Методические разработки Озёрск 2012 г. Рассмотрено на заседании Методического совета Бондарь Т. М



страница1/7
Дата15.11.2016
Размер1.01 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

Министерство образования и науки Челябинской области



Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«Озёрский строительно-коммунальный техникум»

Бондарь Т.М.

Формирование и развития общих компетенций обучающихся с использованием активных форм.
МЕТОД ПРОЕКТОВ на уроках литературы.

___________________________________________________________________________
Методические разработки

Озёрск

2012 г.

Рассмотрено

на заседании Методического совета


Бондарь Т.М.

Формирование и развитие общих компетенций обучающихся с использованием активных форм. Метод проектов на уроках литературы: методические разработки/ Т.М. Бондарь. – Озёрск, 2012. – 58 с.
Методические разработки уроков литературы составлены с целью показать опыт преподавателя в использовании активных форм на уроке – метода проекта. Автор раскрывает понятие «метод проекта». Приведены примеры четырёх уроков с использованием данного метода, творческие работы обучающихся – презентации, анализы стихотворений, проекты.

Представленная работа содержит разработку урока «Колыма научила нас всех…», вошедший в сборник «Школьные уроки по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР», выпущенный Фондом Андрея Сахарова, 2006 г.

Данные методические разработки будут интересны преподавателям литературы в условиях перехода внедрения и освоения новых образовательных государственных образовательных стандартов (ФГОС), основанных на компетентностном подходе.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….3
Метод проектов………………………………………………………. 5
«Моим стихам настанет свой черёд…». Знакомство с поэзией М. Цветаевой через презентацию медиапроектов……………………………………….. 7
«Колыма научила нас всех..» Осмысление проблемы столкновения личности и тоталитарного государства (по прозе В. Шаламова)……………. 17
«Человеку нужно не три аршина земли, а.. весь земной шар..» А.П. Чехов о свободном человеке. Урок развития речи……………………………………… 30
Россию… нам терять никак нельзя». Человек и война в русской военно-исторической прозе. Урок внеклассного чтения………………………………….. 41
«Плаха или крест». Поиск вечных ценностей в романе Ч. Айтматова «Плаха».

Проблемный урок…………………………………………………….. 50
Литература….…………………………………………………………. 57

ВВЕДЕНИЕ
Знакомясь с содержанием новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), основанных на компетентностном подходе и ориентированных на выработку у обучающихся (студентов) компетенций – динамического набора знаний, умений, практического опыта и личностных качеств, позволяющих выпускнику успешно профессионально реализоваться, преподаватель, ведущий предметы общеобразовательного цикла, пожалуй, мог задаваться вопросом: «А как я смогу включиться в процесс формирования и развития компетенций».

Обратимся к стандарту. П 7.1. – «образовательное учреждение … должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов… в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций».

Итак, организация внеаудиторной работы обучающихся может рассматриваться как возможность подготовки к использованию на уроках активных форм.

Методические разработки содержат практические рекомендации использования метода проектов на уроках литературы с целью воплощения поставленной задачи – формирование и развитие компетенций обучающихся.



Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Возник он ещё в начале прошлого столетия в США и называли его методом проблем, а связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. ДЬЮИ, а также его учеником У.Х. КИЛПАТРИКОМ. Они предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идем стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно.



Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы.

В основе метода проектов лежит развитие не только познавательных навыков обучающихся, но и формирование их общих компетенций: самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся — индивидуальную, групповую, которую они выполняют в течение определённого времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей использование разнообразных методов, средств обучения, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», то есть конкретный результат, готовый к применению.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Использование исследовательских методов позволяет определять проблемы, вытекающие из неё задачи исследования, выдвижение гипотезы и их решение, обсуждение методов исследования, оформление конечного результата, анализировать полученные данные, корректировать их, использовать в ходе совместного исследования метод «мозгового штурма», «круглого стола», творческих отчётов, просмотров. Выбор тематики проектов может быть различным: выдвигаться учителем, формулироваться специалистом, предлагаться обучающимся.

Личностная ориентация педагогического процесса невозможна без изменения образовательных технологий. И такая образовательная технология должна способствовать раскрытию субъективного опыта обучающегося, формированию личностно значимых для него способов учебной работы, овладению умениями самообразования. Эти требования в сочетании с практической направленностью метода, с изучаемыми информационными технологиями и современной информсредой обеспечивают деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать сверхзадачу — перевод обучающегося в режим саморазвития.


Следует отметить, что переводить полностью весь образовательный процесс на проектное обучение нецелесообразно. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающийся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • учатся использовать информационно-коммуникационные навыки в поиске информации;

  • учатся планировать свою и работу команды;

  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

  • развивают у себя исследовательские умения, системное мышление.

Одним словом, эти знания и умения созвучны тем общим компетенциям, которые задекларированы во ФГОС третьего поколения.
С целью выделения систем действий преподавателя и обучающихся, стадий разработки и подготовки проекта, можно обратиться к материалу таблицы:

Стадии

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Разработка проектного задания.







1.1. Выбор темы проекта.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Обсуждают и принимают общее решение по теме.




Предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа обучающихся совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения.




Участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем и тем проекта.

Предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Каждый выбирает себе подтему или предлагает новую.




Принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.

Активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирет себе роль).

1.3. Формирование творческих групп.

Проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Определив свои роли, группируются в соответствии с ними в малые группы.

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, подбор литературы.

Если проект объёмный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу.


Отдельные учащиеся принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением всеми.



1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности.

Принимает участие в обсуждении.



В группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная т. д.

2. Разработка проектов.

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Осуществляют поисковую деятельность.

3. Оформление результатов.

Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность



В начале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация.

Организует экспертизу (можно приглашённых специалистов, других учащихся, родителей и др.).

Докладывают о результатах своей деятельности.



5. Рефлексия.

Оценивает свою деятельность по качеству оценок и активности учащихся.

Подводя итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценку за работу.

Далее представлены конспекты уроков, где активно использовался Метод проектов.



**********************************************************************

«Моим стихам настанет

свой черёд…»
Знакомство с поэзией
Марины Цветаевой
через презентацию медиапроектов.

Марина Цветаева

Мотивировка цели и задач:

Готовясь к урокам по русской поэзии, всегда испытываешь затруднение. Модель урока «рассказ о поэте – выразительное чтение стихов – поиск основных мотивов лирики – сочинение» явно устарела. Современному молодому человеку интересно воспринимать мир объёмно. Поэтому преподавателю литературы очень важно искать новые формы, средства, помогающие работать с художественным текстом, чтобы он стал звучащим, многогранным, притягательным. В этой связи мне стал интересен метод проектной деятельности – создание мультимедийных литературных проектов. Поэтический текст в них представлен через зрительные образы, звук, цвет. В ходе подготовки к уроку (а она требуется немалая) вновь решаются не только коммуникативные задачи. Образовательный процесс демократизируется. Закрепляются навыки обучающихся в работе на компьютере, другой цифровой, множительной технике. Но и это не самое основное.

Как известно, школьное литературное образование призвано познакомить обучающихся с научной, литературно-критической и художественной интерпретацией произведений словесного искусства. Уроки – презентации дают возможность осуществить читательскую, художественную интерпретацию поэтического текста, которая носит личностный, индивидуальный характер, позволяет, как писал Л.Н. Толстой, «заразить чувствами» собеседника.

Описание метода проектов достаточно широко представлена в методической литературе. Например. Коваленко М.И. Справочник учителя 1-11 классов/М.И. Коваленко, А.Г. Пекшеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. Марутина И. Методика создания мультимедийных проектов по литературе// Литература. Первое сентября. – 2005. - № 1.



Подобные уроки могут носить соревновательный характер. Необходимо вооружить команду экспертов чёткими критериями оценки. Они могут таковыми.
Критерии оценки мультимедийной презентации

Создание слайдов

Максимальное кол-во баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный лист с заголовком

5







Минимальное количество – 10 слайдов

10







Использование дополнительных эффектов

5







Библиография

5







Содержание




Использование эффектов анимации

15







Вставка графиков и таблиц

10







Выводы, обоснования с точки зрения критики

10







Грамотное создание и сохранение документов

5







Использование Excel

5







Организация




Текст доступен, ясно сформулирован, изложен

10







Слайды представлены в логической последовательности

5







Красочность презентации

10







Командный дух, сплочённость группы

5







ОБЩИЕ БАЛЛЫ

100







ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ БАЛЛ:










В заключении отмечу, что работа над интерпретациями стихотворений очень сложна в силу понятных причин. Однако, у обучающихся, по-настоящему увлечённых поэзией, получаются порой интересные работы, хотя они, конечно, далеки от серьёзных литературоведческих исследований. Важнее – поиск, дерзость, творчество.
Цель:

- провести презентацию проектов по стихам М. Цветаевой;

- создать условия для развития у учащихся умения анализировать поэтический текст, навыков выразительного чтения, эмоциональной сферы через восприятие музыки, видеобразов;

- способствовать воспитанию интереса к личности поэта М. Цветаевой, поэзии, чувства коллективизма, активности.


Тип урока:

сообщение новых знаний.


Методы и технологии:

информационно-коммуникативные, поисково-исследовательские, компьютерные презентации, диалогические.


Методические приёмы:

постановка вопросов, выразительное чтение стихотворений, показ проектов, анализ поэтического текста, умение работать на компьютере.


Форма проведения учебного занятия:

групповая.


Оборудование урока:

биография М. Цветаевой (тетради, распечатки), стихи поэта, видеофильм о жизни и творчестве М. Цветаевой, проекты обучающихся, Карта оценивания.


Ход урока.

1. Вступительное слово преподавателя:

Тебе – через сто лет

К тебе, имеющему быть рождённым

Столетие спустя, как отдышу, -

Из самых недр, - как на смерть осужденный,

Своей рукой – пишу:

- Друг! Не ищи меня! Другая мода!

Меня не помнят даже старики.

- Ртом не достать! – Через летейски воды

Протягиваю две руки.

Как два костра, глаза твои я вижу,

Пылающие мне в могилу – в ад, -

Ту видящие, что рукой не движет,

Умершую сто лет назад.

Со мной в руке – почти что горстка пыли –

Мои стихи! – я вижу: на ветру

Ты ищешь дом, где родилась я – или

В котором я умру.

Стихи написаны, когда М. Цветаевой 27 лет. Она, пожалуй, одна из немногих, кто пыталась заглянуть в будущее, установить с ним незримую связь. Давайте откликнемся на зов тогда ещё молодой поэтессы. Нам нужен этот разговор. Для самих себя – понять духовную атмосферу переломной эпохи начала 20 века. Понять человека, его мысли и чувства, его отношение к вечности, к любви, смерти, красоте в их философском смысле. Может, нам, жителям рубежа 20-21 веков, будут понятны сегодняшние изменения во всех сферах.

А проводником, мудрым собеседником станет русская поэтесса, неординарный человек – Марина Ивановна Цветаева.

Предлагаю выбрать эпиграф к нашему уроку. Для этого прочтите стихотворение, написанное в Коктебеле 13 мая 1913 года. Предложите строчку, наиболее точно отвечающую тональности, идее урока.


2. Фронтальная работа. Формулировка цели урока. Поиск эпиграфа, помогающего раскрыть замысел урока.

Выразительное чтение стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…».

Обучающиеся безошибочно угадывают, составляют фразу, необходимую для продолжения разговора.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берёт,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черёд.
Преподаватель:

Вы проводили большую подготовительную работу к уроку. Какова цель этой предварительной подготовки? (Познакомиться с биографией М. Цветаевой, прочитать её стихи, подготовить презентацию по стихам поэтессы).

Сформулируйте цель нашего урока. (Познакомиться с личностью М. Цветаевой, её поэзией через презентацию проектов). Запись на доске.

3. Знакомство с биографией М. Цветаевой. Просмотр видеофильма, составленного группой обучающихся. Работа по вопросам.
Преподаватель:

Оценить масштаб личности поэтессы нам поможет знакомство с её биографией. Дома Вы собирали необходимый материал. Группа «Биографов» решила воплотить биографический материал в видеофильм. По мере показа они будут предлагать вопросы, чтобы Вы прокомментировали основные события жизни поэтессы М. Цветаевой.


Вопросы к видеофильму:

- Фрагмент «Заявление М. Цветаевой о приёме судомойкой». Что заставило её написать столь унизительное заявление? Прокомментируйте этот эпизод. (Авторы фильма решили начать рассказ о поэтессе с трагических испытаний одиночеством, страхом, смертью).

- И даже этот фильм даёт нам возможность сначала заглянуть в финал жизни поэтессы. Но обратимся к началу жизни Марины Ивановны. Фрагмент «Детство, семья, Москва». Какие очень важные эпизоды, встречи, личности оказали влияние на становление поэтического дарования Цветаевой, индивидуального стиля, как в творчестве, так и в жизни?

- Всегда интересно взглянуть на яркую личность не хрестоматийно, глянцево. Понять, как рождается талант?! Говорит автор книги о Цветаевой «Скрещение судеб» Мария Иосифовна Белкина. Какой предстала поэтесса в этих воспоминаниях?

- Фрагмент «Встреча Цветаевой и Эфрона в Коктебеле». Назовите этого человека. Какую роль этот человек сыграл в судьбе Марины Цветаевой? Как сложилась судьба поэтессы с 1921 по 1939 годы? Просмотр фрагмента фильма.

- И вот круг замкнулся. Как писала Цветаева: «Пора снимать янтарь,



Пора менять словарь

Пора гасить фонарь

Наддверный…» Расскажите о судьбе мужа – Сергея Эфрона, детей – Георгия, Ариадны? Просмотр фрагмента фильма.
4. «Поэтическая мозаика». Чтение стихов М. Цветаевой.

Звучит музыка. (Прелюдия № 1 до мажор Скрябина).
Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена – и в полёте

Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская!

5. Аналитическая работа – знакомство с художественным миром Марины Цветаевой.
Преподаватель:

«Что есть чтение, - спрашивала М. Цветаева, - как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов. Чтение – прежде всего сотворчество…» Сотворчество – это готовность к нелёгкой душевной работе. Перед тем, как Вы сможете поделиться своими открытиями, группа «Литературоведов», проведя аналитическую работу, расскажет об особенностях поэтического мира Цветаевой.
Группа «Литературоведов» кратко рассказывает об основных темах в лирике Цветаевой, особенностях её поэтического мироощущения. Назовём: тема детства, дома; Москвы, души, бессонницы. Образ матери, поэты-современники, тема любви. Учащиеся отмечают, что творческий облик Цветаевой необычайно многогранен. Вступив в литературу на рубеже веков – в переломную эпоху, стала её летописцем.
Преподаватель:

В одном из писем поэтессы мы читаем: «Обращаюсь к Вам, потому что Вы любите мои стихи… Незнакомый человек! Кого ещё нет, но только завтра будет (завтра, когда меня не будет) X для Y начинается в секунду встречи, будь эта встреча хоть и через 100 лет…»

Не к Вам ли обращается Марина Цветаева? Как Вы можете ответить на это обращение?

Обмен мнениями, в ходе которого возникает потребность показать, как современный читатель воспринимает поэтический слог Цветаевой.


6. Презентация проектов. Формулировка требований к составлению проектов.
Преподаватель:

«Что такое поэзия?» - спрашиваем мы себя. Пушкин дал нам ответ - «Союз волшебных звуков, чувств и дум». Ваши проекты по стихам Марины Цветаевой будут соответствовать этой «формуле»? Каковы условия создания проекта?
Требования к составлению проекта.

Цель – раскрыть содержание стихотворения М. Цветаевой через:

- музыкальное оформление;

- видеообразы;

- выразительное чтение стихотворения;

- интерпретацию поэтического текста;

- анализ (рефлексию) работы творческой группы.

- время презентации 3-5-7 минут.
Презентация проектов (варианты проектов прилагаются). По окончании: обсуждение итогов работы творческих групп, выставление баллов, заполнение рефлексивных листов – выбор Ваш.
7. Подведение итогов урока. Аналитическая работа с текстом. Домашнее задание.
Преподаватель:

Каковы могут быть итоги урока? Мне думается, цитата к уроку обращена к каждому из нас. Настал ли для Вас «черёд» стихам М. Цветаевой? Помог ли наш урок Вам разобраться в своих взглядах, чувствах, отношении к творчеству поэтессы? (Обмен мнениями).

Казалось бы, сейчас самое время вновь звучать стихам Цветаевой. Но пусть будет звучать голос самой поэтессы.

Я предлагаю прочитать «Письмо детям М. Цветаевой». Возможно, в нём Вы найдёте новые штрихи к портрету поэтессы.



Милые дети!
Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди. Но говорят, что вы – есть, что вы – особая порода, ещё не поддающаяся воздействию. Поэтому:

- Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия её погибает в пустыне человек,… на свете одним бессмысленным преступлением станет меньше.

- Потому же никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите и положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет его взять так, чем с земли.

- Никогда не бойтесь смешного.

- Никогда не говорите, что все так делают: все всегда так плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! У всех есть второе имя – никто… А если вам скажут: «Так никто не делает» - отвечайте: «А я – кто?!»

- Не ссылайтесь на «немодно», а только «неблагородно».

- Не слишком сердитесь на родителей, помнит, что они были вами, а вы будете ими.

- Не стесняйтесь уступать место старшему.

- Не отличайте себя от других – в материальном…

- Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно сознания. После победы – притяните руку.

- Когда вам будут говорить: «Это – романтизм», спросите: «Что такое романтизм?» - и увидите, что никто не знает, что это такое. Сами же отвечайте бессмертным словом Жуковского: «Романтизм – это душа!»
Преподаватель:

Какие слова Цветаевой произвели на вас впечатление?

Какие идеи вызвали желание поспорить или не согласиться с поэтессой?
Обмен мнениями.
Домашнее задание: 1. Написать письмо М. Цветаевой, 2. Создать интерпретацию понравившегося стихотворения М. Цветаевой.

Приложение.
Проект 1. «Мне нравится, что Вы больны не мной…»

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница