Максимова Татьяна Леонидовна Квалификация учитель музыки Высшая квалификационная категория Стаж работы 22 года 2015 год Содержание



страница1/4
Дата26.10.2016
Размер0.83 Mb.
  1   2   3   4
муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Харовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Василия Прокатова»

Принята решением Утверждена приказом директора

педагогического совета школы МБОУ «Харовская СОШ имени В.Прокатова»

Протокол №1 от 31.08 2015 года Приказ № 404 от 31.08 2015 года


Рабочая программа предмета

«Искусство»

8 – 9 класс

(Школа России)


Разработчик программы:

Максимова Татьяна Леонидовна

Квалификация - учитель музыки

Высшая квалификационная категория

Стаж работы - 22 года

2015 год
Содержание

1. Пояснительная записка

2. Общая характеристика

3. Описание места учебного предмета

4. Ценностные ориентиры

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

6. Содержание учебного предмета

7. Тематическое планирование

8. Материально-техническое обеспечение

9. Планируемые результаты



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа базового уровня разработана на основе компонента Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы «Искусство» для основной школы; содержания программ «Музыка» 1 - 7 классы и «Искусство» 8-9 классы. Автор концепции учебно-методического комплекта «Музыка» для общеобразовательных учреждений Г.П.Сергеева. Авторы программы «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Авторы программы «Музыка. 5-7 классы» – Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Авторы программы «Искусство. 8-9 классы» - Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерным программам по предметам «Музыка» и «Искусство». Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, «Просвещение», 2010 год. На основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. Данная программа разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Задачи курса: актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством; культурная адаптация школьников в современном ин­формационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры; формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества; углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей под­ростков; приобретение культурно-познавательной, коммуника­тивной и социально-эстетической компетентности; формирование умений и навыков художественного са­мообразования.

2. Общая характеристика предмета. Цель общего художественного образования и воспитания - развитие эстетической культуры школьников как неотъемленной части их духовной культуры. Создание этой программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации. Любое явление искусства может быть прочувствовано, познано, лично присвоено школьником только через художественный образ. Поэтому для каждого урока важно выделять художественно- педагогическую идею, которая ориентирует на постижение художественного образа, определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, драматургию урока, форму—композицию. Урок используется с внеурочными формами работы – экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры, выставки, театры, кино, концертные залы. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве. Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих взаимосвязи жизни и искусства. Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность ак­туализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла. На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них. Структурно художественный материал программы подчиняется принципу концентричности (неоднократное обращение к значимым явлениям культуры и произведениям различных видов и жанров искусства). Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять явления массовой культуры, дать им оценку. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указан примерный художественный материал. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности. Основные содержательные линии: роль и место искусства в жизни человека и общества; художественный образ и его специфика в различных видах искусства; виды и жанры, стили и направления в искусстве; история искусств разных эпох (первобытное искусство, искусство Древнего мира, Средневековья, Возрождения, Просвещения; общая характеристика искусства XIX века); искусство народов России и мировой художественный процесс; искусство XX века; новые виды искусства (кинематограф, телевидение, компьютерное искусство и его эстетические особенности)

3. Место учебного предмета в учебном плане. Рабочая программа основного общего образования по искусству составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательного учреждения общего образования. Предмет «Искусство» изучается в 8 -9 классах 68 часов, по 34 часа в каждом классе.

4. Ценностные ориентиры содержания: Постижение искусства в основной школе направлено на эмоционально-ценностное освоение мира и происходящих в нём явлений в различных художественно-образных формах творческой деятельности человека. Сформированные на протяжении предыдущего обучения в школе знания учащихся о языке художественной выразительности пластических искусств, музыки, литературы дополняются знакомством с языком театра, экранных искусств, фотографии. Появляется понимание специфики и общности выразительных средств разных видов искусства, расширяются представления о современных искусствах, формируется целостная эстетическая картина мира, приходит осознание роли искусства в жизни человека и общества. Учащиеся постигают многообразие жанров искусства, учатся понимать роль традиций и новаторства в развитии искусства разных народов, размышлять об образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека. Активное освоение школьниками образовательного пространства Интернета осуществляется в процессе поиска информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом. Эмоциональное восприятие духовного наследия, умение оценить произведения искусства с позиций эстетических идеалов и высказать собственное мнение сущности различных явлений культуры, участие в каком-либо виде художественного творчества включает подростков в процесс художественного познания и творческого освоения мира.

Основные виды учебной деятельности. Восприятие произведений искусства (слушание музыки, восприятие произведений пластических искусств, просмотры фильмов, театральных спектаклей); творческая деятельность в различных видах искусства, жанрах, художественных техниках; выполнение исследовательских проектов с использованием средств новых информационно-коммуникационных технологий. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; - овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа; обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами; приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации. Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности; определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Накопление опыта художественно – творческой деятельности. «Искусство в жизни современного человека» - Обобщение и систематизация представлений о многообра­зии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства. «Искусство открывает новые грани мира» - Самостоятельное освоение какого-либо явления и созда­ние художественной реальности в любом виде творческой де­ятельности. Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

«Искусство как универсальный способ общения» - Создание или воспроизведение в образной форме сообще­ния друзьям, согражданам, современникам, потомкам с по­мощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о со­временном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наибо­лее полно отражающего сущность человека. Обоснование сво­его выбора. «Красота в искусстве и жизни» - Передача красоты современного человека средствами лю­бого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), ри­сунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж). Передача красоты различных состояний природы (в ри­сунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений сред­ствами любого вида искусства. «Прекрасное пробуждает доброе» - Исследовательский проект: «Полна чудес могучая приро­да». Создание художественного замысла и воплощение эмо­ционально-образного содержания весенней сказки «Снегуроч­ка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр). «Воздействующая сила искусства» - Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде. Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскад­ровки мультфильма рекламно-внушающего характера. Подбор и анализ различных художественных произведе­ний, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей. Создание художественного замысла и воплощение эмоци­онально-образного содержания музыки сценическими сред­ствами. «Искусство предвосхищает будущее» - Анализ явлений современного искусства (изобразительно­го, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявле­ния скрытого пророчества будущего в произведениях совре­менного искусства и обоснование своего мнения. Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства. Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса». «Дар созидания. Практическая функция искусства» - Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектиро­вание детской игровой площадки; изготовление эскиза-про­екта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или ди­зайна интерьера школьной рекреации, столовой. Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компью­терной графики. Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше­ния фасада или интерьера здания. Украшение или изготовле­ние эскиза украшения (художественная роспись, резьба, леп­ка) предмета быта. Разработка и проведение конкурса «Музыкальные паро­дии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьно­му музыкальному спектаклю. Составление программы кон­церта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля ис­кусств, их художественное оформление. Проведение исследования на тему «Влияние классичес­кой популярной музыки на состояние домашних растений и животных». «Искусство и открытия мира для себя» - Исследовательский проект «Пушкин — наше все» — во­площение образа поэта и образов его литературных произве­дений средствами разных видов искусства. Создание компь­ютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путеше­ствиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др. Система оценивания. В соответствии с усвоением тем и делением учебно-воспитательного процесса на четверти, полугодия учет может быть текущим и итоговым. Текущий учет ведется на каждом уроке в течение изучения темы: учитывается и фиксируется любая деятельность учащихся, например, их участие в коллективной работе, а также выполнение индивидуальных заданий. Итоговый учет осуществляется в форме заключительных уроков, обобщающих уроков, стимулирующих интерес учащихся к музыке. Наиболее распространенными приемами проверки знаний являются: работа ученика у доски, проверка по рядам, контрольные работы, тестирование. Особенностью итоговой оценки является её ориентация на оценку достижения всей совокупности планируемых результатов, специфика оценки определяется изучением искусства в его неразрывной связи с жизнью. Оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, опыт музыкально-творческой деятельности, соответствующие планируемым результатам знания и способы деятельности обучающихся. Полнота оценки планируемых результатов обеспечивается тем, что итоговая оценка складывается из накопленной оценки различных учебных достижений и результатов выполнения итоговой работы. Оценивание результатов каждого ученика носит сквозной (накопительный характер), осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на каждом уроке на протяжении каждой четверти и всего учебного года. При этом учитывается степень активности учащегося не только в коллективно-творческой деятельности на уроке, но и в сфере внеклассной, внеаудиторной работы. Важным показателем успешности дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и достижения планируемых результатов является участие детей в различных формах культурно-досуговой деятельности класса и школы (музыкальные фестивали, конкурсы, театральные спектакли, ассамблеи искусств, концерты инструментальных, танцевальных и вокально-хоровых коллективов, проектная деятельность и другие мероприятия). Оценка выставляется по пятибалльной системе с учётом уровня усвоения знаний, особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся. Задания для тематических, итоговых работ составляются с учётом вариативности. Работа над творческим проектом индивидуально, над исследовательским проектом осуществляется индивидуально или в группе с одноклассниками (5-7 человек) в течение года обучения и предполагает выбор темы, составления плана исследования, оформления материалов, защиту проекта. Все предполагаемые темы проектно-исследовательской деятельности направлены на осознание значения взаимодействия искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства, кино, театра – в жизни людей.

Темы творческих проектов: Искусство – способ общения; Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскад­ровки мультфильма рекламно-внушающего характера; Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства; Выполнение рисунка, чертежа, макета, описания какого-либо предмета бытового предназначения; Изготовление эскиза-про­екта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или ди­зайна интерьера школьной рекреации, столовой; Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компью­терной графики; Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше­ния фасада или интерьера здания; Украшение или изготовле­ние эскиза украшения (художественная роспись, резьба, леп­ка) предмета быта; Разработка эскизов костюмов и декораций к школьно­му музыкальному спектаклю.

Темы исследовательских проектов: Подготовка к концерту; Проведение концерта; Разработка и проведение конкурса «Музыкальные паро­дии»; Составление сценария спектакля; «Полна чудес могучая природа»; Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса»; Проектиро­вание детской игровой площадки; «Влияние классичес­кой популярной музыки на состояние домашних растений и животных»; «Пушкин — наше все» — во­площение образа поэта и образов его литературных произве­дений средствами разных видов искусства. Создание компь­ютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций; Участие в виртуальных и реальных путеше­ствиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов. Критерии оценки выполненных проектов связанных с подготовкой к концертному исполнению музыки:

-общая культура представления итогов проделанной работы,

-интерес к занятиям музыкой и данному виду искусства в целом,

-оригинальность, творческое своеобразие при демонстрации полученных результатов.

Критерии оценки выполненных теоретических проектов музыковедческого характера:

-содержательность, художественная ценность собранного материала,

-владение основными ключевыми знаниями изучаемого предмета,

-последовательность, логика изложения собственных мыслей.

Критерии оценки выполненных исполнительских проектов:

- эмоциональная отзывчивость и вдохновенность воплощения музыкальных образов,

- сформированность вокально-хоровых и музыкально-ритмических навыков,

- умение импровизировать и артистизм исполнения.

Перевод %усвоенного материала в баллы


%

Баллы

95 - 100%

5

66 – 94%

4

50 – 65%

3

Виды организации учебной деятельности: самостоятельная работа; творческая работа; конкурс; викторина. Основные виды контроля при организации контроля работы: вводный; текущий; итоговый; индивидуальный; письменный; контроль учителя. Формы контроля: наблюдение; самостоятельная работа; тест

При выполнении тестов, проверочных работ



Оценка «5» ставится, если учащийся: выполнил 90 - 100 % работы

Оценка «4» ставится, если учащийся: выполнил 70 - 89 % работы

Оценка «3» ставится, если учащийся: выполнил 30 - 69 % работы

Оценка «2» ставится, если учащийся: выполнил до 30 % работы

Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культуроло­гии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), раз­вивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.). Результаты обучения. Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др. В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание. Результаты усвоения содержания образования представлены в разделе «Требования к уровню подготовки оканчивающих школу».

Учебно – тематический план

Класс



Название раздела

Количество часов

В том числе

Проверочные работы

8

1.

Искусство в жизни современного человека

2




2.

Искусство открывает новые грани мира

6

1

3.

Искусство как универсальный способ общения

7

1

4.

Красота в искусстве и жизни

11

1

5.

Прекрасное пробуждает доброе

8

1

9

1.

Воздействующая сила искусства

8

1

2.

Искусство предвосхищает будущее

7

1

3.

Дар созидания. Практическая функция

11

1

4.

Искусство и открытие мира для себя

8

1
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница