М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Вопросы и задания к тексту. К какому литературному направлению можно отнести творчество М. Ю. Лермонтова? Назовите основные черты поэтики этого направления. Ответ Поэма



Скачать 144.37 Kb.
Дата10.11.2016
Размер144.37 Kb.
Задания для 8 класса

Прочитайте поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри».



Вопросы и задания к тексту.

  1. К какому литературному направлению можно отнести творчество М.Ю. Лермонтова? Назовите основные черты поэтики этого направления.

Ответ

   Поэма Лермонтова «Мцыри» была написана в 1839 году, незадолго до смерти поэта. Всю свою жизнь, в мире и в своем творчестве, поэт искал идеал. Он не мог смириться с пошлой и бездушной современностью, калечащей души людей. Поэтому одним из излюбленных художественных направлений Лермонтова был романтизм. 
    Романтическое произведение – это всегда конфликт между исключительным героем и враждебной ему средой. Герой хочет вырваться из своего окружения, он жаждет другого существования, наполненного настоящей Жизнью. В его понимании это испытание себя, насыщенность эмоциями, настоящая любовь и дружба. Это жизнь, в которой все зависит от личных качеств героя. 
    Место действия романтического произведения всегда ярко и экзотично. Оно созвучно душе романтического героя, который находит успокоение только в слиянии с природой. 
    Жизнь героя ярка, но коротка. Он погибает, непонятый жестоким и пошлым миром. Поэтому романтический конфликт всегда трагичен и не имеет разрешения. 
    Поэму «Мцыри» Лермонтов создает по классическим канонам романтического произведения. Его герой – кавказский юноша, в детстве попавший в плен к русским. Он живет в монастыре и готовится стать послушником. Но душа его жаждет совершенно другого. 
    Внешность Мцыри описана в романтических тонах. Он высок, худ, слаб физически, но силен духом. Его духовная сила проявляется в тех трех днях, что герой провел «на воле», вдали от монастырских стен. Нетрудно догадаться, что монастырь олицетворяет в поэме душный и мертвящий окружающий мир, заставляющий человека отказаться от всего человеческого. А главное, отказаться от свободы –основной жизненной ценности, по мнению Лермонтова и его героя. 
    Только на воле, слившись с природой, Мцыри почувствовал себя счастливым и гармоничным: 
    В то утро был небесный свод 
    Так чист, что ангела полет 
    Прилежный взор следить бы мог; 
    ……………………………………. 
    Я в нем глазами и душой 
    Тонул… 
    Кульминационной в поэме является сцена битвы героя с барсом. Это кульминация не только в развитии действия, но и в развитии характера героя. Здесь он проявил все свои способности и реализовал все возможности. Мцыри мобилизовал не только свою физическую силу, ловкость, реакцию, но и лучшие моральные качества: силу воли, стремление к победе, находчивость и так далее. 
    Победив царя леса – барса, Мцыри понял, что прожил лучшие минуты своей жизни. Но тут же в его словах проскальзывает горечь: 
    Но нынче я уверен в том, 
    Что быть бы мог в краю отцов 
    Не из последних удальцов. 
    Эта горечь разлита по всему произведению. Автор показывает, что, несмотря на стремление Мцыри к воле, он не может жить вне монастырских стен. Существование в монастыре сделало юношу неспособным полноценно жить в мире. Это подчеркивает, например, сцена с грузинкой. 
    У ручья юноша увидел прекрасную девушку. Молодая кровь закипела в нем. Глазами провожал Мцыри грузинку до самого дома, но та исчезла за дверьми своей сакли. Для Мцыри – исчезла навсегда. С горечью и тоской герой осознает, что он чужой для людей и люди для него – чужие: «Я был чужой Для них навек, как зверь степной». 
    Цель героя – добраться до своей родины – несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, - к монастырю. 
    К этому моменту изнемогающий от голода и слабости герой начинает бредить. Ему чудится, будто рыбка в реке поет ему песнь. Она призывает Мцыри остаться с нею и ее сестрами на дне реки. Здесь прохладно и спокойно, никто не тронет и обидит: 
    Усни, постель твоя мягка, 
    Прозрачен твой покров. 
    Пройдут года, пройдут века 
    Под говор чудных снов. 
    Мне кажется, что песня рыбки – это внутренний голос героя, который призывал его образумиться, остаться в стороне от бурь и потрясений, то есть остаться в монастыре. Здесь его жизнь пройдет спокойно и незаметно, «под говор чудных снов». Пусть Мцыри не раскроет себя, заглушит свои душевные порывы, но он всегда будет спокоен, сыт, защищен. 
    В финале поэмы мы видим, что Мцыри выбирает себе другую участь. В своем завещании старику монаху герой просит, чтобы его положили умирать во дворе монастыря, откуда видны горы его родины. Пусть он умрет, но умрет с ощущением поддержки родных, с воспоминаниями о чудесных трех днях, перевернувших всю жизнь героя. 
    Финал поэмы трагичен. Мы уверены, что Мцыри умрет: монастырь лишил его сил и способности жить. В этом проявляется позиция самого поэта, который не верил в оптимистическое решение данного конфликта, не видел положительного примера в окружающей его действительности. 
    «Мцыри» - одно из наиболее ярких романтических произведений в русской литературе, созданное по всем канонам этого литературного направления.

  1. Назовите образы, которые возникают в поэме «Мцыри». Как вы думаете, в чём заключается сила и слабость главного героя поэмы «Мцыри»?

Ответ

Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма «Мцыри» – плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем» – старшим монахом. В поэме «Исповедь» (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. 

Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы «Мцыри» (1840 год), повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед «Мцыри» была написана поэма «Беглец». В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме «Мцыри» Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и поэме «Беглец». В «Мцыри» поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в «Исповеди» (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтовдекабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими – стены, трусливыми и жалкими – стражи-монахи, сам он – рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы», обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега – это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он. побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов». Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он – воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит; «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. 

Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно «спорил с судьбой». Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества.Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерстя барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы). 

Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою «душу» в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой нашего времени», вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев «Исповеди» и «Боярина Орши» остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры,, то строки о несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть – «рассказать душу». Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман. 

Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. («Однажды русский генерал…») Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова. 

Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой, «лермонтовский элемент». Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал «самобытную живую мысль» в его стихах. Повторял Белинский «Все дышит самобытною и творческою мыслью». 

Увы! за несколько минут 

Между крутых и темных скал. 

Где я в ребячестве играл, 

Я б рай и вечность променял… 

М. Лермонтов 

Михаил Юрьевич Лермонтов в юности отдает дань романтизму, создавая в своих произведениях образы стойких и смелых, решительных и несгибаемых бойцов. По большей части они гибнут, но не изменяют себе, своему идеалу. 

Я знал одной лишь думы власть, 

Одну, но пламенную страсть. 

Она мечты мои звала 

От келий душных и молитв 

В тот чудный мир тревог и битв, 

Где в тучах прячутся скалы, 

Где люди вольны, как орлы. 

Я ату страсть во тьме ночной 

Вскормил слезами и тоской. 

Таков герой поэмы Мцыри. Он мечтает вырваться из монастыря, который воспринимает как тюрьму. Жизнь для Мцыри это борьба, а не спокойное сытое существование вдали от тягот и тревог. Размеренный и спокойный быт монастыря не убил в герое мечту вырваться на свободу, попасть в привычную с детства обстановку полубивуачной жизни. Мцыри дитя природы, он прекрасно понимает ее звуки, чувствует свою кровную связь с окружающим миром свободы и красоты. 

Кругом меня цвел божий сад; 

И снова я к земле припал 

И снова вслушиваться стал 

К волшебным, странным голосам; 

Они шептались по кустам, 

Как будто речь свою вели 

О тайнах неба и земли. 

Но сильнее любви к природе, к женщине звучит в Мцыри жажда обрести потерянную родину. Он готов терпеть Любые лишения ради заветной цели: 

В знакомой сакле огонек 

То трепетал, то снова гас: 

Хотелось мне… но я туда 

Взойти не смел. Я цель одну 

Пройти в родимую страну 

Имел в душе и превозмог 

Страданье голода как мог.Не вина, а беда героя, что не суждено ему вырваться на родину, осуществить свою заветную мечту, взлелеянную слезами и тоской. Герой понимает, что на нем печать свою тюрьма оставила… Так и незачем жить, если не вырваться на волю. В монастыре-тюрьме Мцыри больше не может и не хочет находиться, предпочитая смерть прозябанию. Но умирая, герой хочет видеть свою далекую, недосягаемую родину. Умирает тело, но не сломлен дух.

Там положить вели меня. 

Оттуда виден и Кавказ! 

Быть может, он с своих высот 

Привет прощальный мне пришлет, 

Стану думать я, что друг 

Брат, склонившись надо мной что 

Вполголоса поет мне про милую страну… 

Мцыри человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли. 

Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о мучительном недуге пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, могучий дух, который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы. 

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что душой дитя, судьбой монах, юноша был одержим пламенной страстью к свободе, жаждой жизни, которая звала его в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, прекрасна ли земля, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы: 

..Я видел у других 

Отчизну, дом, друзей, родных. 

А у себя не находил 

Не только милых душ могил! 

Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле: 

Ты хочешь знать, что делал я 

На воле 

Жил и жизнь моя 

Без этих трех блаженных дней 

Была печальней и мрачней 

Бессильной старости твоей. 

За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом, горные хребты, причудливые, как мечты. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей: 

Кругом меня цвел божий сад; 

Растений радужный наряд 

Хранил следы небесных слез, 

И кудри виноградных лоз 

Вились, красуясь меж дерев… 

Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать и страх грозящей бездны на краю, и жажду, и страданье голода, и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад: 

Сияньем голубого дня 

Упъюся я в последний раз. 

Оттуда виден и Кавказ! 

Быть может, он с своих высот 

Привет прощальный мне пришлет… Лермонтов показывает, что в эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа единственный друг и брат. 
На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своем монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцыри одерживает нравственную победу.Таким образом, счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы. 

  1. Какой символико-философский подтекст заключён в образах родного края, природы Кавказа и Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова?

Ответ

Творчество Лермонтова наиболее полно отражает романтическое мировоззрение, сформировавшееся во второй четверти 19 века. В его поэзии основной конфликт романтизма – противоречие между идеалом и действительностью – достигает сильного напряжения. Поэма «Мцыри» - произведение, созданное по всем законам романтизма... В нём Лермонтов даёт своё понимание идеального человека, ставит глубокие философские вопросы. В чём смысл и красота жизни? Что дарит человеку близость к природе? В чём больше мудрости – в отказе от своего «я» ради возможности существовать, пусть даже связанной с риском лишиться жизни? 
    Так как поэма - лироэпическое произведение, то здесь с одинаковой силой присутствуют и лирическое и эпическое начала. Действие разворачивается на Кавказе. Сразу возникает мысль о гордых, вольных людях, которые населяют этот край. Основную часть поэмы составляет исповедь Мцыри – юного горца, долгое время проведшего в монастыре, вдали от родного дома. В монастырь приходят люди, добровольно отказавшиеся от обычных для человека условий быта, от естественных привычек и радостей. Они целиком отдают себя служению Богу. Для них монастырь – обитель тихая и смиренная. Для человека же, попавшего туда не по своей воле, он превращается в темницу. Сам юноша потом так отозвался о своёй жизни с монахами: «Я мало жил, и жил в плену». Мцыри совершил побег из плена в горы, где провёл в скитаниях три дня. За это время он испытал бурю самых разнообразных чувств, многое увидел и пережил. Эти дни на воле стоят всей жизни в заточении. Но на третий день, измученный голодом, обессилевший от ран после сражения с барсом, Мцыри находит не родной дом, а стены того же монастыря. Умирая на руках у монаха, юноша рассказывает о своих скитаниях. 
    Не случайно в своей исповеди Мцыри много и с восторгом говорит о природе. Всматриваясь в окружающее, Мцыри поражается многообразию мира: в природе и тишина, и нежность, яркость красок, праздничность (горящие, как алмаз, снега; голубизна небес; изумрудность листьев; золото песка и т.п.). В то же время от Мцыри не ускользают картины мрачные и тревожные (ущелья и тёмные скалы, грозящие бездны, вечный лес). Природа способна дать человеку высочайшее наслаждение, но уставшему путнику может казаться безжалостной, враждебной. В минуты, когда Мцыри понял, что снова вернулся к своей «тюрьме», природа, как бы разделяя его отчаяние, спит «в оцепенении глухом», не даря герою ни одного отрадного впечатления или звука: 
    Хотя бы крикнул коростель, 
    Иль стрекозы живая трель 
    Послышались, или ручья 
    Ребячий лепет… 
    Но прелесть мира не меркнет от этого в глазах обессилевшего юноши. За несколько дней юноша испытал счастье и радость в общении с миром природы, он познал «блаженство вольности». Мцыри слился с природой, стал её частицей. Ему было весело и тревожно, но это была настоящая жизнь. Он чувствовал себя единым со скалами, потоками, барсами. Мцыри за три дня прожил столько, сколько монаху не удалось бы за всю жизнь. Ему было так хорошо, что даже когда он рассказывал об этом, то снова был счастлив. 
    Что значит для Мцыри жить? Это видеть не сумрачные стены монастыря, а прекрасный естественный свет. Это не томиться в душной келье, а вдыхать ночную свежесть лесов, это не молиться перед алтарём, а радоваться встрече с бурей, грозой, препятствиями. В мыслях и ощущениях Мцыри чужд, враждебен монахам. Их идеал – покой, самоотречение ради служения Богу, отказ от радостей земной жизни во имя вечного счастья «в святом заоблачном краю». Мцыри же всем своим существом это отрицает. Не покой, а тревоги и битвы – вот смысл человеческого существования. Не заточение, а блаженство вольности – вот что является высшим счастьем. Не райскую вечную благодать, а живую жизнь с её напряжением, бурями, опасностями утверждает Мцыри как истинную и достойную человека. И каким смелым вызовом монашескому лицемерию звучат его, казалось бы, грустные слова: 
    … что мне в том? – пускай в раю, 
    В святом, заоблачном краю 
    Мой дух найдёт себе приют… 
    Увы! – за несколько минут 
    Между крутых и тёмных скал, 
    Где я в ребячестве играл, 
    Я б рай и вечность променял. 
    В поэме утверждается активное, деятельное отношение к жизни. Жизнь можно назвать счастливой, полной только тогда, когда есть борьба за свободу. Нужно быть верным идеалу свободы даже в трагических условиях поражения. И без Родины нет ни свободы, ни счастья. По Лермонтову, Мцыри – идеальный образ человека.

  1. Какую функцию выполняет эпиграф к поэме? Какие средства художественной выразительности использует в произведении автор, определите их эстетическую функцию? Приведите примеры.


База данных защищена авторским правом ©bezogr.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница