Методы организации познавательной деятельности с учебно-научным текстом: перекодирование содержания текста



Скачать 135.92 Kb.
Дата08.05.2016
Размер135.92 Kb.
Купирова Е.А., Суворова Е.П.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УЧЕБНО-НАУЧНЫМ ТЕКСТОМ:

ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТЕКСТА.

Методами организации познавательной деятельности с учебно-научным текстом являются лингвосмысловой анализ текста, перекодирование содержания текста и конструирование текста.

Метод перекодирования содержания текста

Общеизвестно, что усвоение учебного материала во многом зависит от его структуры. В философии структура понимается как строение и внутренняя форма организации системы, выступающая в единстве устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Сложность структуры учебно-научного текста определяется количеством и удаленностью одновременно связываемых элементов. Выполняя лингвосмысловой анализ текста, школьники выделяют его элементы (известные и новые понятия) и устанавливают между ними логико-смысловые отношения, выявляя таким образом иерархию текстовых субъектов.

Структурирование содержания учебно-научного текста является важным этапом в процессе формирования умения выделять смысловые блоки и составлять план текста. Известно, что об адекватном понимании текста можно говорить лишь в том случае, если ученик способен создать на основании предложенного учебно-научного текста свой текст, содержательно адекватный исходному. Лучшему пониманию и запоминанию учебного материала способствуют приемы составления плана, таблицы, схемы, инструкции, алгоритма и др. Эти приемы связаны с перекодированием информации, изменением формы ее предъявления при сохранении содержания.

Перекодирование содержания текста как метод обучения состоит в поиске адекватной формы представления содержания знакомого учебно-научного текста с целью обеспечить его полное и точное понимание. Основу перекодирования составляют не только вопросы что и как сказано в тексте, но и какова структура учебно-научного текста, каково соотношение признаков понятия названного в нем понятия или какова иерархия понятий. Процесс перекодирования учебно-научного текста способствует осознанию его содержания и оценке формы, формированию реконструктивных интеллектуально-речевых умений, обогащению опыта познавательной деятельности.

Перекодирование содержания текста применяется во взаимосвязи с методом лингвосмыслового анализа. Реконструктивная деятельность направлена на формирование умений представлять вербальный учебно-научный текст в иной форме, а также умений читать таблицы, схемы, карты, т.е. переводить их в слово.

Формирование реконструктивных умений начинается с выделения оснований для представления вербального учебно-научного текста в иной форме – в виде таблицы, схемы, графика. Учащимся предлагается определить,



  • какие явления сравниваются в тексте;

  • по каким признакам они сравниваются;

  • в чем проявляется сходство и в чем – различие сопоставляемых явлений и фактов;

  • в какой форме (схемы, таблицы) удобнее представить сходство и различие изучаемых явлений;

  • обосновать выбор формы представления информации;

  • составить схему (таблицу);

  • сопоставить полученный вариант с вербальным текстом.

Например, при изучении темы «Союзы при однородных членах предложения» в 8 классе учащимся может быть предложено следующее задание:

  1. Внимательно прочитайте параграф «Союзы при однородных членах предложения» и выделите те случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения, которые вам уже знакомы.

  2. Какие случаи постановки знаков препинания вы ранее не изучали?

  3. Подумаем, как можно представить материал этот параграфа, чтобы он стал более наглядным и его было бы легче запомнить?

  4. Давайте попробуем составить таблицу. Сколько граф должно быть в таблице? Почему? Как их следует назвать? (В ходе обсуждения учащиеся под руководством учителя составляют сетку таблицы и частично заполняют ее).

  5. Следует ли выделить специальную графу для схем? Почему?

  6. Сколько пунктов должно быть в графе, которую мы назвали «Запятая ставится? Какие это пункты?

  7. Сколько пунктов должно быть в графе, которую мы назвали «Запятая не ставится? Какие это пункты?

Одним из эффективных приемов обучения перекодированию информации является составление плана текста. План рассматривается как краткая программа текста, предусматривающая выделение его частей и их взаимное расположение. Известно, что план отражает логику развития мысли. Между тем школьники в своих работах часто не отличают теоретическую информацию от иллюстративной и склонны отражать в плане иллюстративную информацию, опуская теоретическую. Кроме того, планы учащихся не всегда отражают взаимосвязь ключевых понятий учебно-научного текста.

При обучении составлению плана учащимся предлагаются задания: дополнить данный учителем план; реконструировать готовый план; выбрать лучший план и обосновать его положительные стороны; пересказать учебно-научный текст по составленному плану.

Например, в учебнике А.С. Батуева «Человек: основы физиологии и психологии» представлен следующий текст:

Наблюдение

Направленное восприятие, связанное с достижением какой-либо определенной цели, назы­вается наблюдением.

Характерным признаком наблюдения являет­ся ясная постановка задачи. Задача, стоящая перед наблюдателем, указывает, на что именно должно быть направ­лено внимание. Успех наблюдения во многом зависит от того, на­сколько точно человек умеет оценить обстановку, подметить мель­чайшие детали, которые подчас ускользают от внимания других.

Наблюдательность — важная черта личности. Умение наблюдать имеет огромную ценность в самых различных областях деятельности человека, в том числе учебной. При систематическом и планомерном наблюдении человек постоянно сравнивает воспринимаемые впечатле­ния, анализирует их связи и отношения, делает правильные выводы. Недаром наблюдение иногда называют «мыслящим восприятием».

Чтобы успешно вести наблюдение, надо хорошо к нему подготовиться, об­ладать определенными знаниями о предметах и явлениях. Знания заставля­ют человека шире и глубже видеть, лучше слышать, подмечать и выделять в явлениях наиболее существенное. Хороший наблюдатель всегда вырабаты­вает некоторый план, систему или порядок наблюдения за объектом. В отли­чие от этого бессистемное наблюдение приносит мало пользы: человек лишь «выхватывает» из среды отдельные, случайно попавшиеся на глаза предме­ты и явления и не в состоянии построить общей картины ситуации.

Для полноты и точности наблюдения большую роль играет словесное опи­сание его результатов. Очень полезна привычка во время путешествий, при посещении театров, музеев, выставок или просто при столкновении с чем-то интересным в жизни записывать свои впечатления или мысленно подгото­вить рассказ о них для друзей и знакомых.

Школьникам предлагается познакомиться с планом текста, который был составлен одним из учеников, подумать, достаточно ли полно и точно в нем отражено содержание текста, и при необходимости внести дополнения и исправления.

План:


  1. Что называется наблюдением?

  2. Перед кем ставится задача?

  3. Зачем человеку нужно умение наблюдать?

  4. Зачем нужно записывать свои наблюдения?

В данном случае автор плана допустил две ошибки. Во-первых, неудачно сформулирован второй пункт плана. Во-вторых, в плане не отражена часть текста, в которой говорится о необходимости подготовки к наблюдению. Исправление этих ошибок способствует пониманию текста, а также закреплению умений формулировать пункты плана и сохранять структуру текста при составлении плана.

В приведенных ниже примерах заданий для учащихся показано, как методические приемы составления инструкции применения правила, алгоритма, составления схемы правила, представления теоретической информации в разной форме могут использоваться при изучении разных предметов.


Задание 1: Прочитай правило и рассмотри составленные к нему инструкцию-схему и инструкцию-последовательность действий. Какой инструкцией тебе удобнее пользоваться? Почему?
Правописание приставок, оканчивающихся на -з (-с)
В приставках, оканчивающихся на -з (-с), перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими – с.
Инструкция – последовательность действий

  1. Выдели в слове приставку.

  2. Если приставка оканчивается на -з(-с), подчеркни согласную, стоящую после приставки.

  3. Если после приставки стоит звонкая согласная, то в приставке пиши з.

  4. Если после приставки стоит глухая согласная, то в приставке пиши с.


Инструкция-схема

После приставки стоит

звонкий согласный глухой согласный

в приставке

пишу з пишу с
Задание 2: Прочитай правило. Какие действия ты должен выполнить, чтобы применить это правило? Составь инструкцию.
Если однородные члены предложения соединены одиночными союзами И, ИЛИ, то запятая перед союзом не ставится. Если два простых предложения соединены одиночным союзом И, ИЛИ, то запятая перед союзом ставится.
Задание 3: Прочитай текст, выдели в нем ключевые термины. Рассмотри схему, в которой показана взаимозависимость этих терминов. Помогает ли схема понять смысл текста и определить последовательность его частей?

Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. Они всасывают из почвы воду. Вместе с водой растения всасывают растворенные соли. Соли – питательные вещества, без которых растения не могут жить.

Солей в почве мало. Растения могли бы их быстро израсходовать. Но этого не происходит. Запас солей в почве постоянно пополняется. Как? Благодаря перегною.

Перегной под действием микробов, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Перегной как бы «кормит» растения солями. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так животные повышают плодородие почвы. (А.А. Плешаков. Природоведение: Учебник для 3 класса).

Корни растений






Кислород воздуха Вода
Перегной → соли → растворенные в воде соли
Задание 4: Рассмотри схему и попробуй по ней восстановить текст. Приведи примеры. Озаглавь свой ответ. Особое внимание обрати на то, чтобы предложения были связаны по смыслу и грамматически. Проверь себя по учебнику

Односоставные предложения




С главным членом С главным членом сказуемым

подлежащими



определенно- неопределенно- безличные

личные личные





Задание 5: Выдели в тексте ключевые слова и термины, покажи их взаимосвязь с помощью схемы.

Класс – одна из высших групп в систематике животных. В классы объединяют родственные отряды животных. Например, отряды грызунов, насекомоядных, хищных и т.д. составляют класс млекопитающих.

В отряды объединяют родственные семейства. Например, семейства собачьи, волчьи, медвежьи, кошачьи и др. образуют отряд хищных.

Семейство – группа в биологической систематике. В семейство объединяют близкие роды. Так, семейство беличьих включает роды: белки, бурундуки, сурки, суслики и др.

Род – основная надвидовая группа в биологической систематике. Объединяет близкие по происхождению виды. Например, разные виды кошек (дикая, лесная, степная, бенгальская и др.) составляет род кошек.

Вид – основная группа в системе живых организмов; совокупность животных, дающих плодовитое потомство, обладающих общими признаками, населяющих определенное место. Например, в семействе кошачьих различают 4 рода и 36 видов.

(«Хочу все знать». Энциклопедический словарь)


Задание 6: Прочитай текст. Какие явления в нем сравниваются? По каким признакам?

Банановые – гигантские многолетние травы с мощными подземными корневищами и укороченными клубневидными стеблями, которые почти не выступают над землей и несут спирально расположенные листья длиной до 5-6 м. Ложные стебли нередко достигают в высоту 15 м.

Семейство банановых состоит из двух родов – род банан и род энсета.

Род банан объединяет свыше 40 видов, распространенных в тропической Южной Азии, на островах Малайского архипелага, Новой Гвинее, в Северо-Восточной Австралии и на островах Тихого океана.

Род энсета состоит из 7 видов, произрастающих в тропической Африке и Азии от Северо-Восточной Индии до Южного Китая.

Плод банановых – ягода с кожистой оболочкой и сочной мякотью, у энсеты плоды довольно сухие. Соплодие банановых могут быть очень крупными. Так, например, мадагаскарская энсета дает соплодия массой 25-30 кг, содержащие до 200 плодов, а соплодие культурных бананов может состоять из 300 плодов общей массой 50-60 кг.

(Жизнь растений. Энциклопедия)



  • Рассмотри таблицу. Сколько в ней столбцов, строк? Почему?




Основания для сопоставления

Род банан

Род энсета

Ареал

Тропическая Южная Азия, острова Малайского архипелага, Новая Гвинея, Северо-Восточная Австралия, острова Тихого океана.

Тропическая Африка, Азия от Северо-Восточной Индии до Южного Китая.


Количество видов

Свыше 40 видов

7 видов

Характеристика плода

Ягода с кожистой оболочкой и сочной мякотью

Ягода с кожистой оболочкой и сухой мякотью

Характеристика соплодия

Масса до 50-60 кг, количество плодов в соплодии – до 300.

Масса до 25-30 кг, количество плодов – до 200.




  • Сравни содержание таблицы с учебно-научным текстом. В чем ты видишь сходство и различие таблицы и текста? Какой текст удобнее представлять в форме таблицы? Зачем нужны таблицы?

Задание 7:. Воссоздай учебно-научный текст, используя предложенную таблицу


Признаки для сравнения

Количественные числительные

Порядковые числительные

Грамматическое значение

Число, количество предметов

Порядок предметов при счете

Вопрос

Сколько?

Какой? Который?

Примеры

Восемь

Девяносто два

Семь восьмых


Двенадцатый

Двадцать шестой

Сто восемнадцатый



Задание 8: Прочитай текст. Какие явления в нем сравниваются? По каким признакам? Можно ли представить содержание текста в форме таблицы? Определи, сколько в ней будет столбцов и строк. Почему? Как они будут названы? В каких формах ты можешь представить текст? С какой целью?

Какие действия надо выполнить, чтобы представить текст в форме инструкции, таблицы, схемы?


Земная кора образована разнообразными горными породами.

Горные породы отличаются друг от друга окраской, плотностью, твердостью, способом образования, минеральным составом и другими признаками. По способу образования они делятся на магматические, осадочные, метаморфические.

Магматические горные породы образовались из магмы – расплавленной каменной массы, возникающей во время извержения вулкана. Земная кора в основном состоит из твердых магматических пород – гранита и базальта. Самый нижний слой – базальтовый, на нем под материками покоится гранитный слой. Под океанами гранитный слой маломощный или совсем отсутствует. В некоторых местах земного шара граниты выходят на поверхность.

К осадочным горным породам относятся песчаники, глинистые сланцы, известняки, мел, гипс, каменная соль и др. песчаники, глинистые сланцы образовались из древних пород, которые оседали на дне океанов, морей, озер и в других понижениях суши. Постепенно под давлением новых слоев они уплотнялись и превращались в осадочную породу.

Магматические и осадочные горные породы под действием высокой температуры и давления постепенно видоизменяются, превращаясь в метаморфические породы (в переводе с греческого языка «метаморфоза» означает превращение). К метаморфическим породам относится кварцит; он возник из песчаника; мрамор появился в результате преобразования известняка; гнейс возник из гранита и осадочных пород.

(Пакулова В.М. Природа. Неживая и живая: Учебник для 5 класса)


Ниже приведены три варианта домашнего задания по одному и тому же теоретическому материалу, которые могут быть использованы для дифференцированной работы?

1 вариант

  1. Прочитай правило «Правописание гласных Е-И в корнях с чередованием».

  2. В каких корнях происходит чередование букв Е-И? Приведи примеры с каждым корнем.

  3. Какое наглядное пособие ты мог бы предложить для изучения этого правила? Начерти его.


П вариант

  1. Прочитай правило «Правописание гласных Е-И в корнях с чередованием».

  2. В каких корнях происходит чередование букв Е-И? Приведи примеры с каждым корнем.

  3. Составь инструкцию по применению правила.

  4. Приведи примеры.


Ш вариант

  1. Прочитай правило «Правописание гласных Е-И в корнях с чередованием».

  2. В каких корнях происходит чередование букв е-и? Приведи примеры с каждым корнем.

  3. Заполни своими примерами таблицу.




Корни с чередованием

Е (нет –а-)


И (есть –а-)

ер – бир

пер – пир

дер – дир

тер – тир

мер – мир

стел – стил










Составление алгоритмаприем, хорошо известный в методике. Начинать обучение составлению алгоритма следует с анализа текста учебника. Так, при изучении способов связи слов в словосочетании можно предложить следующие вопросы и задания:

  • Как вы думаете, какой член словосочетания, главный или зависимый, играет основную роль при определении способа связи слов? Почему?

  • Попробуем составить алгоритм рассуждения при определении способа связи слов в словосочетании. Чтобы составить алгоритм, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. С чего надо начинать анализ словосочетания?

  2. На способ выражения какой части словосочетания нужно обратить внимание при определении способа связи?

  3. Какими частями речи может быть выражено зависимое слово при согласовании? Что общего у этих частей речи?

  4. Какой частью речи может быть выражено зависимое слово при управлении?

  5. Какими частями речи может быть выражено зависимое слово при примыкании? Что у них общего?


Алгоритм определения способа связи слов в словосочетании.

  1. Выделяю главное и зависимое слово в словосочетании.

  2. Определяю, какой частью речи выражено зависимое слово.

  3. Смотрю, изменяется ли зависимое слово по родам, падежам и числам.

Да Нет



Согласование



  1. Смотрю, выражено ли зависимое слово именем существительным в косвенном падеже?




Да Нет


Управление



  1. Смотрю, выражено ли зависимое слово неизменяемой частью речи?


Да Нет



Примыкание


Метод реконструкции учебно-научного текста способствует более глубокому пониманию учебного материала, формированию рефлексивных умений и универсальных учебных действий.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница