопросы:

1. Понятие личности и ее основные свойства.

2. Методы психологического изучения личности, возможности их использования в деятельности сотрудников.

3. Понятие профессиональной деформации личности сотрудника, ее формы и причины возникновения.

К практическому занятию необходимо:

1. Изучить теоретические вопросы.

2. Усвоить содержание учебного материала, предназначенного для самостоятельного изучения.

3. Выполнить практические задания.

Подготовку к практическому занятию необходимо начинать с изучения конспекта лекции, а также рекомендованной литературы, дополняя конспект необходимыми сведениями
Изучая первый вопрос плана практического занятия необходимо уяснить суть таких понятий как «индивид», «личность» и «индивидуальность». Кроме этого следует знать основные свойства личности.

Рассматривая второй вопрос, уясните виды темперамента, основные психологические методы изучения личности. Продумайте, для чего эти знания необходимы сотруднику ОВД, где и как они применяются на практике.

Раскрывая третий вопрос плана, выясните, что такое профессиональная деформация личности, каковы причины ее возникновения, в каких формах она проявляется, и каковы пути ее преодоления.

Раскрывая четвертый вопрос плана, выясните методы психологического изучения личности (анализ, наблюдение, опрос и т. д).


Методические рекомендации

по самостоятельному изучению вопросов темы

Подготовку по данной теме необходимо начинать с изучения конспекта лекции, а также рекомендованной литературы, дополняя конспект необходимыми сведениями.

Изучая первый вопрос плана лекции необходимо уяснить суть таких понятий как «индивид», «личность» и «индивидуальность». Кроме этого следует знать основные свойства личности, психологические методы изучения личности. Продумайте, для чего эти знания необходимы сотруднику ОВД, где и как они применяются на практике.

Раскрывая второй вопрос плана лекции, выясните, что такое профессиональная деформация личности, каковы причины ее возникновения, в каких формах она проявляется, и каковы пути ее

преодоления.


Письменное задание на самоподготовку

Как рассматривают личность в следующих теориях:

а) бихевиористской;

б) психоаналитической;

в) гештальтпсихологической;

г) когнитивной;

д) гуманистической?

Вопросы для самостоятельного изучения:

Что такое акцентуация характера?

В чем проявляется направленность личности?

Какие Вы знаете психологические методы изучения личности?

Для выполнения заданий и упражнений по отработке вопросов данной темы на практическом занятии, необходимо ответить на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы для проверки знаний:

Что понимается под личностью?

Какова психологическая структура личности?

Что понимается под направленностью личности?

Что понимается под характером?

Каковы факторы, формирующие характер?

Что понимается под темпераментом, каковы его виды?

Что понимается под способностями, каковы их виды?

Что понимается под профессиональной деформацией личности сотрудника ОВД?

Назовите причины возникновения профессиональной деформации личности сотрудника ОВД.

Каковы пути преодоления профессиональной деформации?
Рекомендуемая литература

Основная:

Алексеева, Л.В. Юридическая психология. Учебное пособие – Москва, 2010.

Асмолов А.Г.Психология личности. Учебник. – Москва, 1990.

Бодалев А.А. Психология о личности. Монография. – Москва, 1988.

Бороздина Г.В. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие. – Минск, 2009.

Вайнштейн Л.А. Общая психология. Учебник. – Минск, 2009.

Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. Учебное пособие. – Москва, 1997.

Еникеев М.И. Общая, социальная, юридическая психология. Учебное пособие. – Москва, 2002.

Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник. – Москва, 2008.

Козубовский В. М. Общая психология: личность. Учебное пособие. – Минск 2007.

Мариновская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности. Учебное пособие. - Москва, 2001.

Марищук Л.В. Психология: пособие. – Минск, 2009.

Морально-психологическая подготовка в органах и подразделениях внутренних дел. Учебно-методические рекомендации, часть 1, Академия МВД. - Минск, 2001.

Наумкин Ю.В. Психология. Педагогика. Этика. Учебник. – Москва, 2002.

Немов Р.С. Психология. Учебник. – Москва, 1998.

Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. Ред. А.П. Астахова. – Минск, 2010.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2004.

Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие. – Москва, 2007.

Дополнительная:

Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. – Москва, 2004.

Батаршев А.В. Психология личности и общения. – Москва, 2004.

Першина О.В. Краткий курс по юридической психологии. – Москва,

2008.
Тема 2. КРИМИНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Лекция: 2 часа

Практическое занятие: 2 часа

Самостоятельная работа 4 часа
Субъективные факторы, приводящие к возможности правонарушения. Соотношение социального и биологического в личности правонарушителя. Формы проявления криминальной деятельности.

Уровни антисоциальной направленности личности. Стереотипы поведения. Особенности интеллектуальной, волевой и эмоциональной сферы личности правонарушителя. Роль противоречий в структуре личности правонарушителя.

Дефекты формирования структуры потребностей. Гипертрофированные потребности, их криминогенная сторона. Связь гипертрофированных потребностей с извращенным способом их удовлетворения.

Формирование преступных групп.

Дефекты усвоения индивидуального и социального опыта и системы знаний.

Социализация личности. Психологическое содержание правовой социализации личности. Правовая социализация и правопослушное поведение личности. Формирование правовой культуры личности. Дефекты усвоения индивидуального и правового сознания. Недостаточность усвоения норм права и морали. Индивидуальное отношение к нормам и причины «неприятия» норм. Дефекты восприятия нормы и личностного ее смысла. Дефекты выполнения социальных ролей, регламентированных нормой права. Сознательное отрицание сущности, содержания и значимости социальной роли. Причины уклонения от выполнения социальной роли, ее элементов. Противоречия между уровнем притязаний и выполняемой социальной ролью. Дефекты структуры социальной деятельности (активности) и социального контроля. Дефекты структуры и содержания межличностных и групповых отношений. Психологическая характеристика антиобщественной группы. Социально-психологические причины ее формирования. Анализ противоречий в антиобщественной группе и их использование в профилактической деятельности. Понятие преступного опыта и навыка. Процессы и механизм их выработки. Устойчивость принятого решения. Психологическая сторона добровольного отказа.

Психологическая структура преступной деятельности. Преступление как система взаимосвязанных психических действий. Соотношение понятий «субъективная сторона преступления» и «психологическая структура преступной деятельности».

Психологический анализ стадий совершения преступления. Ролевое поведение. Психология соучастия. Психологическая структура преступных групп. Психологический анализ ситуации при совершении преступления. Виктимность как элемент психологической структуры преступления. Психологическая классификация потерпевших. Воздействие потерпевшего на эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы субъекта преступных действий. Основные принципы психологического анализа потерпевшего. Анализ личности, действий, поведения.

Психологические особенности ситуативного, сознательно подготавливаемого, неосторожного преступления.

Лекция:


1. Механизм и мотивация преступного поведения.

2. Психология личности преступника.

3. Психология преступных групп.

4. Психология потерпевшего.

Практическое занятие:

1. Механизм и мотивация преступного поведения.

2. Психология личности преступника.

3. Психология преступных групп.

4. Психология потерпевшего

К практическому занятию необходимо:

1. Изучить теоретические вопросы.

2. Усвоить содержание учебного материала, предназначенного для самостоятельного изучения.

3. Выполнить практические задания.

Изучив тему, курсант должен

Знать:

– психологические черты «типичного преступника»;



– психологические предпосылки преступного поведения;

– типологию преступников по направленности действий с позиции психологии;

– психологические закономерности функционирования преступных групп;

– факторы, влияющие на поведение потерпевшего в момент совершения преступления.

Иметь представление:

– о мотивационной стороне преступления;

– о проявлениях антисоциальных поведенческих стереотипов;

– психологических факторах, обеспечивающих устойчивость организованных преступных групп;

– об основных компонентах личности пострадавших.

Иметь навыки:

– учитывать психологические факторы при установлении мотивов преступления;

анализировать психологические черты личности преступника;

– учитывать в практической деятельности факторы, влияющие на формирование показаний потерпевшего.
Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Формирование правовой культуры личности.

2. Психологический анализ стадий совершения преступления.

3. Психология соучастия.

4.Психологические особенности ситуативного, сознательно подготавливаемого преступления.
Методические рекомендации по самостоятельному изучению вопросов темы:

При подготовке первого вопроса раскройте содержание мотивационного этапа преступления. Обоснуйте утверждение «немотивированной, так же как и нецеленаправленной деятельности, не существует». Почему субъективные причины преступного поведения объективно существуют и зачастую социально обусловлены? Обратите внимание на объективные предпосылки преступного поведения и свяжите их с субъективными факторами. Укажите психологические отличия «типичного» преступника от законопослушного гражданина. Назовите психологические предпосылки преступного поведения. Каким категориям в большей степени присуща тревожность как предпосылка противоправного поведения? Как влияют на поведение преступника антисоциальные поведенческие стереотипы? Каким образом ситуативные действия преступника вызываются неправомерными, неосмотрительными или легкомысленными поступками потерпевшего? Назовите существенные факторы, которые необходимо учитывать при установлении мотивов преступления.

В рамках второго вопроса детализируйте основные психологические черты личности преступника. Уделите внимание способам самооправдания лица, совершившего преднамеренное преступление. Приведите характеристику системы потребностей лиц, совершивших преступления. Проанализируйте с позиции юридической психологии типологию преступников по направленности действий. Чем обусловлены преступления, совершаемые лицами с дефектами психической саморегуляции? Приведите анализ типологии личности преступника по поведенческому критерию. Укажите психологические особенности различных категорий преступников.

При изучении третьего вопроса рассмотрите психологические закономерности функционирования преступных групп, охарактеризуйте наиболее распространенные их типы. В чем отличия случайных преступных групп от устойчивых? Какими психологическими факторами обеспечивается устойчивость организованных преступных групп? Перечислите черты преступного сообщества. Проанализируйте структуру организованной преступной группы. Какими чертами характера, как правило, обладает лидер преступной группы?

В рамках четвертого вопроса уделите внимание факторам, влияющим на поведение потерпевшего в момент совершения преступления. Определите, чем отличается понятие «жертва преступления» от понятия « потерпевший». Что можно отнести к числу основных характеристик жертв? Что является провокацией? Перечислите основные компоненты личности пострадавших. Как происходит формирование показаний у пострадавших? Поясните факторы, влияющие на формирование показаний потерпевшего.
Практические задания:

1. В ходе работы по раскрытию убийства двух девушек в поле зрения оперативных работников попал государственный служащий П., которого они заподозрили в причастности к преступлению. Как способ оперативной проверки данного лица одним из оперативников был предложен следующий вариант: вечером, когда П. будет находиться дома, ему должен поступить звонок от неизвестного лица, которое в жесткой манере даст ему понять, что им известна его причастность к убийству и если он не хочет, чтобы эти сведения стали известны милиции, то должен принести в условленное время и указанное место крупную сумму денег.



Задание:

Укажите, какой психологический прием использован в данном замысле, на что при этом рассчитывал оперативный работник, адекватен ли данный прием цели проверки П. на причастность к преступлению. Обоснуйте свое мнение.



2. Смоделируйте историю (генезис) совершения человеком какого-либо преступного деяния корыстного типа. Выдвиньте как можно больше предположений о возможных мотивах совершения этого преступления, указывая, в силу каких личностных свойств и обстоятельств ситуации могут возникать такие побуждения.
Контрольные вопросы для проверки знаний:

1. Каков предмет изучения криминальной психологии?

2. Назовите основные этапы преступления с точки зрения юридической психологии.

3. Что такое реактивные преступления?

4. Какие существуют типы не социализированных преступников?

5. Почему субъективные причины преступного поведения являются социально обусловленными?

6. Назовите основные предпосылки преступного поведения.

7. В чем выражаются основные психологические предпосылки преступного поведения?

8. Каким категориям лиц в большей степени свойственна тревожность как причина преступного поведения?

9. Перечислите виды умышленных преступлений по психологическим мотивам.

10. Что такое антисоциальные поведенческие стереотипы?

11. Какова роль потерпевшего в совершении преступления (с позиции юридической психологии)?

12. Какие существуют способы самооправдания преднамеренного преступления?

13. Какими особенностями характеризуются потребности лиц, совершивших преступления?

14. Приведите психологическую типологию преступников по направленности.

15. Что характерно для типа личности преступника с дефектами психической саморегуляции?

16. Проанализируйте типологию личности преступника по поведенческому критерию.

17. Кто относится к импульсивным правонарушителям?

18. Какие психологические особенности свойственны корыстно-насильственным преступникам?

19. Какие психологические особенности свойственны ворам?

20. Какие психологические особенности свойственны убийцам?

21. Назовите психологические особенности женщин-преступниц.

22. Чем характеризуется личность неосторожного преступника?

23. Какими факторами обусловлена общественная опасность групповой преступности?

24. Какое криминалистическое значение имеет социально-демографическая характеристика преступных групп?

25. Перечислите основные психологические закономерности преступных групп.

26. Проанализируйте психологические черты случайных преступных групп.

27. Что является специфическими социально-психологическими чертами устойчивых преступных групп?

28. Какими психологическими чертами характеризуются сплоченные организованные преступные группы?

29. Проанализируйте психологическую структуру организованной преступной группы.

30. Какие черты присущи лидеру организованного преступного сообщества?

31. От каких факторов зависит поведение потерпевшего в момент преступления?

32. Назовите психологические черты жертв экономических преступлений.

33. Какие особенности характерны для психологического исследования потерпевших от сексуальных преступлений.

34. Каким может быть отношение потерпевшего к установлению истины?

35. Раскройте содержание стадий формирование показаний потерпевшего.

36. Какие психологические факторы влияют на воспроизведение показаний?
Рекомендуемая литература

Основная:

Аминов, И.И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие / И.И. Аминов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 615 с.

Антонян, Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений / Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. – М.: Юристъ, 1996. – 336 c.

Бартол, К. Психология криминального поведения / К. Бартол. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 352 с.

Блэкборн, Р. Психология криминального поведения / Р. Блэкборн. – Издательство: Питер, 2004. – 496 с.

Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник / В.Л. Васильев. – 6-е изд., – перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 608 с.

Еникеев, М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Норма, 2011 – 512 с.

Курбатова, Т.Н. Юридическая психология / Т.Н. Курбатова. – Издательство: Питер, 2001. – 480 с.

Ушатиков, А.И. Криминальная психология / А.И. Ушатиков. – М: МПСИ, 2007. – 496 с.

Основы юридической психологии: курс лекций / А.А. Урбанович. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 448 с.

Пирожков, В.Ф. Криминальная психология / В.Ф. Пирожков. – М.: Ось-89, 2011. – 704 с.

Ушатиков, А.И. Криминальная психология / А.И. Ушатиков. – М: МПСИ, 2007. – 496 с.

Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология / Ю.В. Чуфаровский. – М.: Проспект, 2009.- 480 с.

Дополнительная:

Алексеева, Л.В. Психология субъекта и субъекта преступления: Монография / Л.В. Алексеева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. – 520 с.

Антонян, Ю.М., Еникеев, М.И., Эминов, В.Е. Психология преступника и расследование преступлений / Ю.М Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. – Издательство: Юристь,1996. – 336 с.

Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 666 с.

Жванков, В.А. Человек как носитель криминалистически значимой информации. – М., 1993. – 36 с.

Лебедев, И.Б. Психология в правоохранительной деятельности: Учеб. Пособие / И.Б. Лебедев. – М.: Щит-М, 2003. – 309 с.

Столяренко, A.M. Психологические приёмы в работе юриста: практ. пособие / А.М. Столяренко. – М.: Юрайт-М, 2001. – 288 с.

Тема 3. Криминалистическая психология


Лекция: 2 часа

Практическое занятие: 2 часа

Самостоятельная работа: 4 часа

Понятие криминалистической психологии. Цели, задачи криминалистической психологии. Общая психологическая характеристика деятельности по расследованию преступлений. Психология личности и деятельности следователя.

Особенности психологических задач, возникающих при расследовании преступлений. Методы решения психологических задач. Психологические особенности принятия решений при расследовании преступлений. Основы психологического анализа тактических действий следователя. Основы психологического анализа процессуальных действий следователя.

Психологическая структура следственного действия следственных действий. Психологический анализ функций, осуществляемых в ходе следственных действий.

Изучение личности на предварительном следствии. Цели, методы изучения. Источники и пути сбора информации о личности. Изучение личности в процессе общения (вербального и невербального). Следственные действия как средства изучения личности. Понятие психологического портрета личности.

Понятие воздействия на личность. Цели воздействия. Технология установления психологического контакта. Правомерное воздействие на личность. Психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях. Использование техник НЛП для оптимизации общения. Барьеры непонимания и конфликты, способы их разрешения.

Психологические особенности участников расследования. Психология подозреваемого, обвиняемого. Психология свидетеля. Стадии формирования свидетельских показаний. Возможности следователя по оказанию помощи свидетелю в оптимальной реализации всех стадий формирования показаний.

Психологические основы допроса. Психологическая структура допроса. Допрос как особый вид общения. Психологическая подготовка следователя к допросу. Психологическое моделирование допроса. Особенности изучения личности допрашиваемого в ходе допроса. Психологический контакт в процессе профилактики и раскрытия преступлений.

Стадии формирования показаний допрашиваемого. Особенности формирования показаний несовершеннолетнего. Методы психологического воздействия при допросе. Использование метода рефлексии. Особенности показаний на очной ставке.

Психологические особенности проведения осмотра места происшествия и обыска. Психологическая подготовка следователя к проведению осмотра места происшествия и обыска. Организация следователем взаимодействия с участниками производства осмотра места происшествия и обыска.

Психологические основы проведения следственных действий, направленных на проверку фактов, процессов, особенностей личности и полученной от нее информации. Психологические особенности проверки показаний на месте. Психологические особенности проведения опознания. Необходимость предварительной фиксации показаний опознающего. Очная ставка как средство проверки показаний лиц, находящихся на очной ставке. Особое значение психологической подготовки к проведению очной ставки. Виды следственного эксперимента, производимые для проверки и изучения личностных качеств участника уголовного процесса. Следственный эксперимент по проверке возможностей восприятия информации (зрительной, слуховой, пространственной и др.). Следственный эксперимент по установлению особенностей психических процессов участника (особенности запоминания, быстрота реакции, определение скорости движения и др.) Следственный эксперимент по установлению умений и навыков участника процесса расследования (особенности физического развития, особенности применения орудий труда и т.д.)

Основные проблемы психологии оперативно-розыскной деятельности.


Лекция:

1. Психология осмотра места происшествия. Факторы, влияющие на ход осмотра места происшествия, средства повышения его эффективности.

2. Психологические особенности обыска.

3. Психологические основы допроса и очной ставки.

4. Психологические особенности проверки показаний на месте.

5. Психологические особенности проведения опознания.


Практическое занятие:

1. Психология осмотра места происшествия. Факторы, влияющие на ход осмотра места происшествия, средства повышения его эффективности.

2. Психологические особенности обыска.

3. Психологические основы допроса и очной ставки.

4. Психологические особенности проверки показаний на месте.

5. Психологические особенности проведения опознания.


К практическому занятию необходимо:

1. Изучить вопросы практического занятия.

2. Усвоить содержание учебного материала, предназначенного для самостоятельного изучения.

3. Подготовить реферат (сообщение) на предложенную тему.

Изучив тему, курсант должен

Знать:


– факторы, влияющие на ход осмотра места происшествия;

– направления психологической подготовки следователя к производству обыска и выемки;

– психологические особенности подготовки к допросу свидетелей и потерпевших;

– элементы психологической структуры подготовки к допросу подозреваемого и обвиняемого, психологические особенности допроса данных участников уголовного процесса, а также на приемы изобличения подозреваемого и обвиняемого в даче ими ложных показаний;

– психологические моменты подготовки следователя к проверке показаний на месте;

– психологические этапы проведения опознания;

Иметь представление:

– о методах разоблачения инсценировки преступления;

– о возможных приемах сокрытия уличающих предметов;

– о специфических приемах, применяемых при проведении очной ставки;

о психологических группах участников проверки показаний на месте;

– о значении наблюдения за невербальным поведением опознающего для успешного проведения опознания;

Иметь навыки:

– применять психологические методы повышения эффективности осмотра места происшествия;

– применять психологические приемы обыска;

– использовать приемы «оживления» памяти свидетеля и потерпевшего;

– учитывать объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на правильность и полноту восприятия.
Методические рекомендации по самостоятельному изучению вопросов темы:

При подготовке первого вопроса обратите внимание на психологическую сущность осмотра места происшествия, а также задачи и цели данного следственного действия. Выясните, чем обусловлена возможность разоблачения инсценировки преступления, и какие обстоятельства могут указывать на возможную инсценировку преступления. Изучите приемы и правила ослабления психологической нагрузки при осмотре места происшествия. Также обратите внимание на психологическую характеристику личности преступника по следам, обнаруженным на месте происшествия. Выясните, какие следы на месте происшествия могут «говорить» об уровне интеллектуального развития преступника, какие о профессиональных навыках и привычках преступника, какие могут «указывать» на женщину-преступника.

При изучении второго вопроса обратите внимание на психологическую подготовку следователя к производству обыска и выемки. Какие психологические свойства лиц, производящих обыск, учитывает обыскиваемый при сокрытии уличающих предметов? В чем заключается сущность психологических приемов обыска?

При рассмотрении третьего вопроса обратите внимание на психологические аспекты подготовки лица, производящего допрос, к данному следственному действию, на психологические особенности подготовки к допросу и допрос свидетелей и потерпевших, на приемы «оживления» памяти свидетеля и потерпевшего. В чем психологические особенности допроса данных участников уголовного процесса при изобличении их во лжи? Уясните элементы психологической структуры подготовки к допросу подозреваемого и обвиняемого, психологические особенности допроса данных участников уголовного процесса, а также на приемы изобличения подозреваемого и обвиняемого в даче ими ложных показаний. Обратите внимание на психологические особенности очной ставки, а также на специфические приемы, применяемые при проведении данного следственного действия.

Готовя четвертый вопрос, уясните целевую направленность проведения проверки показаний на месте. Выделите две психологические группы участников проверки показаний на месте. Охарактеризуйте в отношении каждой группы мотивы согласия на участие в данном следственном действии. Обозначьте психологические моменты подготовки следователя к проверке показаний на месте, обоснуйте их практическую важность. Какое значение имеет для следователя установление психологического контакта с обвиняемым и подозреваемым? Почему после проверки показаний целесообразно вновь допросить проверяемое лицо по обстоятельствам расследуемого события.

В рамках пятого вопроса выделите психологические этапы проведения опознания. Обоснуйте необходимость психологической подготовки опознающего к данному следственному действию. Какого рода это подготовка? Проанализируйте психологические закономерности проведения опознания. Объясните значение наблюдения за невербальным поведением опознающего для успешного проведения опознания. Какие психологические процессы происходят при опознании? Охарактеризуйте каждую из четырех стадий формирования показаний опознающего (восприятие объекта, запоминание и сохранение в памяти воспринятого, воспроизведение и передача информации, отождествление объекта). Приведите примеры объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на правильность и полноту восприятия. Объясните, в чем основное отличие восприятия взрослых от восприятия несовершеннолетних. Какие факторы влияют на сохранение в памяти воспринятого? Перечислите опорные признаки опознания человека. Проанализируйте психологические особенности опознания трупа.


Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Понятие воздействия на личность. Способы установления психологического контакта.

2. Использование техник НЛП для оптимизации общения. Барьеры непонимания и конфликты, способы их разрешения.

3. Психологические особенности участников расследования. Психология подозреваемого, обвиняемого.

4. Стадии формирования свидетельских показаний.

5.Стадии формирования показаний допрашиваемого. Особенности формирования показаний несовершеннолетнего.


Темы для подготовки рефератов (сообщений):

1. Дедукция: психология мыслительного эксперимента Шерлока Холмса.

2. Самые «изящные» преступления современности.

3. Куда спрятать улики? Неожиданные решения из преступной практики и их психологическое обоснование.

4. Невербальное общение при допросе.

5. Методы установления психологического контакта при проверке показаний на месте.

6. Ошибки при опознании: причины и последствия.
Контрольные вопросы для проверки знаний:

1. Дайте определение осмотру места происшествия с точки зрения юридической психологии.

2. Какие задачи решаются в процессе осмотра места происшествия?

3. Каковы цели осмотра места происшествия с точки зрения психологии?

4. Перечислите психологические особенности осмотра места происшествия.

5. По каким чертам можно распознать инсценировку совершенного преступления?

6. Какие компоненты человеческой психики могут материализоваться в следах преступного события?

7. Каким образом следы, обнаруженные на месте преступления, могут указывать на потребности преступника и способ их удовлетворения?

8. Назовите типичные объекты-носители сведений о мотиве и цели преступления.

9. Можно ли по отдельным следам преступления установить привычки совершившего его лица?

10. В каком виде на месте преступления могут проявляться психические аномалии преступника?

11. Что такое обыск?

12. Какие защитные механизмы интенсивно функционируют в психологической деятельности обыскиваемого?

13. Назовите тактические цели психологического характера, которые преследуются при обыске.

14. Что собой представляет психологическая подготовка к обыску?

15. Какие вам известны аспекты психологической подготовки следователя к обыску?

16. В чем проявляется конфликтная ситуация, характерная для любого обыска?

17. Перечислите основные психологические рекомендации лицу, производящему обыск.

18. Назовите основные психологические факторы, влияющие на результаты обыска.

19. Какие психологические приемы могут быть эффективными при обыске?

20. На чем основана конфликтная ситуация, возникающая при производстве выемки?

21. Какие сведения, о личности допрашиваемого устанавливаются в процессе допроса?

22. Чем отличаются дополняющие, уточняющие, напоминающие, контрольные и изобличающие вопросы?

23. Какие факторы необходимо учитывать при выборе времени допроса?

24. В чем заключаются психологические особенности допроса свидетеля?

25. Определите психологические особенности допроса потрепевшего.

26. На какие стадии разделяется допрос свидетелей и потерпевшего?

27. Почему важен невербальный обмен информацией в процессе допроса?

28. Охарактеризуйте основные тактические приемы «оживления» памяти допрашиваемого.

29. Каковы мотивы дачи ложных показаний свидетелем и потерпевшим?

30. Перечислите приемы изобличения во лжи свидетеля и потерпевшего.

31. В чем состоят психологические особенности допроса подозреваемого и обвиняемого?

32. Назовите направления психологической подготовки в допросу обвиняемого и подозреваемого.

33. Каковы мотивы дачи ложных показаний подозреваемым и обвиняемым?

34. Охарактеризуйте приемы изобличения подозреваемого и обвиняемого в даче ложных показаний.

35. Какие психологические условия необходимо создать для успешного проведения очной ставки?

36. Какие субъективные факторы влияют на эффективность очной ставки?

37. Какова цель проверки показаний на месте?

38. Что выступает в качестве оснований для проверки показаний на месте?

39. Поясните, какие выделяются психологические группы участников проверки показаний на месте.

40. Какие существуют мотивы согласия на проверку показаний на месте?

41. Раскройте содержание психологических аспектов подготовки к проверке показаний на месте.

42. Каким образом можно установить психологический контакт с обвиняемым и подозреваемым при проверке показаний на месте?

43. Выделите психологические этапы проведения опознания.

44. Обоснуйте необходимость психологической подготовки опознающего к данному следственному действию. Какого рода это подготовка?

45. Проанализируйте психологические закономерности проведения опознания.

46. Объясните значение наблюдения за невербальным поведением опознающего для успешного проведения опознания.

47. Какие психологические процессы происходят при опознании?

48. Охарактеризуйте каждую из четырех стадий формирования показаний опознающего (восприятие объекта, запоминание и сохранение в памяти воспринятого, воспроизведение и передача информации, отождествление объекта).

49. Приведите примеры объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на правильность и полноту восприятия.

50. Объясните, в чем основное отличие восприятия взрослых от восприятия несовершеннолетних.

51. Какие факторы влияют на сохранение в памяти воспринятого?

52. Перечислите опорные признаки опознания человека.

53. Проанализируйте психологические особенности опознания трупа.

Рекомендуемая литература

Основная:

Аминов, И.И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие / И.И. Аминов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 615 с.

Антонян, Ю.М. Психология преступника и расследования преступлений / Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. – М.: Юристъ, 1996. – 336 c.

Бартол, К. Психология криминального поведения / К. Бартол. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. – 352 с.

Блэкборн, Р. Психология криминального поведения / Р. Блэкборн. – Издательство: Питер, 2004. – 496 с.

Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник / В.Л. Васильев. – 6-е изд., – перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 608 с.

Еникеев, М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Норма, 2011 – 512 с.

Ушатиков, А.И. Криминальная психология / А.И. Ушатиков. – М: МПСИ, 2007. – 496 с.

Основы юридической психологии: курс лекций / А.А. Урбанович. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 448 с.

Пирожков, В.Ф. Криминальная психология / В.Ф. Пирожков. – М.: Ось-89, 2011. – 704 с.

Ушатиков, А.И. Криминальная психология / А.И. Ушатиков. – М: МПСИ, 2007. – 496 с.

Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология / Ю.В. Чуфаровский. – М.: Проспект, 2009.- 480 с.

Дополнительная литература

Алексеева, Л.В. Психология субъекта и субъекта преступления: Монография / Л.В. Алексеева. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. – 520 с.

Антонян, Ю.М., Еникеев, М.И., Эминов, В.Е. Психология преступника и расследование преступлений / Ю.М Антонян, М.И. Еникеев, В.Е. Эминов. – Издательство: Юристь,1996. – 336 с.

Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 666 с.

Жванков, В.А. Человек как носитель криминалистически значимой информации. – М., 1993. – 36 с.

Лебедев, И.Б. Психология в правоохранительной деятельности: Учеб. Пособие / И.Б. Лебедев. – М.: Щит-М, 2003. – 309 с.

Столяренко, A.M. Психологические приёмы в работе юриста: практ. пособие / А.М. Столяренко. – М.: Юрайт-М, 2001. – 288 с.

Тема 4. Психологические основы контактного и конфликтного взаимодействия в практике сотрудников ОВД
Лекция: 2 часа

Практическое занятие: 2 часа

Самостоятельная работа: 4 часа
Понятие общения. Стороны и формы общения, их характеристика. Виды профессионального общения, их характеристика. Психологический контакт, пути его установления. Методы психологического воздействия. Психологические особенности общения в деятельности сотрудников ОВД. Трудности общения, возникающие в процессе профессиональной деятельности.
Лекция:

1. Понятие общения. Профессиональные особенности общения в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

2. Виды профессионального общения, их характеристика.

3. Понятие психологического контакта и доверительных отношений. Приемы их установления.


Практическое занятие:

1. Характеристика видов профессионального общения.

2. Психологический контакт.

3. Психологическое воздействие.

4. Проблемы профессиональной коммуникации.
Изучив тему, курсанты должны

Знать:


- понятие «профессиональное общение»;

- стороны и формы общения;

- характеристику общения

- понятие психологического контакта и доверительных отношений;

Иметь представления:

– о приемах установления психологического контакта в деятельности сотрудников ОВД;

Иметь навыки:

– использования приемов установления психологического контакта и доверительных отношений.


Методические рекомендации

по самостоятельному изучению вопросов темы

При изучении первого вопроса лекции необходимо усвоить понятие «профессиональное общение», а также содержание, средства и цель общения. Особо обратить внимание на функции общения.

При изучении второго вопроса темы обратите внимание на виды профессионального общения, их характеристику. Кроме этого вам необходимо знать отличительные особенности профессионального общения сотрудников ОВД.

При изучении третьего вопроса лекции необходимо усвоить понятие психологического контакта в деятельности сотрудников ОВД, а также понятие психологического приема (их установления и его виды).

К практическому занятию необходимо:

1. Изучить теоретические вопросы.

2. Усвоить содержание учебного материала, предназначенного для самостоятельного изучения.

3. Выполнить практические задания.
При подготовке к практическому занятию следует обратить

внимание на анализ многообразия видов профессионального общения. Здесь необходимо использовать практический материал.

Далее следует проанализировать психологический контакт и его особенности. На конкретных примерах следует определить различие в понятиях психологическое воздействие и психологическое насилие.

Завершая подготовку необходимо разобраться в понятии профессиональная коммуникация и какие возникают при этом проблемы.

При подготовке курсанты должны повторить основные теоретические положения темы. Особое внимание обратить на отработку навыков применения вербальных и невербальных средств общения, навыков делового общения.

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Назовите и охарактеризуйте основные приемы установления психологического контакта и доверительных отношений.

2. Дайте характеристику вербальным и невербальным средствам общения.

3. Что понимается под термином «конфиденциальная информация»?

4. Назовите эффективные приемы слушания?

Практические задания:

Охарактеризуйте психологические приемы установления психологического контакта и доверительных отношений, описанных в ситуации.

Задача-ситуация

21 мая в 8 часов в дежурную часть ГОВД поступило сообщение об обнаружении на пустыре, неподалеку от улицы Новостроевской, полу сгоревшего трупа женщины. Выехавшей на место происшествия следственно-оперативной группой, а также в ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий было установлено следующее:

мертвая, гражданка Норова Л.П., 46 лет, работала посудомойкой в столовой. По работе характеризовалась отрицательно, злоупотребляла алкоголем, ранее находилась на излечении в психоневрологическом отделении, в последнее время находилась в интимной связи с гражданином Бартовым А.С.

Проживала по адресу: ул. Новостроевская, д.28, совместно с мужем, Норовым И.В., инвалидом I группы, страдающим четвертый год параличом обеих ног и находящимся на постельном режиме.

Норов И.В., 48 лет, ранее не судим, работал до заболевания, полученного в результате производственной травмы, моряком на рыболовецком траулере.

Бартов А.С., 41 год, ранее судим по ст. 339 УК РБ, холост, работает каменщиком СМУ, проживает в рабочем общежитии № 6. По работе характеризуется отрицательно.

В ходе допроса Бартов А.С. показал, что 20 мая, встретившись с гр - кой Норовой Л.П., он взял две бутылки вина, которые распили у нее дома совместно с Норовым И.В. В связи с возникшей ссорой между ним и мужем Норовой, он около 21 часа уехал к себе в общежитие, где и находился до выхода на работу в утреннюю смену 21 мая.

Проведенные предварительные оперативно-розыскные мероприятия подтвердили алиби Бартова А.С., но отработка версий в данном направлении продолжалась.

Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть гражданки Норовой наступила в результате нанесения ей многочисленных ранений колюще-режущим предметом около 22-24 часов 20 мая, после чего она была облита керосином и подожжена. Для уточнения обстоятельств дела оперативный уполномоченный УР капитан милиции Петров в 17 часов посетил гражданина Норова И.В.

Предварительные сведения, полученные у врачей поликлиники, на участке обслуживания которой проживал гр-н Норов, говорили о том, что его состояние здоровья за истекший год значительно улучшилось, но в то же время возможность самостоятельного передвижения Норова И.В. исключалась.

Дверь в доме Норова была открыта. Войдя и постояв некоторое время, привыкая к полумраку, Петров осмотрелся. Жилище Норова состояло из кухни и одной большой комнаты. Мебели в комнате было мало: стол, старый шкаф, два топчана, четыре табуретки, старая этажерка с несколькими книгами и кипой каких-то бумаг. На столе, придвинутом к топчану, стоявшему в дальнем углу комнаты, стояли две пустые бутылки, три стакана, валялись окурки и остатки пищи, разбросанные на засаленной газете.

На топчане кто-то зашевелился, и из-под груды тряпья показалась голова старого мужчины, лицо которого было сплошь усеяно глубокими морщинами. Большие «мешки» под глазами и взлохмаченные, засаленные волосы дополняли его портрет.

- Здравствуйте, Иван Васильевич, - тихо сказал Петров.

Норов молчал. Глаза его прямо и с напряжением смотрели на вошедшего. Включив свет, Петров взял табуретку и подсел к топчану Норова.

-Я оперативный уполномоченный Петров Иван Трофимович, - произнес он. - Нам надо с Вашей помощью, Иван Васильевич, уточнить некоторые обстоятельства смерти вашей жены. Норов ничего не ответил и закрыл глаза.

- Вы уже знаете о случившемся, сочувствую Вам, Иван Васильевич, - Петров сделал паузу и, когда она грозила чересчур затянуться, не дождавшись ответа, произнес: «Покурим?».

Норов открыл глаза, пристально посмотрел на Петрова, легко и привычно поднявшись на руках, сел на топчане. Спокойно, очень спокойно сказал: «Давай».

Молча курили. Норов сосредоточенно, не шевелясь, смотрел в угол комнаты.

- Вы хоть ели что-нибудь сегодня? ... Молчание.

- Может, давай, хоть чаю попьем. У меня бутерброды есть. Целый день мотаюсь, поесть некогда. Можно? Норов, резко всем телом повернулся, одновременно отстраняясь от Петрова: «Давай по делу».

-Ну, что ж, давай. Только ты, Иван Васильевич, тоже пойми, как ни тяжело тебе, соберись и постарайся, как можно подробнее рассказать все, как было. Ведь ты же, я знаю, моряк, а моряки люди мужественные.

-Это точно, - выдохнул Норов.

- И, знаешь, Иван Васильевич, по каким только делам не приходилось с моряками встречаться, всегда душу морскую их как-то чувствуешь, скрытность что-ли. - Петров заметил, что Норов слушает его менее напряженно.

-Но вот с семейными делами как-то не всем везет. Море, видимо, за то, что много дает, что-то берет...

-У меня все забрало, - тихо сказал Норов, - и здоровье, и жизнь... Дай еще закурить.

-Держи. Прикуривай, - просто сказал Петров.

-Уж извини за вопрос, а этот мальчонка, на фотографии, на тебя, Иван Васильевич, похожий, наверное, твой, где он?

-Умер. - Норов глубоко «затянулся», вздохнул. - С этого все и началось. А как мы раньше жили! - Глаза Норова затянуло как бы поволокой, затем веки прикрылись.

-Как? - Все своим видом Петров показал, что готов и хочет слушать.

-Любка пить бросила... Я любил ее. В кино все вместе, даже в цирк ходили... Отдыхать в деревню ездили. Да...

-А что, эта фотография сынишки одна осталась, и ...

-Да нет, перебил Петрова Норов, - фотографировать любил, у нас целый альбом имеется. Вон на этажерке лежит. Подай его. - Петров встал и подошел к этажерке. Стал перебирать какие-то старые газеты, журналы, грязное белье.

-Да не здесь! Вот он! - Услышал он вдруг над ухом голос Норова. Петров обернулся. Норов стоял за его спиной и доставал альбом с верхней полки этажерки.

-Так ты, тезка, оказывается, ходить можешь? - придвигаясь вплотную, удивленно произнес Петров. Возникла короткая пауза. Лицо Норова побледнело. Руки опустились, пальцы дрогнули.

-За что ты ее? - медленно и твердо спросил Петров.

В дальнейшем следствием было установлено: 20 мая Норова Л.П. совместно с мужем и Бартовым А.С. распили две бутылки вина, после чего между ними произошел конфликт, перешедший в драку. Бартов и Норова избили Норова И.В., после этого у него на глазах совершили половой акт. После ухода Бартова А.С. Норова стала смеяться над мужем, к которому в результате сильного нервного потрясения вернулась способность передвигаться, и он, поднявшись с постели, нанес жене 25 ударов ножом, после чего труп вывез на тележке на пустырь, облил керосином и поджег. Придя не замеченный соседями домой, вымыл пол, затем вновь испачкал его грязью и лег в постель.

Контрольные вопросы для проверки знаний

1.Что понимается под общением?



  1. Назовите стороны общения, дайте им краткую характеристику?

3.  Каковы функции общения?

4. Каковы психологические особенности общения в деятельности сотрудников ОВД?

5. Какие существуют виды общения?

6.Что понимается под психологическим контактом?

7. Какие барьеры препятствуют установлению психологического контакта?

8. Что такое доверительные отношения?

9. Перечислите приемы установления психологического контакта

10. Дайте определение понятию деловое общение.

11.Какие выделяют формы общения? Дайте им краткую характеристику.

12. Назовите и охарактеризуйте три основных типа межличностного общения, которые выделяют в психологии.

13.Назовите основные функции общения и дайте им характеристику.

14. Чем обусловлены трудности общения для сотрудников ОВД?

15. Какие виды профессионального общения принято выделять на практике?

16. Какие факторы влияют на успешность установления психологического контакта и доверительных отношений в служебной деятельности сотрудников ОВД?

Рекомендуемая литература

Основная:

Закон Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» № 263–3 от 17 июля 2007г. (в ред. от 04.01.2014 г. № 263-З)

Богословский В.В., Ковалев А.Г. Общая психология. Учебник. - Москва, 1981.

Васильев В.Л. Юридическая психология. Учебник для вузов. – Москва, 2008.

Гоноболин Ф.Н. Психология. Учебное пособие. - Москва, 1973.

Еникеев М.И. Общая, социальная, юридическая психология. Учебное пособие. - Москва, 2002.

Козаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. Учебник. - Москва, 1989.

Кибак И.А., Стуканов В.Г. Общая психология: психические познавательные процессы. Учебно-методическое пособие, Академия МВД Республики Беларусь. - Минск, 2002.

Петровский А.В. Общая психология. Учебник. - Москва, 1976.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2004.

Тертель А.Л. Психология. Курс лекций. Учебное пособие. – Москва, 2007.


Дополнительная:

Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. - Москва, 2004.

Батаршев А.В. Психология личности и общения. - Москва, 2004.

Немов Р.С. Психология. Учебник. - Москва, 1998.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - Москва, 1997.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ АТТЕСТАЦИИ СЛУШАТЕЛЕЙ

Вопросы для проведения зачета:




  1. Психологические основы функционирования правовой системы и правового регулирования.

  2. Психологические аспекты правовой социализации.

  3. Психология правосознания.

  4. Правовая психология общности и личности.

  5. Психологический анализ правовых норм.

  6. Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

  7. Психологическая структура, профессионально значимые качества личности юриста.

  8. Механизм и мотивация преступного поведения.

  9. Психология личности преступника.

  10. Психология преступных групп.

  11. Психология потерпевшего.

  12. Формирование правовой культуры личности.

  13. Психологический анализ стадий совершения преступления.

  14. Психология соучастия.

  15. Психологические особенности ситуативного, сознательно подготавливаемого преступления.

  16. Общая характеристика криминалистической психологии.

  17. Психология личности и деятельности следователя.

  18. Психология осмотра места происшествия.

  19. Факторы, влияющие на ход осмотра места происшествия, средства повышения его эффективности.

  20. Психологические особенности обыска.

  21. Психологические основы допроса и очной ставки.

  22. Психологические особенности проверки показаний на месте.

  23. Психологические особенности проведения опознания.

  24. Психологические особенности следственного эксперимента.

  25. Оперативно-розыскная психология.

  26. Понятие воздействия на личность.

  27. Способы установления психологического контакта.

  28. Психологические особенности участников расследования.

  29. Психология подозреваемого, обвиняемого.

  30. Стадии формирования свидетельских показаний.

  31. Стадии формирования показаний допрашиваемого.

  32. Особенности формирования показаний несовершеннолетнего.

  33. История становления судебно-психологической экспертизы.

  34. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.

  35. Особенности судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе.

  36. Особенности судебно-психологической экспертизы по делам административных правонарушений.

  37. Современные проблемы судебно-психологических исследований.

  38. Психологическая структура судебной деятельности.

  39. Психологические особенности отдельных стадий судебной деятельности.

  40. Психологические проблемы гражданского судопроизводства. Психологическая характеристика гражданского процесса.

  41. Исполнение наказаний как психологическая проблема.

  42. Психология личности и среды осужденных.

  43. Психологическая характеристика ресоциализации осужденных.

  44. Психологические особенности личности осужденных женщин.

  45. Психологические особенности несовершеннолетних осужденных.

  46. Психологическая подготовка осужденных к освобождению из пенитенциарных учреждений.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная

1. Аминов, И.И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие / И.И. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 615 с. (1 час)

2. Аминов, И.И. Юридическая психология / И.И. Аминов. - М.: Омега-Л, 2011.- 416 с. (1 час)

3. Бартол, К. Психология криминального поведения / К. Бартол. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2004. - 352 с. (1 час)

4. Бедь, В.В. Юридична психологія: навчал. посібник / В.В. Бедь. - К.: Каравела; Львов: Новий світ-2000, Магнолія плюс, 2003. - 376 с. (1 час)

5. Блэкборн, Р. Психология криминального поведения / Р. Блэкборн. - Издательство: Питер, 2004.- 496 с. (1 час)

6. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник / В.Л. Васильев. - 6-е изд., - перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010. - 608 с. (1 час)

7. Дулов, А.В. Введение в судебную психологию: учеб:-пособие / А.В. Дулов. - Минск: Юридическая литература, 1970. - 159 с. (0,5 часа)

8. Дулов, А.В. Судебная психология: учеб. пособие / А.В. Дулов. - 2-е изд., исправл. и доп. - Минск: Вышэйш. школа, 1975. - 464 с. (0,5 часа)

9. Еникеев, М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2011 - 512 с. (0,5 часа)

10. Курбатова, Т.Н. Юридическая психология / Т.Н. Курбатова. - Издательство

  1   2


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница