Методические рекомендации о порядке проведения технического освидетельствования судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам



страница1/5
Дата07.05.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3   4   5
Отдел Государственной инспекции по маломерным судам
Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике




Методические рекомендации

о порядке проведения технического освидетельствования судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам

МЧС России по Удмуртской Республике

г.Ижевск – 2007 г.
О Г Л А В Л Е Н И Е :

Стр.
1.Общие положения……………………………………………………….3

1.1. Область распространения………….…………………………………3

1.2. Определения и пояснения…………………………………………….3

1.3.Условные обозначения и сокращения, принятые в тексте Правил 9

2. Классификация водных бассейнов для плавания поднадзорных

ГИМС России судов……………………………………………………….10

3. Категории и классы поднадзорных ГИМС России судов………… …13

4. Формула класса судна ……………………………………………… … 15

5. Порядок осуществления технического надзора ………………… …. 17

6. Основные технические требования к судам, поднадзорным

ГИМС России……………………………………………………………… 20

6.1. Корпус…………………………………………………………………. 20

6.2. Плавучесть, остойчивость и непотопляемость………………………23

6.3. Устройства и снабжение……………………………………………... 30

6.4. Механические установки (стационарные двигатели, подвесные моторы)……………………………………………………………………. 37

6.5. Общесудовые системы и трубопроводы…………………………… 41

6.6. Электрическое оборудование……………………………………….. 42

6.7. Противопожарная защита…………………………………………… 45

6.8. Парусное вооружение………………………………………………… 49



1. Общие положения

Основная цель разработки настоящей ИНСТРУКЦИИ - выработка основных требований и нормативов, предъявляемых к прогулочным и иным судам, поднадзорным Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (ГИМС МЧС России) для создания условий их безопасной эксплуатации в различных условиях обстановки при осуществлении плавания в бассейнах установленного (разрешенного) разряда.



1.1 Область распространения.

1.1.1. ИНСТРУКЦИЯ распространяется на самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами) и несамоходными судами вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), используемых во внутренних водах;

прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами и плавучими средствами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водными мотоциклами (гидроциклами) и несамоходными судами вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемыми в целях мореплавания.

поднадзорные ГИМС МЧС России прогулочные (независимо от мощности главных двигателей и валовой вместимости – при осуществлении мореплавания) и иные суда, пассажировместимостью не более 12 человек, валовой вместимостью менее 80 т., с главными двигателями мощностью менее 55 кВт или подвесными моторами независимо от мощности, а также гребные лодки грузоподъемностью 100, байдарки - 150, надувные суда 225 и более килограммов.

1.1.2. ИНСТРУКЦИЯ распространяется на указанные выше суда, независимо от формы собственности, с момента её утверждения.

1.1.3. ИНСТРУКЦИЮ допускается применять с согласия ГИМС МЧС России для классификации судов, не перечисленных в п.1.1.1.

1.1.4. ИНСТРУКЦИЕЙ регламентированы требования, при удовлетворении которых судну или другому водному транспортному средству может быть присвоен класс.


1.2 Определения и пояснения.

1.2.1. Б а й д а р к а - легкое узкое низкобортное гребное судно с острыми оконечностями, приводимое в движение двухлопастным веслом.

1.2.2. В а т е р л и н и я (WL или ВЛ) - линия соприкосновения корпуса находящегося на плаву судна с водой. Конструктивная ВЛ - основная расчетная ВЛ, лежащая в основе построения теоретического чертежа и соответствующая полученному расчетом полному водоизмещению. Грузовая ВЛ совпадает с поверхностью воды при полной загрузке судна и соответствует максимально допустимой в эксплуатации осадке. Аварийная ВЛ - действующая ВЛ при получении судном аварийных повреждений корпуса с затоплением отсека (отсеков).

1.2.3. В а л о в а я в м е с т и м о с т ь - полный объем всех помещений судна (в куб. метрах), кроме объемов рулевой рубки, камбуза и туалета.

1.2.4. В о д о и з м е щ е н и е п о л н о е - водоизмещение судна (тонн), оборудованного всеми механизмами и судовыми устройствами, полностью укомплектованного экипажем и пассажирами с багажом, с полным грузом, снабженного ГСМ, водой и продовольствием до положенных норм.

1.2.5. В о д о и з м е щ е н и е п о р о ж н е м - водоизмещение судна (тонн) без груза, ГСМ, воды, судовых запасов, а также без экипажа, пассажиров и багажа.

1.2.6. В о д о н е п р о н и ц а е м о с т ь - характеристика элементов конструкции корпуса и оборудования, которые предотвращают проникновение воды внутрь судна при воздействии струи воды из брандспойта, диаметр выходного отверстия которого составляет не менее 16 мм, на расстоянии 3 м под напором 10 м водяного столба.

1.2.7. В ы с о т а в о л н ы - расчетная высота ветровых волн с обеспеченностью, принятой для водных бассейнов данного разряда.

1.2.8. В ы с о т а б о р т а ( D) - В.б. теоретическая - вертикальное расстояние, измеренное отвесно по борту на миделе от верхней кромки горизонтального киля до верхней кромки бимса палубы ( до верхней кромки борта - для беспалубных судов). В.б. надводного - то же , измеренное от линии предельной осадки до верхней кромки бимса палубы (до верхней кромки борта - для беспалубных судов). В.б. надводного минимальная - наименьшее расстояние от действующей WL до линии палубы или выреза в транце при полном водоизмещении судна.

1.2.9. В ы с о т а т р а н ц а - расстояние, измеряемое в диаметральной плоскости от верхней кромки транца до горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю точку транца в плоскости измерения.

1.2.10. Г л а в н ы й д в и г а т е л ь - механизм, предназначенный для приведения в действие движителей судна.

1.2.11. Г л а в н ы е р а з м е р е н и я - характеристика наружных размеров судна. Д л и н а

(L) - расстояние, измеренное на уровне грузовой WL от передней кромки форштевня до крайней кромки кормовой оконечности судна; ш и р и н а ( В) - наибольшая ширина, измеренная на миделе между наружными кромками шпангоутов; в ы с о т а б о р т а ( D) - см. пункт 1.2.8 ;

о с а д к а (d) - расстояние по вертикали, измеренное на миделе от основной плоскости до грузовой WL.

1.2.12. Г и д р о ц и к л (водный мотоцикл) - бескорпусное водное транспортное средство с механическим двигателем, способное нести на борту одного или несколько человек, предназначенное для скольжения по водной поверхности.

1.2.13. Г о с у д а р с т в е н н а я и н с п е к ц и я по маломерным судам МЧС России - государственный надзорный орган, образованный Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.02.2004 № 47 «О Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации»; Совета Министров РСФСР от 15.06.1984 № 259 с задачей надзора в пределах Российской Федерации за правильным пользованием поднадзорными судами на реках, водохранилищах, других водоемах, во внутренних морских и территориальных водах в целях обеспечения безопасности плавания этих судов, укрепления правопорядка на водоемах, охраны жизни людей на воде и окружающей среды. В соответствии с возложенными на нее задачами ГИМС России осуществляет государственный и технический надзор за судами, классифицирует их, проводит технические первичные и ежегодные освидетельствования и специальные осмотры этих судов по разработанным и утвержденным требованиям и нормативам; разрабатывает другую нормативно-техническую документацию, относящуюся к обеспечению безопасности эксплуатации этих судов, осуществляет контроль за соблюдением этих требований и нормативов всеми предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

1.2.14. Г о су д а р с т в е н н ы й и н с п е к т о р по маломерным судам – должностное лицо ГИМС России, осуществляющий функции, перечисленные в пункте. 1.2.13, имеющий право рассматривать дела и налагать административные взыскания от имени органов государственной инспекции по маломерным судам России на граждан и должностных лиц за совершенные правонарушения.

1.2.15. Г р е б н ы е с у д а - суда, имеющие в качестве движителя весла; приводятся в движение, как правило, мускульной силой.

1.2.16. Г р у з о п о д ъ е м н о с т ь - разность между весовым водоизмещением судна порожнем, но имеющего положенное снабжение, полные запасы ГСМ, воды и водоизмещением судна, загруженного до грузовой WL или до плоскости WL соответствующей минимальной высоте надводного борта.

1.2.17. Д е ф о р м а ц и я к о р п у с а - изменение формы и размеров корпуса, вызванное внешними силами или др. воздействиями. Различают Д.к. общую и местную, упругую и пластичную. Д.к. пластичная - бухтины, вмятины и гофры. Б у х т и н а - прогиб листов обшивки, настила палубы, ограниченный соседними балками набора без их деформации.

В м я т и н а - такой же прогиб, но с деформацией подкрепляющего набора. Г о ф р ы - деформация в виде чередующихся удлиненных прогибов, образующих ребристую поверхность.

1.2.18. Д и с т а н ц и о н н о е у п р а в л е н и е - дистанционные: пуск, изменение частоты и направления вращения, а также остановка механизмов. Д.у. подвесным лодочным мотором включает устройства для его запуска (остановки) и поворота), регулирования открытия дроссельной заслонки карбюратора и управления реверсом. Изменение угла атаки винта.

1.2.19. И з д е л и е - механизм, устройство, сосуд под давлением, аппарат, прибор, предмет оборудования и снабжения, на которые распространяются требования Правил.

1.2.20. К а т е р - моторное судно с ДУ, палубой, рубкой или полурубкой.

1.2.21. К о к п и т - вырез или углубление в палубе маломерного судна для размещения экипажа и пассажиров.

1.2.22. К о р п у с с у д н а - оболочечная конструкция, подкрепленная или не подкрепленная набором, обеспечивающая плавучесть, остойчивость судна, прочность, а также возможность размещения людей, грузов, оборудования и снабжения, обусловленного назначением судна.

1.2.23. М а л о м е р н ы е с у д а – самоходные и несамоходные суда, водные транспортные и иные плавсредства (независимо от назначения, конструкции, способа движения и метода поддержания), валовой вместимостью менее 80 р.т., пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт и подвесными моторами независимо от мощности..

1.2.24. М а н е в р е н н ы е э л е м е н т ы - данные, характеризующие способность судна набирать ход, удерживаться на курсе, изменять направление движения, двигаться по инерции и останавливаться.

1.2.25. М е с т о у б е ж и щ а - любая естественно или искусственно защищенная акватория, которая может быть использована для укрытия судна в случае возникновения обстоятельств, угрожающих его безопасности.

1.2.26. М и д е л ь - поперечное сечение корпуса судна, проходящее через середину его длины. М. ш п а н г о у т - линия пересечения наружной поверхности корпуса судна с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей посредине его длины по КВЛ.

1.2.27. М и л я - единица длины при измерении расстояний в море ( 1852,2 метра ).

1.2.28. М о д е р н и з а ц и я - процесс переделки, в результате которого изменяются главные размерения судна или вносятся другие изменения конструктивного характера.

1.2.29. М о р е х о д н ы е к а ч е с т в а с у д н а – плавучесть, остойчивость, непотопляемость, управляемость, ходкость, плавность и амплитуда качки.

1.2.30. М о т о р н а я л о д к а – беспалубное моторное судно, эксплуатирующееся с подвесным лодочным мотором (моторами).

1.2.31. М о т о р н а я н и ш а - водонепроницаемая конструкция у транца маломерного судна, образующая нишу, предназначенная для размещения подвесного лодочного мотора и обеспечения требуемой проектом высоты надводного борта.

1.2.32. М о щ н о с т ь д в и г а т е л я д о п у с т и м а я - предельная величина эффективной мощности стационарного двигателя ( подвесного лодочного мотора) с которым возможна безопасная эксплуатация катера (мотолодки).

1.2.33. Н а д с т р о й к а - закрытое палубой сооружение на верхней палубе, простирающееся от борта до борта или отстоящее от любого из бортов судна на расстоянии не более 4% ширины судна (В).

1.2.34. Н а д у в н о е с у д н о - маломерное судно, корпус которого состоит, в основном, из надувных элементов.

1.2.35. Н а п р я ж е н и е б е з о п а с н о е - напряжение, не представляющее опасности для обслуживающего персонала. Значение напряжения в судовой сети или источника электроэнергии на судне не должно превышать 50 вольт при постоянном токе или 50 вольт между фазами и 30 вольт между фазами и корпусом - при переменном токе.

1.2.36. Н е с а м о х о д н о е с у д н о - судно, способное перемещаться по водной поверхности только посредством его буксировки или толкания.

1.2.37. Н е с у д о х о д н ы й в о д о е м - водоем, не включенный в Перечень (список) внутренних водных путей страны, утвержденный Правительством Российской Федерации.

1.2.38. О б о р у д о в а н и е - устройства, служащие для обеспечения работы механической установки (фильтры, радиаторы, цистерны и т.д.).

1.2.39. О с в и д е т е л ь с т в о в а н и е т е х н и ч е с к о е - технический контроль за объектами надзора, включающий в общем случае: проверку наличия предписанной технической документации, копий сертификатов (знаков) соответствия, клеймения; осмотры, измерения, проверку в действии и испытания объектов надзора; выдачу документов по результатам освидетельствования.

1.2.40. О с н о в н а я п л о с к о с т ь - горизонтальная плоскость, перпендикулярная диаметральной плоскости и плоскости мидель-шпангоута, проходящая через точку их пересечения с внутренней поверхностью днищевой обшивки у киля (для маломерных судов с металлической обшивкой) или через точку их пересечения с внешней поверхностью днищевой обшивки у киля (для маломерных судов с обшивкой из других материалов).

1.2.41. О т к р ы т о е (беспалубное) с у д н о - судно, не имеющее водонепроницаемой палубы, равнопрочной с бортом. Разновидность - ч а с т и ч н о о т к р ы т о е судно-судно с кокпитом или грузовым трюмом, не имеющее водонепроницаемого закрытия.

1.2.42. О т к р ы т ы е о т в е р с т и я - отверстия в палубе или бортах маломерного судна, не имеющие прочных водонепроницаемых закрытий.

1.2.43. О т с е к - часть внутреннего объема корпуса маломерного судна, ограниченного днищем, бортами, продольными, поперечными водонепроницаемыми переборками и палубой (если она имеется) или верхней кромкой борта (если палуба отсутствует).

1.2.44. П а л у б а - водонепроницаемое горизонтальное перекрытие в корпусе и надстройках судна, простирающееся по всей их длине.

1.2.45. П а р у с н о е с у д н о (парусно-моторное судно, яхта) - судно с парусным вооружением и парусом в качестве основного судового движителя. Парусно-моторное судно, кроме того, имеет стационарный двигатель или подвесной мотор.

1.2.46. П а с с а ж и р - всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа.

1.2.47. П а с с а ж и р о в м е с т и м о с т ь - количество пассажиров, разрешенное к перевозке на маломерном судне.

1.2.48. П е р е г о н - эпизодическое (разовое) плавание маломерного судна за пределами установленного ему района плавания (бассейна).

1.2.49. П е р е х о д - плавание маломерного судна в пределах установленного района плавания (бассейна).

1.2.50. П е р п е н д и к у л я р ы ( н о с о в о й,к о р м о в о й ) - вертикальные линии в диаметральной плоскости, проходящие соответственно через носовой и кормовой концы длины судна (L).

1.2.51. П л а в у ч е с т и б л о к - конструктивный элемент внутри корпуса маломерного судна в виде сплошного блока из материала, имеющего плотность менее единицы.

1.2.52. П л а в у ч е с т и з а п а с - объем непроницаемой для воды надводной части маломерного судна, расположенный выше действующей ВЛ.

1.2.53. П р о г у л о ч н о е с у д н о - некоммерческое судно, предназначенное для безопасного отдыха на воде.

1.2.54. Р е г и с т р о в а я т о н н а - единица измерения регистровой вместимости судов, равная 100 куб.футам (2,83 куб.метра).

1.2.55. Р у б к а - закрытое палубой сооружение на верхней палубе или палубе надстройки, отстоящее хотя бы от одного из бортов на расстояние более 4% ширины судна ( В) и имеющее двери, окна или другие подобные отверстия в наружных переборках.

1.2.56. Р у л е в о й п р и в о д (румпельный, секторный, винтовой) - механизм, назначение которого заключается в передаче усилий к рулю.

1.2.57. Р у л е в о е у с т р о й с т в о - устройство, обеспечивающее поворот судна. Как правило имеет : рулевой привод, ручной штурвал, передачи (штуртросовые, цепные или иные),указатели положения пера руля (аксиометры) и т.д.

1.2.58. С п а с а т е л ь н ы е с р е д с т в а (индивидуальные и коллективные) - средства, входящие в снабжение судна, предназначенные для спасения экипажа и пассажиров в случае затопления судна (спасательные нагрудники, пояса, жилеты, круги, плоты, плотики и т.д.).

1.2.59. С у д н о с е р т и ф и ц и р о в а н н о е - прогулочное судно, имеющее копию сертификата (знак) соответствия, полученную изготовителем в установленном законодательством порядке.

1.2.60. С у д н о в п о с т р о й к е - строящееся маломерное судно со времени закладки киля или подобной стадии постройки до времени получения судового билета в органах ГИМС России.

1.2.61. С у д н о в э к с п л у а т а ц и и - маломерное судно, не находящееся в постройке или капитальном ремонте.

1.2.62. С у д о в л а д е л е ц - физическое или юридическое лицо, являющееся собственником судна либо осуществляющее права владения, пользования и распоряжения им на основании, предусмотренным законом или договором и представляющее интересы свои или собственника в органах ГИМС.

1.2.63. С у д о в ы е с и с т е м ы - совокупность специализированных судовых трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами, устройствами и емкостями.

1.2.64. С у д о в ы е у с т р о й с т в а - совокупность приспособлений и механизмов, обеспечивающих различные потребности судна. Различают общесудовые (рулевое, якорное, швартовное, буксирное, леерное) и специальные устройства (промысловые, добывающие, для проведения изыскательских, дноуглубительных работ и т.д.).

1.2.65. У г о л з а л и в а н и я ( Θ зал) - наименьший угол крена, при достижении которого начинается заливание водой внутренних помещений судна через отверстия, считающиеся открытыми.

1.2.66. У г о л о п р о к и д ы в а н и я ( Θ опр) - угол крена, при достижении которого под действием динамически приложенного кренящего момента судно опрокидывается.

1.2.67. Э к и п а ж с у д н а - коллектив людей, обеспечивающий управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна.

1.3 Условные обозначения и сокращения, принятые в тексте Правил.

АБ - аккумуляторная батарея

ВЛ (WL) - ватерлиния

ВРШ - винт регулируемого шага

ВФШ - винт фиксируемого шага

ГБО - газобаллонное оборудование

ГВЛ - грузовая ватерлиния

ГИМС - государственная инспекция по маломерным судам

ГОСТ - государственный стандарт

ГУ ГИМС - Главное управление ГИМС России

ГСМ - горюче-смазочные материалы

ГЭУ - главная энергетическая установка

ДВС - двигатель внутреннего сгорания

ДГ - дизель-генератор

ДП - диаметральная плоскость

ДУ - дистанционное управление

ЗИП - запасные инструменты и приспособления

КВЛ - конструктивная ватерлиния

КВП (СВП) - катер (судно) на воздушной подушке

КИП - контрольно-измерительные приборы

КПК (СПК) - катер (судно)на подводных крыльях

кВт - киловатт (единица мощности 1 кВт = 1,36 л.с.)

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница