Методические рекомендации по изучению дисциплины «Профессиональная культура педагога-музыканта»



Скачать 100.63 Kb.
Дата08.05.2016
Размер100.63 Kb.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению дисциплины

«Профессиональная культура педагога-музыканта»
Цель курса - формирование профессиональной культуры будущих учителей музыки.

Задачи курса:

  • развитие и обогащение методологического сознания студентов в процессе овладения ими знаниями фундаментальных проблем музыкально-педагогической науки и практики;

  • развитие умений осуществлять методологическую рефлексию уровней развития составляющих личной профессиональной культуры;

  • формирование личностно-творческого отношения к процессу овладения методологическим информационно-операциональным компонентом профессиональной культуры педагога-музыканта;

  • формирование позитивной мотивации к методологическому, педагогической и музыкально-педагогическому самообразованию, совершенствованию своей профессионально-педагогической культуры.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

  • значение и роль методологического, общепедагогического и музыкально-педагогического знания в профессиональном развитии и самосовершенствовании будущих учителей музыки в целях эффективного решения актуальных музыкально-педагогических проблем;

  • сущность и содержанин профессиональной культуры специалиста в области музыкального образования;

  • социально-общественную значимость музыкально-педагогической профессии;

  • сущность и содержание профессиональной компетентности как критериальной характеристики уровня развития профессиональной культуры учителя музыки.

2) Уметь:

  • теоретически обосновывать актуальность самовоспитания, самообучения и саморазвития учителя музыки;

  • осуществлять методологическую рефлексию уровней сформированности собственной профессиональной культуры;

  • проводить целостный методологический анализ проблем современного музыкально-педагогического процесса;

3) Владеть:

  • навыками планирования и осуществления саморазвития собственной профессиональной культуры;

  • навыками проектирования и конструирования музыкально-образовательного процесса в контексте реализации аксиологического, культурологического и системно-структурного подходов.


Тематическое содержание дисциплины:

Тема 1. Предмет, цели, задачи курса. Понятие и сущность профессиональной культуры педагога-музыканта.

Тема 2. Социально-мировоззренческая подсистема педагогической культуры педагога-музыканта.

Тема 3. Методологическая подсистема профессиональной культуры учителя музыки.

Тема 4. Психологическая подсистема профессиональной культуры педагога-музыканта.

Тема 5. Коммуникативная подсистема профессиональной культуры педагога-музыканта.

Тема 6. Музыкально-эстетическая подсистема профессиональной культуры педагога-музыканта.

Тема 7. Сущность и содержание профессиональной компетентности педагога-музыканта.

Тема 8. Информационно-операциональный компонент профессиональной компетентности педагога-музыканта.

Тема 9. Психолого-педагогический компонент профессиональной компетентности педагога-музыканта.



Тема 10. Личностный компонент профессиональной компетентности педагога-музыканта.
Рекомендуемая литература:
Основная

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983.

  2. Апраксина О.А. О возможностях и содержании исследовательской работы учителя-музыканта в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1977. – Вып. 12.

  3. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

  4. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л., 1974.

  5. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург, 1996.

  6. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. – 1999. - № 3.

  7. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет: Ценности культуры и морали. – М., 1992.

  8. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

  9. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.

  10. Захарченко Е.Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. – 1999. - № 3.

  11. Зязюн И.А. и др. Основы педагогического мастерства. – М., 1989.

  12. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект. – Белгород, 1992.

  13. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.– М., 1990.

  14. Климов Е.А. Путь в профессию. – Л., 1974.

  15. Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. – М., 1989.

  16. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1990.

  17. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985.

  18. Ломоносов И.М. Будущая профессия – учитель. – Алма-Ата, 1990.

  19. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1992.

  20. Методологическая культура педагога-музыканта / Под ред. Э.Б.Абдуллина. – М., 2002.

  21. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. – М., 1999.

  22. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

  23. Портнов М.Л. Уроки начинающего учителя. – М., 1993.

  24. Поташник М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт. – Киев, 1988.

  25. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 1994.

  26. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов н/Д, 1996.

  27. Рыданова И.И. Основы педагогического общения. – Минск, 1998.

  28. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. – М., 1986.

  29. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. – М., 1976.

  30. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 1995.

  31. Трудков А.М. Профессиональная культура учителя музыки. – Мурманск, 2005.

  32. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика. – М., 1992.

  33. Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. – М.-Курск, 1997.

  34. Хозе Е.В. В учительском строю: единомышленники и соавторы педагога. – М., 1990.

  35. Целковников Б.М. Мировоззренческие убеждения педагога-музыканта: Учебное пособие. – М., 1998.

  36. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. – Киев, 1988.


Дополнительная

  1. Абдуллина О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. – 1996.- № 1.

  2. Андриенко Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя // Педагогика. – 2002. - № 6.

  3. Бальчитис Э. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательной школы // Музыкальное воспитание в СССР. – М., 1978. – Вып. 1.

  4. Барышникова З.А., Романова Л.Л. Труд учителя музыки: художественно-педагогическое творчество // Педагогика. – 1995. - № 5.

  5. Библер В.С. Философия диалога культур. – М., 1993.

  6. Бухвалов В.А. Начальный курс педагогики сотрудничества.– Рига, 1996.

  7. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986.

  8. Глазырина Е.Ю. Музыка в четвертом измерении: Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников. – М., 2001.

  9. Глазырина Е.Ю. Музыка в четвертом измерении: Вопросы методологии, теории и методики музыкального обучения и воспитания школьников. – М., 2001.

  10. Еремеев А.Ф. Социально-коммуникативная природа искусства.- М., 1982.

  11. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

  12. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. – М., 1986.

  13. Левитес Д.Г. Педагогическое насилие // Народное образование.– 1997.- №10.

  14. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся. – М., 1992.

  15. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985.

  16. Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. – М., 1999.

  17. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М., Воронеж. 1995.

  18. Неменский Б.М. Распахни окно. – М., 1974.

  19. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. – М., 1995.

  20. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д, 1996.

  21. Ситник А. Профессиональная культура учителя: исторические аспекты проблемы // Школа. – 1998. - № 1.

  22. Соловейчик С.Л. Вечная радость. – М., 1986.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

  • http:// www.mgounb.ru (Мурманская государственная областная научная библиотека)

  • http://www.koob.ru/ (электронная библиотека);

  • http://psychlib.ru/mgppu/ (электронная библиотека МГППУ);

  • www.biblioclub.ru. (ЭБС «Университетская библиотека»).

  • http://elibrary.ru/defaultx.asp – Научная электронная библиотека

  • http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Министерства образования и науки

  • http://sites.google.com/site/nechaevsite/ – Педагогическая психология Сайт Н.Н. Нечаева

  • http://lib.vspu.ac.ru/index.html – Фундаментальная библиотека ВГПУ

  • www.//flogiston.ru


Интернет-ресурсы:

  • Библиотека Максима Мошкова.http://Психология://lib.ru

  • Фундаментальная электронная библиотека (ИМЛИ РАН).http://www.feb-web.ru

  • Электронная библиотека ImWerden.http://imwerden.de/

  • Издательство «Планетариум». http://www.cnso.ru/


Информационные ресурсы по музыке:

  • http://intoclassics.net/

  • http://classic.chubrik.ru/

  • www.forumclassic.ru

  • http://www.world-art.ru/


Содержательный компонент теоретического материала.

Вопросы для самоконтроля

Темы 1-3: Предмет, цели, задачи курса. Понятие и сущность профессиональной культуры педагога-музыканта. Социально-мировоззренческая подсистема педагогической культуры педагога-музыканта. Методологическая подсистема профессиональной культуры учителя музыки.

  1. Раскройте целесообразность основных научно-исследовательских подходов к изучению педагогического процесса и его субъектов на современном этапе развития педагогической науки.

  2. Какова структура феномена «педагогическая культура» и можно ли говорить об иерархической взаимозависимости ее компонентов?

  3. Перечислите основные показатели высокой профессиональной культуры учителя музыки общеобразовательной школы.

  4. В чем состоит социальный аспект музыкально-педагогической деятельности?

  5. Как соотносятся требования социального заказа с профессионально-педагогическим целеполаганием самого учителя музыки?

  6. Раскройте системную сущность понятия «мировоззренческая культура учителя музыки».

  7. Что означает понятие «профессиональная духовность» и каковы ее внутренние и внешние детерминанты?

  8. Назовите основные показатели высокой нравственной культуры педагога-музыканта.

Темы 4-6. Психологическая подсистема профессиональной культуры педагога-музыканта. Коммуникативная подсистема профессиональной культуры педагога-музыканта. Музыкально-эстетическая подсистема профессиональной культуры педагога-музыканта.

  1. Что означает понятие «психологически ценностные ориентиры музыкально-педагогической деятельности»?

  2. Назовите основные слагаемые психологической культуры учителя музыки.

  3. Дайте сравнительную характеристику субъектности учителя и учащегося.

  4. Раскройте психологическое содержание и психологическую направленность явлений музыкального искусства.

  5. Проанализируйте многоаспектность музыкально-педагогической коммуникации.

  6. Охарактеризуйте диалогичность поликультурного музыкально-педагогического взаимодействия.

  7. Какие показатели характеризуют творческий характер музыкально-педагогического общения?

  8. Опишите основные направления исследовательской деятельности учителя музыки.

  9. Раскройте структуру и основные параметры методологической культуры педагога-музыканта.

  10. Назовите особенности методологической рефлексии учителя музыки.

  11. Каковы показатели развитой музыкально-эстетической культуры учителя музыки?

  12. Дайте музыкально-эстетическую характеристику профессиональной культуры учителя музыки в контексте гносеологического и деятельностного подходов.

Темы 7-8. Сущность и содержание профессиональной компетентности педагога-музыканта. Информационно-операциональный компонент профессиональной компетентности педагога-музыканта.

  1. Раскройте сущность и критерии педагогического профессионализма.

  2. Выделите аксиологическую направленность музыкально-педагогического профессионализма.

  3. Какова структура профессиограммы учителя музыки?

  4. Перечислите общепедагогические и художественные функции учителя музыки.

  5. Какие особенности характеризуют профессиональную музыкально-педагогическую компетентность?

  6. Что означает понятие «музыкально-педагогическое мастерство»?

  7. Раскройте информационно-операциональный состав профессиональной компетентности учителя музыки.

  8. В чем суть противоречий между духовно-художественной и профессиональной сферами личности учителя музыки? Каковы пути их преодоления?

  9. Чем отличаются профессиональные знания от профессиональных умений? Какова роль тех и других в профессионализме учителя музыки?

  10. Раскройте разноаспектность деятельностного компонента профессиональной компетентности учителя музыки.

Темы 9-10. Психолого-педагогический компонент профессиональной компетентности педагога-музыканта. Личностный компонент профессиональной компетентности педагога-музыканта.

  1. Какова структура педагогических способностей?

  2. Опишите особенности педагогического мышления учителя музыки.

  3. Охарактеризуйте коммуникативный и гносеологический аспекты в понимании сущности музыкальных способностей.

  4. Проведите анализ взаимосвязи педагогического и музыкального мышления в деятельности учителя музыки.

  5. Вычлените творческую составляющую музыкально-педагогической и исполнительской деятельности учителя.

  6. Почему все личностные качества учителя музыки имеют профессиональную значимость?

  7. Раскройте многогранность направленности личности учителя как важнейшего качества специалиста в области музыкально-педагогического образования.

  8. В чем суть гуманистической установки учителя музыки? Каковы возможности ее формирования?

  9. Почему любовь к ученику как личностное качество педагога обладает творческой направленностью на профессиональный рост специалиста?

  10. Раскройте сущность понятия «идеальный учитель музыки».




База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница