Мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игре Сеговии



Скачать 82.54 Kb.
Дата31.10.2016
Размер82.54 Kb.
мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков – вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игре Сеговии».

На классической гитаре играют в положении сидя. Гитарист садится на край жесткого стула (мягкая мебель исключается), опираясь левой ногой на подставку, которая обеспечивает небольшой наклон левого бедра в сторону корпуса музыканта. Такое положение обуславливает устойчивость инструмента во время игры. Высота подставки зависит от роста гитариста, его комплекции, длины ног и высоты стула. Для мужчин рекомендуется высота подставки 10-18 см, для женщин 14-20 см.

Ступня левой ноги стоит на подставке твердо, без наклонов, корпус гитариста не наклонен, голова слегка повернута в сторону грифа. Правое плечо гитариста должно оставаться на одном уровне с левым – это определит правильное положение инструмента на левом бедре.


Необходимо установить локтевой сгиб правой руки на ребре обечайки и «сбросить» кисть над голосником (резонатором, розеткой). В этом месте звуки получаются мягкими, густыми и не очень громкими (меццо-форте). Над розеткой (правее или левее) звуки громкие (форте), у подставки – очень громкие (фортиссимо), с резковатым оттенком. Перемещение кисти имеет большое значение, поскольку позволяет достигнуть большей выразительности при исполнении музыкальных произведений. Недопустимо чрезмерное расслабление или напряжение пальцев. Производить движения ими надо экономично, рационально, с минимальной затратой энергии. Особое внимание следует обратить на большой и указательный пальцы. Часто они как бы «оттопыриваются» в сторону, что является грубой ошибкой.



Большой палец после каждого соприкосновения со струнами должен немедленно возвратиться на свое постоянное место – к изгибу указательного пальца, даже в тех случаях, когда ему предстоит сыграть несколько басов подряд. Тщательное изучение рисунков А. Сеговия обнаруживает несколько важных элементов его техники: большой и указательный палец образуют крест, оставляя треугольное пространство. Указательный, средний и безымянный пальцы располагаются под углом к струнам (наклон в сторону грифа), а мизинец располагается почти вертикально.




Положение гитары на левом бедре предназначено обеспечить удобство установки кистей обеих рук и облегчить тем самым работу пальцев. Кисть левой руки должна быть слегка загнута в сторону ладов. Ответное положение пальцев над струнами позволяет им «молоточкообразно» становится на гриф во время прижимания струн.
Советы А. Сеговия, как пользоваться пальцами левой руки:


  1. Ногти левой руки должны быть очень коротки, они не должны касаться грифа, когда пальцы прижимают струну.

  2. Пальцы прижимают струну под прямым углом, кончиками-подушечками.

  3. Не зажимайте руку: пусть она двигается свободно от запястья, причем плечо при игре малоподвижно. Таким образом достигается независимость движения пальцев, особенно когда нужна большая скорость.

Грубым нарушением классических правил игры считается использование большого пальца для более плотного сдавливания струн на ладах. Назначение этого пальца – координировать движение на ладах, создавать им устойчивость во время перемещения из позиции в позицию.

Наиболее удобные места на ладах, где следует устанавливать пальцы левой руки – участки, расположенные ближе к нижней пластинке (нижнему порожку) лада. Необходимо, чтобы пальцы были полусогнуты и находились в отвесном положении над грифом.

Если палец не участвует в игре, он должен нависать над той струной, на которой играют другие пальцы. Не следует высоко приподнимать пальцы над струнами и «набрасывать» их на струны. Чтобы вовремя прижать нужную струну, надо приготовить пальцы и быть готовым к применению логичной аппликатуры.

Чтобы пальцы левой руки действовали правильно, выполним следующее упражнение. На первой струне одновременно установить все пальцы: на I ладу – указательный, на II ладу – средний, на III ладу – безымянный и на IV ладу – мизинец. Большой палец струны не прижимает, а находится под грифом напротив указательного пальца и последней фалангой упирается примерно в середину тыльной стороны грифа. Последние фаланги пальцев должны быть почти перпендикулярны поверхности грифа. Кстати, струны нужно прижимать ближе к нижнему порожку лада, а не на середине лада.

Медленно, на счёт «раз» – прижать указательным пальцем струну на I ладу, на счёт «два» средним пальцем на II ладу, на счёт «три» – безымянным пальцем на III ладу, на счёт «четыре» – мизинцем на IV ладу. И обратно: на счёт «раз» убрать мизинец, на счёт «два» поднять безымянный, на счёт «три» поднять средний, на счёт «четыре» – указательный.

Это упражнение нужно сделать по два раза на каждой струне. Можно и больше – быстрее научитесь играть.


Постановка левой руки,

пальцы на одной струне



Постановка левой руки,

положение большого пальца









Постановка правой руки,

пальцы на одной струне



Постановка правой руки,

пальцы на разных струнах








Удар большим пальцем при игре аккордов

(перед ударом)


Постановка пальцев левой руки, аккорд

Постановка правой руки для этого упражнения элементарна. Кисть свободно висит над струнами. Большим и указательным пальцами взять первую струну (так, как будто вы со стола поднимаете карандаш) и рядом с указательным установить средний и безымянный пальцы. Мизинец правой руки в игре не участвует. Четыре пальца стоят на одной струне (смотрите фото).

Это упражнение нужно сделать на всех струнах. Запомните это положение правой руки и старайтесь в дальнейшем играть на гитаре именно так.


Аккорды

Аккорды получаются тогда, когда одновременно звучит несколько звуков – не менее трёх. Чтобы можно было на рисунке видеть, какие струны и где именно нужно прижимать, придумали так называемую аккордовую сетку – это рисунок небольшой части грифа со струнами.



Горизонтальный линии – это струны от первой, самой тонкой, и до шестой – толстой. Расстояние между вертикальными линиями – это лады (обозначаются римскими цифрами - I, II, III, … V, … X, …), крестик – место прижатия струны, а цифры около крестиков – пальцы левой руки.

Ноль (0) означает, что струна звучит открыто (без зажатия пальцем).

Аккорды обозначаются буквами латинского алфавита, которые соответствуют названиям нот: С (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), Н (си). В некоторых нотах «си» обозначается – В (вместо Н).

Аккорды бывают следующих видов:


  1. Мажор. Обозначается заглавной буквой, например: А – ля мажор, С – до мажор.

  2. Минор. Обозначается заглавной буквой, а рядом маленькая «m», например: Em – ми минор, Gm – соль минор.

  3. Септаккорд. Обозначается заглавной буквой, с добавлением цифры «7». Так A7 – ля мажор септаккорд, Fm7 – фа минор септаккорд (иначе эти аккорды называются аккорды с седьмой ступенью).

  4. Секстаккорд. Обозначается заглавной буквой с добавлением цифры «6». Например, C6 – до мажор секстаккорд, Hm6 – си минор секстаккорд (иначе эти аккорды называются аккорды с шестой ступенью). Более полный анализ аккордов дан в разделе «Нотная грамота».

Разберём самый лёгкий аккорд, который можно взять на гитаре:




Средним пальцем левой руки (цифра «2» около крестика) нужно прижать четвёртую струну на II ладу; указательным пальцем (цифра «1») прижать пятую струну на II ладу, остальные струны прижимать не нужно: они должны звучать открытыми (цифры «0»). Попробуем большим пальцем правой руки провести быстро по всем струнам, начиная от шестой. Все струны должны звучать чисто и долго, постепенно затихая.

В упражнении с двумя аккордами сложность состоит в том, чтобы быстро после первого аккорда переставить пальцы левой руки на второй аккорд, а после – обратно:




Нужно научиться ставить на лады сразу все пальцы одновременно, но вначале это будет очень трудно, и поэтому вы будете устанавливать аккорд постепенно: вначале один палец, потом добавите второй и, наконец, третий. Проиграйте большим пальцем правой руки следующие упражнения для трех аккордов:






Гитара будет хорошо звучать, если вы научитесь правильно и быстро устанавливать аккорды.



Основные аккорды для начинающих


Упражнения с аккордами на гитаре
Повторите каждые три аккорда туда и обратно (Am - Am6 - Am7 - Am6 - Am…) 3-5 раз и слушайте, как окраска основного аккорда будет меняться. Каждый аккорд играйте по два раза. (удар вниз по струнам большим пальцем правой руки или ногтем указательного).



Баррэ
Французское слово barre (перегородка) используется музыкантами для обозначения приема игры. Баррэ – прижатие двух и более струн на одном ладу. Прижимая две или три струны одним пальцем левой руки получим малое баррэ, прижимая четыре и больше струн – большое баррэ.

Во всех видах баррэ пальцы левой руки следует устанавливать на ладах так, чтобы струны не попадали на изгибы фаланг. Следует иметь в виду, что прием баррэ очень сложен. Ежедневно повторяйте упражнения по наработке приема баррэ.



Положение большого пальца




Правильное положение указательного пальца


при исполнении малого и большого баррэ

Аккорды с применением приема баррэ
Римская цифра указывает позицию (т.е. номер лада, на котором находится указательный палец. Скобочка поперек лада означает баррэ).

Усложнение простых аккордов

Иногда в песнях один аккорд играется долго (несколько тактов). Чтобы разнообразить аккомпанемент можно усложнять простые аккорды, вставляя в них соседние (неаккордовые) звуки. Но желательно после усложненного аккорда снова вернуться к простому.






База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница