Методические рекомендации организаторам летних оздоровительных лагерей г. Калининград 2015 г



страница1/5
Дата26.10.2016
Размер0.95 Mb.
  1   2   3   4   5
Муниципальное автономное учреждение города Калининграда

«Учебно-методический образовательный центр»

Методические рекомендации

организаторам летних оздоровительных лагерей

           

г. Калининград

2015 г.


Методические рекомендации организаторам летних оздоровительных лагерей- составитель Павлова А.Н., 2015 г.

Методические рекомендации организаторам летних оздоровительных лагерей разработаны в помощь руководителям, воспитателям, педагогам летних оздоровительных лагерей.


Содержание:

1.Необходимый минимум материалов и документов лагеря

2. Планирование работы

3. Оформление отрядного уголка

4. Формы работы в летнем лагере

5. Диагностика в оздоровительном лагере

6.Игры и конкурсы в оргпериод

7. Поиск новых форм организации работы пришкольных лагерей

8. Общие принципы организации игровой смены

8.1.Основные этапы игровой смены

8.2.Некоторые формы работы в игровой смене

8.3.Варианты игр в тематической смене

8.4.Программа летнего пришкольного лагеря "Диво-город"

9. Проведение тематических дней

9.1. Примеры методических разработок тематических дней

9.2. Примерные программы проведения тематических дней

9.3. Примерная программа тематического дня «День рекордов»

9.4. Примерная программа тематического дня «День сказочных затей»

9.5.Примерная программа тематического дня «День космонавтики»

9.6. Примерный сценарий Малых Олимпийских Игр

10. Отрядные игры

11. Ролевая игра «Три лодки»

12. Коллективно-творческие дела (ктд)

12.1. Примерная тематика КДД

12.2.Коллективное творческое дело «Палитра»

13. Игровая методика «Веревочный курс»

14. Спортивно-оздоровительная игра «Шуточная олимпиада»


Введение

В летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса. Летняя практика работы с детьми убеждает нас, что каждый день лагерной смены может стать в умелых руках педагога прекрасной площадкой для самораскрытия, самоутверждения, самореализации ребенка.

Воспитательный потенциал и педагогические возможности организации летней занятости детей и подростков зна­чительны, т.к. сочетают дополнительное образование, воспитание, детское самодеятельное движение.

              Участие в деятельности, организуемой в лагере, позволяет ребенку расширить набор социальных умений и навыков, необходимых в жизни. В этот период возможно решение целого комплекса задач: создание условий для полноценного отдыха, снятие у детей и подростков на­копившегося за учебный год эмоционального и интеллектуального на­пряжения, обновления физических и духовных сил, укрепления здо­ровья, развития физической закалки, формирование идейно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности, формирование культуры здорового образа жизни, культуры труда, экологической, эстетической, гражданской и правовой культуры всестороннего развития детей и подростков, удовлетворения их индивидуальных потребностей.



1. Необходимый минимум материалов и документов лагеря

  Необходимый минимум материалов и документов оздоровительного лагеря должен включать:

1. Нормативное обеспечение (включая Положение об оздоровительном лагере).

2. Постановление местных органов власти по организации летнего отдыха учащихся

3. Документы об открытии лагеря (приказ, акт приемки, разрешение на открытие лагеря).

4. Требования (правила) техники  безопасности, по мерам обеспечения выполнения санитарно – гигиенических требований в условиях летнего лагеря, по организации купания детей, план эвакуации детей, список оборудования и материальных ценностей лагеря на случай чрезвычайной ситуации и т. д.

5. Должностные инструкции всех работников лагеря (согласно штатному расписанию) с включением в них обязанностей по охране труда.

6. Книга приказов по лагерю (на все общелагерные мероприятия необходимы приказы).

7. Протоколы проведения производственных совещаний, педсоветов лагеря.

8. Список сотрудников лагеря и детей по отрядам с указанием домашнего адреса, места работы родителей, контактных телефонов.

9. Бракеражный журнал и санитарный журнал на пищеблоке.

10.Режим дня.

11. График работы сотрудников лагеря, график дежурства отрядов по территории лагеря и по столовой.

12.Медицинские справки о состоянии здоровья детей.

13. Список  педагогов и медицинские справки о состоянии их здоровья.

14.Заявления  родителей.

15.Журнал контроля (цель проверки, посещение мероприятия с дальнейшими рекомендациями).

16. Рабочая тетрадь: консультации, индивидуальная работа.

17. Программа и план работы лагеря.

18. Планы работы отрядов лагеря на смену.

19. Планы работы всех педагогических работников.

20. График проведения и тематика педагогических советов, методических занятий и семинаров, планерок на месяц. 

21. График занятий кружков.

22. План работы и тематика занятий с активом лагеря.

23. График работы вожатых лагеря.

24.Табель посещаемости.

25. Наличие общелагерной и отрядных газет.

26. Наличие информационного стенда для родителей

Организация и содержание режима школьного оздоровительного лагеря должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам.

2. Планирование работы

Чтобы работа в лагере была успешной необходимо продумать ее планирование.

Основные требования к плану следующие: соответствие целям и задачам общества, последовательность, систематичность, преемственность, учет возрастных особенностей, интересов детей, разнообразие видов деятельности, форм и методов работы.

В каждом лагере необходимо составить перспективный план работы на лето, календарный план работы лагеря и отряда на смену, план работы кружков, клубов, рабочие планы воспитателей, старшего воспитателя, планы подготовки и проведения конкретных дел. Все педагогические работники должны иметь план работы на день.

Перспективный план работы составляется начальником лагеря совместно с членами педагогического коллектива. Он обсуждается и утверждается педагогическим советом.

Примерные разделы плана:

1. Цель и задачи

2.Социальная характеристика лагеря, характеристика микрорайона,
окружающего лагерь, материальная база, педагогический состав, контингент
детей, традиции и т.д.

3.Организационная работа

- организация работы кружков и клубов

- методическая работа

- организация работы профильных, разновозрастных отрядов и т.д.

4.  Содержание деятельности лагеря

- воспитание здорового образа жизни;

- эстетическое воспитание

-гражданско-патриотическое воспитание;

- воспитательно-профилактическая работа;

- спортивные и оздоровительные мероприятия

- организация гражданско-полезного труда, трудовое воспитание

- экологическое воспитание

5.  Работа с кадрами

- педагогические советы

- планерки

- совещания, методические объединения

6.  Финансово-хозяйственная деятельность

К плану прилагаются: планы работа кружков и секций, план лечебно-оздоровительной работы, планы работы музыкальных работников, физруков, библиотекаря и т.д.

Календарный план работы лагеря (дружины) составляется на смену старшим воспитателем и органами самоуправления (советом дружины) с учетом поставленных целей и задач определенных в перспективном плане. Обычно этот план состоит из следующих разделов:

-         Общелагерные (общедружинные дела);

-         Работа дружины с отрядами

-         Обучение актива

Составляется такой план чаще всего в виде сетки:

-         указываются дела после завтрака, обеда и ужина. Режимные моменты не фиксируются.

На основе ежедневных отрядных планов старший воспитатель совместно с дежурным по лагерю составляет сводный план работы на день и вывешивает на стенд «Сегодня в лагере».

Начальник лагеря, старший воспитатель, отрядные воспитатели, физруки, музыкальные работники, руководители кружков пишут личные планы работы. В этом плане воспитатель отмечает, с кем из детей необходимо провести индивидуальную работу, работу с родителями и т.д., предусматривает, что ему необходимо сделать для выполнения плана работы отряда.

 
3. Оформление отрядного уголка

  Каждый отряд должен иметь название, девиз, речевку, эмблему, может быть, даже свою форму и свой цвет. В отрядном уголке целесообразно помещать полезную информацию.

     Отрядный уголок призван развивать активность ребят, расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

      Отрядный уголок – это место, где постоянно работает отряд, и стенд, отражающий жизнь отряда: успехи, победы, фантазии, изобретательность, мастерство, - это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая. Содержание и рубрики уголка следует периодически менять; отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, награды, дни рождения, перспективы).

Уголок включает:

-         название, девиз отряда;

-         речевки, любимые песни отряда;

-         список членов отряда;

-         план работы отряда;

-         поздравления;

-         спортивные достижения;

-         «Это интересно...»;

-         «Скоро у нас...»;

-         «Как с настроением?»

-         «Ералаш»... и др.



4. Формы работы в летнем лагере

  Формы работы – это целостная педагогическая акция, представляющая собой совокупность организаторских приемов и педагогических средств, обеспечивающих внешнее выражение конкретного педагогического процесса



Атака – акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда. Обычно используют трудовые атаки, которые проходят в очень сжатое время (до 1-2 часов).

Вечер – действие комплексного характера, проводимое в вечернее время суток. Обычно вечер включает в себя другие варианты форм работы, например, конкурсы. В практике наиболее часто используются тематические вечера («вечер бардовской песни», «вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и пр.).

Викторина – один из вариантов интеллектуального турнира. Суть ее известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина может быть очной, когда все действия от и до поиска ответа происходят сразу. Но может  быть и заочной. В этом случае вопросы предлагаются, к примеру, утром, а ответы (обычно в письменном виде) получаются организаторами вечером.

Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!» Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировки.



Десант – трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвуют добровольцы (обычно часть отряда) и проводится он:

-          по просьбе тех, кто нуждается в помощи;

-          по заданию руководящих органов отряда или лагеря;

-          по собственному почину.

Десант обычно проходит с выходом (выездом) на объект работы и длится от нескольких часов до 2-3 дней.

Диспут –форма работы с целью  публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. В ходе диспута происходит  демонстративное столкновение мнений. Проблема диспута должна быть  полемичной. Диспут предполагает предварительное объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение. Обычно это вопросы морально-этического  и эстетического характера. Чтобы диспут не перешел  в обыкновенную перепалку, крайне важно сосредоточить внимание  участников на культуре спора.

Защита проекта – акция, во время которой дети делятся на группы и выполняют задания по подготовке и последующей защите проекта, воплощающего представление группы о чем-либо. Общая структура данной формы такова:

-  выбор общей темы;

-  формирование проектных групп;

-  подготовка к защите (выбор способа представления проекта, изготовление иллюстраций, подготовка выступления);

-  защита (сообщение проектных групп, обсуждение);

-  оценка проектов, подведение итогов.



Конкурс – это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.п. Обычно конкурсами не называют состязание в спорте и интеллекте.

  Организация конкурса (или конкурсной программы – объединение нескольких конкурсов с общей темой) предполагает:

-  разработку условий и критериев конкурса;

-  формулировку конкурсных заданий;

-  яркое интересное название.

Костер– ритуальная форма работы в основном в загородном лагере, которая представляет собой определенную содержательную программу, проводимую у вечернего огня. Костры бывают торжественными (праздничными) и рядовыми. К первым относятся костры, посвященные открытию и закрытию смены, каким-то торжественным событиям в жизни страны, региона, лагеря, отряда. К другой группе относятся костры-огоньки, костры-представления, гостевые костры. Костер-огонек – форма свободного общения, возможность осмысления каких-либо вопросов, подведение итогов дня, разговор о планах на предстоящее.

  Костер-представление  имеет разнообразную содержательную программу. Конкурсы, песни, сценки, шутки – здесь все возможно. На таком костре могут быть и гости-зрители. На гостевой костер приглашаются, как  это понятно из названия, гости. Этот костер – форма разговора, беседы. На таком костре возможны творческие подарки для гостей. Надо помнить, что при проведении костра особое внимание обращают на ритуал зажжения и на правила безопасности.

  Линейка – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими (утренняя линейка с информацией о плане на день). При проведении линейки может быть использована  лагерно-отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т.д.). Продолжительность

линейки не должна превышать  15 мин.

  Музчас (музыкальный час) – форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие. Содержание: разучивание новых и исполнение уже знакомых песен, проведение музыкальных игр и конкурсов. Продолжительность в среднем от 40 мин. До 1, 5 часа (все зависит от индивидуальных особенностей группы).

  Огонек – это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом  и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек  - это камерное общение, сугубо отрядная форма работы. Выделяют:

-          огонек знакомства;

-          огонек оргпериода;

-          огонек – анализ дня;

-          огонек прощания;

-          тематический огонек

  Поход – комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию, лагерь-бивак. В лагере обычно проводят однодневные походы и двухдневные (с ночевкой). Наиболее часто встречаются пешие походы, но могут быть вело -  и водные походы. Перед походом, независимо от  его разновидности, необходимо:

-          определить цель, наметить маршрут, обдумать возможные сложности, оформить необходимые документы;

-          собрать снаряжение;

-          провести проверку физической готовности детей, их турнавыков.

В поход с группой более 20 человек идут не менее 2 взрослых, желательно присутствие  и медработника.



Разведка – форма получения детьми информации об окружающем мире. Используется  обычно как этап планирования жизнедеятельности  отряда, как поиск интересных дел.

Виды разведок:

-разведка-наблюдение;

разведка-интервью;

разведка-игра;

разведка-экскурсия;

разведка-изучение документов.

  Сбор – общее собрание всех членов отряда, всех ребят лагеря для обсуждения совместно с педагогами важнейших вопросов жизнедеятельности на смене. В некоторых лагерях и отрядах это высший орган самоуправления.

  Варианты проведения сбора:

1.      Сбор-рождение отряда. Оформление «лица» отряда: содержание деятельности, название, атрибутика, руководящие органы и т.п.

2.      Сбор-старт. Перспективное планирование на определенный срок или разработка плана предстоящей акции.

3.      Экстренный сбор. Сбор-ЧП, обсуждение события, требующего принятия немедленного решения.

4.      Праздничный (торжественный) сбор. Общее собрание, посвященное какому-то знаменательному событию.

Спортчас (спортивный час) – форма организации физкультурно-оздоровительной работы. Проводить спортчас может и физрук, и сам педагог (все зависит от содержания деятельности). На спортчасе можно разучивать и проводить спортивные командные игры и их вариации (волейбол, пионербол, футбол, снайпер и пр.), а  также различные подвижные игры и состязания. Главное, чтобы было безопасно, полезно и весело.

Турнир – состязание в определенном виде деятельности, проводится, как правило, по круговой системе, когда все участники имеют между собой личную встречу с целью выявить лучшего, победителя. Данная форма используется и в спорте, и в интеллектуальных соревнованиях, значительно реже – в художественно-прикладном направлении детского творчества (футбольный, шахматный турниры, турнир эрудитов, «Рыцарский турнир»). Присутствие в названии проводимого творческого соперничества термина «турнир» нацеливает организаторов именно на круговую форму состязания. Здесь возможны несколько вариантов:

1.      Соперники разбиваются на пары, и победители выходят в следующий тур, где опять проходят парные встречи до выявления одного победителя.

2.      Соперники встречаются друг с другом по кругу. Победителем окажется тот, кто в личных встречах одержал больше побед.

Турниры, как и конкурсы, могут быть индивидуально-личными и командными. Для турнира, также как и для конкурса, важно яркое, интригующее название.



Тренинг – форма практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы. Базовые методы тренинга –групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы обычно от 7 до 15 человек. Наиболее известны тренинг поведенческий, тренинг чувствительности, тренинг ролевой,   видеотренинг и прочее.

Фестиваль – массовое празднество, предполагающее смотр лучших  работ, достижений в каком-то виде деятельности. Это комплексная акция, состоящая из разнообразных элементов – от выставок и конкурсов до вечеров и парадов (фестиваль друзей, театральный фестиваль, фестиваль

юмора и пр.).



Экскурсия – групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью (экскурсия по лагерю «кругосветка», экскурсия в музей, на предприятие и пр.).

Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочередном преодолении участниками одной группы определенных этапов, препятствий игрового маршрута («эстафетную палочку»).

Ярмарка – развернутое на определенной площадке совместное развлечение (гуляние) детей и взрослых, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Алгоритм проведения:

-          общий сбор, начало-зачин (от линейки до карнавала);

-          свободное движение участников по ярмарочной площадке;

-          свободный выбор аттракционов и участие в них;

-          финальный сбор.

Чем разнообразнее формы деятельности ребенка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального творчества и тем он разностороннее развивается.



5. Диагностика в оздоровительном лагере

            Познав те или иные стороны личности ребёнка, воспитатель может спрогнозировать его дальнейшее развитие, установить, какие интересы,

мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качества следует стимулировать, а какие – устранить.

            Как изучать детей в условиях детского оздоровительного лагеря?  В связи со спецификой детского учреждения (отдаленность от дома, отсутствие рядом близких людей и друзей, незнакомая обстановка и др.) рассмотрим некоторые направления в изучении ребенка, которые помогут воспитателю выявить лидеров, на которых он сможет положиться в течение смены.



1. Первичная диагностика (источником информации служат родители или лица, их заменяющие) проводится воспитателем на подготовительном этапе. Анкету с открытой формой вопросов заполняют родители на первой встрече с целью заочного знакомства воспитателя с детьми.

1.      Медицинская информация. Сведения о состоянии здоровья можно получить из медицинских документов, представляемых родителями.

2.      Первичное анкетирование детей (проводится в день заезда). Анкета может содержать следующие вопросы:

-         фамилия, имя ребенка;

-         возраст (число, месяц, год рождения);

-         ожидания от лагеря;

-         любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт и т.д.);

-         который раз в лагере;

-         о чем мечтает и т.д.

3.      Наблюдение за поведением детей. Понимая, что ребенок в лагере находится вдали от дома, необходимо постоянно наблюдать: за его поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита, отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий воспитателя.

4. Изучение развития ребенка. Для детей младшего возраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий, ролей, которые он приписывает своим героям, предметы,которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. Рисунки на темы «Я», «Я и мои друзья», «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрации к сказкам могут рассказать воспитателям о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания. Тест «несуществующее животное» позволяет получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка». В подростковом возрасте важное значение имеют методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов. С целью выяснения мотивов деятельности, интересов, самооценки подростков хорошо использовать методику незаконченного предложения, где включать вопросы типа:

-         Если бы я был руководителем отряда, то…

-         Чтобы в лагере было интересно, нужно …

-         Если бы я был …, то …

5.      Изучение настроения ребенка после проведенного дня. Во время работы в оздоровительном лагере с помощью цветописи (выражение собственного настроения с помощью цвета) можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отряде и динамику этого состояния.

Предложите детям создать экран настроения, используя известный тест Макса Люшера:



красный – восторженное настроение;

оранжевый – радостное;

желтый – спокойное;

зеленый – уравновешенное;

синий – грустное;

фиолетовый – тревожное;

черный – унылое.

            Цветопись – это материал к размышлению, осмыслению. Очень важно учесть, что долгое пребывание ребенка в красном цвете свидетельствует о поре возбудимости и может привести к эмоциональному срыву, который закончится слезами, расстройством и может спровоцировать конфликт.

            Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе воспитателя и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета».

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница