Методическая копилка внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе



Скачать 329.36 Kb.
Дата30.04.2016
Размер329.36 Kb.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Петуховская общеобразовательная средняя школа №1»

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
И ЛИТЕРАТУРЕ

С днем рождения, Лицей!

Выпуск № 2.

2006 год

г. Петухово


Методическая копилка внеклассных мероприятий

по русскому языку и литературе. С днем рождения, Лицей! Выпуск № 2.- г Петухово, 2006 – 32 с.


Макет: Гусельникова Л.И., учитель русского языка и литературы

МОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа № 1»

Редакционная

коллегия: Гусельникова Л.И., руководитель ШМО учителей

русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы МОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа № 1»

Сечина Л.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа № 1»

Семенихина Е.И., учитель русского языка и литературы МОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа № 1»

Тенизова О.К., учитель русского языка и литературы

МОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа № 1»

Шмырева А.Ю., учитель русского языка и литературы

МОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа № 1»

Пояснительная записка

В 2006-2007 учебном году Неделя русского языка и литературы была посвящена А.С.Пушкину. Его жизнь и творчество – неисчерпаемый источник для нашего вдохновения. Мы вновь и вновь, возвращаясь к нему, находим новое, до конца не изведанное. Так наш праздник (встреча с великим поэтом всегда праздник) проходил под общим названием «С днем рождения, Лицей!»

Уже план мероприятий Недели знакомит вас, дорогие читатели, с разнообразием мероприятий. В эти дни в нашей школе царил дух Лицея: творческий, свободолюбивый, дружеский и одухотворенный. Педагоги и ученики были равноправными участниками и судьями.

Материалы, представленные в данном сборнике, помогут коллегам провести не только отдельные мероприятия, которые ценны и сами по себе, но и организовать внеклассную работу по предмету в школе в праздник.

Очень важно, что в празднике принял участие весь школьный коллектив: шились костюмы, рисовались и собирались декорации, подбиралось соответствующее световое, музыкальное и мультимедийное оформление.

Поэтому праздник получился не только наполненным глубоким содержанием, но и ярким, костюмированным, что доставило всем его участникам истинное наслаждение. Интересно было как детям всех возрастов, так и их родителям и педагогам.

Фотографии, напечатанные в сборнике, помогут вам в выборе костюмов, а список литературы – сориентироваться в материале.

С уважением учителя русского языка и литературы МОУ «ПСОШ№1»






«ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ…»

(сценарий конкурсной игровой программы

для старшеклассников, посвященный Дню Лицея).

Ведущий 1.

Нам бы жить, как в оны дни,

Нам бы жить легко и смело,

Не испытывать предела

Для несчастья и любви,

И, подобно лицеистам,

Собираться у огня

В октябре багрянолистом

19-го дня!

Ведущий 2. Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады, что День Лицея вновь собрал в нашем зале подлинных любителей поэзии. Александр Сергеевич Пушкин так писал о своих лицейских годах: «В начале жизни школу помню я…» И как же ее забыть, если здесь он провел шесть необыкновенных лет, здесь развился его поэтический талант, здесь, в Лицее, обрел он большую дружбу, познал радость первых творческий успехов и счастье первого признания. Уже в 1816 году А.Илличевский упоминает о юном Пушкине в одном из своих писем: «Дай Бог ему успеха – лучи славы его будут отсвечиваться и в его товарищах». И он не ошибся.

Ведущий 1. Первый, пушкинский, выпуск Лицея запомнился потомкам именно мудрыми наставниками и талантливыми воспитанниками. А день открытия Лицея 19 октября – стал для миллионов людей праздником доверия, искренности и взаимопонимания. И мне так приятно сейчас воскликнуть, обращаясь к вам: «С праздником вас, друзья! С Днем открытых сердец!»

Исполняется танцевальная композиция.

Ведущий 2. Большим событием в жизни Лицея стал переводной экзамен с младшего на старший курс 8 января 1815 года. Иван Пущин так описывает его в своих «Записках о Пушкине»: «В лицейском зале, между колоннами, поставлен был большой стол, покрытый красным сукном с золотой бахромою. На этом столе лежала высочайшая грамота, дарованная Лицею. По правую сторону стола стояли мы в три ряда; при нас – директор, инспектор и гувернеры, по левую – профессора и другие чиновники лицейского управления. Остальное пространство зала, на некотором расставании от стола, было все уставлено рядами кресел для публики…».

Ведущий 1. Давайте сейчас вместе с нами мысленно перенесемся в Царское Село 19-го века и представим, что эта большая, богато убранная зала специально приготовлена для публичного лицейского экзамена. Представили? Отлично! Тогда мы его сейчас проведем! Вы все будете представителями дворянства (так как принимали в Лицей только сыновей дворян), родными и близкими лицеистов, с нетерпением ожидающими появления своих чад. За стол с красным сукном я приглашаю членов экзаменационной комиссии.

Ведущий 2. Прошу, господа, занимайте свои места!

Ну вот, теперь не хватает лишь стоящих в три ряда лицеистов, в роли которых сегодня выступят учащиеся нашей школы 9,10,11 классов. Пожалуйста, дорогие лицеисты, поднимайтесь на подиум. Поприветствуем господ лицеистов.



Участники поднимаются на сцену и занимают свои места.

Ведущий 1. Вы, наверное, знаете, что программа обучения в лицее была очень разнообразна: грамматика русского, латинского, французского и немецкого языков, история российская и всемирная, статистика, логика, политическая экономия, науки математические, военные, физические… . Но я думаю, что не стоит в праздничный день нам держать испытания по этим серьезным предметам. Лучше вспомним, что покровителем лицеев считался Апполон - бог искусства, музыки и поэзии, поэтому проверим, насколько вы сильны в стихотворении, рисовании, танцах. Договорились?

Ведущий 2. Всегда легче выступать, если заранее подготовишься дома. Поэтому на первом экзамене мы разрешаем пользоваться шпаргалками – домашними заготовками. А задание такое: пользуясь произведениями Пушкина или его мотивами, подготовить поздравление с днем Лицея соперникам, экзаменационной комиссии и зрителям, не забывая при этом, что краткость – сестра таланта. Вы должны уложиться в 1-2 минуты. Слово лицеистам из 9 класса…, 10 класс…, 11 класса.

Ведущий 1. Ну что ж, первый экзамен прошел неплохо, экзаменационная комиссия оценит его по пятибалльной системе, а мы продолжаем. Учителем рисования в Лицее был Сергей Гаврилович Чириков, воспитанник Академии художеств. Прекрасно образованный, с большим художественным вкусом, увлеченный своим предметом, тактичный и скромный, он пользовался всеобщей любовью.

Ведущий 2. Все воспитанники неплохо рисовали. Особенно хорошими художниками считались Алексей Илличевский, Владимир Вольховский, Иван Малиновский, Вильгельм Кюхельбекер. Александр Пушкин имел по рисованию ноль – никаких успехов. Удивительно выразительная и лаконичная манера пушкинского рисунка была оценена многие годы спустя. Сюжеты его рисунков разнообразны. Реже – фигуры, а в основном – профили.

Ведущий 1. Сейчас мы предлагаем вам испытать себя в этом виде творчества. Наш следующий экзамен по изобразительному искусству. Прошу подойти ко мне по одному представителю от каждой команды, умеющему рисовать. Перед вами портреты лицейских товарищей Пушкина. Это Дельвиг, о котором поэт писал:

И ты пришел, сын вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный дар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил…

Ведущий 2. Вильгельм Кюхельбекер, которому посвящены такие строки: «Да сохранит тебя твой добрый гений под бурями и в тишине…» И Иван Пущин. «Мой первый друг, мой друг бесценный», - так писал о нем Пушкин. Задание такое: в течение 10 минут вы должны нарисовать дружеские шаржи на этих людей, а чтобы облегчить вам работу, зачитаем их краткие характеристики. Итак, слушайте.

Ведущий 1. Иван Пущин был рассудителен, все подвергал испытанию, ничего не принимал на веру. Ум его был здрав, сам он шаловлив, но умерен. Кюхельбекер – вспыльчив, безрассуден, сумасброден, подвержен крайностям, добродушен и необыкновенно жаден к справедливости. Антон Дельвиг – его спокойствие и лень были плутовскими, в беспечности была какая-то храбрость. Благонравие его было чрезмерно и походило на насмешку.

Ведущий 2. Теперь можете приступать к работе. А я с удовольствием приглашаю на сцену лекторскую группу, которая познакомит нас с историями из жизни лицеистов.

Выступает лекторская группа

Ведущий 2. Уважаемая экзаменационная комиссия, готовы ли вы сообщить результаты домашнего задания, первого конкурса? (оценки) Спасибо.

Наши художники готовы? Покажите свои работы зрителям и передайте их в экзаменационную комиссию. Спасибо!



Ведущий 1. Обратимся к книге Д.Кобеко «Императорский Царскосельский Лицей. Наставники и питомцы»: «Свободное от классных работ время юноши посвящали занятиям литературным, образовав вскоре же по поступлении своем в Лицей литературный кружок. Участники его связаны были между собой лишь единством вкусов и любовью к родной словесности. Во главе этого товарищеского кружка стоял Пушкин, около которого группировались Дельвиг, Илличинский, Карсаков, Кюхельбекер, Пущин, Яковлев и некоторые другие. Рано они начали испытывать свои силы на литературном поприще и сначала помещали свои произведения в рукописных журналах под заглавиями «Вестник», «Неопытное перо», «Лицейский мудрец».

Ведущий 2. Мы хотим, чтобы такой журнал – назовем его «Отроческие откровения» - стал непременным атрибутом наших лицейских праздников. И сегодня предлагаем вам заполнить его первые страницы. По готовым рифмам вы должны написать стихотворение – такая игра называется БУРИМЕ. К вашим услугам, господа начинающие поэты, перья, бумага, чернила и такие романтические рифмы во вкусе Владимира Ленского:

ЛУНА, БЛЕДНА, СТРОК, ЛИСТОК, РОМАН. Дерзайте!



Ведущий 1. А наш конкурс по русской словесности продолжается. Кто лучше всех прочтет стихотворение Пушкина или его друзей по Лицею? Чтецы из команд приглашаются на сцену.

Ведущий 2. Пока члены экзаменационной комиссии подводят итоги трех конкурсов, звучит стихотворение Владимира Шапошникова «Что стало с дружбой?» в исполнении Овчаренко Татьяны, ученицы 11 в класса.

Выступление Овчаренко Т.

Ведущий 1. А теперь послушаем экзаменационную комиссию. Оценки конкурсов художников, чтецов и общая оценка трех конкурсов. (Объявление оценок)

Приглашаем на сцену наших поэтов со своими стихами.



Ведущий 2. Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромном зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы,

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым полям…

Вы, наверное, узнали эти строки о мазурке из 5-й главы «Евгения Онегина». И поняли, какой будет следующий экзамен. Раньше на балах танцевали полонез, котильон, мазурку, гавот. Мы посмотрим исполнение танца танцевальной группой под руководством Очкасовой Светланы Александровны.



Выступление танцевальной группы.

Ведущий 1. А теперь приглашаем танцевальные пары от каждой команды, болельщики поддержите своих конкурсантов.

Танцевальный конкурс.

Ведущий 2. И вновь слово экзаменационной комиссии.

Переходим к последнему экзамену:

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог…

Вы, наверное, узнали начало великого романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», наверняка знаете и любите его героев и, конечно же, хотели с

ними встретиться. Эту возможность предоставит нам последний конкурс – экзамен по театральному мастерству. Нужно в течение 2 минут показать инсценировку отрывка из этого романа.

(Идет конкурс)

Ведущий 1. Ну что ж, программа нашего экзамена исчерпана, и скоро мы услышим имена победителей.

Подведение итогов, Награждение.



Ведущий 2. Наш экзамен закончен. Мы поздравляем счастливых обладателей призов. Прощаясь с вами, мы желаем вам счастья, радости, всего самого лучшего и с нетерпением будем ждать нашей следующей встречи 19 октября!

Приложение.

Приветствия и поздравления команды 11 классов, подготовленное Овчаренко Т.

Зрителям.

Богами вам уже даны

Златые дни, златые ночи,

Ума вы все уже полны,

На нас вы устремили очи.

Болейте, смейтесь, зрители!

Утратьте вечер скоротечный;

И вашей радости беспечной

С победой улыбнемся мы.

Экзаменационной комиссии.

Владыки! Вам венец и трон

Дает закон – а не природа;

Так будьте с нами, ради Бога!

Не нанесите нам урон!

Противнику.

Мы вас в противники завеем,

О мученики ошибок главных,

Хоть нет меж нами споров давних,

Во всем тебя мы превзойдем!

Приветствие.

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезало детство, как туман,

Остались в сердце только нравы.

Не каждому они под силу:

Стремимся к знаньям каждый час

И бережем мы сердца миру

Поздравление.

Прекрасный вечер нам не в тягость,

Здесь стали все чуть-чуть родней,

Пусть ваших глаз коснется радость

Лучом лицейских этих дней.

Приветствие команды 10 классов.

Жюри.


И пробуждается поэзия во мне:

Хочу блистать, надеяться и верить.

Блеснуть умом, и шаржи рисовать,

И роли исполнять, и смело напевать,

И убедить жюри нам высший бал поставить.

Соперникам.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен.

Отдайте пальму первенства вы нам.

Мы обещаем вам: не покалечим.

Зрителям.

Свет наш, зритель, подскажи,

Да всю правду доложи:

Мы ль на свете всех умнее,

Всех нарядней, всех шустрее?

И нам зрители в ответ:

«Вы умнее, спору нет,

Но соперники не шутка:

Вам придется попотеть.

Доказать, что вы умнее,

Всех нарядней, всех шустрее,

Будет вам не так легко».



Приветствие команды 9-х классов.

Поем хвалу почтенному жюри,

Как Ломоносов воспевал Елизавету.

На нас со снисхожденьем посмотри.

Мы будем благодарны вам за это!

Готовились, не покладая рук,

В чем убедитесь очень скоро.

Нам Пушкин с детства – лучший друг.

Да будет справедливым ваше слово!

Поздравить с Днем Лицея

Мы зрителей хотим,

Выступленье – «высший класс»

Мы покажем им!

Под сенью дружных муз

Мы вместе возрастали

А вот сегодня мы

Соперниками стали

И с днем Лицея поздравляем

Наших лицеистов,

Успехов творческих желаем

Нашим хорошистам!

Приветствие и поздравление, подготовленное Ворожбит О.

Экзаменационной комиссии.

Ваш труд серьезен – спору нет

Вы беспристрастны, справедливы

С надеждой будем ждать ответ

Как вам по праву наши силы.

Старанье все и пыл души

Мы вложим в выступленье это

Ведь мы, хоть учимся еще

Но, а в душе давно поэты.

Команде соперников.

Серьезен ваш настрой

Стремления понятны

Но как сказал мудрец древнейший:

«Пусть победит сильнейший!»

Зрителям.

Вам, зрители, желаем от души

Приятно провести минуты битв

Что здесь сегодня перед вами развернутся.

Пусть сдвинутся ряды и плечи пусть сомкнутся

В единодушии пусть будет высказан ответ.

Аплодисментами пусть тишину нарушит

Ваш победителю привет.
Буриме.

Луна видна на небосклоне

Бледна, как прежде, в вечерок

На ум приходит пара строк

И надо в руки брать листок

И строки собирать в роман,

Который нам навеки дан.

Иду я полночью глухой

С гулянки прямиком домой

И вновь луна, вновь пара строк,

Уже исписан весь листок

И незаконченным роману

Остаться было суждено.


ПРАЗДНИК ИНСЦЕНИРОВАННОЙ

СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА.

Ведущая в роли няни Пушкина Арины Родионовны.

В последний вечер восемнадцатого столетия в доме Пушкиных были гости. Когда часы пробили полночь, на пороге гостиной появился полуторагодовалый Саша. Мать взяла его на руки

И провозгласила: «Вот кто будет жить в новом столетии!!!»

Это были вещие слова. Пушкин перешагнул уже через 3 столетия.

Личность будущего поэта формировалась в Лицее, под влиянием няни, Арины Родионовны. Он воспитывался на русских народных сказках. А став взрослым, сам начал писать сказки. И я приглашаю на сцену учащихся 6 г и 6 д классов. («У лукоморья дуб зеленый…).

Ребята! Кто из вас не смеялся над историей о попе и о работнике его Балде. Обыденная ситуация, но сколько в ней мудрости. И я приглашаю юных артистов 6 б класса.

Ребята! А вы любите сказки со счастливым концом? Сейчас вы такую историю увидите. Это «Сказка о царе Салтане…». А кто назовет ее полное название. И пока ребята из 5 а класса готовятся, я вас познакомлю с членами жюри ……. И так «Сказка о царе Салтане…»

Вам понравилось? Хотите продолжения? Что ж на сцене учащиеся 5 б класса.

Ребята! Вам нравятся жадные, завистливые люди? Нет? Вот и Пушкин таких не любил. А чтобы вы никогда не стали злыми, жадными, завистливыми, он для вас написал сказку «О рыбаке и рыбке». И я приглашаю юных артистов из 6а класса.

Ребята! Вы любите мечтать? Да? Девочки, наверное, хотят стать принцессами, а мальчики принцами или богатырями, чтобы заботиться о принцессе и помогать ей. Как вы думаете, о какой сказке мы говорим? Правильно! О «Сказке о мертвой царевне и

семи богатырях». Хотите ее увидеть? Я приглашаю на сцену замечательных артистов из 6 в класса.

Устали? Нет? Молодцы! А какая прекрасная птица жила в сказках Пушкина. Вы думаете это Лебедь? Конечно, она прекрасна и удивительна. Но вот появляется чудо-петух и заставляет нас задуматься о том, что за добро надо всегда платить добром. А неблагодарность – это страшный порок. И я хочу, чтобы юные артисты из 5 в класса об этом нам сейчас поведали. Итак, на сцене восточная сказка А.С.Пушкина. Встречайте! (Музыка)

Вот и закончился наш праздник. Но не закончилась наша любовь к мудрому слову А.С.Пушкина. На его сказках выросли наши бабушки, дедушки, мамы и папы. На них будут расти ваши дети и внуки. Слово жюри. (Награждение всех в разных номинациях).


«С ЛИЦЕЙСКОГО ПОРОГА…»

Литературно-музыкальная композиция.

Звучит музыкальное вступление.



Ведущий 1. «Я посетил твою могилу, теперь иду на поклоненье в Царское Село и Баболово, Царское Село!.. Лицейские игры, наши уроки… Дельвиг, Кюхельбекер, поэзия – Баболово»

Ведущий 2.В каком году это было? В 1835 году или в 1836-м? Может быть за несколько месяцев до гибели поэта? Приближается 19 октября. Он сидит в своем кабинете. Тревожно нависло над городом петербургское серое и сырок небо. От этой тяжести и тревоги нигде не укрыться. И даже осень, которую он с таким нетерпением всегда ждет, не спасает от гнетущих предчувствий… Надо вырваться из дома, из Петербурга, как бывало прежде, отправиться на встречу с юностью в Царское… Быть может, там обретет он легкость и свободу…

Ведущий 3. На белом листе бумаги чернеет строка: «Пролог». Так будет называться новое стихотворение… Как неожиданно звучит: «Теперь иду на поклоненье в Баболово». Баболово для поэта созвучно слову поэзия. Он прикрывает глаза. Его сон – о Царском, о Баболове… Он ищет вновь дорогие тени, он зовет их. Он идет на поклонение в святые для его сердца места.

Ведущий 4. 19 октября 1811 года. Все – от директора до шумных, озорных обитателей четвертого этажа – деятельно готовились к этому дню – дню торжественного открытия Лицея. Разве можно это забыть? Притихший зал, сверкающий золотом мундиров. Пылкая речь молодого преподавателя нравственных наук Куницына.

Вы помните: когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей…

Сценка №1.

Выходит Куницын и произносит «речь», так поразивших мальчиков.



Куницын. Под наукой общежития разумеется не искусство блистать наружными качествами, которые нередко бывают благовидною личностью грубого невежества, но истинное образование ума и сердца…

Настанет время, когда Отечество поручит вам священный долг хранить общественное благо. Никогда не отвергает государственный человек народного вопля ибо глас народный есть глас Божий…



Кто-то из мальчиков. И ничего о царе! Он как будто забыл о его присутствии

(Речь окончилась. Мальчиков стали вызывать по списку. При этом участники композиции выходят, выстраиваясь, как это положено,в ряд и называют себя.)

- Данзас Константин

- Дельвиг Александр

- Иличинский Алексей

- Кюхельбекер Вильгельм

- Матюшкин Федор

- Пущин Иван

- Пушкин Александр

Ведущий 1. Вечером, когда гости уехали, мальчикам разрешили наконец снять парадные мундиры и выйти погулять.

Сцена №2.

(Участвуют Федор Матюшкин, Иван Пущин, Александр Пушкин. Пущин и Пушкин весело атакуют бедного Федю, он пытается защищаться).



Федя. Это вовсе не честно. Вдвоем на одного нельзя. Когда я подружусь с кем-нибудь, мы вам покажем!

И Пущин. С кем ты собираешься дружить?

Федя. Я думаю, с Дельвигом. Пушкин (с хохотом) Ей богу, Иван, он отличный малый! Они вдвоем с

Дельвигом и 10-ти слов за день не скажут! (Налетает на Федю, начинает его щекотать. . Федя вырывается и убегает)



Пущин. Пойдем, Саша.

Пушкин. (рассеяно, удивленный и восхищенный увиденным садом). Постой… посмотри!

Пущин. Как в театре!

Пушкин. Нет не в театре, а в заколдованном саду.

Пущин. Пойдем, Пушкин. Нечего сказки сочинять: ведь мы будущие столпы Отечества. Ты кем собираешься стать?

Пушкин. Скорее всего гусаром. А ты?

Пущин. Я тоже, пожалуй, в кавалерию.

(Уходят).



Ведущая 2. Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались занятия, потекла обычная лицейская жизнь.

Сцена №3.

Под звон колокольчика или под веселую озорную мелодию вбегают мальчики и усаживаются для урока.



Ведущий 1. Когда лицеисты перезнакомились, выяснилось, что многие пишут стихи: и Корсаков, и Миша Яковлев, и смешной, нескладный, добродушный, ленивый Тосенька Дельвиг, который только и оживлялся, что для какой-нибудь шалости, и вдруг – пишет стихи! Веселье было всеобщее.

(Пока ведущий говорит эти слова, мальчики потешаются друг над другом, может быть, показывают друг другу свои верши… При последних словах – взрыв смеха.)

Все вместе. Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Дельвиг пишет стихи!

Илличинский. Полно, Дельвиг, не мори

Ты людей стихами:

Ждут нас кофе, сухари,

Феб теперь не с нами.



Кюхля. Разрешаю: век ленись;

Попусту хлопочешь,

Спи, любезный, не учись.

Делай, что ты хочешь.

Пушкин. В классах рифмы подбирай,

С чашкой здесь дружися.

С Вилей Клопштока читай,

С нами веселися!

(Звон колокольчика, призывающего к порядку, - это вошел профессор Кошанский.)

Кошанский. Итак, господа повторяю, что ничто столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова.

Сие прошу отметить в записках… А теперь, господа будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.

(Наступает тишина, прерываемая только скрипом перьев).

И.Пущин. У меня ничего, господин профессор…

Кошанский. Напрасно, друг мой! Я не жду от воспитанников сочинений, равных по таланту стихам Державина. Но уменье излагать свои мысли начинается именно с сочинений. Впрочем, неволить никого не стану.

Пушкин, что у вас?

Пушкин. (рассеянно, покусывая перо) Пока ничего…

И.Пущин (шепчет удивленно). Неужто у тебя ничего не выходит?

Пушкин. Вот, господин профессор.

Кошанский. О! Как скоро! Читайте, прошу вас.

Пушкин. Где наша роза, друзья мои?

Увяла роза, дитя зариЮ

Не говори: так вянет младость!

Не говори: вот жизни радость!

Цветку скажи: прости, жалею!

И на лилию нам укажи!



Кошанский. (Слушает, задумавшись. Подносит лорнет к глазам, смотрит на Пушкина. Пауза) Прелестно, мой друг, не по вашему возрасту прелестно… Хотя мне напоминает некоторые создания легкой французской поэзии. (Звенит звонок) Впрочем, к разбору стихотворения вашего мы вернемся на следующей лекции. Илличинский, что у вас?

Илличинский (хмурясь). Я не успел дописать, господин профессор. (Профессор уходит, забрав с собой листок Пушкина, читая его на ходу. Мальчики, резвясь, убегают. Уносят реквизит класса. Музыкальный фрагмент переходит в следующую сцену)

Сцена №4. (Кюхля читает газету. Он увлечен, возбужден. Входит Пушкин.)

Пушкин. Ты о чем это Виляя?

Кюхля. О Раевском Александре. Когда французы рвались к Могилеву, в разгар жестокого боя Раевский взял за руки двух юных

сыновей своих и пошел с ними вперед. На батарею неприятеля. Он крикнул солдатам: «Вперед, ребята!» И батарея была взята. Понимаешь, взята!.. А дети Раевского не старше нас с вами. Они в бою, а мы-то здесь…



Ведущий 3. Вскоре узнали и другое: чтобы сохранить русскую армию, Кутузов приказал оставить Москву. Пушкин. (отводит

Пущина в сторону). Послушай Ваня, так продолжаться не может. Там идет война, а мы – здесь. Москва – моя Родина. Надобно принять меры.



Пущин. Какие меры?

Пушкин. Отправиться к Кутузову и попроситься в армию

Пущин. Но возьмет ли нас Кутузов? Я другое думаю – бежать.

Пушкин. Куда?

Пущин. В Москву! Наполеона и убьем его!

Пушкин. И нас расстреляют!

Пущин. Вспомни, что говорил

Пушкин. Ваня, Москва оставлена жителями. Город пуст!

Пущин. Тем лучше, мы переоденемся в простонародное платье, нападем на Куницын: «Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!»

Пушкин. Отлично! Бежим хоть сейчас!

И. Пущин. Не сейчас. Кто нас выпустит? Да и как доберемся мы до Москвы?

Пушкин. Пешком.

Пущин. Что ты, Пушкин, пешком мы и до Нового года не дойдем до Москвы! Нынче в 11 часов соберись в путь и выходи на площадку четвертого этажа. Мы спустимся в прихожую и притаимся на галерее. Швейцар Яков а это время обычно засыпает в сторожке. Ключ у него в рукаве. Я вытащу у него ключ, и мы выйдем из Лицея.

Пушкин А если хватятся нас в Лицее?

Пущин. До завтрака никто не хватится. Смелее! Мы идем на военную службу! Мы хотим совершить подвиг!

Сцена №5. Сцена от лица ведущих. ( картина «Пушкин на лицейская экзамене»)

Ведущий 1. 22 декабря 1814 года в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было приложено объявление. В нем говорилось: «Императорский Царскосельский Лицей имеет честь известить, что 4 и 8 чисел будущего января месяца от 10 часов утра до з полудни имеет быть в оном публичное испытание воспитанников первого приема по случаю перевода их из младшего в старший возраст»

Ведущий 4. А газеты приносили все новые и новые известия. Война подходила к концу. 29 декабря 1712 года русская армия перешла через

Неман и прогнала из России Наполеона. «Гроза 1812 года отгремела»



Ведущий 2. Публичное испытание… Экзамены в присутствии многочисленной публики. При одной мысли об этом становилось страшновато. Даже самые беспечные что-то повторяли, учили.

( Мальчики идут к двери на цыпочках, крадутся мимо Якова. Вдруг Яков, давно поджидавший их, просыпается и встает во весь рост, скрестил руки на груди. Мальчики опрометью бросаются бежать, но Яков их хватает),



Яков. Ужо вот я сейчас вас к господину инспектору… (Уводит беглецов).

Ведущий 3. Четвертого января 1815 года публичное испытание в ицее началось.

Ведущий 4. Позднее Пушкин вспоминал: «Как узнали мы, что Державин будет к нам , все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб Дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Он вошел в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил

у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил свое намерение и возвратился в

зал… Державин очень стар, он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели, он весь преобразился. Я не в силах описать состояние души моей, когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой зазвенел, и сердце забилось с упоением восторга..»

(Звучит музыка (фон для чтения стихотворения) Чтение отдельных строф из стихотворения «Воспоминания в Царском Селе».



Ведущий 1. Приближался 1817 год, год больших перемен в лицейской жизни. Выпуск, скоро выпуск. Директор, профессора, воспитанники Лицея были заняты только им одним. Дела хватало всем. Сразу после

экзаменов воспитанников отпустили в Петербург на три дня для обмундирования.



Ведущий 2. В это же день профессора решали их будущее, составляли список, с каким чином и куда в зависимости от желания, Благонравия и успехах в науках выйдет воспитанник. Список не был еще составлен, а о нем уже сложили «национальную» песню, последнюю лицейскую песню. (Веселая гурьба лицеистов распевает поочередно).

Пушкин. Этот список сущи бредни,

Кто тут первый, кто последний,

Все нули, все нули

Ау люли, люли, .люли!



Пущин. Покровительством Минервы

Пусть Вольховский будет первым,

Мы ж нули, мы нули.

Ай люли, люли, люли!



Данзас. Корф дьячок у нас исправный

И седелец в классе славный,

Мы ж нули, мы нули,

Ау люли, люли, люли!



Илличевский. Поль проекцией гусаров
Будет юнкеров гусаров.

Мы ж нули, мы нули,

Ау люли, люли, люли!

Комовский. Дельвиг мыслит на досуге,

Можно спать и в Кременчуге.

Мы ж нули, мы нули,

Ау люли, люли, люли!



Дельвиг. Не тужи, любезный Пущин,

Будешь в гвардию ты пущен

Мы ж нули, мы нули,

Ау люли, люли, люли!



Все вместе. Пусть об них заводят споры

С Энгельгардом профессоры,

И они те ж нули

Ай люли, люли, люли.

(Все распевают и говорят о будущей карьере).

Данзас. Ты, Лисичка, куда собираешься после окончания?

Комовский. В департамент народного просвещения. Мне обещано место столоначальника.

Данзас. Охота за столом сидеть. Я в гусары пойду. А вот Илличевский, верно, по финансовой части пойдет. (Все смеются)

Илличевский. Не всем же гусарами быть. Кой-кому придется потрудться.

Данзас. А ты куда Пущин?

Пущин. (спокойно) В квартальные надзиратели.

Данзас. Нет, серьезно?

Пущин. Я и говорю серьезно

Илличевский (Кюхле) А ты куда собираешься?

Кюхля (растеряно). Не знаю.

(Пушкин, который все время что-то писал, обращается к товарищам)



Пушкин. Послушайте, друзья! Ведь завтра – выпуск. Вот вам моя песнь.

Промчались годы заточенья;

Недолго, милые друзья,

Нам виден кров уединенья

И Царскосельский поля.

Разлука ждет нас у порога,

Завет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

(Лицеисты расходятся. Музыкальная пауза возвращает нас к первой сцене)



Ведущий 4. Приближалось 19 октября. В своем кабинете он вспоминает дорогие тени, он зовет их… Здесь, в Лицее, он был признан поэтом, здесь познал первую дружбу, испытал первую любовь… Отсюда, «с лицейского порога», разошлись его товарищи по дорогам своих судеб, таким разным, но всегда согретым дружеством юности.

ЛИНЕЙКА

«С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ЛИЦЕЙ».
Ведущий 1. Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в Лицей.

Ведущий 2. Это были прекрасные, незабываемые дороги дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью и восторгом. И где бы он ни был, душой Пушкин рвался сюда, в Царское Село.

Ведущий 1. Одно из прозвищ греческого бога солнца Апполон, покровителя искусств – Апполон Ликейский. Пушкин и его друзья чаще всего называли себя лицейскими или ликейскими.

Ведущий 2. Расположенный в прекрасном дворце возведенном Рострелли, окруженный шедеврами античного искусства, памятниками русской военной славы и природной красотой паркового ландшафта Лицей стал царством Поэзии и Знания.

Ведущий 1. 8 и 9 августа прошли приемные экзамены. Имена зачисленных были официально зачитаны чиновником

(Проходит перекличка лицеистов)

- Горчаков!

- Дельвиг!

- Кюхельбекер!

- Пушкин!

- Пущин!

Директор департамента: Господа! Его Императорское Величество изволили распорядиться об открытии нового учебного заведения особого типа для детей дворян. Сие заведение впредь будет именоваться лицеем, ибо созданл оно на примере славных традиций древнегреческих школ, именуемых ликеями.

Ведущий 2. Смело, бодро выступил профессор политических наук Александр Петрович Куницын.

Куницын. Господа! Из родительских объятий вы поступаете под кров сего священного храма наук. Здесь сообщены будут вам сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина. Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями. Чтобы благоустраивать Россию, нужны, знания, и эти знания нужно передавать народу. Ибо люди желают свободы и благосостояния, а не рабства и нищеты. Да будет ваше окончание образования столь же торжественно, как и начало оного!

Ведущий 1. Лицей – высшее учебное заведение – имеет целью образование юношества для государственной службы и приравнивается к российским университетам.

Ведущий 2. Распорядок дня в Лицее:

- подъем – 6.00

- молитва -6.30

- 7.00 до 9.00 – занятия

- в 9.00 – чай

- до 10 часов – прогулка

- с 10.00 до 12.00 – занятия

- с 12.00 до 13.00 – прогулка

- в 13.00 – обед

- с 14.00 до 15.00 – чистописание и рисование

- с 15.00 до 17.00 уроки

- в 17.00 – чай

- до 18.00 – прогулка

- в половине девятого – ужин

- после ужина до 10.00 вечера – отдых

- в 10 вечера – молитва и сон.



Ведущий 1. До окончания курса ни один из лицеистов не имеет права выезжать из Лицея. Обучение длится 2 курса по 3 года. Изучаются языки: русский, латинский, французский, немецкий, а также риторика, словесность, история, нравственные науки, математические и физические, изящные искусства и

гимнастические упражнения. Кроме того, танцевание, фехтование, верховая езда и плавание.

( Император проходит мимо лицеистов и оказывает им какие-то знаки внимания)

Император: В добрый путь, господа! Да хранит вас бог!

Пушкин. Друзья, прекрасен наш сою!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.



Император: Можно начинать бал.

(Звучит музыка, начинается бал. Учителя русского языка и литературы в бальных платьях и париках вместе с лицеистами танцуют полонез)

Выступление руководителя ШМО о программе мероприятий на праздничную неделю.


Выступление лекторской группы

«ЛИЦЕЙСКИЕ НАСТАВНИКИ А.С.ПУШКИНА»

Ведущий 1. В Чикаго готовились открыть школу для богатых. Устроителям было поручено ознакомиться с опытом лучших учебных заведений мира. Они пришли к заключению, что практика обучения и воспитания в Царскосельском Лицее не знала себе равных. Безусловно, организаторы чикагской школы имели в виду те годы занятий Лицея, когда учился Пушкин и его друзья. (1811 – 1817) Организаторов чикагской школы в Лицее привлек, по всей вероятности, сам уклад жизни первых питомцев, нравственные нормы, которые царили в учебном заведении, содержание и методы обучения, высокая культура преподавателей, которые излагали не учебные предметы, а основы наук.

Ведущий 2. В Лицее заботились о физическом развитии воспитанников. Отсюда внимание к занятиям по плаванию, верховой езде, фехтованию, танцам. На обслуживание подростков денег не жалели: им были предоставлены отдельные комнаты, хорошо налажен быту. Особое внимание в Лицее обращали на знания учащихся, когда обнаружилась различная их подготовка по предмету, преподаватели занимались с отдельными группами.

Ведущий 3. Автором проекта организации Лицея был М.Сперанский. Он же привлек к работе в Лицее и его первого директора В.Малиновского, человека высокообразованного и гуманного. В содержании курсов, включенных в программу, реализовались свободолюбивые традиции русского просветительства последней трети 18 века – начала 19 века. Лицей был привилегированным учебным заведением. Сергею Львовичу Пушкину в прошении о приеме сына нужно было предоставить подтверждение о происхождении мальчика из древнего дворянского рода. Выезжать из Лицея запрещалось, а родным дозволялось посещать детей по праздникам.

Ведущий 4. Никаких физических наказаний в Лицее не применялось. Между профессорами и учащимися установились ровные, уважительные отношения. В Лицее господствовала атмосфера уважения к личности каждого воспитанника,

поощрялось проявление чувства достоинства, независимости суждений. К отдельным слабостям лицеистов относились терпимо. Профессора общались с учениками и вне классных занятий: во время прогулок, совместного обеда, вечернего чтения книг. Эти коллективные чтения и дружеские беседы сближали преподавателей и учеников. Породнили преподавателей и лицеистов события 1812 года: общие радости, огорчения, переживания и размышления.



Ведущий 5. Лицеисты много читали. Они располагали превосходной библиотекой, им доступны издания «Русский вестник», «Вестник Европы», «Сын Отечества», а также иностранные издания. Читали преимущественно исторические сочинения, книги о путешествиях, русскую и зарубежную литературу. В Лицее поощрялся творческих труд. Творческая атмосфера (чтение, соревнования в написании стихов, практика переводов) благотворно сказалась на общей культуре лицеистов. Программа их обучения была рассчитана на 6 лет. Первые три года: изучение языков (латинского, французского и немецкого), усвоение правил риторики, а также история Всемирной, Российской, географии, математики. В следующие три года лицеисты знакомились с психологией, этикой, введением в эстетику, политической экономией, финансами, статистикой, правом.

Ведущий 6. Шесть лет, проведенные в Лицее, навсегда остались для Пушкина самыми светлыми:

Куда бы нас ни закинула судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все же мы, нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛЕКТОРСКОЙ ГРУППЫ.

Лицей.
В 1811 году Пушкин поступил в лицей, только что открытый в Царском Селе (ныне г. Пушкин), под Петербургом. В августе были проведены приёмные экзамены, а 19 октября, когда окончился ремонт здания, отведённого под лицей, состоялось торжественное открытие этого нового учебного заведения. С 23 октября начались занятия.

Лицей был своеобразным учебным заведением. В его органи­зации большое участие принимал видный государственный дея­тель начала XIX века М. М. Сперанский. По его замыслу, лицей должен был подготовлять образованных и передовых людей. По­этому по проекту лицея, составленному Сперанским, в программу были включены предметы не только среднего, но и высшего учеб­ного заведения; в частности политические науки. Во главе лицея был поставлен близкий Сперанскому человек В. Ф. Малиновский. Были назначены лучшие профессора и преподаватели. Среди них необходимо отметить профессора политических наук А. П. Куницына, особенно любимого Пушкиным. Противник кре­постного права, Куницын своей критикой деспотизма и рабства, защитой прав личности и свободы воспитывал многих лицеистов в духе вольномыслия и свободолюбия. Французский языки лите­ратуру преподавал Будри, брат знаменитого якобинца Марата, много рассказывавший лицеистам о французской революции. Лекции этих и близких к ним по духу профессоров, а также за­прещённая политическая литература, имевшая большое распро­странение среди лицеистов, превращали лицей времён Пушкина в школу политического вольномыслия. Недаром Пушкин и его друзья называли его «лицейской республикой».

Среди товарищей Пушкина были юноши с реакционными взглядами, привитыми им с детства. Но основная масса лицеи­стов, товарищей Пушкина, была проникнута духом вольномы­слия, жила дружной, братской семьёй.

Вспоминая впоследствии о лицейских годах, в своём посла­нии к бывшим лицеистам, Пушкин так характеризовал лицей­ское «святое братство»:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело.

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Лицеисты живо интересовались и политическими событиями, и литературной жизнью. Отечественная война 1812 года, поход русской армии за гра­ницу, взятие Парижа — все эти события волновали лицеистов, вызывали оживлённые обсуждения, заставляли следить за оте­чественными и иностранными журналами. Товарищ Пушкина по лицею И. И. Пущин в своих воспоминаниях рассказывает: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой на­родной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве».

В Пушкине под влиянием этих событий ещё более окрепла любовь к родине и народу. В стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» (1814) юный поэт с восторгом пишет о русских ратниках-богатырях. С болью в сердце он говорит о пожаре Москвы, о её развалинах, но утешается тем, что занятие Моск­вы французами было началом их гибели:

Утешься, мать градов России.

Воззри на гибель пришлеца...

Взгляни: они бегут...

Пушкин видит источник победы России над Наполеоном в героизме русского народа-патриота, в отпоре широких народных масс врагу.

Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных, Сердца их мщеньем зажжены.

В лицейские годы Пушкин много читал.

Лицеисты выписывали целый ряд журналов и книг, горячо обсуждали вопросы литературы. Среди воспитанников лицея были юноши с поэтическим талантом: Илличевский, Дельвиг, Кюхельбекер. Уже с конца 1811 года в лицее стали издаваться рукописные газеты, журналы, сборники. Пушкин принимает в них деятельное участие. В лицейские годы Пушкин пишет много и в разных жанрах: оды, элегии, послания, поэмы, комедию, ро­ман. До нас дошло около ста двадцати стихотворений Пушкина-лицеиста, но это далеко не всё, что написано им в эту пору. Творческие силы Пушкина-лицеиста проявлялись с кипучей энергией.

«Не только в часы отдыха от ученья в рекреационной зале', на прогулках рассказывает его товарищ по лицею С. Комовский,— но нередко в классах и даже во время молитвы

Пушкину приходили в голову разные пиитические (поэтические) вымыслы, и тогда лицо его то помрачалось, то прояснялось от улыбки, смотря по роду дум, кои занимали его...»

В стихотворном послании к одному из учителей («Моему Аристарху», 1815) сам Пушкин пишет о том, как у него рожда­ются стихи:

Сижу ли с добрыми друзьями,

Лежу ль в постели пуховой,

Брожу ль над тихими водами

В дубраве тёмной и глухой.

Задумаюсь — взмахну руками,

На рифмах вдруг заговорю...

Лицейские стихотворения Пушкина показывают, что юный поэт растёт, как сказочный богатырь, не по дням, а по часам. Он быстро проходит годы ученичества у классицистов XVIII века и у поэтов начала XIX века: Жуковского, Батюшкова. Ясность и трезвость мысли, критическое отношение к своим учителям предохраняют Пушкина от ученического подражания. «Бреду своим путём; будь всякий при своём»,— заявляет он в послании Батюшкову (1815), предложившему ему петь «войны кровавый пир». Своё, пушкинское сказывается уже в лицейских стихах Пушкина, в его, по выражению Белинского, «художнической способности... свободно переноситься во все сферы жизни», в «простом и верном взгляде на действительность». Уже в этих сти­хах проявляются особенности языка Пушкина: ясность, точность, меткость, выразительность и смелая новизна словесных образов. Слава Пушкина-поэта растёт не только среди лицеистов. С 1814 года стихи Пушкина начинают печататься в журнале «Вестник Европы», а с 1815 года — ещё в двух журналах.

В январе 1815 года на экзамене Пушкин прочитал в присут­ствии Державина свою оду «Воспоминания в Царском Селе». Державин был взволнован силой поэтического дарования Пуш­кина. Маститый поэт екатерининского века увидел в поэте-ли­цеисте своего достойного преемника.

Но не один Державин отметил поэтический талант Пушкина. Ему

изумлялся Батюшков; скупой на похвалы Карамзин, наве­стив Пушкина в лицее, сказал ему: «Пари, как орёл, но не оста­навливайся в полёте».

В своём письме к П. А. Вяземскому (1815) Жуковский сообщает о том, что он посетил в лицее «молодого чудотворца — Пушкина». Дальше он пишет: «Это надежда нашей словесно­сти... Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». В лицее. Пушкин установил товарищеские связи со многими лицеистами, а с Дельвигом, Пущиным и Кюхельбекером его связывала искренняя, глубокая дружба. Пушкин был человек живой, общительный, а потому, когда воспитанникам старших курсов разрешили посещать дома знакомых, живущих в Царском Селе,

он широко воспользовался этим разрешением. Летом 1816 года жил в Царском Селе Карамзин, знавший и высоко ценивший Пушкина. Поэт посещал дом Карамзина, слушал чтение отрыв­ков из «Истории Государства Российского», беседы Карамзина с посетителями. У Карамзина Пушкин познакомился с П. Я. Ча­адаевым, офицером гвардейского гусарского полка, а через Чаадаева — со многими молодыми офицерами этого полка, в

числе которых были члены организаций, предшествовавших де­кабристским- Северному и Южному обществам. Чаадаев, свобо­долюбивый и широкообразованный человек, стал другом Пуш­кина и оказал на него большое и благотворное влияние. В по­слании «Чаадаеву» (1821) Пушкин говорит об этом:

Твой жар воспламенял к высокому любовь.

«Высокое» на языке Пушкина и декабристов значило_по­литические, общественные, научные, литературные интересы. Беседы с Чаадаевым укрепили и расширили свободолюбивые взгляды и настроения Пушкина.

Ко времени окончания лицея Пушкин вполне был подготов­лен к высокому назначению поэта-гражданина. Его умственный кругозор расширился, оформились передовые взгляды, возмужал его поэтический талант, он горел желанием «отчизне посвятить души прекрасные порывы».

9 июня 1817 года Пушкин окончил лицей. Поэт покинул стены школы, вступил в жизнь.

СОДЕРЖАНИЕ.



План мероприятий ____________________________________3
«Под сенью дружных муз…», конкурсная программа ______4
Праздник инсценированной сказки Пушкина ______________11
«С лицейского порога» _________________________________12
Линейка «С днем рождения, Лицей» ______________________19
Выступление лекторских групп __________________________21
Портретная галерея_____________________________________27

ЛИТЕРАТУРА

  1. Боголепов П.И. Тропа к Пушкину. М.: Детская литература, 1967




  1. Иезуитов Р.В. Пушкин в Петербурге. - Санкт-Петурбург: Лениздат, 1991



  1. Литература в школе, 1986 г. №6.




  1. Пушкинский альманах. – М.: «Народное образование», 1999



  1. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники – М.: Наука, 1969




  1. Читаем, думаем, играем, 2005 выпуск №5.






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница