Методические рекомендации к умк по литературе



Скачать 346.71 Kb.
Дата10.11.2016
Размер346.71 Kb.
Методические рекомендации

к УМК по литературе

Г.С. Меркина (5-8 кл.) (Т.А. Кузнецова, Е. А. Князева )
Основная цель учебной деятельности на уроке литературы – воспитание эстетически развитого, квалифицированного читателя, способного в процессе общения с литературой как видом искусства обогащать свой духовный опыт.

Процесс обучения литературе в основной школе направлен на приобретение общекультурной и литературной компетенций (осознание специфики литературы как искусства слова, знание и понимание произведений) - ценностно-мировоззренческой (понимание мировоззренче­ских категорий, отраженных в литературе), читательской (способность к творческому чтению, к диалогу с автором), речевой (владение видами речевой деятельности, знание норм языка) компетенций.

Попробуем разобраться в том, как учебник может помочь учителю в развитии читательской компетенции учащихся.

Для осуществления продуктивного диалога писателя и читателя может помочь учебник литературы Г.С.Меркина (5-8 классы). Его отличительной особенностью является наличие дополнительного интересного материала в рубриках "Для вас, любознательные!", "Пофантазируем!", "Живое слово!", "После уроков".


1. Информация о писателе
В статьях об авторах используются фрагменты монографических работ известных литературоведов П.В. Анненкова, И. Л. Андронникова, Ю.М.Лотмана, И.П.Золотусского, Н.П.Михальской и отрывки из воспоминаний, очерков, художественных произведений писателей

И.А. Гончарова, И.С. Аксакова, А.И.Герцена, И.А. Бунина, М.Горького, А.И.Куприна, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, В. П. Катаева, Ю.Н.Тынянова, В.Ф. Ходасевича и др.

Г.С.Меркин предлагает школьникам начать знакомство с писателем таким образом не случайно. Важно показать юным читателям то главное, что вызвало интерес у современников (мы часто встречаем интересных людей, но что мы запоминаем о них?). Данный материал может быть использован и в качестве образца для написания литературного портрета сквозь призму веков. Например, обращает на себя внимание то, как увидел Лермонтова исследователь его творчества и замечательный чтец Ираклий Андроников (можно предложить детям услышать голос И.Андронникова, а позже поговорить об уникальной особенности рассказчика). Знакомство с творчеством не только писателей, но и исследователей расширит представление учащихся о смысле творчества, его роли в жизни каждого из нас. Предваряя чтение в классе статьи учебника о писателе, учитель может начать разговор с рассказа об И.Андронникове.

Очень часто автор учебника апеллирует к различным высказываниям о писателе, демонстрируя учащимся культуру использования цитаты (при этом ненавязчиво обращая внимание на имя исследователя). Например, в статье, посвященной Н.В.Гоголю, в учебнике 5 класса читаем: "…Он родился на свет в сердце Малороссии, на земле, где гремели битвы", - пишет исследователь творчества Н.В.Гоголя И.П.Золотусский". Именно И.П.Золотусский стал Лауреатом премии Солженицына в 2005г. за книгу о Гоголе. Именно он открыл музей Гоголя в Васильевке, на Украине! Именно он стал режиссером 10-ти серийного фильма о писателе!

Иногда автор учебника не дает справку о писателе. Здесь целесообразно предложить детям либо подготовить выступление о нем, либо учитель может сам рассказать о том, что дети вряд ли знают. Например, в 5 кл., рассуждая о басне, Меркин предлагает познакомиться с С.В.Михалковым-баснописцем. Безусловно, дети помнят его как детского писателя, чьи произведения можно процитировать на уроке, также следует отметить, что он является автором Государственного гимна. На уроках литературы мы формируем гражданскую позицию, поэтому не лишним будет и рассказ о том, кому принадлежат слова у Вечного огня и как создавался Гимн: летом сорок третьего года в разгар военных событий Правительство страны приняло решение о создании нового Государственного гимна СССР взамен "Интернационала", который должен был остаться партийным гимном. Михалков и его друг Габо (Габриэль Аркадьевич Уреклян, выступавший в печати под псевдонимом Г. Эль-Регистан) написали слова гимна, и единственные (среди большого количества) получили одобрение Сталина. С.В.Михалков прошел всю войну военным корреспондентом и слова на граните Вечного огня у Кремлевской стены «ИМЯ ТВОЕ НЕИЗВЕСТНО, ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН» - это слова очевидца и участника!

Особую роль в структуре статей об авторах играют сведения о псевдонимах. Автор акцентирует внимание школьников на причинах их появления. Например, в учебнике 7кл (ч.1) в статье о Гоголе указываются псевдонимы начинающего писателя: В.Алов, П.Глечик (по украински – «глечик» - горшок), четыре «О» (в них зашифрованы «О» его имени и фамилии).

Автор учебника не указывает на причину появления псевдонима у Гоголя. Можно рассказать, что Гоголь-прозаик начинал свою литературную деятельность как поэт. В 20-летнем возрасте за подписью В.Алов он опубликовал идиллию "Ганц Кюхельгартен", которая получила отрицательные отзывы критики (газета "Северная пчела" и журнал "Московский телеграф"). Раздосадованный автор скупил у книгопродавцев все оставшиеся у них экземпляры и уничтожил их.

Формы зашифровки фамилий весьма разнообразны. Иногда псевдонимом являются первые буквы настоящей фамилии (П. Я. — П. Якубович-Мельшин), иногда авторы намекают на свое происхождение (писатель Завалишин пользовался псевдонимом А. Мордвин), иногда берут фамилию предка, когда-то писавшего (В. Я. Брюсов иногда писал под фамилией своего деда-баснописца — В. Бакулин), иногда исходят из своей профессии (академик Н. А. Котляревский писал под псевдонимом «Старый профессор»), часто переворачивают свою фамилию, читая ее обратно (поэт М. Э. Портен — Нетроп + ов), подчас подписываются латинскими словами («Alexander» — В. Я. Брюсов, «Homo» — В. Л. Львов-Рогачевский и т. д.), иногда берут псевдонимом свое отчество (Серафимович — Александр Серафимович Попов). Псевдоним то служит подсобной фамилией для сторонних выступлений писателя (таковы псевдонимы Брюсова, Блока и др.), то совершенно затмевает настоящую фамилию автора (М. Горький, А. Белый, Д. Бедный).

Особый интерес представляет псевдоним тогда, когда он вырастает в художественный образ, от лица которого и ведется изложение (образ Белкина у Пушкина, Рудого Панько у Гоголя, надворного советника Щедрина у Салтыкова и т. п.).

Подобного рода информация, возможно, будет интересна учащимся. Предложите им в школьной рабочей тетради выделить отдельную главу «Псевдонимы писателей», материал которой впоследствии можно использовать, например, при написании какого-либо рассказа. Также школьники могут написать реферат о роли псевдонимов в жизни писателя, предположить причины, по которым иногда писатели «прятались» за псевдонимами, порассуждать о том, какова роль фамилии в нашей жизни.

При изучении биографий писателя прослеживается ряд сквозных тем:
а) дом писателя
Большую роль в жизни человека играет его дом. Очень важно на уроках литературы говорить о том, какое влияние оказывал ДОМ на формирование характера писателя.

Чем являлись для Лермонтова Тарханы? Бабушка стремилась воссоздать в имении семейную атмосферу, поэтому «Дом всегда был полон людьми (устраивались танцы, домашние спектакли)» (5 кл., ч.1.). Иным предстает дом у Гоголя: «За домом, окруженным яблонями, вишнями, кленами, был парк, взращенный заботливыми руками отца – Василия Афанасьевича. … В гостеприимном доме Гоголей царила атмосфера любви и добра» (5 кл., ч.1).

Следует особенно обратить внимание на информацию о родительском доме, т.к. сегодня очень актуально возвращение к семейным традициям (поскольку главным институтом социализации является семья).

Эти примеры свидетельствуют о том, что именно семья способствует реализации творческой потенциала человека, определяет направление его личностного роста.

В книге Ю.С. Рябцева «Путешествие в историю старой русской жизни», выпущенной издательством «Русское слово», вы сможете прочитать о том, как проводили время в усадьбах в праздники и будни, т.е. поможете детям сформировать представление о быте и нравах дворянского гнезда. Очень важно показать учащимся, что все праздники носили развивающий творческое начало характер.
б) труд
Труд - неиссякаемый источник благополучия и богатства, истинная ценность человеческой жизни. "Эту привычку к труду благородную" следует воспитывать с детства, внушая мысль о том, что в жизни нужно надеяться на собственные силы, рассчитывать, прежде всего, на себя, а потому предстоит заниматься самовоспитанием, особое внимание уделяя формированию таких качеств личности, как трудолюбие, мужество, и умение стойко переносить жизненные неприятности и невзгоды. Так, в учебнике Меркина (5 кл., ч.1) в разделе о Крылове читаем «Девятилетнему мальчику (Крылову И.А.) пришлось поступить в губернский магистрат (городское управление) и переписывать бумаги. На его плечи легла забота о пропитании матери и младшего брата». Там же приведено высказывание Пушкина о Крылове: «…Крылов знает главные европейские языки, и, сверх того, он…пятидесяти лет выучился древнему греческому». В разделео Джеке Лондоне во втором томе этого же класса говорится, что он «В десять … лет уже продавал на улицах газеты. Каждый цент отдавал семье…».

Современному подростку требуется помощь, но не прямая - назидающая, а продуманное социальное обучение, воспитание и формирование необходимых сегодня умений и навыков самореализации, самоактуализации резервов собственной личности, чтобы стать полноценным гражданином своего Отечества.



в) любимые книги
Кто такие книголюбы, чем они отличаются от людей, просто любящих читать? Именно такую информацию дает Г.С. Меркин в рубрике "Для Вас, любознательные!", предлагая фрагмент книги А.Гессена «Жизнь поэта», в которой рассказывается о библиотеках книголюбов Д.П.Бутурлина и

А.И. Мусина-Пушкина, и о том, как часто Александр читал книги у «страстных книголюбов» (5л., ч.1).

Обратим внимание школьников на то, что любили читать наши классики: А.П.Чехов «…увлекался романами Гончарова, Тургенева, Сервантеса, Бичер-Стоу; читал работы литературных критиков, произведения философов. Неизменное восхищение вызывали Пушкин, Лермонтов, Гоголь» (5кл, ч.1.); Е.И.Носов «зачитывался книгами Майн Рида и Жюля Верна» (5 кл., ч.2), и чем становилась книга для них (В.Г.Короленко «нашел свою родину, и этой родиной стала прежде всего русская литература» (6 кл., ч.2.). Можно организовать в классе выставку «Любимые писатели классиков», используя материал учебника и дополнительную информацию из других источников. Виктор Шкловский говорил о том, что книги «подобны кораблям», с помощью которых отправляется в дальнее плавание наш читатель. Но «сколько книг, сколько кораблей ржавеет невостребованными», оставаясь в портах – «библиотеках моря» (см. эссе В.Шкловского «Книги подобны кораблям» в кн. «Тайны винтовой лестницы», м.:Ключ, 1998).

Вопросы в учебниках все время будут подталкивать ученика к размышлению о роли чтения. Например: «Какие авторы – классики мировой литературы – радовали будущего поэта в Середникове?» ( 5 кл, ч.1.); «Что вы можете рассказать о писателях Майне Риде и Жюле Верне, которыми увлекался юный Е.Носов?» (5 кл, ч.2).


Данная таблица поможет учителю в организации выставки «Книжная полка писателя»:



Писатель

Читательские предпочтения

Класс

А. С. Пушкин

Лафонтен

5 кл., ч.1.

М. Ю. Лермонтов

Байрон, Пушкин, Шекспир, Шиллер

5 кл., ч.1

Н.А. Некрасов

Байрон, Пушкин

5 кл.,ч.1

Л.Н. Толстой

Пушкин, сказки, легенды, народные песни, былины, В.Гюго

5 кл.,ч.1
6 кл.,ч.2

А.П. Чехов

Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Сервантес, Бичер-Стоу; читал работы литературных критиков, произведения философов.

Гюго, Сервантес, Тургенев



5 кл.,ч.1
6 кл.,ч.2

И.А. Бунин

Народные песни, сказки, предания, Аксаков, Л.Н. Толстой

5 кл.,ч.2

Л.Н. Андреев

Диккенс, Жюль Верн, Майн Рид, Л. Толстой

5 кл.,ч.2

А.И. Куприн

Пушкин, Тургенев, Чехов

5 кл.,ч.2

А.А. Блок

Брем «Жизнь животных», сказки Пушкина, Жуковский «Замок Смальгольм, или Иванов вечер». Стихи Полонского

5 кл.,ч.2

С.А. Есенин

Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гоголь, Некрасов, Л. Толстой, стихи Тютчева, Фета, Майкова, Сурикова, Кольцова, Никитина

5 кл.,ч.2

П.П. Бажов

Чехов А.П. «Пестрые рассказы», Гоголь, Пушкин, Л.Н. Толстой и др.

5 кл.,ч.2

Н.А. Заболоцкий

Пушкин, Тютчев, Баратынский, Лермонтов, Тургенев, Л. Толстой, Кольцов, Никитин, А. К. Толстой, Державин, Карамзин, Фет, Шекспир, Шиллер, Гюго, Гамсун, мольер, Байрон

8 кл.,ч.3

А.Т. Твардовский

Пушкин «Полтава», «Дубровский», Гоголь «Тарас Бульба», стихотворения Лермонтова, Некрасова, А.К.Толстого, Никитина

8 кл.,ч.3

Можно предложить ребятам найти в Интернете или библиотеке дополнительную информацию о книголюбах, а также написать рассказ о книге или книгах, которые стоят на их полке. Юмористический рассказ Ф.Кривина «Исповедь книголюба» можно прочитать в классе перед разговором с учащимися об их книжных предпочтениях. После прочтения рассказа можно предложить поразмышлять о том, где должна стоять или лежать книга (можно вспомнить, как Сергей Есенин, будучи еще начинающим читателем, хранил свои первые книги в корзине).



г) дружба
Развитием коммуникативных способностей на уроках литературы мы должны заниматься систематически. Отношение к человеку строится на его отношении к миру, об этом необходимо постоянно напоминать детям.

В учебнике есть материал, который поможет понять, как выстраивал и поддерживал дружеские отношения тот или иной писатель. Например, рассказывая о Жуковском, Геннадий Самуйлович обращает внимание детей не только на взаимоотношения учителя (Жуковского) и ученика (Пушкина), но на «добрые творческие отношения» с немецким поэтом И.В.Гете. «Жуковский посвятит Гете строки, которые будут переведены на немецкий язык:

Творец великих вдохновений!

Я сохраню в душе моей

Очарование мгновений

Столь счастливых в близи твоей!..» (6 кл., ч.1)


В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать стихотворение другу, устроить выставку «Моему другу - посвящаю» Это задание покажет учителю: кто в классе пользуется уважением и любовью, а у кого возникли проблемы в общении со сверстниками. Своевременная помощь окажется значимой в жизни молодого человека, например, как помощь учительницы из рассказа В.Распутина «Уроки французского» или учительницы из рассказа А.Герасимова «Нежный возраст».

Вопросы, предложенные автором учебника, помогут сфокусировать внимание школьников на столь значимом аспекте жизни, как дружба: «Назовите лицейских педагогов и товарищей Пушкина. Что вы о них знаете?» (7 кл., ч.1). В рубрике «Советуем прочитать» предлагается книга И.И.Пущина «Записки о Пушкине», которая познакомит с атмосферой «лицейских дней и лицейского братства» (6 кл., ч.1) Можно предложить учащимся написать мини-сочинение «Мои друзья» или «Мой друг».

В дружбе важна не только взаимовыручка в трудную минуту, но и повседневное внимание, которое может быть выражено с помощью подарка. Что подарить другу? Этот вопрос часто встает перед нами. В качестве примера автор учебника приводит воспоминания В.Ф. Одоевского о состоянии Лермонтова накануне отъезда в ссылку, а также о подарке, с которым поэт "не расставался до конца". Здесь уместно с учащимися поговорить о знаках внимания и о том, кому, когда и почему мы делаем подарки?

В учебнике не дается информация о подарке Лермонтова Одоевскому. Об этом может рассказать учитель: Лермонтов подарил В.Ф. Одоевскому в 1841 году свою картину «Крестовая гора». Однако вскоре ее следы затерялись, она была найдена лишь в 1966 году в Финляндии и возвращена на родину. С 1971 года она находится в Государственном музее-заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.



2. Вопросы и задания
Формы работы на уроке. Вопросы и задания в УМК Г.С.Меркина помогают учителю организовать различные по форме уроки, которые условно можно назвать диалогическими (беседа, диспут, семинар), монологическими (лекция, конференция), интерактивными (литературно-музыкальная композиция, концерт, ролевая игра, инсценировка, заочная экскурсия, путешествие), соревновательными (литературная игра и викторина) и исследовательскими (урок-практикум).


Формы урока:

Материал учебника

1. Монологические




Лекции


Вся американская литература вышла из одной книги Марка Твена… (5 кл., ч.2)





В чем особенность романтизма в сравнении с классицизмом и сентиментализмом? (8 кл, ч.1)


Конференции

Итоговые




Книги, в дорогу зовущие (5 кл)

В мире приключений (6 кл,)

Я гражданин своего Отечества (7 кл.)

Любовь, завоевывающая сердца! (8 кл.)







Промежуточные:




Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова (8кл., ч.1.)

2. Диалогические




Лекции с элементами беседы

Книга – твой друг! (5 кл., ч.1)

О литературе, писателе и читателе (6 кл.. ч.1);

Любите читать! (Д.Лихачев) (7 кл., ч.1)

Художественная литература и история (8 кл., ч.1)



Беседы


Страшные сказки о жизни (в мире гоголевского слова) (5 кл., ч.1)





Что объединяет все прочитанные вами произведения древнерусской литературы ? (6 кл., ч.1)




Настоящее чтение, по Д.С.Лихачеву, "возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия)...". Значит ли это, что произведения, включенные в школьную программу, "неинтересное чтение"? Свой ответ аргументируйте. (7 кл.,ч.1)





М.Ю.Лермонтов-художник (8 кл.,ч.1)

Диспуты

Можем ли мы назвать Киша человеком гордым и смелым, честным и трудолюбивым? (5 кл., ч.2)






Как бы поступил я, оказавшись на месте Васи? (6 кл, ч.2)





Что есть доброта? (7 кл., ч.2)

Когда дом становится «чужим»? (М.Горький «Детство») (7 кл., ч.2)






Таким ли я себе представлял русского иконописца? (обсуждаем фильм А.Тарковского «Андрей Рублев») (8 кл.,ч.1);

Нужны ли сегодня Соколы? (8 кл. ч.3)

Уроки жизни (8 кл. ч.3)

Что есть красота? (8 кл, ч.3);


Семинары

Родная природа в поэзии В.Бокова, Н.Рубцова,

Р. Гамзатова и прозаиков В.Белова и

В. Распутина (5 кл., ч.2)




Легенды и предания Вашего края (6 кл, ч.1)




Русские поэты о России (7 кл., ч.1)




«Троица» Андрея Рублева(8 кл.,ч.1);

А.А.Дельвиг и А.С.Пушкин (8 кл.,ч.1);

По рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» (8 кл, ч.3);

Литературный путь раннего М.Горького» (8 кл, ч.3)



3. Интерактивные




Литературно-музыкальные

композиции



«Поэзия Н.А.Некрасова в музыке» (5кл, ч.1)




Сказочный фестиваль (6 кл.,ч.1, с.85)

Поэзия А.С.Пушкина в музыке( ч.1)

Природа в поэзии С.Есенина (6 кл,. ч.2)





Подготовьте и проведите фольклорный вечер (7 кл., ч.1);

Подготовьте материалы для историко-литературного вечера «Сибирскими дорогами декабристок» (7 кл.,ч.1);

«Над чем смеетесь?» (7 кл., ч.1);

«Песни и романсы на стихи С.А.Есенина» (7 кл., ч.2)






«Декабристы- поэты, прозаики, публицисты» (8 кл., ч.1);

Песни и романсы на стихи поэтов пушкинской поры (8 кл., ч.1);

Адресаты лирики Пушкина (8 кл., ч.1)
Судьба Отчизны (8 кл, ч.3)

Музы не молчали (8 кл., ч.3)




Инсценировки



Подготовьте чтение сказа по ролям (5 кл, ч.2)





Выберите любой из предложенных фрагментов и подготовьте его инсценировку: «История с кольцом», «Благородные увеселения русского барина», Обед в доме Троекурова» и т.д. (6 кл., ч.1)

Заочные экскурсии


Подберите материал для фотовыставки «По некрасовским местам» (5 кл, ч.1)
Путешествие по памятникам литературных героев мира (5 кл, ч.2)





Подготовьте буклет «Русская усадьба XIX века» (6 кл, ч.1)

«Толстой и Ясная Поляна» и

по музеям Л.Н.Толстого (6 кл., ч.2)





«На родине И.С.Тургенева» (7 кл.,ч.1)




Подготовьте экскурсию «От Нижнего Новгорода – по Руси» (8 кл, ч.3)

Соревновательные




Литературные игры

Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и книге. (Время – 3 минуты) (5 кл., ч.1)

Игра в рифмы (5кл, ч.1);

Что? Где? Когда? (5кл., ч.1)





Организуйте игру «Что? Где? Когда» по истории древнерусской литературы. (6 кл., ч.1)


Викторины


Природа в произведениях русских поэтов 19-20 веков (5кл, ч.1);

На родине Гоголя (5 кл, ч.1);

Произведения Н.Н.Носова на экране: кинофильмы и мультипликация (5 кл., ч.2);

Герои А.Лингрен на экране (5 кл., ч.2);

Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен (5 кл., ч.2)





Чехов смеется (6 кл., ч.2);

В стране сказок братьев Гримм (6 кл., ч.2)






Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (7 кл., ч.1);

По прочитанным произведениям А.П.Чехова (7 кл., ч.1)




Конкурсы


Подготовьтесь к конкурсу на лучший вопрос по рассказу «Муму», к стихотворению в прозе «Воробей» (5 кл, ч.1);

Подготовьтесь к конкурсу на лучший вопрос по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Проведите этот конкурс. (5 кл., ч.1)

Знаете ли Вы произведения Х.К.Андерсена? (5 кл., ч.2)





Подготовьтесь к конкурсу выразительного чтения «Строки, зовущие к победе (Стихотворения о Великой Отечественной войне). Проведите конкурс (6 кл., ч.2)





Проведите конкурс на лучший вопрос по рассказу «Севастополь в декабре месяце» (7кл ., ч.1).






Конкурс чтецов по творчеству М.Ю.Лермонтова (8 кл.,ч.1)



Проведите конкурс на лучший вопрос к викторине «Биография М.Горького (1868-1917гг.)

(8 кл, ч.3);




4. Исследовательские




Уроки-практикумы



М.Ю.Лермонтов называет неприятеля: француз (2 раза), французы (2 раза), мусью, враг, басурманы (5 раз). Выпишите из текста слова, которыми поэт называет русских солдат. Этих слов почти в три раза больше. Почему? (5 кл.,ч.1)





Вам дан список персонажей славянской мифологии. Составьте словарные статьи (6 кл., ч.1);

Составьте словарную статью об одном из журналов, в котором печатался Чехов (6 кл., ч.2);

Проведите небольшое психологическое исследование. Прочитайте данный эпизод и по его содержанию дайте характеристику персонажу (6 кл., ч.2)





Рассказ «Макар Чудра» и «Песня о Соколе» несут в себе признаки романтического стиля. Прочитайте определения стиля и ответьте на вопрос: как проявляется в произведениях раннего Горького их стилевое единство? (8 кл, ч.3)

В вышеприведенной таблице имеются задания, опираясь на которые учитель может выбрать форму обучения. Так, задания повышенной сложности, отмеченные звездочкой, могут стать поводом для прочтения лекции. Например: В чем особенность романтизма в сравнении с классицизмом и сентиментализмом? (8 кл, ч.1)

В конце изучения курса литературы в том или ином классе Г.С. Меркин не предлагает проведение конференции, но, на наш взгляд, именно она может стать логическим завершением, т.к. позволяет обобщить знания учащихся. Конференции, предложенные автором учебника (например: посвященная роману Ю.Н.Тынянова «Пушкин»), провести в течение учебного года непросто, они должны быть спланированы заранее.
Эффективная работа преподавателя в режиме интерактивного обучения зависит от следующих условий:

1. В зависимости от цели избранной технологии преподавателю приходится выступать в том или ином амплуа: то в роли организатора-лидера, то коммуникатора, то, в случае управления конфликтом, фасилитатора.

2. Учитель должен владеть как искусством диалога, так и искусством полилога.

С образовательной точки зрения интерактивные технологии – это игры, построенные на групповом диалогичном исследовании актуальной проблемы в контексте личностных интересов участников.

Качество обучения зависит не только от характера предъявляемых заданий, но, прежде всего, и от активности самого ученика, которая формируется в интенсивной, напряженной деятельности, поэтому альтернативой передаче готовых знаний и пассивному усвоению их учащимися является деятельный подход к обучению.

Автор учебника предлагает интересные задания, которые помогут учителю в организации и проведении ролевых игр на уроках литературы:




Ролевая игра

Пример

Я – критик

Составьте письменную рецензию на любой эпизод из «Песни…» (по вашему выбору) (7 кл., ч.1)

Я – издатель

Работы каких художников вы бы поместили в книгу стихотворений о природе родного края? Как бы вы назвали это издание? (5 кл., ч.1)





Представьте себя в роли издателя, который готовит серию книг для детей под общим названием «Праздник Рождества» (6 кл., ч.2)

Я – исследователь

В следующем фрагменте отметьте образные средства художественной выразительности (5 кл., ч.1).

Выпишите из текста повести слова и словосочетания, передающие колорит народной речи (5 кл., ч.1).





Я – импресарио (организатор концерта, спектакля или агент артиста)

Составьте программу концерта: «Любимые песни нашей семьи (6 кл., ч.2)



Я - сценарист

Напишите сценарий вечера, посвященного Пушкину (6 кл., ч.1);





Составьте сценарий вашего кинофильма по мотивам повести Гоголя «Шинель» (7 кл., ч.1)

Я - режиссер

Составьте начальные кадры для диафильма «М. Ю.Лермонтов. «Бородино». Подумайте над последовательностью кадров, расположением и оформлением текста и рисунка в каждом кадре. Назовите строфы стихотворения, которые обязательно войдут в ваш фильм в виде титров (5 кл., ч.1)

Я - актер

Есть такой замечательный фильм "Звезда пленительного счастья". В этом фильме использован сюжет из главы "Княгиня Трубецкая". Представьте, что вы актеры. С помощью каких средств выразительности речи, поведения, эмоционального и психологического состояния вы будете раскрывать свою роль? (7 кл.,ч.1)



Я - мультипликатор

Предположим, вам необходимо создать мультфильм по рассказу «Муму». Какие эпизоды вы выберете? Сделайте подписи (титры) к двум-трем кадрам. (5 кл, ч.1)


Я - библиограф,

библиотекарь




Подберите материал для выставки «Кавказ в жизни и творческой судьбе М.Ю.Лермонтова» (6 кл., ч.1)





Подберите материал для выставки «О

М.В. Ломоносове» (7 кл., ч.1)

Подберите материал для выставки "На родине И.С.Тургенева" (7 кл., ч.1)





Организуйте книжную выставку произведений А.Т.Твардовского «О России – с болью и любовью» (8 кл., ч.3)


Я - писатель

или летописец



Составьте стилизованную под летопись устную хронику вашей школьной жизни, используя слова и выражения: "в лето", "и сказал", "и стал одолевать", "труды великие", "и внимали", "не любо", "срам", "благо", "мужи достойные" и другие по вашему выбору.

Это может быть:

а) описание одного события, свидетелем которого вы были;

б) хроника ряда лет, в которой описаны как события хорошо известные вам, так и те, о которых вы слышали от старших товарищей или учителей (6 кл., ч.1)

Попробуйте в стихотворной или прозаической форме сами написать небольшой текст в жанре литературного послания (8 кл., ч.1)


Я - иллюстратор

Как вы представляете себе герб рода Дубровских и герб рода Троекуровых? Нарисуйте их. (6 кл., ч.1)





Создайте иллюстрации к наиболее комичному, с вашей точки зрения, эпизоду «Ночи перед Рождеством» (5 кл., ч.1)

Я - организатор досуга

Вы прочитали несколько произведений древнерусской литературы. Составьте кроссворд, используя устаревшие слова, которые вы узнали (6 кл., ч.1).





Подготовьте и проведите фольклорный вечер. Он может пройти в форме посиделок или фестиваля народного творчества. (7 кл., ч. 1).

Я - ведущий

телепрограммы




Придумайте вопросы и задания для литературной игры «Что? Где? Когда?» и для викторин "Тарханы-Москва", "На поле Бородина". (5 кл., ч.1)


Я - работник музея

Представьте себе, что вы оформляете экспозицию в историко-литературном музее. Подберите материал для нее по теме: "Москва Ивана Грозного" (7 кл., ч.1)



Профилизация на уроках литературы. Юноши и девушки, еще обучаясь в школе, находятся перед нелегкой проблемой выбора профессии. В частности, выбора того учебного заведения, которое определит их будущее. Разумеется, самое главное для каждого выпускника - понять, чего он хочет, чему хочет научиться, кем стать. Эта проблема никогда не была простой, а на современном этапе развития общества становится еще более сложной. Наверное, поэтому в учебнике Меркина много заданий, которые могут вывести ученика на понимание той или иной профессии. Например:

задание в рубрике «После уроков» (6 кл., ч.1) «Подготовьте материал для выставки «Кавказ в жизни и творческой судьбе М.Ю. Лермонтова». Учащимся 5 кл. учитель может предложить вопрос: кто профессионально занимается организациями книжных выставок? Когда дети выдвинут версию о том, что это чаще всего делают библиотекари, учитель может им рассказать дополнительно о профессии библиотекаря и библиографа.

Затем дети разобьются на группы, и будут разрабатывать план выполнения задания. Безусловно, усвоение новых сведений становится более эффективным, если оно базируется на уже имеющейся или вновь собранной информации. Учащиеся двигаются от "известного" к "неизвестному". Новое знание "нанизывается" на старое или отталкивается от него.
Типология вопросов и заданий. Отличительной чертой учебника является его диалогичность. Г.С. Меркин предлагает разного типа вопросы и задания, направленные на отработку основных умений и навыков, которыми должен владеть ученик основной школы. Обращаем ваше внимание на соответствие вопросов и заданий учебников требованиям, прописанным в стандарте.

Требования стандарта

Типы вопросов и заданий

Вопросы и задания

правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений; выразительно читать поэтические произведения наизусть

Задание, направленное на отработку навыка выразительного чтения

Подготовьтесь к выразительному чтению сцены «Схватка с волком» (6 кл, ч.2)

Выучите стихотворение наизусть (5 кл., ч.2,)

Выучите наизусть одно из стихотворений Пушкина, посвященных теме лицейской дружбе (8 кл, ч.1)


объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;




Вопросы, направленные на выборочный анализ текста


С помощью каких выразительных средств рисуется образ серого медведя? (5 кл, ч.2)

Как совмещается реальное и фантастическое в тексте? Какими приемами это достигается? (6 кл., ч.1)

Какое место в повести занимает художественная деталь? (6 кл, ч.2)

Какие детали поведения в быту характеризуют бабушку? (8 кл., ч.3)

С помощью каких выразительных средств создается образ лирической героини в стихотворении? (8 кл., ч.1)

Какое время воспроизведено в рассказе? По каким приметам вы это определили? (8 кл., ч.3)



обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении

Проблемные вопросы

Почему рассказчику дорога фотография, на которой его нет? (8 кл., ч.3)

Дворовый человек Андрей «остался верен своей госпоже, до самой ее смерти служил ей». Как вы полагаете, почему И.С. Тургенев дал иную, чем в реальной жизни, развязку? (5 кл., ч.1)






Задания на пересказ текста

Постарайтесь передать близко к тексту описание дороги к селу (5 кл., ч.2)

Подготовьтесь к подробному пересказу одного из фрагментов (6 кл., ч.2)

Подготовьте выборочный пересказ от 3-го лица по темам: «В старой часовне», «Знакомство с детьми подземелья»(6 кл., ч.2)

Как ведут себя капитан Миронов, Василиса Егоровна, Маша, отец Герасим, Швабрин накануне решающего события и в момент штурма крепости? (8 кл., ч.1)






Вопросы и задания, акцентирующие внимание на значении роли слова

Вместо слова жаворонок Е.Баратынский употребил жавронок. Как вы думаете, почему? (5 кл., ч 1)

Запишите синонимы к данным словосочетаниям: рвать сердце; отпустить с миром; сталью одеть грудь; счастливые грезы. (7 кл., ч 1)

Определите значение следующих слов: «культ», «прогрессивный», «мемуарист» (6 кл., ч.1)

Как вы понимаете термин «дон-кихотство»? (8 кл., ч.3)



определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты);


Вопросы и задания, актуализирующие теоретико-литературные знания

Сопоставьте иронию с юмором и сатирой. Попытайтесь определить общее и отличное. (5 кл, ч.2)

В начальной школе вы уже встречались с различными жанрами фольклора: пестушками, потешками, скороговорками, прибаутками, закличками, загадками, пословицами, поговорками. Эти жанры называют малыми формами фольклора. Как вы думаете почему? (5 кл., ч.1)

Найдите в тексте «Светланы» завязку, кульминацию и развязку (6 кл, ч.2)








В чем самое главное отличие исторической песни от летописи? (8 кл., ч.1)

письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы


Творческие задания

Прочитайте статью учебника «О романе «Дубровский». Воспользовавшись пушкинской подсказкой, допишите его вариант финала или придумайте свой (6 кл, ч.1)








Как вы себе представляете герб рода Дубровских, герб рода Троекуровых? (6 кл., ч.1)







Составьте рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта (7кл, ч.1).




Вопросы на понимание текста

Подумайте, что хотел сказать автор концовкой рассказа. (5 кл., ч.2)







Над чем иронизирует писатель в каждом из рассказов? (6 кл, ч.2).







Как вы поняли фразу о том, что жизнь и судьба страны отразилась в жизни и судьбе Заболоцкого? (8 кл., ч.3)

выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;


Вопросы на понимание мнения критика по тексту

Что имеет в виду

И.П. Золотусский, говоря о том, что «Тарас Бульба» «… самая историческая вещь Гоголя» (6 кл, ч.1)

Как вы поняли мысль

А.С. Пушкина о том, что Баратынский в литературе «шел своею дорогой»? (8 кл., ч.1)

Как вы поняли фразу А.М.Туркова: «Так очень рано в детскую память западает «веселое» имя: «Пушкин»? (5 кл., ч.2)





Задания, направленные на формирование умения подбирать аргументы из текста

Из содержания стихотворения видно, что поэт воспринимает природу как крестьянин-землепашец. Подтвердите это предположение, приведя в доказательства образы из текста. (5 кл., ч.2)

Приведите примеры, подтверждающие принадлежность повести «Бедная Лиза» к сентиментализму (8 кл., ч.1)



составлять простой и сложный планы изучаемого произведения


Задания, направленные на формирование умения составлять план

Подготовьте план рассказа о жизни писателя (8 кл, ч.3)

Составьте развернутый план статьи учебника о

К.Н. Батюшкове (8 кл., ч.1)





Задания, направленные на формирование умения составлять вопросы к тексту

Сформулируйте 2-3 вопроса к эпизодам «В парикмахерской» (5 кл., ч.2)







Подготовьте 2-3 вопроса по характеристике других глав поэмы (8 кл., ч.3)

высказывать собственное суждение об иллюстрациях


Задание, направленное на формирование умения интерпретировать иллюстрации

Какие черты характера персонажей передает художник А.М.Каневский на своей иллюстрации к басне? (5 кл., ч.1.)








Рассмотрите внимательно репродукцию картины художника К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». В чем вы видите близость стихотворения и художественного полотна? (7 кл., ч.1)







Какие произведения других искусств можно сопоставить с поэмой «Мцыри»? Известны ли вам иллюстрации к поэме? Чьи? (8 кл., ч.1)


3. Теория литературы

Литературоведческая терминология вводится автором учебника как традиционно, в форме словарной статьи, так и по ходу объяснения учебного материала внутри главы с примерами: "Чтобы отличить определение от эпитета, приведем пример: темная ночь и хмурая ночь. Слово "темная" лишь усиливает характеристику ночи, слово "хмурая" включает эмоциональную оценку, напоминает нам о хмуром, сердитом человеке. Следовательно, слово "темная"- это простое определение, а "хмурая" - эпитет, т.е. образное определение, отличающееся художественной выразительностью".(5кл, ч. 1)

Самое сложное - это провести урок-практикум, направленный на формирование умения определять метр и размер, характеризовать ритм, выявлять их роль при анализе поэтического текста. В 1 части учебника 6 кл. дан алгоритм обучения этому с примером.

Иногда автор учебника вводит литературоведческие определения прямо в задание, чтобы лишний раз напомнить ученику о значении понятия. Например: «Выпишите из стихотворения рифмующиеся слова. Какая рифма не соответствует современным нормам произношения?». (6 кл., ч.1). Или: «Определите значение слова "этап" в контексте поэмы Н.А.Некрасова. Контекст - законченный в смысловом отношении отрезок письменной речи, позволяющий установить значение входящего в него слова или фразы».(7 кл., ч.1)


Литературные термины на страницах учебников Г.С. Меркина



Историко-литературный процесс

Жанры

Поэтика

Содержание литературного произведения


Литература (6 кл..ч.1)

Литературное направление

(7 кл., ч.1)


Автобиографическое произведение (6 кл.. ч.2)

Аллегория (5кл, ч.1)

Амфибрахий (6 кл.. ч.1)



Идея (8 кл.,ч.1)
Контекст (7 кл., ч.1)


Просветительство (7 кл., ч.1)

Агиография ( 8 кл., ч.1)

Анапест (6 кл.. ч.1)

Мораль (5кл, ч.1)

Романтизм ( 8 кл., ч.1)

Анекдот (7 кл.,ч.2)

Антитеза (6 кл.. ч.1);

(7 кл., ч.1)



Мотив (6 кл.. ч.1)

Сентиментализм ( 8 кл., ч.1)

Баллада (6 кл.. ч.1)


Гипербола (7 кл., ч.1)

Пафос (8 кл., ч. 2)




Драма (7 кл., ч.1.; 8 кл., ч.2)

Градация (7 кл., ч.1)

Тема(5 кл, ч.1;

(8 кл., ч.1)






Идиллия ( 8 кл., ч.1)

Гротеск (7 кл., ч.1)







Историческая повесть (6 кл.. ч.1)

Дактиль (6 кл.. ч.1)







Комедия (7 кл., ч.1; 8 кл., ч.2)

Деталь (5 кл, ч.1;

7 кл., ч.1)









Легенда (6 кл.. ч.1); (7 кл., ч.2)

Диалог (5 кл, ч.1)







Летопись (5 кл.. ч.1)

Завязка (5 кл, ч.1; 8 кл., ч.2)







Миф, мифология (5 кл., ч.1)

Инверсия (6 кл.. ч.1)







Ода ( 8 кл., ч.1)

Иносказание (6 кл.. ч.1)







Пословица, поговорка (5 кл., ч.1)

Ирония (5 кл., ч.2);

(7 кл., ч.1)









Повесть (5кл, ч.1;

8 кл.,ч.1)




Коллизия (8 кл., ч. 2)







Побывальщина (5 кл., ч.2)

Композиция (6 кл.. ч.1)







Поэма (7 кл., ч.1)

Контраст (5 кл.. ч.2)







Предание (6 кл.. ч.1)

Конфликт (5кл, ч.1; 8 кл., ч. 2)







Плач (6 кл.. ч.1)

Кульминация (5кл, ч.1; 8 кл., ч.2)







Песни исторические (8 кл.,ч.1)

Метафора (5кл, ч.1)







Песни обрядовые (7 кл., ч.1)

Ода (7 кл., ч.1)







Послание (8 кл.,ч.1);


Олицетворение (5 кл., ч.2)







Рецензия (7 кл., ч.1)

Портрет (6 кл., ч.2)







Роман (6 кл.. ч.1);

(8 кл.,ч.1);




Развязка (5кл, ч.1 ; 8 кл., ч.2)







Сказ (5 кл., ч.2)

Речь прозаическая и стихотворная (5 кл, ч.1)







Сказка (5кл, ч.1)

Ритм (5 кл, ч.1;

6 кл.. ч.1)









Сказание (6 кл.. ч.1)

Риторический вопрос (7 кл., ч.1)







Сонет (7 кл., ч.2)

Риторическое восклицание

(7 кл., ч.1)









Стиль (8 кл., ч. 3)

Риторическое обращение (5кл, ч.1; 7 кл., ч.1)







Стих (6 кл.. ч.1)

Рифма (5кл, ч.1; 6 кл.. ч.1)







Стихотворение (7 кл., ч.1)

Сарказм (7 кл., ч.1)







Стихотворение в прозе (5кл, ч.1);


Символ (7 кл., ч.1)







Фантастика (5 кл., ч.2)

Элегия (6 кл.. ч.1);

( 8 кл., ч.1)


Сравнение (5кл., ч.1)







Эпос (7 кл., ч.1)

Стопа (6 кл., ч.1)







Эссе (7 кл., ч.2)

Строфа (5кл, ч.1)










Сюжет (5кл, ч.1; 8 кл., ч.2)










Хорей (6 кл., ч.1)










Экспозиция (5кл, ч.1 ; 8 кл., ч.2)










Экспрессия (8 кл.,ч.1)










Эпилог (5 кл, ч.1)










Эпитет (5кл, ч.1)










Юмор (5 кл., ч.1; 7 кл., ч.1)










Ямб (6 кл., ч.1)



Задача литературного образования в основной школе – поэтапное обучение анализу художественного текста. Этому способствует систематическое обращение к литературоведческой терминологии. Занимательный характер заданий позволяет ненавязчиво включать ученика в исследовательскую деятельность. Такого рода работа по усвоению теоретико-литературных знаний помогает подготовить школьника к целостному анализу текста в старших классах.



Цель данных методических рекомендаций – помочь учителю в составлении учебно-тематического плана работы по УМК Г.С. Меркина, организации уроков и проведении внеклассных мероприятий. Различные формы обучения, вопросы и задания, предложенные автором учебника, при условии системной их реализации в процессе преподавания литературы подготовят школьника к освоению предмета на профильном уровне в 10-11 классах.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница