Методическая разработка урока истории в 10 классе «Дело было под Полтавой…»



Скачать 89.75 Kb.
Дата01.05.2016
Размер89.75 Kb.
Методическая разработка урока истории в 10 классе

«Дело было под Полтавой…»



УчительДавиденко С.В. –

учитель истории и обществознания

Муниципального общеобразовательного учреждения

Гимназия №36 МБОУ город Краснодар

Назначение методической разработки элемент примера обобщения опыта по теме «Метод проектов на уроках истории как средство воспитания гражданской личности».

Категория - учащиеся 10 класса

Место и время проведения занятия - кабинет истории: урок - внеклассное мероприятие - краеведческое занятие.
Технологическая карта урока


Этапы

урока

Содержание урока

Методика

проведения урока


Диагностика

слайда

Время

Тема

«Дело было под Полтавой…»

Вступительное слово учителя. Объяснение. Беседа.

Мотивация. Учащиеся формулируют тему урока по эпиграфу. Цель - находят в ходе урока ответ на вопрос: «Нужно ли помнить события далёкого прошлого?»

№1

1мин

Эпиграф

Подымалась Полтавская баталия.

Запалит шведская сила

Из большого снаряда—из пушки.

Запалит московская сила

Из мелкого ружья—из мушкета

Солдатская песня XVIII века



Беседа

Иллюстративно-репродуктивный

метод


Эмоциональное

настроение



№2

1мин

Цель

Создать условия для расширения и систематизации знаний учащихся по вопросам сохранения исторической памяти страны

Постановка цели

урока


Учащиеся осознают значимость рассматриваемых вопросов, ценность изучаемой темы.

№3

1мин


Задачи

образовательная: способствовать пониманию важности, значимости победы русской армии под Полтавой;

развивающая: поддерживать желание учащихся к исследовательской и творческой деятельности;

воспитательная: способствовать воспитанию чувства любви к Родине, уважения к предкам и гордости за их воинские подвиги.


Раскрытие задач

урока


Чувство любви к Родине, уважения к предкам и гордости за их воинские подвиги.

№3

1мин

Словарный тренинг

«Полтавская битва», «Белгородский пехотный полк», фузилёры, гренадёры, герой, Пётр I , Карл XII, Б.П. Шереметев, С.В.Айгустов.

Словарная работа.


Расширение словарного запаса. Усваивают понятия, выявляют общие и отличительные признаки.

№4

5мин

Начало

битвы

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество... Не должны вас также смущать слова неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали... А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего».

Работа с документами: исследование; поисковый метод. Результат индивидуальной, группой работы учащихся по предварительным заданиям-проектам. Презентация учеников.


Образное представление. Приводят примеры патриотизма и героизма солдат русской армии.


№5

2мин

Белгородский пехотный полк

Белгородский пехотный полк относится к числу регулярных воинских частей, которые были сформированы в ходе военной реформы Петра I и прошли всю Северную войну.

Показ презентации – защита проекта – групповой/ индивидуальный метод.

Осознают важность темы.

№6

3мин

А)

Боевой путь

полка

  • В 1709 г. Белгородский пехотный полк из района Харькова был перемещён в Богодухов,

  • 7 мая 1709 г. участвовал в бое при Опошне,

  • 27 июня 1709 г. принял на себя первый удар шведской армии под Полтавой, т.к. его батальоны находились в знаменитых редутах.

Показ презентации – защита проекта.

Значимость своего труда.

№7

2мин

Б)

Символы полка

Знамя Белгородского пехотного полка В 1712 г. в Оружейной палате было изготовлено полковое знамя с изображением Золотого льва и, над ним, Орла (копия знамени имеется в Белгородском краеведческом музее) Славным прошлым Белгородского полка, особенно отличившегося в Полтавской битве, стал герб: орёл—символ России, а парит он над убегающим львом — символ Швеции.

Показ презентации – защита проекта

Удовлетворённость за проделанную работу

№8

3мин

В)

Герои - белгородцы

Войсками центра в битве командовал фельдмаршал, граф Б.П.Шереметев. Проявил себя медлительным, осторожным, но талантливым полководцем, заслужившим доверие Петра I . Один из главных ударов шведов принял на себя Белгородский армейский (полевой) пехотный полк - фузилёры и гренадёры- (бригадир С. В. Айгустов). За стойкость и мужество, проявленные в Полтавской битве, белгородцы заслужили милостивое слово Петра I. Бригадир Савва Айгустов получил звание генерал-майора, а всем офицерам и солдатам полка были предоставлены отпуска на месяц.

Показ презентации – защита проекта

Удовлетворённость за проделанную работу

№9

№10


2мин

3мин


«Сюрприз» от Петра Великого

По приказу Петра были сооружены редуты- четырёхсторонние земляные укрепления, окружённые валом и рвом для ведения кругового огня. Всего их на поле сражения было 10.

Показ презентации – защита проекта

Удовлетворённость за проделанную работу

№11

2мин

Фузилёры

Солдаты Белгородского полка:

Гренадёры

(фр. «fusilier» — стрелок из ружья, фузеи). Они имели на вооружении сначала фузею и багинет — длинный нож с круглой рукояткой-черенком, вставлявшийся в дуло ружья, а с начала ХУIII века — фузею и штык, уже надевающийся на дуло и позволяющий вести стрельбу из ружья со штыком. Вооружение фузилёра состояло из фузеи со штыком и шпаги, амуниция — из портупеи и патронной сумы с перевязью.

(фр.«grеnаdiеr» от «grеnаdе» — граната). Гренадерами называли рослых и физически сильных солдат, обученных бросать гранаты, которые имели значительный вес и обращение с которыми требовало особой сноровки и осторожности. Обычно они шли в атаку в голове колонны или стояли на флангах войск, построенных в линейный боевой порядок. В 1704 году такие роты были введены во всех пехотных полках, а в 1708 году роты гренадеров свели в особые, гренадерские полки: пехотные и конные.



Показ презентации – защита проекта

Удовлетворённость за проделанную работу

№12

№13


2мин

3мин


«Хорошо же ученики отблагодарили своих учителей»

Потери шведов:1. 6 700 - 9 000 убитых и раненых; 2. 2 874 пленных во время сражения и 15 000-17 000 на Переволочна. В свой шатёр Пётр 1 пригласил пленных генералов и поднял кубок за своих учителей. «Кто же эти учителя?» - спросил Реншильд. «Вы, господа шведы»,- ответил Пётр.

Работа с документами - исследование

Умение работать с различными источниками

№14

2мин

Завершение

битвы

«Здравствуйте, сыны отечества, чады мои возлюбленные! Потом трудов своих создал я вас, и вы, имея любовь к богу, не щадя живота своего, и на тысячи смертей устремлялись безбоязненно! Храбрые дела ваши никогда не забудет потомство!» Пётр

Работа с документами - исследование

Служение Родине

№15

3мин

Кроссворд

Тема «Белгородский пехотный полк»

Закрепление – игра

Повышение уровня знаний

№16

4мин

Домашнее

задание

Сочинение – историческая реконструкция

Новая форма задания

Творческий вариант исполнения – выбор тем и форм

№17

2мин

Рефлексия

Синквейн

Какое впечатление от урока?

Поддерживать желание учащихся к исследовательской деятельности.

№18

3мин


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница