Материалы международной научной конференции Посвящённой 75-летию художественной гимнастики



страница1/12
Дата11.11.2016
Размер0.93 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья
имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

МАТЕРИАЛЫ

Международной научной конференции

Посвящённой 75-летию художественной гимнастики

6 ноября 2009 года
Санкт-Петербург 2010

Содержание:



Концепция формирования развития кафедры. Быстрова И.В.

4

Особенности использования поддержек в групповых упражнениях художественной гимнастики. Быстрова И.В., Лаврухина Г.М., Яковлева К.

10

Взаимосвязь стилей руководства тренеров по художественной гимнастике с результатами их деятельности. Ильина Е.Ю., Соболева Н.Ю., Шансков М.А.

19

Особенности отбора и начального этапа спортивной подготовки в художественной гимнастике. Казакевич Н.В., Пышная Е.В.

27

Роль эстетических видов спорта при создании художественного образа в спортивно-художественных представлениях. Кудашов В.Ф., Кудашова Л.Т.

37

Художественная гимнастика, как основа грации и привлекательности.
Лаврухина Г.М

43

Воспитание выразительности движений у юных танцоров.
Лаврухина Г.М., Балдышева Н.А.

53

Результаты выступления российской команды на чемпионате мира 2009 года по художественной гимнастике в групповых упражнениях.
Лаврухина Г.М, Иванова Т.

62

Сопоставительные нормативы коэффициентов ловкости для оптимизации учебно-тренировочного процесса гимнасток высокой квалификации. Никитин С.Н., Никитин А.А., Джалилов С.А., Труфанов Ю.Н.

70

Гимнастика как неотъемлемая часть в подготовке артистов балета. Никифорова А.В., Клочкова А.А., Лаврухина Г.М

74

Контроль двигательно-координационной подготовленности гимнасток высокой квалификации. Седегова В.В, Новикова Л.А

83

К вопросу о возможности применения упражнений классического экзерсиса в физическом воспитании дошкольников. Эйдельман Л.Н.

86

Учет и анализ тренировочных нагрузок высококвалифицированных гимнасток в групповых упражнениях. Мальнева А.С.

94

Анализ обеспечения судейства соревнований по художественной гимнастике на международной арене. Семибратова И.С.

101

Использование мультимедиа средств в учебной и научной работе студентов кафедры Теории и методики Художественной гимнастики и Спортивной режиссуры. Бордовский П.Г.

107

Роль личности в развитии художественной гимнастики в России. Новикова Л.А

118

Хореография как средство гармоничного развития личности в реабилитации детей с церебральным параличом. Рачицкая А.И.

122

Проблема телесных оснований человеческой субъективности.
А.И. Тимофеев

134

Антропология танца (опыт изучения проблемы). Луговая Е.К.

140

Грациозность как социальный конструкт. Н.Г.Закревская, Е.Ю. Комева

148

Проявление эстетического "прекрасного" в художественной гимнастике. Кротова Е.Е.

153

Визуальная идентификация как фактор подготовки современного специалиста по физической культуре и спорту. Круглова Т.Э.

162

Танцующее тело. Николаев Н. Б.

169

Образ тела и деперсонализация в спорте и спортивных компьютерных играх. М.М. Предовская

176

Общественный танец в современном социокультурном пространстве. Попов Р.С., Попова А.С.

183

Художественная гимнастика в социокультурном измерении. Кузнецова В. В.

189

Ритмическая гимнастика Эмиля Жака-Далькроза в Русских сезонах Дягилева. Беляева Т.Г., Утишева Е.В.

194

Пленарное заседание

6.ноября.2009


Концепция формирования развития кафедры.


Быстрова И.В.
НГУ им. П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург

В основе концепции формирования развития кафедры лежат позиции, заложенные П.Ф. Лесгафта, а так же родоначальниками художественной гимнастики – Варшавской, Шишкаревой, Варакиной и спортивной режиссуры – Петрова, Наклонова, Гринштейна, Кошиварова, Голибина и др., которые являлись корифеями-постоновщиками спортивно-массовых праздников (открытия и закрытия Олимпиады -80, Игр Доброй Воли в Москве).

В настоящее время во многом изменились требования к перечисленным дисциплинам (так, например, живое музыкальное сопровождение – фортепиано заменено на фонограммы, усложнилась программа, увеличилась скорость исполнения движений, изменилась техника элементов – это особенно заметно, если посмотреть записи выступлений спортсменов прошлых лет и в настоящее время и т.д.).

Неотъемлемой частью данных видов спорта стали показательные выступления, которые явились синтезом искусства и спорта. Очень прекрасно, что на основе художественной гимнастики и танца рождаются шедевры, сочетающие в себе исполнительское совершенство и артистизм, подчеркивающие содержание музыкального произведения. Появляется выразительный момент, а значит нужен сценарий. Искусство и спорт становятся синтетическими, взаимопроникающими. Хореография внедряется в художественную гимнастику и наоборот.

Итак, следует отметить, что в последнее время большое значение приобретают вопросы об интеграции спорта и искусства, как двух элементов культуры.

Следует сообщить и систематизировать практический опыт, накопленный в этом плане в нашей стране и за рубежом. Стоит вопрос о составлении программ, обучения этому, не имеющих аналогов в мире, разработок методических основ интеграции спорта и искусства, которые ориентируются как на реалии сегодняшнего дня, так и на ближайшее будущее и имеют большую перспективу.

Хочется сказать о создании школы Эйфмана, который предлагает рассмотреть проект о совместной деятельности с нашим университетом, а в спектаклях Мариинского и Михайловского театров. Задействованы наши спортсмены. Не следует забывать, что средством художественной выразительности в балете и спорте (художественная гимнастика, танцы) является образ, создающийся посредством движения тела, хотя спорт более регламентирован, чем искусство.

Является ли футболист, спринтер, бодибилдер, гимнаст или боксер артистом? Лоу (1984) дает положительный ответ на этот вопрос «… как живописцу краски и холст, так и спортсмену для демонстрации искусства служит его собственное тело. И его искусство может существовать как ради самого процесса исключительно (процесс самовыражения), так и результата ради (включая общественное признание и материальное вознаграждение). А это значит, что оно ничем не отличается от художественной деятельности любого другого артиста. Разумеется, конечные результаты произведения искусства рознятся – живопись и скульптура остаются потомкам, а танец живет, только пока исполняется, - и в этом спектре «различий» есть место для спорта, точнее, он должен располагаться в этом спектре ближе к танцу».

Необходимо сказать о групповых упражнениях, в которых наши студентки, выступая командой НГУ им. П.Ф. Лесгафта на протяжении многих лет являются ведущей командой страны и имеют высокий рейтинг на международном уровне. Это позволяет нам предполагать, что на основе практического роста, мы можем быть теоретико-методологическим центром в стране и мире в этом аспекте (еще и управление деятельностью групповых упражнений), что поможет усовершенствовать подготовку специалистов в этой области. Говоря о внеурочных занятиях, мы предполагаем вести уроки по танцам и рекреационной гимнастике с преподавателями и студентами университета, а так же с детьми.

В которой, как нигде проявляется единство техники, артистизма и вдохновения, удивительное разнообразие костюмов и стилей исполнительского мастерства.

Спортивная режиссура

Развитие спортивного шоу-бизнеса является перспективным направлением, которое сегодня является одной из наиболее эффективных форм физической культуры и спорта. Поиск новых форм привлечения к занятиям спортом и физической культурой приводит созданию современных зрелищных видов спорта, организации фестивалей, на которых программы превращаются в артистическое шоу, зажигательное зрелище, являются спортом и искусством одновременно. Любое крупное спортивное шоу сегодня проводится с участием многих специалистов, профессионализм которых проверен и подкреплен опытом. Музыкальное и художественное оформление, точно выверенная последовательность показательных номеров, профессиональный дикторский текст, соблюдение всех ритуальных и церемониальных требований и т.п. требует от организаторов любых массовых спортивных мероприятий разносторонних знаний, специфических умений и творческих способностей. При организации и проведении подобных мероприятий необходимы специалисты со знанием и опытом постановок массовых спортивно-художественных представлений – спортивные режиссеры.

В последние годы значительно возрос интерес к проводимым спортивно-художественным зрелищам. Подобные массовые спортивно-художественные представления, являются для современного человека относительно новым жанром зрелищного искусства, но они естественно вписались в общественное сознание как увлекательный, необычный жанр современного искусства, как неотъемлемая часть спортивных и других праздников (Малиновская Н.В., 2002). Специалисты (В.Н. Сергеев, Е.В.Федосова, 1998) считают, что массовые спортивные праздники служат действенным средством агитации и пропаганды идей олимпизма.

Спортивные праздники и выступления выполняют не только образовательные, воспитательные, рекреационные функции для большой части населения (П.А.Рожков, 1991), но и являются демонстрацией духовного и творческого потенциала в области физической культуры, спорта и искусства людей с ограниченными возможностями.

Незаменимый вклад в организацию физкультурных праздников и выступлений внесли специалисты военных учебных заведений, в частности КВИФКиС: Я.Б. Таверовский, Б.Н. Петров, Ю.И. Наклонов, В.К. Голубев, А.Ф. Гринштейн, В.И. Силин, Б.П. Кашеваров и д.р.

Народный артист России, Б.Н. Петров, режиссер праздников открытия и закрытия Олимпийских игр 1980 года в Москве, руководя кафедрой режиссуры массовых праздников СПБГУКИ, создал авторитетный центр в стране по подготовке специалистов данного профиля.

К сожалению, обладая таким большим мастерством и опытом при проведении СХП, в Санкт-Петербурге нет учебных заведений, готовящих специалистов по спортивной режиссуре. Данный факт и послужил поводом для открытия специализации спортивная режиссуры в НГУФКСиЗ им. П.Ф.Лесгафта.

Кудашовым В.Ф. (2007) проведены глубокие исследования особенностей современных спортивно-художественных праздников и деятельности спортивного режиссера, которые позволили создать модельные характеристики спортивного режиссера и его деятельности, являющихся основой для совершенствования процесса профессиональной подготовки данных специалистов в ВУЗах физкультурного профиля на современном этапе. Полученные данные легли в основе на современном этапе. Полученные данные легли в основу написания современных программ по подготовке спортивных режиссеров в НГУФКСиЗ им. П.Ф. Лесгафта.

Особое внимание хочется уделить воспитательной работе со студентами, где, кроме профессиональных действий предполагается проведение экскурсий, совместных тематических вечеров, подготовка стен газет к различным праздникам, дням рождениям и других мероприятий.

Нельзя делать ставку на людей равнодушных и слабых духом. Только целеустремленные и, по хорошему, честолюбивые спортсмены нужны команде, потому что для них ни какой труд не в тягость, потому что они не считаю, что приносят не посильные жертвы, усердно тренируясь и соблюдая режим.

Секция 3. Художественная гимнастика: пространство культуры.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница