«методы активизации музыкального мышления в начальном периоде обучения игре на фортепиано»



Скачать 103.28 Kb.
Дата27.10.2016
Размер103.28 Kb.


Ханты-Мансийский автономный округ

Нефтеюганское городское

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств”


Методическое сообщение

«МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО»

Составила:

преподаватель

отделения специального

и общего фортепиано

Вахрамова Т.В.

г. Нефтеюганск

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

II. МЕТОДЫ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ


    • Метод сравнения

    • Метод наводящих вопросов

    • Метод «сам себя обучаю»

    • Метод обоснования выбора

    • Осознание изменений в музыке

III. МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

  • Изменение материала

    • Редакторская обработка материала
    • Игра с карточками («мозаика»)

    • Решение задач, ребусов и загадок

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день в существующей практике преподавания игры на фортепиано прослеживается негативная тенденция, которая заключается в недостаточном внимании к развитию самостоятельности и инициативности музыкального мышления каждого ученика независимо от уровня исходных музыкальных данных. Не всегда достаточно внимания уделяется развитию навыков оперирования с музыкальным материалом, например, чтению с листа, ансамблевой игре, подбору по слуху и транспонированию. В результате ученик не получает подготовки к какой-либо форме активной музыкальной деятельности. Музыкальное обучение должно входить в общий процесс развития мышления.

Существенной стороной музыкального воспитания является развитие эмоциональной отзывчивости ребенка. Л.Барембойм в книге “Путь к музицированию” считает, что одна из основных задач начального этапа музыкального обучения - “ввести ребенка в мир искусства звуков, привить ему любовь к музыкальной речи, научить его переживать выразительность музыкального языка”.

В музыкальном обучении тесно связаны познавательные процессы и эмоциональная реакция. Единство чувственного и логического в мышлении позволяет переходить в учебном процессе от накопления знаний к выработке собственных позиций и убеждений, развивает в ученике такие качества, как интеллектуальная активность и инициатива. Решающим моментом в организации обучения музыке является построение учебно-образовательного процесса, содержание, формы и методы (способы) обучения. Опираясь на положение психолога П.Блонского «Мышление – знания в действии», педагог может использовать в работе с каждым учеником методы развивающего обучения. В результате мышление в целом поднимается на более высокий уровень.

На раннем этапе обучения (как правило, это дети 5 – 6 лет) ввиду психологических особенностей детей, урок должен быть построен в игровой форме. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, и только в игре ребёнок может в полной мере раскрыть свои творческие наклонности. Важно так «выстроить» игру, чтобы в её ходе ребёнок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал. То есть следует наводящими вопросами подвести ребёнка к пониманию того, что он хочет сделать и каким способом он может этого добиться. Важно понять и почувствовать.

В последние десятилетия в фортепианной педагогике используются разнообразные методы обучения детей, которые воспитывают мышление и самостоятельность ребёнка. Эти простые, интересные и в то же время обучающие задания и упражнения обеспечивают познавательную активность ученика, позволяют проверить качество усвоения учебного материала и создают на уроке атмосферу творческого увлечения.



II. МЕТОДЫ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ


Предлагаемые методы помогают педагогу в закреплении необходимых знаний, умений и навыков.

Метод сравнения

К простейшим методам развития мышления относятся приёмы сравнения, то есть наблюдения за изучаемым материалом путём сопоставления его с другим, например, сопоставления низкого звука с высоким, длинного с коротким, громкого с тихим, быстрого движения с медленным, весёлого характера с печальным.

При помощи сравнения разнохарактерных сочинений можно развивать слуховую и эмоциональную отзывчивость ученика. После прослушивания ученик отвечает на вопросы педагога о характере музыки, об изменениях характера внутри пьесы.

Метод сравнения можно использовать для объяснения пульсации музыки. Т.И. Смирнова предлагает такой вариант: «Если человек пожилой, ходит медленно (играется соответствующая музыка) - как у него бьётся сердце, какой у него пульс? Если человек идёт спокойно, а другой бежит, как стучит у них пульс: в одном темпе или по-разному?» Ребёнку под различную музыку предлагается простучать её пульс, предварительно объяснив, что музыка живая, и у неё есть тоже «сердце» и «пульс».

Контрастные сопоставления теснейшим образом связаны с характеристикой музыки путём установления ассоциативных связей с миром образов, знакомых и близких ребёнку. Например, Т.И. Смирнова при игре отдельных звуков, «оживляет» их, давая им следующую характеристику: «Ноты весёлые и хотят петь, или загрустили и поют нежно и тихо, или поспорили и хотят перекричать друг друга». Главное, чтобы с первого же занятия ребёнок искал в звуках образ, настроение. Перед ребёнком стоят задачи, которые он должен решать. Он должен определиться в своём художественном замысле, как бы услышать желаемое звучание. Затем ему нужно подумать, что для этого надо сделать, какими должны быть движения рук.

Метод наводящих вопросов

На осознание собственных действий направлен метод вопросов. Цель вопроса – натолкнуть ученика на размышление, необходимое для ответа. Вопросы могут быть самые различные в зависимости от задания. Этот метод широко используется во многих современных учебных пособиях. Так, например, Л. Баренбойм в пособии «Путь к музыке» обращается именно к ученику, приглашая его к совместному обсуждению всех возникающих вопросов. Они могут быть направлены как на теоретическую, так и на исполнительскую стороны обучения. То есть следует наводящими вопросами подвести ребёнка к пониманию того, что он хочет сделать и каким способом он может этого добиться. Лучше всего ставить вопросы в «совещательной» форме: «Не кажется ли тебе, что эту мелодию лучше сыграть мягким звуком?», «Не думаешь ли ты, что…?» и так далее.

Аналитические вопросы помогут разобраться в структуре пьес и найти необходимые краски: сколько фраз в этой пьесе? в каком темпе лучше играть – в медленном или подвижном? нужно играть связно, отрывисто или применять разные штрихи? где нужно играть громко, а где тихо?

Метод наводящих вопросов хорошо активизирует слуховое восприятие ученика. Ребенку бывает трудно сразу услышать все необходимые детали звучания. Поэтому лучше задачу расчленять на отдельные маленькие задания, поэтапно изучать элементы целого. Задание может формулироваться следующим образом: послушай и определи, какой темп музыки, где начало и конец фраз в пьесе; в каком голосе звучит мелодия; есть ли в пьесе аккомпанемент; какие динамические оттенки используются, есть ли изменение характера музыки в пьесе. В качестве продолжения задания можно попросить вспомнить пьесы, похожие на данную музыку.

Все эти вопросы имеют цель – активизировать сначала восприятие ученика, а затем и осознание.

Метод «сам себя обучаю»

В книге «Путь к музицированию» Л. Баренбойм описывает метод активизации мышления ученика, разработанный французскими педагогами М. и Ж. Мартено. Метод назван «сам себя обучаю», что подчеркивает его направленность. Ученик учится использовать в процессе обучения собственные рассуждения, оценивать свои действия и планировать задачи. Приведем в качестве примера несколько вопросов, которые сам ученик должен задать себе при работе над техникой: «Как я должен поступить, чтобы мои пальцы стали ловкими? Должен ли я собрать пальцы или они должны быть растопырены? Должны ли мои пальцы плотно или легко соприкасаться с клавиатурой?». Вариантов формулировки и направленности вопросов может быть много. Главная цель – направить внимание ученика на осознание собственных действий.

Использование такого приема обращения к ученику помогает закрепить необходимые сведения и проверить прочность знания.
Метод обоснования выбора

«Выбери, а потом объясни, почему ты сделал тот, а не другой выбор?». Данный метод схож с вышеупомянутым методом. Ребёнку предлагается самостоятельно выполнить задание. Например, дана мелодия и три варианта аккомпанемента к ней. Задание – выбрать и играть наиболее понравившийся аккомпанемент, объяснить, почему именно этот был выбран. Или, например, выбрать из 2-х представленных аппликатур ту, которой более удобна для ребёнка, а затем проанализировать, почему была выбрана именно данная аппликатура. При выборе программы наиболее целесообразно предоставить ученику возможность выбрать наиболее понравившиеся ему пьесы.



Осознание изменений в музыке


Задача данного метода заключается не только в том, чтобы ребёнок заметил, услышал и осознал внесённое новшество, но и в том, чтобы он эмоционально пережил этот новый нюанс. Например, предлагается тема и несколько изменённых её вариантов. Ребёнок, прослушав музыку, должен сказать - что изменилось (допустим, появились украшения, подголоски, изменение регистра, направление движения, штрихов, характера и т.д.). Обсуждение полученных впечатлений должны закрепить в памяти новые знания.

III. МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Содержанием этих методов становится оперирование с теоретическим и звуковым материалом, в процессе которого ученик использует свои знания для решения задачи. Многим детям нравится преодолевать посильные трудности, особенно если педагог решает задачку вместе с ребенком и искренне радуется успехам ученика. Существует много вариантов практических действий. Это может быть изменение и дополнение материала, работа с наглядными пособиями (таблицами, лото, карточками), опыты редактирования и упражнения в нотографии (запись подобранных мелодий или пьес, переписывание музыки). Метод практических действий непосредственно связан с исполнением на инструменте. Игра на фортепиано становится эффективным средством музыкального и общего развития, если при исполнении воспитывается слуховой самоконтроль и умение отдавать себе отчет в совершаемых действиях.


Изменение материала


Одна из форм практических действий, связанных с игрой на фортепиано. На начальном этапе обучения примерами такого рода заданий могут быть: транспонирование (простейших мелодий небольшого диапазона), мелодические, метроритмические изменения, изменения фактуры (возможно исполнение гармонической фигурации сомкнутыми аккордами, помогающее услышать-осмыслить гармоническое строение). Сюда же можно отнести и составление технических упражнений путем вычленения элементов из пьески.

Редакторская обработка материала


Ученик учится выполнять редакторскую работу: проставить пропущенные тактовые черты или размер, указать длительность нот, обозначенных лишь нотными головками, отметить знаки альтерации, расставить аппликатуру, лиги, динамику, паузы. Вариантом редактирования является метод дополнения текста. Ученик должен исправить отдельные ошибки (вписать недостающие ноты, паузы, звуки, например, тонику, размер).
Игра с карточками («мозаика»)

Работа по этому методу направлена на активизацию внутренних слуховых и ритмических представлений ученика. Обычно карточки готовятся следующим образом: мелодия или только ритмический рисунок известной ребёнку песенки делится на равные части (по такту или по 2 такта) и выписывается на карточки – «паровозики». Ученик должен собрать песенку – «поезд» по порядку. Подобным образом можно работать с ритмическими блоками. Ребёнку предлагается набор карточек с ритмическими схемами и возможность самому составить любую песенку, а затем озвучить эти ритмы на любых звуках или узнать песенку и сыграть её.

Большую пользу в освоении музыкальной грамоты может оказать «Музыкальное домино». Эта увлекательная игра может быть использована как для обучения, так и для проверки качества усвоения знаний. Домино состоит их 30 карточек, на которых нарисованы знаки нотного текста (простые тональности, размеры, длительности нот и пауз, динамические оттенки). Участники игры по очереди выкладывают карточки, присоединяя свою карточку с любой стороны, если у него есть карточка, подходящая по значению.

Если все ходы сделаны правильно, то последняя карточка должна подойти по значению к первой. Работа с этими карточками по закреплению музыкальной терминологии и нотной грамоты обычно увлекает детей и дает хороший результат.


Решение задач, ребусов и загадок


Этот метод помогает проверить качество и прочность знаний. Кроме того, решение таких заданий обычно вызывает достаточно стойкий интерес к работе. Это могут быть игры и творческие задания, путаницы (музыкальные обозначения перепутаны или выписаны в беспорядке - ученик должен найти верные соответствия или вписать обозначения в нужную клетку) и т.п. Образцы загадок, ребусов, кроссвордов можно найти в различных пособиях.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Все методы, изложенные в данной работе, направлены на активизацию как умственных, так и собственно музыкальных способностей, таких как музыкальный слух, память, чувство метро - ритма,

Музыкальное развитие учащегося не может протекать без игровой практики, т.к. именно игра на фортепиано передаёт в звучащих образах то, что при иных обстоятельствах могло бы осесть в сознании учащегося мертвым грузом знаний. Ведь задача исполнителя – воссоздать на инструменте звуковой образ, а для этого и нужно самостоятельное творческое переосмысление его. Многие упражнения помогают формировать такие навыки фортепианной игры, которые помогают быстрее читать нотную запись и ориентироваться на клавиатуре, осознанно наблюдать за течением музыки. Спектр упражнений не исчерпывается тем, что предложен выше: его можно расширять и разнообразить в зависимости от индивидуальности ученика и задач учебного процесса.



В процессе фортепианного обучения необходимо развивать творческие способности учащегося. По своей природе творческий процесс – процесс открытий и осознания. Творческие навыки следует прививать до 7 – 8 лет. Если этого не сделать вовремя, весь творческий потенциал детской изобретательности блокируется. А.Д. Артоболевская считает, что приобщать к музыке надо с раннего детства, независимо от того, откроется ли в ребенке музыкальная одаренность. В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать. Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах с музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных интересов.
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л., 1973.

  2. Смирнова Т.И. ALLEGRO Фортепиано. Интенсивный курс. Методические рекомендации. М., 1994.

  3. Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами: Методическое пособие для преподавателей ДМШ. Ростов, 2002.

  4. Баренбойм Л., Перунова Н. «Путь к музыке». Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано. Л., 1988.

  5. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. М., 1985.

  6. Музыкальное домино. «Классика – XXI», 1998.

  7. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. М., 1999.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница